УПП

Цитата момента



Мудрость начинается с готовности к потерям.
Хотя — что такое «потеря»?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«Любовь — что-то вроде облаков, закрывавших небо, пока не выглянуло солнце. Ты ведь не можешь коснуться облаков, но чувствуешь дождь и знаешь, как рады ему после жаркого дня цветы и страдающая от жажды земля. Точно так же ты не можешь коснуться любви, но ты чувствуешь ее сладость, проникающую повсюду. Без любви ты не была бы счастлива и не хотела бы играть».

Елена Келлер Адамс. «История моей жизни»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

3.3. Демократический проект панпедии Я.А.Коменского

XVII век ознаменовался распространением мануфактур, вовлечением ремесленников и сельскохозяйственных товаропроизводителей в интенсивный товарообмен, упрочнением буржуазных отношений в экономике. Государства континентальной Европы обрели формы абсолютной монархии. Буржуазная революция 1640-1649 гг. в Англии стала ярким примером непримиримых социальных антагонизмов. Пример острейших противоречий религиозно-государственного характера явила Тридцатилетняя война (1618-1648). Человек, утративший в формирующейся научной картине мира статус «венца творения», оказался в круговороте динамичного и неустойчивого социального Космоса.

В XVII столетии в теоретическом сознании получило обоснование представление об активном субъекте, вырвавшемся из средневековых пут и способном, развив себя, прожить ему одному свойственную жизнь. Г. Галилей и И. Ньютон разработали научную картину механистически устроенного мира. Ф. Бэкон стремился реализовать идею универсальной реформы человеческого знания на основе опытно- экспериментального метода исследований и открытий. Будучи убежденным, что «образование освобождает человека от дикости и варварства», он провозгласил символ веры новой эпохи, утверждая, что знание есть сила, а победа над природой возможна лишь на основе познания ее законов и следования им. Р. Декарт, связывавший саму сущность существования человека с его способностью к мышлению, поставил в центр философских и научных построений мыслящего индивида, расчленяющего реальность и сводящего ее к общим закономерностям, недоступным непосредственным восприятиям. Г. Гроций выдвинул идею общественного договора. Т. Гоббс обосновал понимание государства как человеческого, а не божественного установления, возникшего на основе общественного договора в целях обеспечения всеобщего мира и благоденствия. Д. Локк разработал социально-политическую доктрину европейского либерализма, обосновал принцип разделения властей и необходимость правого государства. В. Ратке требовал преподавать «все без принуждения».

В XVII столетии в протестантских государствах начался переход народной школы от церкви к государству. За два столетия посещение школы из религиозной обязанности превратилось в гражданский долг. Уже в середине XVII столетия в ряде протестантских государств Германии, правительство которых восприняло установку М. Лютера на необходимость обучения подрастающих поколений, были приняты школьные уставы, провозглашавшие всеобщность начального образования.

В новых исторических условиях вполне закономерно был сделан важный шаг по направлению к обоснованию идеологии демократической педагогики и идеала общественно-активной школы. Его осуществил великий чешский мыслитель Ян Амос Коменский (15921670). Я. А. Коменский, был человеком глубоко религиозным, епископом Общины чешских братьев, которые являлись наследниками антифеодального и антикатолического гуситского движения и хранителями его демократических традиций. В то же время он был ярким оригинальным философом, опирающимся на античную традицию (Платон, Аристотель, Катон, Цицерон, Сенека), на идеи гуманистов Возрождения (Ф. Петрарка, Х.Л. Вивес, Эразм Ротердамский), на философские учения Ф. Бэкона и Р. Декарта. Руководя школой и ведя преподавательскую деятельность, он оказался в эпицентре Тридцатилетней войны. Потеряв жену, детей, дом, рукописи, все имущество Я.А. Коменский в работе «Лабиринт мира и рай сердца» нарисовал страшную картину бесчеловечного мира и воспел гимн просвещенному сердцу, способному победить зло войны и порока. Я.А. Коменский был не только автором многочисленных учебников, неоднократно издававшихся в различных странах. Он по праву считается основоположником педагогической науки.

