УПП

Цитата момента



Дóлжно обдумывать свою работу тщательней, чем вы считаете нужным, но не так уж въедливо, как вы с ужасом представляете.
Правило интеллектуального труда

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ну вот, еду я в лифте, с незнакомым мужчиной. Просто попутчиком по лифту. Смотрюсь в зеркало, поправляю волосы и спрашиваю его: красивая? Он подтверждает - красивая! - и готов! Готов есть из моих рук. Не потому, что я так уж хороша в свои пятьдесят, а потому…

Светлана Ермакова. Из мини-книги «Записки стареющей женщины»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Что значит мудрая жена? Мудрая — это та, которая скажет от любви и по любви, скажет так, что даже если муж уйдет от нее, то через год, после некоторых мучений сам вернется. Женщина, находящаяся в постоянной благодарности (состояние благодарности — это и есть исполненность Душевными Силами), естественным образом, сама того не зная, говорит так, что слова западают в самую глубь и с этой глубины прорастают.

Правда, надо иметь в виду, что всякое прорастание слова, сказанного по любви, происходит спустя месяцы, годы. И если мы от нетерпения начинаем ждать ростков немедленно и сейчас, то становимся похожими на ребенка, который, получив семена, узнав, что их можно посадить, побежал и посадил их на грядку, а теперь каждое утро прибегает к ней и смотрит, взошли они или нет. Но на третий день чувствует: больно долго не всходят, дай-ка подковырну, узнаю, растут ли вообще или не растут. Ковырнул, глядишь и росток смял, но потом присыпал. А на следующий день уж такое нетерпение, что взял и поковырял еще сильнее, глядишь — и совсем обломал. В результате высохло семечко, которое должно было прорасти.

В супружестве подобное нетерпение происходит от Эго-уровня, только от Эго. Ибо сил для терпения нет и сил для мудрости тоже нет. Только мудрость, благодатная мудрость, Благодатные Силы могут ждать, поэтому они ждут то, что знают, а знают то, что слышат Свыше. Так же и человек: посеял и знает, что взойдет через год или через три.

Эта внутренняя вера в то, что непременно взойдет, всегда связана с надеждой, Чувство надежды, чувство веры — это глубинные свойства Совестливого уровня. Если человек имеет эти качества, он в Совестливом состоянии обладает внутренней силой, силой мудрого ожидания.

Мужчина может получить Душевные Силы от мудрой жены, жена — от мужа. Кроме того, мы можем получать Душевные Силы друг от друга, когда любим друг друга. Поэтому так значимо сохранение отношений любви друг с другом.

Но существует еще один уровень исполнения Душевными Силами, истекающих не от человека, а от Самого Источника Сил Душевных, Духовных, Благодатных — от Бога, но это уже путь верующего человека.

— Явная психопатия проявляется в третьем, четвертом поколении. А дальше, по Вашему, идет вырождение? Какова тенденция движения для следующих поколений? Какая перспектива нас ожидает?

— Я думаю, что нет смысла сейчас вдаваться в расчерчивание графика или кривой этой перспективы. Есть смысл разобраться, хотя бы в собственном поколении и в неправде наших отношений с поколениями, с которым мы тесно связаны: с нашими родителями и с нашими детьми. И этого будет достаточно, чтобы снять саму возможность ближайшего Психопатического Круга. При этом рассуждать о глобальных его последствиях неактуально. Писать диссертации о том, как ведет себя кривая развития психопатии в поколениях тоже не нужно. Более того, человек, который начинает заниматься кривыми развития психопатии во времени, сам находится в Психопатическом Круге. Его работа над диссертацией (в этом плане) является способом компенсации своего Психопатического Круга. И, написав такую диссертацию, он из Психопатического Круга не выходит, а наоборот — еще более в него погрязает, потому что закрепляется на уровне некоторого удовлетворения, на внутреннем чувстве самодостаточности от того, что он знает этот материал.

Более того, нужно сделать маленькое предостережение. Наблюдается такая картина (это уже опыт нескольких лет): человек получает достаточно емкую, очень богатую, содержательную информацию о том, что и как происходит в человеке. Затем переживает глубокое чувство самодостаточности от того, что он все это знает; более того, у него внутреннее чувство, что на кого ни глянет — всякого видит. Возникает очень сильное потенциальное внутреннее движение: всем, кого ни увидит, спешит помочь. Или еще более тяжкое состояние: оказывать помощь тому, кто ее не желает.

Результатом такой помощи, чаще всего, бывает новая беда, новая боль и горе, при котором не видится только одно — желание помочь, которое живет в человеке, на деле и есть проявление его собственного Психопатического Круга. И чем более он будет помогать, объясняя другому, что он находится в Психопатическом Круге, тем больше сам будет погрязать в свой, собственный, укрепляясь в нем через эту компенсаторную деятельность.

