© Материалы сайта защищены авторским правом. При их использовании обязательна ссылка:
Берёзка (Наталья Ш.): ИТОГОВЫЙ отчёт по упражнению «Царственная осанка и сиятельная улыбка»
Над упражнением работала с декабря 2000 (т.е. уже около 10 месяцев ! ).
Чувствую, что достигла целей, поставленных в тексте упражнения.
Что касается моих личных целей полагаю, что в рамках зелёного мои цели также достигнуты. Почему так обтекаемо - см. ниже.
Во всяком случае, заканчиваю над работой по этому упражнению и представляю свои итоговые результаты.
Взаимоотношения с упражнением складывались долго и трудно, но с большой любовью. Вообще, упражнение (или это у меня так получилось?) настолько интересное, но настолько сложно мне, как цели, так и саму работу, а уж особенно её результат сенсорно и конкретно проанализировать и прописать
Моя цель изначальная была вот такой:
1. Создать внутреннее состояние царственности и научиться в нём жить постоянно.
Ни больше, и ни меньше.
Естественно, при такой постановке вопроса и работать мне было очень своеобразно
Такой слишком глобальный подход (я в этом упражнении, можно сказать, занималась поиском себя, поиском своей женственности). Естественно, я поняла, что в рамках Дистанции (да и вообще, в рамках постановки целей) это ошибка, но значительно позже, и потом мне так хотелось Думаю, именно поэтому моя работа над этим упражнением так затянулась.
Позднее я всё же разукрупнила свою работу, ряд аспектов оставив на потом (на другие упражнения), и поставив себе в план только то, что имело прямое отношение к этому цвету и этому курсу:
- Прямая свободная осанка по максимуму (т.е., не всегда, но всегда, когда это возможно физически).
- Доброжелательная улыбка (виды улыбок и контексты применения их см. ниже).
- Сохранение внутреннего достоинства «Я себя ценю» постоянно.
И этих целей я достигла к настоящему моменту.
Я кратко прописала себе желаемый образ по внутренним и внешним параметрам. Часть этого я уже имею, часть - сделаю через другие упражнения.
Это самый последний вариант.
Внешние критерии:
1. Прямая свободная осанка, с расправленными, повешенными вниз и назад плечами (+).
2. Походка от бедра с центром тяжести в районе желудка по прямой линии или даже с легким закрестом стоп (+-).
3. Чуть приподнятый подбородок, взгляд, направленный вперёд или поверх (+).
4. Лёгкая улыбка в уголках губ и открытая улыбка при общении (+).
5. Медленная сияющая улыбка иногда (+).
6. Спокойные, плавные и широкие жесты (будет решено в белом цвете).
7. Занятие места в пространстве если не по максимуму, но столько, сколько действительно нужно плюс чуть больше, естественное - как будто так и надо (+-).
8. Речь плавная, звучная, неторопливая, говорить немного и со значением (будет решено в белом цвете).
Внутренние:
1. Чувство собственного достоинства постоянно, уверенность в собственной ценности просто потому что (+).
2. Выдержанность и дружелюбное спокойствие как базовое состояние плюс чуть покровительственное (кроме отдельных случаев) и, к тому же, приподнятое (+1+2 по шкале «хорошо») (+).
3. Постоянная доброжелательность и внешняя открытость (+).
4. В разговоре внимание на человека (доброжелательно и ободряюще - от «покровительственно») (+).
5. Умение повысить визуальный ранг, умелая подача своих достоинств без концентрации внимания на себе (+).
6. Спокойные и естественные реакции на свои ошибки, поведение, не соответствующее каким-то социальным нормам («Королева не оправдывается» - словно высшей инстанции среди людей нет - я перед ними оправдываться не обязана, хотя и ответственность это не снимает). (+).
Цитата из И. Ефремова: «Слово «ведьма» происходит от слова «ведать» и обозначало женщину, знающую больше других, да еще и вооруженную чисто женской интуицией. Ведовство - понимание скрытых чувств и мотивов поступков у людей, качество, вызванное тесной и многогранной связью с природой. Это вовсе не злое и безумное начало в женщине, это проницательность.» (+).
