Глава 5. Развитие демократической педагогики на западе в XX столетии
5.1. Концепция конституционного образования Я.Корчака
Две унесшие десятки миллионов жизней мировые войны, кровавые тоталитарные режимы, невиданный до того массовый геноцид, возведенный в ранг политического принципа терроризм, угроза ядерного самоуничтожения человечества, экологические катастрофы. ХХ век поставил под сомнения веру в безусловность социального прогресса и могущество человеческого разума. На этом фоне заметно активизировались демократические искания педагогов, стремящихся гармонизировать отношения человека и общества, добиться того, чтобы свободное развитие каждого было условием свободного развития всех. Среди множества педагогических концепций, внесших в ХХ столетии безусловный вклад в развитие демократической педагогики, остановимся на трех - концепции конституционного образования, основанного на уважении ребенка (Я. Корчак), концепции человекоцентрированного образования (К. Роджерса) и концепции дескуляризации общества (И. Иллича).
Педагог, врач, писатель Януш Корчак (настоящее имя Генрик Гольдшмит) родился в
Противопоставляя мир взрослых и мир детей, Корчак делил общество на два социальных слоя - класс угнетателей взрослых и класс угнетенных детей. Отстаивая права детей, защищая их интересы, он в тоже время стремился найти пути к достижению их взаимопонимания и примирения. Я. Корчак был убежден в абсолютной ценности детства, которое определяет то, каким будет человек в дальнейшем. Я. Корчак провозгласил право ребенка на сегодняшний день, право ребенка быть тем, что он есть, право ребенка на уважение, право ребенка участвовать в рассуждениях взрослых о нем и приговорах, право ребенка на серьезное отношение к его делам и на серьезное их рассмотрение. Я. Корчак требовал признание права детей на самостоятельную организацию своей жизни, на использование своих достоинств и сокрытие своих недостатков, на протест, на ошибку, на тайну, на движение, на собственность, на игру.
Формулируя свое педагогическое кредо, Я. Корчак писал: «Самое главное, воспитатель должен уметь: Любого в любом случае целиком простить. Все понимать - это все прощать. Не воспитатель тот, кто возмущается, кто дуется, кто обижается на ребенка за то, что он есть, каким он родился или каким его воспитала жизнь. Не злость, а печаль. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность. Надо верить, что ребенок не может быть грязным, а лишь запачканным. Преступный ребенок остается ребенком. Об этом нельзя забывать ни на минуту. Он еще не смирился, он еще сам не знает "почему?" и удивляется, а иногда с ужасом замечает, что он иной, хуже, не такой, как все. "Почему?" Ребенок перестает бороться с собой, когда он смирится или - а это хуже - решит, что люди - общество - не стоят его тяжелой борьбы с собой. Воспитатель не обязан брать на себя ответственность за далекое будущее, но он целиком отвечает за сегодняшний день. Косвенно воспитатель отвечает и за будущее перед обществом, но непосредственно, в первую очередь от отвечает за настоящее перед воспитанником. Соблазнительно пренебрегать сегодняшним днем детей во имя возвышенной программы завтрашнего дня». Я. Корчак подчеркивал необходимость принять и понять и каждого ребенка и детское сообщество: «Воспитатель, работая над пониманием человека - ребенка и над понимаем общества - группы детей, дорастает до постижения важных и ценных истин. Ребенок и поучает, и воспитывает»[178].
Я. Корчак сделал принципиальный шаг в развитии демократического понимания образования, акцентировав внимание не только на необходимости введения всеобщего обязательного доступного обучения, но и на необходимости сделать само школьное образование приемлемым для ребенка, обеспечивающим развитие его личности не на основе принуждения и насилия, а на основе принятия учебной деятельности созвучной актуальным проблемам детей. Говоря о том, что «ребенок с трудом мирится со сведениями, которые он не может применить на деле», Я. Корчак писал: «Мы ввели всеобщее обучение, принудительную умственную работу; существует запись и школьная рекрутчина. Солдатская учеба тоже лишь подготовка ко дню, когда солдата призовут к подвигу»[180]. Центральная проблема педагогики Я. Корчака - это проблема самочувствия ребенка, его физического, эмоционального, нравственного, интеллектуального состояния и самоощущения.
Уважение прав ребенка для Я. Корчака - ведущий принцип воспитательного процесса. Разумное воспитание бескорыстно - воспитывать ребенка следует ради самого ребенка, ради его блага и счастья, а не по заказу церкви и государства, не для удобства и удовлетворения воспитателей. Я. Корчак стремился превратить Дом сирот в «дом труда и школу жизни». Основной идеей его воспитательной программы была «добрая воля и служба ребенку». По мнению Н.Б. Крыловой, польский педагог сумел «организовать свободное пространство саморазвития каждого человека и сообщества в процессе взаимодействия и сотрудничества на основе демократических норм со=управления детей и взрослых. Корчак построил такую модель демократического со=управления». Я. Корчак, по словам Т. Левоцкого, подчеркивал «необходимость создания целостной системы воспитания, подразумевающей сотрудничество между школой, семьей и различными социальными институтами»[182].
