УПП

Цитата момента



Трудно в жизни, легко потом!
Проверено

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Наблюдение за детьми в моей школе совершенно убедило меня в правильности точки зрения – непристойности детей есть следствие ханжества взрослых.

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d4612/
Мещера-Угра 2011

Формирование характера межличностных отношений по действиям Эго-влечений

Уровень Эго-влечений состоит из сложнейших законов, которые формируют отношения между Эго-влечениями разных людей. Из этих отношений складывается весь характер общения. И поэтому понятно стремление человека к референтной (теплой) группе, в которой каждый формирует вокруг себя свой круг общения и уходит от тех, кто не является его резонаторами, кто не удовлетворяет его ту или иную Эго-влеченческую потребность. Человек просто прекращает с ними контакты и одновременно формирует вокруг себя три круга общения. Первый круг — это его ближние, включая друзей, второй— это сотрудники, товарищи на уровне некоторого панибратства, и третий — более общие знакомства.

У каждого человека, живущего в Эго Триаде, существуют притязания войти в тот или иной круг общения известных ему людей. В то же время, в зависимости от доминант своих Эго-влечений, человек формирует тот или иной круг вокруг себя. Жизнь по интересам формирует самый дальний третий круг, человек постоянно находится с людьми третьего круга только потому, что они заняты тем же, по тем же Способностям, которые и у него. Например, музыкант с удовольствием вращается в музыкальной среде, спортсмен — в среде спортсменов…

Если жизнь по Способностям является доминантной, то люди, резонансные по Способностям, попадают в первый круг, а ближние — своя семья, друзья, которые сформировались в более ранние годы, отодвигаются во второй или даже третий круг.

Сегодня такие передвижения происходят в массовом масштабе. Почему распадаются семьи? Потому что самый верхний уровень жизни (жизнь по Способностям) для формирования кругов общения становится доминантным. Отсюда человек испытывает всю радость, весь мажор жизни именно в общении по интересам, семья для него уже не имеет никакого значения.

На сегодняшний день самое глубокое включение одного человека в другого происходит на уровне Эго-влечений. Если на этом плане человек соединяется с другим, то тогда эта включенность друг в друга очень сильная. Так, например, семьи в большинстве случаев формируются действием эротического Эго-влечения.

Эго-влечение, в зависимости от своего характера, приводит либо к резкому заужению, либо к резкому расширению круга. Например, тщеславие стремится к очень большому кругу. Чем больше в человеке развито тщеславие, тем больший круг людей, имеющих положительное мнение о нем, ему необходим. Лавры собираются со все большего числа людей, со все больших коллективов, все больших регионов.

Наоборот, эротическое Эго-влечение требует полного заужения до двоих человек или же до крайней формы, когда человек остается один на один с собою — до самоудовлетворения. Влечение гордости тоже требует некоторого количества людей. Чем больше гордость, тем большего поклонения себе она требует. Царственные влечения требуют расширения круга — это гордость и тщеславие, а все, что под «матушкой» пяти, под чревоугодием, наоборот, ведут к заужению числа людей, с которыми человек соединен и связан.

Самые крайние и извращенные формы самоудовлетворения происходят именно через единичное пребывание с предметом своего влечения. К примеру, Скупой Рыцарь — единичное пребывание со своими деньгами — высшая форма наслаждения. Человек остается один на один со своими деньгами, своими вещами, своим автомобилем, своей дачей…

Неуемное влечение к пище также происходит тогда, когда человек остается вообще один. Чревоугодие проявляется, когда человек с особым внутренним разжжением готовит какую-то пищу и хочет побыстрее ее съесть.

Эго-влечение печали чаще всего тоже действует в одиночку. Самоубийство происходит исключительно в одиночку. Никого уже не надо, силы в печали настолько большие, что готов руку поднять на себя. Пока этого не совершилось, происходит максимальное самозакрытие, одиночество.