Все эти критерии я уже имею и могу демонстрировать. Стопроцентный контроль над ними (и над всеми ситуациями) я пока не получила, но, полагаю, это придет с опытом и с работой в фоном режиме по жизни.
Внешние критерии я проявляю (кроме тех, которые сделаю через белый) - почти всегда по жизни.
Интересно, что именно это упражнение стало первым, в котором я по внешним признакам действительно больше ориентировалась на потребности окружения, чем на свои собственные. Именно так я решила демонстрировать всегда по возможности приподнятый эмоциональные фон и живые эмоции вообще (спонтанность, яркость) - однако при этом ВСЕГДА СОХРАНЯЯ ВНУТРЕННЕЕ ДОСТОИНСТВО (это и был критерий царственности).
И по обратной связи (даже не всегда проговоренной, а просто реакции людей на меня - это работает!!!
Внутренние критерии - по-разному. В одних сложных ситуациях бывали и срывы. Но, однако, в других сложных ситуациях я была по этим критериям на высоте - и именно это подстегнуло меня упражнение сдать.
И, надо сказать, я давным-давно себе придумала три слова-девиза: мудрость&женственность&чувственность. Они мне очень помогали и в этой работе
Мои основные результаты:
Я значительно улучшила свою осанку. Теперь я сутулюсь только изредка (не более 5 раз в день по минуте-две), когда по каким-то причинам мне значительно комфортнее сидеть в позе ссутуленной, или когда спина устает, и так, переменив положение, я даю ей разрядку. Изменился тонус мышц спины, плеч, груди (это и благодаря упражнениям). При этом я особое внимание уделила тому, чтобы спина была (и выглядела) свободной, пусть даже и в ущерб совсем уж прямости. Я переместила центр тяжести чуть ниже, чем раньше - в район желудка, благодаря чему у меня появилось чувство устойчивости, и, как следствие, уверенности и даже при необходимости самоуверенности.
Я провела значительную работу со своей походкой (хотя она ещё и не закончена), но результат уже меня устраивает.
Я научилась улыбаться разными улыбками:
- лёгкая улыбка в уголках губ и загадочное выражение глаз - это лицо я выбрала себе для - постоянного ношения
- открытая широкая улыбка, вдруг и враз открывающаяся - для неформального общения
- мягкая, медленно открывающаяся улыбка (часто в сочетании с лёгким вздохом, опусканием ресниц) - когда хочу произвести впечатление, такое кокетство. Пока ещё тренируюсь - по заказу не всегда получается. Но уже опробовано хорошо!!!
Вообще для меня стало потрясающим открытием, как много улыбка при общении дает и собеседнику, и мне!
Я долгое время работала с телесными зажимами - мне удалось ряд из них снять, ряд - отслеживать, зная их значение и расслаблять по ситуации. Иногда даже наоборот - зная, для чего нужен зажим, я могу его сделать, чтобы это получить.
Хочу вот разозлиться - челюсти можно зажать.
Стала больше следить за собственным внешним видом, больше за собой ухаживать и ублажать (это совпало с упражнением «любовь к себе»). Выбрала более определенный стиль, и его придерживаюсь. Для этого отказалась от ряда одежды (джинсов, например), но не совсем, а с условием: уж если я надеваю спортивную/туристическую одежду - 1) она должна быть качественной и хорошей, 2) весь облик должен быть целен и подогнан так, чтобы я и в этой одежде выглядела замечательно (получилось). То есть, была ещё и широкая работа с подачей себя вообще, я научилась свой визуальный ранг завышать в тех контекстах, где у меня был раньше не такой высокий ранг. И - как следствие - я гораздо спокойнее стала относиться к тому, какое впечатление могу произвести на людей, и если я вдруг произвожу впечатление не той степени, какой могла бы - я спокойно к этому отношусь (не это мой фокус внимания вообще).
