Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: восхождение к общественно-активной школе
Учебное пособие
М.-Тверь: Научная книга, 2009. - 184 с. (Библиотека демократического образования. Выпуск 2).
Книга подготовлена в рамках проекта «Общественно-активные школы: расширяем партнерство» и издана при финансовой поддержке Фонда «Новая Евразия» и Фонда Чарльза Стюарта Мотта.
Книга печатается по решению Экспертно-наблюдательного совета проекта «Общественно-активные школы: расширяем партнерство» Фонда «Новая Евразия»
Введение
В 2005-2007 гг. Фонд «Новая Евразия» при поддержке Фонда Чарльза Стюарта Мотта успешно реализовал проект «Общественно-активные школы России: объединяем усилия». Проект был направлен: на создание устойчивой саморазвивающейся сети ОАШ, на пропаганду ценностей и разъяснение сути ОАШ в регионах, на повышение профессионального уровня руководителей и менеджеров ресурсных центров ОАШ, на анализ и систематизацию опыта работы по распространению и развитию модели ОАШ. Зримыми результатами проекта стало:
- создание Координационного совета движения ОАШ, состоящего из представителей ресурсных центров ОАШ, открытие Интернет-портала движения ОАШ www.cs-network.ru, проведение тренингов и семинаров, предоставление экспертных консультаций представителям организаций, работающим по технологии ОАШ,
- проведение исследования, направленного на выявление и систематизацию опыта ОАШ в России,
- оказание грантовой поддержки проектам, направленным на дальнейшее продвижение модели ОАШ в России, а также на обеспечение сетевого взаимодействия организаций, работающих по технологии ОАШ,
- начало издания «Библиотеки демократического образования» - вышел в свет выпуск 1 - книга «Общественно-активные школы: образование субъекта демократии: Хрестоматия» (Редактор-составитель Г.Б. Корнетов. Москва - Владимир, 2007).
В
- укрепление сетевого взаимодействия организаций, работающих по модели ОАШ, поддержку Интернет-ресурса движения, поддержку Координационного совета;
- поддержку формирования новых ресурсных центров движения ОАШ на Северо-западе России, а также создание и реализацию программы подготовки команд формирующихся ресурсных центров движения;
- разработку и реализацию программы тренинга для тренеров, работающих в ресурсных центрах;
- разработку методических рекомендаций по подготовке программ развития школ как ОАШ;
- дальнейшее издание и распространение книг серии «Библиотеки демократического образования».
В
Корнетов Г.Б. Становление демократической педагогики: Восхождение к общественно-активной школе: Учебное пособие. М., 2009. (Выпуск 2).
Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: Перспективы общественно-активных школ: Учебное пособие. М., 2009. (Выпуск 3).
Корнетов Г.Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: подготовка педагога для общественно-активной школы: Учебное пособие. М., 2009. Выпуск 4).
Корнетов Г.Б. Что такое общественно-активная школа? М., 2009. (Выпуск 5).
Потребность в этих книгах определяется необходимостью создания целостной демократически ориентированной педагогической концепции общественно-активных школ, которая:
- во-первых, будет способствовать дальнейшему осмыслению модели ОАШ, теории и практики осуществляемого в ОАШ образования, взаимодействию ОАШ и сообщества;
- во-вторых, обеспечит более адекватное позиционирование педагогических коллективов российских школ по отношению к модели ОАШ;
- в-третьих, закрепит легитимизацию идеологии ОАШ среди педагогов-практиков, методистов, администраторов образования, научно-педагогических работников;
- в-четвертых, позволит выйти на новый, более высокий, уровень подготовки педагогических кадров для ОАШ не только в системе ресурсных центров ОАШ, но и в учреждениях педагогического образования.
Идея ОАШ доказала свою привлекательность и востребованность для российского общества, предлагая реальный механизм объединения активных, творческих людей, которые ориентированы на идеалы гражданского общества, на демократизацию образования и всех сфер социальной жизни, на превращение школ в просветительские и культурные центры сообществ.
