Глава 6. Развитие демократической педагогики в России
6.1. Особенности и противоречия становления традиции демократической педагогики в России в XVIII-XIX веках
Становление демократической педагогики в России, демократизация отечественного образования (так же как и генезис демократии в целом, неразрывно связанный с развитием правового государства, гражданского общества, свободного предпринимательства) в силу специфических социально-политических, экономических и идеологических условий происходило значительно медленнее, чем на Западе. «Демократизация образования в России, и в истории, и сегодня осложняется слабой распространенностью среди педагогов и граждан либеральной политической культуры, - пишет И.В. Макарова. - Демократическая педагогическая традиция в истории российского образования развивалась как альтернативная государственной педагогике, как в эпоху самодержавия, так и в советское время. Сегодня демократизация образования часто ассоциируется с демократическим (или гражданским) образованием, но и оно в значительной степени сводится к определению его содержания. А попытки гуманизации образовательного процесса оказываются неэффективными, если не поддерживаются соответствующими организационно-управленческими изменениями, основанными на демократических процедурах».
Проблема соотношения интересов человека, как отдельной единицы, и общества, как целостной совокупности этих единиц, в российской истории решалась однозначно не в пользу человека. В силу неразвитости институтов гражданского общества в России всесильное государство традиционно стремилось (и не безуспешно!) взять на себя функцию выразителя и представителя общественных интересов. А.Г. Бремус подчеркивает, что «российская история в силу своих очень многих причин (от географических и климатических до этнических и политических) не создавала реальных возможностей для постепенного вызревания тех или иных культурных форм, базирующихся на индивидуальном усилии. Вызовы, обращенные к российской государственности, всегда были столь конкретны и столь значительны, что единственной моделью развития оказывалась тотальная мобилизация. Соответственно, никакие индивидуальные формы и способы человеческой самоорганизации не были в этой ситуации защищены от разрушения извне, что, в конченом счете, обусловило искусственный, условный характер социальной реальности в России. То, что составляло в западноевропейской традиции предмет некоторого общественного компромисса, в отечественной традиции представлялось предметом одностороннего нормирования».
Реформы Петра I, давшие мощный импульс развитию России, обусловили начало процесса формирования системы общего и профессионального образования. Заботясь об укреплении Российского государства, он стремился привлечь на государственную службу представителей различных социальных групп (за исключением крестьян). Это требовало открыть им доступ к получению образования, которое становилось социальным лифтом, позволяющим делать карьеру не знатным и не богатым россиянам. Процесс становления системы образование в России сопровождался распространением пришедшей с Запада идеологии Просвещения. Могущество и процветание Российской империи в прямую зависимость от развития науки и распространения образования ставил великий ученый М.В. Ломоносов.
В
Забота об образовании граждан Российской империи, их обучении и воспитании все более становилась государственным делом. «Вопросы воспитания, - пишет О.В. Лебедева, - стали объектом пристального внимания Екатерины II после восстания Е. Пугачева, пробудившего в общественном сознании мысль о воле и законном обеспечении прав податного народа. Отдавая дань осознанию ею необходимости воспитания гражданина России и недостаточности для решения этой задачи одних только учебных заведений, направленных на подготовку грамотных, квалифицированных специалистов, нельзя не отметить серьезнейшую ошибку, заключавшуюся в полном изгнании из образования принципа общественного воспитания ребенка. Заботу о детях, отдаваемых в школу, взяло на себя государство, стремившееся к воспитанию верноподданных членов». В России прочно укореняется представление о необходимости государственного образования. А.С. Пушкин писал в
По мнению А.Г. Бермуса, «массовое образование в России, возникшее в контексте Петровский реформ, во все времена сохраняло некоторый привкус принудительности, государевой службы. В России именно дворянство оказывается носителем наиболее прогрессивных идей прав человека. Сама Екатерина оказывается инициатором государственной идеи воспитания новой породы людей, что вследствие приведет к появлению Лицея, декабристов и всей литературы и искусства "Золотого века". Еще один немаловажный аспект в развитии отечественного образования возникает при Александре I, учредившем в
В первой половине XIX века в России шли процессы, стимулирующие развитие демократических тенденций в педагогике и образовании - нарастало антифеодальное движение, распространялись либеральные и революционные идеи, расширялась сеть образовательных учреждений. В середине столетия демократические идеалы воспитания отстаивали В.Г. Белинский и Д.И. Писарев, Н.А. Добролюбов и Н.Г. Чернышевский.