Основное, чего я достигла через царственность, - настоящая, постоянная, безотносительная уверенность в себе.
Т.е., конечно, бывают и срывы, но постоянным потоком по жизни - я в себе уверена и себя ЦЕНЮ.
Одно из проявлений этого по жизни - то, что я стала меньше стремиться произвести впечатление на других, меньше себя выпячивать, меньше стервозничать и оригинальничать, наверное. Это просто стало мне ненужным.
А впечатление я и так произвожу очень даже хорошее (см. ниже).
Стала получать на себя совершенно иную обратную связь, а именно: МНЕ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ ГОВОРЯТ, ЧТО Я КРАСИВАЯ, А УЖЕ ПОТОМ - ЧТО Я УМНАЯ. Причем мне говорят о том, что я красивая, регулярно, постоянно и очень часто.
Вот мой муж долго хохотал, когда я ему это рассказала. Поясняю: у него есть поговорка: «Бывают женщины красивые, бывают умные, а бывают и умные, и красивые, но надувные » Так что переведя себя в разряд женщин красивых, по его классификации я умной быть перестала
Но на самом деле мне было даже полезно несколько скрыть свою «умность» (а то люди меня иногда боялись из-за этого - сами говорила). А ещё часто говорят: «Как редко бывает, что красивая женщина ещё и умна!»
По-моему, ТОЛЬКО РАДИ ЭТОГО СТОИЛО УПРАЖНЕНИЕМ ЗАНЯТЬСЯ!!!
Я научилась свободно и с радостью занимать много места в пространстве (даже порой больше, чем мне реально нужно) - а не «ютиться на краешке стула». Это уже стало для меня хорошей традицией - выбирать то место, которое мне действительно удобно и располагаться на нём со всей свободой, даже в чужих, незнакомых контекстах. Это ещё и ресурс ого-го какой!
Как следствие - я научилась собой людей напрягать (раньше был страх, что я собой людей напрягу: 1) знакомым - «подумают, что навязываюсь», 2) незнакомым - подумают и даже скажут гадость, которая меня пробьет. Теперь это ушло в прошлое. Даже наоборот - я особенно полюбила людей напрягать (это не значит, что я теперь этим занимаюсь где ни попадя, а значит, что я это теперь делаю с особенною любовью).
Вот в качестве примера: понапрягала Деза собой на Практике: запросто брала у него батончики, не спрашивая, легко выпросила у него булку и пр. Он сначала был несколько удивлен, кажется, но реагировал нормально, а для меня было это ужас-как приятно
А в метро, например, очень эффективно не просто человека попросить пропустить, но и легонечко его подвинуть рукой. Действительно «напрягались» на меня за это очень редко (просто им непривычно было, но почти не замечали этого нарушения их пространства) - однако сразу пропускали. Вообще, замечательно научилась проходить тот самый «тест на царственность» - идти сквозь толпу, чтобы она обходила, расступалась. Получается! Конечно, не все 100% (всегда найдутся такие же экстремальщики, как я, но на грубость на нарывалась ни разу за 10 месяцев (!!!), а на негативную оценку - не больше 10 раз.
И вообще заметила, что я всегда хожу по центру (дороги, коридора, туннеля), часто сажусь на центр сидения, дивана и пр.
Я научилась сохранять свое достоинство в ситуациях негативной критики меня или высмеивания - мне это теперь даже бывает приятно, и я извлекаю из этого полезные уроки - И ЭТО ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, ПРЯМО НА УРОВНЕ ОЩУЩЕНИЙ ДАЖЕ.
Вот в нашем семейном клане по материнской линии я младшая, и все женщины (сестры (родная +2 кузины), тетя, бабушка, мама). Любимое дело (особенно сестричек) было надо мной подшучивать, я обижалась. Последний год - сначала я обижаться совершенно перестала, а стала с ними такой доброжелательно-покровительственно-тёплой. И они вышучивать меня перестали!
