УПП

Цитата момента



Незнакомый человек – это твой друг, который еще об этом не знает.
Приятно познакомиться!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

День рождения и день ангела

Что такое день рождения?

С Эго-влечением к пище связана еще одна очень тяжелая традиция в большинстве современных семей. Она развивает Эго-влечение к пище, добавляя к нему еще несколько: гордость, тщеславие, сребролюбие, праздность. Это дни рождения, которые мы устраиваем сегодня нашим детям, начиная буквально с пятилетнего возраста. В некоторых семьях этот праздник устраивается совсем маленьким малышам, а о двенадцати-пятнадцатилетних детях даже говорить не приходится. Дни рождения подростков и взрослых отмечаются обязательно.

Что же такое день рождения? Оказывается, в жизни нам очень не хватает тепла окружающих людей. А день рождения — это день, в который даже заклятый враг, приглашенный на праздник, вынужден разливаться в комплиментах. Поэтому, ощущая недостаточность внимания окружающих людей, человек устраивает себе день рождения. Для этого он, предвкушая день рождения, заранее формирует список тех, кто будет приглашен. Оказывается, что отбирая тех или других людей, люди испытывают первое удовлетворение от того, что некоторых в этот список не внесли. В результате они уже здесь, сами в себе состоялись над ними, возможно этим отомстили им. Затем некоторые из недоброжелателей в этот список вносятся, хотя нежелательно было бы, потому что с ними не очень-то хорошие отношения. Но они вписываются, потому что им, бедным, деваться будет некуда и они придут с комплиментами.

Знаем ли мы о том, что в это время подсознательно в нас происходит? Часто нет. Дело в том, что такой анализ собственных действий человек, как правило, не производит, мы утратили эту традицию и поэтому часто все это происходит подсознательно. Состав людей, которые приглашаются на день рождения, оказывается очень разношерстным.

После этого наступает следующая фаза обретения себе удовольствий: беготня по магазинам, трата суммы, специально накопленной на продукты для дня рождения. Это особое удовольствие для Эго-влечения гордости — довольство своим состоянием и возможностью не ударить в грязь лицом, накормить ближних.

Наконец, продукты приобретены, причем, не просто какие-то, а особо дефицитные, да не просто дефицитные, а те, что можно достать через значимое лицо, через очень важную персону (речь идет о недавно окончившейся эпохе). И потребность общения с этой важной персоной доставляет нам огромное внутреннее удовлетворение; гордость человеческая, влекомая к самодостаточности, очень серьезно и внимательно относится к кругу своих знакомых.

Почему для человека так значимо иметь автографы именитых людей? Появляется внутренняя причастность к их именитости, к их некоторой значимости в обществе. Значимо иметь знакомство, просто знакомство, неважно какое, но с кем-нибудь из тех, кто в обществе значим: с министром, с директором, с председателем, с лауреатом, еще с кем-то… Помимо этого значимо не просто по гордости, по самодостаточности, но еще и по тщеславию. Особенно значимо — с теми, которые особенно известны, знамениты; не просто значимы, — знамениты. Собираются полные залы — и вдруг у меня автограф этого человека, и вдруг в процессе подготовки ко дню рождения оказывается, что я имею к нему отношение.

Наконец, день рождения подготовлен.

Следующий момент — это приготовление блюд. Чем более разнообразный стол будет у меня, тем больше удовольствия я получу за этот день. И отсюда пища сегодняшнего дня должна быть дорогая — раз (это признак достатка в доме); во-вторых, труднодоступная, дефицитная — два (это признак моих возможностей, некоторой особой социальной ниши, которую я занимаю); в-третьих, пища должна быть прекрасно приготовленной, в-четвертых, она должна быть красиво аранжированной.

И вот, наконец, все готово. Именинник ждет гостей. Первый звонок — и началось. Море разливанное в душе, счастье и удовольствие от поздравлений, от рукоплесканий, от тостов, от этих восклицательных знаков: «Как здорово приготовлено!», «Где достал?», «Наверное, ты имеешь какие-то связи?», «Ах, это через кого?», «А это сколько стоит?» и т.д.

День рождения выявляет такой огромный антураж удовольствий и отвечает на такое большое число человеческих Эго-влечений, что на сегодня представляет собой шедевр удовлетворения всех восьми человеческих Эго-влечений.