ОАШ стремится уйти от модели школы, которая, по словам Альбера Камю, «готовит нас к жизни в мире, которого не существует». Ее важнейшая задача помочь ребенку обрести эффективную социальную компетентность, вооружить способностью активно и успешно жить в современном обществе. Оптимальная модель общественно-активной школы, по мнению участников движения ОАШ, включает в себя три базовых компонента: 1) демократизацию школы, 2) партнерство школы и сообщества, социальное партнерство в самом широком смысле, 3) добровольчество.
В самом общем виде общественно-активное школа - это школа, которая:
- становится прообразом свободного демократического государства, воплощает в себе его основные черты и обеспечивает выработку у учащихся системы ценностей гражданского общества, привычки и навыки жить в условиях свободной самоуправляющейся общины, что в своей совокупности влияет на поведение учащихся за пределами школы и способствует укоренение демократического уклада в жизни сообществ, в окружающем школу социальном пространстве;
- обеспечивает единство воспитания и обучения, образования и жизни учащихся, включение их в разнообразные социальные практики, общественно-полезную деятельность, использование ресурсов сообщества для повышения эффективности работы школы, а ресурсов школы для развития, консолидации и роста самосознания сообщества;
- превращает социальную направленность образования в активную силу демократических реформ, а взаимодействие отдельных граждан, сообщества, органов власти, бизнес-структур, различных организаций и учреждений в движущую силу развития школы как социально-образовательного института открытого типа.
Реализация вариативной модели ОАШ обеспечивает преобразование школ изнутри, которое является проявлением их естественного роста, а также органичную интеграцию школы и сообщества, в результате чего формируется целостное социально-педагогическое пространство.
Основные направления деятельности ОАШ - демократизация, партнерство, добровольчество - представляют собой важнейшие условия, как коренного преобразования традиционного для России, авторитарного по своей сути, стиля школьной жизни, способа организации учебно-воспитательного процесса, так и поддержки школой гражданских инициатив в сообществе, во всех сферах социальной жизни.
Весной
Эксперты отметили, что в современной России модель ОАШ становится широко распространенной и привлекательной для школ. Имидж школы в сообществе меняют, прежде всего, добровольческие акции, благодаря которым школа начинает восприниматься как центр социальных инициатив. Получение реальных результатов в ходе школьных проектов сформировало у учителей убеждение в эффективности технологий ОАШ. Разрабатываемые и реализуемые школами проекты стали основанием для привлечения дополнительные ресурсов из средств сообщества (родителей, жителей микрорайона), инвестиций бизнеса, за счет побед в конкурсах, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Проведенное исследование показало, что проекты способствовали росту социальной и гражданской активности учащихся школ, активизировали гражданскую позицию педагогов.
Согласно проведенной оценке, условный «рейтинг» внедрения компонентов модели ОАШ выглядит следующим образом (от наименее до наиболее успешно внедряемых): добровольчество, партнерство, демократизация. Первый - добровольчество - наиболее технологичен, дает самые быстрые результаты, самый показательный; технология его реализации прозрачна и понятна. Второй - партнерство - более трудный, поскольку связан с изменением системы отношений с внешней средой, изменением собственной позиции. Третий - демократизация - самый трудный, в условиях реализации проектов оказывался возможным тогда, когда результаты работы по добровольчеству и партнерству становились очевидными, и продолжение работы по реализации добровольческих и партнерских проектов в школе было невозможно без изменения принципов ее жизнедеятельности.
Эксперты сделали убедительный вывод о том, что наибольшие затруднения вызывает реализация такого компонента модели, как «демократизация». Демократизация запускается как саморазвивающийся процесс, когда накапливаются системные изменения в отношениях школы с внешней средой, подгоняемые изменениями внутри модели образования в рамках школы. Оценочное исследование выявило заметные различия в понимании этой составляющей модели ОАШ, существование запроса со стороны грантополучателей на более четкое и технологичное описание российской модели ОАШ.