А последний писк был, когда я действительно покровительственно, доброжелательно и сверху научилась относиться к моей родной сестре, которая на 10,5 лет меня старше, и с которой отношения всегда складывались именно как два разных поколения
Это моё значительнейшее достижение - изменение отношения ко мне в семье. Я приобрела там вес.
Виды моей царственности:
По сути, я использую их два:
1. Спокойная доброжелательная царственность «сверху» - очень покровительственная такая.
Использую: по жизни всегда фоном плюс в некоторых контекстах общения. Часто «покровительство» заменяется у меня «ОБОДРЕНИЕМ» - это моё собственно изобретение, и так я решила проблему с высокомерием, которое меня останавливало от позиции сверху.
2. Жизнерадостная приподнятая, яркая доброжелательность с сохранением внутреннего достоинства «на одном уровне».
Использую: при неформальном общении. Так людям со мной приятнее (я это точно знаю), чем, когда я «снисхожу», и это заметно им. Хотя иногда я люблю и «снисходить» - см. п. 1, но надо меру точно знать.
Способы обретения царственности:
Для осанки:
Это условное название целой группы способов, направленных на
Укрепление мышц спины:
- растяжка с дверным косяком (2);
- упражнения с гантелями (Синди Кроуфорд);
- «приклеивание» себя к спинке сидения;
- ношение рюкзака, а не сумки.
Контроль за осанкой:
- «приклеивание» себя к спинке сиденья, контроль осанки по стене
- контроль по временным точкам
- контроль по точкам, в которых я знаю, что обычно сутулюсь
Создание себе комфортного места, чтобы действительно было удобно сидеть прямо. Это очень-очень важно, потому что часто я требовала невозможного от своего организма, о нем не позаботившись.
И моим девизом здесь стало:
Это не напряжение, а обретение комфорта. Телу это действительно приятно.
Для улыбки:
- тренироваться перед зеркалом, пробовать самые-самые разные и из них выбирать;
- всегда тренировать улыбку в одиночестве, внимательно прислушиваясь к ощущениям и доводя их - до комфорта и соответствия;
- вообще гримасничать в одиночестве, как перед зеркалом - для выбора «привлекательной мордочки», так и себя не видя - для выбора «мордочки удобной»;
- калибровать людей после того, как им свои улыбки выдаешь.
Для внутреннего состояния:
Вживание в образ.
Образы могут быть:
- Живые примеры.
Возникла какая-то жуткая ассоциация сразу на «пионеров-героев». Просто таких женщин мало, и им надо памятники ставить
У меня такой был основной один - Наташа Г., хотя её царственность меня для меня устраивала только частично, но хороша же! Я под неё подстраивалась, копировала, разбиралась, отчего и почему у неё так, и в результате сняла то состояние, которое хотела. Ещё поминала часто Маришу З. по части наличия такого интересного оттенка достоинства (для меня несколько холодновато и как то слишком светски, но здорово). А так, в основном, искала свой.
- Образы литературные, киношные.
Вот с ними я долго развлекалась. Подарю вам мои любимые (в порядке убывания значимости):
- Таис - Иван Ефремов «Таис Афинская»
- Лилия де Сейтас - Джон Фаулз «Волхв»
- Шота - Терри Гудкайнд «Первое правило волшебника» (и все последующие)
- Миссис Рэмзи - Вирджиния Вулф «На маяк»
- Галадриэль - Джон Толкиен «Властелин колец»
- Раен Мет Марен - Кэролайн Черри «Район змеи»
Может статься, это и не королевские образы вовсе, но я в них увидела что-то близкое к моему представлению о царственности
Из киношных сложнее. Выделю только:
1. Интересные образы делает Джулия Ормонд в «Первом рыцаре», «Сабрине», «Молодой Екатерине». Это не совсем царственность - но по части внутреннего, королевского, достоинства в сочетании с искристой эмоциональностью - здорово.
