УПП

Цитата момента



Кто умеет довольствоваться, тот всегда будет доволен.
Древние нищие

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Урга 2011

© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка: Николай Козлов, Синтон

Подборка из отчетов дистантников

Танака. Итоги «Тотального ДА».

Начиналось все с того, что я только-только пришел на Дистанцию. Мне рекомендовали первым взять ТДа и я его взял. Надо сказать, что я совершенно не осознавал свою "ущербность". То есть я понимал, что меня считают негибким, трудным в общении человеком, и хотел это изменить. Но почему так происходит, что надо сделать?

ТДа заняло у меня примерно год. Как я сейчас понимаю, дело осложнялось многолетней привычкой видеть мир через перекрестье прицела и гипертрофированным интеллектом.

Мои цели были банальны, а подход - вполне шаблонным. Я хотел:

1) Научиться воспринимать мнение других и соглашаться с ним.

2) Чтобы меня воспринимали как Человека-Да, мягкого и склонного к компромиссу.

Сначала я стал отслеживать свои нетки и избегать их использование в разговоре. Сказано - сделано. Через месяц я сократил употребление неток почти до нуля, но легче мне не стало. Ведущий бросил мне интересную мысль: "Ты рассматриваешь позицию собеседника как мишень, а собеседника - как противника."

Поразмыслив, я согласился. Следующий месяц я старался НЕ ВОСПРИНИМАТЬ собеседника как противника. В результате я вообще перестал воспринимать собеседника.

Разговоры мне стали скучны, а мнение собеседника - фиолетово. Оказывается, что единственное ради чего я слушал собеседника (и внимательно слушал!) – это чтобы разбить его в пух и прах, а потом открыть ему Истину (свою, разумеется!). Когда это ушло, осталось только равнодушие. (Кстати, яркий пример, как негативная постановка задачи приводит к негативному решению.)

Естественно, такое меня устроить не могло. Следующим шагом была примерно такая мысль: "Хорошо, ты прекрасно умеешь разрушать чужие построения, ты видишь все слабые места, а мог бы ты найти сильные места? Ведь это не менее интересная и более трудная задача!" Я с жаром стал искать в беседах и высказываниях то, с чем можно согласиться. Тем не менее, меня по-прежнему воспринимали как человека-Нет.

Через какое-то время до меня дошла-таки простая идея, которая полностью перевернула мое восприятие.

Есть миллионы мнений и мое - только одно из них!

Оно может быть правильным или нет, интересным и не очень, но оно - всего лишь моя правда, моя локальная истинка, а отнюдь не всеобъемлющая Истина. Людей много, и все по-своему правы. Если бы у меня были мозги и тело этого человека, если бы я жил так, как он, то у меня было бы точно такое же мнение как и у него.

Я отказался от монополии на Истину, я допустил, что существуют другие мнения, такие же истинные, как и мое. Теперь мой интерес стал неподдельным. Я искренне старался понять другого человека. Что он думает, почему он так думает, что он хочет, зачем ему это надо и т.д.? Это было потрясающе - я как бы приплыл к людям со своего необитаемого острова. Прошел еще примерно месяц и наконец прозвучали заветные слова: "А ты стал мягче!" Это был настоящий триумф!

Дальше было просто - терпение, труд и время. Постепенно мое новое восприятие стало привычкой. Я научился слушать собеседника, общаться с ним не перебивая ("Слушай другого, себя услышать всегда успеешь!"), понимать его.  

Теперь я по праву горжусь своим умением слушать. Слово "Да" стало моей философией, а слово "нет" и "абсолютная Истина" затерялись где-то среди остальных слов и мнений.

Как эффективнее отрабатывать 4 шага Жёлтого цвета.

Задание.

1. Услышал – повтори вслух (слово, фразу, парафраз, резюме), и удостоверься, что понял собеседника правильно.

2. Пойми, почему и зачем он это говорит.

3. Согласись, с чем возможно.

4. Вырази свою точку зрения (при условии, что она кому-нибудь нужна).

Подсказки.

1. Экологичнее для собеседника говорить перед повтором «я правильно тебя понял, что …» или «то есть, …».

2. Для отработки второго шага очень хорошо найти искреннего человека, который будет Вам давать обратную связь на то, правильно ли вы его поняли.

3. Обычное «Тотальное Да».

4. Вот это-то и хочется сказать сразу, вместо всяких 4 шагов!

Что даёт это упражнение?

 Понимание собеседника.

 Возможность согласиться без внутреннего сопротивления.

 Ощущение, что Вы – мудрец, и очень грамотно ведёте разговор.

Планировала: избавиться от «да, но». Получилось. Во большинстве случаев говорю в духе «да, и». Я ищу варианты, которые будут устраивать и меня и собеседника, исходя из позиции собеседника как идущей первой. Заметила свою ошибку: я часто искала компромисс, то есть примирение двух точек зрения. На мой взгляд, в компромиссе предусматривается то, что эти точки зрения противоположны и можно найти только их примирение. Теперь я ищу как общее в точке зрения своей и собеседника, так и варианты развития ситуации в будущее. Это получается в большинстве случаев. 

…Слушал идеи по организации офиса и, будучи не согласным в принципе, работал на внутреннее согласие и тотальное «да». Будучи согласным внешне, не мог избавиться от внутреннего чувства, похожего на чувство боли и напряжения: «да как же так, фигня получится!!!» Я нашел, с чем можно согласиться, но чувство протеста(?? Или размышления о возможности изменить ситуацию к лучшему?) осталось. Потому что получится действительно фигня.

