УПП

Цитата момента



Никогда не теряй терпения - это последний ключ, открывающий двери.
Антуан де Сент-Экзюпери

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Единственная вещь, с помощью которой можно убить мечту, - компромисс.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Заключение

Образование является уникальной сферой общественной жизни, в которой пересекаются интересы всех ее субъектов, начиная от государства и заканчивая каждым отдельным человеком, которая обеспечивает преемственность и стабильность социального бытия, одновременно создавая предпосылки для его изменений и динамичного развития. Тем, чем будет Россия завтра, то, какие люди будут ее населять, как они будут работать и взаимодействовать, во многом зависит от того, каким будет образование, к какой жизни оно будет готовить человека, какие идеалы будет действительно реализовывать в своей педагогической практике, модели какой общественной жизни будет стремиться продуцировать.

На протяжении последних двадцати лет в нашей стране не утихают острые споры вокруг того, каким должно быть образование. Начавшиеся еще в Советском Союзе в эпоху перестройки, они вылились в целую серию реформ, которые были направлены на создание системы вариативного образования, преодоление ограниченности традиционной школы, создание необходимых предпосылок для вхождения России в мировое образовательное пространство. Противоречия и трудности российского образования усугубляются недостаточным финансированием школы, сокращением количества квалифицированных педагогических кадров, консерватизмом педагогического образования, отсутствием внятных образовательных стандартов, излишней перегрузкой школьников, чрезмерным административным контролем за деятельностью школ.

Сегодня отечественная массовая школа в рамках политики модернизации образования находится на этапе поиска новых моделей организации учебно-воспитательного процесса, призванных обеспечить подготовку подрастающих поколений к жизни в условиях постиндустриальной цивилизации, гражданского общества, демократического государства, динамично развивающейся наукоемкой экономики, информационных технологий. В обществе сформировалось убеждение, что образование должно:

  • пробуждать потенциал каждого ребенка, поддерживать и развивать его индивидуальность, создавать оптимальные условия для накопления личного опыта, способствовать самореализации обучающихся, готовить их к достижению жизненных успехов, приучать к самоконтролю и саморегуляции;
  • транслировать культуру, передавать детям опыт предшествующих поколений, вооружать новые поколения «инструментами», позволяющими ориентироваться и самоопределяться в культуре, пользоваться ею, воспроизводить и преобразовывать ее;
  • учить детей и подростков эффективному взаимодействию и сотрудничеству с другими людьми, готовить их к успешному осуществлению функций, соответствующих тем ролям, которые человек вольно или невольно играет в обществе как гражданин государства, член семьи, местного сообщества, профессиональной группы и т. п.

И все это в условиях лавинообразного нарастания информационных потоков, быстрого устаревания знания, стремительной динамики нестабильной общественной жизни, калейдоскопической смены социальных ситуаций, высокой конфликтогенности общения.

Наметившаяся в России тенденция к демократизации жизни, становлению гражданского общества, определяющая необходимость повышения уровня готовности граждан к ответственному и осознанному выбору, предъявляет также соответствующие требования и к образованию.

Превращение школ в общественные институты, обеспечивающие становление подрастающих граждан как субъектов демократии становится важнейшим направлением государственной политики в области образования.

Потребности времени требуют укоренения в России образования:

  • направленного на формирование демократической культуры;
  • органично обеспечивающего связь обучения и воспитания с самой широкой социальной жизнью;
  • ориентированного на развитие творческой активности учащихся, их самоопределение и саморазвитие;
  • основанного на приобретении ими значимого личностного опыта;
  • в полном объеме реализующего принципы сотрудничества и поддержки.

Демократизация жизни школы и проращивание ростков гражданского демократического общества в окружающем социуме является особо сложными проблемами для России. Это определяется следующими обстоятельствами:

a) отсутствием сколько-нибудь устойчивых демократических традиций в российском обществе;

b) современной социально-политической ситуацией, характеризуемой тенденцией государства контролировать жизнь общества;

c) неразвитостью системы внутришкольного самоуправления, которое жестко ограничивается единоначалием директора школы, несущего персональную ответственность за все, что в ней происходит и являющегося распорядителем кредитов;

d) отсутствием реальной свободы педагогического творчества, жестким прессингом со стороны органов народного образования, чрезмерной регламентацией учебно-воспитательного процесса, центральной фигурой которого является учитель.