Эго-влечение уныния, т.е. крайняя форма праздности обеспечивается сейчас за счет техники. Современное техническое оснащение сегодня позволяет удовлетворить эту форму Эго-влечения в крайнем ее варианте — это включенный телевизор, видеомагнитофон, компьютер — и никого больше нет. Или же слушание музыки в одиночестве, когда молодой человек готов просто включить музыку — и больше никого не надо.

Крайняя форма Эго-состояния гнева чаще всего происходит на одного человека. В конечном итоге аффективное состояние гнева проживается человеком в одиночестве и бывает направлено на неживые предметы окружающего мира, либо на самого себя — самоистязание. При этом нет стремления к самоубийству, это именно самоистязание. Эта форма мало знакома обычным людям, она относится к крайней психопатологии.

Нам более знакомы состояния гнева в постепенном заужении на одного. Когда человек срывается и бьет другого человека или животное и в аффекте стремится на одного вылить все накопленное зло. И при этом нет желания распространяться на толпу, на двоих, троих. Даже когда завязывается драка, находят кого-то одного, и, как бы замыкаясь с этим одним, бьют одного. Когда это выходит в состояние группового действия, то именно группа стремится к избиению одного. Не группа на группу, потому что там не тот «смак», но групповое избиение одного, где проявляется стремление к максимальному заужению выражения гнева.

Так же происходит и в семьях. Рассерженный родитель не возмущается по поводу всех детей, которые набедокурили (допустим, их пятеро). Начинается с того, что родитель гневается на всех пятерых, но потом все-таки останавливается на одном, и достается обычно одному. Вся вспышка, вся полнота гнева обычно ложится на одного. Если семья всего из троих человек, например, муж ругает ребенка и жену, а потом, в конечном итоге, он переключается на кого-то одного, и вся аффективная вспышка гнева выливается на последнего.

Там, где человек предается одному из шести нецарственных Эго-влечений, он использует свои способности для того, чтобы иметь некоторые круги общения. В этих кругах общения он склоняется к самому близкому кругу, а второй и третий круги являются для него средством для чувства полноты жизни. При этом существует особая связка между царственными Эго-влечениями и умственной деятельностью, а также со всеми остальными Способностями.

Особенности действия царственных Эго-влечений

Гордость и тщеславие используют все виды Способностей так, что человек совершенно не осознает себя действующим по Эго-влечению. Он воспринимает себя действующим по Способности. Чувство гордости за себя или тщеславия перед людьми он слышит как норму своего самочувствия. В таком случае Способности становятся средством реализации самого Эго-влечения. Чаще всего такой Способностью является интеллектуальная, ум. И тогда крайней формой гордого пребывания в себе (самодовольством) будет усвоение какой-либо теории, концепции, учения, которые достаточны сами в себе, ибо всякая теория, учение стремится к самодостаточности. Через это происходит полное подчинение всех структур человека — и Эмоциональности и других Эго-влечений умственной деятельности, идее. Ум выдает или обретает некую идею, и этой идее подчиняются все остальные Эго-влечения. Эго-влечение гордости, которое формирует, дает силы для того, чтобы жить по идее, самим же человеком не сознается совсем. Зато все остальные Эго-влечения человеком слышатся и подчиняются этой идее.

Например, человек увлекается идей вегетарианства. Гордость обладает настолько могучими силами, что даже чревоугодие подчиняется ей. Человек может воздерживаться от различных видов пищи, голодать, он даже может отключить всю свою физиологию, не чувствовать боли, и многое другое. Но в этом служении идее ничего другого не будет, кроме удовлетворения Эго-влечения гордости. Увы, чаще всего человек этого может просто не сознавать. Остальные Эго-влечения будут подчинены этой идее, и человек найдет в себе силы, чтобы исполнить все удивительным образом.

Умственная способность, Эмоциональность, Гордость — это Триада Эго. Чем больше и разнообразнее ум встречается с внешним миром, тем больше он, благодаря любознательности, устремляется в него.

Гордость формирует цель в интеллекте человека. Воображение и мечтательность все больше привязывают человека к цели. Первый этап такого движения — созерцание идеи умом, второй этап — эмоциональное ее проживание, третий — реализация идеи в поступок. Это — ложное действие от придуманного.

