УПП

Цитата момента



Полдень, лето, ветерок,
От руки отплыл малек.
Сверху небо голубое,
А душа моя — с тобою!
Каждый день.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет девочкам: представь, что на тебя смотрит мальчик, который тебе нравится. Посмотрись в зеркало, когда злишься. Хочешь, чтобы он увидел тебя, злораду такую, с вредным голосом и вредными движениями?

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4330/
Мещера-2009

3.5. Традиции демократической педагогики в XIX веке

После Великой Французской революции на Западе шло интенсивное формирование буржуазного общества. В последней трети XIX столетия капиталистические отношения в Западной Европе и Североамериканских Штатов стали всеохватывающими - возникло общество индустриального типа. Изменения затронули и сферу образования. На протяжении XIX века на Западе шло становление национальных систем массового образования, усиливалась роль государства в развитие школьного дела.

В XIX веке вопросы образования стали все больше привлекать к себе внимание политических партий, демократических и революционных движений. С одной стороны, буржуазия в условиях ослабления традиционных институтов социализации (семьи, общины) была заинтересована в установлении своего политического и идеологического контроля над школой, а также над ее развитием, как института, который освобождает их работников от необходимости тратить время на уход за детьми. С другой стороны, росла активность народных масс, осознающих необходимость получения образования. Идеологи политических движений не мыслили без реформирования школы борьбу за демократизацию государственного устройства, за права и свободы граждан, за равноправие угнетенных слоев населения.

Демократическое требование обязательного всеобщего образования последовательно отстаивали в первой половине XIX столетия социалисты-утописты (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн, Э. Кабе, Т. Дезами, В. Вейтлинг и др.).

А. Сен-Симон связывал установление справедливого социального строя с реформой образования, которое, став обязательным и всеобщим, будет теснейшим образом связанно с жизнью и с производством, обеспечит реализацию способностей каждого человека, что должно привести к невиданному экономическому рост и общественному благоденствию. Он указывал на связь движения к справедливому обществу с нравственным совершенствованием людей, невозможным, по его мнению, без их трудового воспитания и обучения. Воспитание, по мнению А. Сен-Симона, прежде всего должно было «посвятить индивидов в отношения общественной жизни, внушить каждому из них чувство, любовь ко всем, объединить все воли в единую волю и все усилия - в направлении к одной и той же цели, - цели общественной».

Социальную направленность педагогической деятельности обосновывал Ш. Фурье. По словам Ю.В. Васильковой, «одна из основных задач нравственного воспитания у Фурье - это воспитание коллективиста… Коллективиста воспитывает производительный труд. В производительном труде на благо общества у детей развиваются чувства патриотизма, товарищества, солидарности, чести бесстрашия и дружбы, способность "жертвовать индивидуальным ради интересов коллектива". Учитывая, что дети больше всего подвержены чувству дружбы, Фурье планирует воспитание у них чувства коллективизма в детских организациях». При этом Ш. Фурье подчеркивал, что «изучение наук требуется ребенком для трудового применения, для того, чтобы благоприятствовать работам, в которых он находит свое счастье»[116].

Р. Оуэн, борясь против социальной несправедливости и нещадной эксплуатации детского труда, на практике попытался реализовать свой план улучшения жизни трудящихся. На руководимой им ткацкой фабрике в Нью-Лэнарке в Англии он «категорически запретил привлекать детей моложе 10 лет к работе на фабрике и создал ряд воспитательно-образовательных детских учреждений:

  • школу маленьких детей - от года до шести лет, которая включала в себя ясли, детский сад и площадку для игр;
  • начальную школу для детей от 6 до 10 лет;
  • вечернюю школу для подростков, работающих на производстве.

Для взрослых рабочих и их семейств вечерами организовывались лекции, беседы и культурные развлечения… С начала 1816 г. Роберт Оуэн создал в Нью-Лэнарке "Новый институт для образования характера", который объединил все ранее организованные им просветительные учреждения».

Необходимость образование широких трудящихся масс осознавалась руководителями пролетарского движения. Эрнест Джонс, один из вождей английских чартистов, писал: «Свобода дает нам право на образование, а образование, в свою очередь, поможет завоевать нам свободу». Он приводит требование, содержащееся в программе чартистов: «Подобно тому, как человек имеет право на материальные средства существования, он имеет право и на средства к умственной деятельности. Отказывать в пище уму столь же несправедливо, как отказывать в пище телу. Образование должно быть государственным, всеобщим, бесплатным и до известной степени обязательным. Поэтому рекомендуется: 1. Чтобы школы, колледжи и университеты, поддерживаемые государством, были широко открыты для всех граждан и чтобы для родителей была установлена принудительная обязанность давать своим детям элементарное образование».

