УПП

Цитата момента



Мне хотя бы раз прожить с тобой всю жизнь.
И, клянусь, мне большего не надо!
Клянусь.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Нет, не умирают ради овец, коз, домов и гор. Все вещное существует и так, ему не нужны жертвы. Умирают ради спасения незримого узла, который объединил все воедино и превратил дробность мира в царство, в крепость, в родную, близкую картину.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Психопатический круг: родители и дети

В предыдущих главах мы коснулись структуры человека, и особенный акцент сделали на Эго-структуре, а в ней на третьем уровне — Эго-влечениях человека, потому что именно отсюда происходит вся неправда человеческих отношений.

Через Эго-влечения возникает психопатическая зависимость людей друг от друга — психопатические круги. Сначала между родителями и детьми, а затем у взрослых детей они переходят на их собственные супружеские отношения и продолжаются уже между взрослыми детьми и их родителями.

В этой главе мы попытаемся вглядеться в первопричины: откуда начинается сам Психопатический Круг, в чем причины душевного бессилия человека, каким образом еще в младенческом, даже утробном или родовом состоянии, ребенок недополучает полного резерва Душевных Сил.

Итак, начнем с того, что Нравственная Психология в структуре человеческого «Я» выделяет пять уровней.

Первый уровень — это Способности человека. Второй — Эмоциональность, благодаря которой происходит субъективизация жизни, в том числе — по Способностям. Третий — Эго-влечения человека, среди которых веделены восемь, которые подразделяются на два и шесть: два царственных и шесть глубоко натурных.

Помимо этих трех уровней, которые вместе составляют Триаду Эго, существует более глубокий уровень бытия человека в мире — это Душевные Силы, важнейшая из которых нравственная, т.е. чуткость, внимание, отзывчивость к людям, доброта к ним. И если Душевные Силы в человеке свободны и развиты, тогда он слышит свое стратегическое состояние на данный момент, т.е. куда он идет в своем внутреннем становлении: то ли склоняется в сторону Эго становления, то ли происходит его становление в Совести.

Пятый уровень — это Совесть. Если Душевными Силами мы слышим состояние другого человека, его нужду, то прямой отклик на эту нужду идет от Совести. Именно по импульсу Совести, человек совершает поступок выполнения или же покрытия нужды людей.

Способности, включенные в Душевные Силы и исполняющие веления Совести, составляют вместе Триаду Совести. Получается, что Способности могут быть как в Триаде Эго, так и в Триаде Совести. И в зависимости от того, чье веление Способности мастерски исполняют, можно выявить природу человека.

Когда Душевные Силы не высвобождены и не развиты, тогда человек не реализуется в своем бытии. Он не живет в полноте. Тогда, естественно, властно и сильно в человеке действует Эго-уровень, Эго-влечения.

Возникновение психопатических отношений

Всякие психопатические отношения возникают с того момента, как эгоистическое в человеке обладает или берет силу, власть над ним. И в связи с этим для нас очень важно исследовать те моменты младенческого становления, те ситуации, в которых ребенок обретает малый запас Душевных Сил. Если душевное тепло в детстве недополучено, четвертый и пятый уровень, т.е. уровень Совестливости и Душевных Сил, состояться не могут, и тогда Эго-влечений свободно и властно действуют в человеке на все лады. Восемь Эго раздирают его изнутри.

Психопатическая зависимость бывает явная и скрытая. Сегодня мне хотелось бы подробнее разобрать эти два явления.

Явная психопатическая зависимость

В явном Психопатическом Круге отчетливо видна зависимость родителей от детей и детей от родителей. Причем, внутренние реакции их настолько задействованы друг на друга, что мать не может не реагировать. Если ребенок начинает ее провоцировать, она не может не гневаться, не раздражаться, или не обижаться, поскольку ребенок начинает ее выводить из себя. Раздражение ребенка, упрямство, обидчивость ребенка, или еще какое-нибудь негативное свойство немедленно находит отклик в матери, и она включается в привычный для нее круг отношений, которые заканчиваются тем или иным срывом. В зависимости от ее собственных Эго-доминант, она срывается в озлобление, или во властное желание побить ребенка, или в печаль, или в обидчивость.