Эксперты также отметили, что концептуальное обоснование, которое существует сегодня, не удовлетворяет многих лидеров ресурсных центров, так как это «не модель, а набор из трех принципов, а остальных компонентов модели - нет».
Между тем именно демократическая идея может и должна быть положена в основу более глубокой проработки теоретических оснований ОАШ и на этой базе дальнейшего углубления понимания ее модели, ее системной концептуализации. Необходима последовательная демократическая интерпретация всей идеологии общественно-активных школ, требуется развертывание демократической педагогики как концептуального стержня ОАШ, основания теории и практики осуществляемого ими образования.
Глав 1. Общественно-ориентированное образование и гуманистическая педагогическая традиция: перспективы демократического синтеза
1.1. Феномен общественно ориентированного образования
Влияние школы на развитие общества в настоящее время является аксиомой, и крайне важно, чтобы руководители и педагогические работники школ осознали этот и факт и ясно понимали, какие социальные эффекты имеет их деятельность. «Школьное образование, - подчеркивает П. Мак-Лорен, - всегда представляет собой ведение, подготовку и узаконение определенных форм общественной жизни. Оно всегда вовлечено в отношения с властью, общественными устоями и отдает предпочтение определенным формам знаний, которые подтверждают определенное видение прошлого, настоящего и будущего… Школа должна быть местом социального преобразования и эмансипации, где школьников учат не только критически мыслить, но и воспринимать мир как место, в котором их действия могут что-то изменить. В школьном обучении личная и социальная мотивация в моральном смысле важнее, чем приобретение технических навыков, которые прежде всего привязаны к структуре рынка. Любая истинная педагогическая практика требует твердой направленности на переустройство общества».
Лидеры движения ОАШ, его давние участники связывают само возникновение движения со стремлением обеспечить эффективное взаимодействие учреждений образования и местных сообществ, а также способствовать развитию гражданского общества в России. В качестве идеологии движения, его философии они рассматривают общественно-ориентированное образование. На Общероссийском портале движения ОАШ, в частности, говорится: «Изучив и проанализировав передовой мировой и российский опыт, Красноярский Центр "Сотрудничество на местном уровне" разработал модель общественно-активной школы (ОАШ), которая должна была возродить включенность сообщества в сферу образования, а в действительности стала эффективным механизмом развития гражданского общества на местном уровне. В основе модели лежит философия общественно- ориентированного образования как подход к развитию сообщества».
Исполнительный директор Красноярского Центра «Сотрудничество» Е.Ю. Фомина на основе существующих в литературе определений предлагает следующую интерпретацию общественно-активного образования:
Общественно-ориентированное образование представляет собой образовательную философию, которая лежит в основе деятельности общественно-активных школ, способствует созданию возможностей для членов сообщества - отдельных граждан, школ, бизнеса, общественных и частных организаций - стать партнерами при обращении к нуждам сообщества. Наибольшее проявление общественно- ориентированное образование находит в общественно-активной школе, учреждении, которое открыто после завершения традиционного школьного дня для предоставления академических, развлекательных, оздоровительных, социальных услуг и программ подготовки к профессиональной деятельности для людей всех возрастов. (Community Schools: Linking Home, School, and Community by Larry E. Decker and Mary Richardson Boo, published by: National Community Education Publication Series, 1996, p. 13).
ООО имеет три основных компонента (которые были сформулированы в 1995 году Национальной ассоциацией общественно-ориентированного образования США):
Обучение на протяжении всей жизни
- Осуществление принципа обучения на протяжении всей жизни.
- Предоставление формальных и неформальных возможностей обучения в различные периоды жизни.
- Предоставление программ и услуг всем членам сообщества и предоставление возможностей для межвозрастного взаимодействия.