Я. А. Коменский был убежден, что гибкая и ковкая природа ребенка при единстве организации умственного, нравственного и волевого развития по необходимости станет хорошей. Утверждая, что «образованные люди суть истинные люди», что «никто не может сделаться образованным без воспитания или культивирования, то есть без прилежного обучения и попечения», Я.А. Коменский подчеркивал, что «в образованном народе все служат друг другу, каждый на своем месте выполняет то, что полезно ему и другим». Он рассматривал образование, как способ развития думающего, чувствующего и действующего человека, культивирования в нем потенций, заложенных от природы, как средство формирования в нем человечности, гуманности, которая определяет стиль его отношений с другими людьми, его социальное поведение. Говоря о том, что «цель школ должна состоять в том, чтобы человек соответствовал своему назначению во всех пунктах, которые совершенствуют человеческую природу», Я.А. Коменский обращал внимание на то, что «если все или многие будут вполне образованны в познаниях, добродетели и благочестии, то семья, государство и церковь будут находиться в полном благополучии»[77].

Говоря о воспитании детей, Я.А. Коменский подчеркивал необходимость «приучать их к труду». Он также требовал «старательно внушать юношеству назначение нашей жизни, а именно что мы рождаемся не только для самих себя, но и для Бога и для ближнего, то есть для всего человеческого рода»[79]. Я.А. Коменский был убежден, что «молодежи нужно уже заранее преподносить все, что ей встретится в жизни, и посредством серьезных упражнений готовить ее к еще более серьезному. Как нельзя сделаться мастером, не упражняясь в мастерстве, писцом - не упражняясь в письме, спорщиком - не упражняясь в споре, так и дети могут стать настоящими людьми не иначе, как через обращение с тем, с чем имеют дело люди; так, чтобы в жизни им ничего не могло бы встретиться такого, чего бы они уже не видели наперед в изображении, в чем бы они не упражнялись»[80].

Разрабатываемая Я.А. Коменским педагогическая проблематика наложила отпечаток на все его мировоззрения. Стремясь к переустройству мира на основах справедливости, гуманности, всеобщего благоденствия, последовательно проводя принцип уравнения всех людей высочайшей культурой и идею необходимости всестороннего всеобщего образования, он создал грандиозный труд «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих». Реформаторский проект Я.А.

Коменского был неразрывно связан, как с его верой во всемогущего Творца и достижимостью спасения, обещанного в откровении, так и с его просветительскими установками, с убежденностью во всесилии просвещения, развивающего и совершенствующего духовные способности каждого человека, которые позволяют преобразовывать ему и свою жизнь, и жизнь общества на основе преодоления негативных черт окружающего людей социального мира.

На первой странице «Всеобщего совета» Я.А. Коменский призывает «совещаться об исправлении дел человеческих всеобщим образом, то есть всеохватно и всенародно, как еще не делалось от начала мира». Он утверждал, «что действительно рассеять сумерки человеческих неурядиц способно только одно, зато несомненное и могучее средство - повсеместное распространение света разума». Составной частью «Всеобщего совета» стала «Панпедия» - книга об универсальном воспитании всего человеческого рода, о приведении всех людей к пансофии - всеобщей премудрости. Панпедия, по мнению Я.А. Коменского должна обеспечить всеобщее просвещение, на основе которого лишь и осуществимо всеобщее преобразование мира. Именно в «Панпеди» содержится квинтэссенция педагогических воззрений Я.А. Коменского, его понимания сущности школы.

Выдвигая демократическое требование, чтобы «обучались, все, всему, всесторонне», Я.А. Коменский обосновывал идеал такого «всеохватывающего воспитания» которое обеспечивало бы человеку обретение совершенства, «какое только возможно на этой земле». Воспитание, по его мнению, должно быть дано «ВСЕМ: то есть народам, сословиям, семьям, каждому человеку без всякого исключения», «ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ: то есть во всем том, что может сделать человека мудрым и счастливым», «ВСЕОХВАТЫВАЮЩЕ: то есть в соответствии с истинной». «Всестороннее воспитание душ, - писал Я.А. Коменский, - направлено на то, чтобы люди (I) имели знание о будущей жизни, воодушевляясь стремлением к ней и прямыми путями были ведомы к ней; (II) были научены мудро решать дела земной жизни так, чтобы и в ней по мере возможности все было надежно; (III) учились так идти путем единодушия, чтобы не могли расходится друг с другом во вред себе ни на земных, ни на вечных путях и умели приводить к согласию других разногласящих; (IV) и, наконец, столь искусны стали в мыслях, речах и поступках, чтобы три эти вещи были у них согласованы, как только возможно»[83].

