УПП

Цитата момента



— Я тебя люблю.
— Хорошо, а теперь то же самое, но своими словами.
© bormor

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Дети цветы, но вы – не навоз на грядке. Цветок растет и стремится все из почвы вытянуть. А мудрость родителей в том и состоит, чтобы не все соки отдать, надо и для себя оставить. Тут природа постаралась: хочется отдать всё! Особенно женщину такая опасность стережет. Вот где мужчине надо бы ее подстраховать. Уводить детей из дома, дать жене в себя прийти, с подружкой поболтать, телевизор посмотреть, книжку почитать, а главное – в тишине подумать.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как быть мужем, как быть женой. 25 лет счастья в сибирской деревне»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Глава 4. НАСЛЕДСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ

Недостаточно овладеть премудростью, надо также научиться ею пользоваться.

Цицерон

Законы природы и законы человеческие

Что такое народная мудрость?.. Это накопление, сохранение и следование великому закону взаимозависимости, взаимопользы, взаимопомощи.

Народная мудрость приобреталась не в школах, не в институтах, она передавалась в труде рядом со взрослыми, по наследству, генетически. Она выражена в стремлении жить в согласии с законами мироздания.

Читая В. А. Солоухина.

Любовь к природе, знание ее выражено в обрядах: в первый день сева люди одевались во все чистое, шли на поле, как на праздник, становились на колени и просили землю-кормилицу о помощи. Не утюжили землю тракторами и комбайнами, не жгли стерню по теплу, уничтожая все живое, что рыхлит и обогащает почву.

Песни сопровождали любые виды работы. Их пели все, а не заезжие артисты. Мудрость народа выражена в пословицах и поговорках. Любовь передана в названиях трав, цветов: касатик, чистотел, заманиха, стыдливица, солнцегляд…

Во всех названиях – наблюдение за жизнью растений: к чему пригодны, где любят расти, какой у них «характер»?.. Приобретенную мудрость не отметали, не охаивали, а стремились сохранить, приумножить, через наблюдения за природой раскрывали особенности поведения человека.

Многое объясняла практика обряда крещения. При опускании младенца в воду одни вытягивались, другие сжимались в комочек. Вот она, изначальная данность, природа, которая не критикуема!.. Давайте предположим дальнейшее поведение подрастающих малышей – первого и второго…

Вновь обратимся к наблюдениям В. А. Солоухина.

ХМЕЛЬ, едва появившись на свет, ИЩЕТ ОПОРУ. Если ее рядом нет, то он будет ползти, пока не найдет. Был проделан такой опыт: росток начал движение влево, а испытатель натянул шпагат справа. Росток пополз в сторону натянутой опоры, как будто он зрячий. (Удивительно, что двигается стебель по часовой стрелке, так же, как выливается вода из ванны).

А разве нет таких людей, которые живут в постоянных поисках опоры; другие же – наоборот, сами становятся опорой, им приятно ощущать собственную силу.

МИМОЗА, стоит дотронуться до ее листьев, мгновенно свертывается.

И есть такие люди, которые от взгляда, слова «закрываются», «свертываются».

ОДУВАНЧИК прячет свое соцветие в пасмурную погоду и вечером, но раскрывается навстречу солнцу, свету.

Найдите сходство с поведением человека.

Читая Л. Н. Толстого.

Черемуха вырастала в тени липы. Подросши, она выдвинула ветвь, вцепилась отростком ее в землю, отрастила из нее корень и ушла из-под тени.

Когда невмоготу, то и деревья начинают ходить!..

В ПРИРОДЕ ВСЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО, НЕТ НИЧЕГО ЛИШНЕГО, НАПРАСНОГО.

У каждого вида свой характер, свои привязанности, симпатии и антипатии. И там нет претензий одного вида к другому.

Это только человек делает замечания каждому, кто не соответствует «ЕГО СТАНДАРТУ», показывая этим свое непонимание того, что КАЖДЫЙ НЕПОВТОРИМ, что неповторимость надо уважать, а не критиковать.

Читая В. А. Солоухина.

