Синтез
— Ты Вова Кожекин? — Да.
— Я журналист Михаил Кордонский, мне Полина сказала, что ты
— Всё, не надо рекомендаций! Я вас знаю, я читал «Технологию группы».
— Приятно слышать! Ну, давай поработаем? Как это всё официально для прессы называется?
— Ты знаешь, бардак полный, вся терминология слетела, вообще ничего непонятно. Я уж вчера говорил телевизионщикам всё Фестиваль честной музыки Фестиваль живой музыки Ну, плюс джаз, этно, регги, рок, фолк, барды — всё вместе. Собрали всё яркое, что есть, вот Ну Трудно это описать. Давай я тебе всю историю расскажу, тебе всё будет понятно сразу. Я просто всё время боюсь, что времени не хватит.
— Вовка! Наши чуваки в списке на автобус?
— Ну, уедут, нормально всё. Ребята, не отвлекайте, а то меня сейчас заберут, а обидно
— У меня ребята перед автобусом стоят и говорят, что у них 400 рублей с каждого требуют.
— Скажи: Кожекин сказал. Я думаю, этого хватит. Значит Это было около года назад. Сидел великий бард земли русской Андрей Козловский и хозяин фирмы «Экспедиция»
— Вить, вы у автобуса? Подойдите к автобусу, который по 400 рублей. Это правильный автобус. Но вы там должны быть в списке. Он говорит, что вас забыли вписать. Поэтому вы подходите к автобусу, звоните мне, я даю трубку Вовке, и вас вписывают.
— И говорит хозяин «Экспедиции»: «Как испортилась Грушинка! Это вообще нереально! Я туда больше никогда не поеду! Вот я всегда ездил на Грушинку. А теперь я не еду!» Козловский говорит: «А что ты сделал, чтобы приятно было туда ездить?! Устроил там рекламу своей фирмы. Взрывал фейерверки, хотя там это запрещено. Катался на каких-то плотах по пруду. Ты пытался там системно изменить ситуацию? Давай соберём музыкантов — молодых, ярких, много. Давай привезём их всех на Грушу, давай сцену поставим отдельную, ну и » Всё, видишь, уехал я. Я приеду через час, не уезжай. Автобусу скажи — отправитесь все. Скажи: Кожекин сказал!..
Кожекин не приехал ни через час, ни через Да ничего страшного, в общем, всё ясно. Для тех, кто понимает
Заключение
Предварительный этап синтеза новой волны общественных движений 2010-2035 гг. начался. Предыдущая подобная эпоха приходится на 1980-е — начало 1990 гг. Снова оглянувшись на это время, можно сделать ещё несколько небесполезных выводов.
Зародышей новых движений появляется намного больше, чем остаётся потом в поле новой волны. Часть их неизбежно погибает, не выдержав «видовой конкуренции». В начале 1990-х, таким образом, погибло движение анархо-синдикалистов. Оказалось замкнутым в узкой резервации нарождающееся, и, казалось бы, очень перспективное движение клубов славяно-горицкой борьбы. Погибло движение неформальных политических информ-издательств, процветавших в период синтеза. И т.д.
Так или иначе, утверждение о том, что зародышей новых общественных движений будет больше, чем выживет, является достаточно обоснованным. Этот вывод позволяет сформулировать и ряд соответствующих следствий.
Не все из перечисленных выше зародышей эпохи синтеза разовьются в полноценные движения. Мы выбрали для примеров даже не самые мощные, а те, на которых удобно показать читателю принцип синтеза. Вполне возможно, что лидером новой волны станет пока малоизвестное движение.
Появление устойчивого транслятора более вероятно в зонах наиболее плотного пересечения различных былых движений и субкультур. Формируемый этнокод зависит от того стыка культур, в рамках которого формируется инкубатор, рождающий соответствующий транслятор. Новые движения перенимают (заимствуют, синтезируют, наследуют) черты старых, добавляя к ним что-то своё. В краткий момент инкубации процессом создания этнокода можно ограниченно управлять, добиваясь преимущества одних наследственных черт перед другими.
