УПП

Цитата момента



Если вы живёте каждый день так, как будто он последний, когда-нибудь вы окажетесь правы.
Вы не правы!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Смысл жизни в детях?! Ну что вы! Смысл вашей жизни только в вас, в вашей жизни, в ваших глазах, плечах, речах и делах. Во всем. Что вам уже дано. Смысл вашей жизни – в улыбке вашего мужчины, вашего ребенка, вашей матери, ваших друзей… Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество - выращивать улыбку? Вы не боитесь?

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2009

Глава 5. РАЗРУШЕНИЕ НАСЛЕДСТВЕННЫХ СТРУКТУР

(ПРОДОЛЖАЕМ СОЕДИНЯТЬ СЛЕДСТВИЯ С ПРИЧИНАМИ)

Из всех насилий, творимых человеком над людьми, убийство – наименьшее, наитягчайшее же – воспитание.

М. Волошин

Обобщим пройденное и сделаем шаг вперед!

Поведение ребенка является видимым следствием невидимых причин. Писатели всех веков строили свои произведения на конфликтных ситуациях, причина которых – непонимание.

Абстрактные слова: «Надо стараться понять!»

Думается, что приблизиться к решению самой сложной задачи –  понимания – поможет овладение основными знаниями о психической деятельности человека и возрастных ее особенностях.

«Основные», то есть не научные, а практические, принесут пользу каждому. Они же подготавливают интерес к «вторичным» знаниям – в случае выбора предмета своей специальностью. (Термины «основной» и «вторичный» дает Ян Коменский.)*

Существует возраст, который точно подсказывает, когда надо  учить пониманию. Это переход интереса ребенка от «ЧТО?» и «КТО?» к «ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТЧЕГО?» Дело чести взрослого – ответить на все вопросы. Но не всегда ведь это удается, а в результате разрушается природная потребность соединять СЛЕДСТВИЕ с ПРИЧИНОЙ. Школа здесь может придти на помощь – восстановить и развить природную потребность, утверждая «законы единства во множестве и множества в единстве» (Пифагор). Как это сделать?.. На уроках чтения, литературы, истории педагог и ученики обсуждают:

ЕСЛИ…  сказать                                ТО…           

                    поступить                                       (разнообразие откликов

                    сделать                                                            бесчисленно)

                    потребовать

                    издать Указ

 Изучение основной психологии и воспитательной педагогики в единстве можно обозначить словом ЧЕЛОВЕКОВЕДЕНИЕ, а изучение этого предмета – как психологический сопромат*, закон посева и жатвы.

Почему нужен такой предмет?.. Потому что, в отличие от видов сопротивления на внешние воздействия в области неживой природы, человеческие взаимоотношения не поддаются стандартизации.

Идут по тротуару два «комбинезончика». На обочине стоит автомобиль. Один «комбинезончик» прошел мимо, второй остановился, присел на корточки и стал машину рассматривать. Кто из них мальчик? А кто девочка?..

Можно подумать, что их кто-то научил: «Если ты увидишь машину, проходи мимо… А ты остановись и рассматривай ее, пригодится!..»

На столе различные вещи… Что возьмет со стола девочка? Мальчик?..

Говорят: «Все женщины – кокетки!.. Ради того, чтобы на них обратили внимание, они готовы на все…» Понаблюдайте за девочкой полутора – двух лет, как она ведет себя, если в ее руках оказалась ленточка, шарфик, да просто красивая тряпочка… Моментально наденет на голову и – к зеркалу… До этого она была просто девочка, а сейчас?.. Обратите внимание на ее походку. Это королева, принцесса, хотя она никогда их не видела. Все меняется в ее облике, хотя вокруг может никого и не быть… Это ее ПРИРОДА.

Подчиняясь ей, девочка и мальчик будут реализовывать свои программы, переданные по наследству. Один из великих знатоков природы человека пишет, что он был поражен, читая просьбу, оставленную своим близким умершей женщиной девяноста двух лет. На первом месте: «Не забудьте меня завить!»  До последних мгновений жизни – в согласии с завещанием мудрой природы. А в ней ВСЕ как надо и ВСЕ что надо.

Вспомним Гекльберри Финна. Он переоделся девочкой. Хозяйка дома сразу догадалась и устроила экзамен. Вначале она бросила ему на колени клубок ниток. Он поймал его, инстинктивно сомкнув колени. А как поступила бы девочка?.. Если девочки перестанут носить юбки в течение длительного времени, тогда?..