Ввиду утраты заботы о Совести в последних поколениях, мы расплачиваемся за это как в общественном плане, так и в личном. Замужество, женитьба — все оказывается только надуманным, а настоящей семьи нет. Вместо настоящих отношений — Психопатический Круг. В нем, при скрытой психопатии, супруг всегда подыгрывает и тем больше, чем эмоционально тоньше супруга. Чем утонченней люди — тем больше обмана. Гордость, блудное влечение (сексуальность) создают разные виды супружеских игр, которые всерьез разыгрываются в семьях до их распада.

Защитные механизмы Эго

Нравственное становление человека — это и есть обретение в себе звучания Совести. Это очень трудоемкое действие, нередко почти невозможное для человека, потому что оно происходит на грани всех его внутренних сил, на грани напряжения всей внутренней воли. И, тем не менее, это достижимо, если человек действительно хочет обратиться к поступкам Совести. Но на этом пути он встречается с жесткими механизмами Эго. Эго-защитные механизмы настолько суровы, что практически лишь на первом этапе они допускают возможность человеку встретиться со знаниями о том, что Совестливый уровень — более богатый, многогранный, беспредельный в своем выходе в Запредельное и что именно в этой глубине Совести сокровенно скрыто участие Бога в человеке.

Защитный механизм Эго, допустив человека к знанию о том, что есть большая, чем наличная глубина, дальше, с момента, когда человек начинает работать над ликвидацией в себе защитного механизма Эго, вступает в активное сопротивление. Выражается это очень по-разному. Человек до некоторого времени слушает информацию о том, как он устроен, но по мере того, как эта информация все более и более касается устройства Эго Триады, начинается внутреннее беспокойство, отторжение этого знания, подсознательное нежелание его понимать или же просто явное непонимание, а возможно и предположение, что он «круто обманут». С ним начинают говорить о чем-то, чего он не хочет, ему начинают предлагать что-то, чего он не собирается реализовывать.

Крайние формы выражения этой защиты — интенсивная агрессия против тех знаний, которые говорят о Совестливых поступках. Форм защиты много, самых разных, начиная от эмоционального отторжения, включая жесткие установочные соображения, теории, философские суждения и заканчивая самыми тривиальными ярлыками, которые человек, как правило, наклеивает на все то, что ему не нравится.

Каждый человек рождается с пятью уровнями и Волей, совершенно свободной в выборе. По мере того, как ребенок обретает взрослый опыт, он запечатлевает от родителей их душевные состояния, что происходит фундаментально до пяти-семи лет. Совестливая Триада слабеет, а Триада Эго набирает свою силу. В конечном итоге энергетическое обеспечение к подростковому возрасту Эго Триады настолько велико, что подростки почти не слышат в себе зова Совести. А в дальнейшем, во взрослой жизни, человеку все-таки предстоит встретиться с Совестливым ядром в себе, так заложено в его природе. Как он будет развиваться, зависит от его собственной Воли, от того, что он выберет.

Три закона Эго-влечений

I Закон Эго-влечений – Стремление к обладанию своим объектом в одиночестве

У влечения гордости это стремление проявляется в желании состояться над всеми остальными (глава семьи, руководитель коллектива и т.п.). Экстравыраженная форма — стать правителем всего мира, стать единственным решителем людских судеб, стать в центре власти во всех слоях общества, а также в самонадеянности, самомнении, потребности самоутверждения, в самолюбии.

У тщеславия — желание положительного мнения других только о себе. Хвастовство, витиеватая речь, многословие и через это удержание внимания на себе.

У влечения к пище — чем вкуснее, тем желательнее съесть в одиночестве.

Влечение сексуальное ведет к желанию абсолютного владения партнером, выражающееся в своей крайней форме — ревности.

Влечение к вещам и деньгам — к накопительству вещей, денег, владению ими в одиночестве. Накопители иногда оправдывают себя тем, что после смерти они все отдадут детям (в советское время — государству).

Влечение к печали — к полноте переживания одиночества.

