УПП

Цитата момента



Разве я не уничтожаю своих врагов, когда делаю из них своих друзей?
Авраам Линкольн

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Однажды кто-то стал говорить ей о неземном блаженстве, о счастье, которое ожидает нас в другой жизни. «Откуда вы об этом знаете? — пожала плечами с улыбкой Елена. — Вы же ни разу не умирали».

Рассказы о Елене Келлер ее учительницы Анны Салливан

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон

Упражнение "Тотальное "Да!"

Методичку по Тотальному «ДА» пишут сами дистантники. Порядок такой: хорошо поработал, решаешь сдавать упражнение — прекрасно, внеси свой вклад в методичку. Мы же тебе не поверим, что ты за время своей творческой работы не нашел ничего нового, интересного, полезного для других?! Плюс нам почему-то кажется, что при всех своих достоинствах эта методичка может быть существенно лучшей. Если ты с этим согласен, сделай это, внеси свой вклад!

 

– Нет, ну вы согласны, что со всем соглашаться невозможно?

– Да!

***

 1. Пусть и вслух, и про себя первой твоей реакцией будет: "Да!" Это не касается судьбоносных решений, но во всех штатных ситуациях научись искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. 2. Сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и привыкни заниматься не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя. 3. Строй свои высказывания так, чтобы получать на них всегда: "Да!"

***

*Вход означает, что именно с этого упражнения новичкам рекомендуется начинать свою работу на Дистанции. И это не случайно.

Во-первых, упражнение «Тотальное «Да!» помогает успешнее общаться по жизни. Общение с «Тотальным «Да!» становится куда более эффективным.

Во-вторых, что очень важно, «Тотальное «Да!» позволяет куда более эффективно, не тратя время на споры и «внутренние противоречия»,  учиться на тренингах. Да и ведущим куда как удобнее работать с людьми, которые настроены не возражать, а понимать то, что до них пытаются донести. Вот и получается, что «Тотальное «Да!» - не роскошь, а необходимое условие продуктивной работы с максимальной отдачей! Другими словами:

Хочешь получить больше пользы за те же деньги ?! ! Начни с «Тотального «Да!»!

Кроме того,  это замечательное упражнение позволяет приручить очень вредную частицу  «НЕ». Вы ещё не знаете, чем она вредна?

Очень многие люди, желающие похудеть, дают себе гипнотические установки: «Не ешь то пирожное в холодильнике, на верхней полке…». «Не думай о шоколадном  торте в гостиной». «Не чувствуй голода». И они были бы очень обескуражены, узнав, что фразы, построенные таким образом, на самом деле команды ДЕЛАТЬ перечисленное.  Чтобы понять предложение: «Не думай о зеленом», вам придется сначала подумать о зеленом.

  • Проведем маленький эксперимент. Представьте себе следующие фразы: «Красивый белый лайнер НЕ летит по облакам»… «Кошка не гонится за собакой». Представили? Увидели? Поняли?! Чтобы представить, как кошка не гонится за собакой, вам сначала надо представить, как она эта делает, а потом «перечеркнуть» это действие!!!

 И так всегда. Если ребенок находится в опасной ситуации, а родитель говорит ему  «Не упади» - он, чтобы понять, что ему сказали, должен сначала представить «падение».  И, следовательно, скорее всего он сделает именно то, что родитель хотел  предотвратить. Если же  дать позитивные инструкции, например: «Будь осторожен; аккуратно; смотри под ноги; двигайся медленно» - тогда ребенок получит доступ к представлениям, которые помогут ему справиться с ситуацией.

Вам уже понятно, ЗАЧЕМ это надо, теперь – к ДЕЛУ!

В упражнении «Тотальное ДА»  можно выделить следующие важные составляющие:

1. Умение следить за своей речью.                                

В частности исключить (по максимуму) слово «нет» из своей речи на неделю (а потом, если понравится, возможно, и на всю жизнь ).