Второе испытание: хозяйка попросила его вдеть нитку в иголку. Мальчики надевают иголку на нитку, девочки наоборот. Шитьем в основном занимаются женщины, поэтому в речевом обороте это отражено: вдеть нитку в иголку, а не надеть иголку на нитку.

Следующее задание: выжать белье. Как выжимают белье мальчики?.. Девочки?..

Если сможете, вспомните и другие подобные примеры…

Около парикмахерской взад и вперед ходит молодой человек. Вначале спокойно, потом все чаще посматривая на часы. Нервные шаги, резкие повороты… И… ОНА! Вот оно, непонимание ПРИРОДЫ. И почему он рычит? Опаздываем в театр?.. Но для нее главное – хорошо выглядеть!

Разговор на разных языках!

Дома по телевизору идет футбольный матч. Папа с сыном неотрывно смотрят, делают комментарии, кричат в упоении, возмущаются поведением судьи, ругают зазевавшегося игрока, дают советы… Мама с дочерью многозначительно переглядываются: «Что еще можно ждать от мужчин?..»

«Вам никогда не удастся создать из мальчиков мужей и мудрецов, если вы будете убивать в них шалунов».

Жан-Жак Руссо.

Мы делаем замечание девочке: «Неужели ты не могла постоять за себя? Дала бы сдачу!..»  Мальчику: «Прекрати носиться, посиди, успокойся…»

Нас долго приучали к страшным словам-разрушителям: БУДЬ КАК ВСЕ! Но в ПРИРОДЕ не бывает «как все»… Можно ли найти два одинаковых листочка одного вида? Есть ли одинаковые особи даже самого примитивного существа?.. С виду, при поверхностном взгляде – да, вроде бы одинаковые… Но при рассмотрении, при изучении…

У мальчика и девочки свои линии поведения, свои песни и музыка.

В чем еще проявляется мудрость нашего организма?

В создании и охране всех органов, в отлаженной их работе, БЕЗ ПРИВЛЕЧЕНИЯ СОЗНАНИЯ. Как мы увидим, СОЗНАНИЮ НЕЛЬЗЯ ДОВЕРЯТЬ ТАКУЮ ВАЖНУЮ РАБОТУ.

Кратко познакомимся, как мы воспользовались дарами природы.

Через каждые несколько месяцев полностью обновляется верхний слой кожи, кровь меняется через три-четыре месяца. Все органы то работают, то отдыхают, а мозг и сердце трудятся от первого до последнего мгновения жизни. За каждое биение кровь успевает пройти во все части тела, разнести питательные вещества, собрать в клетках вредные для организма отходы и передать их «станциям» очистки.

Каждую секунду в наших сосудах появляется до 10 миллионов красных кровяных шариков, а между ними плавают белые вещества-лейкоциты*, защитники организма.

В книге А. Шварца «Незримый поток» описана атака лейкоцитов на бактерии:

 «Клетка организма также обладает памятью. Однажды встретясь с микробом, она узнает его спустя длительное время и атакует. Ни одна бацилла, побывав в теле, не может рассчитывать на радушный прием. Защитные клетки до смерти не забывают ее облик и, самое важное, сообщают вражеские приметы потомкам, предупреждая их об опасности, ВЫРАБАТЫВАЕТСЯ ИММУНИТЕТ*.

Даже в десятом поколении лимфоцит** не спутает чужака с какой-нибудь случайно заблудившейся клеткой.

Вражеский блок приводит его в ярость, в этом смысле он злопамятен и беспощаден. Обнаружив врага, лимфоциты окружают его и раздирают в клочья. В бою гибнут легионы воинственных клеток. Но пока в теле жив хоть один микроб, они будут атаковать его и драться до полной победы. Интересно, что любая другая клетка, высади ее в питательную среду, мирно пасется рядом с тифозной, туберкулезной, какой угодно бациллой, а лимфоцит помнит и преследует ее даже в чашке».

От схватки лейкоцитов с микробами место боя краснеет, воспаляется, поднимается температура. Если врагов много, они прорываются сквозь защиту, распространяются, поднимается температура всего тела. Мозг принимает тревожные сигналы через нервные волокна и направляет на борьбу все больше лейкоцитов.

А теперь обратимся к нашему знакомому лечению прошлого «сбить температуру»! Оно направлено против здоровья, против защитного механизма, переданного нам по наследству.

В чем оно выражается?..

Мозг «издает приказы» внутренним органам «помочь», «обезвредить», т. е. продолжать выделять лейкоциты. Кроме того, сама температура не только сигналит мозгу о необходимости принять меры, но и ускоряет кровообращение, а значит помогает очистке организма.

