УПП

Цитата момента



В конце концов каждый остается один. И вот тут-то и важно, кто этот один.
Поцелуйте своих близких!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ощущение счастья рождается у человека только тогда, когда он реализует исключительно свой собственный жизненный план, пусть даже это план умереть за человечество. Чужое счастье просто не подойдет ему по определению.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Круги

Круг отличается от Системы более высоким уровнем автономии базовых коннективов. Как правило, эта автономия стремится быть абсолютной, и один клуб, в отличие от системы, не может «влезть» в дела другого через оговорённые процессуальные механизмы, а оказывает влияние лишь посредством завоёванного ранее авторитета. Общность круга поддерживается участием в общих делах (общие эхи фидошников и сообщества ЖЖ-шников, совместные акции политических организаций, джамбори скаутов, коммунарские сборы, игры ролевиков, фестивали КСП-шников, комбинированные пеше-горно-водные походы и турслёты у спортивных туристов и т.п.).

Часто члены — первичные объединения такого Круга — разбросаны по разным городам, лишь время от времени съезжаются на совместные дела и посещают друг друга в качестве гостей. Среди неформалов достаточно распространено данное понятие, и они нередко поясняют друг другу: этот из такого-то Круга, или собрались клубы такого-то Круга. В качестве отличительной метки Круг маркируется в подобных разговорах либо названием базового мероприятия, вокруг которого объединился круг, либо наиболее известным собеседникам клубом-коннективом данного круга.

Забавно, когда объединения, относящиеся к одному «подвиду» — субдвижению, не знают друг друга или не хотят знать, а порой и откровенно враждуют в рамках города, а Круг свой строят с иногородними объединениями. Это показатель того, насколько лидеры объединения дорожат своей автономией. Влияние иногородних членов круга всегда лишь опосредованное и потому не страшное, регулярные выезды к «своим» в другой город помогают сплотить клуб. А внутри города может начаться конкуренция за лидерство, переход народа из клуба в клуб, на что лидеры клубов часто реагируют очень резко, вплоть до разрыва контактов. В неформальной практике подобные конфликты окрестили трениями на почве «клубной ревности».

Трудности в создании Кругов и Систем

Ревность

Неформальные сообщества так же, как и все другие, чаще всего конфликтуют в борьбе (конкуренции) за ресурсы. Специфика состоит в том, что самым весомым ресурсом, обеспечивающим их существование, является бескорыстный добровольный труд членов сообщества, а большая часть прочих (материальных, в том числе финансовых) ресурсов добровольно и бескорыстно вносится его участниками. Таким образом, самым ценным ресурсом для неформалов являются люди — участники, активисты, лидеры.

Самым распространённым типом вражды у неформалов является борьба за людей, на нашем сленге — ревность. Реже, но бывает и прямая борьба за внешние ресурсы (на современном сленге — «распил бюджета»). Вражда идеологическая (по сути, иррациональная) встречается, с точки зрения авторов, ещё реже. Но в качестве оправдания, создания повода к борьбе за ресурсы — сплошь и рядом.

Чаще всего вражда происходит внутри одного города, в очень больших городах — по соседству. Сотрудничество гораздо менее связано с географией, даже в доинтернетовскую эпоху известно очень много Кругов и Систем, состоящих из клубов разных городов.

Проблема отношений между соседними клубами важна не только и не столько потому, что их становится больше, сколько потому, что они размножаются делением, и яблочко зачастую падает недалеко в самом географическом смысле. (Соседними можно считать клубы, где кого-то иногда хотят видеть одновременно.) Рождение одного клуба из чрева другого — болезненный процесс, и не всегда воспринимается как акт создания потомства, но часто — как раскол, родительские и сыновние чувства при этом переплетаются с ревностью. Если соседний клуб вырос сам по себе, то раскол может произойти после радостного братания. Осуждение руководителей соседнего клуба первоначально существует как оправдание раскола (причины которого часто лежат совсем в иной плоскости) и передаётся последующим поколениям уже в качестве легенды, существование которой само по себе факт, и попытки активного умолчания не делают его более приятным.

Тайное в руках энтузиастов становится явным, а сказка — былью, и тогда постороннему кажется странным, почему человек, ушедший из клуба в преступную компанию, числится упущенным, и его пытаются забыть, а ушедший в соседний клуб — предателем, и его кидаются спасать. Не менее странно, если название соседнего клуба, как имя древнего бога, объявлено запрещённым к произнесению, а посещение сего заколдованного неизвестными силами места чревато жуткой карой неведомо кому. При некоторой предвзятости можно вообразить вечные мотивы, типа: «Твой папа — бяка», или: «У тебя нет папы», но тот, кто предвзятости начисто лишён, объяснит все конфликты стремлением к справедливости.