Ребенок, имея такую мать, естественно, тоже упирается в «свое», как только мать начинает дергать его своими внутренними претензиями. Если ей не хватает какой-то негативной реакции ребенка, она подсознательно ищет ее, а внешне — сознательно создает условия для того, чтобы он перестал ее слушаться. И чем более он не будет ее слушаться, тем более она будет его раскручивать, провоцируя на непослушание до тех пор, пока не сорвется… И только сорвавшись из-за его непослушания, она успокоится. Срыв всегда происходит в Эго. Это и есть явная психопатия, открытая, со стороны она видна даже самим родителям и детям.

Скрытая психопатия

Скрытую же психопатию практически трудно обнаружить изнутри, хотя со стороны люди могут видеть ее, могут говорить: «Ваши отношения в чем-то неправильны». Разглядеть, в чем же, бывает чрезвычайно сложно. Надо иметь в виду, что скрытые психопатические отношения свойственны сегодня 30% детей и родителей. В чем же смысл скрытой психопатии?

Скрытая психопатия происходит чаще всего в якобы благополучной семье. В семье хорошие отношения, добрая забота друг о друге и в целом материально она состоявшаяся. Профессиональное место для каждого члена семьи достаточно отчетливо определилось. Дети неплохо учатся, ходят в какие-то кружки и секции, здоровы, душевно и эмоционально достаточно богаты. И возникает впечатление, что здесь все хорошо. Одно только не замечается: это благополучие происходит от Эго-состояния, от полной отданности во власть влечений Эго.

Эго-влечение к пище формирует богатые столы, устраивает обильные трапезы, приглашает гостей раз в месяц. Рядом с этим обязательно присутствует Эго-влечение к тщеславию, т.е. влечение к положительному вниманию окружающих людей. И там, где богатый стол, там неизменно богатые, роскошные одежды; там, естественно, дорогая мебель, добротное состояние в доме вообще: ковры, хрустальные вазы, иномарки, музыкальные центры, радиотелефоны, компьютеры, дачи и прочее. Это все составляет определенный уровень Эго-благополучия, основанного на Эго-влечениях: или влечение к пище, создающее столы; или влечение к вниманию окружающих людей, создающее уникальные библиотеки (которые, кстати, не читаются, и, в основном, не знакомы ни одному из членов семьи); или же это влечение к вещам, деньгам, плюс к этому добавляется влечение к самоощущению, т.е. к чувству самодостаточности, влечение гордости. Эти четыре фундаментальных влечения составляют фактически уровень ценностей и материального благополучия нынешней семьи.

Богатые столы, богатое убранство дома, добротные хорошие отношения окружающих дома, на работе, друзей и родни, и в целом чувство, что я состоялся и все члены моей семьи состоялись благодаря той или иной способности: один у нас — музыкант, другой — художник, третий — поэт и т.д., практически все мы являемся профессионально состоявшимися людьми. Все это составляет ценностный мир современной благополучной семьи, ценностное основание благополучия в сегодняшнем мире.

Итак, благополучная семья имеет детей. Отношения между родителями тоже достаточно благополучные, потому что оба родителя имеют одинаковые Эго-влечения, в этом понимают друг друга: оба хотели дачу, и оба активно на нее работали (причем, у обоих достаточно сил, чтобы это делать); оба хотели иномарку, и оба откладывали деньги для того, чтобы ее приобрести; оба хотели библиотеку, и оба много вложили, чтобы ее собрать, достать, разыскать или приобрести через знакомых. И вот в этом совместном действии они, естественно, чувствуют общность. И это чувство общности, которое их соединяет вместе, создает внутреннее ощущение достаточного благополучия в нынешнее время.