Единственная ситуация, при которой имеет смысл об этом говорить — простой рассказ, о том, что существует такая книга, такие знания, немножко раскрыть перед человеком картину об этой книге с тем, чтобы он сам лично ознакомился с ней, но и это только в том случае, если вы чувствуете, что эти знания могут ему помочь. Чувство того, что вы сами лично сможете помочь ему, что будто что-то хорошее уже получается, на деле может оказаться ложным.

Это говорит во мне боль за те промахи, которые мне на протяжении последних лет приходилось видеть среди тех, кто посещал и слушал мои лекции. Поэтому очень прошу вас прислушаться к моему совету: старайтесь не использовать эти знания по отношению к другим, не пытайтесь вытащить их из их же собственного Психопатического Круга, тем более, что выход из него с помощью словесного объяснения невозможен.

Из Психопатического Круга можно выйти только одним образом: когда мы, участники этого круга, сами из него выходим и выход этот совершается не с позиции объяснения, а с позиции самого действия по выходу человека лично. Понимание им самим, как я выхожу и что я делаю при выходе или же объяснение, почему я выхожу, не является выходом из Психопатического Круга.

Поэтому, если вы вдруг обнаружите за собой, что начинаете чувствовать, будто бы вы выходите из Психопатического Круга, и при этом объясняете другим о том, что вы делаете, для чего вы делаете и как вы делаете, значит вы, фактически, остаетесь и закрепляетесь в Психопатическом Круге. Ибо действительный выход из Психопатического Круга совершенно иной.

— Семья, в которой проявляется явная психопатия, пытается выйти из нее. В ней имеется и Совестливое состояние, и почти все Эго-влечения, а среди них есть доминирующее. У ребенка они, естественно, утрированы, усилены. Есть желание вырваться из этой явной психопатии, почти ежедневной. Человек работает над собой, в том числе и обращается к Богу, ходит в церковь, но выхода не находит. Как практически осуществить работу по выходу из Психопатического Круга в этой ситуации?

— Работа с психопатическим состоянием начинается обычно с родителей или с детей, если они уже взрослые, т.е. когда они уже могут над этим работать.

Рассмотрим вариант, когда родители начинают работу выхода из Психопатического Круга. В чем заключается эта работа? В очень простом действии — родитель отказывается действовать по импульсу той привычной реакции, которая возникнет у него на неправду ребенка. Когда ребенок что-то делает не так, в родителе немедленно возникает определенное, причем всегда одинаковое и очень устойчивое отношение.

Поставим вопрос: «Зачем ребенок начал проявлять психопатическое поведение, например, каприз?». Оказывается, для того, чтобы своим внешним поведением вызвать привычную реакцию родителей. И он ее получил. Этой реакцией родителей, к примеру, является страх за капризного ребенка. В другом случае на каприз у родителя может постоянно возникать досада и желание немедленно запретить ребенку капризничать.

Тогда возникает вопрос: «Зачем ребенок начинает капризничать?». — А именно затем, чтобы вызвать именно это состояние досады, и он искомое получает. Он постоянно дразнит! Единственный выход — пускай дразнится. Перестать реагировать на это, воспринимать это как детское неразумие, он маленький и поэтому так себя ведет.

Но «маленьким» можно остаться и до сорокапятилетнего возраста. В этом своем проявлении он действительно маленький. Почему? Потому что в сорок пять он проявляет то, что усвоил в четыре года. И этот усвоенный порядок отношений до сих пор проявляется в действии. В момент, когда он себя проявляет так, он является четырехлетним младенцем, потому он в эти минуты инфантилен.

Инфантилизм — это пребывание в детстве. В эту минуту, в момент психопатии, каждый, даже семидесятилетний старик, находится в состоянии ребенка. Иногда мы это явно видим и говорим: «Ну ты, дедушка, как дитя!». Он в эти моменты и есть дитя! И тогда мы начнем так относиться ко всякому психопатическому состоянию любого человека, который в отношениях с нами начинает проявлять свои детские реакции: в эту минуту воспринимать его ребенком, поведение которого не имеет никакого значения. И, конечно, не действовать так, как мы уже привыкли действовать в аналогичных ситуациях.

Как же не действовать, когда во мне что-то уже действует? Как же не бояться, когда я уже боюсь? Как же не досадовать, когда я уже досадую, когда уже готов ухватиться за ремень? В эту минуту просто остановиться, выдержать одно из родительских правил — десятисекундную паузу . И в этой остановке посмотреть в себя: «Что это такое я делаю?». Эта простая остановка — «Что это такое я делаю?» позволяет значительно ослабить само действие психопатии.