КРАПИВА, почему мы ее не любим?.. Потому что знаем ее только по прикосновению: она жалится!.. Мы обходим ее стороной.

И все же – давайте познакомимся с крапивой поближе. Крапива – путешественница, она не может жить без человека. Только поставит кто-то забор, срубит колодец – она тут как тут. А до этого ее поблизости не видно было. Сейчас по зарослям крапивы узнают, где были стоянки наших предков. Еще народ подметил, что крапива разрастается в тяжелые годы. Может быть, она «знает», что нужна людям – и спешит на помощь. Крапива – одна из самых питательных и целебных трав. Ее темный цвет показывает, что в ней большое количество железа. Издавна ею лечили малокровие.

А вот – из научной статьи, о сходстве характера крапивы с характером человека: «Крапива напоминает людей, которые делают очень много хорошего, делают нужное дело, но не показывают этого. Ее сила и красота замкнута в себе».

Часто мы слышим: «И что это он нашел в ней?..» Или: «Уж я бы никогда за такого не вышла…» Они имели счастье обратить внимание не на внешнее, а разглядеть в другом человеке спрятанную для многих красоту души.

На основе длительного наблюдения за жизнью растений, животных рождалось и бережное отношение к природе. Не переделывать природу, а понимать ее и следовать ей, чтобы жить по ее законам разумной целесообразности, беречь окружающий мир. Без научных изысканий, без научных формулировок, симпозиумов и форумов народ знал и понимал, что каждое растение обладает способностью чувствовать. Оно входило в обыденную жизнь и передавалось по наследству.

Каждое растение «ЗНАЕТ», где ему лучше: почва, свет, влажность, температура. Есть такие растения, как иван-чай, мак, семена которых могут долго пролежать в земле (до десяти и более лет) в ожидании, когда какие-то мешающие им растения на поверхности не срубят, скосят или они сами не сгниют. И только тогда прорастают семена. Соседей надо выбирать. Ромашка, василек в небольших количествах очень полезны для пшеницы, потому что их корни выделяют в почву вещества нужные для злаков. А в большом количестве они становятся сорняками (не так ли среди людей: МНОГО ДОБРА ДО ДОБРА НЕ ДОВЕДЕТ).

В шестидесятые годы В. Токин открыл фитонциды, летучие вещества, выделяемые высшими растениями. Они способны подавлять рост бактерий, грибов и простейших, затрудняющих развитие растений. На окружающую среду фитонциды действуют по-разному. Для одних польза, для других – вред, для третьих – гибель.

Для самого растения эти летучие вещества создают стерильную зону. Если ранен ствол, ветка, лист, то они действуют наподобие йода, марганца, борной кислоты, убивая все микроорганизмы, летающие в воздухе. Однако из-за фитонцидов ни один цветок не выдерживает соседства в букете с незабудкой, ландышем, сиренью…

Непроросшее семя… Так и взрослый человек иногда всю жизнь остается ребенком, не может раскрыть себя, слывет недотепой, чувствует себя глупым в одной компании и умным, смелым – в другой.  А мы-то порой негодуем: «Что ты дружишь с этим?.. Ведь слова не скажет!» Может быть, это в НАШЕМ присутствии отнимается у кого-то язык. А мы сразу – выводы, штампы, однозначность…

Дети обладают природной чуткостью, интуицией: «Сережа, дай руку этой тете, поздоровайся!» А Сережа прячет обе руки за спину. Но он же тянется к совершенно незнакомому человеку… Может быть, У КАЖДОГО ЕСТЬ СВОИ ФИТОНЦИДЫ?..

Народная мудрость давно очеловечила природу, через нее научились не осуждать индивидуальность, не переделывать. Отношение к природе формировало отношение людей друг к другу и каждого – с окружающим миром.

«Нет ни растений, ни животных, а есть один неразделимый органический мир».

К. А. Тимирязев

Читая «Разум цветов» М. Метерлинка.