Возникнет вопрос: где же в таком случае Душевные Силы и Совесть? При активной доминанте Эго-состояний, четвертый и пятый уровни, уровни Совести и Душевных Сил могут либо вовсе отсутствовать, либо человек держится за них ради оправдания Эго.

Однако, нравственное чувство — это настолько жертвенное слышание другого человека, настолько тонкая отзывчивость на нужду другого, что с таким явным перечисленным ценностным Эго-багажом ужиться в человеке оно просто не может. Может быть чувство общности, потому что мы заняты одним делом, живем одними ценностями. Но это вовсе не значит, что мы слышим нужду другого, т.е. ту глубинную душевную потребность другого, которая рождается его внутренним пробуждением.

Нравственное становление и действие Закона оскудения Душевных Сил

Человек формируется либо в нравственном становлении, либо в становлении Эго. Но эта разница, в чем человек живет, чаще всего не слышится. И поэтому в семье со скрытой психопатией оба родителя не живут друг в друге по глубине, они не слышат нравственного становления друг друга, и поэтому оба меркантильны и оба увлечены, допустим, накоплением на квартиру в центре крупного города, оба увлечены иномаркой, дачей, карьерой и в этом взаимно друг другу очень помогают. Эта взаимная помощь на самом деле происходит в Триаде Эго, все отношения сильно подкрепляются Эмоциональностью и ничем более. Душевные Силы здесь не включены.

При таком состоянии матери и отца естественно, что дети еще в утробе матери не берут полноты душевного тепла для развития Совести и Душевных Сил. Они рождаются с явно выраженным третьим уровнем, т.е. выраженным Эго-состоянием. Воспринимая от родителей эти ценности, они утверждаются в своем Эго-состоянии. Через пример родителей, через авторитет родителей те же самые Эго-влечения становятся оправданными и ценностно-значимыми.

То, что родителями не слышится в четвертом и пятом уровнях, т.е. в Совести и Душевных Силах, еще менее будет слышаться их собственными детьми. И вот в этих собственных благополучных детях, в благополучной, с этой позиции, семье, начинается формирование скрытой психопатической зависимости, характеризующейся недостатком Душевных Сил. В такой семье ребенок, состоявшийся во всем этом благополучии, уже в девятом классе показывает отчетливую позицию самоутверждения. Заботы о других в нем нет. Там, где ему нужно — он услышит другого человека, но это в том случае, если тот, другой, необходим ему. И тогда видно, что его Эмоциональность будет настолько утончена, что он явственно услышит, что вам надо, и через это возьмет свое. И порою бывает, что не поймешь, где и когда он сумел свое взять, где сумел поймать нас; где и на чем, исходя из наших требований, он подыграл и сыграл на нашей открытости и доверии, а где просто обманул или просто украл, или просто взял.

Посмотрим, что происходит, когда вся эта масса самоутверждающихся ребят, подростков, выходит в возраст 21–24 года. Начинается активное проявление младенческих запечатлений. То, что запечатлено от родителей в возрасте до трех лет, начинает проявляется с двадцати одного года до двадцати четырех. Этот период называют «периодом юношеского младенчества».

В этот момент у многих сегодняшних юношей и девушек создается собственная семья, и, находясь глубоко в состоянии Эго, очень слабо слыша в себе голос Душевных Сил и Совести, они рожают детей. Появляются дети второго поколения детей. Оскудение Душевных Сил усиливается, хотя у самих родителей (теперь уже бабушек и дедушек) их благополучное состояние все-таки еще как-то скорректировано Совестью. У родителей еще есть чувство порядочности, правды, доброты, хотя центральная доминанта их жизни все-таки дачи, машины и прочие символы Эго-благополучия. У их детей уже этого много меньше, а меркантильные интересы значительно больше. Душевных Сил у этих детей очень мало, им не хватает сил слышать голос правды, заботу о другом человеке, сыновний долг.