Человек верующий умеет обращаться в такие моменты к Богу. При этом он не только останавливается и всматривается — «Что же я такое делаю?», но, увидев, начинает идти еще глубже, и, обращаясь к Богу, просит простить его за поступок срыва или помочь ему не сорваться. Если первая глубина просто отвлекает от самого исполнения досады, заставляет человека по-внутреннему выйти из власти влечения и со стороны посмотреть на себя, делающего, то эта, вторая глубина, просьба о прощении: «Прости меня» заставляет человека сочетаться с глубинами Совестливого уровня и оттуда видеть само состояние психопатического поведения. Не только видеть, но и жить нуждою в помощи свыше и просить ее.

 Видение внутреннего состояния психопатии, противостояние ей всеми силами, сожаление о том, что носишь ее в себе, и есть состояние покаяния. Поэтому отношение к психопатии у верующего более глубокое, нежели у человека, который просто работает на уровне наблюдения за самим собою. Кстати, в практике восточных религий состояния раскаяния не существует. Там существует лишь первая ступень выхода из психопатического состояния посредством осознания себя. Существует еще бытовой способ, которым мы пытаемся уйти от психопатии: включить телевизор, запеть песню, посвистеть, походить, постирать, включить рубанок, покурить, выпить, пообщаться, т.е. попытаться выйти внешним образом… Такой вариант тоже отвлекает, он уводит в другое физиологическое или психологическое состояние. Человек выходит из психопатической реакции, но не из Психопатического Круга.

Эти варианты (при невозможности выйти в более глубокий уровень) лишь отчасти помогают человеку как-то временно миновать ситуацию Психопатического Круга, но не дают выхода из нее.

Самая большая трудность при правильной работе над собой — это первая ступенька, пауза. Именно ее в момент психопатического проявления так не хочется делать. Не хочется делать паузы, наоборот, очень хочется раздосадоваться, разгневаться, или же обидеться. Здесь требуется уже навык, работа. Попробуйте поработать с десятисекундной паузой.

Есть еще более серьезное правило — педагогическая пауза, когда вы не позволяете в себе психопатическому состоянию развернуться, не десять секунд, а минимум три часа. Десятисекундная пауза — это всего десять секунд, а педагогическая — это минимум три часа, идеальная же педагогическая пауза — это три дня.

Если вы три дня не реагируете на произошедшую ситуацию, а через три дня в вас все-таки продолжается действие реакции, действуйте. Только эти три дня необходимо находиться в правильном состоянии, т.е. в работе над собой, а не в муссировании своей реакции раздражения, досады, обиды и др.

Человек, работающий на уровне чисто человеческого осмысления себя, выполняет просто наблюдение за самим собой, констатацию некоторых фактов и правильного или неправильного поведения внутри себя. А человек верующий при этом идет к исповеди и приходит к более глубокому состоянию, состоянию раскаяния, потребности восстановления своих отношений с Живым Богом. Внутренним взором своим человек видит в себе и раскаивается во всем том, что уклоняет его от данного Господом образа поступка, поведения.

— Есть ли выход из такой ситуации, когда Психопатический Круг закручивается между подростком и взрослым по вине последнего? Подросток осознает, что закручивает взрослый, и пытается из него выйти, но взрослый имеет силу, он требует…

— Для подростка чаще всего выхода нет, потому что то, что он попытается выработать как выход, на деле есть его психопатический ответ. Одни подростки, у которых имеет некоторую силу Эго-влечение гнева, впадают в сильнейшее озлобление по отношению к родителю — идет защитная реакция, другие, у которых доминантна гордость, просто-напросто убегают из дома. Это убегание из дома происходит у мальчиков уже по-мужски, т.е. в какие-то дела на стороне, за домом, какие-то увлечения по интересам, т.е. по Способностям. Либо он остается дома, но в состоянии равнодушия, т.е. подросток эмоционально не реагирует на родителей, он просто закрывается. И так как мальчик более склонен к интеллектуально-умственной деятельности и менее к эмоциональной, то в ситуации защиты он от этой эмоциональности еще больше закрывается и становится совершенно индифферентным к различным всплескам своих родителей. В случае, когда доминантой является печаль, ребенок уходит в сильнейшую внутреннюю боль одиночества и обычно это тоже связывается с побегом из дома, но это уже беганье вообще на другой край света. Он уезжает из города, он ищет себя где-то в других местах. Так начинается беспризорность.

А если у ребенка влечение к праздности, то он в ответ на такую настойчивость родителя, приходит в состояние необычайного увеселения, и выбить его из этого состояния и этакого порхания по жизни бывает почти невозможно. Родитель видит, что он как-то легко бежит по жизни, все от него отскакивает как горох от стенки, и при этом — постоянный оптимизм, на все отвечает шуткой, прибауткой, во всем и везде он какой-то развеселый. И если со стороны поглядеть на этого ребенка (а потом и взрослого человека), то оказывается, что ни в одну жизненную ситуацию этот человек глубоко не входит, а любую из них, даже самую серьезную, он проживает в эдакой праздной веселости. И действительно рядом с ним хорошо в моменты, когда ближнему плохо. Но когда с ним начинаешь жить, то такая постоянная развеселость становится очень утомительной. И если с ним захочется побыть на глубине, то глубины такой человек дать не может. Тогда обнаруживается, что вся его веселость, весь его оптимизм — это порхание. И тогда наступает еще большее внутреннее неудовлетворение таким поведением.

