Последняя глава
Кончилась книга. Но не кончилась авиация. Как и до меня, так и после будут пахать небо легкокрылые машины. Будут оставаться в небе туманные борозды — следы нелегкого, благородного труда людей по преодолению стихии.
Я лежу у порога, положив седую голову на лапы. Тридцать пять лет полетов, тридцать пять лет в упряжке не прошли даром: прочная нить соединяет меня с любимыми мною самолетами и ездовыми псами. Я уже не могу помочь им личным примером, ну, хоть добрым советом…
Я размышляю.
Долги мои розданы. Только вот все ли? Может же, хоть чем-то я смогу ещё помочь молодым? Ведь жизнь так устроена, что долги свои неизбывные мы отдаем не умершим, а живым. А те потом отдадут своей смене.
Смена должна быть. Не копейка ведь манит в небо, нет. Копейку гораздо легче добыть на земле, уходя утром на работу, а вечером возвращаясь к очагу.
Небо должно манить чем-то другим. Грудью на поток — и в небесную бездну! Сквозь сопротивление стихии, лавируя между грозными её проявлениями, ощущая её броски и чувствуя свою способность не только преодолевать и приспосабливаться, не только исхитряться и ускользать — но и жить там, периодически припадая к родной земле, на которой ждут тебя и верят в тебя.
Много сейчас развелось на земле «экстремалов». В сытости своей, соря деньгами, они смакуют прикосновение к грани допустимого, иногда позволяя себе сунуть нос чуть дальше. Они щекочут себе нервы.
Мы, авиаторы, видим смысл жизни в том, чтобы, работая постоянно на той грани, делать Дело. Мы не смакуем опасность, не упиваемся запахом адреналина — нет. Мы опасность предвидим и стараемся её обойти… да не всегда удается. Детские игры с опасностью мы, ездовые псы, презираем. Поставит Дело тебя нос к носу с опасностью — стиснешь зубы и стерпишь. Неизбежное зло. Отряхнешься, переведешь дыхание — и вперед!
Тысячи летчиков на земле садятся сейчас, вот в эту минуту, в кабины своих машин. Тысячи рук ласкают привычные рукоятки, секторы, рычаги и кнопки. Они вытерты до блеска сотнями тысяч прикосновений. Сейчас оживут приборы, загудят механизмы, засвистят двигатели. Могучие ветра полетов притаились на поверхностях крыльев. Подъемная сила движет не только самолетами — она в сердцах летчиков. Святая романтика Полета передается от поколения к поколению и поднимает Человека в небо, к сияющим вершинам великого Храма Авиации.
Да не прервется нить!
Я положил свою жизнь на алтарь. Я с тревогой и надеждой вглядываюсь в лица молодых: кто придет на смену?
Может быть, это будешь ты.
Словарь авиационных терминов
- Авария — авиационное происшествие без человеческих жертв, при котором произошло разрушение воздушного судна.
- АДП — аэродромный диспетчерский пункт.
- Акселерометр —прибор, показывающий величину вертикальной перегрузки.
- Амортстойка — нога шасси, снабженная амортизирующим устройством.
- АРК (автоматический радиокомпас) — радиоприемник, вращающаяся антенна которого автоматически поворачивается, а связанная с ней стрелка на приборе показывает направление на приводную радиостанцию, на частоту которой он настроен.
- АУАСП — комбинированный прибор, показывающий текущий угол атаки, критический угол атаки и вертикальную перегрузку.
- Вертикальная перегрузка — отношение подъемной силы к весу (во сколько раз «как бы увеличивается» вес).
- Вертикальная скорость — скорость подъема или спуска в метрах в секунду (в отличие от поступательной направлена вверх или вниз).
- ВЛП — весенне-летний период.
- Воздухозаборник — входное отверстие, через которое воздух попадает в двигатель.
- ВПП — взлетно-посадочная полоса.
- ВПР (высота принятия решения) — минимальная высота, на которой должен быть начат уход на второй круг, если пилот не установил надежного визуального контакта с землей. Для самолета Ту-154 обычно —
60 м. - Выдерживание — этап посадки самолета после выравнивания, на котором пилот постепенно уменьшает скорость до посадочной.
- Гироагрегат — агрегат, в котором используется работа гироскопа.
- Гирокомпас — компас, показывающий курс относительно неподвижной оси гироскопа.
