АСПСП

Цитата момента



Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда нечего больше сказать.
Лев Толстой

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Невинная девушка имеет этот дар Божий - оценивать мужчину в целом, не выделяя (искусственно), например, его сексуальности, стройности и так далее. Эта нерасчленённость восприятия видна даже по её глазам. Дамочка, утратившая невинность, тут же лишается и целомудрия. И взгляд её тут же становится другим - анализирующим, расчленяющим, в чём-то даже нагловатым.

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера
Псевдорелигиозные отношения в неформальных сообществах: самоконтроль против перерождения

Ярлыки ярлыками, но практически все церкви когда-то были неформальными сообществами. Неформальной группой в период зарождения было и христианство. Апостолы вокруг Христа представляли собой «замкнутую группу людей», которая «противопоставляла себя» иудейским ортодоксам-фарисеям, то есть «представителям официальной церкви» того времени в том регионе. Налицо «культ вождя» (то есть Христа), «безоговорочное подчинение рядовых членов руководству организации» (всё тому же Иисусу), «строгое соблюдение предписанных норм и установок, претензии на исключительность собственных доктрин, настроения избранничества, стремление к нравственному самосовершенствованию, равенство всех членов группы» (Иисус постоянно это подчёркивал, но при этом оставался вождём), «отрицание института священства» (священство появилось в христианстве много позже). Даже о «психологическом давлении» говорить можно, например, случай, когда Иисус сказал Петру, что не успеют петухи пропеть три раза, как он трижды отречётся от учителя. Не поверить Иисусу нельзя (ибо маловерие осуждается), предавать — тоже. В итоге, говоря языком нынешней психологии, — стрессовое состояние. Современными психологами и сектоведами Иисус Христос с апостолами вполне мог бы сейчас быть обвинён в тоталитарном сектантстве, что только подчёркивает расплывчатость данного понятия.

Но в то же время в нашей современности действуют «Белое братство» и «Аум Синрикё» — реально существующие и опасные религиозные организации, причём новые: всего пару десятилетий назад они ещё были неформальными группами. Значит, такая трансформация, хотя и чрезвычайно редка, но в принципе возможна.

У серьёзных успешных неформалов существует строгий самоконтроль, иначе они бы не были успешными. Самоконтроль необходим в отношении всех опасностей перерождений, как спаивания (алкоголя) и старчивания (наркотиков), так и псевдорелигиозных отношений — «сектантства».

Мы предлагаем несколько своих рекомендаций самоконтроля и ранней самодиагностики этой опасности.

В сектах строгая информационная иерархия. Есть уровни посвящения. И если ты на нижней ступени, ты НИКОГДА не узнаешь, что происходит на верхней, даже если будешь интересоваться и специально спрашивать. Обычно на следующем уровне выясняется, что на самом деле смыслы существования организации совершенно иные, чем это представлялось на нижних ступеньках. Смыслы меняются с каждой ступенью.

Секта стремится погрузить неофита в себя полностью, без остатка времени и энергии на что-то ещё. Она рубит внешние контакты.

Выйти из секты тяжело. За тобой ходят, преследуют, запугивают (вплоть до смертельных угроз) — для удержания и контроля.

Напомним, что одним из системообразующих признаков неформальных сообществ мы считаем полную свободу выхода. Это даже отличие неформальных групп от формальных. Хотя в свободном обществе человек может сменить работу — уйти из формальной группы, но всё же это связано с какими-то материальными стимулами. Свобода — не бинарное понятие «есть-нет», её может быть больше или меньше, бывают степени свободы. Неформалы более свободны, чем «формалы».

Больший риск сползти в псевдосектантские отношения имеют группы, которые не осознают необходимость борьбы с явлением клубной ревности. То же можно отнести и к любителям ранжировать информацию по уровню посвящения. Предпочтительно выступать всегда «с открытым забралом».

Если руководители неформальных объединений осознают этот минимальный набор черт, то достаточно принять и жёстко выполнять нехитрый свод правил, чтобы полностью обезопасить себя от нежелательного перерождения. В подавляющем большинстве неформальных сообществ эти правила выполняются сами собой, автоматически. Но всё-таки напомнить нелишне.

Информация не скрывается, особенно если новичок задаёт прямой вопрос, пусть он даже и неудобен для лидера группы.

Контакты вовне приветствуются (с другими клубами, средами и т.д.), кроме тех случаев, когда подобные контакты являются оправданием безответственности. Например, человек не пришёл, когда его ждали, а он обещал и брал ответственность за некое действие, и теперь оправдывается тем, что был в другом клубе. В этом случае есть претензии, но не к другому клубу, а к человеку: он подвёл, оказался необязательным. Он в это время мог и лежать дома на диване — претензий к дивану не предъявляется.

Процедура выхода из сообщества должна быть разработана и НИКОГДА не затягиваться.

  • В детском коммунарском «Клубе маленьких фонарщиков» (Краснодарский край) и связанных с ним кругах и системах детских клубов из разных городов тогда ещё СССР был общий закон: «Я хочу домой». Клубы часто ездили по стране друг к другу в гости, ходили в туристские походы. Где бы ни находилась в данный момент группа, пусть далеко в горах, ребёнка, который заявил любому из педагогов эту нормативную фразу, отправляли домой. Педагоги не имели права уговаривать ребёнка остаться. Все дети и родители заранее были осведомлены о законах клуба и об этом — в первую очередь. Из дальних мест отправляли, естественно, с сопровождающим — взрослым и сдавали на руки родителям. Как бы это ни было технически трудно, но маршрут ухода начинался не более чем через сутки после заявления в походе (в городе, конечно, быстрее — через пару часов). Для этих случаев (а они реально бывали) приходилось содержать дополнительный штат, тратить заметные дополнительные средства на проезд. Однако это всегда делалось — исключительно из идеологических соображений!