Эго-влечение к самодостаточности, гордости — в полноте, Эго-влечение к тщеславию — тут столько комплиментов будет разлито, что потом на целый год хватает, до следующего дня рождения. Эго-влечение к пище — так наедаются и столько всего, что потом неделю можно не есть вовсе. Эго-влечение к гордости — такое удовлетворение получает человек, бегая по магазинам и тратя по нескольку тысяч рублей на то, чтобы накрыть такой стол (особенно, если это свадебный стол, накрывается более чем на тридцать тысяч — это огромное удовольствие потратить такие деньги!). Эго-влечение к печали — неизбежно будет исполнено на дне рождения, потому что найдется какая-нибудь минутка, когда в некотором отдохновении затоскует человек, посидит в одиночку в уголочке или же выйдет на веранду — и потоскует. Особенно если немного пьяненький — тоска получается особенно глубокая, удовлетворенность — особенно сладостная. Эго-влечение гнева тоже обязательно произойдет, ибо если приглашен кто-то из противного лагеря или же обидчик какой-нибудь, или же сам случайно вдруг явился сюда, то обязательно с ним произойдет какая-то перебранка, перепалка, а то и драка. И она произойдет с каким-то особым вкусом, особым удовольствием. Эго-влечение сексуальное, естественно, должно состояться, потому что на дне рождения многие его потребности удовлетворяются в полноте, как открытые, так и закрытые, как явные, так и тайные. И наконец, Эго-влечение к праздности в самой широте происходит на дне рождения. Натанцевались, напелись, наигрались до упаду! Все восемь Эго-влечений концентрируются в дне рождения. Самое печальное, что взрослые, устраивая себе подобный «праздник души», очень озабочены тем, чтобы такое же переживалось и маленькими детьми. И ребенок уже сегодня начинает попадать в аналогичную ситуацию.

День Ангела на Руси

Но существует другой обычай, во многом противоположный дню рождения. Эта традиция имела место на Руси да и сейчас сохраняется среди верующих людей. И хотя для многих современных людей рассказанное покажется практически неприемлемым в нынешних условиях, все же, имеет смысл вглядеться в традицию и увидеть, что же там происходило. Имеется в виду День Ангела.

В старину было принято в день именин в наиболее благочестивой семье, в той, в которой нравственность сохранялась и особенно чтилась, не приглашать гостей. На именины приходили сами те, кто чувствовал, что они по-другому не могут, что их забота, их отклик в день именин должен произойти естественно, поэтому они приходили сами.

Сам день именин начинался не с приготовления ожидания гостей, а с прихода в церковь. Зачем именинник шел в церковь? Оказывается, для того, чтобы в этот день быть со своим святым, выразить почитание своего святого. Не себя чтить, не себя выставлять на место, которое чтимо, а чтить своего святого. И в знак этого почитания он идет в церковь, молится всю службу. При этом он такой не один.

Например, сегодня день памяти преподобной Марины. Сегодня все Марины справляют свой день именин. Они все вдруг встречаются в храме и вместе чтут святую Марину. И нет здесь выделенности ни одной из них.

Затем именинница возвращается из церкви домой. К ней приходят родные, знакомые, чтобы вместе прославить святую Марину, а саму именинницу поздравить с этим праздником. Праздник начинается с величания святой, все гости вместе с именинницей поворачиваются к иконе святой Марины и прославляют ее. Именинницу же поздравляют, высказывают различные пожелания, но не комплименты. Именинница открыто, радушно и просто служит гостям, благодарит их. Кого-то она позвала, чтобы прославить свою святую, а кто-то сам пришел с заботой, с откликом. И нет пожинания лавр, почитания, успеха, ничего этого нет в простой обстановке единодушия. А сердце именинницы переполняет благодарность тем, кто пришел, а еще благодарность своим родителям за то, что они ей дали многое. Эту благодарность она здесь выразит перед всеми, еще и еще раз скажет им. Да, сегодня — ее именины, но в честь святой Марины, и все будут славить ее святую. А трапеза — это одно из проявлений ее любви к пришедшим гостям. Конечно же, есть подарки, конечно же, есть открытки, но это все от заботы, не от чествования.

Ложные и ценностные установки современной семьи

О развитии способностей у ребенка

В нашей нынешней педагогической среде выражено стремление активно развивать способности ребенка. В этом радении сегодня находится великое множество взрослых людей. Многие родители готовы для развития способностей своих детей платить большие деньги репетиторам. В развитии способностей нет ничего предосудительного, если иметь в виду, что опережающим должно быть нравственное и духовное развитие. Эта закономерность называется в Нравственной Педагогике Законом опережения.

Если ребенок опережающе развивается в своих способностях, а не в нравственном, духовном становлении, он неизбежно по мотивам и смыслам своей жизни вырастает эгоистом. Основными мотивами, бессознательно властвующими в ребенке, становятся мотивы эгоистические, устремленность действовать и развивать способности ради самого себя, ради собственного становления в мире, ради достижения благ, утверждения себя, завоевания положения в обществе, которое оно дарует.

