УПП

Цитата момента



Трехлетний ребенок спрашивает взрослого: «А ты все умеешь?»
Взрослый: «Нет!»
Ребенок: «А почему не научишься?»
Наверное, я — ребенок…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Дети цветы, но вы – не навоз на грядке. Цветок растет и стремится все из почвы вытянуть. А мудрость родителей в том и состоит, чтобы не все соки отдать, надо и для себя оставить. Тут природа постаралась: хочется отдать всё! Особенно женщину такая опасность стережет. Вот где мужчине надо бы ее подстраховать. Уводить детей из дома, дать жене в себя прийти, с подружкой поболтать, телевизор посмотреть, книжку почитать, а главное – в тишине подумать.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как быть мужем, как быть женой. 25 лет счастья в сибирской деревне»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Глава 3. ПРИРОДА САМОРАЗВИТИЯ

Природа и только природа имеет право диктовать методы воспитания и образования.

Г. Селье

С небольшим пока запасом знаний о природных механизмах человека вообще обратимся к особенностям детского возраста в частности. Самое трудное в работе педагога – создание обратной связи. ПОЧЕМУ?

Потому что: надо избегать информации, которая не находит ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТКЛИКА. Она не бесполезна, а вредна, так как не способствует развитию интеллекта.

Что нужно сделать, чтобы ребенок захотел учиться, как приОХОТИТЬ ученика к знаниям?

 (В буквальном смысле охота за интересом ученика!) Необходимо:

  1. Знание и понимание особенностей детского возраста.
  2. Знание и понимание дискретного освоения знаний.
  3. Знание и понимание своей роли воспитателя, педагога, от которой зависит очень много, иногда почти все.

Итак, первое: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА.

Вспомним: все многообразие окружающего мира ОРГАНЫ ЧУВСТВ шифруют в электроимпульсы… Значит: пусковой механизм восприятия – ЭМОЦИИ; значит, все виды приобретения знаний связаны в первую очередь с эмоциональным откликом. Для этого необходимо разработать систему вариантных действий по одному и тому же виду знаний.

Представим себе класс начинающих. Урок «Сольфеджио». Дано было домашнее задание: выучить названия трех нот – До, Ре, Ми. Сейчас они написаны на нотном стане доски.

 Педагог вызывает ученика, чтобы спросить заданное, и видит: мальчик опустил глаза, сжался (изменение физиологического состояния, которое обозначено как «ГОРМОН КРОЛИКА»). Педагог понимает, что задание не выучено, но не знает, ПОЧЕМУ?.. Может быть, ребенка насильно привели учиться музыке; может быть, он забыл задание (бывает ведь и такое); может быть, решил выучить, а взрослые включили телевизор… Педагог не дает ему признаться, что домашнее задание не выполнено, и говорит: «Иди к доске, БУДЕШЬ УЧИТЕЛЕМ! Вызови ученика!»

Поза мальчика мгновенно меняется, другим становится выражение лица… ОН ПРИНЯЛ ПОМОЩЬ и уверенной походкой идет к доске – состояние, которое обозначено как «ГОРМОН ЛЬВА».

Понаблюдаем!.. Его задача в роли «учителя» вызывать соклассников и спрашивать их названия нот. Обратим внимание и на то, КАК он это делает! Ни одного раза «учитель» не повторил своих вопросов! Первого ученика маленький педагог спросил названия нот по порядку ВВЕРХ, второго – ВРАЗБИВКУ, третьего – по порядку ВНИЗ. Значит, ВАРИАТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ, стремление УЙТИ ОТ ПОВТОРОВ заложены в природе ребенка. Однако педагогика построена на принципе ПОВТОРА. Это взрослые заставляют ребенка делать «КАК ВСЕ!» Это взрослые ломают природную потребность, не давая проявить себя через самостоятельные действия (развитие изнутри), каждое из которых от природы вариантно.