Если естественный ход болезни прерывается химическими веществами, принятыми, чтобы «сбить» температуру, организм теряет ориентацию. Мозг успокаивается. Но это ложный покой. Мозг отключается от действий, и защита организма прекращается. Разрушается иммунная система (у скольких поколений ее разрушали!). А мы уже знаем, что каждое поколение принимает на себя груз предыдущих!

Болезнь только притаилась и ждет малейшей причины: охлаждения, переутомления, чтобы вспыхнуть с новой силой, та же или другая.

Почему мы об этом говорим?

Потому что и это насилие над природой.

ПОЧЕМУ рождалась эта система, работающая на разрушение отлаженных систем защиты организма? Причина – бюллетень, скорее выписать на работу. Химия взрослым, химия – детям. Уже месячному ребенку в день прописывали большое количество различных препаратов. Через несколько лет эта практика химизации живого организма обернется не только ослабленностью рожденных, но и всплеском токсикомании.

Вот одна из причин, почему ОНИ, выросшие, для которых мы на все готовы, прячутся под целлофановые мешки. А там созданный ими мир по своим потребностям, не по указкам, не навязанный насильно…

Глаза. На задней стенке глазного яблока спряталось около 150 миллионов колбочек. Природа позаботилась об их защите. Потечет пот – его остановят брови, пыль задержат ресницы, а если пропустят, роговица протрет мигающее веко. (Наука бионика это «подсмотрела», появились «дворники» у автомобилей). А если и веко не справится со своей работой, мозг на страже, он мгновенно включает в работу слезовые железы, они будут выдавать порции слез и смоют соринку. Если глаз в опасности, веко закроется само собой, без участия сознания, как и вся последующая деятельность органа зрения…

А еще: мозг перерабатывает ту информацию, которая поступает через глаза, уши… Это ОН не пропускает к сознанию ВСЕ, на что смотрят глаза и улавливают уши. Кто дирижирует?.. Подсознание. Что оно отсеивает?.. То, что может нанести вред нашему организму, то, что вызывает отрицательные эмоции.

Вспомним реплики: «Как ты мог не услышать?.. Как ты мог не увидеть?.. Как ты мог пропустить в этой кинокартине такой эпизод!.. Я тебе докажу!.. Я тебя уличу!..»

Не надо!.. Это сама природа позаботилась выключить глаза, уши, чтобы не навредить. У каждого свое. Отсев ювелирно-индивидуальный.

Внутри гортани миндалины. Они, как два контролера в театре, дежурят у входа в трахею, задерживают бактерии, которые попадают вместе с воздухом. Иногда они объявляют войну своему хозяину и не только не пропускают врагов организма, но и позволяют им поселиться в своих складках. Ангина, грипп, болезни верхних дыхательных путей… Здесь же рядом – голосовые связки, на все откликаются. Сколько раз болело горло, что глотали, чем мазали, что болезни оставили на связках? Узелки? Трещины? Голосовые связки от природы могут быть тонкие (голос высокий), толстые (голос низкий). Они могут быть тренированными, если в доме пели и ребенок пел вместе со взрослыми (и не только «Шумел камыш»), а могут быть нетренированными. У каждого свой диапазон голоса. Если он маленький, это может вызвать недовольство при поступлении в музыкальную школу, а уже за хрип или пение на одном звуке… отметка известна!

Нередко при задании «спой песню» ребенок часть ее поет чисто, а часть, в трудном для него диапазоне, фальшиво или проговаривает слова. «Бубнилку» надо не критиковать, а привлекать к пению, давая понять ему и всей группе, что голосовые связки надо тренировать, чтобы сделать их послушными. А мы выставляем плохие отметки… За ЧТО? За природу?.. За то, что много болел?.. За то, что в доме не пели?.. Ребенок ведь поступает не в оперный театр, не солистом филармонии.

 Большие железы: желудок, печень, почки, селезенка. Это наша кухня! Особенно интересна печень. Это химическая лаборатория и продовольственный склад, и главный диспетчер. Кровь приносит в печень различные питательные растворы и печень их сортирует. Одни вещества сразу отправляет по назначению, другие подвергает переработке и только тогда отправляет куда следует. Понятно, что химизация продуктов и лекарства, которые принимаются по рецепту врачей, а то и по собственному разумению, осложняют работу печени. Она не справляется с возложенной на нее обязанностью. Кроме того, в роли склада она хранит недостаточно очищенные продукты, а в роли диспетчера – распределяет недостаточно чистую кровь. В то же время печень должна следить за состоянием крови, делать ее анализ и, как только состав ее изменяется, сразу добавлять в нее нужные вещества. Понятно, что с самого младшего возраста она работает на постоянном пределе. А ведь на самый крайний случай она еще должна становиться донором, держать в запасе небольшое количество крови лучшего качества.

