УПП

Цитата момента



Люди играют в игры тогда, когда у них нет — НАСТОЯЩЕГО.
А еще — когда они просто любят играть!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Биологи всегда твердили и твердят: как и у всех других видов на Земле, генетическое разнообразие человечества, включая все его внешние формы, в том числе и не наследуемые (вроде культуры, языка, одежды, религии, особенностей уклада), - самое главное сокровище, основа и залог приспособляемости и долговечности.

Владимир Дольник. «Такое долгое, никем не понятое детство»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Последняя глава

Кончилась книга. Но не кончилась авиация. Как и до меня, так и после будут пахать небо легкокрылые машины. Будут оставаться в небе туманные борозды — следы нелегкого, благородного труда людей по преодолению стихии.

Я лежу у порога, положив седую голову на лапы. Тридцать пять лет полетов, тридцать пять лет в упряжке не прошли даром: прочная нить соединяет меня с любимыми мною самолетами и ездовыми псами. Я уже не могу помочь им личным примером, ну, хоть добрым советом…

Я размышляю.

Долги мои розданы. Только вот все ли? Может же, хоть чем-то я смогу ещё помочь молодым? Ведь жизнь так устроена, что долги свои неизбывные мы отдаем не умершим, а живым. А те потом отдадут своей смене.

Смена должна быть. Не копейка ведь манит в небо, нет. Копейку гораздо легче добыть на земле, уходя утром на работу, а вечером возвращаясь к очагу.

Небо должно манить чем-то другим. Грудью на поток — и в небесную бездну! Сквозь сопротивление стихии, лавируя между грозными её проявлениями, ощущая её броски и чувствуя свою способность не только преодолевать и приспосабливаться, не только исхитряться и ускользать — но и жить там, периодически припадая к родной земле, на которой ждут тебя и верят в тебя.

Много сейчас развелось на земле «экстремалов». В сытости своей, соря деньгами, они смакуют прикосновение к грани допустимого, иногда позволяя себе сунуть нос чуть дальше. Они щекочут себе нервы.

Мы, авиаторы, видим смысл жизни в том, чтобы, работая постоянно на той грани, делать Дело. Мы не смакуем опасность, не упиваемся запахом адреналина — нет. Мы опасность предвидим и стараемся её обойти… да не всегда удается. Детские игры с опасностью мы, ездовые псы, презираем. Поставит Дело тебя нос к носу с опасностью — стиснешь зубы и стерпишь. Неизбежное зло. Отряхнешься, переведешь дыхание — и вперед!

Тысячи летчиков на земле садятся сейчас, вот в эту минуту, в кабины своих машин. Тысячи рук ласкают привычные рукоятки, секторы, рычаги и кнопки. Они вытерты до блеска сотнями тысяч прикосновений. Сейчас оживут приборы, загудят механизмы, засвистят двигатели. Могучие ветра полетов притаились на поверхностях крыльев. Подъемная сила движет не только самолетами — она в сердцах летчиков. Святая романтика Полета передается от поколения к поколению и поднимает Человека в небо, к сияющим вершинам великого Храма Авиации.

Да не прервется нить!

Я положил свою жизнь на алтарь. Я с тревогой и надеждой вглядываюсь в лица молодых: кто придет на смену?

Может быть, это будешь ты.