Будущие победители гонки не боятся генерировать в рамках собственного тела отдельные субкультуры и субдвижения. Потеря единства в этом случае — лишь видимость, так как устойчивость и ареал распространения всего движения в целом только нарастают, а несущий этнокод в целом сохраняется.
В числе свойств будущего победителя — независимость от специфического момента в случае революционной ситуации, которая длится несколько лет, а движение живёт десятилетия. Победивший транслятор будет иметь более фундаментальный характер, способный жить как в условиях революционной ситуации, так и после её окончания.
Вероятно, уже к 2013-2015 гг. большинство зародившихся движений пройдут кризисную точку. После неё станет понятно, кто «выиграл тендер» (не Кремля и БАБа, а самой социальной Природы). А кто — проиграл его и вытеснен на периферию общественного поля в виде разрозненных остатков, поглощаемых победителями, и примыкающих к оставшимся мемориальным движениям прошлой поры.
Прямое управление движением невозможно, так как движение представляет собой очень динамичную САМОорганизующуюся среду. Управление возможно лишь с помощью формирования изначального этнокода движения. А после этого, зная (или сознательно заложив) типичные реакции этого кода, — с помощью вбрасывания в среду определённых стимулов и раздражителей .
Количество инкубаторов, в рамках которых идёт синтез новых движений, стихийно нарастает и будет нарастать. Именно в эпоху синтеза движения получают тот «генетический» код (этнокод), который проносят потом через десятилетия. Изменить этот код невозможно, а задавить движение силой возможно только теоретически. Практика показывает, что в случае гонений настоящее сильное движение уходит в подполье, нисколько не зависит от отсутствия финансирования со стороны властей (и государства, и меценатов) и успешно выдерживает давление. Об этом говорит опыт хиппи, диссидентов, коммунаров, русского рока, ролевиков и многих других.
Мы не наблюдаем, как тщательно ни искали (а как хотелось бы найти ), сознательного использования социальных технологий «долгого действия» субъектами (лидерами, меценатами) происходящих сейчас политических событий.
Используемая литература и другие источники
1. Шубин А. О пользе конструктивного утопизма: http://informational.2084.ru/konstr.htm
2. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001.
3. Краткий психологический словарь. Под ред. Петровского А.В.и Ярошевского М.Г. — М.: Политиздат, 1985.
4. Словарь Glossary.ru
5. Независимая газета, 17.03.2000. «Стон растерянного маргинала».
6. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003.
7. Данэм Б. Герои и еретики. М., Прогресс, 1967.
8. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М. Айрис-пресс, 2003.
9. Гумилёв Л.Н. Биография научной теории, или Автонекролог. //Знамя. 1988. № 4.
10. Шубин А. Гармония истории. М. 1992.
11. Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. — М.: ИКЦ «Академкнига», 2003.
12. Неформалы 2000ХХ.М., Европа, 2007
13. Кордонский М., Ланцберг В. Технология группы. Мозырь: Белый Ветер, 1999 г.
14. Психология. Словарь /Под ред. Петровского А.В. и Ярошевского М.Г. — М.: Изд-во политич. лит-ры, 1990.
15. Уманский Л. И. Психология организаторской деятельности школьников. М., 1980.
16. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. — М.: «Высшая школа», 1984.
17. Линчевский Э.Э. Психологический климат туристской группы. — М.: Физкультура и спорт, 1981
18. Дольник В. «Непослушное дитя биосферы» — М.: Паритет, ЧеРо-на-Неве, 2004.
19. Р. Морозовский. Лидер и законы неформальных групп. http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/29/1
20. Александр Шубин. О пользе конструктивного утопизма http://informational.2084.ru/konstr.htm
21. Кьелл А. Нордстрем, Й. Риддерстрале. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005.