Если при ответе вызванный ученик ошибается, опытный педагог предлагает всему классу придти ему на помощь, не высказывая никаких критических замечаний ни словом, ни видом.

Дружба в классе устанавливается там, где педагог не осуждает, не выговаривает ученику при всех. Дети постепенно приобретают способность волноваться, радоваться, переживать за ДРУГОГО.

После действий «Незнайки» его может спросить другой «учитель». «Незнайка», побывав в роли «учителя», превратился в «Знайку», и теперь получает похвалу наравне с другими.

В итоге: не создан оборонительный рефлекс по отношению к знаниям, исключены отрицательные эмоции, снят страх перед возможностью показаться глупым перед товарищами; педагог не выставил незнание ученика напоказ, не уличил, не поставил «двойку». Взаимозависимость обогатилась пониманием и помощью.

Обратимся к ориентировочному рефлексу, закону САМОразвития. Диктат подкорки заключается в настоятельной необходимости осваивать окружающий мир через «Я САМ!»

Роль педагога – управлять деятельностью ученика, в которую он включает природные силы саморазвития. В предмете сольфеджио управление выражено словами: СПОЙ… СЫГРАЙ… ПРОСЛУШАЙ… ПРОСТУЧИ… СОЧИНИ…

Ярче всего эта потребность выражена в играх. В них не должно быть подсказки взрослых в виде критики, но может быть подсказка направляющая. Ее ученик не замечает.

В согласии с природой ребенок с раннего детства принимает на себя различные роли: собачки, котика, зайки и действует в соответствии с их поведением.

Позже ролевые игры принимают социальную направленность: мама, доктор, продавец, учитель… В играх ребенок развивает САМ СЕБЯ: проявляет свою наблюдательность, обучает сам себя, выявляет свои пристрастия, узнает свои возможности, сам сравнивает свои действия и получившиеся результаты с действиями других.

В приобщении к предметам «Сольфеджио» и «Музыкальная грамота», кроме игры «ученик-учитель», можно предложить роли хормейстера, концертмейстера, дирижера, композитора.

Используем вывод, сделанный из самостоятельных действий ученика: ПОТРЕБНОСТЬ В ВАРИАНТНОСТИ. Множественность самостоятельных действий по одному и тому же виду знаний вызывает разнообразие эмоциональных откликов и включает мыслительные способности.

Итак, второе: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ ДИСКРЕТНОГО ОСВОЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ. Психологический аспект сенсорно-моторного (оперантного) метода.

Рассмотрим шаги постепенного усложнения действий в освоении: НОТНОГО СТАНА, понятий ДОЛГИЕ и КОРОТКИЕ ДЛИТЕЛЬНОСТИ (белые и черные пуговицы) и ОРГАННЫЙ ПУНКТ, через выразительное пропевание (речитатив) слов на заданной высоте (см. Приложение 4).

Вся природа, окружающая нас, развивается дискретно (лат.прерывистый, состоящий из нескольких частей). За восприятием следует усвоение полученной информации, обогащение предыдущего опыта, накопление знаний. (Шаг и усвоение его, раздражение и торможение).

Процессы раздражения и торможения постоянно переходят один в другой. (Работа и отдых, но отдых активный). Осуществляется этот переход посредством ИРРАДИАЦИИ, КОНЦЕНТРАЦИИ И ИНДУКЦИИ. Иррадиация – возбуждение, которое обеспечивает распространение нервных импульсов от очага возбуждения к коре головного мозга, что составляет первую сигнальную систему. Концентрация сосредотачивает возбуждение в определенном участке коры головного мозга, регламентирует деятельность тех или иных органов человеческого тела. Это вторая сигнальная система – явление осознания. Индукция вызывает появление противоположных нервных процессов, ответное действие. Торможение одних участков головного мозга вызывает возбуждение в других и наоборот.

ВЫВОД

«Все, что мы знаем в реальности, исходит из ОПЫТА и завершается им».

Ганс Кребс.