За демократизацию образования выступали и идеологи марксизма. Ф. Энгельс подчеркивал, что «получивший образование пролетариат, как это следует ожидать, не склонен будет оставаться в том угнетенном состоянии, в котором находится наш современный пролетариат». В «Манифесте Коммунистической партии» К. Маркс и Ф. Энгельс отстаивали: «Общественное и бесплатное воспитание всех детей. Устранение фабричного труда детей в современной его форме. Соединение воспитания с материальным производством»[120]. Отстаивая идеал трудовой школы, К. Маркс писал в «Капитале»: «Для всех детей свыше известного возраста производительный труд будет соединен с обучением и гимнастикой не только как одно из средств для увеличения общественного производства, но и как единственное средство для производства всесторонне развитых людей»[121].

Северо-Американские Соединенные Штаты в XIX веке были единственным демократическим государством в мире. В САСШ в начале столетия, отмечает Г.В. Долгова, вместе с церковью и судом школа стала ключевой государственной организацией общества. Для поселенцев она превратилась в некий "социальный центр"». В Америке в середине XIX столетии последовательным борцом за демократизацию образования выступил Хораса Манн. Он ввел в оборот такие понятия как «демократизация образования», «демократические методы и формы воспитания», «демократизация управления образованием». Для Х. Манна образование - это процесс преобразования самой человеческой природы, предпосылка развития демократического общества. Он требовал, чтобы «каждый ребенок, какое бы ни было его положение и состояние, мог посещать школу и занять с полным равноправием место рядом со своими сверстниками. Содержание школы должно быть отнесено за общественный счет»[123].

По мнению М.Н. Игнатенко, «педагогическая теория Манна явилась одной из первых теоретических разработок концепции "демократической педагогики". Х. Манну принадлежит первая в истории педагогической мысли разработка проблемы функций феномена образования в социальной среде. Основными функциями образования в широком социальном контексте по Манну являются социализирующая - функция приобщения к социальным нормам, традициям и устоям социума; политэкономическая - функция обеспечения экономического прогресса и развития новых форм хозяйственной деятельности…; социальной стабилизации - функции нивелирования социальных, классовых, национальных и идеологических противоречий и обеспечения социального равенства; социальной адаптации - функция обеспечения свободного перехода индивида из одних социальных слоев, групп, классов и стратов в другие; социальной стратификации - функции формирования новых социальных слоев, групп, классов и стратов в обществе».

На протяжении XIX века на Западе шло становление национальных систем массового образования, усиливалась роль государства в развитие школьного дела. Вопросы образования приковывали к себе внимание политических партий и революционных движений. Борьба за демократизацию государственного устройства, за права и свободы граждан, за развитие гражданского общества не мыслилась без реформирования школы. В 1864 г. школы Пруссии посещало 98% детей. В 1880 г. в Англии было введено обязательное посещение школ всеми детьми 5-10 лет (в 1899 г. возраст был продлен до 12 лет). В Северо-Американских Соединенных Штатах число учащихся с 6,87 млн. в 1870 г. выросло к 1892 г. более чем в двое и составило 20% ко всему населению страны.

Распространение получила педагогическая идеология, ориентирующаяся на изолированного индивидуума, обучаемого и воспитываемого с помощью стандартных, одинаковых для всех методов и средств, нивелирующих индивидуальность, включающая человека в безличный государственный порядок. Л.С. Бликштейн пишет о том, что «наряду с трагическими недостатками массовой школы XIX - начала ХХ века имела свои сильные стороны и исторические заслуги. Благодаря ей десятки миллионов людей впервые почувствовали себя равноправными гражданами (не случайно борьба рабочих за сословное и политическое равноправие в XIX веке была тесно связана с борьбой за знание, за народную школу)».

В последней трети XIX века, когда западная школа начла работать в полную силу, оказалось, что отдельная личность безнадежно теряется в «государственном целом» индустриального общества, утрачивает вместе с ощущением индивидуального своеобразия и смысл собственного существования. Все более очевидным становилось необходимость комплексного рассмотрения, во-первых, процессов воспитания и обучения каждого отдельного человека, во-вторых, утверждения демократического социального устройства людей и, в-третьих, способов организации образования, как института, который обеспечивает воспроизводство индивидуума в качестве стремящегося к личному успеху и самореализации субъекта экономической, социальной, политической и культурной жизни общества. Решить эту проблему на рубеже XIX - ХХ столетия попытался Джон Дьюи.