Опыт показывает, что степень взаимодействия клубов жёстко связана с обменом информацией между ними. Взаимодействие бывает разное — либо сотрудничество, либо конфликт, причём для выбора ширины сотрудничества необходимы усилия обоих клубов, а для углубления или измельчения конфликта достаточно действий одного из них.

Второстепенные основания конфликтов

Поскольку авторы по определению считают неформалами тех, у кого большая часть ресурсов привносится членами движения, то борьба за внешние (небольшие, некритичные) ресурсы бывает редко. Однако бывает. Например, местные власти в лице КДМ иногда дают неформалам помещения. Это ценный ресурс, и некоторые интриги и напряги вокруг него случаются. Краткое описание одного случая смотрите в главе «Мы играем в жизнь». Из этого же рассказа видно, что один клуб, несмотря на потерю помещения, продолжал действовать, а другой, несмотря на наличие помещения, вошёл в глубокий кризис.

В начале 90-х годов многие неформалы, в особенности экологи и правозащитники, стали конкурировать за западные гранты. Авторы являются очевидцами многих, далеко не всегда честных, баталий на этом поле. Но уже к концу 90-х участники этих событий давно стали профессионалами от НКО (на сленге — грантоедами), и к теме нашей книги они уже не относятся.

Известно несколько попыток построить снизу политические молодёжные организации; в особенности это было заметно на Украине во время оранжевой революции и некоторое время после неё. Какая-то тенденция к возможной конкуренции тогда намечалась, но не успела состояться: синие олигархи не стали финансировать вообще никого и занялись своими экономическими проблемами. Когда же к выборам 2006 года им потребовалось слепить одноразовую молодёжку, то они сделали это, не используя существующий в восточной части страны потенциал энтузиазма и бескорыстия, простыми формальными методами, не предполагающими дальнейшего развития организаций. Нет организаций — нет и конкуренции.

Известны случаи конкуренции за ресурсы между различными ветвями скаутского движения, финансируемыми из разных западных источников, а также федеральных средств, т.е. поддержкой государства. В какой-то момент, в середине 90-х, было такое намерение власти — сделать скаутов «ручной молодёжкой», и русские традиции при этом соблюсти, и с Западом подружиться — всё как бы красиво.

Далее, как и всегда в России, всё, что связано с распилами госбюджетов, окружено — нет, не всегда тайной, но таким множеством противоположных мнений, что разобраться в них смогут, может быть, историки века этак XXIII-го. Похоже на то, что собрались делить федеральные деньги, надеялись оттянуть чуть ли не половину средств у КДМ-ов, но условием федералов было: объединиться. Чтобы были одни русские скауты, а не пять-шесть-семь. Да и западные спонсоры того же хотели.

Тут-то и переругались, так как не поделили: кто у этого пирога главным окажется. Отголоски возникавших на этой почве проблем заметны в истории скаутского отряда «Сполох». Его руководитель Иван Иостман рассказывает, как отряд без участия в распиле бюджета прекрасно отработал цикл Круга и Системы. Настоящие неформалы мало зависят от внешнего ресурсообеспечения.

Другой крайний сценарий вражды — идеологическая установка на борьбу. Так фашисты враждуют с антифашистами, нацболы с «Нашими», скинхеды с рэперами, ред-скины с бонхэдами и т.п. Однако встречаются и переходы людей из одного сообщества в другое, и самое интересное для понимания ситуации — попытки людей быть и там и там, например, участвовать в тусовках и нацболов, и «Наших». Чаще всего совместителей ставят перед жёстким выбором: будь там или тут. В то же время, если человек в перерывах между акциями нацболов катается на скейте, претензий к нему не возникает. Скейтеры и нацболы действуют в разных неформальных полях.

Забота (иногда неосознанная) лидеров и группового мнения относится не столько к усилению себя, сколько к уменьшению ресурсов противника.

Наибольшего успеха в развитии (массовости, мощности) достигают те неформальные сообщества, у которых борьба с кем-либо вообще не является идеологическим пунктиком, вся их деятельность направлена исключительно на созидание. Таковы, например, ролевики, брейнринговцы, из исторических примеров начала XX века — скауты и радиолюбители. Что не исключает мелкой человеческой ревности но, не имея идеологического подтекста, она и проявляется в мелких ущербах. Правда, не всегда политическое влияние, то есть рычаги влияния на общественное развитие, прямо связано с массовостью: есть же примеры большевиков и диссидентов, не самых массовых, но исторически более значимых, чем другие массовые, относящиеся к тому же времени.