При этом неизбежными будут ссоры. Супружеские ссоры у детей более часты, более возможны, нежели у их родителей. В родительском поколении все более-менее благополучно, а у детей — ссоры. На сохранение благополучия у детей не хватает сил.

Но вот рождаются внуки, психопатическая зависимость разворачивается у них уже во всей полноте. При этом именно родители, ставшие бабушками и дедушками, ситуацию психопатии закручивают со всей остротой, какую только можно придумать. Чем? Бабушкиным вниманием, бабушкиной или дедушкиной любовью к своему внуку, благодаря которому человек и превращается вдруг в бабушку или дедушку.

Состояние, когда вдруг происходит перенос внутренних ощущений и открывается любовь к внукам — совершенно новое состояние, ранее не известное человеку, открывается именно в том возрасте, когда рождаются внуки. И вот это любвеобилие (это не любовь, это именно любвеобильное отношение к внуку или к внучке) превращает бабушку в ту, которая всему потакает, все дозволяет и во всем первая ублажает. Ребенок это чувствует, и уже не обращается к родителям, он идет мимо них, и идет сразу к бабушке и дедушке, потому что он знает, что их властью он добьется своего или получит свое. И тогда скудость Душевных Сил при активной энергетической зарядке Эго-состояний проявляется в ребенке в полной силе.

Внук становится тем, кто властно требует для себя по потребностям Эго, по всем Эго-влечениям. И если внук рождается с доминантным Эго-влечением печали, то он устраивает истерики буквально с полуоборота. Малейшая фраза со стороны родителей, препятствующая его желаниям и хотениям, немедленно бросает его в истерику. Он ложится на пол, бьет по нему руками и ногами, и бабушка — тут как тут. Она устраивает аналогичную «головомойку» своим детям и в конечном счете заставляет их сделать так, как внук того хочет.

В результате в третьем поколении внуки оказываются уже в состоянии явной психопатии. Скрытое состояние слабости Душевных Сил обнаружилось здесь явственно, потому что во внуках их резерв уже настолько мал, что идет просто открытое действие Эго-уровня, всех Эго-влечений. И тогда дети, родившиеся в четвертом поколении, т.е. уже дети внуков, дают Эго-состоянию крайнюю вольность. Именно благодаря скудости Душевных Сил, родители не знают, что с ними делать. Третье поколение мучается с детьми четвертого поколения. И тогда четвертое становится как бы задающим ситуацию возмездия.

Однако мы не хотим соглашаться с этим, нам кажется, что сегодняшнее благополучие, которое создается нами, является благополучием на самом деле, поскольку оно внешнее, видимое, способное приумножаться дальше. Но не будет этого умножения, если сегодня не услышать, что Эго-уровень и благополучие с позиции Эго Триады является на самом деле наказующим, и что это — ситуация скрытой психопатии. Скрытая психопатия явно обнаруживается в четвертом поколении. Присутствующая сегодня во многих людях явная психопатия и есть проявление четвертого поколения.

В результате в каждом поколении в любой семье происходит своя ситуация. Первое поколение — благополучное, во втором благополучие дает крен, в третьем между людьми складываются открыто неблагополучные отношения, в четвертом идет разгул Эго, приносящий страшные бедствия для родителей третьего поколения.

Откуда происходит недостаток Душевных Сил

В книге «Обрести себя» мы подробно разбирали следующие положения Нравственной Психологии: Способности, Эмоциональность и Эго-влечения составляют Триаду Эго. Те же самые Способности, Душевные Силы и Совесть человека составляют Триаду Совести. Ребенок сызмальства, особенно в младенческом возрасте, живет в открытости к Триаде Совести. Но по мере того, как Эго-ядро начинает в нем постепенно восстанавливаться, обретаться и заявлять о самом себе, начинается напластование Триады Эго и она, энергетически мощно поддерживаемая, постепенно становится ведущей в жизни человека и определяет его поведение. Совесть пригашенная, как эхо, присутствует только в отдельных случаях. Начиная встречаться с окружающей жизнью, ребенок ищет любви окружающих, потому что проявление Триады Совести у ребенка — это потребность любить. Если ответною любовью родителей поддерживается в ребенке потребность любить их, тогда он получает изобилие Душевных Сил, тогда он чувствует, что окормлен любовью, дома ему хорошо, дома ему благодатно.