Глава 4. Концепция демократической педагогики Джона Дьюи

4.1. Д.Дьюи эпоха, жизнь, творчество

Д. Дьюи обратился к проблемам человека, демократии и образования в ту эпоху, когда в Западной Европе и США завершился промышленный переворот, окончательно утвердилось индустриальное общество, в составе населения стали преобладать жители городов, а в экономике - промышленное производство. Процессы создания государственных систем образования, введения всеобщего начального образования, развития средней и высшей школы совпали с процессами интенсивного разрушения патриархального крестьянского уклада, а также заметного снижения роли семьи в воспитании детей. Это была эпоха мощных демократических, революционных и национально-освободительных движений, одним из важнейших требований которых была демократизация образования.

Индустриальная цивилизация, открывая невиданные дотоле материальные перспективы для развития человека и общества, прогресса науки и техники, развития образования и подъема культурного уровня всего населения, несла в себе опасность еще более резкого усиления отчуждения личности. Особо значимым становился идеал, устремленной к механической предначертанности, исчисляемости и надежности машины: общество представлялось в виде огромного сложного механизма, организуемого государством, люди превращались в определенный вид сырья, необходимого для решения множества экономических, социальных, политических проблем, становились винтиками производственного и социального механизма. Индустриальная цивилизация, усиливавшая отчуждение личности, одновременно обостряла проблемы человеческой индивидуальности, свободы и творческого развития, тем более, что утвердившийся буржуазный строй нес в себе интенции к гражданскому обществу, демократии, правовому государству, способствовал формированию экономических гарантий независимости человека в обществе. Образование становилось достоянием широких народных масс. Усиливалась его интегративная функция, во-первых, призванная способствовать преодолению обусловленного промышленным переворотом противоречия между производственной (специализация) и социально-бытовой сферами и интегрировать личность в общество, и, во-вторых, смягчить классовые антагонизмы за счет общей культурной нормы.

Развитие человекознания, и прежде всего психологии, позволило научно обосновать взгляд на ребенка как на активного субъекта образования. Конец XIX - начало XX в. ознаменовался «педоцентрической революцией» в образовании, отразившей смысл и направленность новых педагогических исканий. Ее суть Д. Дьюи выразил следующим образом: «В настоящее время начинающаяся перемена в деле нашего образования заключается в перемещении центра тяжести. Это - перемена, революция, подобная той, которую произвел Коперник, когда астрономический центр был перемещен с земли на солнце. В данном случае ребенок становится солнцем, вокруг которого вращаются средства образования; он - центр, вокруг которого организуются». Ставя ребенка в центр образования, Д. Дьюи неизбежно сталкивался с проблемой необходимости гармонизации отношений человека и общества. Ключ к ее решению он видел в упрочнении и развитии демократии. На рубеже XIX - XX века Д. Дьюи создал целостную концепцию демократической педагогики и в ее рамках разработал модель образовательного учреждения, которая явилась прообразом современной общественно-активной школы.

Американского философа, социолога, политолога, педагога и психолога Джона Дьюи (1859-1952) по праву относят к числу самых выдающихся и влиятельных мыслителей ХХ столетия. Ученый-энциклопедист являлся одним из главных идеологов демократии участия и величайшим реформатором образования прошлого века. Интерес к наследию Д. Дьюи заметно возрос за последние десятилетия. Сегодня наблюдается своего рода ренессанс его философских, политических и педагогических идей. В работе «Школы будущего» Д. Дьюи утверждал, что «связь между школой и демократией, происхождение и распространение этой идеи является, пожалуй, самой интересной и замечательной фазой в развитии современных взглядов на воспитательно-учебное дело (выделено мной - Г.К.)».

Для Д. Дьюи, безусловного приверженца социал-реформизма и либеральной демократии участия, главным рычагом демократизации общества являлось «универсальное образование», Просвещение, которое он понимал в самом широком смысле. Школа была для Д. Дьюи главным инструментом социальной реконструкции, а педагогика - практическим выражением философии. В необъятном наследии Д. Дьюи вопросам образования принадлежит особое место. Будучи автором около тысячи книг и статей, он более 180 работ посвятил педагогическим проблемам. Эти работы переведены на 35 языков и оказали огромное влияние на теорию и практику образования во всем мире. Д. Дьюи разрабатывал проекты образования по просьбе правительств Мексики, Турции, Китая, Японии, Южной Африки. В 20-е гг. прошлого столетия он был властителем дум советских педагогов, его идеи легли в основу реформ образования в первое десятилетие советской истории.