Для чего мы об этом говорим?

С каждым новым приемом к нам приходят дети со все более ослабленным здоровьем. А у них две школы, ДВЕ! И ни одна из них не задумывается об этом. Кто не помнит: «Не могу сегодня делать уборку, у меня экзамен…» – «Меня не касается… Ты должен!.. Обязан!..»

А что должны мы, ВЗРОСЛЫЕ?..

Разве не бывает так, что, придя в школу после болезни, ученик в первый же день получает двойку?..

Продолжаем соединять следствия с причинами!

Веками женщины всего мира мечтали о равноправии, боролись за него. Но только в одной стране одним росчерком пера сразу все женщины получили равные права с мужчинами. В чем? ВСЕ должны работать, то есть зарабатывать, потому что у мужчин отнимается обязанность заботиться о семье. И вовсе не по их желанию или выбору! Как не понять энтузиазм женщин, горячее желание служить заботливому отечеству!..

Посмотрим теперь, чем это «благо» обернулось…

В природе развитие происходит эволюционным путем. Если сейчас матери дана возможность быть с ребенком три года, то женщинам «ура-времени» только два месяца. А дальше? ВСЕ должны отдавать своих детей в ясли. Начинает ослабевать закон природы о взаимозависимости, связи, помощи во внутрисемейных отношениях и между человеком и государством.

Естественно, нельзя думать, что это было сделано специально. За этим стоит политический авантюризм: ни в одной стране нет, а у нас есть!..

Читая Г. Домана.

Как определяют ученые, в период до 5–6 лет ребенок выучивается формам поведения и овладевает речью среды обитания.

Доказательством является поведение живых существ. Например, птенцы зяблика самостоятельно исполняют так называемую «неполную» песню. «Полной» песне птенец выучивается, слушая ее в родительском исполнении.

Если в этот же период зяблик удален от родителей и слышит, например, песню синицы, то он перенимает ее и уже до конца жизни будет петь не по-своему, а по-синичьи.

Охватите мысленным взором территорию бывшего СССР, пространство гораздо большее, чем все страны Европы вместе взятые… Один указ – и женщины всей страны превращены в матерей-кукушек, а детей — в подкидышей.

А в народе говорят: РУКИ МАТЕРИ – УМ И СЕРДЦЕ РЕБЕНКА.

Подрастающие дети лишились возможности ухаживать за младшими, наблюдать за их взрослением, за поведением родителей, отсутствие такого опыта даст о себе знать, когда появятся СВОИ ДЕТИ.

Реализация государственной программы отнимала возможность воспитывать здоровое, нравственное поколение. Началось разрушение корней. Великая ломка генетической программы женского организма, женщины-матери.

Вспомним природный механизм: следствием нереализации опыта, переданного поколениями, поведение становится АНОМАЛЬНЫМ.

Сейчас возмущаемся: «Какие ужасные… Бросают своих детей… Преступницы…» Это – СЛЕДСТВИЕ, а причина?.. Каждое поколение принимает на себя груз предыдущего. Сколько уже поколений детей нашей страны прошло чужие руки?

Читая Б. Спока…

Основной причиной бессердечия, бесчувственности поступков и образа жизни является своевременная нереализация первично-психических актов,  ТАКТИЛЬНЫХ и СЛУХОВЫХ.

Первично-психические* акты – это формирование корней будущего человека.

Как поступает мать с маленьким ребенком дома? Разворачивает его, гладит (тактильные акты-прикосновения), разговаривает, поет (слуховые акты), и это – несколько раз в день, а то и ночью.

Итак, мы познаем окружающий мир через ощущения – тактильные, слуховые, которые переходят в восприятие… Ребенок воспринимает не смысл слов, обращенных к нему (можно ведь читать вслух газету или диссертацию), а глубинный смысл интонаций близкого к нему человека – любви, нежности… Ребенок ощущает СОпричастность, СОпереживание, СОучастие, формируется СОзнание…

От тактильных и слуховых актов в нервных клетках возникает раздражение. Когда оно по центростремительным волокнам-нервам достигает коры головного мозга, возникает ощущение. Повторим: раздражение – процесс ФИЗИЧЕСКИЙ, возбуждение – процесс ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ, ощущение – процесс ПСИХИЧЕСКИЙ.

