АСПСП

Цитата момента



«Везение» всегда лишь результат тщательной подготовки, а «невезение» - следствие разболтанности и лени.
Роберт Хайнлайн

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет девочкам: представь, что на тебя смотрит мальчик, который тебе нравится. Посмотрись в зеркало, когда злишься. Хочешь, чтобы он увидел тебя, злораду такую, с вредным голосом и вредными движениями?

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Глава 6. Первое занятие

Крупный успех составляется из множества предусмотренных и обдуманных мелочей.

В. Ключевский

Первое занятие - самое ответственное. Собираясь на него, мы ставим перед собой вполне определенные цели:

- Познакомиться с учеником и его родителями,

- Понравиться им,

- Провести тестирование,

- Начать освоение материала,

- Предоставить ученику программу действий,

- Получить гонорар за работу.

Накануне полезно сделать контрольный звонок. Лучше лишний раз напомнить о себе, чем приехать к закрытой двери.

Надевать деловой костюм не обязательно – если, конечно, ваш ученик не генеральный директор, пригласивший вас к себе в офис. А вот одежда по сезону, чистая и подобранная со вкусом, аккуратный и адекватный внешний вид – необходимы.

Постоянно общаясь с представителями своей профессии – на тренингах, семинарах, встречах репетиторов, - я могу сказать, что один репетитор из ста не знает, что рубашки надо стирать, а дезодорантом – пользоваться ежедневно. Одна из ста не заметит, что ее блузка украшена жирными пятнами. А один из тысячи сморозит что-нибудь особенное. Например, явится на урок в конце ноября в сандалиях на босу ногу и поведает потрясенным родителям о закаливании и здоровом образе жизни.

Возьмите с собой паспорт. Россияне доверчивы, и за восемнадцать лет репетиторской работы паспорт у меня спросили всего трижды, но неожиданно. У первого из этих троих учеников был папа милиционер, у второго – полковник ФСБ, у третьего – олигарх.

Преподаватели иностранного языка, логопеды и те, кто работает с младшими школьниками, часто берут на первое занятие заранее подготовленное небольшое портфолио. В нем могут быть копии паспорта и диплома, ваши грамоты и сертификаты, а также фотографии в окружении счастливых учеников.

  • Если у вас все еще нет визиток – закажите, пусть работают.
  • Если есть возможность заранее составить и распечатать программу занятий – сделайте это.

Очень рекомендую брать с собой сменную обувь. Не стоит ходить босиком по чужой квартире, а репетитору-девушке вряд ли подойдут сорок пятого размера шлепанцы, радушно предложенные клиентом.

Возьмите чистую тетрадь, запасную ручку и непременно – хорошее настроение.

Приходите вовремя. Пусть город стоит, пыхтя в пробках, и все вокруг опаздывают, а вы придите вовремя. Как все редкое и необычное, пунктуальность высоко ценится.

Все имеет значение: как мы входим в незнакомую для нас квартиру, как звучим, как себя ведем. Познакомьтесь с учеником и его родителями. Спросите, где помыть руки, особенно – если вы работаете с малышами. Спросите, где вы будете заниматься. От создания рабочей атмосферы напрямую зависит ваш преподавательский успех. Оптимальный вариант – письменный стол. Из всех помещений наименее удобна кухня, особенно если там что-то варится. Не очень подходят для занятий пухлые диванчики и уютные глубокие кресла: мягкое расслабляет, а у нас задача другая.

Преподаватели иностранных языков обычно занимают позицию напротив ученика. Репетиторы-математики и представители других точных наук – рядом и немного сзади, как верный сосед по парте, готовый прийти на помощь.

Есть репетиторы, первая встреча с которыми представляет собой торжественное действо: родители ученика, сам ученик и репетитор знакомятся и присматриваются друг к другу на нейтральной территории. В случае достижения взаимного восторга – назначается тестирование или пробное, то есть бесплатное занятие. Обычно так работают представители старшего поколения, у которых немного учеников – два-три за год.