Влечение гнева — к агрессивному доминированию над другими.

Влечение к праздности при склонности унывать — в стремлении к мрачной беззаботности или абсолютному безделию. То же влечение при склонности к веселости — к пляске, пению, САМОсовершествованию в одиночестве при наплевательстве на окружающих, на их нужды.

II Закон – Взаимоподдержки Эго-влечений

Каждое из восьми Эго-влечений поддерживается всеми остальными. Например, наелся — возникает сексуальность, затем — праздность — уныние — гнев — ярость. Такой множественный переход от одного Эго-влечения к другому, от другого — к третьему ощущается человеком как полнота жизни: «Я живу!».

Праздность интенсивно поддерживает всю полноту многих Эго-влечений. Поездка на пикник: праздность, обжорство, балагурство, желание побалдеть, сексуальное влечение, влечение к печали (удаление в лес в одиночку). Затем опять сбор вместе, опять: пища, вино, музыка и возвращение домой с чувством полно прожитого дня.

В ссорах различные Эго-влечения открывают двери и врываются в душу до тех пор, пока не будет достигнута ими полнота удовлетворения. Ссора прекращается, когда кажется, что все высказали друг другу, все прожили, все простили. На деле же всего-навсего израсходовали все жизненные силы… нередко до очередной ссоры.

III Закон – Временной насыщаемости Эго-влечений

Как бы ни насытилось Эго-влечение, оно через какое-то время вновь оказывается голодным. И только к старости часть влечений обычно угасает. Эго-влечение обычно насыщается грехами и под их спудом затихает. Другие при этом могут остаться ярко выраженными до самой старости.

Когда угасают Эго-состояния

Пока люди живут по Триаде Эго, они живут по этим трем законам. Когда человек выходит из Триады Эго, он становится свободным к добру, к любви.

Если человек исполнен Благодатными Силами, если в нем в полноте действуют Душевные Силы и Совесть, то Эго-влечения в его душе гаснут. Над Совестью, укрепленной Благодатными Силами, энергетика Эго практически не имеет власти, не имеет силы. Поэтому там, где человек живет по Совести, в Силах Души, которым содействует Благодать от Бога, там, естественно, Эго-состояния значительно ослаблены, либо какие-то их проявления в нем вообще отсутствуют. Доминантность Эго-влечения там теряется.

Откуда происходит и как формируется скудость Душеных Сил

Еще в утробе матери в душе ребенка идет формирование Душевных Сил. В большей мере процесс этот зависит от душевного внимания матери и отца. Непременно обоих, а не только матери, как это принято думать сегодня. Обретение резервной полноты Душевных Сил в этот период имеет фундаментальное значение для всей последующей жизни. Физиологическое состояние матери играет значимую роль в том, каким будет ребенок после рождения. Физические нагрузки, которые несет мать, отражаются на здоровье ребенка.

Большинство людей очень мало знают или, зная, мало придают значения следующему факту: Душевные свойства и Душевные Силы ребенка прямо зависимы от душевного состояния матери и отца. Более того, именно в утробе ребенок обретает резерв развития Душевных Сил. Если мать, нося ребенка, переживает различные трудные состояния (раздражается, возмущается, обижается, гневается, вступает в конфликты с окружающими дома, на работе, в транспорте) — это признак малости или скудости ее Душевных Сил. Если бы Душевные Силы были, то могла бы терпеть. Муж раздражается — Душевных Сил хватает, чтобы смолчать. Муж раздражается еще больше — Душевных Сил хватает, чтобы терпеть. Иногда бывает хватает Душевных Сил не только на то, чтобы терпеть, но и прощать и оставаться ласковой к раздраженному мужу и тем самым растворить это раздражение. А бывает, что Душевных Сил хватает даже на то, чтобы любить мужа. Он пришел в гневном, разбитом состоянии, но любви хватает, чтобы покрыть это улыбкой, нежностью, лаской, теплом, заботой, и, глядишь, через пятнадцать минут сидит за кухонным столом совершенно умиротворенный, спокойный и счастливый муж в своей семье.

