УПП

Цитата момента



Чем лучше джип, тем дальше идти за трактором.
А какой вы проходимец?

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чем сильнее ребенок боится совершать ошибки, тем больше притупляется его врожденная способность корректировать свое поведение.

Джон Грэй. «Дети с небес»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

 ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Диктант

щелкните, и изображение увеличится

Виды помощи к написанию диктанта.

1. Запись только рисунка мелодии над нотным станом.

щелкните, и изображение увеличится

Еще раз! Страх возникает от замечаний, которые мы не имеем права делать, потому что поставили перед учеником непосильную задачу. Запись рисунка («Зашифруй мелодию!») ученик позже может расшифровать полностью или частично. Важно, что он выполняет задания наравне с другими. Главное – он учится СЛУШАТЬ.

2. Сделать раздельную запись ритмического рисунка над нотным станом, линий движения мелодии под ним, оставляя нотный стан для записи нот, когда ученик сможет с этим справиться.

щелкните, и изображение увеличится

3. Запись мелодии по клеточкам в тетрадях по арифметике. Длина штрихов указывает на длительность звуков.

4. Можно свою «расшифровку» сверить с записью товарища, подобрать на фортепиано.

щелкните, и изображение увеличится

Природный механизм рассмотрим на практике – при изучении темы «Усвоение ладовых связей».

Приложение 2

 Формирование ладового слуха осуществляется при помощи освоения АЛФАВИТА ИНТОНАЦИЙ (шагов). Интонации постепенно складываются в звукоряды мажора и параллельного минора (наподобие кубиков).

Сенсорно*-оперантный (сенсорно-моторный) метод.

Он дает возможность реализовать потребность ориентировочного рефлекса (самостоятельной деятельности): вариантным оперированием известного; через интерес к деятельности других учеников, с первоначальным эмоциональным анализом «нравится, не нравится».

 При одновременном объединении относительной и абсолютной сольмизации создается возможность осмысленного чтения с листа, пения мелодий в любой тональности со второго-третьего урока.

щелкните, и изображение увеличится

Пример усвоения трех начальных интонаций – разучивание с голоса русской народной песни «Кукушечка».

щелкните, и изображение увеличится

Эти наглядные пособия помогают осознанию восходящего и нисходящего движения «через ступеньку» -- на линейках и между линейками и «по порядку».

Варианты самостоятельной работы:

а). Сочинение учениками мелодий на любые слова с показом их по лесенке или по нотному стану. Поет вся группа. Педагог в роли «ученика» помогает чистоте интонирования.

б). Чтение с листа с предварительным анализом интонаций.

Например:

щелкните, и изображение увеличится

При пошаговом освоении лада нет необходимости многократного проигрывания мелодии. Она воспринимается не как последовательность нот, а как последовательность интонаций. При затруднениях надо не увеличивать количество проигрываний, а уменьшать количество интонаций.

Схема последовательности интонационных шагов:

щелкните, и изображение увеличится

Психологический аспект метода. 

Происходит самостоятельная реализация ориентировочного рефлекса; развивается осмысленное изучение ладовых связей, дети комбинируют их по собственному желанию. И еще: это обучение сопряжено с наиважнейшей педагогической функцией – с ВОСПИТАНИЕМ ЧУВСТВ. При сочинении песен, которые исполняет хор соклассников, ученик интуитивно участвует в создании СВОЕГО персонажа. Это и есть освоение музыкального языка, понятное ВСЕМ, потому что звукотворчество (как неизвестное) связывается с известным – со СЛОВОМ. Выразительность мелодий-песен раскрывается даже перед теми, кого мы называем неспособными. Отсюда интерес, ПЕРЕЖИВАНИЕ созданной музыки… Свое ребенок слушает по-особому, –  значит, учится слушать вообще! Создание своих песен естественно переходит в интерес: «А как другие?..» ДРУГИЕ – это и товарищи по классу, и исполнители народных песен, и профессиональные композиторы…

ВЫВОД:
ЗНАНИЯ О МУЗЫКЕ НЕЛЬЗЯ ИЗОЛИРОВАТЬ
ОТ САМОЙ МУЗЫКИ.

Приложение 3

щелкните, и изображение увеличится

Схематическое изображение нейрона:

1 – тело нервной клетки с ядром и дендритами; 2 – нейрит; 3 – миэлиневая коробочка; 4 – конечные разветвления нейрита в мышечном волокне; 5 – перерыв в изображении нейрита.

(А. Д. Луков, К. К. Платонов. Психология.  –  М., Воениздат, 1964 г.)