В российской педагогической мысли вопрос о единстве воспитания человека и гражданина в впервые в полном объеме поставил В.Г. Белинский. Признавая, что воспитание - есть великое дело, которым решается участь человека, он первым в истории отечественной педагогической мысли сформулировал тезис о приоритетности воспитания человека перед воспитанием гражданина. В
Идеи В.Г. Белинского о воспитании человека и гражданина развил Н.И. Пирогов. В
В конце 50-х - начале 60-х гг. теорию и практику демократической педагогики разрабатывал Л.Н. Толстой, создавший и реализовавший в яснополянской школе теорию свободного образования. Он писал: «Народное образование в настоящее время для нас есть единственная законная сознательная деятельность для достижения наибольшего счастья всего человечества». Л.Н. Толстой был убежден, что «народ хочет образования, и каждая отдельная личность бессознательно стремится к образованию»[218]; а «образование народа есть преимущественно дело общественное, которому как бы ни помогало мудрое правительство, оно не может много сделать без этого самого общества»[219]. Л.Н. Толстой утверждал: «Образование есть потребность каждого человека. Поэтому образование может быть только в форме удовлетворения потребности»[220]. Говоря о том, что «образование есть благо», он подчеркивал его связь с различными потоками социализации: «Образование дается жизнью. Преподавание, учение есть, должно быть часть жизни»[221].
Л.Н. Толстой упрекал современную ему школу в том, что она противостоит жизни детей: «Жизнь вносит свое влияние и до школы, и после школы, и, несмотря на все старания устранить ее, и во время школы. Влияние это так сильно, что большей частью уничтожается все влияние школьного воспитания». Он считал, что «лучшая полиция и администрация школы состоит в предоставлении полной свободы ученикам учиться и ведаться между собой», и доказывал, что «только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики»[223].
По определению русского религиозного философа и педагога В.В. Зеньковского, Л.Н. Толстой «выдвинул тот мотив, который сыграл такую огромную роль в педагогике ХХ века - мотив свободы. Проблема свободы ребенка становится одной из самых значительных можно сказать центральных тем русской педагогической мысли».
Особое внимание Л.Н. Толстой уделял духу школы, ее неповторимой внутренней атмосфере, формированию, подержанию и развитию которой учителя, по его мнению, должны уделять особое внимание: «Есть в школе что-то неопределенное, почти не подчиняющееся руководству учителя, что-то совершенно неизвестное в науке педагогики и вместе с тем составляющее сущность, успешность учения, - это дух школы. Этот дух подчинен известным законам и отрицательному влиянию учителя, то есть что учитель должен избегать некоторых вещей, для того чтобы не уничтожить этот дух. Дух школы, например, находится всегда в обратном отношении к принуждению и порядку школы, в обратном отношении к вмешательству учителя в образ мышления учеников, в прямом отношении к числу учеников, в обратном отношении к продолжительности урока и т. п. Этот дух школы есть что-то быстро сообщающееся от одного ученика другому, сообщающееся даже учителю, выражающееся, очевидно, в звуках голоса, в глазах, движениях, в напряженности соревнования, - что-то весьма осязательное, необходимое и драгоценнейшее и потому долженствующее быть целью всякого учителя».
Значимые для демократической педагогики идеи развивал основоположник русской научной педагогики К. Д. Ушинский. Будучи убежденным, что «наш народ. обязан образовать детей своих столько, сколько обязан платить подати», он доказывал, что «у нас всего будет лучше и естественнее оставить народную школу чисто народным делом, еще более - чисто семейным делом народа»[227]. Он писал о том, что «общественное воспитание только тогда оказывается действительным, когда его вопросы становятся общественными вопросами для всех и семейными вопросами для каждого. Возбуждение общественного мнения в деле воспитания есть единственно прочная основа всяких улучшений по этой части: где нет общественного мнения о воспитании, там нет и общественного воспитания, хотя может быть множество общественных учебных заведений»[228].
