УПП

Цитата момента



Когда лошадь сдохла — слезай с нее!
Кстати о привязанностях

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чтобы женщина вызвала у мужчины настоящую любовь, она должна, во-первых, быть достаточно некрасивой, во-вторых, обладать необходимым количеством комплексов.

Марина Комисарова

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4103/
Китай

Глава 8. Рутина и экстрим

Было у старика три сына. Старший вышел во двор, наступил на грабли, получил по лбу. Средний вышел во двор, наступил на грабли, получил по лбу. Закручинился младший, да делать нечего…

Из Сети.

И вот – проходит двадцать лет. Вы крутой репетитор и подготовили в вузы сотни учеников. И, потягивая пиво, вы внимаете жалобным воплям новичков на репетиторском форуме. «Эх, зелёнка! – снисходительно улыбаетесь вы. - Да знали бы вы, что такое настоящий экстрим…»

А действительно, что ж такое репетиторский экстрим? Часто ли в нашей работе встречаются ситуации действительно сложные или шокирующие?

Да, в общем, и припомнить трудно. Ну, первоклассник матом разговаривает. Ну, ученица взрослая, после блестяще проведенного вами урока, в ванной (вашей) запирается и полчаса там рыдает, не объясняя причин. Ну, мама ученика после занятия не уходит, в дверях каждый раз на сорок минут задерживаясь. Да разве это экстрим – так, рутина, охотничьи истории! И если журналисты интервью берут, обязательно задают вопрос: «Расскажите какую-нибудь смешную историю!» - так не знаешь, что рассказывать! Потому что для профессионального репетитора умение прощать и забывать – не добродетель, а рефлекс. Прощаешь ученику все промахи и целомудренно забываешь смешные моменты, возникающие в процессе обучения. Это такой особенный процесс, все – между нами, здесь третий – лишним окажется.

Но все-таки работа у нас своеобразная. Двух одинаковых учеников – не бывает. К каждому приходится искать свой подход, импровизировать, думать, находить новые решения. И, конечно, не создавать экстрима на свою голову.

Экстрим на вашу голову – это когда вы в беседе по телефону узнаете, что у ученика по математике тройка, а он хочет поступать на Мехмат, до экзаменов осталось две недели, но вообще мальчик неглупый, просто надо к нему найти подход и заставить его учиться. Эта ситуация – изначально проигрышная и не требует комментариев. Или – вы преподаете английский, вашему клиенту через месяц в Штаты, он знает только How do you do, больше двух занятий в неделю позволить себе не может, но очень, очень хочет говорить по-английски свободно и вы – его последняя надежда.

Выход один – честность. Для того чтобы к вам не предъявляли претензий, с самого начала поделите сферы ответственности. Расскажите, что вы реально можете сделать за отведенное вам время. Каждый репетитор время от времени сталкивается с ситуацией «подготовьте меня с нуля за месяц на Мехмат», и эта ситуация прозрачна.

По-настоящему нестандартны случаи, когда вам трудно определить, стоит ли вообще приступать к работе. Мы уже говорили о том, что в первом телефонном разговоре вам надо собрать максимум информации. Будьте внимательны, как разведчик.

Если родители предупредили, что у ребенка аллергия, заикание, небольшие проблемы со слухом – можно браться! Просто подумайте, как это учесть при построении занятий.

Следует насторожиться, если у ребенка серьезные психологические проблемы или отставание в развитии. Если вам сообщили, что ученик не интересуется ничем, кроме компьютерных игр, не учится, только ест, спит и истребляет галактическую нечисть ударами мыши, - может быть, ему поможет только очень компетентный психолог. Маловероятно (хотя возможно), что вам удастся вытащить бедолагу из виртуального мира в наш родной несовершенный, и он будет вспоминать вас с благодарностью всю жизнь. Но для вас это будет весьма нестандартная ситуация. Слушайте свою интуицию. Репетитор все-таки не психолог, и тем более не волшебник.

Экстремальная ситуация не обязательно возникает на первом занятии. Часто она – результат нашей самоуверенности, доверчивости и преждевременного расслабления.

Дорогие коллеги! История об ученике, который в течение пары месяцев говорит вам, что заболел и на занятия не придет, а родителям сообщает, что пошел к репетитору, и тратит выданные ими деньги по своему усмотрению, настолько классическая, что описана в художественной литературе. Чтобы не стать ее героем, поддерживайте контакт с родителями – раз в две недели звоните им и рассказывайте, как проходит учебный процесс. Кстати, родители бывают страшно недовольны, если репетитор ничего определенного об их ребенке и его успехах сказать не может. Им нужно знать, за что они вам платят.