«Природа точно рассчитала, сколько должно остаться живыми от данного вида: ИЗ ДВУХ – ДВА!  Если будет два с четвертью мышонка, котенка, василька, лягушки, карася или комара, то этот вид через некоторое время заполнит все пространство. То есть, сколько бы ни было миллионов икринок, спор, семян, все погибнут, чтобы оставить после себя два экземпляра».

Органический мир – целостен, он – ЕДИНЫЙ И НЕДЕЛИМЫЙ!..

Вывод. Недооценка понимания единства органического мира разрушительна – как по отношению к флоре, фауне, так и по отношению к человеку…

Э. Хемингуэй это понял и афористично выразил: «Не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по тебе…» 

Для чего нам надо это знать?..

Для того чтобы понять: законы развития едины. В органическом мире это взаимозависимость, взаимосвязь, взаимопомощь.

В человеческом сообществе их назвали вечными ценностями или законами морали.

Обратимся к наследственным механизмам, работающим в нас… Долгое время считали, что мозг новорожденных похож на чистый лист бумаги. И хотя практика отвергала это, но, объявив генетику лженаукой, на доказательства обратного не обращали внимания или слишком явное противоречие игнорировали.

Несколько десятилетий назад поощряли решение десятиклассников ехать поднимать сельское хозяйство. Энтузиазм! И… сколько искалеченных жизней, самоубийств.

Оказывается, если в предшествующих поколениях не было тех, кто был связан с крестьянским трудом, адаптация к нему невероятно сложна. Нужны исключительные условия: интерес.

Сейчас многие городские жители уезжают в деревню и, к своему удивлению, несмотря на сложности быта, радуются такому изменению в своей жизни. Значит?..

Безусловные рефлексы. Наследственная память. Набор проверенных и выстраданных поколениями действий, переданных по наследству другим поколениям, чтобы облегчить им жизнь на пути дальнейшего развития – приспособления к постоянно меняющейся среде обитания.

В стаде чёрных кабанов выделяются особи с белыми хвостиками. Сколько тысячелетий или миллионов лет формировалась забота о потомств, чтобы малыш не потерялся. Тиграм ЭТО не надо. У них мама всегда рядом.

Хранителями и передатчиками генетической информации являются ДНК и РНК (дезоксирибонуклеиновая и рибонуклеиновая кислоты).

Вспомним! Ген – материальный носитель наследственной информации – обеспечивает преемственность в поколениях того или иного признака или свойства организма.

ОПЫТ

Для мучного червя в муке делают «изгородь» под слабым током. На протяжении своей жизни в этом состоянии он несколько раз получает электрические удары. Затем червь становится куколкой, и когда из нее появляется жучок, он, несмотря на небольшое жизненное пространство, не приближается к «изгороди».

Для мышей делают лабиринт, при выходе из него – кусочек сыра. Эксперимент повторяется в течение нескольких недель. Мышь, привлеченная запахом, каждый раз проходит лабиринт немного быстрее прежнего. Постепенно она выучивает дорогу и в конце концов находит выход за рекордно короткий срок. Ее мышата «ставят рекорды» уже с самого первого забега по лабиринту. Память о приобретенном опыте передается с каждым поколением мышей. Путь в лабиринте становится все короче.

Только что вылупившимся цыплятам показывают рисунки: кубики, треугольники, круги… Цыплята спокойно клюют свой первый корм. Затем показывают другие рисунки, напоминающие кошку, коршуна. Цыплята перестают клевать и в страхе сбиваются в угол.

У только что появившегося на свет котенка есть нейрон, который реагирует на «мяу».

Почему появились люди с черной кожей?..

Что такое монголоидный тип лица?..

Отчего люди РАЗНЫЕ?..

Еще Дарвин удивлялся поведению муравьев. Мозга еще нет, только ганглии, нервные узелки, скопление нервных клеток и волокон, но какое огромное количество инстинктов*. Дарвин назвал муравья «интеллектуалом»**.

Муравей еще и «тяжеловес». Он поднимает груз в пятьдесят раз тяжелее собственного веса.