Дискретность – один из законов любого умения, навыка, знания. Энергия движения сменяется энергией активной неподвижности – внутреннего усвоения приобретенного и отсеивания ненужного. Психическая деятельность – познание отсеивает избирательно, в зависимости от направленности ума и чувств. Поэтому одну и ту же роль, произведение каждый прочитывает и играет неповторимо.

Психологическая разрядка.

Из воспоминаний Топоркова о Станиславском.  Длительное время Станиславский работал с Топорковым над ролью городничего. После генеральной репетиции он сказал Топоркову: «Теперь, после десяти спектаклей, вы научитесь находить свое место на сцене, а через пятьдесят начнете думать о каждом из своих партнеров, а через сто поймете, что хотел этим произведением сказать Гоголь».

Каждому из нас это знакомо. Когда мы перечитываем какую-то книгу через год, через десять лет, мы каждый раз находим в ней то, что не заметили раньше.

Обратимся к раннему возрасту детей. Почему на вопрос: «Что тебе почитать?..» – ребенок отвечает, например: «Петушок» (и сегодня, и завтра, и через несколько дней, а взрослым уже и надоело). Оказывается, вначале ребенок усваивает именно существительные (а потому и изъясняется ими, вынимая их из смыслового потока): дед, баба, курочка – а глаголы только слышит (подготовка к осознанию), но говорить начинает через некоторое время.

В речи так же: вначале ребенок осознает связь предмета с обозначающим его словом, то, что ПРЕДСТАВЛЕНО перед его глазами (в книжном рисунке) – то есть СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ. (Формируется абстрактное мысленное представление, отвлеченное от конкретного).

Во фразах: «Покажи глазки… Принеси зайку…» Он уже понимает слова «глазки», «зайка», остальные (глаголы) только слышит, готовится к осознанию, что можно назвать «опережающим обучением».

Почему он приносит зайку, показывает глазки?.. Потому что мы, многократно повторяя слова, показываем жестом – «там», на себя – «мне», машем руками, качаем головой с одобрительным выражением лица, если ребенок пошел к тому месту, где лежит зайка…

Ребенок читает наши жесты, а еще больше – выражение лица. Так же постепенно осознается смысл глаголов. В такой же последовательности малыш усваивает прилагательные. Сперва прислушивается к новым звуковым сочетаниям… Усвоение идет через многократный повтор с помощью жестов, мимики. Но здесь огромную роль играет ИНТОНАЦИЯ. На это обратим внимание.

Взрослый читает: «Ушки у зайки большие», – голос бессознательно становится более низким, громким, слово растянуто: «А у мышки – маленькие», – голос высокий и тихий: «Глазки у котенка веселые, а у щеночка – грустные», – меняется ритм произнесения, темп, регистр: «Волк зло-о-ой, лиса хи-и-итрая»… 

Остановимся на интонационном воспитании детей в домашних условиях и в условиях детского сада. Мало кто из воспитательниц будет читать сказки так, как читает их мама.

Восполнению этого пробела раннего возраста поможет выразительное пропевание слов в работе над метро-ритмом и при освоении нотного стана. Интонационное их разнообразие изменяет выражение лиц. Помогает освоению интонационной выразительности психомоторика, то есть прохлопывание ритма пропеваемых слов, а также пение песен с одновременным прохлопыванием или вышагиванием ритмического рисунка. Через двигательные, мускульные ощущения ребенок накапливает и тренирует оттенки чувствований, их глубину и разнообразие. Позже он реализует их при игре на инструменте, слушании музыки, в повседневной жизни.

Таким образом, усвоение многих разделов музыкальной грамоты может хоть в какой-то мере помочь реализации невостребованных рефлексов, расшифровке эмоциональной стороны речи, которая несравненно богаче смысла слов.