Дети легко улавливают, что взрослый мир ориентирован именно так. Глубоко одаренные, высокоразвитые по своим способностям дети, вырастают безнравственными, эгоистическими и совершенно не слышащими нужду окружающих людей, в том числе и своих родителей. Сегодня немало взрослых людей обеспокоены состоянием нынешнего поколения, которое увлеченно живет собственными прихотями и интересами, и при этом как-то не очень обращает внимание на то, что в этот момент происходит с их детьми. Таковы неизбежные результаты нарушения Закона опережения. Там, где опережает не нравственное, там, где развитие способностей становится ведущим и ставится во главу угла, — неизбежно страдает нравственное.

Одна из сложнейших проблем сегодняшнего времени — это проблема трудного подростка. При этом под трудным мы воспринимаем не тех, кто сегодня получает двойки по поведению и изгоняются из школы в колонию. Нет, сегодня труден почти каждый подросток, даже тот, который учится на четыре и пять. Опережающее развитие способностей привело к эгоистической мотивации жизни целого поколения. С нравственных позиций многие из них вызывают большую тревогу и беспокойство. В большинстве случаев эти подростки глухи к нуждам окружающих людей. Они не откликаются на просьбы. Они не слышат простого человеческого голоса, обращенного к ним. Часто в погоне за своими увлечениями, интересами, они готовы пройти по головам других, оттесняя своих сверстников. Конкурсное, соперничающее поведение в мире людей, постоянная гонка, постоянное желание оказаться первым, возвыситься над другими, становится основанием их действий и поступков. Конечно, взрослые радуются успехам по способностям таких детей, радуются тем знаниям, которые они обретают и тем новым явлениям и открытиям, которые они исполняют в действиях и в жизни. Но лишь немногим чутким педагогам известно, сколь велика трагедия таких «вундеркиндов» сегодняшнего дня в человеческом смысле, в человеческом плане.

В Новосибирском Академгородке двадцать с лишним лет назад были собраны со всей Сибири наиболее яркие, выдающиеся школьники восьмых-девятых классов в особую физико-математическую школу для особо одаренных… Сегодня это уже взрослые люди, которые с большим трудом находят мир друг с другом, с большими сложностями уживаются в своей семье, а в большинстве случаев давно потеряли свои семьи, потому что не смогли ужиться с мужьями и женами. Это люди, которые глубоко развращены осознанием своей собственной значимости и неординарности, имеющие великие притязания на уважительное отношение со стороны окружающих, постоянное преимущество собственного мнения, собственной позиции, собственного взгляда на жизнь. Это люди, совершенно не желающие считаться с мнением окружающих и с их потребностями, люди, с которыми тяжело. Неудивительно, что воспитание или становление такого человека в первые годы вызывает радость со стороны воспитателей, а по жизни в последующие годы вызывает одно горе и страдание.

Похоже, что сегодняшняя педагогика, устремленная в сферу развития способностей, в основном и занята взращиванием такого трагического результата, который дает свои горькие плоды в жизни человека спустя много лет. Увы, вряд ли сегодня родитель, выплачивающий большие деньги за репетиторство своего ребенка, думает об этих проблемах. Но педагогика не может над этим не задуматься.

Если опережающе развиваются в ребенке способности, то именно они будут акцентом собственно внимания человека до сорока пяти лет включительно. И изменить заложенное опережение бывает чрезвычайно сложно и трудно. И сколько бы человек ни сознавал, что он нравственно теряет из-за такого акцента на своих способностях, тем не менее он будет невольно отдавать предпочтение действиям по способностям, нежели действиям по нужде ближних. И очень многих внутренних усилий будет стоить попытка изменить самого себя, чтобы, начиная с тридцатилетнего возраста, когда открывается новый взгляд на самого себя и в человеке пробуждается потребность ученичества, перестроить исполнение доминанты по способностям в доминанту по нужде.

В нравственной семье способностям внимание не уделяется вообще, они не выставляются на передний план, значимость их мала, значимо и опережающе развивают в ребенке отклик на нужду другого человека. И потому традиция такой семьи совсем иная, нежели в вышеописанной. В той семье ребенка будут развивать, будут много заниматься с ним живописью, рисовать с ним, будут много петь, много заниматься с ним математикой, развивающими интеллектуальными играми, будут отдавать его в различные студии, секции. По мере того, как он будет подрастать, его будут отдавать в руки знаменитых, ярких специалистов в той или иной области или сфере и развивать, развивать и еще раз развивать способности.