Проблема демократизации требует решения на различных уровнях и в различных плоскостях. В частности, ее успешное решение невозможно:

  • без выращивания демократических традиций внутри школ в сообществах, с ними связанных;
  • без создания эффективных, работающих государственно-общественных механизмов управления образованием;
  • без создания вариативных систем внутришкольного управления, легитимность и полномочия которых не будут зависеть только и исключительно от доброй воли директоров школ;
  • без переориентации образования на человека, на создание условий для его самореализации и саморазвития; без приучения подрастающие поколения жить в условиях свободы; без накопления школьникам жизненного опыта, который способствовал бы усвоению ими ценностей гражданского общества и формированию у них навыков поведения в условиях самостоятельного ответственного выбора;
  • без устремленности образования на поддержку институтов гражданского общества.

Опыт общественно-активных школ в России показывает, что они способны успешно решать все перечисленные выше проблемы, преодолевать традиционную инертность образовательных учреждений, осуществлять реальную демократизацию воспитания и обучения в массовой школе, успешно соединять воспитание и обучение с повседневной жизнью детей, инициировать в сообществах гражданские инициативы.

Литература

Газман О. С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 2002.

Демократизация образовательного процесса в школе: Хрестоматия для учителя / Редактор-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2007.

Демократическая школа. 2006. № 2. Идеи Корчака сегодня.

Документы международного права по вопросам образования / Сост. Ю.А. Кудрявцев и др. М., 2003.

Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000.

Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. / Пер. с англ. М., 2006.

Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997.

Казанцева Н.А. Общественно-активные школы: опыт добровольческих инициатив. Красноярск, 2002.

Калачев А.В. Развитие земской школы России второй половины Х1Х века - начала ХХ века как образовательной системы демократического типа. Волгоград, 2001.

Корнетов Г.Б. Демократическая педагогика для XXI века: Перспективы общественно-активных школ. М., 2009.

Корнетов Г.Б. Учитель-воспитатель в пространстве демократической педагогики: Подготовка педагога для общественно-активной школы. М., 2009.

Корнетов Г. Б. Становление и сущность демократической педагогики. М., 2008.

Крылова Н.Б., Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М., 2001.

Линдеман-Комарова С. ОАШ. Руководство для создания ОАШ. Методология и опыт применения в пяти странах мира. Ереван, 2004.

Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику / Пер. с англ. М., 2007.

Мошер Р., Кенни Р., Гаррод Э. Воспитание гражданина: демократические школы / Пер. с англ. М., 1996.

Насонова Е.В. Демократизация школы. Красноярск, 2005.

Общественно-активная школа: опыт построения социального партнерства / Болуж Е.В., Валюшицкая И.В., Фомина Е.Ю., Шайхутдинов Е.М. Красноярск, 2005.

Общественно-активные школы и образовательная политика в странах переходного периода в XXI веке. Сб. мат. межд. конф. Красноярск, 2001.

Общественно-активные школы как механизм развития гражданского общества в пост - коммунистических странах. Сб. мат. конф. Красноярск, 2000.

Общественно-активные школы: образование ребенка как субъекта демократии: Хрестоматия / Редактор-сост. Г.Б. Корнетов. Москва - Владимир. 2007.

Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс- культурный контекст. Владимир, 2005.

Роджерс К., Фрейнберг Д. Свобода учиться / Пер. с англ. М., 2002.

Российская модель общественно-активной школы / Сост. Валюшецкая И.В., Максименко Н.А., Насонова Е.В., Фомина Е.Ю. Красноярск, 2004.

Свободное воспитание в России: К.Н. Вентцель и С.Н. Дурылин: Антология педагогической мысли / Редактор-сост. Г.Б. Корнетов. М., 2008.

Тубельский А.Н. Формирование опыта демократического поведения у школьников и учителей. М., 2001.

Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998.

Цырлина Т. В. Гуманистическая авторская школа XX века: взгляд из прошлого в будущее. М., 2001.

Шацкий С.Т. Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1980.


 


[1] См.: Оценка проекта «общественно-активные школы в России: объединяем усилия» / Руководитель Л. Чеглакова. Самара, 2008. С. 4, 13, 35. (Рукопись).

[2] Мак-Ларен П. Жизнь в школах: введение в критическую педагогику / Пер. с англ. М., 2007. С. 257, 258.

[3] www.cs-network.ru

[4] Линдеман-Комарова С. Общественно-активные школы. Руководство для создания общественно-активных школ: Методология и опыт применения в пяти странах. Ереван, 2004. С. 6.

[5] Российская модель общественно-активной школы / Сост. Валюшицкая И.В., Максименко Н.А., Насонова Е.В., Фомина Е.Ю. Красноярск, 2004. С. 9–10. 

[6] См.: www.kccp.ru

[7] Млодик И. Школа и как в ней выжить: взгляд гуманистического психолога. М., 2008. С. 10.