А если за год у вас появляется двадцать новых учеников? Или, как у меня за последний год – тридцать восемь? Вы готовы тратить полдня на переговоры с каждым из них?

Пусть за вас работают ваше резюме или персональная страница, фотография и отзывы. Все необходимое можно заранее выяснить по телефону, на тестирование отвести двадцать-тридцать минут, а первое занятие сделать полноценным и содержательным. Ведь на первой встрече мы хотим создать у нашего клиента определенное впечатление – что ему очень повезло и он нашел именно того, кто ему нужен.

«Здравствуй, Ванечка! Меня зовут Аристарх, я студент пятого курса Физтеха. Сегодня я расскажу тебе о нахождении биномиальных коэффициентов с помощью метода математической индукции. Начнем мы с кванторов: квантора всеобщности и квантора существования». - Десятиклассник Ваня, последние пять лет получающий по математике стабильные тройки, тихо выпадает в осадок…

Это не шутка. Именно так часто поступают на первом занятии начинающие репетиторы и почтенные вузовские лекторы.

Прежде чем рассказывать о чем-то, что самим нам кажется невероятно интересным и важным, мы проводим тестирование. Тестирование – не полуторачасовой диктант с обещанием проверить его к следующему занятию. Ибо в этом случае следующее занятие вряд ли состоится. Пусть ваше тестирование будет

- коротким

- интерактивным

- заранее подготовленным.

Провести его можно практически на любом материале. Можете использовать домашнее задание. Принесите с собой какие-либо материалы по теме – это выглядит солидно. Если цель занятий – подготовка к ЕГЭ, используйте в тестировании именно варианты ЕГЭ.

Наша задача – не поставить ученику оценку и тем более не поставить его на место. Конечно, он многого не знает. Если бы он все знал, нас бы не пригласили. Нам нужно выяснить, в какой момент он перестал понимать предмет, найти границу твердого знания – с незнанием и именно этот уровень использовать в качестве стартового.

Как мы учимся? Как вообще мы осваиваем новые для нас области знания? Постепенно, шаг за шагом, мы расширяем границы понятного. Человек хорошо воспринимает новый материал, если он содержит не более двадцати процентов новой информации. И поэтому обучение может быть только постепенным. Нарушение принципа постепенности ведет к дальнейшему непониманию, к скуке и сопротивлению ученика.

Бывает, что принципа постепенности не понимают сами ученики или их родители. «Зачем мне действия с дробями, - говорят они. - Мы все считаем на калькуляторе. Мне нужны только логарифмы, потому что по ним через неделю контрольная». Одна из целей вашего тестирования – выяснить, что же все-таки ученик знает, в чем он чувствует себя уверенно. И если у выпускника школы проблемы с математикой, потому что он перестал что-либо понимать в пятом классе – значит, именно с этого момента в программе пятого класса надо начинать. Вернитесь к той теме, в которой ученик чувствует себя еще более-менее уверенно. Где-то в конце этой темы вы обязательно найдете что-то недоработанное или упущенное.

И, пока ученик выполняет задания теста, не уходите в транс, а тем более - в магазин. Общайтесь! Проявляйте инициативу. Наблюдайте. Чувствуйте себя разведчиком. Ведь вам нужно узнать не только уровень знаний ученика, но и его возможности: скорость мышления, уверенность в себе (или ее недостаток), мотивацию, психологические особенности, черты характера, темперамент. Насколько ему комфортно с вами? И, кстати, насколько комфортно вам?

Я слышала истории о том, как репетитор простужался от сквозняка, синел от табачного дыма или перекрикивал включенный телевизор, стесняясь сказать, что ему некомфортно и надеясь, что ученик сам догадается. Но ученик - не телепат и мысли читать вряд ли умеет. Вежливо, но настойчиво обеспечьте свой комфорт. И если у ученика злая собака — сделайте так, чтобы во время занятий у вас не было ни единой возможности с ней встретиться.

