Мария Алексеевна Котляревская-Крафт
Памяти Марии Котляревской-Крафт
Статья Нелли Щербиной, 2 сентября 2012, сайт www.classica.fm
Невосполнимую утрату понесло российское музыкальное образование: 28 августа 2012 года скончалась Мария Алексеевна Котляревская-Крафт, старейший преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный работник культуры Новосибирской области.
Светлая, открытая, активная, безумно талантливая, сердечная, внимательная, остроумная и никогда не унывающая – такой мы её знали.
Мария Алексеевна из тех людей, способных, однажды вдохновившись идеей, довести её до практической реализации. Когда-то в юности решив: «Я сделаю всё, чтобы обучение сольфеджио было интересным!», она выполнила обещание, данное самой себе, и создала уникальную методику обучения сольфеджио в музыкальных школах.
При советской власти только один из семи учебников увидел свет. Ценой двадцатилетнего хождения по кабинетам и фамилиями соавторов на титульном листе. Любой другой бы уже сдался за это время, но только не Мария Алексеевна.
Фантастическая целеустремлённость, внутренняя мощь и огромная сила духа – эти свойства характера дали возможность идти к своей цели, не сворачивая, несмотря на обстоятельства. Кто не знает, какие жизненные обстоятельства были у людей того поколения? И Мария Алексеевна здесь не исключение. А ведь она была ещё женой и матерью, и никто не снимал с неё обязанности заботиться о своей семье.
Думается, такая сила духа, целеустремлённость, верность однажды выбранному пути, корнями уходят в родословную. Мать Марии Алексеевны, Татьяна Котляревская – известная пианистка, преподаватель Ташкентской государственной консерватории. Отец – Алексей Федорович Штейн – закончил Петербургскую консерваторию, стал ее профессором, встречался с П. И. Чайковским и А. Рубинштейном, близко знал А. Глазунова и А. Лядова.
Переехав в 1933 году в Новосибирск, А. Ф. Штейн стал основателем музыкальной школы № 1, именно эту школу впоследствии закончила и его дочь. Он долгое время преподавал в Новосибирском музыкальном училище. Многие новосибирские музыканты хранят память о нем, как о замечательном педагоге.
Дед Марии Алексеевны по отцовской линии Ф. Ф. Штейн упоминается в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «Штейн Федор Федорович – пианист и педагог (1819–1893). С раннего детства концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в Петербургской консерватории. Штейн был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Штейн был дружен, высоко ценили его дарование».
Её дед по материнской линии – Михаил Михайлович Котляревский был губернатором города Вильно, статским советником при императоре Николае II. Бабушка – баронесса Вильгельмина Розеншильд-Паулин (в замужестве Штейн). Тетя, сестра отца – известный скульптор и художница Вера Федоровна Штейн по окончании Петербургской академии художеств в 1913 году получила премию за скульптуру А. С. Пушкина (сейчас находится в Пушкинском зале Эрмитажа). Премией была стажировка во Франции у Огюста Родена. В последние годы жизни работала в Новосибирске, выполненные ею скульптурные композиции украшают Новосибирский государственный театр оперы и балета.
И, несмотря на это, Мария Алексеевна всегда оставалась простой и сердечной. Нам она преподавала гармонию в музыкальном училище. На её уроках можно было всё: прийти неготовыми, самим назначить объём и сроки сдаваемого материала. А ещё у неё можно было совсем невозможное: в задачках по гармонии употреблять – о, ужас! – даже параллельные квинты! Единственным условием было обозначение nota bene такого момента, чтобы преподаватель знал, что это не ошибка по невнимательности, а сознательно употреблённый приём. Представляете, как раскрепощает творческую составляющую отсутствие страха перед ошибкой!
Вспоминается встреча с учащимися, на которой Мария Алексеевна нарисовала на доске ряд прямоугольников, соединённых между собой длинными линиями. «В нашей жизни бывают приятные моменты»,- показывает она на прямоугольники, – «и неприятные – вот эти длинные линии. Но с течением времени неприятности из нашей памяти стираются», – она берёт тряпку и стирает соединительные линии, – «и остаются только приятные».