Научись заменять это славное слово на любые другие слова и выражения: «вряд ли», «у меня другие планы», «не уверен»… в особо сложных ситуациях можно также заменять «нет» на фразы «извините, нет» и «спасибо, нет». Цель этой части упражнения в том, чтобы каждое «нет», произнесенное вами, было осознанным.

Рекомендуем также научиться формулировать свои мысли позитивно. Вместо «я хочу не говорить «нет»»,  - « я хочу говорить «да», вместо «я не боюсь теперь читать стихи на остановках (это синдром голубого цвета)» - «я теперь читаю стихи на остановках с ощущением комфорта и уюта» и.т.д. (этот подпункт совсем факультативный и только для особенно талантливых).

2. Умение находить и видеть как можно больше смыслов в речи и мыслях других людей. 

Научись понимать точку зрения другого человека, смотреть на мир его глазами, чувствовать окружающее его кожей, слышать и воспринимать так, как это делает он. Для этого, само собой, придется привыкнуть к тому, что истинных мнений (т.е. своих) не существует и что более разумно иметь как можно больше точек зрения на ситуацию, то есть искать не правоту, а новые смыслы.

А заодно предлагаем подумать над вопросами:

Сколько людей в твоем окружении, к которым ты подходишь в предвкушении и с внутренней уверенностью: «Сейчас я многому научусь из разговора с этим человеком!»?

Что такое для тебя спор? Дай такое определение, чтобы ты всегда мог четко отличить спор от чего- либо другого. И кстати, какие альтернативы спору ты можешь предложить другому человеку? Как часто у тебя истина рождается в споре, а как часто – в других формах общения?

Посмотри, насколько часто тебе приходится повторно отвечать на вопрос. У тебя спросили - ты ответил - тебя не поняли и переспросили - тебе приходится отвечать снова. Насколько точно тебе удается с первого раза понять, что у тебя спрашивает человек (понять все смыслы, которые заложены в вопросе)?

А в тех ситуация когда тебе приходится дважды переспрашивать о чем-то другого человека, как часто это происходит только потому, что ты не понял и не был готов согласиться  с первого раза со всеми смыслами, которые были в ответе?

Приведи примеры из своей жизни, когда в результате твоего несогласия с чем-то, «количество добра в мире увеличивалось». В чем польза для тебя в отказе соглашаться и нежелании видеть какие-либо смыслы в словах другого человека? Как ты можешь сохранить все это и при этом начать соглашаться с миром?

Внутренне ты говоришь «Да». А внешне это собеседник чувствует?

3. Строй свои высказывания так, чтобы всегда получать на них: "Да!". 

Прежде чем сказать что-либо, подумай, а что ты услышишь в ответ на это высказывание? Если «нет», а хочется «да», то лучше сразу поискать другую форму и содержание для своего высказывания.

А ещё это хорошая возможность проверить, насколько ты хорошо понимаешь смыслы, выраженные другим человеком. Используя технику парафразирования: «А правильно ли я тебя понял, что…» и стараясь получать в ответ «да» волей-неволей придется научиться правильно понимать то, что хотел тебе сказать собеседник .

А теперь предлагаем конкретные рекомендации и стратегии по каждому пункту.

1. Умение следить за своей речью. В частности исключить слово «нет» из своей речи на неделю (а потом, если понравится, возможно, и на всю жизнь ).

Зачем? Во-первых, "нет" – это конфликтоген, и своим "нет" ты настраиваешь собеседника против себя (подсознательно). Во-вторых, "нет" способно девальвироваться.  Чем меньше ты его употребляешь, тем значимее и весомее становится каждое из них (обратное верно).

Предлагаем несколько стратегий работы со своими «Нет»:

Стратегия «Перепроговаривание»

Одним из хорошо работающих способов научиться следить за своей речью является перепроговаривание полностью той фразы, в которой вы допустили ошибку (ошибкой может быть как слово «нет», если вы следите за ним, так и, например, «ну», «вот»…, если вы хотели бы ограничить использование этих слов в своей речи).