 Но Закон опережения очень жесток: Если опережающе развиваются способности ребенка, то ребенок неизбежно формируется в Триаде Эго. Способности укладываются в Эго-структуру, где Способность, Эмоциональность и Эго-влечения составляют плотное ядро человеческого «Я». И ребенок, уже став подростком, юношей, а затем и взрослым человеком, будет отдавать очень много внимания своим способностям, потому что только благодаря им он может завоевать место под солнцем, обеспечить свое будущее. В результате такой направленности в нем может произойти становление его личности в Эго, в тщеславии, гордости и других шести Эго-влечениях.

Например, кулинарные способности обретают свое становление в любви к пище. Будет ли идти отклик на нужду другого человека? Необязательно.

И чем более опережающим будет развитие способностей, тем меньше будет отклика к реальной нужде ближних, хотя при этом дети будут запечатлевать заботное состояние родителей, развивающих в них эти способности. Такие родители очень много занимаются со своими детьми, и поэтому расположенность, любовь родителей к детям ими запечатлевается, впитывается. Такие дети, сами становясь родителями, тоже очень расположены к своим детям. И вроде бы ситуация благополучная, но здесь вступает в действие еще один закон: Закон оскудения Душевных Сил. Если опережающе развиваются способности, то вместе с ними развиваются и Эго-влечения. Вследствие этого из поколения в поколение оскудевают Душевные Силы и Совесть. И тогда Триада Совести, в которой Способности погружены в Душевные Силы и в Совесть, формируется, слабея из поколения в поколение, или же не формируется вовсе. В четвертом поколении эта скудость Душевных Сил обнаруживается достаточно явственно. Самоутверждение, жестокость, самоугодие, дерзость, зло, независимость, корысть разных видов, жадность, равнодушие к ближним — все это появляется в совершенно неприкрытом виде. Эго-влечения в четвертом поколении изнутри ничем не сдерживаются или сдерживаются слабо и потому действуют огульно и неуправляемо. Сдержать подростка этого поколения бывает очень трудно. И когда, наконец, появляется седьмое поколение, поколение возмездия, тогда Душевные Силы совершенно попираются, а Эго-влечения оказываются энергетически очень обеспеченными. Идет беспредельный размах Эго-состояния в человеке. Ничто не может откликнуться на доброе человеческое слово, доброму нечем откликаться.

Действия по способностям и действия по нужде

Сегодняшнее поколение молодежи — это четвертое поколение после отступления от Церкви, содеянного в двадцатых годах нашего столетия. Может быть, в понимании этого можно найти объяснение того, что происходит сейчас с нами. Опережали способности, и именно способностям было уделено огромное внимание, именно их мы развивали и развиваем, именно на них тратили и тратим свои основные средства.

Современная мама готова выбрасывать по пятьдесят рублей в час за любые занятия, которые развивают способности ее ребенка. Но отклик на нужду ближних параллельно с таким опережением развиваться не может.

В нравственных семьях все происходит по-другому, потому что нужд в семье всегда очень много. Взрослые работают со своими детьми по этим нуждам. Откликаясь на нужду ребенка, родитель не бросается к нему и не начинает с ним заниматься, а вместе с ребенком откликается на нужду второго порядка. Дело в том, что нужда ребенка или ребенок как нужда — это порядок первый, нужда первого порядка, а существует порядок второй или нужда второго порядка — это нужды других людей.

В первой семье родители очень обеспокоены своим ребенком и поэтому, якобы исполняя его нужды, начинают развивать его способности и на этом замыкаются. Нужды первого порядка остаются единственными, больше нет нужд. В семье нравственной главными становятся нужды второго порядка, и тогда родитель обращается к ребенку как к нужде первого порядка, вместе с ним обращается к нужде второго порядка, к нуждам семьи, и начинает их исполнять. И тогда, если жизнь протекает в селе, то родители вместе с ребенком доят корову, вместе с ним кормят животных, вместе работают на огороде и т.д. При этом не родитель занят ребенком, как воспитатель сегодня занят в детском саду детьми (и ничего по-настоящему значимого при этом не совершается, т.е. нет нужды второго порядка), а ребенок занят потребностями других людей. Ситуации нравственного разложения, ситуации опережения способностей при этом нет. Наоборот, родители вместе с ребенком заняты нуждами других людей. Тогда нужды ребенка уходят на второй план, из его способностей значимы только те, которые сегодня покрывают нужду второго порядка. В такой семье почти не возникает ситуации, где бы родители играли с детьми, потому что игра с ребенком — исполнение нужды первого порядка.