Позже, слушая слова, прочитанные по бумаге, человек, лишенный возможности высказать СВОЕ мнение, предложение (в которых огромное значение имеют не только мысли, но и выразительность их проговаривания), теряет ощущение СИГНАЛЬНОГО значения слова, ведь оно обращено к разуму БЕЗ ВКЛЮЧЕНИЯ ЧУВСТВОВАНИЙ. Не потому ли столько слов говорится?.. Глубину смысла стараются передать через КОЛИЧЕСТВО СЛОВ, а не разнообразие интонаций.

Когда ребенок начинает говорить, он осваивает вначале существительные, затем глаголы, прилагательные… Причем на всех этапах главенствует детская формула усвоения: «Вначале слушаю. А потом начну говорить!» 

В рамках каждого этапа освоения речи (существительные – глаголы – прилагательные) ребенок расширяет опыт постепенного запоминания через осознание подобия и различия. Это некая пирамида, в которой главное – то, что подлежит усвоению, – многократно повторяется, связывается с «фоном», еще не осознанным, но уже присутствующим… 

Аналогично усваиваются вопросы и ответы.

В начале: ЧТО ЭТО?.. КТО?.. КУДА?.. ГДЕ?.. 

Затем – КАКОЙ?..

И, наконец, – ПОЧЕМУ?.. ЗАЧЕМ?.. (Философские вопросы).

По закону дискретности ребенок познает окружающее, все виды знаний, в том числе и музыкальный язык. Для этого необходима разработка пошагового освоения музыкального языка, в котором были бы учтены два аспекта:

  • психологический аспект – оптимизация обучения, сенсорно-оперантный метод приобретения знаний (чувственно-двигательный);
  • познавательный аспект – доступность усвоения с различной конечной целью для будущих музыкантов и для тех, кто учится для себя.

В этом заключается идея приобщения всех детей к миру музыкального искусства.

Естественно, пошаговое освоение требует систематизации учебного материала по каждому из видов знания, в котором главным была бы не программа по грамматике музыкального языка и сольфеджио, а логика музыкального процесса, – то, что необходимо тем и другим.

В этом случае меняется роль педагога. Он должен научиться управлять самостоятельными действиями учеников.

Каждое действие – операция, шаг. Эти шаги получили название алгоритмов. Усвоение шага: постоянное его повторение с вариантами в рамках одного вида работы (углубление понимания, использование в других видах деятельности, создание широких ассоциативных связей, осознание которых надо ожидать не сразу). Каждый новый шаг – открытие, сделанное самими учениками или через действия, подсказанные педагогом.

Алгоритм (по латинской форме имени среднеазиатского математика Аль-Хорезми) – система* операций**, применяемых по строго определенным правилам, которая после последовательного их исполнения приводит к решению поставленной задачи.***

Что такое «применение по строго определенным правилам»?

Такими правилами являются:

1. Последовательность усложнения. Чем младше возраст ученика, тем меньше объем шага (реализация природного механизма дискретности).

Процесс усвоения можно сравнить с формой рондо, в котором известное-рефрен постоянно чередуется с новым материалом – «эпизодами».

2. Направленность шагов: раскрытие выразительности музыкального языка, от разъединения элементов музыкальной речи с постоянной вариантностью ритма, динамики, темпа, регистра к постепенному объединению всех средств выразительности.

3. Знания добываются самостоятельными усилиями каждого ученика, а не присвоением их через словесные определения. Учащиеся обучают сами себя путем выполнения определенных действий, которыми управет педагог (метод реализации понятия «учащийся», т. е. обучающий самого себя).

Знание и понимание механизма ОРИЕНТИРОВОЧНОГО РЕФЛЕКСА должно привести к выводу о необходимости исключить из методик узкое понятие ОБУЧЕНИЕ, на дело всей жизни – помогать САМОРАЗВИТИЮ.

Итак, третье: ЗНАНИЕ И ПОНИМАНИЕ

СВОЕЙ РОЛИ ВОСПИТАТЕЛЯ И ПЕДАГОГА.