Я иногда провожу занятия у себя дома, в кабинете с большим письменным столом. У меня кот Ля Мур – очень общительный и игривый. И первый вопрос, который я задаю новым ученикам: «Как вы относитесь к котам?» Спрашиваю ученика, какой рукой он пишет. Показываю, где помыть руки. Предлагаю чай с печеньем. Говорю ученику, что перерывы мы будем делать тогда, когда он скажет, и работать в том ритме, который для него комфортен.

Обычно тестирование занимает пятнадцать-двадцать минут. За это время мы определяем «глубину фундамента» - уровень, с которого нужно начинать занятия. Определив – переходим к первой теме. Часто первое занятие представляет собой монолог репетитора. И, произнося этот монолог, будьте очень внимательны.

Если ваш подопечный – не юный гений, а обычный школьник, значит, он виртуозно владеет двумя навыками. Первый из них – имитация понимания. Второй – гадание по мимике преподавателя. Нередко полезные жизненные навыки выпускника средней школы двумя перечисленными и ограничиваются.

Имитация понимания – это убежденность во взгляде, уверенное кивание и реплики: «Да, конечно, кто ж не знает, что такое синус!» А попросите ученика рассказать вам, что же такое синус (если вы математик). Или – что такое валентность, если вы химик. Вы обязательно узнаете много интересного! И окажется, что в основе непонятной темы – непонятные слова. Либо ученик понял их как-то по-своему: как мог, а попросить учительницу объяснить еще раз – постеснялся.

Обычно школа не приветствует задавания вопросов. Какие, к чертовой бабушке, вопросы, когда в классе двадцать пять учеников и есть план урока – двадцать минут на устный опрос, пятнадцать минут на новую тему, десять минут на выяснение, почему Сидоров уроки прогуливает? Способность задавать вопросы у школьника атрофируется. И подросток на уроках находится в своеобразном трансе: он уже не здесь, он даже не пытается вникнуть в тему, он, если надо, кивает и говорит: «Все понятно!», а если спрашивают – пользуется испытанной стратегией.

- Козлов! «Рассеянный» - какая часть речи?

- Существительное! – бодро отвечает Козлов, фиксируя: так, у Марьи Ивановны брови к макушке ползут, значит, неправильно. – Прилагательное! (вроде успокаивается, но губы поджала и к журналу тянется, попробуем еще раз) – Причастие! (YES!)

Этот нехитрый алгоритм ученик попытается применить и к вам. Он будет смотреть на вас умными глазами и кивать. Будет выдавать три ответа сразу и наблюдать вашу реакцию. Будет в ответ на простейший вопрос смотреть вам в глаза и говорить: «Я не понимаю. Не знаю. Не помню. Не могу».

Ну, по нашим-то глазкам ему погадать не удастся! И смотреть на нас жалобно, как Му-му на Герасима, тоже нечего – не на тех напали. Но об этом наши ученики узнают позже, ха-ха, а на первом занятии мы – сама предупредительность и само обаяние. Мы все объясняем, отвечаем на вопросы, хвалим нашего подопечного за любую мелочь. И обязательно записываем все, что сделали, потому что у занятия должен быть результат. И неважно, что Филипп в одиннадцатом классе, а сегодня занимались действиями с дробями и заодно – таблицей умножения. Труднее всего преодолеть силу трения покоя. Тяжело сдвинуть с места вагончик, приросший к ржавым рельсам – зато дальше он уж сам покатится.

В конце первого занятия мы подводим итог – доброжелательно и объективно. Пусть прозвучит хоть что-нибудь хорошее - даже если тестирование показало нулевой уровень знаний по предмету, а первое занятие было вашим монологом.

 «Сегодня, Филипп, мы прошли очень важную тему – числовые множества. Мы определили, что такое числа натуральные, целые, рациональные и действительные. Заодно - повторили тему дробей – простых и десятичных, правильных и неправильных. Вспомнили, что такое числитель и знаменатель. Узнали, как приводить дроби к одному знаменателю, и освоили действия с дробями. Научились переводить десятичные дроби в обыкновенные и наоборот. Что ж, неплохо. Соображаешь ты быстро. Но дело в том, понимаешь ли, что дроби проходят в четвертом и пятом классе, а в программу ЕГЭ входит намного более сложный материал, к которому мы пока даже не приступили…»

И мы намечаем вместе с учеником план дальнейших действий. Мы можем использовать заранее подготовленную программу или написать ее в конце занятия, учитывая результаты тестирования. В любом случае наличие программы дисциплинирует ученика. Он видит, что наши требования к посещению занятий и выполнению домашних заданий – не каприз, а обязательное условие успеха.

