БТ, 20 января

Цитата момента



Браком по любви мы называем брак, в котором состоятельный мужчина женится на красивой и богатой девушке.
Горько?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Пытаясь обезопасить ребенка на будущее, родители учат его не доверять чужим, хитрить, использовать окружающих в своих целях. Ребенок осваивает эти инструменты воздействия и в первую очередь испытывает их на своих ближних. А они-то хотят от него любви и признательности, но только для себя. Но это ошибка. Можно воспитать способность любить, то есть одарить ребенка этим драгоценным качеством, но за ним остается решение, как его использовать.

Дмитрий Морозов. «Воспитание в третьем измерении»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d3651/
Весенний Всесинтоновский Слет

Мария Алексеевна Котляревская-Крафт

Памяти Марии Котляревской-Крафт

Статья Нелли Щербиной, 2 сентября 2012, сайт www.classica.fm

М.А.Котляревская-КрафтНевосполнимую утрату понесло российское музыкальное образование: 28 августа 2012 года скончалась Мария Алексеевна Котляревская-Крафт, старейший преподаватель Новосибирского музыкального колледжа им. А.Ф.Мурова, Заслуженный работник культуры Российской Федерации, почётный работник культуры Новосибирской области.

Светлая, открытая, активная, безумно талантливая, сердечная, внимательная, остроумная и никогда не унывающая – такой мы её знали.

Мария Алексеевна из тех людей, способных, однажды вдохновившись идеей, довести её до практической реализации. Когда-то в юности решив: «Я сделаю всё, чтобы обучение сольфеджио было интересным!», она выполнила обещание, данное самой себе, и создала уникальную методику обучения сольфеджио в музыкальных школах.

При советской власти только один из семи учебников увидел свет. Ценой двадцатилетнего хождения по кабинетам и фамилиями соавторов на титульном листе. Любой другой бы уже сдался за это время, но только не Мария Алексеевна.

Фантастическая целеустремлённость, внутренняя мощь и огромная сила духа – эти свойства характера дали возможность идти к своей цели, не сворачивая, несмотря на обстоятельства. Кто не знает, какие жизненные обстоятельства были у людей того поколения? И Мария Алексеевна здесь не исключение. А ведь она была ещё женой и матерью, и никто не снимал с неё обязанности заботиться о своей семье.

Думается, такая сила духа, целеустремлённость, верность однажды выбранному пути, корнями уходят в родословную. Мать Марии Алексеевны, Татьяна Котляревская – известная пианистка, преподаватель Ташкентской государственной консерватории. Отец – Алексей Федорович Штейн – закончил Петербургскую консерваторию, стал ее профессором, встречался с П. И. Чайковским и А. Рубинштейном, близко знал А. Глазунова и А. Лядова.

Переехав в 1933 году в Новосибирск, А. Ф. Штейн стал основателем музыкальной школы № 1, именно эту школу впоследствии закончила и его дочь. Он долгое время преподавал в Новосибирском музыкальном училище. Многие новосибирские музыканты хранят память о нем, как о замечательном педагоге.

Дед Марии Алексеевны по отцовской линии Ф. Ф. Штейн упоминается в Энциклопедии Брокгауза и Эфрона: «Штейн Федор Федорович – пианист и педагог (1819–1893). С раннего детства концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в Петербургской консерватории. Штейн был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Штейн был дружен, высоко ценили его дарование».

Её дед по материнской линии – Михаил Михайлович Котляревский был губернатором города Вильно, статским советником при императоре Николае II. Бабушка – баронесса Вильгельмина Розеншильд-Паулин (в замужестве Штейн). Тетя, сестра отца – известный скульптор и художница Вера Федоровна Штейн по окончании Петербургской академии художеств в 1913 году получила премию за скульптуру А. С. Пушкина (сейчас находится в Пушкинском зале Эрмитажа). Премией была стажировка во Франции у Огюста Родена. В последние годы жизни работала в Новосибирске, выполненные ею скульптурные композиции украшают Новосибирский государственный театр оперы и балета.

И, несмотря на это, Мария Алексеевна всегда оставалась простой и сердечной. Нам она преподавала гармонию в музыкальном училище. На её уроках можно было всё: прийти неготовыми, самим назначить объём и сроки сдаваемого материала. А ещё у неё можно было совсем невозможное: в задачках по гармонии употреблять – о, ужас! – даже параллельные квинты! Единственным условием было обозначение nota bene такого момента, чтобы преподаватель знал, что это не ошибка по невнимательности, а сознательно употреблённый приём. Представляете, как раскрепощает творческую составляющую отсутствие страха перед ошибкой!

Вспоминается встреча с учащимися, на которой Мария Алексеевна нарисовала на доске ряд прямоугольников, соединённых между собой длинными линиями. «В нашей жизни бывают приятные моменты»,- показывает она на прямоугольники, – «и неприятные – вот эти длинные линии. Но с течением времени неприятности из нашей памяти стираются», – она берёт тряпку и стирает соединительные линии, – «и остаются только приятные».