Постоим над муравейником, понаблюдаем. Из муравейника выбегает муравьишка, бежит, торопится. Навстречу ему ползет с тяжелой ношей другой. Вот они остановились на мгновение, прикоснулись друг к другу усиками-антеннами – и первый начинает помогать тащить груз второму.

Давайте их пометим. Через некоторое время оба они выбегают из «дома» и вместе отправляются в ту сторону, откуда нес свой груз первый. Как будто при помощи усиков-антенн они поговорили между собой:

– Помоги мне дотащить это «бревно». Устал ужасно!

– Ладно, а ты потом покажи мне, где есть такой строительный материал.

Или тащит муравей веточку, наткнулся на препятствие, старается перетащить ее. Ничего не получается. Он убегает в муравейник и возвращается с помощником. Оба тащат веточку, без результата. Мимо бежит третий и сразу же начинает помогать – без лишних «разговоров», без «просьб» о помощи. Удивительно!

Несколько лет тому назад в новосибирском Академгородке энтомологи Ж. Резникова и Б. Рябко проделали серию опытов. Вот один из них. Изготовили деревянную гребенку и на 21-й зубец прикрепили пищу, которая нравится муравьям. Вы, наверное, знаете, что в муравейнике строгое деление по «профессиям»: строители, охрана, фуражиры…

Вот из муравейника выбегает мураш, по поведению – фуражир, и движется вверх-вниз по гребенке, не пропуская при этом ни одного зубца. Вот он достиг 21-го. И что же?.. Вы думаете, он набросился на корм? Нет! Он спустился и по прямой помчался в муравейник. Оттуда начали выбегать его собратья. Если фуражира пометить, то он может быть среди них, но не обязательно первым. Итак, даже без проводника муравьи не повторяют его путь, а бегут сразу до основания 21-го зубца и поднимаются вверх к добыче. Может показаться, что муравьи умеют считать. Но оказывается, что фуражир ПОМЕТИЛ свой путь от 21-го зубца к муравейнику эфирным запахом (на разную добычу и запах разный), диминуэндо к муравейнику. А муравьи ползли по этому указателю-крещендо на запах. Биохимический язык муравьев помогает «разговаривать» на довольно обширные темы.

Маленький грифенок ужасно некрасив, но родители его очень любят. Они готовят для него гнездо – такое большое, что в нем может улечься человек. Когда малыш появится на свет, родители ни на минуту не оставляют его одного. Если папа собирает корм, то мама рядом с малышом. Когда мама отправляется за кормом, птенца опекает папа-гриф. Если сильно печет солнце или идет дождь, один из них расправляет над грифенком свои крылья. Но пройдут дни, и в строго определенную эволюцией минуту родители покидают грифенка. Пора быть самостоятельным!

Инстинкт работает с  точностью часового механизма.

ЗАПОМНИМ ЭТОТ МЕХАНИЗМ!

Переключение фаз развития у каждого живого существа работает так же, в том числе и у ребенка. Но в отличие от животных, пернатых, у каждого ребенка – ИНДИВИДУАЛЬНО, и уж, конечно, не тогда, когда этого захотят взрослые.

Земляная оса, поймав сверчка, делает последовательно три укола: в шею, грудку и брюшко. Почему? Потому что там у сверчка двигательные узлы. Эти инъекции парализуют добычу. В неподвижном состоянии сверчок становится живыми «консервами» для потомства. Однако, если ей помешать и не дать сделать второй укол или третий, то есть не дать реализовать инстинкт, оса бросает добычу, как будто ее и не было, и улетает за новым кормом.

ЗАПОМНИМ ЭТОТ МЕХАНИЗМ!

Следствием нереализации переданного поколениями поведения оно становится аномальным*.

Отработанный поколениями инстинкт должен действовать по заданной программе.

Паук плетет свои сети по закону геометрических фигур, по плану, который передан ему спиралями хромосом. Он действует по инструкциям, которые закреплены в ДНК.

Крот прорывает ход под гнездо фазана и фазаньи яйца сами скатываются в его норку (отсюда: «профазанил»).