Но чаще всего в семье, где родители заняты своими делами, заботами (которых в доме много) ребенку дают возможность состояться в его отклике. И если вдруг ребенок сказал: «Мама, дай помогу!», мама дает ему участок, в котором он помогает. При этом не говорит ему «Молодец!», а просто принимает этот участок и оценивает как сделал. При этом, если нужно, говорится, что исполнено плохо: «Я не могу такое принять, вот если ты исполнишь лучше, тогда приму». Ребенок — в каприз и плач. Мама утешит, но не для того, чтобы потом отправить играть, а для того, чтобы придать ему сил для лучшего исполнения того дела, за которое он взялся. И когда она даст ему эти силы, то снова поручит ему этот участок и когда опять будет его принимать, то будет благодарна ему за то, что он так сделал. А пока у ребенка не хватает этих сил, она будет помогать ему обретать эти силы для исполнения нужды второго порядка, а вовсе не для того, чтобы отвлечь его и отправить куда-то играть.

Если же дети отдыхают, то взрослые не играют с ними. Дети играют сами с собой, потому что время развлечений у таких детей очень небольшое и ограниченное. В правильно развивающейся семье к труду-заботе начинают привлекать детей с пяти-семи лет. В этом возрасте идет период запечатления труда, и он должен составлять две трети свободного времени ребенка. И только одна треть — это счастливое беззаботное детство, когда ребенок отдан играм. Тогда в детях не происходит акцентуации на своих способностях. Вырастают дети, которые не рвутся к биографическим книжкам, рассказывающих об известных или знаменитых личностях. Дети не бросаются к книгам серии «Жизнь Замечательных Людей», потому что им это для практической жизни не надо. Они здесь и сейчас обращены к нуждам, и видят, что этого достаточно. Они открыты на эти нужды и живут в их исполнении.

Ребенок же, занятый своими способностями, естественно будет обращаться к ЖЗЛ как к первозначимым книгам. В любом журнале, он, в первую очередь, будет открывать страницы, где описываются знаменитые личности в стадии их становления, потому что в этих книгах ребенок, юноша, а потом и взрослый человек будет выискивать способ «как самому стать».

Желание стать — это и есть желание самодостаточности. И когда я наконец стал, то самодостаточность осуществилась. На это желание стать и работают сегодня все журналы, вся бульварная пресса. Ни один номер ни одного издания не обходится без повествования о знаменитостях, добившихся в этой жизни головокружительных успехов благодаря своим способностям.

Удивительно, что дети, которые не ориентированы на способности как центральную доминанту, не мечтают, они реально сегодня и здесь живут, покрывая нужды конкретных людей, конкретного окружения. И поэтому грезы, мечтательность, романтичность не свойственны им. При этом по глубине развиваются те способности, которые необходимы для исполнения данной нужды. Тогда способности служат мастерскому исполнению нужд других людей, в то время как в Триаде Эго способности служат мастерскому исполнению нужд собственных, собственных Эго-влечений.

Воспитание целомудрия

Есть еще одна трудная для современного родителя область, — область целомудренного воспитания. Вместо целомудренного сегодня насаждается половое воспитание, т.е. обретение некоторой культуры половых отношений людей друг с другом. Но на этом ли должно быть сконцентрировано внимание педагогики при воспитании детей?

Обилие литературы, которое сейчас выплеснулось на прилавки, множество эротических фильмов, которые пробуждают сексуальную сферу ребенка, подростка, юноши, приводит к тому, что современный человек оказывается практически безоружным перед разбушевавшейся сексуальной стихией. Попытки этот разврат как-то окультурить, приводят в тупик. Сегодня совершенно забыто, что существует другая сторона, другая сфера жизни души человека — целомудрие.

Что же такое «целомудрие»? Об этом слове мы совсем как-то забыли. Оно не известно уже нескольким поколениям. И на страницах газет и журналов оно, вероятнее всего, никогда больше не появится.

Целомудрие как понятие и как явление не обозначено для современного юноши, девушки, подростка. Без раскрытия области целомудренного чувства мы не сможем подступить к правде воспитания.

Удивительно: слово «целомудрие» сегодня выпало из лексикона вообще и практически неизвестно ни одному из нас. Мы больше знаем, что такое половое воспитание, что такое пол, а что такое целомудрие — непонятно, это тайна. Когда-то, на заре перестройки, в Москве был прочитан цикл «Половое воспитание и целомудрие». Когда один из тех, кто записывал цикл на диктофон, сам для себя прокручивал пленку, в комнату вошла журналистка из Америки, которая пятнадцать лет жила в Советском Союзе и готовила материалы для американского радио. Прослушав лекцию о целомудрии, она сказала: «Вы знаете, это удивительная лекция, я в первый раз такое слышу! Но только одно слово я никак не могу понять, объясните мне: что такое целомудрие?». Человек пятнадцать лет просматривал всю периодику, какая выходила в Союзе, пятнадцать лет слушал все передачи, какие только есть, и не слышал этого слова!