Мировоззренческие основания конфликтов

Из возможных крайних трёх позиций: сотрудничества, конфликта и уклонения от него, закономерность двух последних может вызвать естественное недоумение. О том, как строить сотрудничество, мы рассказываем в разделах о Системах и Кругах. Осуществившим идиллию стоит пожелать успеха в работе и счастья в личной жизни, а эта глава может пригодиться тому, кого несовершенство — своё или близлежащего мира — поставит перед выбором одного из двух зол.

А кто что выберет, можно предвидеть, выяснив некоторые аспекты мировоззрения выборщиков. Нет, не политических взглядов! Политическую борьбу мы рассматривать здесь не будем. Есть в человеческой душе несравненно большие глубины. Мотивационные.

Описываемые здесь коллизии как раз чаще всего происходят в рамках сходных политических взглядов, внутри одного метадвижения. Строго говоря, конфликты между клубами эксплуатируют поводы, несовместимые с мировоззрением по масштабу, и применение солидного термина к таким частностям в данном контексте имеет смысл лишь в качестве литературной гиперболы. У людей, неравнодушных к своей деятельности, посвятивших этим «частностям» жизнь, значимость их настолько высока, что немудрено расценить карикатуру — дружеский шарж как смертельное политическое оскорбление, или «неправильно» завязанный узел на скаутском галстуке как растление несовершеннолетних. Но немудрено — не значит: оправдано.

Прежде всего, мы рассматриваем случаи, когда оба клуба чтят уголовный кодекс, то есть идеология и нравственность их клубов таковы, что официальные органы относятся к ним равнодушно. Более того, значительную часть случаев, когда органы вмешиваются в деятельность клубов, можно объяснить не отступлением от законности, а именно выходом их конфликта на последние этапы, попросту говоря — клеветой со стороны бывших соратников. Если только можно назвать клеветниками людей, чьи несомненные бескорыстие и искренность внушают доверие. Тем не менее, такое бывает.

Так вот, теперь о мировоззрении в прямом смысле слова.

Существуют люди, в значительной мере уверенные в правоте своей жизненной позиции, истинности оценок, объективности своих взглядов и, соответственно, нетерпимые к явлениям объективно вредным. Борьба со злом и творящим зло заблуждением, которые в данном случае олицетворяет соседний клуб, является для них важнейшим направлением деятельности. Критерии победы в конфликте: переход всех симпатичных людей в свой клуб, отсутствие обратных переходов, изменение поведения соседнего клуба в правильном направлении или прекращение его деятельности. Углубление конфликта ограничено только оправданностью применяемых в нём средств.

Опыт цивилизации, который мы, кажется, начинаем усваивать, показывает, что гораздо лучше, будучи непреклонным во взглядах и бескомпромиссным в клубной политике, считать свои оценки субъективными и уважать чужое мнение, как своё. Для носителей таких взглядов главной задачей является созидание, а борьба предполагается исключительно в крайнем случае, для защиты своего клубного детища. Частности, упомянутые выше в качестве поводов для конфликта, не возводятся в ранг нравственных и не являются причинами, способными породить конфликт. Победой считается только ликвидация конфликта, а наличие его (даже если налицо все вышеупомянутые признаки «победы») приравнивается к поражению.

Объединения, культивирующие солидарность, далее прошли по пути цивилизационного прогресса (с нашей точки зрения), чем ратующие за конкуренцию и борьбу на выживание. Есть и исключения: соседи, помощь которым не оправдана и невозможна, главным образом, по причине исповедования строго противоположных взглядов, отчего они агрессивно (вплоть до уничтожения, геноцида и прочих крайностей) настроены по отношению к иным культурам, идеологиям, просто объединениям. Бывают и уголовные случаи. Здесь компромисс вряд ли возможен — приходится защищаться. И то, если солидарность рассматривать в качестве помощи последним — в том, чтобы вместе разобраться в особенностях мироздания и нравственного прогресса, — то и тут сотрудничество иногда возможно.

Между клубами, представляющими первую позицию, как правило, возникает борьба. От клубов, исповедующих второй вариант, можно ожидать сотрудничества. Во всяком случае, имея критерии оценки особенностей нравственных позиций и состояния взаимоотношений клубов, можно более успешно строить внешнюю политику группы, не желающей оказаться в изоляции от других.

В заключение, следует посоветовать тем, кому померещится попытка авторов равноправно представить несколько позиций, прочитать повнимательнее и в дальнейшем поступать так, как подскажут совесть и разум.