22. А.Маслоу. Психология бытия. М.: "Рефл-бук" – К.: "Ваклер", 1997
23. http://svetilkin.livejournal.com
24. http://borkhers.livejournal.com
25. http://iriney.ru/links/sites/rahmanov/www.entheta.ru/public/tenquest.html
26. Итоговое заявление международного христианского семинара «Тоталитарные секты в России», май 1994 года, Москва. http://iriney.ru/document/005.htm
27. Документы Екатеринбургской конференции «Тоталитарные секты — угроза религиозного экстремизма», декабрь 2002. http://iriney.ru/document/018.htm
28. Данилин П. Новая молодёжная политика 2003-2005. — М.: Европа, 2006.
29. Сопротивление — вперёд! Рассказ Ильи Будрайтскиса. http://altruism.ru/sengine.cgi/13/14#sv
30. «Я. Путь стать властью». Издана для внутреннего пользования молодёжной политической организацией «Молодая гвардия» в 2006 г.
31. Путч грантоедов. http://kreml.org/opinions/87340042
32. Агитон К. «Альтернативный глобализм». — Москва: Гилея, 2004.
33. «Мастера». Альманах. http://www.alexander6.ru/alexander6/41009
Выходные данные бумажной версии.
ISBN 978-5-9900354-3-0
Кордонский М., Кожаринов М. Очерки неформальной социотехники
(Учебное пособие для лидера молодёжной неформальной группы).
(Серия: Технология группы), предисловие В.Хилтунена — М.: Net2Net, 2008.
- 336 c., ил.
Это книга — о неформалах и для неформалов, а ещё для их родителей, друзей, учителей, журналистов, политиков, социологов О неформальном движении как особом типе социального взаимодействия, о том, как оно устроено, как зарождается, как живёт и отчего умирает. Свой анализ авторы, неформалы со стажем, чередуют иллюстрированными примерами из жизни различных сообществ — коммунаров, туристов, ролевиков, педагогов-новаторов и др.
Редактура и рисунки — П.Вахотина
Редактура части текста – О.Ксендзюк
Дизайн и вёрстка — группа «Эйдос»
Шрифты заголовков — Г.Глазунов
Корректура — А.И.Фрумкина
Фотографии предоставлены героями очерков и их друзьями.
Издание осуществлено Некоммерческим партнёрством
«Образовательное бюро Солинг»
www.soling.su
© Кордонский М.: текст
© Кожаринов М.: текст
© Вахотина П.: иллюстрации
© Глазунов Г.: шрифт
[1] Берн (Bern) Эрик (1910-1970) — американский психиатр и психоаналитик, создатель трансактного анализа. «Берновские сценарии» изложены в книгах «Игры, в которые играют люди», «Люди, которые играют в игры» и других.
[2] Эльконин Даниил Борисович (1904-1984) — педагог и психолог. Начиная с 1929 г., одной из магистральных тем его работ (в сотрудничестве с Л.С. Выготским) были проблемы детской игры. Работы Д.Б. Эльконина являются одним из фундаментальных источников принятой в современной педагогической психологии теории деятельности.
[3] Детская парусная флотилия «Каравелла», фактически – учреждение дополнительного образование в г.Екатеринбурге. Основатель и наставник «Каравеллы» педагог и детский писатель Владислав Крапивин является основоположником неформального педагогического движения РВО РазноВозрастных Отрядов.
[4] А также к «Идущим вместе», «Молодой гвардии», «Местным» и т.п. Население, несмотря на обилие оригинальной атрибутики, их нередко путает. Слово «Наши» имеет некоторые тенденции к тому, чтобы стать нарицательным. Аналогичные тенденции более ярко проявились с названием некогда молодёжной, а ныне коммерческой организации «Green Peace». Теперь во многих сленгах есть слово «гринписы», обозначающее экологов-экстремистов.