Люди подсмотрели в природе: «детские сады», например, у пингвинов. «Няни-воспитательницы» окружают своих малышей, пока их мамы и папы добывают корм. В этом детском саду применяют и «пустышки», когда корм кончился, а папа еще не вернулся,  – тогда мама сует в открытые рты свой клюв – одному, другому… Пока птенцы поймут, что не получили ничего, пройдет время, а там, может быть, придет помощь.

Канадский ученый Пенфилд научил ленточных червей перелезать за кормом через преграду. Потом раскрошил «ученого» червя и впрыснул физиологический раствор «неученым» особям. На то, чтобы обучить их перелезать за кормом через преграду, понадобилось гораздо меньше времени. Этот научный опыт дал студентам повод для острот в духе черного юмора.

ВЫВОД. Кроме безусловных рефлексов, врожденных, есть условные рефлексы. В них суть всех видов научения. Они приобретаются организмом в течение индивидуальной жизни.

ЗАПОМНИМ ЭТОТ МЕХАНИЗМ!

Условные рефлексы могут исчезать и восстанавливаться. Но это происходит  не сразу. Чем дольше закреплялись условные рефлексы, тем больше времени уходит на их преодоление.

Вопрос: может ли человек кардинально изменить видовое поведение животного?..

ВЫВОД. Воспитание и обучение возможно только в согласии с природой и генетикой данного существа.

Вопрос Куклачеву: как вы дрессируете кошек? До вас считалось, что это невозможно.

Куклачев: «Я их не дрессирую, я с ними играю. Они делают то, что доступно их природе».

Рефлекторные центры – ПЕРВАЯ сигнальная система. Прикрывая их, как плащом, начала разрастаться ВТОРАЯ сигнальная система – КОРА ГОЛОВНОГО МОЗГА, высшие отделы нервной деятельности. Чем больше кора, тем больше способность к обучению: изменять свое поведение, создавать себе более благоприятные условия для выживания и развития.

ЗАПОМНИМ ЭТОТ МЕХАНИЗМ!

Чем большим количеством действий обладает живое существо, тем выше оно поднялось по эволюционной* лестнице. Все действия, закрепленные генетической памятью, санкционированы подкорковыми отделами головного мозга. Вредного и бесполезного они не допускают!

Благодаря коре головного мозга животное способно предвидеть ситуацию: тигр подползает к добыче с подветренной стороны, может долго подкарауливать ее, но не в любом месте, а, например, близко к тропе, куда звери ходят на водопой. Он ступает так тихо, что не треснет ни одна ветка под его лапами.

Животное может всю жизнь не болеть, но когда заболеет, то будет искать ту траву, которую ему генетически «завещали» предки. Сокол «знает», как напасть на утку, как, проносясь мимо в пике, рассечь ее когтем. Все эти действия удовлетворяют потребности сохранения вида, самой жизни.

Все кошки любят молоко, мясо, рыбу, птичек. Они прыгают с большой высоты и всегда на лапы. Но в одном доме кошка, с разрешения хозяев, спит где ей угодно, а в другом только в определенных местах. В одном доме кошка бежит навстречу каждому члену семьи, а в другом – только одному… То есть эти рефлексы зависят от условий, в которых та или иная кошка живет. Как условные рефлексы могут исчезнуть?.. Почему козы и бараны ходят в горах цепочкой, друг за другом, а на равнинах стадами?.. Если несколько особей переместить, примерно через какое время они изменят свое поведение?.. Гремучая змея улавливает температуру в одну тысячную градуса. Что надо сделать, чтобы она потеряла эту способность?.. Рабочие лесоповала рассказывали о медведе, который сбрасывал бревна в реку. Вначале рабочие не поняли, почему он это делает. Дальнейшее его поведение объяснило им эту загадку. Оказывается, он глушил бревнами рыбу, бежал на излучину реки, ловил всплывшую добычу и кидал ее на берег. Лень было ловить по одной – вот он и «придумал»…

Психологическая разрядка.