Наглядно показав свойство человеческой психики вытеснять отрицательное, она фактически дала нам – как я сейчас понимаю – свой стиль существования в этой жизни, с лёгкостью отпуская неприятности, концентрируясь только на позитиве. Именно это было всегда её жизненным принципом.

Настали новые времена, подул свежий ветер, разорвавший духоту, и только тогда стало возможным исполнение мечты всей её жизни: при поддержке Российско-Немецкого Дома и финансовым вложениям её дочери вся стройная система относительной сольмизации, над которой Мария Алексеевна работала всю жизнь, наконец, увидела свет. Первый тираж разлетелся моментально, вернув обратную реакцию в виде огромной массы восторженных писем. А сейчас уже в каждой музыкальной школе нашей когда-то необъятной родины дети осваивают музыкальную грамоту по этой методике.

Согласитесь, что это большое счастье, когда автор может увидеть своё творение. Сколько талантливых людей так и не дождались этого!

Марию Алексеевну знают и любят в нашем городе, воздавая должное её таланту и самозабвенному труду. Неоднократно она была героем телепередач, опубликована её книга «Промолчать не смогу… Затронуть струны детской души», в основе которой лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам музыкальных школ во многих городах России.

Персональный сайт www.kotlyarevskaya.krafft.ru

Книга

Промолчать не смогу…

НОВОСИБИРСК 2005
Издание второе, дополненное
© Котляревская-Крафт М. А., 2005 г.

Эти очерки о наболевшем посвящаю тем, кто помог выстоять, – отцу Алексею Федоровичу Штейну, профессору Петербургской консерватории;
его сестре скульптору-художнику Вере Федоровне Штейн;
моей матери Татьяне Михайловне Котляревской,
профессору Ташкентской консерватории;
моим ученикам, большим и маленьким;
моим друзьям.

М. А. Котляревская-Крафт   

ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ

Несколько слов о замечательной, удивительной по своей духовности книге Марии Алексеевны Котляревской-Крафт «Промолчать не смогу». В отечественной, мировой культуре есть достаточное количество очень глубоких исследований о природе, методах духовного воспитания. Что главного в данной книге, мыслях автора?

Прежде всего отсутствие традиционного академизма. К сожалению, идеи педологии, которые творчески развивались в России В. М. Бехтеревым, Выготским, Бахтиным и др. были политически зачеркнуты в 1930-х годах. По существу были ликвидированы и основы психогерменевтики, где воспитание, пробуждение талантов и обучение составляли единый научно-практический комплекс. Это был период пассионарности науки о психофизиологии детей и подростков. Дорогая Мария Алексеевна, Вы восстановили и возродили это отечественное движение культуры.

Великое Вам спасибо!

С почтением и благодарностью, Ваш должник                            

 В. П. Казначеев,

действительный член Российской Академии медицинских наук,

Академии естественных наук Российской Федерации,

Петровской Академии наук и искусств, профессор, доктор медицинских наук,

советник при дирекции Научного центра клинической и экспериментальной медицины Сибирского отделения РАМН.

Новосибирск, 20 июня 2001 г.

Промолчать не смогу…

Почему и о чем я, педагог с 60-летним стажем, НЕ СМОГУ ПРОМОЛЧАТЬ?.. 

Потому что пепел детства, всех школьных лет все еще стучит в мое сердце и требует ответа… Ответа – почему, прочитав к 14 годам огромное количество книг из домашней библиотеки (даже полное собрание сочинений Григоровича, Лескова, Данилевского), я, как оказалось, не прочитала ничего из того, что проходят в школьной программе?..

Почему я получала за сочинения язвительные замечания?.. Почему эти сочинения должны были содержать только требуемые выводы и умозаключения?..

Почему взрослые, обращались ко мне лишь тогда, когда им надо было сказать мне такое, от чего сердце начинало качать черную кровь?..

Почему занятия в музыкальной школе становились бедой и обрекали на одиночество?..

Полжизни ушло на разрушение того, что внушали долгие годы: «Из нее не выйдет ничего хорошего!»

Почему благо образования нередко оборачивается кошмаром растущей бесчеловечности?..

Этому я посвящаю книгу.

В основе ее – лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам детских музыкальных школ многих городов страны.

Книга – не суд, а попытка найти ответ на ТЫСЯЧИ «ПОЧЕМУ?..» 

Для доказательств своих выводов, сделанных на основе длительной практики, я обратилась к научным открытиям законов, по которым работает человеческий организм, и к разделу философии, который послужил основой для появления науки психологии.

Глава 1. Законы природы

Глава 2. Особенности природы восприятия

Глава 3. Природа саморазвития

Глава 4. Наследственные программы

Глава 5. Разрушение наследственных струкртур

Глава 6. Потребности и желания

Глава 7. Начало конфликтов и их развитие

Глава 8. Осторожно: СЛОВО!

Глава 9. Память

Глава 10. Темперамент

Глава 11. Чувства

Глава 12. Неврозы

Глава 13. Психологическая защита

Глава 14. Левое и правое полушарие

Выводы



Страница сформирована за 1.14 сек
SQL запросов: 177