Глава 11. Целостное осознание
Целостное осознание —это гармония «смотрения» глазами и «видения» внутренним взором. Это баланс каналов восприятия левого и правого глаза. Наконец, это возможность узнать и принять себя. Оглядываясь назад, вы видите вчера как подготовку к сегодня и понимаете: то, что вы видите сейчас, в какой-то степени есть отражение вашего прошлого. Ваше завтра будет таким, каким вы пожелаете его увидеть.
Помните, что вы совершенны, и позвольте своим глазам видеть.
Из предыдущих глав вы узнали о том, как действуют глаза по отдельности. Вы научились следить за состоянием и реакциями каждого глаза. Следующий шаг — научить свой мозг координировать эти два канала восприятия. Это самый высокий уровень — согласованность зрения и разума. Подобно упражнениям, описанным выше, упражнения на целостное осознание приводят не только к улучшению зрения и состояния глаз, но также и к изменению субъективных представлений о мире.
Выполняя зрительные упражнения, описанные в этой главе, вы ощутите, что ваши глаза начинают работать совместно — в гармонии друг с другом. Помните, практиковать упражнения нужно с минимальными усилиями, без напряжения; не забывайте правильно дышать, мигать и периодически делать разминку для мышц глаз. Не «старайтесь» делать эти упражнения. Позвольте им самим привести вас к тому, что должно произойти. Действительно ли ваше субъективное восприятие зависит от осанки, времени суток или очков? Выполняйте упражнения хотя бы для того, чтобы лучше узнать себя и свой тип зрения. Невозможно делать эти упражнения «правильно» или «неправильно». Это просто способ понять, что такое состояние целостного осознания.
Упражнение с большим пальцем
Сядьте удобно на стул со спинкой. Очки можно снять, но можно и не снимать. Вытяните перед собой, чуть ниже линии взгляда руку с поднятым большим пальцем. Посмотрите на палец. Ваши глаза скошены внутрь (сведены). Вы не забыли о дыхании? Вы смотрите на палец не мигая? Мигайте и глубоко дышите. Сфокусировав взгляд на большом пальце, обратите внимание на предметы вокруг. Большой палец виден достаточно четко (фовеальное, или центральное, зрение), удаленные предметы размыты (периферическое зрение).
Теперь, не опуская руку, переведите взгляд на удаленный объект. Обратите внимание, вероятно, видимый образ пальца раздвоился. Если нет, моргните и по очереди несколько раз закройте глаза, до тех пор, пока не увидите два больших пальца вместо одного — это означает, что «включилось» целостное восприятие. (Если у вас затуманенное зрение, ваши попытки могут оказаться неудачными. Иногда мозг отказывается от изображения, поступающего от правого или левого глаза). Проверьте, насколько четкими являются оба видимых образа пальца. Они разных размеров? Экспериментируйте, приближая и отдаляя фокус взгляда. Изменяя фокусное расстояние, можете ли вы добиться того, чтобы оба видимых образа пальца были одинакового размера? Что будет, если на некоторое время надеть повязку на тот глаз, который видит палец лучше? Сняв повязку, попробуйте снова посмотреть на палец обоими глазами. Видимые образы пальца стали одинаковыми? Как влияет на то, что вы видите, ваше дыхание, изменение позы (например, положение стоя, или стоя на одной ноге, или лежа)? Обратите внимание, находятся ли видимые образы пальца на одном уровне по горизонтали или один выше другого? Что будет, если наклонить голову к левому плечу? От положения головы зависит, насколько информация от каждого глаза воспринимается мозгом. Если вы читаете в постели или лежа на боку, уровень бинокулярного зрения будет падать и целостное восприятие станет менее эффективным.
Когда вы научитесь поддерживать два четких видимых образа пальца, возьмите книгу. Поместите палец посредине между книгой и глазами. Читая текст, двигайте пальцем перед глазами. Удостоверьтесь, что при использовании обоих глаз (видно два пальца) вы видите весь текст на странице. Попробуйте закрыть один глаз. Заметьте, как исчезнет некоторая часть текста, потому что оставшийся видимый образ пальца закрывает часть поля зрения. Пусть тот палец, который соответствует более слабому каналу восприятия, закроет читаемый текст. Помните, если оба глаза работают вместе, вы будете видеть два пальца. Если один из пальцев исчез, мигните, вдохните поглубже и посмотрите вдаль — второй палец должен появиться. Продолжайте мигать, глубоко дышать и время от времени прикрывайте глаза ладонями.