В природе развитие обеспечивает бесконечно изменяющаяся среда обитания. Чем большим количеством приспособительных действий обладает живое существо, тем выше его ступень на эволюционной лестнице. Перед Homo Sapiens был «человек умеющий».

Выводы: усвоению знаний способствуют бесконечно изменяющиеся формы конкретной деятельности как основы абстрактного мышления, присущего только человеку, которое никогда не должно порывать с действительностью. Чем большим количеством действий и вариантностью каждого из них обладает ученик, тем больше уверенности, что музыка станет потребностью его жизни, независимо от избранной профессии.

Путь к «Знайке» идет через «Умейку». Прочность знаний связана с постоянной тренировкой психических актов ощущений и восприятий, которые являются основой представлений в умственном плане. От УМения идет естественное развитие УМственных способностей, интеллекта. Понять это – значит определить для себя, педагога, на всю жизнь правильный путь усвоения знаний. Правильный потому, что обучение конкретным действиям согласуется с природой детского сознания, то есть путь – от действий к обобщениям, выводам, законам, а не наоборот.

Почему?..

Потому что в эволюции Homo Sapiens самыми последними формировались речевые зоны.

«Один из самых верных способов уродования мозга и интеллекта – формальное заучивание правил. Создается дефицит умений и навыков при обилии слов, сути которых ученик не понимает». 

Э. В. Ильенков. «Идолы и идеалы».
Глава «Школа должна учить мыслить».

Разбор домашнего задания

  Какой глаз закрывают, нормализуя зрение?.. Закрывают сильный, здоровый, заставляя напрягаться больной…

Так же, как слепота, глухота развивают остроту восприятия других чувств, так ЗАПРЕТ НА ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВ РАЗВИВАЕТ МЫШЛЕНИЕ, обладающее неповторимостью, и все окружающее становится ПИЩЕЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА.

Школа Пифагора
(школа молчания)

Представим себе, что после уроков в этой школе юноши готовят задания: читают книги, записи, молча размышляют над прочитанным, услышанным в классе.

Во время отдыха – прогулка в саду, возделывание земли, разведение цветов, гончарные работы, рисование… И здесь мысли порой возвращаются к заданному…

На следующий день – беседы с учителем. Каждый высказывает именно свое суждение, отстаивает его в споре… Все читали ОДНО, видели ОДНО, а запомнили РАЗНОЕ. Выводы и пути раздумий над прочитанным тоже разные. Поэтому ВСЕ ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЮТ, каждому есть что дополнить, у всех СВОЯ точка зрения… И так – по каждому предмету.

Развивается мышление – в прямом и точном значении этого слова, потому что освещение каждого вопроса МНОГОВАРИАНТНО, потому что ученическая деятельность УРАВНОВЕШЕНА и рациональными, и эмоциональными нагрузками. Созданы условия для объединения в знаемом индивидуального понимания, потому что высока доля САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ как в правильных, так и в неправильных предложениях, выводах.

Множественность взглядов, решений по поводу одного и того же становится материалом для мыслительной работы наедине, накладывает отпечаток на то, что еще предстоит изучить.

Из глубины веков.

Диалог Сократа с Главконом.

Главкон:

– Почему, когда ученик отвечал тебе, ты делал вид, что он открывает тебе неизвестное?..

Сократ:

– Я хотел, чтобы ученику было интересно мне отвечать!

Вспомните в этой связи довольно типичную ситуацию на экзамене, когда члены комиссии разговаривают меж собой, а предоставленный самому себе ученик невольно ощущает ненужность, эмоциональную подавленность, хуже играет, замолкает в растерянности…

В роли педагога мы должны: создавать интерес по отношению к своему предмету, опираясь на силы саморазвития ученика, заложенные самой природой, и ни в коем случае не подавлять эти силы. Надо сохранять индивидуальность ученика, воспитывать его чувство собственного достоинства, беречь его здоровье, не разрушать его систему жизнеобеспечения, развивать конкретное мышление на основе эмоциональных восприятий.