В структуре человеческого «Я» мы отдельно рассматривали ситуацию, когда мать, нося ребенка в утробе, переживает много трудностей в окружающей жизни. По слабости Душевных Сил она немножко терпит, а потом силы иссякают, начинаются неврозы, падения настроения, она не может дальше терпеть. Она впадает в злобу, в обиду, или же отдается работе, общественной деятельности. Она убегает из дома, потому что здесь ей тяжело, или убегает с работы, потому что ей там тяжело. Сил, Душевных Сил, не хватает. Они в ней не раскрыты, не поддержаны, не воспитаны. И вот эту скудость запечатлевает младенец, который рождается со скудостью Душевных Сил. И тогда у него тоже не хватает сил, и он тоже впадает в обиду, каприз, в истерику, в упрямство, т.е. в эмоции Эго-влечений. Такой малыш на самом деле очень ищет развития Душевных Сил и материнской любви, которой не досталось ему, пока он был в утробе. Если эта любовь приходит к нему, он открывается навстречу Душевными Силами и удовлетворяется. Глубинный слой человеческой души, Совестливые и Душевные Силы расправляются навстречу людям и ребенок ровно проживает ситуации, не впадает в каприз. Но если мать не дает этой любви, если мать занята своими заботами, если ее собственные Душевные Силы закрыты, подавлены и потому она не может стерпеть, простить ребенка, более того, любить ребенка и покрыть его каприз, покрыть его упрямство. Тогда он, ища этой любви, будет действовать от Эго через каприз.

Если же в структуре Эго находится влечение к пище, ребенок будет действовать через пищу. Дети при недостаче любви начинают сильно много есть, потому что начинает просыпаться Эго-влечение к пище, потому что Душевные Силы не раскрыты, напряжение Эго-состояния не ослабляется. Происходит становление, развитие Эго-состояния в полноте, оно изо дня в день растет, из месяца в месяц увеличивается, и потому такие дети постепенно начинают есть много, есть во всяком беспорядке, в любую минуту, везде и всюду «кусочничать», таскать со стола. Как только мы это видим, мы сразу можем поставить точный диагноз: ребенку не достает тепла в доме и правильного направления его деятельных сил, которое и может дать только любовь. И если начать давать это тепло и любовь, то вы увидите, что ребенок перестает есть много сладкого. Оказывается, дети пристращаются к сладкому в семьях, где не хватает душевного тепла и любви. Если же душевное тепло и любовь дети получают, то сладкое может спокойно лежать на столе, и они не будут трогать его без особой нужды. Возьмут ровно столько, сколько надо для того, что бы покрыть ту недостачу, которую недодает ребенку родитель.

Сознательный и подсознательный планы психопатических действий

Всякое психопатическое состояние имеет два плана действия — подсознательный и сознательный. Вся психопатия происходит в пределах Эго-влечений, т.е. в Триаде Эго, при этом на подсознательном плане действует одно Эго-влечение, а на сознательном — другое. И вот эта пара Эго-влечений, как бы помогающих одно другому, составляют главное основание Психопатического Круга. Какая пара развивается в родителях, такая развивается и в ребенке. При этом пары детские и родительские, взаимно дополняют друг друга. Они не обязательно синхронны, т.е. это не значит, что одно и то же Эго-влечение действует и в ребенке и в родителях.