- Глиссада — предпосадочная наклонная прямая.
- Директорные стрелки — стрелки на командно-пилотажном приборе, помогающие пилоту правильно выдерживать посадочный курс и глиссаду на предпосадочной прямой.
- Деселерометр — прибор, показывающий интенсивность торможения (используется при замере коэффициента сцепления на ВПП).
- ДИСС (допплеровский измеритель скорости и сноса) — система, выдающая экипажу в полете значения угла сноса и путевой скорости.
- Закрылки — отклоняемая вниз задняя часть крыла, служащая для уменьшения скорости отрыва самолета и посадочной скорости.
- Запас по сваливанию — разница между текущим и критическим углами атаки, определяемая по указателю АУАСП.
- Засветка — изображение на экране радиолокатора границ грозового облака, видимое как светлое пятно на темном фоне.
- Изобарическая поверхность — условная поверхность, на которой атмосферное давление во всех её точках одинаково.
- Инверсия — увеличение температуры окружающего воздуха с высотой.
- Интервал — расстояние между летящими воздушными судами по вертикали.
- Интерцепторы — воздушные тормоза на верхней поверхности крыла.
- Истинная скорость — скорость относительно воздуха без учета ветра.
- Кабрирование — вращение самолета вокруг поперечной оси с подъемом носа.
- Катастрофа — авиационное происшествие, при котором произошло разрушение воздушного судна и имеются человеческие жертвы.
- Качество аэродинамическое — отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению самолета. Практически — это расстояние в километрах, которое самолет может пролететь с выключенными двигателями с высоты один километр. Для Ту-154 — примерно
15 км. - «Козел» — повторное отделение самолета от ВПП после приземления.
- Контрольная карта обязательных проверок — перечень вопросов и ответов членов экипажа на определенных этапах полета, зачитываемый с целью не забыть выполнить жизненно важные процедуры.
- Конфигурация воздушного судна — положение механизации крыла и хвостового оперения (отклонение на определенный угол закрылков, предкрылков и стабилизатора). Бывает взлетная, полетная и посадочная.
- «Коробочка» — схема полетов в районе аэродрома, представляющая собой обычно прямоугольный маршрут.
- Коэффициент сцепления — величина, показывающая «скользкость» взлетно-посадочной полосы. Минимально допустимый Ксц = 0,3.
- Критический угол атаки — угол атаки, на котором наступает срыв потока с крыла, сопровождающийся резким падением подъемной силы (сваливание).
- КУЛП — курс учебно-летной подготовки на воздушном судне (для курсантов).
- Курс — угол, заключенный между направлением на север и продольной осью самолета. Измеряется в градусах, от 0 до 360 (север — 0; восток - 90; юг — 180; запад — 270 градусов).
- Курсовая система — система, выдающая экипажу курс воздушного судна (точный компас).
- Курсо-глиссадная система — система, дающая экипажу при заходе на посадку информацию о положении самолета относительно линии посадочного курса и глиссады.
- Место самолета — где находится самолет в данный момент полета.
- Механизация крыла — закрылки, предкрылки и интерцепторы.
- НВУ — навигационно-вычислительное устройство, позволяющее точно определять место самолета.
- ОВИ — огни высокой интенсивности, предназначенные для установления визуального контакта пилота с землей в сложных метеорологических условиях.
- Однотипный — самолет того же типа, что и Ваш.
- ОЗП — осенне-зимний период.
- Окклюзия — слияние холодного и теплого фронтов в заполняющемся циклоне.
- ПДСП — производственно-диспетчерская служба порта.
- Оси самолета (продольная, поперечная, вертикальная) — условные оси, проходящие через центр тяжести, вокруг которых происходит вращение самолета в полете.
- Пикирование — вращение самолета вокруг поперечной оси с опусканием носа.
- «Подрыв» — преждевременное отделение пилотом самолета от ВПП на разбеге.
- Помпаж — нарушение газодинамической устойчивости работы турбореактивного двигателя, сопровождающееся хлопками и падением тяги.
- Поперечный канал управления самолетом — управление кренами (вокруг продольной оси).
- Посадочный курс — направление залегания взлетно-посадочной полосы.
- Поступательная скорость — скорость движения самолета вперед в километрах в час (в отличие от вертикальной).