К. Д. Ушинский последовательно отстаивал демократическую идею трудовой направленности образования. Исходя из того, что «труд - личный, свободный труд - и есть жизнь», он подчеркивал: «Самое воспитание, если оно желает счастье человеку, должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни. Воспитание должно развить в человеке привычку и любовь к труду; оно должно дать ему возможность отыскать для себя труд в жизни. Воспитание должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений, но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не сможет быть ни достойной, ни счастливой».
В 1860-е гг. было отменено крепостное право, проведены многочисленные реформы, в том числе, касающиеся и системы народного образования. В
Распространение народных школ с особой остротой ставило вопрос о поиске эффективных способов педагогической работы с детьми. Опираясь на идеи Л.Н. Толстого о «духе школы», Н.Ф. Бунаков в
В 70-90-е гг. XIX века усилилась реакционность политики царского правительства в области образования. Одновременно развивались демократические педагогические традиции. В 1870-е гг. народники предприняли знаменитое «хождение а народ», одной из важнейших задач которого было просвещение широких крестьянских масс, развития у них самосознания. В конце столетия все большую заботу о просвещении народа проявляют земства. «Губернские земства, - писал виднейший дореволюционный педагог П.Ф. Каптерев, - воздерживающиеся от непосредственного участия в устройстве и содержании начальных школ, с 90-х гг. постепенно входят в организацию школьного дела, вырабатывая проекты школьных сетей, систематизируя работу уездных земств, выдавая ссуды на постройку школ, производя доплаты к жалованью учителей и т.п. Число земских школ с 90-х гг. значительно увеличивается». Вопросы образования все более оказываются в центре внимания общественности. П.Ф. Каптерев подчеркивал, что «единственной задачей общественного воспитания может стать только подготовка энергичного борца за основные свойства человечности и основные блага культуры»[233].
6.2. Демократический прорыв в Российской педагогике первой трети XX в.
Противоречия между бурно развивающимися буржуазными отношениями в России и феодальными пережитками предельно обострили ситуацию в России. «В конце XIX - начале XX века, - пишет Е.А. Князев, - Россия вступила в эпоху модернизации. Незавершенность социально-экономических реформ, а также сохраняемый в неизменной форме политический строй привел к кризису все социокультурные сферы, включая образование. Главной образовательной задачей нового, ХХ века стало введение всеобщего обучения детей и поднятие грамотности народа, демократизации народного просвещения и создание общественной системы образования в России».
Подъем революционного движения в России сопровождался нарастанием мощного общественно-педагогического движения. Проблемы развития народного образования оказались в эпицентре острых политических дискуссий. Все настойчивее звучало требование передать дело просвещения народа в руки общественности. С сокрушительной критикой на казенную школу и традиционную педагогику обрушились передовые теоретики и практики российского образования. Наиболее радикальную позицию заняли представители свободного воспитания - К.Н. Вентцель, И.И. Горбунов-Посадов, С.Н. Дурылин, Н.В. Чехов. К.Н. Вентцель провозгласил освобождение ребенка необходимой предпосылкой освобождения общества. Все возрастающий интерес вызывали искания западных педагогов-реформаторов.
В
Образ школы, нарисованный П.П. Блонским, выражал идеалы демократической педагогики рубежа XIX-XX в. Школа мыслилась им, как открытое окружающему миру образовательное учреждение, активно взаимодействующее с социальным и культурным окружением, которое обеспечивает развитие ребенка как активного, самостоятельного, свободного, ответственного субъекта, со сложившимися гражданскими добродетелями, способного к познанию и труду, к сотрудничеству с другими людьми.
Серьезная попытка демократизировать российское образование была предпринята после Февральской революции. В апреле
«1) преемственность всех ступеней и ее общедоступность для населения;
2) реорганизация управления школой на выборных началах при широком участии самого учительства;
3) проведение внешкольного образования при содействии правительства и на деньги государства;
4) улучшение материального положения учительства".