Д. Дьюи родился еще до отмены рабства в США, был свидетелем окончательного утверждения индустриальной цивилизации в развитых странах, и умер после Второй мировой войны в эпоху ядерного противостояния двух социальных систем, когда мир стоял на пороге перехода к постиндустриальному обществу. Д. Дьюи был очевидцем грандиозных социальных и технологических изменений, происходивших в его стране и во всем мире. Экспериментальный характер мышления присущий научному пониманию действительности, пронизывает все его мировоззрение. Будучи одним из создателей и главных идеологов философии прагматизма, Д. Дьюи видел в полезности главный критерий определения истинности всего и вся. Только результаты завершенной работы, по его убеждению, могли подтвердить или опровергнуть правильность понятий и теорий, которые выступали инструментами познания и преобразования человеком окружающего мира. Прагматизм (прагма - греч. дело, действие) был для Д. Дьюи философией, которая должна не просто созерцать и объяснять действительность, а помогать людям решать их жизненные проблемы. Философию он мыслил как теорию просвещения, как инструмент обучения разумности, как средство, позволяющее сделать жизнь людей. Идея действия и активности, утверждаемая прагматической философией, обращала Д. Дьюи к проблеме педагогической организации деятельностной активности людей. Эта проблема оказывалась в его учении целью, смыслом и способом их существования и развития, и имела безусловную социальную природу, ибо могла осуществляться только в обществе, в системе связи с другими людьми и на основе использования достижений человечества.

Начав свой путь в науке с исследования философии Г. Гегеля, Д. Дьюи обратился к педагогическим проблемам, будучи профессором Мичиганского университета (1884-1894), где с 1889 г. стал заведовать кафедрой философии. Сотрудничество Д. Дьюи с Халл-Хаусом, уникальным реабилитационным, образовательным и культурно- просветительским учреждением, основанным Джейн Аддамс в иммигрантском районе Чикаго в 1889 г., способствовало формированию его понимания школы как «общества в миниатюре», социального центра, очага демократии. В состав Халл-Хауса входили учебные заведения, мастерские, детский сад, медико-врачебный пункт, дешевая столовая, картинная галерея, библиотека, клуб. В насыщенной культурной среде Халл-Хауса воплощался восходящий к Я.А. Коменскому идеал «школы-музея» и «школы-мастерской». Учащиеся свободно общались в процессе освоения достижений человечества и продуктивной деятельности, активно взаимодействовали с обществом, активно участвуя в его делах и привлекая к решению проблем школы.

В 1894-1904 гг. Д. Дьюи заведовал кафедрой философии, психологии и педагогики в Чикагском университете. В 1896 г. он стал директором экспериментальной Лабораторной школы при Чикагском университете, в которой последовательно реализовывалось его понимание того, каким должно быть образование, прежде всего, в контексте идеи единства знания и делания. Квинтэссенцию своих педагогических взглядов Д. Дьюи изложил в работе «Мое педагогическое кредо» (1897), которая стала подлинным манифестом нового подхода к организации образования подрастающих поколений, к реформе школьного дела. В работах «Школа и общество» (1898), «Ребенок и программа» (1902) Д. Дьюи обосновал свои основные педагогические идеи. В начале 1900-х гг. лабораторная школа стала мировой сенсацией.

В 1904-1934 гг. Д. Дьюи - профессор философии Педагогического колледжа Колумбийского университета. В эти годы он продолжал разрабатывать оригинальную концепцию образования, много времени уделял подготовки учителей нового типа. В 1916 г. Д. Дьюи опубликовал свое главное педагогическое произведение «Демократия и образования», получившее широкий международный резонанс. В 1936 г. в работе «Опыт и образование», продолжая развивать свое понимание педагогических проблем, он предостерегал от крайностей радикального реформаторства в образовании.

Уже в начале ХХ в. Д. Дьюи становится признанным международным авторитетом в вопросах образования. Его педагогические идеи оказались востребованы не только теоретиками и практиками образования, но и правительствами многих стран мира. Д. Дьюи является самой мощной фигурой в ряду лидеров движения новых школ и реформаторской педагогики, боровшегося против традиционного авторитарного образования В России у истоков нового педагогического движения стоял Л.Н. Толстой. На рубеже XIX - XX века оно было представлено К.Н. Вентцелем, И.И. Горбуновым-Посадовым, С.Н. Дурылиным, А.У. Зеленко, Е.С. Левицкой, Н.И. Поповой, В.Н. Сорокой-Росинским, Н.В. Чеховым, С. Т. Шацким и др.