Приложение 4

Группа поет слова вместе с педагогом, при этом надо обязательно всем хлопать в ладоши: короткие длительности – простой хлопок, долгие – с обхватом ладошек, для ощущения продленности звука.

Эмоциональное состояние, вызванное текстом песни, проявляется в мускульных движениях. В. М. Бехтерев называл двигательные реакции языком чувств, эмоциональной речью. (Вспомним Ш. Сузуки: дети разучивали мелодии в движении.)

Почему используются пуговицы? Потому что с ними можно выполнять действия самостоятельно (карандаши для этих целей менее удобны: они ломаются, дети их забывают, в результате уходит драгоценное время урока, создаются условия для появления в голосе учителя интонаций, не способствующих активной работе с положительным эмоциональным фоном).

ШАГ длится в течение нескольких уроков, до освоения его большинством (отстающим помощь – дополнительное пропевание слов по выложенным пуговицам – для того, чтобы определить свою ошибку).

1-й шаг.

Пропевание слов два раза и выкладывание пуговиц на линейках или между ними. Например:

Варианты на следующих уроках: пение слов на разной высоте в зависимости от персонажа. Например:

2-й шаг.

Объединение долгих и коротких звуков:

Например:

щелкните, и изображение увеличится

с 3-й линейки на 1-ю добавочную (предлагают ученики);

с ноты под 1-й линейкой к «до» между 3-й и 4-й и т.д.

Варианты пропеваются и сравниваются.

Дополнительные шаги слабо подготовленным детям: вначале только долгие и короткие длительности, или наоборот; затем между долгими короткие и наоборот. Помощь отстающим: каждый из них становится «учителем». Он проговаривает предложенные педагогом слова с хлопками в ладоши, затем их пропевает вся группа; или «проверяет» правильность задания у товарища, сравнивает со своим, находит ошибку.

3-й шаг.

Педагог использует знания о местоположении нот на нотном стане. Задание: поем слова на «фа» 1-й октавы:

на ноте «ре» 1-й октавы:

Варианты: по заданному ритму придумывание окончания фраз. Педагог начинает пение:

Сюда возможно включение транспозиции.

4-й шаг.

Вводится понятие «органный пункт». Он используется и для создания двухголосия. Группа поет придуманные слова, педагог начинает петь в унисон, а затем переходит на терцию выше или ниже (позже – импровизация мелодии). Вариант: по знаку репризы, придумывание слов по выложенному ритму. Например:

щелкните, и изображение увеличится

и т.д.

Возможно: начало фразы поется по ручным знакам педагога или ученика (без изменения, закрепление новой или трудной интонации – рефрен), окончание – импровизация-досочинение того, кто придумал слова…

Приложение 5

щелкните, и изображение увеличится

В этой серии рисунков показано развитие мозга человека (вид сбоку) на эмбриональных стадиях и у плода. Рисунки основной серии (внизу) все приведены в одном масштабе. Первые пять эмбриональных стадий (вверху) проиллюстрированы увеличенными рисунками, чтобы яснее показать детали. Три основные части головного мозга (передний, средний и задний мозг) образуются как выпуклости головного конца нервной трубки. У людей полушария головного мозга со временем нарастают на средний и задний мозг, а также частично закрывают мозжечок. Характерные для головного мозга извилины и борозды не обнаруживаются до середины периода внутриутробного развития. Если предположить, что полностью развитый головной мозг содержит порядка 100 миллиардов нейронов и что после рождения фактически не добавляется новых нейронов, то можно вычислить, что в период развития нейроны должны образовываться со скоростью более чем 250 000 в минуту.

(У. Коуэн. Развитие мозга. // Мозг. Сб. статей. – М., изд. «Мир», 1984 г.)

Приложение 6

Обертоновый звукоряд

щелкните, и изображение увеличится

Приложение 7

Схема гармонического тяготения

щелкните, и изображение увеличится

ОГЛАВЛЕНИЕ

В. П. Казначеев. Вместо предисловия                                           4

 

Промолчать не смогу…                                                            5

Глава 1. Законы природы                                                                7

Глава 2. Особенности природы восприятия                                23

Глава 3. Природа саморазвития                                                   42

Глава 4. Наследственные программы                                         61

Глава 5. Разрушение наследственных структур

(Продолжаем соединять следствия с причинами)              85

Глава 6. Потребности и желания                                                111

Глава 7. Начало конфликтов и их развитие                             175

Глава 8. Осторожно: слово!                                                         190

Глава 9. Память                          

       Познавательный психический процесс                           209

Глава 10. Темперамент                                                               235

Глава 11. Чувства                                                                        243

Глава 12. Неврозы                                                                       278

Глава 13. Психологическая защита                                          289

Пауза о счастье

Часть I                                                                                   301

Часть II                                                                                  307

Глава 14. Левое и правое полушария.