2. Мэдлин Стоуи в «Последнем из могикан». Что-то такое благородно-аристократическое (когда режиссер не заставлял её не по-королевски страдать
И, кажется, это просто свойственно этим женщинам по жизни.
Кстати, о звёздах - та статья из ELLE Софи Фонтанель, которую я прикладывала к предыдущему отчёту.
Как работает: анализирую, что именно в них меня цепляет, как они это проявляют - и по жизни себе говорю: «Вот сейчас я » - и вызываю состояние, которое, по моему мнению, наиболее этой даме соответствует.
Чем хорошо надевать на себя образы:
Так делаешь конкретное поведение, а не непонятно что.
Не мешает собственный багаж верований (напр., «Высокомерие - это плохо и т.п.»). Ведь это же не я, а А у неё-то таких верований нет!
Работа с убеждениями.
Вот люблю я что-то делать со своими верованиями! (это один из моих любимых ЛУ, наряду с личностным своеобразием теперь понятно, почему у меня работа так складывается?)
Могу выделить два аспекта этого вопроса:
Во-первых, ограничивающие убеждения, которые мне мешали становиться Королевой. А было у меня такое представление о Королеве: что-то вроде заносчивости, высокомерия, далекости от народа. Всё бы ничего, но в начале работы, когда я Королеву делала, именно это из меня и лезло - мои представления воплощались мною же (а как же иначе, я что думала, то и делала, как бы ни желала обратного). Я идентифицировала себя как ведьма, русалка, нимфа, сирена и пр. и просто не хотела себя идентифицировать как королева!
Что я делала: играла в образы (см. выше) и играла в «если бы » (см. ниже). Кроме того, очень полезно было выявить свои верования, свое описание королевского образа и скомибинировать что-то совершенно иное. Поначалу я даже очень не хотела употреблять по отношению к своей работе слово «царственность», «королева» и проч. - слишком для меня была неприемлема смысловая нагрузка, мною же в эти слова и вложенная. И здесь опять же проявлялась зависимость от внешней оценки (см. выше).
Теперь, надо сказать, я совершенно спокойно и даже хорошо отношусь к этим словам. И к оценке меня - тоже.
Но убеждения были для меня не только препятствием на пути, но и способом работы, а именно: я создала себе несколько убеждений, по которым стала жить (такой способ я придумала в упр. «Хорошо»):
- «Королева не унижает себя оправданиями и защитными реакциями» - что-то в этом роде. Это была замечательная игрушка для меня, особенно поначалу, когда я ещё часто сваливалась в ненужные оправдания и чувство вины. Просто, когда я себя на такой реакции ловила, я сразу же себя останавливала, говорила заветную фразочку - и - вызывала то тестовое состояние, над которым работала в настоящий момент. Этот способ мне очень многое дал.
Я придумала хитрую комбинацию из, казалось бы на первый взгляд, совершенно противоположных убеждений:
- «Я (Королева) могу себе позволить всё» и
- «Я (Королева) не могу себе этого позволить».
Первое служило для меня замечательной мотивацией делать что-то для себя нестандартное, или, например, что-то, что могло бы доставить неудобство/неудовольствие окружающим, т.е. обычно ПРЕДШЕСТВОВАЛО выбору какого-нибудь поведения. Так, я как Королева говорила себе: «Я Королева и могу позволить себе быть спонтанной, непосредственной и эмоциональной». «Я Королева и могу позволить себе сделать это» и т.п.
А второе вступало в силу, когда необходимо было сделать выбор между СДЕЛАТЬ что-то и полениться и НЕ СДЕЛАТЬ. Тогда я говорила себе: «Я Королева и не могу позволить себе выглядеть плохо.» «Я Королева и не могу позволить себе быть злобно-грустно-усталой, когда мой народ на меня смотрит» - что-то вроде «положение обязывает». И у меня эта комбинация работает!