В чем же проявляется эта взаимодополняемость? Например, ребенок пережил асфиксию во время родов, Душевные Силы слабые, доминантное влечение в ребенке — упрямство. Второе скрытое доминантное влечение в ребенке — печаль. Пока ребенку год или два года, подсознательная работа практически не происходит. В сознании же напротив — доминантные влечения выходят наружу, и ребенок проявляет упрямство сразу и немедленно. Мать на это упрямство отвечает своим Эго-влечением — гневом. В ней растет раздражение. Но, помимо него, у матери существует еще одно доминантное Эго-влечение — печаль. Печаль является скрыто, а раздражение, гнев — явно. Ребенок до года откровенно выдает то, что потом уйдет в подсознание. Он упрямится. На упрямство идет раздражение матери. Сила материнского раздражения настолько велика, что ребенок через упрямство ничего не достигает. Тогда он своим вторым доминантным Эго-влечением — печалью, вдруг однажды, случайным для себя образом, находит выход, переключившись на вторую доминанту — на печаль. Он впадает в истерику. Мать тут же истерически реагирует на эту истерику. Затем она приходит в отчаяние, а от отчаяния она тут же исполняет то, что ребенок хочет. Такой поворот дела ребенком схватывается очень быстро. С этой минуты два Эго-влечения ребенка начинают дружно помогать друг другу добиваться своего.

Упрямство остается на переднем плане, а вот печаль, способность к истерике уходит на задний, скрытый план. Теперь всякое действие ребенок начинает по этой схеме. Сначала упрямится, вызывая раздражение, как только мать выдает ответную реакцию, он тут же впадает в истерику, и как только он впадает в истерику, мать немедленно впадает в состояние упадка всех своих сил, она ничего не может сделать с истерикой, не может справиться с ней. И в этом упадке она говорит: «Бери что хочешь!», «Делай что хочешь». Ребенок сразу же успокаивается.

Такие связи в парах начинают подключать другие Эго-влечения, которые через эту связку двух начинают получать свое. Допустим, тщеславие очень хочет комплиментов матери, т.е. тщеславие хочет положительного материнского отношения. Не получая комплиментов матери, тщеславие становится скрытым, оно изнутри возбуждает упрямство. Упрямство закручивает отношения материнского раздражения, на что у ребенка рождается истерика, на истерику — тут же упадок сил у матери, и мать в этом упадке начинает делать то, что ребенок хочет. Она начинает подчиненно выполнять требования ребенка, она начинает его ласкать, лелеять, «сюсюкать», она начинает делать рядом с ним все, что он хочет: «Тебе хочется это, тебе хочется другое, давай я тебя покормлю, давай я тебя обласкаю, да ты у меня хорошенький, да ты у меня такой-да-этакой»…

Эта ситуация выводит тщеславие ребенка в самый глубокий скрытый план, и на его подсознании уже работает тщеславие, но ребенок этого не знает.

Мать тоже не всегда это знает. В какой-то момент она попадает вовремя и ребенок успокаивается, а в другой момент она, пребывая в таком упадке Душевных Сил, не может понять, что же еще от нее требуется. И она мечется между упадком и раздражением. Тогда становится видно, что ребенок в этом случае начинает колебаться от упрямства к истерике и наоборот. И выйти из этого внешнего плана работы двух психопатических отношений невозможно, потому что не слышится и не видится, что же на самом деле закручивает эту ситуацию. А закручивает ее, оказывается, тщеславие ребенка, которое хочет, чтобы мать похвалила его.

Любая психопатическая реакция начинается из потребности ребенка в родительской любви. Этой любви он не получил в утробе, он не получил ее во время родов, не получил ее в первые три года после рождения. Скудость Душевных Сил внутренне воспринимается ребенком как потребность в материнской или в отцовской любви. И из-за этого постоянное внутреннее желание восполниться, но перехваченное Эго-состоянием. Эго-желание переходит либо в движение тщеславия, которое требует «сюсюкающих» реакций матери или бабушки, дедушки или отца, либо в движение гордости, которое требует переживание родителями гордости за своего ребенка.



Страница сформирована за 0.88 сек
SQL запросов: 171