Мы уже говорили о ежовых рукавицах. Репетиторам-зеленым можем порекомендовать рукавицы из искусственного ежа :-) Дело в том, что у ученика есть определенная «зона комфорта», где он чувствует себя уверенно. Например, алгебра ему дается легко, а геометрия – вообще никак. Задачи группы А из ЕГЭ он решает, а на группу В даже смотреть не хочет. И в своей «зоне комфорта» он готов оставаться вечно. Потому что там у него все получается, а новое – вызывает подсознательное сопротивление.

Да мы сами ничуть не лучше! Все новое в той или иной степени пугает нас, и мы откладываем его на «когда-нибудь», находя множество оправданий своему бездействию. Когда-нибудь я пойду на это собеседование, а когда-нибудь – в спортзал. Когда-нибудь я буду читать книги на английском, а сейчас у меня на это времени нет. Когда-нибудь научусь водить машину, но вообще-то она мне не очень нужна, можно ездить и на метро.

Развитие возможно только вне зоны комфорта. Мы чувствуем, что по-настоящему живем, когда вступаем на незнакомую территорию, прилагаем все силы и добиваемся успеха. Кораблю, конечно, безопаснее стоять в гавани, но он построен не для этого. Мы растем и развиваемся именно в те моменты, когда решаемся на что-то новое и беремся за непривычные для себя задачи.
Бодо Шефер.

Как вы думаете, что легче - заниматься спортом с хорошим тренером или самостоятельно? С тренером легче, конечно. Самостоятельно вы быстро сократите время тренировки с двух часов до пяти минут. Тренер знает, что для вас сейчас нужно. Он заставит вас выкладываться на 110 процентов. Без него вы останетесь в своей ленивой, тоскливой и болотистой зоне комфорта.

 Вот так же и мы заставляем ученика выкладываться на 110 процентов. Выдергиваем его из зоны комфорта, несмотря на сопротивление. Объективно оцениваем его успехи. Учим самостоятельности, чтобы наша помощь требовалась все меньше и меньше. Если этого не делать - экстремальная ситуация для вас неизбежна. И плакаться на репетиторском форуме, говоря: «Я ж старался, а он сдал экзамен на два, и теперь его родители за мной с арбалетом гоняются», - поздно будет.

Вот еще одна сложная ситуация, с которой чаще сталкиваются начинающие репетиторы – однако не застрахован никто.

- Я тут с олимпиады задачку принес, - говорит ваш ученик, юный гений, - вот, посмотрите….

Вы бросаетесь решать - бодро и с энтузиазмом. Через десять минут вы понимаете, что не все так просто. Через тринадцать минут юный гений с небывалым интересом смотрит на кучу исписанной вами бумаги. На пятнадцатой, пыхтя и пряча глаза, вы сдаетесь…

 Спокойствие, только спокойствие! Не будем взбираться на незнакомый пьедестал. Из десяти задач со вчерашней олимпиады далеко не все я смогу решить «с листа» и на время. Но одну-две из них я точно знаю (они классические) – с них и начну. Еще три я решу за десять минут (в них классические идеи). И после этого - «мы вернемся к теме нашего урока, проверим домашнее задание». А блесну талантами я на следующем занятии – подготовившись.

И еще одна ситуация, которую можно назвать экстремальной, но встречается с ней практически каждый из нас.

Итак, случай из жизни: репетитор занимается с ученицей девятого класса. До итоговой аттестации под названием ГИА осталось два месяца, а у девочки вообще нет интереса к учебе. Она с трудом умножает пять на пять и в итоге получает 26. Или 30, или всё, что угодно. Еще хуже с делением: 54 на 9 делится в столбик в течение десяти минут. Домашнюю работу девочка списывает из решебников, на занятиях ноет: «не хочу, не буду, голова болит, отстаньте!» Говорит, что учеба ей не нужна, потому что она хочет стать моделью или «попсингером». Репетитор ее и стыдил, говоря, что родители, мол, столько денег потратили на ее образование, и объяснял, как важно учиться, и грозился папе пожаловаться – и все без толку! Девочка отвечает, что все бесполезно и равно ей три поставят, и что в классе она не худшая. И каждый раз репетитор уходит с занятия с таким чувством, как будто разгружал вагоны с мусором.

Так что же делать? Сдаваться? Или продолжать борьбу?

Во всяком случае, если и продолжать, то иначе. Либо репетитору придется переиграть эту ситуацию по-своему — либо отказываться. То, что происходит, развращает девочку и истощает силы репетитора, которые тоже не бесконечны.