Системы

Системы — это объединения клубов, которым удалось преодолеть болезнь «автономизации». Как правило, они поощряют переход не только из одного своего клуба в другой, но порой и уход в другое движение/субдвижение. Системы имеют совместную кадровую, а часто финансовую и материальную базу, свои координационные органы управления Системой в целом. Поэтому, в отличие от Кругов, они нередко представляют объединение групп в рамках одного города. Как объединения они куда менее рыхлые, чем Круги, и имеют куда больший организационный потенциал, что часто превращает их в лидеров среди иных Кругов или, как минимум, поднимает авторитет на очень значительную высоту.

Самоидентификация рядовых участников Системы отлична от представителей Круга. Члены Системы мыслят себя как представителей одного объединения, а свой отдельный коннектив — как некое подразделение общего. Нередко подобное объединение получает некое общее название вовне и самоназвание внутри себя. Круг, как правило, не демонстрирует такого собственного мироощущения. Отдельные коннективы-клубы, в него входящие, осознают себя лишь как дружеские. Самобытность для них всегда важнее ценностей общей целостности.

Одна из самых сложных задач на пути к Системе и в процессе её деятельности — устранение ревности.

Конкретные реализации преимуществ Системы на низших уровнях очень многообразны, сооружаются по ходу применительно к конкретным условиям, например: совместное пользование имуществом, помещениями, суммирование усилий на некоторых внешних делах, объединение авторитета для добычи внешних ресурсов и защиты от внешних обстоятельства (чиновников и т.п.).

А на высшем уровне — прежде всего, это качественный скачок в возможностях для развития личности, обеспечиваемый возросшей социальной мобильностью в пространстве Системы. Этот скачок тем больше, чем более разнородно содержание направлений Системы. Кроме того, участники Системы могут входить в другие Системы и Круги, относиться к разным неформальным движениям, то есть работать на стыках различных онтологических полей, в плодотворной зоне синтеза, что и происходит у успешных Систем. Примером, может послужить уже рассмотренная «Система Хавской», представители которой входили одновременно в несколько различных движений (коммунарское, ролевое, педагогов-новаторов и т.д.).

Технология взаимодействия клубов в консорциях второго порядка

Принципиально необходимым элементом, ядром Круга или Системы, является КРК — Клуб Руководителей Клубов. Это сленговый термин. В разных неформальных сообществах аналогичная структура называется по-разному, например: президиум, исполком, совет, ревком… иногда никак не называется, но обязательно реализуется в виде регулярных контактов между руководителями клубов.

КРК, как и всякий клуб, имеет ядро, актив и прочие сферы. Распоряжаясь ресурсами и влияя на судьбы, КРК часто имеет институт членства. Но опытные неформальные лидеры стараются не обременять работу КРК процедурами типа общих собраний и голосований. Решение большинства вопросов может происходить «на ходу», в потоке событий, хотя новичкам в создании Систем мы этого не рекомендуем. Также не рекомендуется принимать в потоке и без собрания ключевые решения, например, в периоды «точек бифуркации», когда решается вопрос об изменениях в направлении общего развития.

Ядро Системы, клуб руководителей обязательно должен быть коллективом с очень глубокой совместимостью своих членов, гораздо глубже, чем в обычном рядовом, даже сильном клубе. Во многих КРК все решения принимаются не большинством, а обязательным общим консенсусом, но существуют и КРК, где действуют процедуры демократического централизма. Во многих случаях принятие общих решений облегчается тем, что клубы Системы сохраняют значительную внутреннюю самостоятельность (не путать с автономией кругов), и многие решения могут касаться не всех клубов, то есть руководитель соглашается с тем, что ему лично в своём клубе делать не придётся.

Но всё-таки существует достаточное число вопросов, где «не придётся» неупотребимо. Система — объединение куда более жёсткое, чем Круг, и потому совместимость членов КРК в ней жизненно важна, так как орган этот должен вызывать полное доверие участников. Начиная от таких «мелочей», как психофизиологическая совместимость — трудно приходить к общему мнению с человеком, один вид которого вызывает у тебя неприязнь. Даже в тех КРК, где обычные вопросы решаются большинством, вопрос о приёме нового члена КРК в явном или неявном виде решается общим согласием.