Многолетний гласный и негласный запрет глубокого обсуждения темы взаимоотношений мужчины и женщины практически вычеркнул из жизни человека, а в особенности из жизни педагогики, представления о глубоком отношении к этой проблеме. Теперь, пытаясь восстановить упущенное, обратились к той части, которая происходит между людьми физиологически, к интимным отношениям, при этом пытаясь окультурить их. Но нравственные глубины души человека несут в себе иное чувство, которое называется «целомудрием». Оно изнутри хранит человека от неправды отношений с другими, хранит красоту отношений мужчины и женщины. Целомудрие — это значит исполнение целостности в нравственной красоте, когда она является в человеке без изъянов. Оно исполняет человека как целостного, нравственно прекрасного, совершенного.

Целомудрие — это чувство, которое дается человеку с рождения, и в дальнейшем должно быть сохранено, взлелеяно, и бережно взращено сначала родителями, затем педагогами и воспитателями; и, в конечном итоге, всей средой, в которой развивается и формируется сегодняшний человек.

Но увы, к сожалению, ничего этого мы сегодня не имеем. Более того, мы даже не знаем, каким образом это может происходить. Мы не знаем, что это за явление такое. Мы не имеем его в себе и детям не можем его дать. В этом большая трудность сегодняшнего времени. И поэтому к педагогу, который прикасается к сфере становления детей, предъявляются особые требования.

Естественное целомудренное чувство, тем не менее, знакомо многим людям старшего поколения. Среди педагогов и учителей немало таких, которые хранят его в себе, сами того до конца не осознавая.

Однако в отдельных случаях мы видим этакое надстояние даже над этим неосознаваемым чувством целомудрия, когда педагог, питаемый им, выходит вовне с запретительной педагогикой, выходит не от целомудренного, которое свободно проявлялось в нем как красота и совершенство нравственного, а от запретительного по отношению к нецеломудренному проявлению в детях. В результате запретительной педагогики и в условиях неожиданного всплеска в нашей стране свободе нравов, дети получают особый внутренний импульс и даже ажиотажное стремление исполнить всю ту неправду, которая творится сегодня в сексуальной сфере. Правда, этот бум быстро удовлетворяется. Подросток напитывается зрелищами, и в скором времени даже с некоторой скукой смотрит все эти видеофильмы, видеоклипы и прочие развращающие зрелища. Но, тем не менее, внутреннее внимание именно к эротической сфере, внутреннее проживание этого в себе, пусть даже и вошедшее в некоторую норму естественных устремлений, остается, при этом никак не освещаясь целомудренным чувством. Поэтому нет возможности здесь идти к красоте, чистоте, нет движения к совершенству.

Для сегодняшних родителей одной из больших загадок является разговор с детьми о вопросах пола. Как с ними говорить об этом? Сегодня почти для каждой семьи предмет сексуального влечения — это сжатая пружина, которая раньше сдерживалась всеми правилами приличия и до сих пор еще продолжает сдерживаться по инерции. Вплоть до недавнего времени считалось некрасивым говорить на эти темы. Более того, для многих родителей вообще непонятно, о чем и как говорить с детьми, если касаться этих тем. И — состояние полной растерянности родителей перед ребенком, особенно если ставится вопрос о том, что происходит, когда мама и папа остаются наедине. Этот вопрос сегодня наивно задают дети возраста пяти-шести лет. Семилетние дети такой вопрос уже не задают, но они уже знают: происходит что-то такое, о чем не спрашивают. Одиннадцатилетние сегодня уже не читают книжек, популярных брошюрок, предназначенных родителям, о том, как строить половое воспитание детей, как это было десять-пятнадцать лет назад, потому что большинство из них уже насмотрелись видеофильмов на эти темы. Восьмиклассницы уже не нуждаются в особом просветительстве, которое было запланировано в программе по биологии, по анатомии, где рассказывалось о гигиене девочек и мальчиков, и где было положено два часа отдельных бесед с мальчиками и с девочками. Потребности в этом давным-давно нет, потому что они уже не только все об этом знают, но часть из них уже давно и живут. Исследования показали, что в каждом восьмом классе треть девочек имеет практику половой жизни, а две трети находятся в постоянной атмосфере разговоров об «этом», и даже самые скромные девочки достаточно серьезно погружены в разговоры о том, что происходит между мужчиной и женщиной, когда они остаются наедине.