Если воспитательные и педагогические усилия не дают результата, это значит, что взрослый не учитывает природу детского восприятия, индивидуальность маленького человека. Весь организм ребенка автоматически включает системы самосохранения: вводит в действие оборонительный рефлекс и отключает ориентировочный.

Рассмотрим взаимосвязь между здоровьем и методами ведения урока.

Интервью Волкова с М. Ростроповичем.

Волкова интересовал вопрос:

– Как реагировал Д. Шостакович на исполнение своих произведений?

– Шостакович говорил: «Блестяще, блестяще!..»

– Делал ли он какие-то замечания?..

– Нет, всегда говорил эти слова.

– Никогда ничего не рекомендовал? 

– Рекомендовал только тем, кто мог эти рекомендации выполнить. Если ценил человека как музыканта, позволял себе критику…

– А других критиковал?..

– Нет, он говорил, зачем такого-то критиковать, если он не может сделать лучше?..

(«Знамя», 1990 г., стр. 221).

Главное при индивидуальном подходе – НЕ ТРЕБОВАТЬ НЕПОСИЛЬНОГО.

ОПЫТ

Курт Левин (австрийский психофизиолог) провел эксперимент под названием «ПОГЛАЖИВАНИЕ».

В двух стеклянных резервуарах помещено по 12 мышек. Задача работников лаборатории: каждые полчаса один из них поднимает крышку с надписью «ПОГЛАЖИВАНИЕ» и гладит спинки мышек три раза. На спинках номера, чтобы не пропустить ни одной, а кого-то не погладить дважды. Кормили и поили мышек одинаково, но В ДРУГОМ резервуаре мышек НЕ ГЛАДИЛИ.

Вскоре начали сказываться результаты… Первое, что удивило ученых, это ВЕС мышек. Те, кого поглаживали, выросли больше тех, кого не гладили.

Когда мышки заболевали, то с болезнью легко справлялись обласканные, а необласканные справлялись с болезнью с трудом или справиться не могли…

Невольно встает вопрос, можно ли установить обратную связь СО ВСЕМИ УЧЕНИКАМИ?..  Иногда трудности связаны с интересом ученика в другой области знаний, например: шахматы, компьютер…

Рассказывают, что как-то к Сократу пришел отец с мальчиком и попросил взять того в ученики. Сократ повел мальчика в соседнюю комнату, чтобы познакомиться. Через некоторое время он вышел и сказал: «Я возьму твоего сына за двойную плату». – «Почему?.. – удивился отец. – «Потому что, прежде чем я смогу его чему-то научить, его надо научить МОЛЧАТЬ».

И все-таки, можно ли преодолеть безразличие к предмету или не допустить его?.. Есть в руках педагога сильнейшее средство – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ по отношению к себе и своему предмету.

На чем они должны быть основаны?..

На уважении индивидуальности, на управлении познавательным процессом в согласии с природой ориентировочного рефлекса, на предоставлении возможности самостоятельных действий, которые не критикуются (потому что всякое начало трудно!), а поощряются.

Познакомимся!

«Павловские среды»:

«Человек прежде всего воспринимает действительность через первую сигнальную систему, затем становится ХОЗЯИНОМ действительности через вторую сигнальную систему (слово, речь, научное мышление). СЛОВО как раздражитель теряет свое сигнальное значение, если СИСТЕМАТИЧЕСКИ не подкрепляется раздражением первой сигнальной системой действительности».

Закон эволюции подсказывает, что в начальный период приобретения знаний главенствующая роль должна быть отведена не второй сигнальной системе (слову), а первой сигнальной системе – действиям!

«Нужно помнить, что вторая сигнальная система, оторванная от первой, перестает быть средством правильной ориентировки в действительности, что вторая сигнальная система имеет значение через первую сигнальную систему, а если она отрывается от первой сигнальной системы, то вы становитесь пустословом, болтуном».