В состоянии, когда доминанта печаль, подросток, защищаясь от своего родителя, уходит в выпивку, в наркотики. Ибо когда он выпил, наступает чувство радости и море по колено. Правда, он знает еще одну особенность: если он в этом состоянии придет домой, то давление родителей еще более усилится. Но от неизбежности он все-таки приходит домой, переживает эту ситуацию давления для того, чтобы на следующий день снова уйти в состояние выпивки, внутренней раскрепощенности, потому что каждый из нас, находясь в Эго Триаде, всегда ищет удовлетворительных переживаний.

Если у человека наступает какая-либо неудовлетворенность в Эго-состоянии, он начинает искать способ удовлетворения. Если таковым способом является выпивка, он выпивает. Если любимое дело, значит занимается им. Таких способов множество. Так или иначе психопатическая защита обязательно будет происходить, отвлекая подростка от общения с родителями. И единственно правильное поведение родителей в этом случае — это увидеть себя в Эго-состоянии, увидеть проявление своей гордости, подкрепленной гневом. Два этих Эго-влечения оказываются у многих родителей невероятно сильными.

Гордость — это чувство самодостаточности, внутренней уверенности в собственной правде, в собственном взгляде на жизнь. Гнев черпает энергию из неудовлетворенной гордости, несостоявшихся притязаний, ожиданий, требований. Гнев — это агрессивное желание вносить себя в других, в т.ч. в своих детей. И если родитель вдруг увидит себя таковым, то он имеет шанс хотя бы на время педагогической паузы приостановиться в этом своем требовании, давлении, гонении. Тогда ребенок (при таком родителе) немножко вздыхает, хотя бы на эти три часа, и набирается сил. И поэтому следующие три часа родительского буйства он уже сможет выдержать. Если это правило родитель возьмет на себя как постоянное, то со временем он начнет укрепляться в благоразумном отношении к своему ребенку.

Выход из Эго-состояния требует невероятно больших усилий Совести. Когда человек задается вопросом: «Что делать, чтобы обрести Совесть?», ответ один: начать делать дела Совести.

Одним из таких упражнений Совести может стать работа над десятисекундной и педагогической паузами. Если этим заняться, то можно вскоре обнаружить, что, возможно, на 41‑й раз начнет получаться. На помощь приходят Благодатные Силы и силы Совести. Поэтому, чем больше человек будет оглядываться на себя и просить помощи у Бога, тем ярче будет актуализироваться внутренняя потребность в верности, правильности своих поступков, потребность в помощи Благодатных Сил. Со временем может наступить такое состояние, при котором Благодатные Силы будут настолько велики, что Эго-состояния могут вовсе исчезнуть.

— У подростка, осознающего и уже оценивающего ситуацию, есть какой-то выход?

— Есть. Этот выход — прощение родителя. Простить своего отца или мать. Дай то, что просят, дай от щедрости душевной, исполни, послушайся родителей. Потеряв во внешнем, обретешь во внутреннем.

— Что делать, если ребенок сам «нарывается» на наказание, сам провоцирует ситуацию раздражения со стороны родителей?

— Выход из любой психопатии, любого ожидания ребенка всегда один и тот же: не проявлять ожидаемую им реакцию, не поддерживать ее, хотя ребенок будет очень хотеть этой поддержки.

Дети обычно в такой ситуации ожидают от родителей наказания, в другом случае — плача: пока мать не заплачет, ребенок не успокоится. Иногда ожидают от родителей длинной тирады, это обычно отцовское действие. Отец выражается в обширном многословии, назидании… Иногда дети ожидают от родителей полного равнодушия. Это, кстати, тоже больше касается отца, когда ребенок ведет себя так, что отец переживает чувство абсолютного равнодушия. «Пропади ты пропадом», — говорит он про себя, и начинает спокойно заниматься своими делами, и его уже больше ничто не трогает. Успокаивается и сам ребенок — он своего добился.

— Узнает ли умершая мать, с которой человек не успел примириться перед смертью, о его желании примириться с нею?

— Узнает. По тем сожалениям и добрым воспоминаниям о матери, по тем словам, которые будет человек говорить о ней.