Словарь авиационных терминов

  1. Авария — авиационное происшествие без человеческих жертв, при котором произошло разрушение воздушного судна.
  2. АДП — аэродромный диспетчерский пункт.
  3. Акселерометр —прибор, показывающий величину вертикальной перегрузки.
  4. Амортстойка — нога шасси, снабженная амортизирующим устройством.
  5. АРК (автоматический радиокомпас) — радиоприемник, вращающаяся антенна которого автоматически поворачивается, а связанная с ней стрелка на приборе показывает направление на приводную радиостанцию, на частоту которой он настроен.
  6. АУАСП — комбинированный прибор, показывающий текущий угол атаки, критический угол атаки и вертикальную перегрузку.
  7. Вертикальная перегрузка — отношение подъемной силы к весу (во сколько раз «как бы увеличивается» вес).
  8. Вертикальная скорость — скорость подъема или спуска в метрах в секунду (в отличие от поступательной направлена вверх или вниз).
  9. ВЛП — весенне-летний период.
  10. Воздухозаборник — входное отверстие, через которое воздух попадает в двигатель.
  11. ВПП — взлетно-посадочная полоса.
  12. ВПР (высота принятия решения) — минимальная высота, на которой должен быть начат уход на второй круг, если пилот не установил надежного визуального контакта с землей. Для самолета Ту-154 обычно — 60 м.
  13. Выдерживание — этап посадки самолета после выравнивания, на котором пилот постепенно уменьшает скорость до посадочной.
  14. Гироагрегат — агрегат, в котором используется работа гироскопа.
  15. Гирокомпас — компас, показывающий курс относительно неподвижной оси гироскопа.
  16. Глиссада — предпосадочная наклонная прямая.
  17. Директорные стрелки — стрелки на командно-пилотажном приборе, помогающие пилоту правильно выдерживать посадочный курс и глиссаду на предпосадочной прямой.
  18. Деселерометр — прибор, показывающий интенсивность торможения (используется при замере коэффициента сцепления на ВПП).
  19. ДИСС (допплеровский измеритель скорости и сноса) — система, выдающая экипажу в полете значения угла сноса и путевой скорости.
  20. Закрылки — отклоняемая вниз задняя часть крыла, служащая для уменьшения скорости отрыва самолета и посадочной скорости.
  21. Запас по сваливанию — разница между текущим и критическим углами атаки, определяемая по указателю АУАСП.
  22. Засветка — изображение на экране радиолокатора границ грозового облака, видимое как светлое пятно на темном фоне.
  23. Изобарическая поверхность — условная поверхность, на которой атмосферное давление во всех её точках одинаково.
  24. Инверсия — увеличение температуры окружающего воздуха с высотой.
  25. Интервал — расстояние между летящими воздушными судами по вертикали.
  26. Интерцепторы — воздушные тормоза на верхней поверхности крыла.
  27. Истинная скорость — скорость относительно воздуха без учета ветра.
  28. Кабрирование — вращение самолета вокруг поперечной оси с подъемом носа.
  29. Катастрофа — авиационное происшествие, при котором произошло разрушение воздушного судна и имеются человеческие жертвы.
  30. Качество аэродинамическое — отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению самолета. Практически — это расстояние в километрах, которое самолет может пролететь с выключенными двигателями с высоты один километр. Для Ту-154 — примерно 15 км.
  31. «Козел» — повторное отделение самолета от ВПП после приземления.
  32. Контрольная карта обязательных проверок — перечень вопросов и ответов членов экипажа на определенных этапах полета, зачитываемый с целью не забыть выполнить жизненно важные процедуры.
  33. Конфигурация воздушного судна — положение механизации крыла и хвостового оперения (отклонение на определенный угол закрылков, предкрылков и стабилизатора). Бывает взлетная, полетная и посадочная.
  34. «Коробочка» — схема полетов в районе аэродрома, представляющая собой обычно прямоугольный маршрут.
  35. Коэффициент сцепления — величина, показывающая «скользкость» взлетно-посадочной полосы. Минимально допустимый Ксц = 0,3.  
  36. Критический угол атаки — угол атаки, на котором наступает срыв потока с крыла, сопровождающийся резким падением подъемной силы (сваливание).
  37. КУЛП — курс учебно-летной подготовки на воздушном судне (для курсантов).
  38. Курс — угол, заключенный между направлением на север и продольной осью самолета. Измеряется в градусах, от 0 до 360 (север — 0; восток - 90; юг — 180; запад — 270 градусов).
  39. Курсовая система — система, выдающая экипажу курс воздушного судна (точный компас).
  40. Курсо-глиссадная система — система, дающая экипажу при заходе на посадку информацию о положении самолета относительно линии посадочного курса и глиссады.
  41. Место самолета — где находится самолет в данный момент полета.
  42. Механизация крыла закрылки, предкрылки и интерцепторы.
  43. НВУ — навигационно-вычислительное устройство, позволяющее точно определять место самолета.
  44. ОВИ — огни высокой интенсивности, предназначенные для установления визуального контакта пилота с землей в сложных метеорологических условиях.
  45. Однотипный — самолет того же типа, что и Ваш.
  46. ОЗП — осенне-зимний период.
  47. Окклюзия — слияние холодного и теплого фронтов в заполняющемся циклоне.
  48. ПДСП — производственно-диспетчерская служба порта.