Таким образом, как только вы поймали себя на том, что произнесли что-то не так, как хотели бы – остановитесь, переформулируйте про себя свое высказывание так, чтобы в нем не было «нет», и повторите вслух заново, с самого начала фразы.

Если вы просто отмечаете лишнее «нет» в своей речи, но не перепроговариваете тут же это предложение – то результат будет достигнут (куда он денется), но за больший промежуток времени.

Стратегия «Наказание за ошибку»

Если вы знаете, что на вас действуют отрицательные мотивации, можете попробовать следующую стратегию: берете резиночку, которая используется для стягивания волос в хвост, (либо для перетягивания пачки денег, у кого как ), надеваете ее на запястье, и когда отмечаете, что допустили ошибку в общении, – натягиваете резиночку, и отпускаете, чтобы она вас очень больно щелкнула по внутренней стороне запястья, где очень нежная кожа. Еще один вариант того же – когда замечаете, что допустили ошибку в общении, кусаете себя за руку, бьёте очень больно одной рукой по другой – чтобы было больно.

Стратегия «Фиксация слова «Нет!»

Для того, чтобы научиться лучше отслеживать свою речь, на первоначальном этапе рекомендуем фиксировать все «Нет!», которые из вас вылетают. Для этого заготавливается блокнотик и ручка, и за каждое «Нет!», которое вы отловили у себя сами или вас поймали на этом друзья в течение дня – вы рисуете в блокноте палочку, крестик или любой другой значок. В конце каждого дня все значки подсчитываются, и подводится итог – сколько раз я сегодня прокололся. Поработав таким образом недельку-другую и ужаснувшись, сколько же «Нет!» из тебя вылетает – можно приобрести более сильную мотивацию на выполнение упражнения.

Вот один из вариантов подсчитывания «Нет».

Для подсчета «НЕТ» удобно использовать небольшой блокнотик в клетку, снабженный заранее заготовленной таблицей, например, такой:

 Дата(и/или день недели)

 Мусорные «НЕТ»

 «НЕТ» и «НЕ в начале фразы» со смыслом

 Хотел сказать «НЕТ», «НЕ в начале фразы», но вовремя одумался

Мусорными «НЕТ» считаются 100% слова-сорняки, которые не несут никакой смысловой нагрузки вообще. Например:

Нет, вы правы…

Нет, конечно,  я с тобой согласен…

Нет, ну ты подумай…

Нет, давай…

Нет, ну а все-таки… и т.д. и т.п.

… И совсем замечательное:

 Да нет!

  • Так всё-таки «Да» или «нет» ??

Такие «НЕТ» надо просто отслеживать и «выпалывать» до полного уничтожения. На практике их попадается не так уж много, и справиться с ними достаточно просто.

Частицы «НЕ в начале фразы» часто являются разновидностью  «НЕТ со смыслом».  Например:

не то, не это, не туда..;

не сейчас;

не надо;

не лезь…и др.

Колонка «Хотел сказать «НЕТ» или «НЕ», но вовремя одумался» первое время, как правило, пустует. Мы сначала говорим, а уже потом, в лучшем случае,  «фиксируем» что сказали.

Иными словами: «Чукча не слушатель, чукча оратор!», а все мы - немного чукчи…

Но, время идет, постепенно, колонка начинает заполняться… Значит слушать себя научились,  пора начинать думать и поглядывать на второй пункт Желтого упражнения. А пока…чтобы Вам было ещё проще…

 Инструкция по работе с таблицей

1.Блокнот с таблицей и ручка всегда должны находиться в легко доступном месте, как говориться, под рукой. Удобно носить блокнот в кармане или вешать на шею.

2.Каждое мусорное «НЕТ» просто отмечается черточкой. В конце дня количество черточек подсчитывается.