Непростившее сердце всегда вспоминает всякие отрицательные или злые проявления другого человека. Оно всегда обвиняет, назидает, еще и еще раз убеждает всех окружающих, что другой плохой. А сердце, которое простило и теперь скорбит, что не примирилось с матерью, будет вспоминать ее добрые слова и поступки. И эта доброта будет явной, ее скрыть нельзя, потому что она проявляется в душевных свойствах. Душевные свойства и Душевные Силы скрыть невозможно. Если мы действительно по-доброму говорим о человеке, то это видно сразу. И мать, душа которой рассталась с телом, может это увидеть.

— В прошлый раз Вы рассказывали о том, что если мать в детстве заронила своему ребенку негативное зерно печатью слова, то эта печать закладывается в душу ребенка и проявляется в течение жизни. Что нужно сделать, чтобы снять эту печать?

— Возможно ли снимать печати? Наложение печатей происходит чаще всего бессознательно. Обнаружение печати происходит спустя долгое время и путем очень больших мук. А вот снятие печати — это прежде всего снятие ее подтверждения. В первую очередь необходимо вывести человека за пределы Психопатического Круга, которым обеспечивается сама печать. Если же мать находится в Психопатическом Круге, она постоянно подтверждает эту печать своего ребенка.

Итак, первое — это выход за пределы Психопатического Круга. О механизмах выхода я уже говорил. Но существует еще и поэтапный путь. На деле мы настолько немощны, настолько слабы по Душевным Силам, что сразу обрести, сразу исполниться в них и в Совестливом уровне практически невозможно. Поэтому нам предстоит очень трудный путь работы над собой. Предстоит постоянное обретение терпения друг к другу. Предстоит научиться прощать друг друга. Предстоит постоянный поиск состояния непритязательности друг ко другу, постоянная работа над обнаружением своих Эго-состояний.

Неподдерживаемая, неподкрепляемая печать через срыв снимается сама по себе, т.е. этот срыв будет переживаться самим ребенком. Если все окружающие вдруг перестают поддерживать в нем печать, то эта печать, энергетически ища подтверждения, взорвется изнутри. Наступит сильнейшая истерика, внутреннее беснование, какое-то буйство, в котором через страдание срыва, ребенок вдруг может начать от нее освобождаться, произойдет прорыв к освобождению. При этом прорыв будет обеспечен именно окружающими людьми, которые ушли от психопатической реакции, психопатического ответа.

Что значит снять? Значит начать действовать по отношению к ребенку от любви, от Совестливого уровня.

Действие от любви всегда связано со словом и всегда будет давать ребенку внутренние силы, для того чтобы Совестливое заработало, чтобы Совестливое поднялось в нем. Вот оно-то изнутри и взорвет его. Через это состояние взрыва в раскаянии, происходит прорыв Эго-уровня, и человек в раскаянии видит, что он натворил. Это раскаяние возможно только изнутри, когда Совестливый уровень исполнен Благодатными Силами и прорывает изнутри Эго-явления, Эго-действия, и в этом прорыве видится, что же я делаю на самом деле.

Существует еще и катарсическое прорывание. Катарсис — это действие эмоциональное и происходящее внутри Эго. Покаяние — это явление более глубокое, нежели катарсис. Поэтому возникновение покаяния невозможно вызвать посредством Эго-действий. Всякие эгоистические истерии могут служить достижению катарсиса. Такого состояния иногда достигают артисты. С помощью приемов эмоционального действия закручивается катарсическое состояние, происходит внутренний эмоциональный прорыв внутри Эго-уровня и видение явных Эго-состояний. При катарсисе вскрываются скрытые Эго-состояния, но сами Эго-влечения при этом остаются, поэтому спустя некоторое время человек снова возвращается к исполнению Эго-явлений, Эго-влечений в прежнем виде. Покаяние же происходит из глубины Совести, поэтому оно является действительно очистительным.

Покаянный прорыв может произойти у человека только при помощи окружающих людей, потому что человек, находящийся под печатью, сам к Совестливому движению прийти не может. В нем нет этой внутренней потребности. Она может возродиться лишь от того, что его Совесть постоянно исполняется и побуждается благодаря любви окружающих людей.

Любовь — это не эмоции и не состояние, любовь — это движение силы, и нет большей силы, чем сила любви, сила, явственно и реально совершающаяся между людьми, сила, которая исходит от одного человека и обращена к другому.

— Вы говорили, что с трех лет каждый отец готовит свою дочь к материнству. Что это значит?

— По отношению к девочке нужна именно отцовская забота. Потому что отец — заботник о своем роде, от этого стратегического чувства рождается его правильное поведение. В заботе о своем роде он печется о будущих матерях, которыми и являются его сегодняшние дочери. И поэтому дочь нуждается в большой нежности с его стороны. Если стратегической заботы о роде не будет, то мужской нежности, настоящей нежности (не привязанности с обязательным сюсюканьем, а нежности, свободной от привязанностей, нежности от заботы), в нем не будет.