Итак, девочка в учебе не заинтересована. У нее «не получается», видимо, с первого-второго класса. Но чего ей не хватает - и она об этом явно говорит? — Не хватает успеха. И судя по ее репликам, ее мучает зверский голод по успеху.

«Я не худшая в классе». «Стану моделью или попсингером» — а для чего? Чтобы оказаться на подиуме, на эстраде, выше всех, в блеске пайеток и софитов, стать крутым и ярким воплощением успеха! Но в десять лет можно искренне верить, что станешь попсингером, будешь летать по сцене с микрофоном, над фанатствующим залом, и швырять деньги пачками, а в четырнадцать - в сказки верится уже с трудом. И мы получаем оторванную от жизни «мечту» голодного. Но если истощенный от голода человек начнет мечтать о тазике «оливье» и тазике икры, ему станет только хуже. Кроме того, дорвавшись до предмета своих вожделений, он может и помереть от отравления.

Человеку жизненно необходим успех — не меньше, чем пища. А девочка его не получает. У нее хронические двойки в школе. Родители тоже не особо питают ее чувством успеха, репетитор добавляет яду, стыдит, говорит: «На тебя деньги тратят-тратят, а ты…» И что дальше? — Дальше все просто: раз я такая, мне лучше не жить. «Ах, голова болит!»

И, наверное, можно начать с того, что перестать «стыдить». Нет ничего страшнее, чем попрекать 14-летнюю личность деньгами (которых она заработать пока не может). Не стоит грозить «пожаловаться папе». Бесполезно задавать домашнюю работу, которой девочка все равно не сделает. Все, что ей сейчас нужно, – это грамотный «выход из голодания», то есть энергия успеха, сначала в очень небольших дозах. А дальше – запустится механизм самовосстановления, и процесс пойдет.

А как же ГИА, до которого осталось два месяца? Да никак! Не в ГИА счастье. Ну скажите честно – имеют для вас сегодня какое-либо значение ваши оценки, полученные в девятом классе? Образование – процесс длительный. И, как сказал мой коллега, математик Георгий Семенович Мутафян: «Репетитору платят за терпение».

Как правило, рано или поздно профессионализм, доброжелательность, терпение репетитора – побеждают. Появляется результат. И даже, казалось бы, случайные обстоятельства начинают складываться в нашу пользу.

Десятиклассница Алена пришла ко мне с твердой двойкой по математике. Это беда была какая-то: начинала решать задачу, через две минуты забывала условие: скучно. Таблицу умножения — не помнила и не хотела запоминать. Находила всевозможные причины — почему ее сегодня надо отпустить раньше на полчаса. И результата не было два месяца, вообще никакого. Я уж думала — ну все, отказываться придется. И тут — подарок судьбы! Приходит Аленка на занятие, а у нас в доме электричество отключили! Делать нечего, стали мы заниматься с Аленой математикой при двух свечах, едва освещающих тетрадку. И впервые Алена включилась в работу, и не просила ее отпустить, и самое удивительное — у нее стало получаться! И внимание откуда-то взялось!

Это был переломный момент в отношениях Алены с математикой. После этого — пошел прогресс!

Право, не знаю, можно ли коллегам этот опыт применить. Да и как? Специально, что ли, пробки в доме вывинчивать? А если коллега захочет так с девушкой при свечах математикой позаниматься, а она подумает что-нибудь не то? :-)


А теперь – коллекция экстримов! Каждую мизансцену я могла бы начать со слов, сразу добавляющих остроты: «Очень нужны деньги». И действительно, для начинающего репетитора умение эффективно действовать в таких ситуациях - вопрос выживания.

 

1. Первое занятие. Со слов мамы я знаю, что мой ученик по ночам подрабатывает в клубе официантом, но выпускные экзамены все-таки ему сдать надо. Далеко за полдень. Звоню в дверь. Открывает настоящий мачо в костюме Обломова: барственный халат картинно распахнут на груди, из-под него торчат мускулистые мохнатые ноги.

Моя реакция: «Дмитрий, извольте переодеться, и мы начинаем занятие. Я вас жду», - с каменным лицом и без тени улыбки.

2. Пятнадцатилетнего ученика на занятие привезла мама. Она полностью контролировала ход занятия, стоя за спиной у сына; заглядывала ему в лицо, когда он отвечал, подсказывала, мешала мне вопросами и старалась объяснить, что в учебнике все по-другому написано. Перед следующим занятием я позвонила ей и вежливо предложила доверить мне мальчика на полтора часа. Долгое и тягостное молчание, и вдруг — с болью в голосе:

- Да, конечно, если вы считаете, что так будет лучше, то я готова… Я всё сделаю, как вы скажете… Но я… умру, имейте в виду!