- «Я великая». Это убеждение было мне подарено Н.И. Козловым уже после окончания фактической работы над упражнением, но в фоновом режиме я обязательно это себе добавлю в ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ и проживу, и я вижу здесь интересные перспективы
Метафоры.
Это вспомогательный способ к определению тестового состояния (мне это давалось очень сложно - в словах описать, какой я хочу быть). Когда я не могла конкретно описать признак (или ТАК для меня было более ёмко и понятно) - я придумывала или находила метафору, по которой я могла идентифицировать образ/признак или запустить состояние. Так, все готовые образы у меня проходили под метафорами (напр., Таис - «медовое спокойствие», Лилия - «Деметра в универмаге», а Наташа - «лайнер, глыба, львица»). Учитывая то, что мой образ был вообще с такими сказочными, фантазийными элементами (ведьма, русалка, нимфа, сирена и пр.), это мне очень помогало. Вероятно, это связано с тем, что у меня определенные состояния ещё раньше были заякорены на эти слова.
Игра «Если бы я была Королевой»
Этот (традиционный дистантный?) способ мне помог в том, что, как я уже писала выше, не нужно было «переступать» через свои убеждения, особенно свои представления о себе (см. выше). Т.е. «Я это я, а сейчас вот я сделаю как если бы я была Королевой» или «А как бы Королева на моем месте сделала?». И я делала. К тому же это помогало загрузиться (т.е. раздвоиться и этим перегрузить себя) в сложных ситуациях, когда была вероятность эмоционального срыва.
Ну и, собственно, состояния было удобно запускать через якоря самого разного плана.
Какие у меня были трудности в работе:
Первая трудность была в том, что я не хотела быть Королевой (см. выше - уже все очень подробно прописала). И как в работе с клиентом, я себе сказала - «Ну, не хочешь - и не надо, ты будешь не Королевой, а тем, кем хочешь быть». И стала работать по царственности, обозвав все это внутренним достоинством и Ко. А теперь я гораздо более спокойно к словам отношусь
Ну и вторая трудность заключалась в том, что я в одиночестве могла быть Королевой сколько угодно, а вот в общении я увлекалась обычно и становилась кем угодно, но только не Королевой (а Маленькой Девочкой, например, или Набирающимся опыта Сотрудником или вообще какой-нибудь Страдающей Жертвой). И, естественно, себя по этому поводу Очень-очень долго у меня был такой нестойкий результат, и только в последние 1-1,5 месяца все действительно изменилось.
Что мне помогло:
В процессе работы я свои цели пересмотрела и не то чтобы планку опустила, но глобальную цель разукрупнила и стала заниматься именно дистантным упражнением, а не построением себя как женщины вообще.
Сильно помогло упражнение «Хорошо»:
- С помощью него я сделала свое тестовое состояние гораздо более приподнятым, радостным и доброжелательным;
- Благодаря ведению графика и контролю за улыбками я в более чем 90% разговоров помнила о том, что я вообще на Дистанции работаю и действовать по ситуации;
- Я научилась видеть хорошее (и хорошие результаты) в том, что я делаю - и сравнила себя год назад с собой сейчас, сравнила обратную связь тогда и сейчас. Это вселило в меня веру в собственные силы и желание быстро и эффективно работать;
- А вообще, мне кажется, просто прошло определенное время, и результаты, действительно, смогли закрепиться как ЕСТЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК ЖИЗНИ (что и планировалось). Я ведь планировала не научиться Королевой быть, но Королевой по жизни стать и первый этап уже пройден.
- Я достигала определенных результатов, а на Мастерской этого показать не могла, потому что волновалась, и вся царственность с меня слетала (по сути, Мастерская была для меня внештатной ситуацией, как, кстати, и для многих). Что ж, сейчас я уже гораздо увереннее чувствую себя там по разным причинам (и в первую очередь, из-за возросшей уверенности в себе вообще), хотя в начале выступления мне бывает сложновато. Думаю, со временем я достигну и ещё более уверенного и спокойного состояния там.
Молодость - преходящий недостаток
- 1
- 2