Привлечение сообщества
- Повышение чувства гражданской ответственности среди населения.
- Предоставление возможностей лидерства членам сообщества.
- Включение разных слоев населения во все аспекты жизни сообщества.
- Поощрение демократических принципов в принятии решений.
Эффективное использование ресурсов
- Использование физических, финансовых и человеческих ресурсов школы и сообщества при решении проблем сообщества.
- Снижение дублирования услуг посредством объединения усилий граждан.
Принципы общественно ориентированного образования
(принципы разработаны для Национальной коалиции общественно-ориентированного образования двумя лидерами общественно- ориентированного образования США - Larry Horyna of the Utah State Office of Education и Larry Decker of the University of Virginia; опубликованы в книге «Community Education: Building Learning Communities» by Larry E. Decker & Associates. Alexandria, VA: National Community Education Association, 1990).
Общественно-ориентированное образование предлагает местным жителям, общественным организациям и учреждениям возможность стать активными партнерами в предоставлении образовательных возможностей и при решении проблем сообщества. Оно базируется на следующих принципах:
- Самоопределение. Местные жители имеют право участвовать в определении потребностей сообщества и выявлении ресурсов для их решения.
- Самопомощь. Жители сообщества несут ответственность за собственное благосостояние, определяют потребности и участвуют в принятии местных решений.
- Развитие лидерских навыков. Обучение представителей местного сообщества навыкам оценки местных потребностей, принятия решений, групповой работы как важным компонентам на пути улучшения местных сообществ.
- Ответственность всего сообщества. Деятельность каждого человека, объединения, любой организации служит интересам сообщества. Они предоставляют программы и услуги, которые направлены на постоянно изменяющиеся нужды и проблемы населения.
- Совместное предоставление услуг. Организации и учреждения, работающие для населения, наилучшим образом достигают своих целей и предоставляют лучшие услуги посредством объединения с другими.
- Локализация. Услуги, программы и другие возможности для членов сообщества должны быть легко доступны для каждого.
Стоящая у истоков движения ОАШ в России С. Линдеман-Комарова подчеркивает, что «наибольшее проявление общественно- активное образование находит в общественно-активной школе, учреждении, которое открыто после завершения традиционного школьного дня для предоставления академических, развлекательных, оздоровительных, социальных и программ подготовки к профессиональной деятельности для людей всех возрастов».
Попытку конкретизировать понимание общественно-ориентированного образования предприняли в
- образование есть непрерывный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека;
- все члены сообщества, включая как отдельных граждан, так и деловые круги, общественные и частные организации, несут ответственность за повышение уровня образования всех членов сообщества;
- участие в деятельности по выявлению потребностей и ресурсов сообщества и удовлетворению этих потребностей за счет имеющихся ресурсов для улучшения жизни сообщества является правом и обязанностью каждого члена сообщества.
Общественно-ориентированное образование как подход к развитию сообщества и человеческих ресурсов - это:
- процесс, который собирает вместе членов сообщества для того, чтобы выявить потребности сообщества и его ресурсы, сочетая их так, чтобы это позволило повысить качество жизни в сообществе;
- возможность для местных жителей, общественно-активных школ, местных организаций и учреждений стать активными партнерами в решении проблем образования и сообщества.
Общественно-ориентированное образование включает все местное население. Оно рассчитано на разные возрастные группы и подразумевает не только переподготовку работающих, но и социальное вовлечение маргинальных групп населения: безработных, пожилых, инвалидов».