Для отца дочь не просто предмет сегодняшней ласки, она является матерью будущего поколения, которое будет хранить весь род. И он это должен чувствовать всей своей душой. Это сознание большой роли своей девочки-дочери и позволяет ему очень нежно относиться к ней. Познать это может лишь настоящий отец-мужчина. Тактика его поведения будет исходить из этой стратегии. Но при этом, чтобы было на кого ориентировать дочь, он должен находиться в постоянной заботе о матери, потому что как только он снимает заботу о матери, она может уйти в непредсказуемые состояния Эго. Чтобы этого не произошло, надо постоянной заботой поддерживать в ней живые Силы Души и Совести.

Ориентируя девочку на мать, отец одновременно обязан заботиться о материнской чистоте и целомудрии, о правильности ее поведения, о ее живой потребности в Боге и Благодатных Силах. С девочкой он ведет разговор таким образом, что все негативное в ее поведении снимается в сравнении с материнским примером. Получается, что мужчина в доме более всего заботится о матери, а затем уже о дочери, потому что дочь отцом воспринимается через мать.

Отцовская нежность естественным образом рождает отклик благодарности в дочери. Никакими другими действиями: ни словами, ни требованиями благодарность в ребенке вызвать невозможно. Остальные действия отца заключаются в развитии женских способностей у девочки: заботиться о младших, заниматься рукоделием, выполнять другие женские домашние работы. Обучает ее в этом мать. Через отца девочка открывает важность, необходимость этих занятий.

Отец не позволяет праздности. И тогда получается, что по отношению к матери дочь будет выполнять все по обязанности, а по отношению к отцу — по благодарности. Поэтому в ней формируются сразу два качества — исполнение домашних работ и благодарность от заботы.

— Как выйти из психопатической реакции, когда сделать уже ничего нельзя? В случае развода, в случае потери близкого. На это идет компенсаторная реакция, связанная с парадоксальным весельем, либо с окамененным бесчувствием, либо с тяжелой депрессией. Как из этих состояний выйти в состояние кротости и смиренномудрия? Потеря близкого произошла, уже ничего сделать нельзя.

— Не имеет значения жив ли человек, по отношению к которому был Психопатический Круг, или уже умер. Если человек прощает отца или мать, то состояние прощения — это и есть исполнение Совестливого уровня. В этом случае психопатическое состояние снимается, его просто нет, и этого достаточно. Более того, если во мне нет психопатического состояния по отношению к моим родителям, то оно не проявится к моим детям. В результате на мне пресекается Психопатический Круг.

Одна из самых центральных задач всякого человека состоит в том, чтобы родовое накопление Психопатического Круга, идущее из поколения в поколение, на ком-то пресеклось. И если это удается сделать мне, то дальше он в моем роде уже не происходит. Именно поэтому наиболее трудное для человека — это простить своих родителей. Но есть еще одна предшествующая трудность — это увидеть, что я что-то на них имею.

Очень много людей считают, что они с родителями в очень здоровых, хороших отношениях и не видят, что эти хорошие отношения на деле — внутри Психопатического Круга. Увидеть это — труднейшая задача. Если человек отдан естеству своего становления, то это видение собственного Психопатического Круга с родителями обнаруживается только после сорока пяти лет. Раньше, без внешней помощи, без каких-то специальных книг, человек естественно обнаружить это просто не может. Исключение составляют верующие люди и то далеко не все.

К сожалению, не имея практики работы над Эго, и обнаружив реальное состояние себя, человек начинает внутренне избегать этого откровения. Срабатывает новый пласт защитных механизмов, которые закрывают откровение оболочкой беспечности, лени, самонадеянности, самоугодия, и оно уходит, забывается, исчезает. Человек снова восстанавливается в прежнем состоянии непрощения родителей или не разрешенного с ними Психопатического Круга.

Работа же над собой, которую человек начинает, приводит к тому, что потребность в прощении становится сначала интеллектуальной; потом все более душевной, а затем, наконец, и духовной потребностью человека. Эти глубокие потребности происходят по мере того, как возрастает в нем вера в Бога и он начинает осваивать церковную жизнь. Когда такая потребность прощения живет, то она естественным образом дает возможность работы над собой, работы над этим прощением. Выливается эта работа в четыре этапа, состоящие их простых поступков.

Вот эти четыре этапа: стерпи, прости, отдай, уступи. И многократно пытаясь исполнить это по отношению к своим родителям, человек, в конечном итоге, приходит к любви, а это значит к свободному бытию в Совестливом уровне. Он свободен в своей Совести, это — возможность свободного общения с Благодатными Силами. Человек исполнен ими, и от избытка сердца действует и живет. Это и есть избыток любви. В данном случае никакие прошлые психопатические отношения уже не передадутся новому поколению.