Но главное — это идеологическая совместимость (не путать с единомыслием). Идеология здесь понимается как особый язык для строительства будущего. У кого нет идеологии, тот ничего и не строит, а лишь воспроизводит старое, образов будущего просто нет. Системе для разностороннего развития личности нужны разные клубы, но КРК — это не лебедь, рак и щука; тащить Систему в целом (развиваться) нужно в одну сторону. Базой для идеологической совместимости должна являться, прежде всего, идеологическая терпимость, толерантность. Но и она, как отмечено выше, имеет свои границы — вот они-то и определяют границы расширения Системы.

Для выяснения идеологической и психологической совместимости некоторые КРК проводят так называемые «установочные сессии» — семинары, ролевые или организационно-деятельностные игры, дискуссии и т.п. Установочная сессия — сама по себе трудоёмкое мероприятие, требует нескольких дней в отрыве от цивилизации — в условиях, например, лесного палаточного лагеря, пансионата и т.п.

В другом случае, если Система обладает территорией «точки потоков», установочная сессия как бы размазана во времени, импровизированный семинар по проблемам идеологической совместимости может возникнуть в любой момент, когда члены КРК собрались для обсуждения конкретных житейских дел, быстро их решили, и остался хвостик времени. А при активно действующей Системе собираться им приходится часто, поэтому реально все решения принимаются оперативно.

Ядро, будучи ценностно более строго выстроено, нежели остальная часть КРК, обладает дополнительными полномочиями, наподобие учредительских.

В любом случае, клуб представлен в КРК своим руководителем-лидером, при смене которого пересматривается само членство клуба в Системе. Член КРК отвечает за результаты деятельности своего клуба.

Вышеупомянутый пакет джентльменских соглашений членов КРК, кроме, как уже понятно, уговора об уровне моральной планки, содержит следующую конкретизацию:

Член КРК отдаёт себе отчёт в своей ответственности перед Законом (государства) и Системой. Остальные члены, оказав ему доверие быть равным среди них, считают, что он должен отвечать лишь, как говорится, «перед богом и собственной совестью». Впрочем, если рамки установленных Системой ценностей будут перейдены, то вопрос о выбытии такого руководителя из КРК, а его объединения из Системы, будут поставлены моментально.

Член КРК является хозяином своей «территории». «Территория» — это помещение его клуба, иное базовое пространство — бивак, концертная сцена, площадка трудового лагеря, плантация, на которой работает клуб, уличная тусовка. Но по решению КРК «территория» может быть передана и иному, правда, со всем комплексом соответствующих полномочий. В некоторых случаях КРК способен даже менять руководство отдельным объединением, перебрасывая руководящие кадры с места на место.

Одним из побочных но, очень полезных результатов постоянного взаимодействия руководителей клубов в рамках КРК является постоянный информационный обмен между клубами. Например, в самом простом случае: в каждом клубе постоянно висит расписание и тематика работы других, постоянно меняются объявления о новых делах. Но этого мало. Необходимы регулярные совместные мероприятия всех или нескольких клубов Системы. Все люди всех уровней, не только ядро, но и актив, аудитория, даже аура — зрители, должны иногда где-то встречаться, пересекаться, что-то совместно делать. Обычно это происходит в рамках базового транслятора, а также в совместных, больших, требующих усилий всех клубов Системы проектах внешней деятельности, за которыми тянется шлейф легенд о «подвигах» данной Системы.

Благодаря обмену идеями, методами, кадрами, взаимному демпфированию, заимствованию опыта из внешних контактов и взаимообогащению внутренним опытом в Системе продлевается эффективная продолжительность жизни каждого клуба.

Существуют ещё варианты полусистем-полукругов, то есть что-то среднее между одним и другим, этакий переходный вариант, на котором, правда, объединение может застыть на многие годы. В этом случае объединение демонстрирует часть черт Системы, а часть — Круга. Например, не запрещён переход из клуба в клуб, часто образуются совместные флэш-группы на общих мероприятиях, вообще перемешивание членов клубов приветствуется. Члены объединения легко одалживают друг другу предметы материальной базы, хотя она и строго распределена в смысле «что чьё», но коннективы при всём этом рьяно отстаивают свою автономию.

Один и тот же клуб может быть и членом различных Кругов, но вряд ли больше двух-трёх, так как у одного коннектива просто не хватает времени поддерживать достаточно плотные отношения с большим количеством Кругов. А вот Системы могут иметь куда больше связей, так как каждый из отдельных коннективов, входящих в Систему, может иметь ещё один-два круга контактов. Поскольку коннективов в Системе много, то общее количество контактов может быть очень значительным: множество кругов как бы нанизывается на Систему. Система обрастает поистине гигантской аурой. В этом случае у физического центра такой Системы появляется шанс стать «точкой потоков»…



Страница сформирована за 0.77 сек
SQL запросов: 169