Ситуация была такая. Мы решили, раз мы работаем с Италией, попробовать импортировать обувь и продавать ее. Продвигалась идея поставить в той же комнате, где занимаются мебелью, полки с башмаками в качестве образцов. Потому что еще одна комната будет стоить штуку баксов в месяц. А теперь представьте себе: приходит дизайнер-архитектор, с ним распальцованный клиент, у которого коттедж на Рублево-Успенском, он ожидает видеть специализированную фирму по дизайну и мебелировке помещений, а тут вам в одной комнате и мебель, и тапочки какие-то, только презервативов в розницу не хватает! - Ребята, да вы чем тут занимаетесь? Или у вас дела так плохо идут, что вы за все беретесь, так на фига мне такие специалисты?.. - Вот и возникло у меня это самое чувство протеста («да вы что?!!»): что угодно, только не это, отговорить любой ценой и решить проблему другим образом, иначе половина клиентов сбежит. Такие были размышления. А как надо было?

Подумай о второй важной задаче: при встрече с другой позицией заменить протест (защиту и атаку) на пристройку и ведение.

Из беседы с агентом турагенства по продаже клубного отдыха:

Вы хотите устроить своей семье прекрасный отдых?
— Конечно, хочу.

Хочу, хочу… Много я чего хочу! Хочу — не значит буду делать.

Позволяют ли вам ваши доходы раз в году вместе с семьей отдохнуть на побережье Атлантики?
 — Да, вполне позволяют.

Они мне позволяют купить даже миллион алых роз. И что, на это мне стоит все мои доходы — выбрасывать?

Тогда вы принимаете наше предложение и мы подписываем контракт?
 — Спасибо, у меня на лето другие планы.

Вы избежали ловушки! Вам хочется пожевать сдобных булочек — да, вам по деньгам купить эту румяную булку — да, но это не значит, что вам следует покупать именно ее, именно здесь и именно сегодня. Очень возможно, что купите вы булочку завтра, купите ее в более приличном магазине, и вообще это будет не булка, а ржаная лепешка.

Вот. Так экономит вам время и деньги принцип максимальной эффективности.

Стратегия «Парафразирование» очень помогла мне при отработке третьей части упражнения — Строй свои высказывания так, чтобы получать на них всегда: «Да!». С одной стороны, я проверяю, правильно ли поняла мысль собеседника. С другой стороны, собеседнику приятно, что я его внимательно слушаю. Наработала определенные шаблоны, чтобы «вернуть» собеседнику его мысль — «Я правильно тебя поняла…», «Значит, ты полагаешь…», «Так ты думаешь…». Например:

Я считаю, что, занимаясь по такой схеме, мы достигнем хороших результатов.

Значит, ты полагаешь, что новая схема более эффективна?

Задавать вопросы только в позитиве, исключить непродуманные или несвоевременные вопросы и идеи.

Эта задача тоже работает на мою третью цель отработки упражнения. Как только я начала внимательней формулировать вопросы, количество ДА от людей резко увеличилось. Так приятно, ведь НЕТ слух уже «режет». Вместо: «Ты не можешь мне помочь?» говорю: «Ты можешь мне помочь?», а иногда еще проще: «Помоги мне, пожалуйста».

Заметила, что услышать ДА помогает изменение формы вопроса на утверждение. На вопрос «Ты хочешь в кино?» можно услышать и ДА, и НЕТ. А можно сказать: «Я хочу в кино. Как тебе эта идея?». Или «Давай сходим в кино».

Умею, находясь в «Тотальном ДА», отстаивать свои интересы. Например, я работаю на компьютере - делаю доброе дело для нашей школы (руководитель с радостью одобрил эту мою идею несколькими днями раньше). А теперь я хочу делать это доброе дело еще и в рабочее, а не в свободное время. Приходит руководитель и говорит: «Марина, ты не хочешь сегодня позаниматься с учениками?» Вообще-то, сегодня в моем расписании это не значиться. Но я говорю: «Хочу. И могу. Единственный нюанс — я сейчас работаю на компьютере. Скажите, что для Вас нужнее, чтобы я работала на компьютере или занималась с учениками?» Он: «Да, на компьютере нужнее. Хорошо, я сам позанимаюсь с учениками».

Позже стал использовать технику «опережающего лидерства»: мне задают вопрос à я мысленно соображаю, зачем собеседник меня об этом спрашивает à отвечаю так, чтобы предугадать его СЛЕДУЮЩИЙ вопрос.

Что-то типа:

- Леденцы будешь?
- А ты предлагаешь?

Или:

- Конфеты любишь?
- Предпочитаю фрукты.

Наиболее выгодным мне показался альтернативный вопрос. «Мы будем есть рис или макароны?» вместо «Мы обедать будем?», «Мы пойдем в сауну в пять или в шесть?» вместо «В сауну-то сегодня пойдем?» на подобные формулировки я ВСЕГДА получала положительный ответ. Здорово!

Для Внутреннего ДА! применила подсказки от Н.И., полученные во время очередного занятия: с того момента я начала смотреть на 2 людей, с которыми у меня возможны конфликтные ситуации и/или несогласие, как на стихию — дождик, например. Он шумит, громыхает, проявляет себя тем или иным образом, но для меня — это просто дождь, и мне не приходит в голову обижаться, спорить или волноваться из-за него! Потрясающее ощущение! Периодически сама провоцировала брата на его эмоции и удивлялась, насколько помогает отношение к нему, как к дождику! Спасибо, Н.И., за подсказку!



Страница сформирована за 1.05 сек
SQL запросов: 170