- Предкрылки — кромка крыла, отклоняемая вперед таким образом, чтобы воздух, затекая в образовавшуюся щель, препятствовал срыву потока с верхней поверхности крыла.
- Приборная скорость — скорость, которую показывает прибор, по которому пилотируют самолет. На больших высотах значительно отличается от истинной скорости. Так, для Ту-154 при полете на эшелоне10600 м истинная скорость — 900 км/час, а приборная - примерно 550.
- Приводная радиостанция — установленный на аэродроме всенаправленный радиомаяк, на который настраивается радиокомпас.
- Приемистость двигателя — способность быстро увеличивать обороты с малого газа до взлетного режима.
- Продольный канал управления самолетом — управление тангажом (вокруг поперечной оси).
- Просадка самолета — отклонение вниз от расчетной траектории набора высоты или снижения. Опасна на малой высоте.
- Путевая скорость — скорость самолета относительно земли с учетом ветра.
- Равносигнальная зона курсо-глиссадной системы — зона, обеспечивающая точное движение самолета по курсу и глиссаде.
- Радиовысотомер — точный высотомер, работающий по принципу радиолокации и обеспечивающий отсчет высоты над поверхностью на малых высотах с точностью до одного метра.
- Реверс тяги — создание двигателем тяги, направленной против движения самолета, для быстрого торможения на пробеге.
- Режим работы двигателей — скорость вращения турбокомпрессора двигателя, измеряемая в процентах от максимальной. Устанавливается при помощи РУД (аналогично даче «газа» на автомобиле).
- РЛЭ — Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (главный документ, цифровые параметры которого обязательны к строгому исполнению в полете).
- РП (руководитель полетов) — главный диспетчер воздушного движения на аэродроме, указания которого обязательны для всех участников воздушного движения и лиц, обслуживающих полеты.
- РУД — рычаг управления двигателем (аналогичен педали «газа» на автомобиле).
- Самолетовождение — искусство воздушной навигации.
- Санитарная норма — предельно допустимая по медицинским показаниям норма налета экипажа за день, месяц, год.
- Скольжение самолета — перемещение самолета в воздухе, при котором поток набегает под углом к продольной оси самолета и лобовое сопротивление увеличивается.
- Спаренный разворот — разворот на 180 градусов, состоящий из двух следующих один за другим разворотов на 90 градусов.
- ССОС — система сигнализации опасного сближения самолета с землей.
- Стабилизатор — горизонтальная поверхность хвостового оперения («задние крылья»), на задней кромке которого находится руль высоты. В полете обеспечивает продольную устойчивость самолета. Может отклоняться для создания необходимой конфигурации самолета.
- Створ ВПП — продолжающая ось взлетно-посадочной полосы линия, на которой установлены дальняя и ближняя приводные радиостанции.
- Стратосфера — слой земной атмосферы, расположенный выше тропосферы.
- Тангаж (угол тангажа) — угол между продольной осью самолета и горизонтальной плоскостью.
- Торец ВПП (порог) — начало взлетно-посадочной полосы, обозначается зелеными входными огнями.
- Траверз — сбоку под 90 градусов.
- Триммер руля — устройство, позволяющее снимать нагрузку с отклоненного органа управления (чтоб все время не давить или тянуть).
- Тропопауза — тонкий нестабильный слой атмосферы между тропосферой и стратосферой.
- Тяговооруженность — отношение максимальной тяги двигателей к весу воздушного судна, измеряется в процентах. У самолета Ту-154 тяговооруженность - 30%.
- Угол атаки — угол, под которым встречный поток набегает на крыло. Чем больше угол атаки, тем больше подъемная сила (но тем ближе к сваливанию).
- Угол сноса — угол между продольной осью самолета и вектором путевой скорости, показывающим, куда действительно движется самолет под воздействием ветра.
- Фюзеляж — корпус самолета.
- Центровка — положение центра тяжести самолета, измеряется в процентах средней аэродинамической хорды крыла.
- «Чистое» крыло — крыло в полетной конфигурации, когда вся механизация убрана.
- Шаг винта — угол установки лопастей воздушного винта, который можно изменять в полете с целью достижения наивысшего коэффициента полезного действия.
- Эшелон полета — регламентированная руководящими документами высота для полета в определенном направлении, установленная с целью выдерживания определенных интервалов между самолетами. Полеты тяжелых самолетов выполняются строго на эшелонах.