  49. Оси самолета (продольная, поперечная, вертикальная) — условные оси, проходящие через центр тяжести, вокруг которых происходит вращение самолета в полете.
  50. Пикирование — вращение самолета вокруг поперечной оси с опусканием носа.
  51. «Подрыв» — преждевременное отделение пилотом самолета от ВПП на разбеге.
  52. Помпаж — нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного двигателя, сопровождающееся хлопками и падением тяги.
  53. Поперечный канал управления самолетом — управление кренами (вокруг продольной оси).
  54. Посадочный курс — направление залегания взлетно-посадочной полосы.
  55. Поступательная скорость — скорость движения самолета вперед в километрах в час (в отличие от вертикальной).
  56. Предкрылки — кромка крыла, отклоняемая вперед таким образом, чтобы воздух, затекая в образовавшуюся щель, препятствовал срыву потока с верхней поверхности крыла.
  57. Приборная скорость — скорость, которую показывает прибор, по которому пилотируют самолет. На больших высотах значительно отличается от истинной скорости. Так, для Ту-154 при полете на эшелоне10600 м истинная скорость — 900 км/час, а приборная - примерно 550.
  58. Приводная радиостанция — установленный на аэродроме всенаправленный радиомаяк, на который настраивается радиокомпас.
  59. Приемистость двигателя — способность быстро увеличивать обороты с малого газа до взлетного режима.
  60. Продольный канал управления самолетом — управление тангажом (вокруг поперечной оси).
  61. Просадка самолета — отклонение вниз от расчетной траектории набора высоты или снижения. Опасна на малой высоте.
  62. Путевая скорость — скорость самолета относительно земли с учетом ветра.
  63. Равносигнальная зона курсо-глиссадной системы — зона, обеспечивающая точное движение самолета по курсу и глиссаде.
  64. Радиовысотомер — точный высотомер, работающий по принципу радиолокации и обеспечивающий отсчет высоты над поверхностью на малых высотах с точностью до одного метра.
  65. Реверс тяги — создание двигателем тяги, направленной против движения самолета, для быстрого торможения на пробеге.
  66. Режим работы двигателей — скорость вращения турбокомпрессора двигателя, измеряемая в процентах от максимальной. Устанавливается при помощи РУД (аналогично даче «газа» на автомобиле).
  67. РЛЭ — Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (главный документ, цифровые параметры которого обязательны к строгому исполнению в полете).
  68. РП (руководитель полетов) — главный диспетчер воздушного движения на аэродроме, указания которого обязательны для всех участников воздушного движения и лиц, обслуживающих полеты.
  69. РУД — рычаг управления двигателем (аналогичен педали «газа» на автомобиле).
  70. Самолетовождение — искусство воздушной навигации.
  71. Санитарная норма — предельно допустимая по медицинским показаниям норма налета экипажа за день, месяц, год.
  72. Скольжение самолета — перемещение самолета в воздухе, при котором поток набегает под углом к продольной оси самолета и лобовое сопротивление увеличивается.
  73. Спаренный разворот — разворот на 180 градусов, состоящий из двух следующих один за другим разворотов на 90 градусов.
  74. ССОС — система сигнализации опасного сближения самолета с землей.
  75. Стабилизатор — горизонтальная поверхность хвостового оперения («задние крылья»), на задней кромке которого находится руль высоты. В полете обеспечивает продольную устойчивость самолета. Может отклоняться для создания необходимой конфигурации самолета.
  76. Створ ВПП — продолжающая ось взлетно-посадочной полосы линия, на которой установлены дальняя и ближняя приводные радиостанции.
  77. Стратосфера — слой земной атмосферы, расположенный выше тропосферы.
  78. Тангаж (угол тангажа) — угол между продольной осью самолета и горизонтальной плоскостью.
  79. Торец ВПП (порог) — начало взлетно-посадочной полосы, обозначается зелеными входными огнями.
  80. Траверз — сбоку под 90 градусов.
  81. Триммер руля — устройство, позволяющее снимать нагрузку с отклоненного органа управления (чтоб все время не давить или тянуть).
  82. Тропопауза — тонкий нестабильный слой атмосферы между тропосферой и стратосферой.
  83. Тяговооруженность — отношение максимальной тяги двигателей к весу воздушного судна, измеряется в процентах. У самолета Ту-154 тяговооруженность - 30%.
  84. Угол атаки — угол, под которым встречный поток набегает на крыло. Чем больше угол атаки, тем больше подъемная сила (но тем ближе к сваливанию).
  85. Угол сноса — угол между продольной осью самолета и вектором путевой скорости, показывающим, куда действительно движется самолет под воздействием ветра.
  86. Фюзеляж — корпус самолета.
  87. Центровка — положение центра тяжести самолета, измеряется в процентах средней аэродинамической хорды крыла.
  88. «Чистое» крыло — крыло в полетной конфигурации, когда вся механизация убрана.
  89. Шаг винта — угол установки лопастей воздушного винта, который можно изменять в полете с целью достижения наивысшего коэффициента полезного действия.
  90. Эшелон полета — регламентированная руководящими документами высота для полета в определенном направлении, установленная с целью выдерживания определенных интервалов между самолетами. Полеты тяжелых самолетов выполняются строго на эшелонах.


Страница сформирована за 0.83 сек
SQL запросов: 170