В 1918-1919 гг. Д. Дьюи посетил Японию, в 1919-1921 гг. - Китай. В 1924 г. Д. Дьюи по приглашению правительства посетил Турцию и подготовил два доклада, посвященных анализу и перспективам развития образования в стране. В 1926 г. он читал лекции в Мексике. Во всех этих странах Д. Дьюи выступал с лекциями, встречался с педагогической общественностью, консультировал правительства.

Еще до революции идеи Д. Дьюи вызвали огромной интерес в Рос- сии. В 1918-1929 гг. Д. Дьюи был официально признанным кумиром деятелей Наркомпроса и советских учителей. В знаменитых программах ГУСа были предприняты серьезные попытки реализовать многие его педагогические идеи. Советская школа пыталась работать «по Дьюи», особенно ярко это проявилось в практике знаменитых опытно- экспериментальных учреждениях Наркомпроса РСФСР. В 1921 г. в предисловии к сокращенному изданию книги Д. Дьюи «Демократия и образования» С. Т. Шацкий писал: «В книге сконцентрировано огромное богатство мысли - Дьюи нигде, ни в какой строчке не оторван от жизни; наоборот, его философия, как знамение нового века, полна жизни, полна ясного представления ее насущных потребностей»[130]. В 1928 г. Д. Дьюи возглавил группу американских педагогов, посетивших Советский Союз по приглашению наркома просвещения А. В. Луначарского для ознакомления с организацией образования в советской школе. Посещение детских учреждений дало ему основание дать в очерках «Впечатления о Советской России и революционного мира» самую высокую оценку образования и педагогики в СССР.

Д. Дьюи публично отказался от негативного отношения к происходящему в Советском Союзе, которое существовало у него до посещения страны. «Я вынужден, - признавался он, - сдавать свое позиции, что, впрочем, естественно вызвано впечатляющим развитием прогрессивных педагогических идей и практики их воплощения под покровительствующим руководством большевистского правительства, и я говорю только о том, что сам видел, а не о том, что мне рассказывали». Д. Дьюи писал о том, что наиболее глубокое посещение на него произвело посещение детской колонии, находящейся в Ленинграде. «Нигде в мире, - восторгался он,- я не видел так много разумных, счастливых, умно занятых делом детей. Этот опыт не был единственным в своем роде, поскольку он подтверждался, хотя, может быть, не столь полно в каждом детском и юношеском учреждении, которые я посетил»[132].

Однако в 30-е гг. педагогика Д. Дьюи пришлась не ко двору тоталитарному сталинскому режиму, ориентировавшегося на авторитарное традиционное образование. Началось взаимное отчуждение. Уже в 1936 г. Д. Дьюи ставил на одну доску методы образования в Советском Союзе и гитлеровской Германии. Он писал: «Ни для кого не секрет, что методы воспитания в Советской России отличаются от методов в других странах. Те же методы будут развиваться и в гитлеровской Германии». Отчуждение перешло в открытую ненависть после того, как Д. Дьюи по предложению Л. Д. Троцкого стал почетным председателем Международной комиссии по альтернативному рассмотрению Московских процессов 1937-1938 гг. и обвинений в отношении Троцкого. Относясь к нему более негативно, чем к И.В. Сталину, Д. Дьюи, тем не менее, в статье «Невиновен» разоблачил московский процессы и обвинения против Л. Д. Троцкого в шпионаже и контрреволюционной деятельности, доказав их полную несостоятельность и абсурдность.

Вплоть до середины 1980-х гг. имя Д. Дьюи в Советском Союзе если и не было под запретом, то, по крайней мере, могло упоминаться лишь в резко критическом, точнее, разоблачительном ключе. Так, в год смерти Д. Дьюи, была издана книга В. С. Шевкина с весьма показательным названием «Педагогика Д. Дьюи на службе американской реакции» (М.: Учпедгиз, 1952).

Со второй половины 80-х г. в нашей стране наблюдается все возрастающий интерес к педагогике Д. Дьюи. Издаются его произведения, а также статьи и книги о нем. Это объясняется и стремлением найти реальную альтернативу традиционному образованию, и огромным гуманистическим и демократическим потенциалом наследия американского мыслителя, и тем влиянием, которое его идеи оказали и продолжают оказывать на теорию и практику образования во всем мире.



Страница сформирована за 0.79 сек
SQL запросов: 169