Некоторые репетиторы в конце первого занятия заключают с учеником договор. Текст договора заранее напечатан в двух экземплярах. И ученик, и репетитор подписывают этот договор. Содержание определяется здравым смыслом. Например, репетитор обязуется подготовить ученика к сдаче экзамена на положительную оценку за пятьдесят занятий, а ученик, со своей стороны, – выполнять все домашние задания, активно работать на уроках и, в случае отмены занятия по уважительной причине, – предупреждать репетитора хотя бы накануне.

Хорошо, если родители появились в начале занятия, проконтролировали процесс, а через пять-десять минут оставили вас наедине с учеником. Когда урок закончится, обязательно поговорите с ними. Родители – наши союзники. Если в момент занятия их не было дома – побеседуйте по телефону. Расскажите о результатах тестирования, обо всем, что вы заметили. Для родителей очень значимо все, что вы скажете об их ребенке. Записи, которые вы вели на уроке, подтвердят объективность вашей оценки.

Вашему клиенту необходимо знать, сколько нужно занятий, какими будут дальнейшие перспективы, какие нужны учебные пособия. Ему нужно рассчитать время и финансы. Предложите программу обучения и план занятий на ближайшие месяцы. Например, так: «Да, вы правы, математика у Филиппа сильно запущена, пробелы – начиная с пятого класса, и для того чтобы подготовиться к ЕГЭ и учебе в Плехановском, нам нужно будет заниматься два раза в неделю в течение всего учебного года. Филипп вполне ответственно обещал мне, что будет делать домашние задания. Вот какие темы мы прошли сегодня. Филипп легко воспринимает новый материал, быстро соображает, и это хорошо. А вот математическая база – на уровне четвертого класса. К Новому году мы освоим весь уровень А, ну а дальше – вполне возможно, что выйдем на твердую четверку». Все довольны: родители видят, за что платить, и вопроса о «пробности» первого занятия уже не возникнет.

Пить ли чай у учеников – зависит от вас. От борща и котлет, которые могут предложить вам благодарные клиенты после занятия, лучше вежливо отказаться - ведь не питаться пришли. А чашечка чая – поможет поддержать беседу.

Колоритный ученик – богемный дизайнер из Парижа, решивший вдруг поступить на Мехмат. В тибетской шапочке. На сленге такие называются – заяц с завязанными ушами. Предлагает матэ – безобидный напиток, но заварен так, что после пары глотков из калебасы наступает внутренняя тишина, взгляд сложно фокусировать, а собственный голос слышится со стороны… А занятие продолжать надо. Ничего страшного — усилием воли вернула на место свою точку сборки, но с тех пор у учеников даже чай не пью.

 

Хорошо, если первое занятие пройдет точно по нашему сценарию. Так бывает не всегда – и поэтому рассмотрим несколько типичных ситуаций, которые начинающие репетиторы сгоряча называют «нестандартными».

 

1. Клиент откладывает или несколько раз переносит первое занятие. Причина, на ваш взгляд, абсолютно неуважительная: «Никак не можем уговорить сына заниматься, уезжаем на дачу, испытываем материальные сложности в связи с покупкой нового компьютера».

Велика вероятность, что клиент и дальше будет откладывать и переносить занятия. Покупать вещи (компьютеры, телевизоры, телефоны) можно бесконечно. А если сына надо уговаривать заниматься, значит, все очень запущено. Помните – вам нужна определенность.

- Дело в том, что сейчас я составляю расписание на следующий месяц, и свободных пар у меня может не оказаться. Давайте созвонимся в пятницу вечером, потому что занятия надо начинать не позже понедельника – иначе мы просто не успеем подготовиться к экзамену.