- Умрете? Как это?

 - Поймите, мы с сыном вместе пятнадцать лет, нас нельзя разлучать ни на минуту, мы сиамские близнецы! Я умру без него, а он без меня! Ему моя опека только в радость!

Пришлось поставить любвеобильной маме ультиматум: либо она доверяет мне подготовку сына к выпускному экзамену – либо занятия бесполезны.

Коллега репетитор

3. После первого занятия беседую с родителями ученика. Папа предлагает проводить до остановки. Выходим на улицу. И вдруг папа говорит:

- Вы необыкновенная женщина! Я влюбился в вас с первого взгляда! Когда мы сможем встретиться? Я хочу вас пригласить в ресторан. Вы не подумайте чего, мы с женой чужие друг другу люди, просто живем в одной квартире…

- И кушаем с одной кастрюли, - это уже я продолжила, обеспечивая папе скоростной спуск с небес на землю. Общаться с этими людьми больше не стала. Пусть разбираются сами.

 

4. Однажды я занималась с семиклассником Мишей – обаятельным мальчуганом с нулевыми знаниями и огромным желанием учиться.

Зима, лютый мороз. Попасть в дом не могу, дверь подъезда – не открывается, наверное, примерз кодовый замок. Звоню Мише, и он выскакивает, в футболке и шортах, мы поднимаемся на пятый этаж, и тут понимаем, что тамбурная дверь захлопнулась, а ключи от нее Мишка не взял. Очень холодно. От предложений надеть мое пальто Миша отказывается. Выход один – позвонить дяде Васе из соседней квартиры, вдруг он дома.

 Звоним. Через десять минут напряженного ожидания открывается дверь. На пороге, нетвердо стоя на ногах, возникает дядя Вася.

- Мишань! Ты чего это голый с одетой тёткой тут стоишь? А тебя, женщина, я вообще в первый раз вижу! – заплетающимся языком говорит он.

И тут мой ученик отвечает, неожиданно громко и очень строго: «Она не тётка, а математик! А ну пропустите!» Когда мы входили в квартиру, услышала дяди Васины комментарии: «Ну и училки пошли! Это ж надо – пацана голым на мороз…»

Наталья Георгиевна Апанасова, репетитор по математике.

 

 

5. Первое занятие. Открывает ученик.

- Здравствуйте! Заниматься мы будем на кухне, потому что в комнате нельзя – там кошачья свадьба, мы ведь британцев разводим.

Проходим в кухню, где орет телевизор и от грязной посуды тесно. Стол липкий, в мусоре и шелухе от семечек. Пахнет британцами.

Да, это экстрим. И по-хорошему – надо попрощаться и уйти. Но, во-первых, очень нужны деньги, а во-вторых, у меня следующее занятие в соседнем доме, а что делать полтора часа в этом захолустье, я не представляю.

 

По-деловому прошу выключить телевизор. Предлагаю мальчику помочь прибрать. Он не сразу понимает, что я имею в виду. Беру губку, полотенце, сгребаю одним махом мусор со стола, вытираю стол. Занимаемся. И, уходя, говорю ученику: «Ты подготовь место для занятий к следующему уроку». В следующий раз в кухне заметно чище.

Позже я узнала, что они просто всегда так живут.



6. Последние новости с учебного фронта. Вчера один из учеников пришёл раньше срока и, ожидая окончания предыдущего занятия, умудрился:

1) нарисовать художественный вид ночной улицы из моего окна;

2) бесследно потерять в практически пустой кухне толстый том Сивухина;

3) разбить чайник;

4) подарить мне торт (в качестве компенсации),

5) ставя который в холодильник, разлить мёд.

Подобные происшествия случаются с ним каждый раз, но тут он превзошёл сам себя!

А.В., коллега репетитор.

7. Однажды сообразительная девочка Маша придумала, как извлекать прибыль из уроков математики. Она смотрела на меня светлыми глазами и просила: «Можно, мы сегодня позанимаемся на полчаса меньше? Вы мне задайте на дом, я сама дорешаю. Просто всем классом едем в дом Булгакова – мне так хочется там побывать!» Каждый раз (вот совпадение!) Маша собиралась то в театр, то на рок-концерт, то на день рождения подруги. Домашние задания она делала честно. Родителям не сообщала. Они оставляли деньги за занятие, я отдавала Маше сдачу (по ее просьбе, ведь занимались меньше!) Вскоре я заметила, что девочка относится ко мне с искренней любовью. Еще бы! Ведь я так хорошо вписалась в ее маленький бизнес-план!