Психопатия пресеклась. Вы увидите еще одну удивительную особенность в жизни человека. Оказывается, больше ничего не нужно. Если удается исполнить это пресечение всех психопатий, которые есть во мне, в моему роду, то смысл человеческой жизни исполнен, человек высвобожден из власти Эго-влечений, он свободен любить. Поэтому он любит Бога, а по любви к Богу любит и людей.

— Можно ли научить своих детей этому поведению: стерпи, прости, отдай, уступи?

— Не только можно, но и нужно. Дело в том, что если мы запаздываем в этом с детьми, то потом это правило, этот навык работы над собой восстановить бывает очень трудно. И позже для этого потребуется очень много сил. Этот взгляд в самого себя, оценку своего мотива ребенок может делать уже с семилетнего возраста.

Если посмотреть по периодизации становления детей, то это период, когда ведущей, активной становится учебная, интеллектуальная, осмысляющая и самосознательная деятельность. С этого момента он уже может осмыслить все свои поступки. Что должны делать для этого родители? — Приводить его к разговору или проговариванию своих поступков.

Обычно человек в своем поведении выполняет два действия. Одно он выполняет вовне, как бы для других, а другое — на самом деле, для себя.

Например, в настоящий момент, во внешнем действии, я вам говорю о Психопатическом Круге, а на самом деле, на внутреннем уровне, я могу делать совершенно иное: — Я могу в это время самоутверждаться перед вами.

— Могу избавляться от своих психопатических состояний тем, что я начну вам о них рассказывать.

— Могу просто потреблять вашу симпатию по отношению к себе.

— Могу болеть и переживать за всех вас.

Таким образом существуют два действия: внешнее и то, что выполняется на самом деле. Задача взгляда в самого себя — это и есть задача увидеть, что же я делаю на самом деле.

Вот этому детей нужно учить с семилетнего возраста. Необходимо дать им образ такого поведения. Это может быть рассказывание сказок, притч, былин. Рассказывать ребенку можно для того, чтобы: — Его ублажить или же дать удовлетворение его праздности.

— Дать образ поведения, а потом сравнить действия ребенка с образом, рассказанным в сказке.

И когда бабушка или мама, дедушка или папа, рассказав сказку, спрашивают ребенка: «Скажи, пожалуйста, ты кем был сегодня?», называя того или иного героя, ребенок должен посмотреть в себя, кем же он был на самом деле? Вот такое собеседование с ребенком помогает ему начать видеть себя изнутри.

Правда, здесь существует очень большая тонкость. Такое общение с ребенком должно происходить от любви. Ибо как только родитель начинает с помощью сказки назидать, то в ребенке немедленно начинает разворачиваться психопатическая реакция на родителя и через это на сказки вообще. Поэтому в старину было принято сказки такого характера рассказывать одну, максимум две в день. Обычно вечером, перед сном, когда ребенок уже успокоился, когда все Эго-влечения в нем насытились и теперь он может в них всмотреться. Они настолько затихли, что позволяют ему их разглядывать, ибо если какое-то Эго-влечение не насытилось, то оно будет буйствовать и при этом не предоставит такой возможности. Ваш малыш будет прыгать по кровати, потому что ему очень хочется исполниться в праздности через пластическую способность, которая не выхолостилась, т.к. он еще полон сил физических. Кстати, дети очень часто плохо ложатся спать или плохо засыпают именно потому, что целый ряд Эго-влечений у них не затих, не исполнился по своей потребности.

Детство — это состояние, когда естество пребывает в полноте, т.е. один ребенок в естестве Эго-состояния активно прыгает, бегает, играет в догоняшки, у него мощный заряд физических сил, другому — хочется петь. Нужно дать возможность все это исполнить. И вы увидите: если ребенок к вечеру по всем Эго-влечениям использовал все свои резервы, тогда он сможет уже как-то к ним относиться. И тогда можно рассказать ему сказку. А потом спросить: кем же он был сегодня.

К сожалению, мы часто этого не делаем. Не зная, ограничиваем действия ребенка и он у нас ходит как на поводке. Или еще более тягостное состояние — это современные каталки. Оказывается, теперь ребенок даже до магазина пройтись не может. Он теперь везде сидит, везде лежит или же везде на руках. Это ненормальное состояние, в результате чего Эго, которые хотят использовать энергетику тела, этого не делают и тело сохраняет в себе достаточный резерв энергии, который никуда не вышел. В результате вечером, перед сном, когда вы упорно будете его укладывать, он упорно не будет ложиться… Если же вы его все-таки уложили, выход энергии начнется ночью — это будет плохой сон, ребенок начнет ночью вскакивать, вскрикивать и т.д. То есть всякое неспокойное поведение ребенка ночью означает, что в течение дня он был не в естестве своих проявлений.