Когда так свободны Душевные Силы, естественно, мать хранит окружающих людей в мире друг с другом и с собой. Счастлива та мать, которая в дополнение к собственному хранению, идущему от нее, получает охранение и со стороны окружающих: когда муж хранит ее, когда мать и отец и все родные хранят ее, и на работе тоже хранят ее. Тогда, тем более, мать не вырвана в окружающий мир, она живет, не теряя внутреннего общения с ребенком. В этом умиротворенном состоянии она чувствует, что происходит с ней. Тайна рождения живого, совершающаяся в ее утробе, притягивает ее внимание. И тогда Душевные Силы, имеющиеся в ней, обращены внутрь, отданы будущему ребенку. Если рядом с материнским вниманием происходит и внимание отца (любящее сердце знает, что это такое), то дети получают огромную поддержку в развитии Душевных Сил и рождаются ровными, спокойными, внутренне сохраненными в любой ситуации, даже в самой критической, самой трудной.

Но часто современная мать не имеет таких сил, на малейшую обидную фразу мужа она срывается —терпеть сил нет, молчать сил нет, тем более — прощать и любить. Малейшая фраза — ее захватывают эмоции. Душевные Силы, Душевные свойства отодвигаются в сторону и мать предается страстям. Она в раздражении, в тоске, в отчаянии. Она срывается в Эго-состояние, и оттуда продолжает истерику, плач, обиду. Может ли кто-то извне остановить ее? — Может. Например, кто-то закричит так, что от испуга она внезапно забудет, о чем плакала. Выход ли это? Увы, сам испуг не выходит за пределы Эго-состояния.

Иное произойдет, если кто-то извне даст ей столько Душевных Сил, что ее собственная душевная скудость исполнится этой силой и откликнется благодатностью изнутри. Она как бы встанет и снова начнет любить, снова сможет прощать, и, более того — будет переживать за то, что упала, что отдалась Эго-состоянию, что была в обиде, в чем-то душевно-скудном. Такое обращение к ней и есть действие любви. И если рядом есть человек, который отдаст ей свою любовь, исполнит ее своею нежностью, тогда мать снова встанет, поднимется, простит, слезы высохнут, она почувствует мир в душе.

Восстановление мира — это и есть обретение душевно богатого состояния, т.е. Сил Души и Совести.

Когда же таких сил мало, женщина постоянно в срыве. То в гордом властолюбии она несет по всему дому свое: никто не пикни, не заикнись — немедленно будешь отправлен в угол, остановлен резким словом… То в страшной печали, в обидчивости: малейшая царапинка — и тут же съежилась, и неделю нельзя вывести ее из этого состояния. То в страшном состоянии гнева, когда раздражение выливается в то, что на девятом месяце беременности она хватает топор и разламывает в щепки шкаф. То упала в состояние уныния, бросила семью и понеслась по улицам: один вариант — по театрам, второй — по подругам и знакомым, третий — по магазинам.

Действий Эго-влечения к праздности очень много. У каждого свой склад, своя потребность в праздности, и падение в праздность происходит у всех по-разному.

Например, от праздности она попала в концертный зал. Возвращается домой. Чем ближе к дому, тем больше чувствует внутреннюю тоску. И не хочется ступать на порог. Так бы и сидела в зале вечно. На самом деле это — от отсутствия Душевных Сил. В результате утробный ребенок, в котором формируются Душевные Силы, запечатлеет эту скудость — он родится с малым резервом Душевных Сил. И поэтому малейшая внешняя зацепка, — он тут же будет впадать в свои Эго-состояния. Так вскрывается фундаментальная причина самых различных психопатических кругов, т.е. возможность или склонность к немедленному западению в Эго-состояние у детей.