Возникает серьезнейший вопрос: «Что же противопоставить этому? Надо ли что-то противопоставлять?». И нередко в сегодняшней печати обнаруживаем следующий вывод: «Не надо ничего противопоставлять, нужно, наоборот, войти в это же самое русло и просветить. И чем больше просветим, тем лучше, и чем раньше просветим, тем надежней». В чем же просвещать? Оказывается, в вопросах пола.

При этом совершенно забывается, что существует, помимо полового воспитания, воспитание целомудрия.

Воспитание целомудрия — это, действительно, тайна за семью печатями для сегодняшнего человека. Но она как раз и восходит к тому уровню Совести, которая есть глубина человеческого «Я» и без которого семья состояться не может, вообще никогда не могла состояться и никогда не состоится во всей полноте и глубине золотых отношений. Семья может прийти к золотой свадьбе, т.е. дожить до пятидесяти лет супружества, но это не значит, что они придут к золотым отношениям. Сегодня мы уже не сможем в полноте понять, что же предназначено человеку как золотые отношения в супружестве, именно оттого, что мы не знаем тайны целомудрия. Коль нет в душе человека той силы, которая могла бы ослабить влечение Эго, сексуальность в человеке получает достаточную разнузданность и достаточную свободу, чтобы ничего не сдерживало, чтобы жить и действовать так, как ей хочется. Поэтому сегодняшняя семья, даже очень благополучная, находится в состоянии очень свободного изъявления эротических влечений.

Современная сексуальная культура человека — это культура бескультурья, это необузданность эротических влечений, это безудержность, неупорядоченность интимных встреч даже в тех семьях, где существует абсолютное доверие друг другу и полнота верности друг другу. Супруги верны друг другу, но в интимной жизни необузданны. И потому дети сегодня окружены атмосферой необузданной эротики, происходящей между родителями. Имея открытое душевное зрение, младенцы, до пяти лет в особенности, запечатлевают душевным зрением, схватывают эту атмосферу и впитывают в себя. На подсознательном уровне происходит энергетическое наполнение эротического влечения.

В норме эротическое влечение начинает себя проявлять в возрасте двенадцати лет. Сегодня это проявляется уже в семилетнем ребенке. Дети семи лет уже достаточно эротичны, и это проявляется в их внешних поступках: в той стеснительности, в том внимании, которое они уделяют друг другу, особенно если в семье не один ребенок, а двое или трое. Брат подсматривает за сестрой, а сестра — за братом. В детских садиках сплошь и рядом дети участвуют в общих «смотринах» — это считается среди них нормой. Хотя воспитательница и пытается их от этого отвлечь, это ей не удается.

В нравственной природе детской души сила целомудрия может удерживать сексуальность. Поэтому в норме ничего подобного происходить не должно. Лишь только к двенадцати годам начинаются в детях первые пробуждения пола, если все развивается правильно. Но правильное развитие — это прежде всего правильная атмосфера в доме, атмосфера целомудренных отношений между родителями. Когда же происходит интенсивная эротизация отношений, тогда Эго-состояние присутствует в доме как энергия, которая схватывается подсознательным «Я» ребенка.

В эмоциональности человеческого «Я» существует слой, который Нравственная Психология условно называет «мистическим». И вот этот мистический слой схватывает все то, что происходит незримо и невидимо среди людей. Там, где происходит эротическая активность, — там неизбежно выбрасывается на окружающих огромная масса сексуальной энергии, которая на мистическом слое улавливается детьми. И поэтому можно с уверенностью утверждать, что раннее пробуждение детей в эротике происходит за счет активизации или же впитывания сексуальности окружающего мира.

Если семья, в которой хоть как-то хранится внутреннее целомудрие, проживает в современном доме, где квартиру от квартиры отделяет всего лишь одна стена (что для сексуальной энергии не имеет большого значения), то становится почти невозможным сохранение целомудрия, ибо все окружение является фантасмагорией эротики. Стоквартирный дом представляет собой воронку и буйство этой энергии, которая, естественно, возбуждает человека, даже взрослого.

Недаром замечено, когда люди уезжают в деревню, эротические переживания резко уменьшаются. Проведенный в деревне, в отдельном доме, месяц жизни приводит к тому, что даже взрослый человек гаснет в своей эротике. Попадая же обратно в многоквартирный дом, он чувствует, как ее уровень снова восстанавливается.