Мне пришлось переговорить с родителями. Я не стала жаловаться на Машеньку, просто попросила изменить систему оплаты – сразу за десять занятий вперед. «Мне удобнее, - сказала я, - если вы будете вносить предоплату». Любовь ушла. Остались деловые отношения.

8. Мой самый колоритный ученик – двадцатитрехлетний фотомодель. Он красивый и высокий, он живет в пятикомнатной квартире в центре Москвы. Он поступил по блату в престижный вуз и хочет подготовиться к учебе на первом курсе, потому что в частной школе его учили только гольфу, верховой езде и этикету. Он не знает таблицы умножения и не умеет решать простых линейных уравнений. На вопрос: «Зачем надо решать линейные уравнения и находить процент от числа?» - я придумываю для него разные ситуации с количеством людей, пришедших на показ, суммой издержек и процентом от прибыли, который получит лично он. Когда мой «модель» осознает, что все реально, у него появляется интерес, и он произносит такие слова:

- Вот это крутняк! Вот это мега-тему я узнал!

При этом он хлопает себя по коленкам и широко открывает рот. Его удивлению и восхищению нет предела. И долго после этого я показываю знакомым его глянцевое фото в гламурных журналах мод:

- Что, нравится? А я его математике учила. :-)

Тамара Владимировна Безменова, репетитор по математике.

9. Раннее субботнее утро. На одиннадцать назначено занятие с новой ученицей. В восемь двадцать меня будит внезапный звонок в дверь. Еще не проснувшись, я накидываю халат и иду открывать. На пороге нарядная девочка и представительный папа. «Я тут подумал, - говорит он, – раньше начнем, раньше закончим».

Коллега репетитор.


Чтобы экстремальная ситуация не возникла прямо на экзамене – на последнем занятии мало пожелать своему подопечному ни пуха ни пера. Ему необходимы четкие инструкции.

Три раза за восемнадцать лет преподавания ученик сдавал экзамен хуже, чем я ожидала. Привожу ответы этих троих на мой вопрос: «Ну почему?!»

- Тут чемпионат по футболу был, ночью, как я мог пропустить? Наши победили.

- Моя девушка сказала: приезжай ко мне, я и поехал…

- Я подумал: надо еще задачек порешать перед экзаменом, нашел одну, а она не решается, ну, я и просидел с ней до трех часов ночи

И теперь на последнем занятии я беру с ученика клятву, чтобы он лег спать не позже одиннадцати вечера, на блогах и у телевизора не сидел, к учебникам и девушкам не прикасался. Чтоб выспался перед экзаменом! И чтоб позавтракал!

Есть еще одна «экстремальная» ситуация, возникающая каждый год по календарю, и она называется «лето». Все мы знаем, что летом у нас учеников меньше – они уже сдали экзамены, в школе каникулы, и на спрос на услуги репетиторов не так велик. Вроде банальность – но ежегодно на репетиторском форуме появляются вопросы удивленных коллег: «Почему нет заказов? Где ученики?»

А действительно, где? - Собирают малину на даче. Оттягиваются на пляже на Мальдивах. Жгут костер на Камчатке. Мало ли куда их занесло, наших учеников. Да и репетитору летом пора отдохнуть. Поэтому финансовым планированием мы занимаемся в течение всего учебного года. И если у вас еще нет банковской карты, на которую вы откладываете как минимум двадцать процентов дохода – заведите ее.

Ну а все-таки – что для репетитора самое-самое страшное?

На мой взгляд, самая экстремальная ситуация – если ты вдруг перестаешь получать кайф от работы. Поначалу все идет прекрасно: у вас столько учеников, сколько вам нужно, и даже больше. Все хотят у вас учиться. Каждый день, включая субботу, у вас четыре (пять, семь) индивидуальных занятий, вас просят позаниматься и в воскресенье тоже, и вы не можете отказать.

Приехал на занятия к ученику – а уже пятая пара за день. Звоню, не открывают. Я думаю, с надеждой: «Ну неужели, неужели такая радость и занятия не будет? Жду еще пять минут, звоню еще два раза – не открывают! Ура!!! Вечер свободный!»

Коллега репетитор.


Отдыхайте – раньше, чем автопилот заговорит вместо вас. Да, трудно, но надо себя заставить. Находите время на тренировки в спортзале, сауну, хобби, общение – на все, что делает жизнь вкусной. Путешествуйте. Помните, что ваша энергия, тонус, оптимизм и чувство юмора – необыкновенно привлекательны. Это - одна из основ вашего преподавательского авторитета. Именно за это ученики любят своих учителей и репетиторов.

Главное — научить радоваться жизни.
Лев Ландау.



Страница сформирована за 0.72 сек
SQL запросов: 169