Для себя отметьте контрольный срок: «Если в понедельник мы не начнем занятия, значит, с этим клиентом я прощаюсь».

2. Вы едете на первое занятие, полчаса ждете маршрутку, попадаете в пробку и опаздываете на час. После занятия ждете маршрутку полчаса, потому что она вообще редко ходит. Ваши действия?

Читайте книги внимательно. Ведь в главе 5 автор предупреждал - учите географию, а перед первым занятием – ознакомьтесь с картой местности и картой пробок.

3. Вас пригласили проводить занятия за городом, в коттеджном поселке. Зима, мороз. Вы стоите и ждете, когда за вами приедет машина от клиента. Ждете десять минут – никого нет. Телефон клиента «выключен или находится вне зоны доступа». Ваши действия?

Больше десяти минут ждать не надо. Больной репетитор – уже не репетитор, а больной. Звоните в организацию, в которой вы работаете, - секретарю или администратору. Объясняйте ситуацию. Если вы работаете в достойной репетиторской компании – она будет защищать ваши интересы даже в случае звонка разгневанного клиента, приехавшего на место встречи «всего на сорок минут позже».

4. Вы приехали на первое занятие – дверь закрыта. Вы звоните клиенту – «Ой, извините, совсем забыл! Увез сына плавать в бассейн. Если сможете подождать – через два часа мы подъедем».

Правильнее всего – взять деньги за несостоявшееся занятие.

Когда я говорила это на тренингах для репетиторов, представители старшего поколения нередко возмущались, более или менее активно.

Да, именно так. Если вы приехали к закрытой двери – возьмите деньги за несостоявшееся занятие. Даже если в глубине души вы считаете, что «не в деньгах счастье». Даже если вы втайне радуетесь возможности подышать воздухом, пойти в кино или посидеть в уютном кафе вместо урока. Цените себя. Иначе ваш клиент может подумать, что, как бы он ни поступил, вы не откажетесь от занятий с ним. «По моим правилам (или – «по правилам нашей компании») занятие, не состоявшееся по вине клиента, оплачивается в полном объеме». Если эта фраза покажется вашему клиенту неубедительной – значит, с ним можно прощаться.

Примечания.

1. Если клиент сам предлагает пятьдесят процентов стоимости занятия – соглашайтесь.

2. Рекомендация брать деньги за несостоявшееся занятие не относится к случаям форс-мажора. Внезапное заболевание ученика (или его дочки, дедушки и даже любимой собаки) является уважительной причиной для отмены занятия.

Если репетитор приезжает к закрытой двери и не требует денег за сорванное учеником занятие — значит, мало уважает себя. Если мерзнет и простужается, боясь открыть рот и попросить ученика закрыть форточку — значит, мало уважает себя. Если пять лет работает по одной и той же ставке, стесняясь заикнуться о том, что в связи с инфляцией ее пора повысить – мало себя уважает. Возможно, слишком поздно в России отменили крепостное право: люди привыкли не просто терпеть неуважение к себе или плохие условия, но и считать покорность — добродетелью.

3. Родители хотят присутствовать на занятии, чтобы послушать репетитора.

Вот и прекрасно. Значит, они заинтересованы в учебном процессе. Вряд ли они будут слушать вас полтора или два часа – ведь они уже взрослые, все экзамены давно сдали. Через десять минут вернутся к своим обычным делам.

 

Да и вообще люблю я эти родительские присутствия. Смешно мне читать на форуме, как наши репетиторы порой ахают: боже мой, мама на занятии, что делать… Я так немедленно устраиваю «показательные выступления», после которых родитель осознает, что обстоятельства весьма серьезны. Кстати, довольно часто родитель после такого холодного душа говорит что-нибудь вроде: «Спасибо, что открыли глаза на истинное положение дел. А то мы в классе самые лучшие, учителя хвалят, четверки-пятерки… Теперь-то понятно, что надо много работать».

Игорь Вячеславович Яковлев, репетитор по математике и физике.

4. А теперь – мастер-класс! Мама или бабушка не просто присутствует – они гиперактивны! Представьте взрослого, который не дает ребенку слова сказать, торопит его, поправляет, а то и гордо отвечает первым.