 Назвать умных и глупых животных… Выясняется, что чаще всего умными мы называем тех, кого человек легче заставляет подчиниться его желаниям. А на самом деле?.. Мы говорим про хрюшку «грязнуля»! А если понять, ПОЧЕМУ она купается в грязной луже?.. Потому что грязь на ней засыхает, превращается в корку – и хрюшку не мучают насекомые. Вот и среди людей: если кто-то поступает не так, как мы считаем нужным, мы порой осуждаем его, не разобравшись…

Процесс нарастания коры головного мозга свидетельствует о том, что у высших животных и человека первая и вторая сигнальные системы – общие. Различие их в объеме и в главенствующем положении данных отделов. У животных низшие отделы регулируют работу полушарий, то есть диктуют поведение. У человека кора головного мозга способна подавить сознанием низшие отделы, рефлекторные. Разум способен затормозить инстинкты. На первое место выступает воспитание.

При встрече с разбушевавшейся стихией человек тоже бежит, спасается, как и все живое. Это диктат подкорки. Но человек способен остановиться, помочь слабому, войти в огонь, чтобы спасти даже чужого.

Голодное животное ни перед чем не остановится, чтобы утолить свой голод. Человек, как бы он ни был голоден, не бросится на соседа.

В одной из газет был напечатан рассказ о том, как перед свадьбой в кинотеатре сидели ОН и ОНА. Начался пожар. Он выбрался из горящего здания и только тогда вспомнил о ней. Бросился назад, но толпа, рвущаяся из помещения, его не пропустила. Журналист задает вопрос: была ли права девушка, когда, выбравшись из зала, прошла мимо него навсегда? 

– Да, права! У человека победил инстинкт, победило животное в нем, а не человеческое сознание.

Журналист задает вопрос: виноват он или нет? И отвечает: невиновен. Его не научили быть человеком. А причины?.. Не предоставляли возможность проявить себя воспитанным  человеком. Но от этого не легче.

Законы природы едины. Их надо знать, чтобы не разрушать отлаженные механизмы жизнеобеспечения… Хотя бы только для этого. Хотя бы не навредить, не на словах, а на деле.

Эти законы надо понять. Понять, что благоприятные условия помогли выработать способы адаптации живых существ в окружающем мире. Миллионы лет, в постоянно меняющейся среде они шифровали информацию в ДНК для сохранения жизни и передавали по наследству, чтобы оберечь следующие поколения от опрометчивых поступков, тормозящих развитие и наносящих вред организму.

МУДРОСТЬ ЗАКОДИРОВАНА В ЗАКОНАХ ПРИРОДЫ.

Для чего нам надо это знать?..

Удивиться мудрости природы, удивиться сложности даже самых простейших, с нашей точки зрения, механизмов. Понять, что все предшествующее развитие растительного и животного мира отрабатывало язык общения и формы поведения, в основе которых БЛАГО и ПОЛЬЗА. Устанавливалась ботанико-биологическая этика, которую человек ради выживания ВЫНУЖДЕН был усваивать.

Не здесь ли берет начало «очеловечивание» человека, критерием которого становится нравственность и безнравственность поступков по отношению к окружающему и между собой (Дерсу Узала).

Знание, что такое развитие по заданной программе, подсказывает: для осуществления современных призывов о возрождении… восстановлении… необходимо обратиться к ФУНДАМЕНТУ, на котором поднималось мироЗДАНИЕ: БЛАГО И ПОЛЬЗА. Именно они должны стать основой для всех видов воспитательных воздействий, так как воспитание стало главным фактором изменения наследственных структур, приобретая все более осознанную направленность.

ВЫВОД. Воспитательные воздействия, которые становятся главным фактором изменения наследственных структур человека, должны не разрушать основу, а опираться на нее.

«У человека перед животными, птицами множество преимуществ. Способность к синтезу, анализу, к отвлеченному мышлению, к искусству и т.д. Но у животных и птиц все же есть одно замечательное преимущество перед людьми: ОНИ НИКОГДА НЕ ДЕЛАЮТ ГЛУПОСТЕЙ».

В. А. Солоухин. «Камешки на ладони».



Страница сформирована за 0.75 сек
SQL запросов: 171