[39] Суверенная демократия. От идеи к доктрине. М., 2007. С. 45.
[40] См.: Махаматов Т.М. Диалектика и логика категорий демократии. М., 2003. С. 37-38.
[41] Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. Московские лекции и интервью / Пер. с нем. М., 1995. С. 33.
[42] Цит. по: Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998. С. 18.
[43] См.: Морен Э. Образование и будущее: семь неотложных задач / Пер. с франц. // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007. С. 88-90.
[44]Петухов В. Демократия участия и политическая трансформация России. М., 2007. С. 39.
[45] Пейтмэн К. Массовое участие и теория демократии // Теория и практика демократии. Избранные тексты / Пер. с англ. М., 2006. С. 35.
[46] Липсет С.М. Политический человек: социальные основы политической жизни // Там же. С. 47-48.
[47] Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 311.
[48] Зорина Л.Я. Показатели качества современной системы образования // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М., 2007. С. 294.
[49] См.:. Learning the Ways of Democracy. A Case Book of Civic education. Education Policies Commission. 1940. Р. 35.
[50] Килпатрик В.Х. Воспитание в условиях меняющейся цивилизации / Пер. с англ. М., 1930. С. 27, 52.
[51] Керр С. Взгляд из-за океана / Пер. с анл. // Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998. С. 4, 5.
[52] См.: www.ccd21.org
[53] Макарова И.Н. Развитие демократических тенденций в отечественном образовании в конце XIX – первом двадцатилетии ХХ в. Автореф. дисс. … к. пед. н. Ижевск, 2005. С. 5–6.
[54] Фрумин И. Демократизация школы как основное направление ее обновления // Инновационное движение в российском школьном образовании. М., 1997. С. 97.
[55] См.: Фрумин И.Д. Введение в теорию и практику демократического образования. Красноярск, 1998. С. 81-82.
[56] См.: Там же. С. 122, 136-137.
[57] Биеста Г. Где мы учимся демократии? // Демократическая школа. Идеи Корчака сегодня. 2006. № 2. С. 53.
[58] Марру И.А. История воспитания в античности (Греция) / Пер. с франц. М.,
[59] Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 56.
[60] Плутарх. Древние обычаи спартанцев // Плутарх. Моралии. М.; Харьков, 1999. С. 481.
[61] Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 65.
45
[62] Платон. Менексен // Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 146.
[63] Платон. Феаг //Собр. соч.: В 4 т. М., 1990. Т. 1. С. 113.
[64] Там же. С. 193.
[65] Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 86.
[66] Платон. Законы // Собр. соч.: В 4 т. М., 1994. Т.
[67] Аристотель. Политика // Соч.: В 4 т. Т.
[68] Там же. С. 376.
[69] Чанышев А.Н. Аристотель. М., 1981. С. 153.
[70] Аристотель. Вторая аналитика // Соч.: В 4 т. М., 1978. Т. 2. С. 257.
[71] Аристотель. Метафизика // Соч.: В 4 т. М., 1975. Т. 1. С. 145.
[72] См.: Марк Фабий Квинтилиан. О воспитании оратора // Хрестоматия по истории педагогики. Т. I. Античный мир. Средние века. Начало нового времени. М., 1935. С. 37-38.
[73] Иоанн Златоуст. О тщеславии и о том, как должно родителям воспитывать своих детей // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 180.
[74] Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии XIV-XV веков. Иваново, 1993. С. 61.
[75] История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения / Под ред. Т.Н. Матулис. М., 2004. С. 519.
[76]Коменский Я.А. О развитии природных дарований // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 9, 13.
[77] Коменский Я.А. Выход из школьных лабиринтов // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 175, 178.
[78] КоменскийЯ.А. Материнская школа // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 210.
[79]Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 407.
[80]Коменский Я.А. Предвестник всеобщей мудрости // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 1. С. 493.
[81] Коменский Я.А. Всеобщий совет об исправлении дел человеческих // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 285, 287.