Во многих сегодняшних семьях эротические влечения и движения из-за трудных отношений состоятся не могут. Сдерживаемая энергия переходит в другие Эго-влечения. Таков закон страстей — все восемь Эго-влечений взаимно питают друг друга. Чаще всего Эго-влечение гнева проявляется как сродное сексуальному. И тогда раздражительность, внутренняя злобность, неприязнь, агрессивность, неприятие окружающих людей становятся естественным замещением сексуальности.

Отсюда становится ясным, почему человек, оставаясь один, с каждым днем все более и более переживает состояние недовольства или агрессии к другим окружающим людям.

В состоянии целомудренном ничего подобного происходить просто не может. Благодатные Силы Души, которые исходят из Совестливой глубины человека, из чувства целомудрия гасят сексуальную энергию. При достаточной исполненности человека Душевными Силами, сексуальная энергия о себе почти не заявляет. Более того, возможно такое состояние полноты Душевных Сил, когда сексуальные состояния человеком не переживаются вообще, проявляясь только в те моменты, когда детородное движение в женщине и в мужчине устремлено к зачатию ребенка. В других же случаях этого почти нет. Поэтому частота интимных встреч естественным образом сокращается. Не потому, что сами супруги ее ограничили, а естественно.

Так происходит развитие правильного супружества там, где супружество развивается на фундаменте целомудрия, там, где действительно не влюбленность движет людьми, а обретаемая годами супружества любовь.

В этом случае и дети получают полноту целомудренных сил, которые позволяют им в юношестве не переживать эротики. И тогда оказывается, что такие подростки и такие юноши и девушки интереса к эротической теме не имеют. Когда вглядываешься в них, видишь, что они по внешности в поведении очень просты, но есть в этой простоте какая-то глубина, какая-то тайна. Рядом с такой девушкой парень не может сказать матерщину. Просто не может, не получается, не складывается; не может облокотиться на нее, не может обнять ее, не может посадить ее на колени — это просто невозможно. Рядом с нею парень невольно внутренне подтягивается, делается более благородным. Равно как любая девчушка, попавшая в компанию такого целомудренного парня, тоже не может схохмить, не может сказать пошлость — не получается. Она не может вести себя эротично — не выходит. Она как-то внутренне подтягивается, делается более благородной. Эта удивительная глубина и при этом ясность, открытость, общительность и простота и есть состояние целомудрия.

Когда человек исполнен Благодатными Силами, силами целомудрия, тогда он выбирает свою невесту или своего жениха совсем по-другому, не так, как происходит этот выбор в большинстве случаев сегодня. Если человека отдать в волю собственных хотений, то он, как правило, будет выбирать по влечениям сексуальным, по состоянию влюбленности, а вовсе не по любви. Состояние влюбленности будет приниматься за любовь. И человек, влюбившись, будет полагать, что он полюбил. А коль влюбился, то «жить не может без возлюбленной», хочется продолжить на всю жизнь счастье встречи, которое происходит на свидании. И кажется, что если мы на свиданиях счастливы только по два-три часа, то теперь, соединившись на свадьбе в супружескую пару, мы сможем быть счастливы всю свою жизнь. Одного только не знает такой юноша или такая девушка: их собственная влюбленность рождена вовсе не любовью, она рождена влечением, и фундаментом этого влечения является влечение сексуальное. И отсюда стремление к эротичности отношений, желание ласки, прикосновения, дыхания, близкого присутствия, ощущения тепла.

Целомудренная встреча ничего подобного не имеет и не переживает, и ни к чему подобному не влечется. Наоборот, она хранит другого от всего этого. Целомудрие хранит другого, а нецеломудрие влечет другого к себе, чтобы окунуться во всю полноту сладострастия, вплоть до интимной близости.

Удивительной была традиция, которая и сегодня сохраняется в некоторых семьях: право выбора себе жениха или невесты дети отдают родителям. И сызмальства, с самого раннего возраста детям известно, что им самим невесту или жениха не выбирать, все это сделают родители. И тогда они уже не могут отдаться влечению сексуальному, влечению влюбленности, ибо по влюбленности выбора не сделаешь, все равно выбирают родители. С самого детства дети знают, что они могут встретиться с человеком, к которому нет никаких внутренних движений, и что с этим человеком надо будет строить, причем, надо будет созидать любовь. Значит любовь не изначально соединит их, любовь это то, что созидается, то, над чем надо работать, над чем надо трудиться. И это совсем другая атмосфера воспитания к супружеству, воспитания будущего отца или будущей матери, воспитания детей.



Страница сформирована за 0.85 сек
SQL запросов: 171