Отличие живой природы от неживой – ощущение, движение, то есть способность САМОизменения, САМОсовершенствования. Биохимические реакции внутренней среды находятся в зависимости от внешней и диктуют выбор поведения.

По И. Павлову, любое научение, действие есть приобретение условных рефлексов. Эти действия, деятельность каждого вида направлены на выживание. Повторяясь миллионы лет, как благоприятные для сохранения жизни, они становились инстинктами, безусловными рефлексами, генетической программой вида. Безусловные рефлексы – это длительный путь проб и ошибок.

При столкновении с окружающей средой одни действия становились вредными, бесполезными. Они при определенном количестве повторений (проверок) переходили в тормозное состояние и блокировались (в Новой Зеландии, например, птицы перестали летать: нет хищников).

В экологической нише полезные действия закреплялись, живое существо приобретало все новые навыки приспособления. То есть жизнь, с опорой на охранительное врожденные инстинкты, «прибавляла ума», заставляла вырабатывать более совершенные действия, поведение. Дарвин доказал: вымирают наименее приспособленные, таким образом, неудачные признаки потомству не передавались.

Если принять время развития всей живой природы за ОДИН ГОД, то появление человека можно отнести к самому концу года, к 31 декабря, а если еще точнее – то: 31 декабря, 23 часа 50 минут… 

В историческом плане человек еще младенец. По эмоциям мы – братья с высшими животными, причем чувства наши за последние тысячелетия вряд ли существенно изменились… В области разума мы впереди. Однако, как и в прошлом, в этой области многое для нас непостижимо…

Так как в природе ничто не повторяется с абсолютной точностью, то все живые существа приобретали все большее разнообразие ощущений, а значит и все большую вариантность эмоциональных откликов на внешние и внутренние воздействия. Совершенствовалась, становилась все более тонкой степень различений положительного и отрицательного. Росла кора головного мозга, «жилище» условных рефлексов, все больше становилось нейронов, несущих ту или иную информацию.

Для чего нам надо это знать?..

Для того, чтобы СЛОВО не потеряло свое сигнальное значение; чтобы подрастающий человек мог правильно ориентироваться в окружающей действительности; чтобы не передать будущим поколениям искаженных механизмов приспособления, в которых утрачиваются формы человеческого поведения и здоровье.

Жизнь схематически можно представить в виде дерева. От рождения вверх и в стороны расходятся ВАРИАНТЫ СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Варианты даже одного действия бесконечно разнообразны, а размеры вариантности «дерева жизни» каждого человека должны возрастать до космических размеров.

Однако мы часто стараемся уменьшить вариантность до примитива, понимая процесс воспитания и обучения не как развитие живого существа, а как процесс ПОДЧИНЕНИЯ своему «Я».

Педагог, воспитатель, не учитывающий природных механизмов в общении с детьми, приобретает авторитарность мышления, постепенно теряя человечность, вырабатывает диктаторский метод, основанный на беспрекословном подчинении. И главным методом приобщения к знаниям становится насилие. Человек с авторитарным, властным складом мышления не чувствует потребность изучать законы природы. Он УСТАНАВЛИВАЕТ их САМ.

Мы с вами часто сталкиваемся с людьми, которые ОБЕЩАЮТ, НО НЕ ВЫПОЛНЯЮТ ОБЕЩАННОГО. Будем снисходительны к ним: они не виноваты. Их «изготовили» искусственным путем, не давая реализовать генетические потребности первой сигнальной системы, потребности ДЕЛА, действий, деятельности… У них потеряна связь с действительностью, понимание, что такое ЗАКОН ОБРАТНОЙ СВЯЗИ.

Психологическая разрядка.

Открытие стадиона в Лужниках.