[82] Коменский Я.А. Панпедия. М., 2003. С. 11-12.
[83] Там же. С. 12.
[84] Там же. С. 28.
[85] Там же. С. 58, 59.
[86] Там же. С. 60.
[87]Там же. С. 60-61.
[88] Коменский Я.А. Пансофическая школа // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 46.
[89] Коменский Я.А. Панпедия. М., 2003. С. 64.
[90] Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 135.
[91] Коменский Я.А. Панпедия. М., 2003. С. 65.
[92] Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1982. Т. 2. С. 146.
[93] Там же. С. 163, 157.
[94] Бим-Бад Б.М. Очерки по истории и теории педагогики. М., 2003. С. 60.
[95] Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании // Пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 1. С. 78.
[96]Там же. С. 27.
[97]Там же. С. 28.
[98]Там же. С. 96, 97, 113, 129, 223.
[99]Там же. С. 126, 94.
[100] Там же. С. 94.
[101]Там же. С. 134.
[102]Там же. С. 223.
[103]Там же. С. 242.
[104]Там же. С. 243.
[105] Там же. С. 249.
[106] См.: Талейран Ш. Доклад о народном образовании // Педагогические идеи Великой французской революции. М., 1926.
[107] См.: Кондорсе М. Ж. Доклад об общей организации народного образования // Там же.
[108] Ромм Ж. Доклад о народном образовании в целом // Там же. С. 209.
[109] Лепелетье М. План национального воспитания // Там же.
[110] Наторп П. Социальная педагогика Песталоцци / Пер. с нем. // Избр. работы. М., 2006. С. 165.
[111] Там же. С. 157.
[112] Песталоцци И.Г. Письмо к другу о пребывании в Станце // Избр. пед. соч.: В 2 т. М., 1981. Т. 2. С. 53.
[113] Бим-Бад Б.М. Педагогическая система великого швейцарского педагога- демократа И.Г. Песталоцци // Очерки истории и педагогики за рубежом. Ч. II (XVIII - XX вв.). М., 1989. С. 43.
[114] Изложение учении я Сен-Симона / Пер. с фр. М., 1947. С. 349.
[115] Василькова Ю.В. Социалисты-утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. М., 1989. С. 105.
[116] Фурье Ш. Обобщающие выводы о применении / Пер. с фр. // Избр. соч.: В 3 т. М.; Л., 1954. Т. III. С. 581.
[117] Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1982. С. 92, 93.
[118] Джонс Э. Чартистская программа // Антология педагогической мысли: В 3 т. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной подготовке. М., 1988. С. 340, 339.
[119] Энгельс Ф. Эльберфельдские речи //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1961. С. 544.
[120]Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. М., 1961. Т. 4. С. 447.
[121] Маркс К. Капитал // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. М., 1966. Т. 23. С. 495.
[122] Долгова Г.В. Демократизация американского образования во второй полови-не XIX века // Развитие педагогического образования в России в XIX – начале XXI века. М., 2007. С. 205.
[123] Цит. по: Гончаров Л.Н. Школа и педагогика США до второй мировой войны. Исторический очерк. М., 1972. С. 63.
[124] Игнатенко М.Н. Становление демократических идеалов в педагогической теории Хораса Манна. Автореф. дисс…. к. пед. н. Волгоград, 2006. С. 12-13.
[125] Бликштейн Л.С. Становление массовой школы в странах Запада (конец XVIII - начало XX в.) // Очерки истории и педагогики за рубежом. Ч. II (XVIII - XX вв.). М., 1989. С. 64.
[126] Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. М., 1924. С. 38.
[127] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 11–12. Ст. 33.
[128] См.: Рогачева Е.Ю. Педагогика Джона Дьюи в ХХ веке: кросс-культурный анализ. Владимир, 2005.
[129] См.: Малинин В.И. Джон Дьюи в оценке прогрессивной русской педагогики // Советская педагогика. 1976 № 6.