В итоге пятимесячной деятельности Госкомитета разработано свыше сорока отдельных законопроектов, несколько проектов циркулярных распоряжений Министерства просвещения и проект организации Всероссийского государственного совещания по народному образованию. Октябрьская революция остановила этот процесс. Однако, законопроекты Госкомитета легли в основу реформы образования, начатой сразу после октябрьской революции».
25 сентября
Октябрьская революция произошла в стране, где три четверти населения было неграмотно. Ставя задачу введения всеобщего обязательного образования, большевики видели в школе важный инструмент борьбы с буржуазией и построения нового общества. Выступая на I Всероссийском съезде по просвещению в августе
До конца 20-х гг. большевистским правительством в рамках партийно-классового подхода были сделан ряд существенных шагов по созданию условий для демократизации образования, приданию его институтам черт, которые присуще модели общественно-активных школ. Более 10 лет в советском государстве продуктивно развивались некоторые важные идеи демократической педагогики. В «Обращении народного комиссара по просвещению» от 29 октября
«Положение о единой трудовой школе РСФСР» (30 сентября
а) из всех школьных работников,
б) из представителей трудового населения данного школьного района в количестве У числа школьных работников,
в) в таком же соотношении от учащихся старших возрастных групп, с 12-летнего возраста, и
г) одного представителя от отдела народного образования».
В Положении говорилось: «Школа является школьной трудовой коммуной, тесно и органически связанной по своим трудовым процессам с окружающей жизнью». Статья 12 закрепила трудовой принцип организации школьной жизни, связь обучения с трудовой общественно необходимой деятельностью, необходимость ознакомления детей с самыми разнообразными формами производства.
«Основные принципы единой трудовой школы» (16 октября
Особенности образования и положения детей в школе в «Основных принципах единой трудовой школы характеризовались следующим образом: «Насколько в обучении высокое место должно быть признано за индивидуализирующим методом, настолько же в воспитании самой прекрасной задачей является создание школьного коллектива, спаянного радостным и прочным товариществом, что заложит в душу подростка, развивая соответственные наклонности в нем, широкую общественность, способность реально, всем сердцем чувствовать себя солидарной частью единого целого. Дети должны участвовать во всей школьной жизни. Для этого они должны пользоваться правом самоуправления и проявлять постоянную активную взаимопомощь. Готовясь стать гражданами государства, они должны возможно раньше чувствовать себя гражданами свой школы».
Н.К. Крупская подчеркивала в
К. Н. Вентцель писал, что школа I ступени должна дать учащимся «умение ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей жизни как среди природы, так и среди человеческого общества, умение самостоятельно подходить к отысканию объяснений этих явлений, а также и умение творчески реагировать на них», а также «привычку к систематической работе над самим собой в целях достижения наибольшего совершенства как в физическом, так и в духовном отношении». По его мнению «основным предметом изучения должен быть не родной язык и арифметика, как в старой школе, а жизнь и окружающий мир и сам человек (в данном случае учащийся) в его непосредственном взаимодействии с этим окружающим мирном и жизнью, в его стремлениях путем творческой деятельности и в частности свободного творческого производительного труда видоизменить так или иначе эту жизнь, чтобы она в большей степени удовлетворяла как материальным потребностям, так и духовным запросам участвующих в ней лиц. Изучение жизни должно вестись путем непосредственного участия детей в исследовании различных явлений окружающей жизни. Непосредственное участие детей в жизни школьной общины, участие их в организованном производительном труде, а также и их самостоятельный творческий труд в той или другой области, создавая естественные условия для развития наблюдательности, изобретательности, способности логического мышления и вообще для всестороннего развития учащегося в интеллектуальном и других отношениях, должны служить исходными моментами для изучения ряда явлений окружающей жизни».
В своих требованиях, которые выражали как умонастроения передовых теоретиков и практиков Российского образования первых после революционных лет, так и во многом официальную точку зрения Наркомпроса того времени на то, какой должна быть школа, К.Н. Вентцель, как видно из приведенного текста, акцентирует внимание на необходимости:
а) формирования умений и навыков ориентации в явлениях природы, достижениях культуры и событиях общественной жизни, разбираться в них и творчески на них реагировать;
б) активного, деятельностного, трудового, исследовательского характера школьного обучения, максимально приближенного к повседневной жизни ребенка, неразрывного единства школьного образования с различными потоками социализации;
в) обеспечения органического единства индивидуального и социального развития ребенка, участия детей в общественной жизни, развития способности ребенка к коллективной работе, сотрудничеству с другими людьми на основе тесного взаимодействия школы и сообщества.