К числу врожденных стремлений людей, которые должны обеспечиваться воспитанием, Я.А. Коменский относил, в частности, стремление «существовать осмысленно, то есть познавать окружающее; существовать просветленно, то есть понимать познанное; существовать свободно, то есть желать и избирать то, что понятно как доброе, не желать и отвергать дурное и, насколько позволят обстоятельства, всем располагать по своему усмотрению; существовать деятельно, то есть проводить в жизнь то, что он понимает и избирает, чтобы понимание и выбор были не впустую».

Утверждая, что «весь мир - это школа», Я.А. Коменский создал теорию обучения всему на протяжении всей жизни - теорию непрерывного образования целостной жизни. По его убеждению, школы, в которых люди должны учиться в период детства, отрочества и молодости должны быть общественными. «Общественными школами, - писал основоположник научной педагогики, - я называю собрания, где молодежь всей деревни, города или всего края совместно упражняется в науках и искусствах, в прекрасных нравах и в подлинном благочестии под руководством самых уважаемых мужей (или почитаемых женщин), плодом сего должно явиться повсеместное изобилие хорошо образованных людей. Говоря: молодежь всей деревни, города, края, имею в виду, что везде, где живет какое-либо сообщество семей, должны быть устроены общие воспитательные учреждения этого рода. По тем же причинам, по каким Бог установил церковные собрания, а человеческая мудрость - политические объединения, нужна совместность и здесь, в этих как бы прелюдиях к церкви и государству. А именно, чтобы все привыкли к общению церковному и светскому, к обоюдному согласию, к тому, чтобы жить по законам, служащим на общее благо».

Указывая на то, что детям в школах следует овладевать грамотностью, заниматься полезными для жизни искусствами, приучаться к добрым нравам, обучаться благочестию, Я.А. Коменский подчеркивал, что молодежь «должна заниматься только тем, что прямо приведет ее в круг жизненных обязанностей», что необходимо «стремиться к тому, чтобы каждая общественная школа стала общественной кузницей добродетели». Он предполагал, «что из каждой общественной школы получится общественная (I) здравница, где обучают жизни и сохранению здоровья; (II) палестра, где приучают к упражнениям в ловкости и силе, которые полезны всю жизнь; (III) рассадница просвещения, где все умы озаряются светом наук; (IV) ораторская школа, где всех наставляют в умелом владении языком и речью; (V) мастерская, где никому не позволят при учении (а потом и в жизни) убивать время наподобие праздно поющих стрекоз в полях, а научат подражать всегда деятельным муравьям в муравейнике; (VI) кузница добродетелей, в которых совершенствуются все граждане; (VII) отражение гражданской жизни, где все, учась попеременно подчинению и управлению (словно в маленьком государстве), сызмала привыкнут управлять вещами, самими собой и другими (если кому представится необходимость управлять другими); (VIII) образ церкви, где вместе с познанием Бога от приставленного к ним пастыря душ и хранителя совести все впитывали бы привычку к богопочитанию»[87].

Особое внимание Я.А. Коменский уделял практической направленности обучения. «К познанию, - писал он, - надо присоединить подготовку к деятельности, в чем необходимо упражнять наших учеников, то есть к познанию вещей нужно прибавить практическую деятельность. Без этой деятельности даже человек, знающий вещи, будет неумело вращаться среди вещей, и, даже будучи знаком с искусством, он будет представляться неспособным и вследствие этого негодным для житейской деятельности. Чтобы чего-либо подобного не случилось с учениками пансофической школы, она ради этой высокой цели прибавит требование, чтобы никто из обучающихся в ней не был выпускаем, прежде чем он не будет самым лучшим образом напрактикован в тех видах деятельности, которые требуют особенной предусмотрительности, чтобы наши ученики в этом месте обучения учились не для школы, а для жизни. И пусть отсюда выходят юноши деятельные, на все годные, искусные, прилежные - такие, которым со временем можно будет без опасения доверить всякое житейское дело».