Если вы возвращаетесь к состоянию «действия», то обнаруживаете, что один из пальцев исчез, а другой закрывает слова, которые вы хотите прочитать. Это говорит о потере баланса и сдвиге в правостороннее или левостороннее восприятие. В результате информация от одного из зрительных каналов не воспринимается мозгом.
Повторяйте это упражнение с большим пальцем несколько раз в день. Дышите глубоко, мигайте и прикрывайте иногда глаза ладонями, чтобы оставаться в состоянии целостного восприятия.
Упражнение с кругами
Вспомните ощущение, возникающее при «перекрещивании» глаз. Поставьте эту книгу так, чтобы круги на иллюстрации находились на расстоянии около сорока сантиметров от глаз. Медленно сводите глаза, пока не увидите три круга. Они могут быть достаточно размытыми. Дышите ровно и сведите глаза чуть больше. Размытость увеличивается или уменьшается? Повторите это упражнение. Перемещайте фокус взгляда от удаленных объектов к иллюстрации, пока картинка не станет четкой. Что вы видите?
В зависимости от состояния вашего зрения, вы можете увидеть картинку так:
- Внешний и внутренний круги
- Слово «ЗРЕНИЕ»
- Слово «ЗРЕНИЕ», однако некоторые буквы исчезают или накладываются друг на друга
- Слово «ЗРЕНИЕ» с буквой Л наверху и П внизу, на одной вертикали.
- Буквы Л и П смещаются от центра, сдвигаясь в разные стороны
- Внутренний круг двигается вам навстречу
Ваше восприятие будет изменяться по мере изменения состояния зрения. При оптимальном состоянии бинокулярного (целостного) зрения вы будете видеть абсолютно четкую картинку. При этом вы должны видеть четкие буквы Л и П и слово «ЗРЕНИЕ»; буквы не двигаются. Вам нетрудно сдвигать фокус взгляда на любое расстояние и возвращать его к иллюстрации и одновременно видеть все три картинки.
Овладев движением перекрещивания глаз, вы будете готовы выполнить это упражнение в обратном порядке. На этот раз посмотрите далеко вперед и поставьте книгу так, чтобы иллюстрация располагалась чуть ниже линии взгляда. Старайтесь смотреть вдаль и не переводить взгляд на иллюстрацию. Найдите точку, в которой появляются три круга. Ответьте себе на те же вопросы, что и раньше, и как говорится, «почувствуйте разницу».
При помощи этого упражнения вы научитесь координировать работу глазодвигательных мышц и ресничных мышц глаз. Если тонус глазодвигательных мышц ослаблен, вам приходится фокусировать взгляд за счет излишнего напряжения ресничных мышц, что в конечном итоге приводит к развитию близорукости и астигматизма.
Можете ли вы изменять состояние зрения волевым усилием? Способны ли вы создать картинку из трех кругов, сначала сводя глаза, а затем взглянув вдаль? Попробуйте проделать это упражнение в обратном порядке. Не забывайте о глубоком дыхании, мигании, зевании и разминке глазных мышц. После пяти или десяти минут упражнений прикройте глаза ладонями.
Упражнение для «внутреннего глаза»
Если у вас есть доступ к батуту, попробуйте выполнить на нем упражнения с прыжками, описанные в девятой главе. Это разовьет ваше внутреннее зрение. Вместо большого батута можно использовать плотную натянутую ткань или мини-батут. Конечно, не стоит приземляться на ягодицы или на колени, если батут слишком мал!
Упражнение со стрелками
Скопируйте на лист бумаги или ватмана приведенный на иллюст-, рации рисунок и повесьте его на стену. Встаньте или сядьте (без; корректирующих линз) так, чтобы вы могли различить направление; стрелок. Сейчас вы находитесь в области, которую я называю «зона размытости». Для некоторых эта зона находится на расстоянии двадцати пяти сантиметров от рисунка или даже меньше, для других — на расстоянии трех или даже шести метров. Если вы выполняете упражнение в положении стоя, распределите вес тела равномерно на обе ноги. Сделайте три глубоких вдоха.
Шаг 1. Называйте вслух направление каждой стрелки, начиная с левого верхнего угла. Двигаете ли вы руками? Головой? Не ускоряется ли ваша речь? Помните ли вы о дыхании? Напрягаетесь ли вы, чтобы увидеть стрелки? Возможно, вы непроизвольно наклонились вперед? (Замечание: Задавайте себе эти вопросы на каждом следующем шаге упражнения.)
Шаг 2. Теперь называйте направления стрелок и одновременно показывайте их рукой. Проделайте упражнение, перечисляя стрелки, начиная с правого нижнего угла.
Шаг 3. Перечисляя стрелки, показывайте правой рукой направо; левой рукой — налево; правой рукой — вверх; и левой рукой — вниз.