На сайте КРРОМ «Сотрудничество» дано краткое изложение развитие общественно-ориентированного образования:
Общественно-ориентированное образование ведет свою историю с того момента, когда появились школы, близкие к церкви, церковной общине. Они являлись центрами социокультурной жизни. Это было особенно важно в небольших населенных пунктах, деревнях, где школа являлась не только образовательным, но и информационным и досуговым центром. Принципы общественно-ориентированного образования реализуются в образовательных системах разных стран мира почти семьдесят лет. В России общественно-ориентированное образование стало развиваться значительно позже, чем во всем мире. Это обусловлено тем, что в 30-х гг. годах ХХ века во всем мире, кроме России (в то время СССР), была экономическая депрессия. Молодежи нечем было заняться во внеучебное время, процветали безработица и вандализм, социальная апатия. Возникшую общегосударственную проблему необходимо было решать. И началом деятельности стала работа по вовлечению всех членов сообщества в процесс общественно-ориентированного образования.
В США, как и в других странах мира, во времена Великой депрессии были остры экономические и социальные проблемы, особенно в промышленных регионах. Именно в это время предприниматель Чарльз Стюарт Мотт и учитель физкультуры из школы Хэдли г. Флинта Фрэнк Мэнли пришли к мнению, что школа может быть полезна жителям сообщества, решая их проблемы, и наоборот. Это и послужило началом движения общественно-ориентированного образования.
В 1935 году была разработана первая программа общественно- ориентированного образования (г. Флинт, штат Мичиган, США), основанная на положении американского деятеля образования Джона Дьюи «Образование не есть подготовка к жизни, образование и есть сама жизнь», которая с тех пор активно продвигается и поддерживается Фондом Мотта. В ее основу легло понимание того, что здания школ, при необходимости, можно было бы использовать 24 часа в сутки, повышая отдачу затраченных на них средств, принося пользу для каждого члена общества.
Данная программа служила источником привлечения ресурсов для развития школы и соседского сообщества. Она давала возможность членам сообщества принимать активное участие в жизни школы, участвовать в процессе общественно-ориентированного образования, влиять на содержание обучающих программ. В ходе ее реализации появлялось чувство гордости за принадлежность к окружающему социуму, повышался и укреплялся имидж школы.
С тех пор программы общественно-ориентированного образования стали неотъемлемой частью образовательной политики и получили признание школьных округов на всей территории Соединенных Штатов, а в 70-80 гг. ХХ века и во многих странах мира.
В
В
В Венгрии процесс распространения общественно-ориентированного образования начался в
В 2005, 2006 и 2007 гг. Красноярский Центр «Сотрудничество на местном уровне » проводил Общероссийский Форум по развитию общественно-ориентированного образования «Семья, школа, сообщество - взаимодействие ради будущего».
При всей безусловной важности и значимости идеи общественно- ориентированного образования при ближайшем рассмотрении, несмотря на ее многолетнюю пропаганду, подкрепляемую практикой множества общественно-активных школ, усилиями десятков ресурсных центров, ежегодно проводимым с
Вероятно, это связано с тем, что общественно-ориентированное образование акцентирует внимание лишь на одной, социально значимой функции образования, центрируя ее вокруг проблемы связи образовательных институтов и местных сообществ, их взаимодействия, превращения ОАШ в ресурс укрепления демократии и становления гражданского общества. При этом центральная, главная, системообразующая проблема образования как такового, проблема организации становления, развития самого человека, его осуществления, вольно или невольно оказывается на втором плане (хотя, естественно, обозначается, признается значимой). По существу, на первый план выдвигаются социальные функции образования и сквозь их призму рассматриваются проблемы воспитания и обучения новых поколений. В России же с ее вековыми авторитарными традициями после десятилетий советского тоталитаризма педагогическим сознанием оказывалась востребованной философия образования, ориентированная на человеке, на его личностное развитие, на преодоление тенденции рассматривать людей как средство решения различных социальных проблем, пусть даже таких благородных и достойных, как демократизация общественной жизни.