       История разрушения                                                310

 

Выводы                                                                         343

 

Приложения                                                                 363

Об авторе*

Мария Алексеевна Котляревская-Крафт, заслуженный работник культуры Российской Федерации, широко известна в музыкальном мире как опытный педагог, автор популярных учебников «Сольфеджио» для подготовительного, 1–6 классов детских музыкальных школ.

В роду Марии Алексеевны немало именитых предков, и среди них – несколько поколений музыкантов. Ее дед по материнской линии Михаил Михайлович Котляревский был губернатором города Вильно, статским советником при императоре Николае II. Бабушка – баронесса Вильгельмина Розеншильд-Паулин (в замужестве Штейн). Тетя, сестра отца – известный скульптор и художница Вера Федоровна Штейн по окончании Петербургской академии художеств в 1913 году получила премию за скульптуру А. С. Пушкина (сейчас находится в Пушкинском зале Эрмитажа). Премией была стажировка во Франции у Огюста Родена. В последние годы жизни работала в Новосибирске. Выполненные ею скульптурные композиции украшают Новосибирский государственный театр оперы и балета.

Дед Марии Алексеевны по отцовской линии Ф. Ф. Штейн упоминается в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона: «Штейн Федор Федорович – пианист и педагог (1819–1893). С раннего детства концертировал с большим успехом. Впервые приехал в Россию в 1836 г. и концертировал в Петербурге и Ревеле; основал в Ревеле музыкальное общество. В 1872 г. получил профессуру в Петербургской консерватории. Штейн был выдающийся пианист и замечательный импровизатор. Шуман, Шопен и другие знаменитые музыканты, с которыми Штейн был дружен, высоко ценили его дарование».

Отец – Алексей Федорович Штейн – закончил Петербургскую консерваторию, стал ее профессором, встречался с П. И. Чайковским и А. Рубинштейном, близко знал А. Глазунова и А. Лядова. Переехав в 1933 году в Новосибирск, А. Ф. Штейн стал основателем музыкальной школы № 1, именно эту школу впоследствии закончила и его дочь. Он долгое время преподавал в Новосибирском музыкальном училище. Многие новосибирские музыканты хранят память о нем как о замечательном педагоге. Мать – Татьяна Михайловна Котляревская – была профессором Ташкентской консерватории.

В основу книги М. А. Котляревской-Крафт «Промолчать не смогу…» положены лекции, прочитанные студентам Новосибирского музыкального колледжа и педагогам музыкальных школ во многих городах России. Первое издание книги, вышедшее в свет в 2000 г., получило широкий общественный резонанс, было с живым интересом воспринято педагогической, музыкальной общественностью Новосибирска и за его пределами. Книга интересна воспитателям, родителям, студентам, всем, кого волнуют проблемы гармоничного развития и образования подрастающего поколения.

Главный редактор газеты «Sibirische Zeitung plus» отличник народного просвещения России, член Союза журналистов России В.Н.Крылов

Котляревская-Крафт М. А.

Промолчать не смогу… – Новосибирск, 2003. – 376 с.

ISBN – 5 – 7241 – 0076 – 2

Автор книги, педагог с 67-летним стажем, заслуженный работник культуры России М. А. Котляревская-Крафт (ей принадлежит также целый ряд  популярных учебников «Сольфеджио» для подготовительного,  1 – 6 классов детских музыкальных школ), опираясь на свой музыкально-педагогический опыт, с болью сердца говорит о важнейших проблемах образования и воспитания.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭКОЛОГИЯ – так можно обозначить главное направление книги.

«НЕ НАВРЕДИ!» – древний девиз врачей автор книги адресует педагогам.

Книга предназначена для широкого круга читателей – воспитателей, учителей, музыкальных педагогов, родителей.

ISBN – 5 – 7241 – 0076 – 2

Котляревская-Крафт Мария Алексеевна

ПРОМОЛЧАТЬ НЕ СМОГУ…

Издание второе, дополненное

 

Редактор  А. В. Русанов.

Корректор М. А. Русанова.

Подписано в печать 7.1.2003 г. Формат 60х84/16. Бумага типогр. Печать офсетная.

Уч.-изд. л. 28,2. Усл.-печ. л. 21,7.

Тираж 500 экз.



* Сенсор (лат. sensus) – чувство, ощущение, чувствующий.

* Статья из газеты



Страница сформирована за 0.91 сек
SQL запросов: 192