Шаг 4. Выполните шаг 3 в обратном порядке.
Шаг 5. Визуально представьте себе, что вы поворачиваете каждую стрелку на четверть круга по часовой стрелке. Назовите полученные таким образом направления стрелок, не указывая их руками. Обратите внимание на изменения в ритме речи. Позже попросите кого-нибудь из друзей или членов семьи, чтобы они отбивали ритм хлопками в ладоши.
Шаг 6. Повторите шаг 5, указывая руками направления стрелок.
Шаг 7. Повторите шаг 6, однако теперь указывайте руками действительное направление каждой стрелки. Запомните ощущения, которые возникают в вашем теле. Какова ваша реакция? Вы начинаете нервничать, готовы отказаться от выполнения упражнения или же воспринимаете упражнение всего лишь как очередную задачу, которую необходимо решить?
Упражнения со стрелками особенно полезны людям, которым поставлен диагноз «необучаемость» или «дислексия». Чем лучше человек овладевает каждым шагом упражнения, тем больше стимулируется мозг. Нередко пациенты жалуются на головную боль после упражнения со стрелками. Я помню девушку-подростка, которая говорила, что у нее от упражнения горит вся правая часть головы. Если у вас возникают подобные ощущения, прикройте глаза ладонями и отдохните.
Когда вы отпускаете себя, разрешая себе просто «быть», повышается уровень целостного восприятия. Прекратите анализировать происходящее хотя бы ненадолго. Доверьтесь внутреннему зрению и интуиции. Дайте упражнению захватить вас. Зрительные упражнения можно выполнять в любой момент, как только вам захочется. Занимайтесь не менее пяти минут, но и не более часа. Вы обнаружите, что вам стало легче общаться с людьми, улучшится самочувствие, уменьшится зависимость от очков. Может быть, состояние целостного восприятия изменит вашу жизнь?
Наслаждайтесь новым видением!
Часть 4. Ясное зрение
Глава 12. Улучшение зрения в три этапа
Сложенная ниже трехэтапная программа восстановления зрения была объектом серьезных клинических исследований (краткий отчет см. в Приложении). Отдельные части Программы взаимно дополняют и взаимно усиливают друг друга, в том случае если Программа практикуется в полном объеме и в указанном порядке. Однако степень вашего участия в Программе вам надлежит определять самим, исходя из собственных нужд и обстоятельств. Вы можете выбрать и адаптировать для себя те или иные упражнения. Для этого я рекомендую вернуться к началу книги и перечитать главу под названием «Как пользоваться этой книгой». Затем внимательно прочитайте эту, двенадцатую главу, чтобы подробно ознакомиться со всеми упражнениями. Особенно полезным может оказаться список «Зрительные игры для особых зрительных задач».
Программа восстановления зрения требует от вас достаточно больших усилий. Поначалу, представив себе, сколько всего нужно «делать» каждый день, вы можете испугаться. С другой стороны, есть риск, что вы и вправду начнете «делать» описанные здесь упражнения, «стараться» изо всех сил, полагая, что «нет труда — нет результата». В первом случае вы не сделаете ничего, во втором — попадетесь в ловушку собственного усердия. Помните, основная цель описываемых здесь упражнений — научиться видеть легко, без напряжения.
Действительно, чтобы восстановить зрение, нужна систематическая работа. Однако наши исследования показали: короткие, не вызывающие утомления упражнения более эффективны по сравнению с продолжительными нагрузками. Если вы выполняете упражнения без напряжения, ваши глаза и восприятие в целом функционируют естественно и сбалансированно.
Не расценивайте упражнения как способ тренировки. Относитесь к ним как игре — играйте в них с удовольствием. Это ускорит процесс восстановления зрения и будет стимулировать деятельность мозга.
Почему Программа разбита на три этапа? Чтобы избавиться от старых привычек и обзавестись новыми навыками, требуется от трех недель до двух месяцев. Ваш мозг уже приспособился к какому-то, может быть далеко не лучшему, способу видения мира. Теперь вам нужно переучить его так, чтобы он смог освоить новую схему зрения.
Выберите необходимые вам зрительные упражнения и выполняйте их в течение пятнадцати минут каждый день. Это процесс аккумуляции, накопления эффекта. Потом вы подниметесь на следующий уровень и по-новому почувствуете свои глаза, ваше зрение станет более контролируемым. По мере прохождения этапов ваше зрение становится все более сбалансированным.