Утверждая, что «в общественной школе все должно держаться на примерах и практике, этом кратком и действенном пути воспитания, а не на поучениях, пути долгом и трудном», Я.А. Коменский был убежден, что «основой успеха будет метод обучения: во всем практический, во всем увлекательный и такой, чтобы благодаря ему школа стала поистине игрой, прекрасной прелюдией ко всей жизни. Это получится, если все нужные в жизни занятия мы приведем в доступную детям форму - не только ради лучшего усвоения, но и ради увлекательности, - сочетая их с предметами, которыми детский возраст не может не радоваться. Тогда, выйдя из школы и столкнувшись с жизнью, они убедятся, что не видят ничего совершенно нового, а должны справиться лишь с новой и приятной задачей применения своих знаний к серьезным делам».

Я.А. Коменский обращал внимание на то, что «так как в жизни приходится вращаться не только среди вещей, но и среди людей, то и школы, как мастерские добродетелей и человечности, должны сделать своих питомцев способными также и для общения с людьми (во всяком обществе)».

Каждая общественная школа, которая, по мнению Я.А. Коменского должна быть устроена так, чтобы она «была 1) маленьким домом, где упражняются в правильном образе жизни; 2) маленьким государством, будучи разделенным на декурии, подобные гражданским тридам, имея своих консулов, преторов, сенат, суды, все в наилучшем порядке; 3) маленькой церковью, будучи полна славословий Богу и благочестивых занятий», надлежит «поставить попечителей или кураторов (помимо классных учителей и ректоров), которые будут называться схолархами. Это должны быть отборнейшие люди из числа должностных лиц, духовенства и граждан. Чтобы поддерживать дело в должном порядке, они не обязательно должны отличаться выдающейся ученостью, зато обязаны быть в высшей степени благочестивы, достойны, разумны». Конкретизируя эти идеи Я.А. Коменский писал, что «каждый класс также должен иметь вид маленького государства с своим собственным сенатом, состоящим из десятских и их заместителей; председательствует в нем руководитель первого десятка»[92].

Важнейшим условием успешного функционирования школы, Я.А. Коменский видел, говоря современным языком, в незыблемости ее правого пространства. «Нужно считать за нечто непреложное, - писал он, - что благополучие всей школы состоит в добросовестном исполнении законов». И указывал, что руководитель школы «должен постоянно заботиться о том, чтобы ничего не делалось против законов и установлений [школы]».

Я.А. Коменский стремился найти путь сделать человека счастливым и с точки зрения его индивидуального, и с точки зрения его социального бытия, рассматривая их в неразрывном единстве. При этом он исходил из того, что общей предпосылкой человеческого счастья является цельность и гармоничность личности, не противоречащая цельности и гармоничности общества. «Провозглашая счастье целью образовательного процесса, Коменский, - пишет Б.М. Бим-Бад, - предусматривал гармонию счастья личности и общества. В трактате "Всяк своего счастья кузнец" он показал, что счастье - не случайность, а закономерный результат разумной человеческой деятельности, имеющей конечной целью всеобщее благо. Поэтому счастье по своей природе не может быть личным, а должно сообразовываться со счастьем других. Поэтому школа обязана учить искусству жизни, искусству счастья. Коменский понял связь теоретической подготовки ученика с практикой жизни и общественной деятельности. Он стремится к достижению гармонии между школой, религией и политикой, чтобы разрешить проблемы бытия человека. Школа призвана снабжать новые поколения способами решать трудные нравственные проблемы жизни, привлекая для этого все получаемые в ней знания».

Следуя традиции, восходящей к Сократу и Платону, Я.А. Коменский обосновывал возможность улучшения общества через совершенствование человека посредством образования и считал заботу об образовании важнейшим общественным и государственным делом, залогом общего благоденствия и справедливости. Поэтому школа в его произведениях предстает как институт, с одной стороны, являющейся предметом особой заботой и государства и общества, а с другой - как инструмент, активного влияния на их состояния и развитие.

Я.А. Коменский обосновывал необходимость всеобщего обязательного всестороннего образования, доступного каждому человеку, позволяющему ему овладеть основными достижениями культуры, готовящего его к реальной жизни. Образование должно по возможности носить практический характер, быть приближено к ребенку и увлекать его. Школа должна приучать ребенка к определенному образу жизни, давать ему гражданское воспитание, готовить к совместной деятельности, участию в совместных делах, в управлении делами сообщества. Общество и государство должны заботиться о школах, представители сообщества должны участвовать в ее организации и управлении ее делами, всячески поддерживать ее. По существу, Я.А. Коменский наметил целостный контур демократической педагогики и общественно-активной школы.



Страница сформирована за 0.73 сек
SQL запросов: 169