[130] Шацкий С. Предисловие // Дьюи Д. Введение в философию воспитания / Пер. с англ. М., 1921. С. 5.
[131] Дьюи Д. Впечатления о Советской России / Пер. с англ. // История философии. 2000. № 5. С. 247.
[132] Там же. С. 233-234.
[133] См.: Дьюи Д. Индивидуальная психология и воспитание // Общественно- активные школы: Образование ребенка как субъекта демократии. М.; Владимир, 2007. С. 130.
[134] См.: Сандел М. Возвращение Дьюи / Пер. с англ. Т. Чернышевой // http:www//old.russ.ru/journal/peresmot/98-03-03.
[135] Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблемы человека / Перс с англ. М., 2003. С. 119.
[136] Дьюи Д. Демократия и образования / Пер. с англ. М., 2000. С. 85.
[137] Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема человека / Пер. с англ. М., 2003. С. 122, 124.
[138] Там же. С. 119.
[139] Дьюи, Дж. Этика демократии / Пер. с англ. // Полис. 1994. №3. С. 28, 30.
[140] Дьюи Д. Общество и его проблемы / Пер. с англ. М., 2002. С. 134, 108.
[141] Дьюи Д. Общество и его проблемы / Пер. с англ. М., 2002 С. 105.
[142] Дьюи Д. Реконструкция в философии. Проблема человека / Пер. с англ. М., 2003. С. 158.
[143] Там же. С. 157, 159.
[144] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 11-12. Ст. 32-33.
[145] Дьюи Д. Либерализм и социальное действие / Пер. с англ. // О свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половина ХХ века). М., 2000. С. 366.
[146] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 4-5. Ст. 20.
[147] Дьюи Д. Свобода и культура / Пер. с англ. Лондон, 1968,. С. 89.
[148] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 4-5. Ст.19.
[149] Там же. Ст. 32-33, 40.
[150] Дьюи Д. Школа и общество / Пер. с англ. М., 1923. С. 33.
[151] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 4-5. Ст. 22-23.
[152] Там же. Ст. 31, 32.
[153] Там же // Свободное воспитание. 1916/1917. № 6. Ст. 20.
[154] См.: Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 14-15.
[155] Дьюи Д. Моя педагогическая вера / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1913/1914. № 12. Ст. 3-4.
[156] Там же. С. 14.
[157] Там же. С. 21.
[158] Дьюи Д. Мое педагогическое кредо / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1913/1914. № 12. Ст. 5.
[159] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1915/1916. № 10–11. Ст. 150–151; 1916/1917. № 6. Ст. 19.
[160] Там же // Свободное воспитание. 1915/1916. № 10–11. Ст. 127.
[161] Там же // Свободное воспитание. 1916/1917. № 11-12. Ст. 22.
[162] Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 119.
[163] Дьюи Д. Опыт и образование // Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 324.
[164] Там же. С. 356.
[165] Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 51.
[166]Там же. С 53, 54.
[167]Там же. С. З7.
[168] Там же. С. 75-76.
[169] Дьюи Д., Дьюи Э. Школы будущего / Пер. с англ. // Свободное воспитание. 1916/1917. № 1. Ст. 29.
[170] Там же // Свободное воспитание. 1915/1916. № 10-11. Ст. 134, 136.
[171] Дьюи Д. Ребенок и программа // Дьюи Д. Школа и ребенок / Пер. с англ. М.; Пг., 1923. С. 7-8.
[172] Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С. 146.
[173]Там же. С. 152-153.
[174] Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. М., 1997. С. 182.
[175]Дьюи Д. Опыт и образование // Дьюи Д. Демократия и образование / Пер. с англ. М., 2000. С 362.
[176] Соловейчик С.Л. Послесловие // Корчак Я. Как любить ребенка. М., 1990. С. 478.
[177] Корчак Я. Теория и практика // Корчак Я. Как любить ребенка / Пер. с польск. М., 1990. С. 269-270.