3.Если «НЕТ или НЕ со смыслом» (3-я колонка), нужно пометить с каким именно, а если есть время, полезно коротко записать всю ситуацию (или диалог), а вечером проанализировать.

4.Если возникло спонтанное желание по привычки сказать «НЕТ», но ты успел его отследить и предотвратить, молодец! Поставь черточку в 4-ю колонку.

Заполненная таблица выглядит примерно так:

Среда 18.09     / / / / / / / / / / / / / / / / /      С целью перехватить инициативу в споре: / / / /

Желая прекратить разговор (подруга позвонила, когда у меня был мой парень и лезла с глупыми вопросами: «Ты пойдешь на первую пару? А что с собой надо брать?..»): / / / (за 1 р-р)

Обиделась на маму и хотела ее позлить: / /

Цель: отказаться от чего либо -/ / / / /

Проанализировав ситуации, решила: нужно более определенно выражать свои чувства и намерения. Например, подруге можно было бы объяснить, что у меня гости и мне не удобно разговаривать с ней именно сейчас. Я могла бы попросить ее перезвонить позже. Или  сама ей перезвонила бы.  А  маме надо было прямо сказать, что я на нее обиделась… Так даже как-то честнее получается  и  «запретное слово» будет проскакивать  гораздо реже. ВСЕГО за среду:          16       9         1

Если назвать точную цифру сложно стоит воспользоваться методом Вилки.

Метод «Вилки»

Нужно задать не одно значение, а диапазон, в который планируете попасть на следующей неделе (чем вилка уже, тем лучше). Например:

- 5-6 мусорных «НЕТ» в день;

- 2-10 нестандартных поступков в неделю… / но это уже совсем другое упражнение /

sss   Неужели надо каждый раз думать, как отвечать на вопросы, типа: «Суп будешь?» без «НЕТ»? Это же зависание перед ответом будет секунд 10 ?!?

Да, первое время «зависание», скорее всего, будет, но… «зависание» или пауза перед ответом это очень хорошо! Во-первых, это говорит о том, что вы начали своей речью управлять и ваши стандартные ответы уже не выскакивают сами по себе, вы их останавливаете! Вы уже хозяин своей речи! Во-вторых, делая паузу, вы получаете возможность обдумать ответ .

Вот несколько способов научится отвечать на подобные вопросы без привычного «Нет»:

Способ 1.Прежде чем отвечать досчитай до 5.

Сделай паузу (кушать «Твикс» не обязательно) между вопросом, адресованным тебе и твоим ответом.

– Например:

- Ну, что в кино идем?

-(Ты в кино не собираешься и поэтому молчишь …,считаешь про себя до 5 и формулируешь ответ без «НЕТ». Итак: 1, 2, 3, 4, 5) Погода уж больно хорошая, может лучше пойдем в парк, как ты думаешь?

Если пауза затягивается или собеседник не уверен, что его услышали, обозначь свое намерение:

 дай-ка подумать;

 в кино, говоришь;

 сейчас, сейчас;

 интересно; посмотрим, что можно придумать…;

 как бы это лучше сказать… и др.

Способ 2. Скажи «Да!», а потом думай.

         Этот способ подходит для мирных, штатных ситуаций. Схема такая: вам задали вопрос, вы без задержки отвечаете: «ДА!», а потом делаете паузу и думаете, а что собственно ДА.

– Например:

- Ну, что в кино идем?

- Да! (пауза…понимаешь, что идти в кино не собираешься… Как бы об этом лучше сказать? 1,2,3..) Хотя.., с другой стороны, такая погода хорошая. Может нам лучше пойти в парк, как ты думаешь?

Этот способ также помогает скорее научиться искать в первую очередь то, в чем ты с человеком согласиться можешь. Трудно представить такое высказывание, в котором нельзя найти абсолютно ничего, с чем вы готовы согласиться. Вы согласны?