В 20-е гг. в советской школе шел интенсивный поиск новых способов организации занятий, имеющей выраженную демократическую направленность. Анализируя ситуацию в отечественном образовании того времени, Е.Н. Шиянов и Н.Б. Ромаева пишут: «Большинство педагогов придерживались мнении я о том, что необходимо отказаться от классно-урочной формы организации обучения как исчерпавшей себя. В качестве новых форм организации обучения были выбраны Дальтон-план и метод проектов. В основе плана лежала вера в силы детей, в их способность к самоорганизации, вера в их естественную заинтересованность в работе. Дети - активные исследователи, экспериментаторы - работали сообразно склонностям и интересам, в полную меру своих сил, каждый соответственно своему темпу работы. Учащийся не был связан точным, мелочным расписанием, следуя определенному, заранее выработанному плану работы. Главным регулятором его действий и работ в разных лабораториях были программы-задания по основным предметам курса. В порядке применения исследовательского метода, учащийся в трудовой школе не получал готового материала от преподавателя, а должен был сам добыть материал, изучить его самостоятельно и прийти к собственным взглядам на вопрос, пользуясь лишь руководством и помощью учителя. Такой подход требовал выхода учащегося из школы для изучения вопроса на месте, особенно если это касалось жизненного или природного явления. Такой выход учащихся не всегда имел характер экскурсии под руководством преподавателя; очень часто эта работа велась небольшими группами учащихся самостоятельно, по заранее выработанному плану. Незамкнутость работы ученика школьными стенами, его участие в общем производительном труде, коллективность работы, построение работы по комплексной системе - вот основные отличия трудовой школы и Дальтон-плана. Новой системой обучения был также метод проектов, в котором учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов давал возможность увязать теорию с практикой. В школе применялся комплексный метод (метод цельных заданий) на основе принципа объединения, концентрации материала для воспитания "обобщающей" особенности детского ума. Важным было развитие организационных умений и навыков: умения составлять план работы и организовывать ее».
В
В очерках «Впечатлениях о Советской России» Д. Дьюи писал: «Может быть, из всего того, что происходит сейчас в России, главное - не попытка экономических преобразований, а стремление использовать эти экономические изменения в качестве средства для развития культуры народа. в таких масштабах, каких мир еще не знал. Идея школы, в которой учащиеся, а следовательно, занятия и методы обучения и воспитания связаны с общественной жизнью, известна в педагогической теории. В той или иной форме эта идея лежит в основе всех попыток проведения последовательной реформы образования. Так, что характерной чертой советской системы образования является не столько идея сочетания школьных занятий с внешкольной общественной деятельностью, сколько то, что впервые в истории здесь возникла система просвещения, официально созданная на базе этого принципа. И если в нашей стране он реализуется лишь в немногочисленных, разрозненных школах, что является частной инициативой, то в России вся система опирается на силу и авторитет режима».
Д. Дьюи обращал внимание на то обстоятельство, что в понимании советских педагогов, с которыми он общался, «социальные условия и прогрессивная школа должны работать вместе, действовать в гармонии, усиливая друг друга». В России, подчеркивал он, «содержание, методы обучения и дух школьного управления и дисциплины рассматриваются как пути гармонизации конкретных социальных условий, принимая при этом во внимание местные различия, и деятельность школы»[252].
Особенно Д. Дьюи поразили результаты педагогической деятельности С. Т. Шацкого, с которыми он познакомился лично, и о которых оставил восторженный отзыв: «Меньше чем в ста милях от Москвы есть район, типичный для советской сельской России, в котором находится воспитательная колония Шацкого. Она является центром для четырнадцати школ, разбросанных по ближайшим деревням, которые вместе взятые составляют экспериментальную педагогическую станцию, предназначенную для выработки материалов и методов для системы русской сельской школы. Насколько я знаю, нигде в мире нет ничего подобного (Выделено мной - Г. К)».