Другой случай, при котором умножается такая скудость Душевных Сил — когда мать не просто сама в скудости, но сверх того находится в сильном упадке настроения. Особенно когда мать переживает состояние обиды, страшной тоски, печали, одиночества, брошенности, ощущения, что все вокруг обозлились на нее (прежде всего муж) и что никакого выхода нет. При этом можно заметить удивительную вещь: ребенок в утробе откликается на такое состояние матери, сочувствует ей. В нем появляется особая, крайняя чувствительность к различным упадшим настроениям матери. Внимательная мать в период, когда очень тяжело переживает какой-то внешний конфликт, чувствует, как ребенок в утробе весь затих, потому что он боится ее чем-либо изнутри задеть. Он весь в сочувствии, весь в острейшем переживании всех состояний ее души. Такое переживание дает ребенку при рождении сверхчувствительность к состояниям матери, ненормальную сверхчувствительность, не обеспеченную его собственными Душевными Силами. Такие дети, не имея резерва Душевных Сил, в возрасте до семи лет сильно зависимы от матери. Они не отпускают ее от себя, при этом своею привязанностью могут сильно ее мучить.

Еще один вариант: мать находится в ожесточенном состоянии. Переживая жесткое отношение к окружающим людям, излишнюю требовательность, строгость, она тем самым пробуждает жестокость и в формирующемся ребенке. В этом случае он становится особенно активен, толкается, бьется кулачками, часто шевелится, иногда переворачивается. Ребенок рождается запутанным пуповиной. Это — от состояния матери, которое переживалось ребенком через ее гнев, раздражение, ненависть. Мать, переживающая ненависть, напечатлевает аналогичное состояние в ребенке. С одной стороны он запечатлевает состояние глубочайшего раздражения на все, что происходит вокруг. С другой —его воля склоняется в начатки Эго-влечения гнева, полученные им по наследству. И вместо доброго отношения к людям в нем развивается ожесточение. Обе причины ведут к тому, что ребенок сильно ворочается, крутится в материнской утробе. Усвоив в утробе такой способ бытия в мире, этот ребенок потом будет выдавать сильные реакции гнева.

Если мать находится во властном состоянии давления на окружающих, ребенок будет реагировать собственной гордостью. Эго-состояние гордости в ребенке потом активно проявится в упрямстве. У властных матерей дети упрямы. Чем более властно она вела себя в то время, когда ребенок был в утробе, тем сильнее ребенок будет проявлять упрямство первые полгода-год. В дальнейшем, в зависимости от силы, от гордой натуры самого ребенка, оно может усилиться. Сильная натура, сильная гордость ребенка усиливается в упрямстве, либо, наоборот, — сламывается. Тогда разворачивается особая психопатия, наиболее трудная, наиболее конфликтная: психопатия между матерью и ребенком. Власть со стороны матери и лукавство со стороны ребенка.

Мать, переживающая сильное эротическое чувство, пока носит ребенка, отдающаяся в это время эротике, по закону резонанса возбуждает такие же переживания в ребенке, в нем пробуждается сексуальность. Родившись, ребенок начинает немедленно и сразу проявлять различные эротические переживания в действии. Ибо если мать не переживала эротики, пока носила в утробе, ребенок такого пережить просто не может.

Другой вариант пробужденной эротики — это игры детей, еще малюток, с собственными органами, когда они лежат в колыбели. Вроде бы еще крошка, а уже, играясь таким образом, получает некоторое услаждение.

Если мать переживает состояние тщеславия, то можно наблюдать какую-то особую открытость детей на окружающих людей. Это не открытость как таковая в заботе, в радости к людям, а это ожидающая открытость к ним. Очень быстрая реакция на слово «молодец». Буквально уже на первом месяце сказанное слово «молодец» («Какой ты у меня молодец, какой ты у меня…») и прочие уменьшительные и ласкательные выражения играют особую роль, дают особый отклик в душе ребенка. Это возбужденное тщеславие происходит от тщеславия матери.

Если столь сильный отпечаток оставляют в душе ребенка отрицательные свойства матери, тем более свое действие имеют все положительные свойства ее души.

Из вышеприведенного следует, что состояние матери, пока она носит ребенка, чрезвычайно значимо для его формирования либо в Эго-влечениях, либо в Совести.



Страница сформирована за 0.91 сек
SQL запросов: 171