Наглядно показав свойство человеческой психики вытеснять отрицательное, она фактически дала нам – как я сейчас понимаю – свой стиль существования в этой жизни, с лёгкостью отпуская неприятности, концентрируясь только на позитиве. Именно это было всегда её жизненным принципом.
Настали новые времена, подул свежий ветер, разорвавший духоту, и только тогда стало возможным исполнение мечты всей её жизни: при поддержке Российско-Немецкого Дома и финансовым вложениям её дочери вся стройная система относительной сольмизации, над которой Мария Алексеевна работала всю жизнь, наконец, увидела свет. Первый тираж разлетелся моментально, вернув обратную реакцию в виде огромной массы восторженных писем. А сейчас уже в каждой музыкальной школе нашей когда-то необъятной родины дети осваивают музыкальную грамоту по этой методике.
Согласитесь, что это большое счастье, когда автор может увидеть своё творение. Сколько талантливых людей так и не дождались этого!
Марию Алексеевну знают и любят в нашем городе, воздавая должное её таланту и самозабвенному труду. Неоднократно она была героем телепередач, опубликована её книга «Промолчать не смогу… Затронуть струны детской души», в основе которой лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам музыкальных школ во многих городах России.
Персональный сайт www.kotlyarevskaya.krafft.ru
Книга
Промолчать не смогу…
НОВОСИБИРСК 2005
Издание второе, дополненное
© Котляревская-Крафт М. А., 2005 г.
Эти очерки о наболевшем посвящаю тем, кто помог выстоять, – отцу Алексею Федоровичу Штейну, профессору Петербургской консерватории;
его сестре скульптору-художнику Вере Федоровне Штейн;
моей матери Татьяне Михайловне Котляревской,
профессору Ташкентской консерватории;
моим ученикам, большим и маленьким;
моим друзьям.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Несколько слов о замечательной, удивительной по своей духовности книге Марии Алексеевны Котляревской-Крафт «Промолчать не смогу». В отечественной, мировой культуре есть достаточное количество очень глубоких исследований о природе, методах духовного воспитания. Что главного в данной книге, мыслях автора?
Прежде всего отсутствие традиционного академизма. К сожалению, идеи педологии, которые творчески развивались в России В. М. Бехтеревым, Выготским, Бахтиным и др. были политически зачеркнуты в 1930-х годах. По существу были ликвидированы и основы психогерменевтики, где воспитание, пробуждение талантов и обучение составляли единый научно-практический комплекс. Это был период пассионарности науки о психофизиологии детей и подростков. Дорогая Мария Алексеевна, Вы восстановили и возродили это отечественное движение культуры.
Великое Вам спасибо!
С почтением и благодарностью, Ваш должник
В. П. Казначеев,
действительный член Российской Академии медицинских наук,
Академии естественных наук Российской Федерации,
Петровской Академии наук и искусств, профессор, доктор медицинских наук,
советник при дирекции Научного центра клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН.
Промолчать не смогу…
Почему и о чем я, педагог с 60-летним стажем, НЕ СМОГУ ПРОМОЛЧАТЬ?..
Потому что пепел детства, всех школьных лет все еще стучит в мое сердце и требует ответа… Ответа – почему, прочитав к 14 годам огромное количество книг из домашней библиотеки (даже полное собрание сочинений Григоровича, Лескова, Данилевского), я, как оказалось, не прочитала ничего из того, что проходят в школьной программе?..
Почему я получала за сочинения язвительные замечания?.. Почему эти сочинения должны были содержать только требуемые выводы и умозаключения?..
Почему взрослые, обращались ко мне лишь тогда, когда им надо было сказать мне такое, от чего сердце начинало качать черную кровь?..
Почему занятия в музыкальной школе становились бедой и обрекали на одиночество?..
Полжизни ушло на разрушение того, что внушали долгие годы: «Из нее не выйдет ничего хорошего!»
Почему благо образования нередко оборачивается кошмаром растущей бесчеловечности?..
Этому я посвящаю книгу.
В основе ее – лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам детских музыкальных школ многих городов страны.
Книга – не суд, а попытка найти ответ на ТЫСЯЧИ «ПОЧЕМУ?..»
Для доказательств своих выводов, сделанных на основе длительной практики, я обратилась к научным открытиям законов, по которым работает человеческий организм, и к разделу философии, который послужил основой для появления науки психологии.