[8] См.: Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества / Пер. с нем. М., 1977.

[9] Бауман З. Текучая современность / Пер. с англ. СПб., 2008. С.38, 39.

[10] Попов Е.Б. Гуманистическая педагогика в образовательной действительности. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПБ., 2007 С. 41.

[11] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. М.; Р/Дон, 1999. С. 206.

См.: Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995.

[13] Бермус А.Г. Модернизация образования: философия, политика, культура. М., 2008. С. 227.

[14] См.: Газман О.С. Неклассическое воспитание: От авторитарной педагогики к педагогике свободы. М., 202. С. 13.

[15] Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. С. 7.

[16] Цели и проблемы развития дошкольного воспитания // Новое педагогическое мышление. М., 1989. С. 244.

[17] Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика / Под ред. М.И. Лукьянова. М., 2006. С. 8.

[18] См.: Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов-на-Дону, 2000. С. 330.

[19] Куртц П. Гуманизм и скептицизм - парадигмы культуры третьего тысячелетия // Возможность невозможного: планетарный гуманизм для России и мира. М., 2001. С. 34.

[20] Кудишина А.А. Гуманизм – феномен современной культуры. М., 2005. С. 125, 364.  

[21] Новик И. Гуманизм – демократия – глобализм // Общественные науки и современность. 1992. № 5. С. 158.  

[22] Юдина Н.П. Развитие гуманистической демократической традиции в отечественной педагогике (70-е годы XIX в. - начало XX в.). Хабаровск, 2002. С. 156, 158.

[23] Ямбург Е.А. Демократическая педагогика перемен // Педагогика. 1990. № 10. С. 14, 7.  

[24] См.: Латышев Д.В. Демократическая направленность как педагогической явление // http://stranitsy.narod.ru/statia3.htm; Латышев Д.В. Сущность развития демократической направленности педагогики // http://stranitsy.narod.ru/statia4.htm; Латышев Д.В. Демократическая направленность теории и практики педагогики 20-х годов ХХ века // http://stranitsy.narod.ru/statia1.htm; Латышев Д.В. Тенденции развития демократической направленности отечественной педагогики 20-х гг. ХХ в. // http://stranitsy.narod.ru/statia3.htm.

[25] Латышев Д.В. Демократическая направленность практико-ориентированной педагогики // Новые ценности образования. Продуктивное учение и демокра-тизация школы. М., 2005. Вып. 4 (23). С. 143.  

[26] Документы международного права по вопросам образования. М., 2003. С. 27, 28.  

[27] Там же.. С. 32.

[28] Общественно-активные школы: Образование ребенка как субъекта демократии / Сост. Г.Б. Корнетов. Москва - Владимир, 2007. С. 151.

[29] Степин В.С., Толстых В.И. Демократия и судьбы цивилизации (1996) // Концепции и определения демократии: Антология. М., 2006. С. 159, 160.

[30] См., например: Бузескул В.П. История афинской демократии. СПб., 2003; Марцинович Л.П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению. М., 2007; Остерман Л.А. О, Солон! История афинской демократии. М., 2001.

[31] РансьерЖ. На краю политического / Пер. с франц. М., 2006. С. 203.

[32] Там же. С. 67.

[33] См.: Фукидид. История / Перевод и примечания Г.А. Стратоноского. М., 1999. С. 105–108. Далее все ссылки на «Историю» Фукидида даются в скоб-ках по указанному изданию.

По мнению многих авторов, надгробная речь Перикла была сочинена самим Фукидидом и прежде всего отражала его собственное понимание демократии. См., например: Йегер В. Пайдейя. Воспитание античного грека / Пер. с нем. М., 2001. Т. 1. 452–453.  

[34] По мнению современного российского историка Л.А. Остермана, оплата «государственных должностей создавало реальные предпосылки к осуществлению действительного народовластия». См.: Остерман Л.А. О, Солон! История афинской демократии. М., 2001. С. 107.

[35] Иноземцев В.Л. Безусловная ценность нашего времени // Теория и практика демократии. Избранные тексты / Пер. с англ. М., 2006. С. XXIII.

[36] Элиас Н. Общество индивидов / Пер. с нем. М., 2001. С. 21-22.

[37] Румер Д.Э. Порождает ли демократия справедливость // Теория и практика демократии. Избранные тексты / Пер. с англ. М., 2006. С. 396.

[38] Фишкин Д. Нация в прямом эфире. Как превратить общественное мнение в политику // Концепции и определения демократии: Антология. М., 2006. С. 140.



Страница сформирована за 0.91 сек
SQL запросов: 169