Й. Берлинга обращает особое внимание на то, что Я. Корчак развивал и реализовывал в своей педагогической практике конституционный взгляд на образование, который представляет собой «ключевой элемент демократического гражданства и гражданского образования. В конституции важны две стороны: она определяет мои права и таким образом создает свободу, и одновременно определяет ограничения, поскольку я не один. Я часть сообщества, в котором каждый имеет такие же права. Я нахожусь в сообществе, и сообщество находится во мне. Так конституция и создает свободу, и ограничивает мои действия. Отсюда важность переговоров и координация интересов в случае столкновения или его угрозы. Это непосредственно относится и к образованию. Вместо того, чтобы просить, чтобы взрослый участвовал в обсуждении конфликта прав и интересов детей и взрослых, Корчак институализирует посредничество через независимую, "объективную" третью "силу" - конституцию, которая уважается всеми».
Последовательно проводя конституционный взгляд на образование, Я. Корчак, как пишет Й. Берлинг, «искал практические способы создания справедливого сообщества в детском доме. Ключевым словом стало "участие ученика". Приют как самоуправляющаяся детская республика базировалась на Книге законов, Конституции. Корчак обращает внимание на различие между образованием "о гражданстве" и "для гражданства". Речь идет о демократическом гражданстве. Необходимо создавать такие образовательные ситуации, в которых гражданство понималось как общественная практика, в которой принимают участие, действуют. Детям и молодежи нужно позволить представительствовать и играть активную роль в общественной жизни. Корчак выходит за пределы вопроса образования "о и для демократии": он практикует образование через демократию. Это было время, когда школы и другие учреждения предоставляли молодежи возможность действовать демократически. Здесь, как во многих других случаях, позиция Корчака поразительно совпадает с позицией американского философа и педагога Джона Дьюи: для его философии образования такие понятия, как демократия, участие и опыт, являются ключевыми».
Основной метод воспитания Я. Корчака - метод детского самоуправления. «Корчаковское самоуправление, - пишет Р.А. Валеева, - представляло собой развитую систему товарищеского суда и включало в себя богатство оригинальных воспитательных приемов. Оно обеспечивало помощь детей в решении организационных, хозяйственных и воспитательных задач, способствовало развитию активности и самостоятельности детей, содействовало постепенному переходу от воспитания к организованному самовоспитанию ребенка. Важнейшая черта самоуправления в корчаковской системе - его подлинная демократичность. В самоуправлении принимали участие все дети. Органы самоуправления имели реальную власть, они принимали участие в решении насущных вопросов в жизни детского дома, вплоть до приема и исключения детей».
Т. Каплан обращает внимание на то, что Я. Корчак «создавал конкретные практические ситуации для того, чтобы дети вносили свой ответственный и активный вклад в общее дело. Его детский парламент, редактирование детдомовской газеты, тьюторство (традиция, когда старший ребенок в течение длительного времени заботился о новичке) - все это было пространством, где создавались возможности для практики детей в решении трудных задач, ожидавших их на пути к взрослой жизни». Сам Я. Корчак писал: «Гражданское воспитание (вне зависимости от учебной программы), а значит, товарищеский суд, кооператив, кружки взаимопомощи, самоуправление - делают первые попытки, это только еще зреет. Зачатки этого рассматриваются как подготовка к "будущей" жизни - забывается факт, что дети испытывают потребности своего, детского общества»[187].
Опыт Я. Корчака по развитию детского самоуправления богат и разнообразен. «Чтобы предотвратить злоупотребления властью со стороны взрослых и воплотить в жизнь идею самоуправления, - пишет председатель Швейцарской ассоциации друзей доктора Корчака Даниэль Гальперин, - Корчак организовал парламент из 20 детей, избираемых своими сверстниками. Этот парламент был не столько консультативным, сколько законодательным органом, уполномоченным принимать новые законы, выражать свое мнение по поводу приема (или отказа в приеме) ученика, педагога или работника приюта. В его задачу также входила организация поддержки деятельности школы, обеспечение справедливого распределения обязанностей и выдачи сертификатов детям, которые совершили что-либо значительное».
Особое значение польский педагог придавал детским судам. Он писал: «Детский товарищеский суд может положить начало детскому равноправию, привести к конституции, заставить взрослых провозгласить декларацию прав ребенка. У ребенка есть право на серьезное отношение к его делам и на справедливое их рассмотрение». Суды способствовали организации общественного мнения коллектива как метода воспитания отдельного ребенка.
Педагогический опыт Я. Корчака с середины ХХ века вызывает все возрастающий интерес среди теоретиков и практиков образования во всем мире.