На протяжении последних двух десятилетий в нашей стране наибольшее распространение получила концепция не общественно-ориентированного, а личностно-ориентированного образования. Это во многом объясняется стремлением преодолеть как бездетность советской педагогики, так и установкой советского образования на формирование верных ленинцев, призванных решать социальные задачи построения светлого будущего, коим провозглашалось грядущее коммунистическое общество. По словам И.Ю. Млодик, советская школа миллионными тиражами выпускала "советского гражданина", укомплектованного не только общими знаниями, но и соответствующей идеологической начинкой, сформированного с жестко определенными задатками, взглядами на мир, психологией». Выпускник советской школы, отмечает И. Млодик, должен был не иметь своего мнения, отличающегося от мнения партии и правительства; всегда быть довольным тем, что есть, и никогда не хотеть большего; много работать исключительно из рабочего энтузиазма, а не ради личной наживы; быть идейно выдержанным, а значит, не подвергать сомнению ценности социалистического строя; всегда ставить коллективные цели выше собственных и т. п.
Отечественная педагогика со второй половины 1980-х гг. совершенно сознательно пытается поставить в центр образования человека, мера и успешность развития которого и должна определять эффективность и результативность образования. При этом главной задачей школы признается именно образование человека и через его образование решение различных экономических, социальных, политических, идеологических проблем, а не непосредственное участие школы в решении этих проблем и уже через них организация образования подрастающих поколений. Личностно-ориентированное образование, как правило, рассматривается в контексте гуманистической (или гуманной) педагогики, получившей широкое признание и интенсивно развивающейся в нашей стране с конца 1980-х гг., опираясь, как на традиции отечественного педагогического гуманизма, так и на мировой опыт гуманистического образования.
Идея педагогического гуманизма имеет глубокие исторические корни. Уже в середине I века до н.э. в творчестве Цицерона понимание гуманизма предстает в неразрывном единстве с пониманием образования. Гуманистическое образование, по мнению древнеримского мыслителя и политика Цицерона, есть образование, достойное свободного человека и способствующее осуществлению его свободы. В конце XVIII века немецкий просветитель И.Г. Гердер обосновал понимание образования, которое собственно и культивирует человеческое в человеке, позволяет ему обрести подлинно человеческий образ, как «возрастания к гуманности».
Успех идей личностно-ориентированного образования и гуманистической педагогики связан в России не только со стремлением преодолеть многие негативные черты теории и практики воспитания и обучения советского периода. Он также выражают важнейшую тенденцию современного цивилизационного процесса, о которой пишет авторитетный британский социолог З. Бауман: «Отношение к членам общества как к индивидуумам - отличительная черта современного общества. Современное общество существует в непрерывной "индивидуализации", поскольку действия людей заключаются в ежедневном изменении и пересмотре сети взаимосвязей, называемых обществом. Если быть кратким, "индивидуализация" состоит в преобразовании человеческой "идентичности" из "дано" в "найти" и возложении на отдельных людей ответственности за выполнение этой задачи и за последствия (а также побочные эффекты) их действий. Необходимость становиться тем, кем является человек, - это особенность современной жизни. Современность заменяет гетерономное определение социального положения обязательным самоопределением».
Таким образом, если общественно-ориентированное образование, ни в коей мере не забывая о конкретном индивиде и необходимости организации его становления, все же идет от общества (сообщества) к решению проблем развития человека, то гуманистическая педагогика и личностно-ориентированное образование, не забывая об обществе, стремятся «идти» от ребенка, человека через организацию его становления к решению социальных проблем.
Очевидно, что каждая из заявленных позиций имеет право на существования, не исключая, а дополняя друг друга. Однако возникает вопрос о возможности органического синтеза этих позиций в единой концептуальной схеме. Решить эту проблему позволяет концепция демократической педагогики, становление и сущность которой раскрываются в дальнейшем изложении. При этом общественно-активные школы рассматриваются как уникальные образовательные институты, позволяющие реализовывать ценности, идеалы, принципы, цели, методы демократической педагогики в практике массового отечественного образования.
Первым шагом к такому синтезу будет уяснение смысла гуманистической педагогической традицией и ее связи с демократической идеей.