Очень важно, чтобы кто-то поддерживал вас во время занятий. Делитесь с близкими людьми и вашим лечащим врачом своими впечатлениями, рассказывайте им о своих успехах и ошибках. Пусть эти люди слушают и воодушевляют вас, пусть они огорчаются и радуются вместе с вами.
Повторяю: не нужно «стараться» делать упражнения. Нужно, чтобы вы были активны, последовательны и осознавали то, что делаете. И еще нужно время и спокойная сосредоточенность на занятиях.
Определитесь, в какой степени вы готовы включиться в Программу. Не забывайте, что зрение развивается, только если вы находитесь в состоянии баланса «бытия» и «действия». В повседневной жизни сохраняйте душевное равновесие. Если вы не находите себе места от беспокойства и хронически боитесь «чего-то не сделать», сделайте глубокий вдох, расслабьтесь и смените приоритеты. Вы начинаете видеть без очков без всяких усилий. Наслаждайтесь, смейтесь, играйте!
Описание Программы
Перед тем как отправляться в путешествие, нужно ознакомиться с картой. Ниже представлена «карта» Программы восстановления зрения.
- Формирование цели и постановка задач приблизит вас к осуществлению вашей мечты, сделав ее сначала «зримой», а потом и «видимой».
- Практика «позитивных утверждений» (настроев) приведет ваше внутреннее состояние в соответствие с образом цели, к которой вы стремитесь.
- Музыка для релаксации будет способствовать психоэмоциональному равновесию, поддерживая целостное восприятие («всем мозгом»). Она поможет вам перепрограммировать ваши намерения с учетом глубоких уровней деятельности мозга.
- Благодаря сбалансированному питанию глаза будут получать необходимые микроэлементы и витамины.
- Физические упражнения уменьшат напряжение в мышцах и улучшат кровоснабжение.
- Естественный солнечный свет будет стимулировать сетчатку и зрительные центры мозга.
- Повязка на одном глазу улучшит восприятие другим глазом. Ношение повязок (заслонок) на обоих глазах разовьет периферийное зрение; видение без корректирующих линз станет более четким.
- Практика зрительных игр поможет вам осознать работу всех структур глаза, уменьшит напряжение и глазное давление, поднимет тонус мышц глаз и улучшит общее физическое состояние.
- Ежедневные записи в дневнике будут отображать ваш прогресс.
Далее следует расширенное описание элементов Программы. Перед тем как начинать занятия, составьте себе ясное представление о методике в целом. Некоторые из упражнений Программы покажутся вам простыми, другие — более сложными. Наиболее реалистичный подход — осваивать каждое упражнение постепенно.
Цель и задачи
Чем различаются задачи и цели? Цель — это нечто в долгосрочной перспективе, например будущая поездка в Китай. Чтобы приблизиться к этой цели, необходимо решить следующие задачи: заработать денег, купить авиабилеты, собрать вещи и заранее прочесть о культуре Китая.
Можно говорить о состоянии зрения в том же ключе. Сначала помечтайте — представьте себе свою главную цель. Возможно, ваша цель — избавиться от очков. Или пройти водительский тест.
Или, может быть, вы хотите улучшить зрение и пользоваться более слабыми очками. Кто-то захочет избавиться от напряжения глаз, освоить новую профессию или же защитить зрение своих детей.
Путь к цели можно разбить на короткие этапы. Каждый этап представляет собой задачу, которую необходимо решить. Мне нравится последовательно ставить перед собой «зримые», краткосрочные задачи. Представьте, что избранная вами цель располагается в области периферийного зрения (которое связано с видением). В то же время задачи, последовательное решение которых приводит к цели, необходимо рассматривать фовеальным — центральным взглядом, фокусируя на них внимание. Периферическое зрение (видение) позволяет обозреть происходящее в широкой перспективе. Фовеальный взгляд (смотрение) позволяет сосредоточиться на решении конкретных задач.
В принципе, любое наше действие может быть подчинено такому алгоритму: формирование цели — определение задач, которые ведут к достижению цели, — последовательное решение поставленных задач. Сейчас у вас есть шанс применить этот алгоритм, чтобы радикально улучшить свое зрение.
Вступая в Программу, опишите свою цель, а также краткосрочные задачи — все, что касается карьеры, работы, личной жизни, финансового положения, состояния глаз, зрения, питания и упражнений. Я говорю отдельно о работе и о карьере, потому что, возможно, кто-то хочет сменить профессию. Личная жизнь и финансовое положение включены в список потому, что у многих моих пациентов одновременно с улучшением зрения происходят положительные сдвиги также и в этих сферах жизни. Далее представлена анкета, которая поможет вам уяснить ваши цели и задачи. Небольшой пример: если вашей целью является гарантированная работа, одной из краткосрочных задач может быть получение диплома магистра.