Кто же может разглядеть, где он в естестве, а где нет? Только душевное зрение родителей, а это есть четвертый уровень, уровень Душевных Сил. Значит, только от любви можно это увидеть. Поэтому когда родителям говорят: «Любите своих детей», то этой фразой говорится все, больше не надо говорить ничего. В этом вся полнота, и остается только одно —исполнять ее и действительно любить своего ребенка. И от любви увидится, что в данную минуту с ним, оказывается, надо позаниматься, в другую минуту его надо просто вольно отпустить. Или же надо выйти из дому и пройтись где-нибудь километров пять-шесть, даже если он упорно не хочет этого. Позиция родителя становится активной, именно к естеству детского проявления. И здесь вы увидите: при этом и Совестливые и Эго проявления будут активными. Они будут перемещаться и только в момент, когда он будет слушать сказку, он начнет соотносить, где он был в Эго-проявлении, а где — в Совестливом. С семи лет он начнет это осмыслять и называть свое Эго-состояние конкретным словом.

Еще один очень серьезный момент, который надо иметь в виду, когда ребенка спрашивают: «Что в тебе сегодня было?». Появляется внутренний искус от родительского Эго подсказать ему: «В тебе была гордость». Но так как ребенок этого не знает, то говорятся более простые слова: «в тебе была злость», «в тебе было желание власти», «ты хотел быть царем»… И как только вы этот образ ему выдали, он начинает мыслить интеллектуально и немедленно замкнется в Эго-влечении гордости, которое здесь именно и начинается, а дальше получает возможность состояться в том, в чем он ловко может себя обнаружить. Состояние гордости возникает из чувства самодостаточности, от того, что человек может самого себя быстро «расщелкать». Так ребенок и побежит по жизни. Он запросто всем отвечает. Его, например, спрашивают: «Что ты сейчас делаешь?». Он отвечает: «Я злюсь». И дальше продолжает злиться. То есть в своем укоренившемся состоянии гордости он просто весело бравирует тем, что в нем есть, и делает это легко.

Кстати, вы увидите, что многие взрослые, ступая на путь так называемого духовного самосовершенствования, находятся именно в этом состоянии и несмотря на то, что они говорят про себя: «Я в гордости», они продолжают в ней находиться. Они от гордости сказали про гордость и от этого стали еще более гордыми за самих себя, таких знающих.

Правильное родительское поведение всегда поведение действия, а неправильное поведение — поведение многословия. Правильно действующий родитель совершает по отношению к ребенку поступок — это или прощение, или любовь, или конкретная помощь, а неправильно действующий родитель начинает что-то объяснять ребенку.

— Как возможно устроить правильные отношения между родителями, бабушками и дедушками?

— Действительно, это очень сложно. Но ответ вообщем-то простой, хотя и трудный в исполнении. Ведь можно декларировать любовь, говорить о ней, призывать к любви своих родителей, бабушку и дедушку, при этом пытаясь объяснять, почему такая декларация хороша. А можно проявлять саму любовь. Проявлением любви являются прости, стерпи, уступи и люби. И если удается это делать, тогда постепенно наступит мир. Если же не удается, а вместо этого хочется заставить их поступать так, как сам видишь, тогда мира не будет. Поэтому человек, работающий над собой, действительно, или сам, или с помощью Благодатных Сил обретает состояние Совести. Человек же, этих сил не имеющий, часто делает ошибку. Он начинает приобретать знания о том, что такое любовь, как над ней надо работать. И чем больше знаний, тем больше у него надежды, что может быть когда-нибудь количество перейдет в качество. А оно не переходит и не переходит. Тем временем отношения с родителями не улучшаются, они все тяжелее и ужасней. Когда не получается исполнять «терпи, прости, люби», имеет смысл просто на мгновение остановиться, т.е. сделать педагогическую паузу по отношению к своим родителям. Это и значит делать действия Совести. И постепенно придут внутренние силы и появится возможность мира с родителями.

— Исповедь — это всегда раскаяние Совести или она может идти через ум?

— Конечно, может быть и тот и другой вариант. Есть исповедь эмоциональная, есть по сознанию. А есть исповедь настоящая — покаяние.

Что такое настоящая исповедь? Это когда Благодатные Силы рассекают изнутри Эго-щит или Эго-кору. Это происходит изнутри. Поэтому человеку остается одно — исполнять веления Совести, и в этом исполнении ожидать, что Совестливый уровень исполнится Благодатными Силами. Этот момент исполнения Благодатными Силами каждый человек, если он внимателен к себе, чувствует как дар, неожиданно пришедший к нему. Это так и есть. Поэтому само покаяние исполнить по собственному желанию невозможно, но можно выполнять веления Совести.



Страница сформирована за 0.8 сек
SQL запросов: 171