Проблемы отношений с властями и отношений с соседними клубами взаимосвязаны и пересекаются. Во многих случаях враждебные действия властей взаимосвязаны с действиями соперников. Принцип уклонения от конфликта и желательности сотрудничества относится к властям так же, как и к другим неформалам. Генеральный метод борьбы против навешивания ярлыков и чёрных меток, в частности, клёветнических обвинений в сектантстве и психологическом насилии, — профилактика, создание положительного образа клуба в общественном мнении через СМИ. Для преодоления реально существующих опасностей перерождения — алкоголя, наркотиков, псевдорелигиозных отношений, экстремизма и других требуется строгий самоконтроль и соблюдение ряда правил, главными из которых являются возможность свободного выхода из сообщества и информационная открытость.

Читайте далее: Лестница странников



[1] Тойнби (Toynbee) Арнольд Джозеф (1889-1975) — британский историк и общественный деятель. Один из крупнейших представителей исторической мысли 20 в. Его основной труд — фундаментальное 12-томное «Исследование истории» (1934-1961) — принадлежит к числу высших достижений современной философии истории. (6).

 

[2] Валерий Абрамкин — директор Центра содействия реформе уголовного правосудия, автор многочисленных публикаций и докладов для международных правозащитных организаций и правительств. В 70-х — один из трех сопредседателей Московского (практически всесоюзного) Совета КСП.

 

[3] По некоторым источникам в недавней переписи населения РФ около 200 000 взрослых людей самоопределились как «эльфы» и «гоблины». По этому поводу было множество публикаций, свидетельств переписчиков, но на официальном сайте Переписи таких национальностей не находится. При переписи в Австралии 70 тыс. граждан в графе «вероисповедание» написали: «религия Джедай». Мы не имеем возможности проверить точные цифры, но уверены, что такие случаи вполне могли быть.

 

[4] «…Бытие социально-классовой организации общества может быть представлено как бесконечное количество непрерывно сменяющих друг друга социально-классовых фракталов».(6)

 

[5] О.В. Лишин — один из основателей научной неформальной педагогики в России, доктор психологических наук. Его разработки использованы в этой книге (11).

 

[6] Клуб «Город мастеров» − один из осколков Системы «Рассвет», в которой технология ролевых игр применялась в педагогических целях ещё задолго до «эпохи толкиенизма».

 

[7] Использованы материалы из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

 

[8] Ниже использованы отрывки из кн.: Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. (13).

 

[9] В случае, если авторы − внешние наблюдатели − с этим согласны, такой частный случай неформальной группы маркируется термином «информальная».

 

[10] Геодакян Виген Артаваздович, доктор биологических наук, старший научный сотрудник Института эволюционной морфологии и экологии животных им. А.Н. Северцова АН СССР. Биолог-теоретик. Научные интересы − связанные с полом проблемы эволюции, генетики, экологии, асимметрии мозга и психологии, а также вопросы информации и организации систем.

 

[11]         Ассоциация Action pour une taxe Tobin d'aide aux citoyens (За налог Тобина в помощь гражданам). «Налог Тобина» предполагает отчисления со всех международных финансовых операций в размере 0,1%, что, по мнению его сторонников, сократит масштабы «вредных» кратковременных финансовых спекуляций.

 

[12]         Уманский Л.И. (1921-1983) — доктор психологических наук, проф. Курского гос. педагогического института, затем Костромского и Ярославского университетов. Основатель Курской педагогической школы. Автор научных трудов по социальной психологии молодёжных групп и лидерству в коллективе. (15). См. также: Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. (16).

 

[13]            Использована работа: Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания.(11)

 

[14]           Своеобразна в этом смысле ситуация у оппозиционных политических организаций. Но они нетипичны для неформального поля — их численность очень мала на фоне массовых аполитичных неформальных сообществ. И даже они стараются действовать в рамках закона, не переносить идейную конфронтацию с властями в плоскость бытового конфликта.

 

[15]            Есть некоторые отличия. Например, среди неформалов практически нет представителей так называемых «новых религий» — мормонов, Свидетелей Иеговы и т.п. Есть неформальные сообщества, среди которых процент религиозных больше или меньше, чем в среднем. Например, скауты, в основном, православные, а политические левые — атеисты.

 

[16]         Информационно-консультационный Центр священномученика Иринея Лионского − научно-богословское учреждение Русской православной церкви, занимается проблемами новых религиозных движений, сект и культов, а также социальной психологии, психологии насилия, проблемами прав человека и др.

 

[17]            В бытовой речи иногда называют баптистами всех «неофициальных верующих», используя это слово как синоним слова «секта». Подчеркиваем, что мы имеем в виду одну конкретную конфессию — евангельских христиан-баптистов. Это легальная религиозная организация (точнее — сеть организаций), официальное православие именует её не сектой, а церковью. РПЦ поддерживает официальные дружественные контакты с Союзами церквей евангельских баптистов в парадигме экуменизма — движения за воссоединение христианских церквей. Кстати, основатель экуменизма Джон Мотт, получивший за это в 1946 году Нобелевскую премию мира, был и основателем одного из первых в мире неформального молодёжного движения — Всемирной студенческой христианской федерации. В начале 20-го века в движении участвовали многие христианские конфессии, в том числе и евангельские баптисты, и русские православные студенты.

 



Страница сформирована за 0.76 сек
SQL запросов: 170