Цели и задачи
Карьера
Работа
Личная жизнь
Финансовое положение
Состояние глаз
Зрение
Питание
Упражнения
Позитивные утверждения (настрои)
Важным средством изменения внутреннего состояния являются так называемые позитивные утверждения, или «настрои». Настрои записывают и потом читают либо же произносят вслух. Вначале это упражнение может показаться вам глупым. Однако оно действительно производит существенный сдвиг в сознании —к позитивному мышлению.
Воспринимайте настрои как дополнительное «программное обеспечение» для вашего мозга. В ответ на некоторые из них ваше сознание может сказать: «Нет я этого не вижу!» Однако «программа» все же записывается в «компьютер» подсознания. Однажды эта программа включится и на сознательном уровне.
Например, пациент со зрительными показателями 58,5 % нормы говорит себе: «Я успешно пройду водительский тест через месяц». Его внутреннее отношение к этому утверждению может быть таким: «Это невозможно!» Через некоторое время он колеблется: «Ну, может быть». Спустя еще какое-то время сомнения исчезают: «Да. Я сделаю это!» Теперь он чувствует, что может достичь цели.
Станьте напротив тестовых зрительных таблиц (см. стр. 127), произнося вслух настрои. Отмечайте свои зрительные реакции: плюсом (улучшение зрения); нейтральным знаком (без изменений); минусом (ухудшение зрения). Настрои, которые сразу дают положительный эффект, уже закодированы в мозге. Эти настрои могут использоваться для улучшения зрения и в дальнейшем, когда у вас будет появляться размытость при естественном видении или же при видении сквозь тренировочные очки. Не отказывайтесь от тех настроев, которые в данный момент не дают никакого эффекта или действуют отрицательно. Вероятно, ваше подсознание сопротивляется заложенным в них «программам». Нужно время, чтобы ваша реакция изменилась.
Ниже приведены настрои, которые вы можете использовать. Не исключено, что вы добавите к этому списку собственные позитивные утверждения. Произносите настрои как можно чаще, особенно во время зрительных игр, ношения повязки, упражнений и приготовления еды.
Мое зрение улучшается с каждым днем.
Моя зависимость от очков уменьшается с каждым днем.
Мое зрение улучшается.
Я чувствую, как я блокирую свое восприятие.
Мне нравится, как я вижу.
Я люблю эту размытость.
Я целую мою размытость каждый день.
Мне нравиться изучать мою размытьсть.
Я надеюсь видеть менее размыто.
Мне нравиться, как я смотрю и вижу.
Мое зрение определяется моим умением видеть.
Теперь я вижу истину.
Я вижу красоту жизни.
Я прощаю родителям их отношение ко мне.
Я вижу тех, кто меня окружает, такими, каковы они есть.
Я вижу, как меня воспитывали в детстве, и чувствую себя свободным.
Моим глазам нравиться видеть.
Я фокусирую свое внимание на том, что вижу.
Я осознаю, как мое состояние «бытия» помогает мне видеть.
Мне нравится мягкость в моем способе видеть.
Мое внутреннее зрение направляет мой внешний взгляд.
Мое внутреннее зрение направляет мой внешний взгляд.
Я полон сил, и я исцеляю мои глаза.
Я чувствую себя уже не таким беззащитным без очков.
У меня ясное зрение.
Я переживаю минуты ясного зрения.
Я люблю жизнь —поэтому мое видение жизни ясное.
Видеть — это вопрос моей безопасности.
Я прощаю себя, и вижу все яснее и отчетливее.
Мои негативные схемы видения исчезают.
Мое зрение совершенно, потому что я наблюдаю собственное совершенство.
Я питаюсь здоровой едой и тренируюсь. Я люблю мое тело, мои глаза, мое зрение.
Я имею дело с напряжением, из-за которого мое зрение становится размытым.
Я убираю помехи, мешающие мне видеть красоту мира. Я вижу мудрость и правду жизни. Я чувствую желание видеть.
Я пробираюсь сквозь барьеры неведения, страха и раздражения к реализации моего совершенного зрения.
Я благодарен, что мои глаза здоровы.
Я вижу в мире то, что мне приятно.
Очки становятся все меньшей частью меня.
Я позволяю здоровому, живому и творческому зрению проявить себя.
Я проецирую мое новое сознание сквозь глаза.
Вечером мое зрение так же ясно, как днем.
Я вижу цвета естественным зрением.
Когда мой разум очищается и уравновешивается, я вижу больше.
Я чудесен, и я наполняю себя и других любовью, светом и видением.