Предстоит матч с Японией. Жара. Народ не только на трибунах, но и в проходах, на ступенях… Диктор объявляет: «Сейчас выступит японский генерал…» Генерал говорил 27 минут. Когда он наконец закончил, то от облегченного вздоха болельщиков обвалилась бы крыша, если б она тогда была… Встает диктор и говорит: «А теперь прослушайте перевод речи генерала…» Снова вздох, но уже наполовину со стоном. А переводчик сказал: «Наса генерала сказала: в здоровом теле – здоровый дух!» – и сел. Трибуны взорвались аплодисментами.

Или еще один пример – о человеке дела.

Рано утром на квартиру Ф.И.Шаляпина прибегает взволнованная певица и просит его обязательно прийти к 12 часам в театр: будет профсоюзное собрание – обсуждение объявленной уравниловки.

Шаляпин: «Что это такое?»

Певица: «Нам сказали, что теперь все будут получать одинаковое жалование: дирижер, рабочий сцены, билетеры…»

Шаляпин пришел на собрание с некоторым опозданием, сел, прослушал бурные дебаты с чиновником и вышел.

В половине седьмого он пришел в театр в робе и сапогах и начал таскать кулисы. Через некоторое время к нему подошел дирижер и сказал: «Федор Иванович, пора готовиться к спектаклю».

Шаляпин: «Сегодня за меня будет петь Федя. Я работаю за него сейчас».

Спектакль был сорван, выплачена неустойка. На следующий день уравниловка в театре была отменена.

Тема для обсуждения:

ПОЧЕМУ СОКРАТ ХОДИЛ БОСИКОМ?..

Сократ жил в V веке до нашей эры. Вся его жизнь связана с учениками и является редким примером согласия со своей философией. Свое призвание он видел в исследовании поступков своих и других людей. Изучение мотивов человеческого поведения было задачей философии (психология появилась намного позже). В Древней Греции философия не была отвлеченной наукой, а служила человеку в его практической жизни. Философию изучали политические деятели, священнослужители, поэты, музыканты, скульпторы, художники – не только в древности, но и в Новое время. Известны слова Бетховена: «Если бы я не изучал каждый день философию, я бы не написал ни одного из своих произведений».

Тираны запретили Сократу вести беседы о морали с юношами. Обвинение гласило: Сократ прививает им СВОБОДОМЫСЛИЕ.

Сократ говорил:

«Человек, получивший право повелевать, становится тираном, творит насилие и произвол, так как нарушает закон мироздания, в который входят нравственность и мораль».

Слова «ходил босиком» – образное выражение философов, живших намного позже, они дают нам понять, что главным предметом его исследований были люди, но не те, которые ради собственной выгоды научились лгать… Истоки нравственного уродства Сократ видит в ИЗЛИШЕСТВАХ.

Из мифологии: Геракл возвысил Антея и тем самым умертвил его. Нет более верного средства убить человека в человеке, чем незаслуженно возвысить его…

Связь с народом сделала Сократа духовно богатым и счастливым. Только здесь он находил то, что называл добродетелями: мудрость, храбрость, умеренность, справедливость.

Главный предмет философии Сократа – НРАВСТВЕННОСТЬ. Его диалоги подготовили нравственное возрождение общества.

Что он внушал юношам?..

К морали, нравственности, добру не приводят одни слова, нужны примеры собственного поведения.

Возвышение себя унижает окружающих.

Возвысивший себя теряет в себе человека (легенды, баллады, сказки всех народов и история всех государств свидетельствуют об этом).

Человек, возвысивший себя, теряет связь с действительностью, поэтому деятельность его наносит вред (образно говоря, СТВОЛ теряет связь с КОРНЯМИ, дерево усыхает).

В Древней Греции победителям оказывали почет. Они входили со своим войском не через ворота города, а через выломанный проем. Этот ритуал означал, что с таким полководцем горожанам нечего бояться. Лавровый венок славы он получал в верхнем городе. Но здесь же его подвергали очистительному осмеянию, его бранили, чтобы оберечь от злых сил сомовосхваления.

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.94 сек
SQL запросов: 171