Подчеркнем: психологический процесс не может быть осуществлен без первого и второго процессов, его составляющих и ему предшествующих.

Чем больше малыш воспринял ощущений, чем более разнообразны они были, тем надежнее сформированы предпосылки для развития сознания.

Психические акты, тактильные и слуховые, с первых минут жизни могут способствовать развитию человека или затормозить его, помочь укрепить здоровье или ослабить.

Что может сделать в яслях няня, воспитательница, имеющая на руках пятнадцать-двадцать малышей? Могут ли быть в условиях конвейера ласковые руки, душевный, сердечный голос?

Количество детей на одну няню УЖЕ ПРОГРАММИРОВАЛО ОТСТАВАНИЕ В РАЗВИТИИ. (В Японии, например, воспитатели детских садов объявляли забастовку, когда у каждой из них на попечении было пять малышей. Требование – трое.)

А мать?.. Вначале томится разлукой, кормит молоком, настоянным на волнении, страхе. Идет время – и постепенно привыкает… К тому же дома, по возвращении много дел после целого дня работы… Поэтому и обращение к ребенку: «Не кричи! Не мешай! Подожди!»

Уже и голос становится не материнским и прикосновения – раздраженными руками…

Прибавим к этому наши недавние законы: в больницы принимали только БЕЗ МАТЕРИ! Подрастает ребенок – переведен в детский сад. Родители утром торопятся, мало времени, страх опоздать на работу… (Были времена, когда даже за десятиминутное опоздание власти карали тюрьмой… А ребенок?.. Для таких – детдома, интернаты… Если их двое-трое, то обязательно определяют их в разные города и, повзрослев, они десятилетиями ищут друг друга.)

Утром ребенка надо разбудить, растормошить, поднять, одеть, накормить, довести, доехать в толчее автобусов, трамваев, на далекое расстояние… Рядом детский сад, но в него не принимают… Кто думал о таких мелочах?

Недосыпание с раннего детства разрушало нервную систему. Изо дня в день в ответ на просьбу ребенка поиграть с ним, обнять, подержать на руках раздается: «Ложись спать, сколько можно… Завтра опять тебя не поднимешь…» Звуки родительского голоса, какие они?.. О формировании КАКОЙ души здесь может идти речь?..

«Каждому ребенку ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМО, чтобы его ласкали, разговаривали с ним. Он нуждается в этом не меньше, чем в витаминах и калориях. Ребенок, которому не хватало любви, ласки, вырастает холодным, неотзывчивым».

Б. Спок.

Зачем нам надо об этом знать?

Они приходят к нам учиться, вот такие!.. Среди них  холодные, бесчувственные… Поэтому в наше время они нуждаются во внимании и любви многократно больше, чем в витаминах и калориях. А что получают?..

ОПЫТ

Шестимесячную обезьянку решили воспитать так, чтобы сделать из нее «леди», обучить некоторым человеческим манерам. Однако замыслу препятствовали крики матери и самой обезьянки. Вспомним природный механизм фаз переключения: ни одна из них не может появиться раньше положенного срока. У обезьян родительский инстинкт работает два года или около двух лет – в зависимости от вида. Гнев, ярость, апатия сменялись отчаянием. Обе сразу успокоились, когда несостоявшуюся «леди» вернули матери.

Решили, что надо взять только что родившуюся особь и с «пеленок» начать обучение человеческому поведению. Действительно, лишенная матери сразу, обезьянка очень быстро научилась есть за столом, пользоваться ложкой, вилкой, спать в кровати. Когда курс обучения закончился, выросшую обезьянку вновь поместили в стадо, наблюдая, как ее «светское» образование окажет влияние на «необразованных». Но этого не произошло. В стаде она оставалась чужаком, сама долго не могла контактировать со своими сородичами. Но всех поразило другое. К появившейся у нее малышке она не проявила никакого внимания. Новорожденную обезьянку пришлось вскармливать искусственно. Инстинкт материнства был нарушен. Для этой обезьянки решено было создать более естественные условия. Мягкое кресло было обтянуто мехом, к нему прикреплялись бутылочки с молоком. Начало опыта повторилось: встреча с сородичами – и отсутствие контакта. Но неповторимым было окончание нового опыта: не только полное равнодушие к родившемуся, но и агрессия. Обезьяна, испорченная людским вмешательством в ее естественное воспитание, прокусила голову своему новорожденному детенышу.



Страница сформирована за 0.87 сек
SQL запросов: 171