Способ 3. Шаблоны

Шаблоны - это такие универсальные «домашние заготовки», которые можно быстренько «достать» и использовать. Наличие значительного количества шаблонов (лучше собственного производства) повышает вариативность реагирования, сокращает время на обдумывания ответа, делает речь более разнообразной и оригинальной.

Вам уже будет не надо каждый раз думать. Просто надо один раз сесть и написать список толковых ответов  без «НЕТ» по всем типовым ситуациям, с которыми  вам приходится часто сталкиваться.

Примеры шаблонов:

1. Вы выходите? Я вас пропущу; Только после Вас!; ….

2. Будешь суп? Спасибо, я поем позже; Я уже поела; -   ….

3. Мы к бабушке едем? А машинку купишь?  и др. — А ты как думаешь? ….

4. Закурить есть? — Бросил; ….

5. Это «Витязь»? — Вы ошиблись номером; ….

6. А что, картошки дома нет? — Картошка закончилась ……

7. Дашь лекции переписать? — ….

8.  …. — ….

sss   Я, честно говоря, над упражнением еще не работал, ну, в том смысле, что активно. Но я над ним думал… много.  И мне кажется, что если я на все буду отвечать «ДА!» мои близкие, да и на работе тоже, начнут меня всякой ерундой сильно загружать.  А я, выполняя упражнение,   ни отказать, ни поспорить, не смогу.  И что это будет? Или я чего не так понял?

Во-первых, Дистанция- это тот редкий случай,  когда лучше сначала упражнение ДЕЛАТЬ, хотя бы недельку, а уж потом  думать. Точнее  анализировать полученные результаты и планировать свои дальнейшие шаги.

Эффективно работать над упражнением (и не только над этим) по следующей схеме:

ЗАПЛАНИРОВАЛ ОБЪЕМ РАБОТЫ – СДЕЛАЛ –  ОЦЕНИЛ РЕЗУЛЬТАТ – ПОСТАВИЛ НОВЫЕ ЦЕЛИ

При таком подходе многие «надуманные» вопросы снимаются сами собой.

Но, если ты уже успел обеспокоиться, в порядке исключения…

«… у того, кто хорошо отработал «Да», гораздо легче и тверже начинает звучать осознанное «Нет». Почему? Когда ваше «Нет» звучит редко, то вдруг сказанное, оно звучит  для собеседника куда как серьезнее. А для себя «Нет» говориться убежденнее, потому что ты привык взвешивать свои слова. Ты знаешь, что возможности для «Да» уже исчерпаны и отсутствуют, и говоришь спокойное: «Нет».

 Н.И. Козлов «Для тех, кому нравится…», стр. 310.

Если ты исключил из лексикона все «НЕТ» (и «НЕ в начале фразы»), это совсем не значит что ты должен соглашаться на все и со всем, что бы тебе не предложили (сделать, съесть, прочитать и т.д.).  Тотальное «ДА!» не «отменяет» разумный подход к жизни и не призывает  действовать вопреки здравому смыслу. Напротив, помогает эффективнее и обдуманнее реагировать на сложившуюся ситуацию. Можно отказывать, отстаивать свою точку зрения (если это нужно), добиваться своего и при этом находиться в упражнении «Тотальное «ДА!». Как это? Да очень просто: ведь отказы (без употребления «НЕТ», конечно), отстаивание своей позиции и т.д. – это внешние проявления, а ваше внутреннее состояние в это время какое? Догадались? Совершенно верно,  внутри у вас полное «Тотальное «ДА!». Или, другими словами: пора переходить от внешнего «ДА» к внутреннему, т.е. ко второму пункту упражнения

Сними уверенность, что ты мыслишь истинно, а другие заблуждаются, и привыкни заниматься не поиском правоты, а приобретением нового смысла для себя.

Продолжение: щелкайте здесь!



Страница сформирована за 0.62 сек
SQL запросов: 170