Что же делать репетитору?

Лучше всего, на мой взгляд, просто объяснить маме (бабушке), что своим вмешательством она сводит на нет всю пользу от занятия. Не готовы к такому диалогу – можете применить косвенные методы.

Метод первый.

Действует безотказно, если вы занимаетесь с малышом. Вы можете сказать: «Вот, сейчас нам мама помогала. Мы все втроем занимались: Петя, мама и я. Только скоро Петя в школу пойдет, так что сейчас мы поиграем в урок, как в школе…» Обычно мама понимает намек и удаляется.

Метод второй.

Отвлеките внимание мамы. Внимание! Подсунуть маме перегруженный рекламой журнал Cosmopolitan – решение тривиальное и пошлое. А мы – уникальные эксперты и пошлых решений не ищем! Лучше всего для долговременного обезвреживания подойдет детская классика: «Приключения Тома Сойера» или «Убить пересмешника».

Метод третий.

Предложите маме заниматься в качестве второго ученика, с соответствующим увеличением вашего гонорара.

Крайняя мера. Вежливо, но непреклонно предложите маме (или бабушке) посетить ближайший торговый центр или кафе.

5. Ребенок боится, что родители уйдут с урока, и он останется один на один с репетитором.

Если ребенку три-пять лет – дождитесь, когда он настолько увлечется и заиграется с вами, что уже не вспомнит о родителях. Если ребенку пятнадцать-двадцать лет - помочь нечем!

6. Вы провели первое занятие, обнаружили у ученицы нулевой уровень знаний, беседуете с родителями и слышите от них следующее:

«И что у нас за дочка, ну прямо дебилка бестолковая! Мы-то, между прочим, кулинарный техникум оба закончили с отличием, а она – вообще непонятно в кого такая! Какая ей математика? Ей, дурехе, только улицы подметать».

 Почему родители ругают и унижают своих детей? Как будто не сами их сделали! Почему действуют по принципу Тараса Бульбы – «Я тебя породил, я тебя и убью!» Почему называют их «оболтусами», а иногда - «дебилами» и «идиотами»? Ведь «оболтус», согласно словарю Ожегова, — дурак, бездельник. «Идиот» - и того хуже: страдающий врожденным слабоумием.

Одно из объяснений иррациональному поведению родителей показалось мне логичным: мол, идет это с незапамятных времен, когда люди боялись сглаза, и, чтоб чужак не сглазил самое дорогое, что у них есть, начинали они это самое дорогое (то есть детей) последними словами ругать. Может, и так. И все же я убеждена: родитель, унижающий своих детей, а тем паче – в присутствии незнакомого человека, по отношению к ним совершает самое подлое предательство.

Как много в нашем языке хороших и добрых слов, выражающих любовь, доверие, уважение и нежность. И они так нужны детям!

И, возможно, вы не переубедите маму сразу, но сделать это необходимо. Вы можете сказать: «А вы знаете, мне понравилось, как Наташа работает на занятии. И никакой бестолковости я не заметил. Вот, смотрите, эти задачи Наташа решила практически сама. Просто она еще даже не знает о своих возможностях. Мы будем двигаться вперед постепенно, и уже через два-три месяца будут заметны результаты. Наташа готова работать, и ей очень важно чувствовать, что вы на ее стороне».

Расскажите историю успеха. Ведь в глубине души мама надеется, что ее ребенок – хороший, что все получится. Она ждет от вас подтверждений того, что боится она напрасно. Да конечно, чего бояться? Ведь Наташа – молодец, а вы – эксперт.

7. Вы провели первое занятие. За него вы должны получить деньги. Но клиент забывает вам их отдать! Он радостно прощается с вами, и даже подает вам пальто, и открывает дверь, и говорит, как он рад был с вами познакомиться… Ваша задача – тактично напомнить о гонораре.

- Скажите, пожалуйста, как вам удобнее будет оплачивать занятия – за каждое или за десять вперед? Мне будет удобнее, если за каждое.



Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 170