СПОНТАННОЕ* ТВОРЧЕСТВО
«Благо, даруемое нам искусством, не в том, чему мы от него научимся, а в том, какими мы благодаря ему становимся».
«Ребенок должен быть поставлен в такие условия, при которых он сможет жить и развиваться в согласии с законами, по которым работает его организм от природы, настроенный не только на развитие вида, но и на развитие ИНТЕЛЛЕКТА».
Восстановим в памяти прошлые знания:
- о том, что инстинкт живых существ работает с точностью часового механизма;
- о том, что по мере восхождения по ступеням эволюционной лестницы фазы переключения от одного периода саморазвития к другому приобретают все более индивидуально-видовой характер;
- о том, что у человеческого детеныша инстинкты имеют индивидуально-личностный характер, он неповторим, как отпечатки пальцев;
- о том, что следствием нереализации в разной степени программ саморазвития поведение подрастающего ребенка становится в той или иной мере аномальным.
Теперь, чтобы понять дискретный механизм переключений, понаблюдаем за малышом.
Очень рано ребенок начинает «гулить», «гукать», это его песни. Звуками он рассказывает о состоянии своей души.
В три-четыре месяца малыш начинает лепетать. Когда наступает период образования слов, лепет постепенно уменьшается, а затем прекращается совсем.
Долгое время считали, что лепет – это имитация отдельных интонаций, которые дети слышат от взрослых. Однако наблюдения за глухими детьми, которые так же лепечут (постепенно лепет исчезает, потому что нет обратной связи), помогло понять, что «гуканье» и лепет – спонтанная функция, переданная по наследству. Она включается, когда ребенок достигает определенного уровня зрелости, а затем переключается на другие виды деятельности.
Рассмотрим один из примеров. Как дети начинают рисовать?
Сперва рука учится держать карандаш, потом начинает водить по листу бумаги, подражая действиям взрослого. Удивительно их трудолюбие, упорство в достижении цели. Какая радость от первой проведенной линии, какое желание проводить их еще и еще!
Позже на вопрос, по поводу какой-нибудь закорючки: «Что это?» – ребенок может ответить: мама, киска, солнышко Закорючка для него ФУНКЦИОНАЛЬНА*!
Может быть, ребёнок бессознательно реализует один из законов мироздания: «Множество в единстве и единство во множестве»?** Не в этом ли понимание последних слов Сократа: «Я знаю только то, что мало знаю»?
Почему линия или произвольное их нагромождение могут вызвать разные ответы? Они даются ребенком в зависимости от внутренней потребности в данный момент быть кем-то, видеть кого-то, что-то
Новый этап у ребенка: АРТИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Я – киска Я – щенок, волк, обезьяна, тигр
Ребенок не просто принимает на себя чью-то роль. Его поведение в полном согласии с ней: ползает, ходит на «четырех» ногах, требует поставить тарелку с супом на пол и лакает из нее или рычит, кривляется в зависимости от своего сценария.
ВЕЛИКИЙ АРТИСТ ЖИВЕТ В КАЖДОМ РЕБЕНКЕ!
А как реагируют на маленьких артистов взрослые?..
Большие дяди и тети не мяукают, не рычат, как тигры, не лают. Даже наоборот: взрослые сердятся, стыдят, запрещают А бывает, мама говорит соседке в присутствии сына-»собачки»: «Мой дурак с утра лает. Что мне с ним делать?..» Такие слова самого близкого человека больно ранят. Он не понимает ЗА ЧТО? Это мы должны понимать, что толкает его на такое поведение. Имя ему ГЕНЕТИКА!
Поэтому включайтесь в игру! Две собачки – уже интереснее, МОЖНО И ПОЛАЯТЬ ДУЭТОМ! Это сохранит добрые отношения с малышом, а «дурак» и злые слова могут разрушить их.
Позже, вспомним, – постоянное удивление взрослых по поводу пристрастия детей к черепкам, палкам, чурочкам, железкам, тряпочкам, ярким бумажкам, блестящим предметам
– Зачем ты собираешь это?.. Выброси!
– Зачем тебе эта палка?.. Ведь у тебя уже есть ружье!..
Игрушки из магазина НЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫ. А вот простая палка может быть и ружьем, и пикой, и саблей, и лошадкой!.. То есть в зависимости от внутренней потребности данного момента ее владелец может ощущать себя победителем, защитником, мстителем, всадником. Табуретка может быть автомобилем, аэропланом, пароходом, а несуществующий руль, который он крутит, всегда под рукой Значит, в разное время ребенок воображает себя шофером, пилотом, капитаном И соответственно придумывает и переживает воображаемые им события. В них девочка украшает себя и окружающие ее предметы, мальчик всегда совершает геройские поступки. Эти фантазии выявляют раннюю потребность ребенка через труд души утверждать свое высокое Я.
Выразим вывод словами девятнадцатого столетия: «Благоденственная фантазия сильнее работает при меньшей правдоподобности, поэтому больше восторгает». (Аф.Фет). Попробуйте ответить, почему?
Проследим еще за одной особенностью деятельности ребенка. В определенное время он начинает совершать действия с предметами, причем такие действия, которые противоречат назначению предметов.
Например, научившись владеть ложкой, тянет ее к уху, носу или предварительно превращает ложку в самолет, который «жужжит и летает» перед тем, как отправиться в рот. Или: ребенок надевает на голову варежку, на ноги шапку, правый ботинок на левую ногу и наоборот. При этом он обязательно хочет, чтобы мы это заметили. Явно он шутит с нами, но не словами, а предметами. А мы! Мы одергиваем его: «Не дури! Прекрати! Сколько можно!..» Все понятно, мы заняты, опаздываем
Один известный физик-ядерщик как-то сказал: ЯДЕРНАЯ ФИЗИКА – ЭТО НЕОБЫЧАЙНО СЛОЖНАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ, но она – ЭТО ПРОСТО ДЕТСКАЯ ИГРА ПО СРАВНЕНИЮ С ДЕТСКОЙ ИГРОЙ!!! Мы научились летать на луну, строить атомные станции и даже устранять последствия их аварии, но Мы не можем понять МАЛЕНЬКОГО ЧЕЛОВЕКА! Мы только то и делаем, что расшифровываем его поведение КАК КРИМИНАЛЬНОЕ! Почему?.. Только потому, что сами-то мы, обедая, не делаем из ложки самолет, а, одеваясь, не тянем варежку на голову
Может быть, ребенок ВО ВСЕМ УТВЕРЖДАЕТ СВОЕ ПРАВО НЕ ЗАНИМАТЬСЯ ДЕЛОМ, КОТОРОЕ УЖЕ НЕ ВЫЗЫВАЕТ У НЕГО ФИЗИЧЕСКОЙ И МЫСЛИТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ?.. Это право он отстаивает вначале мирным путем, БОРЕТСЯ ЗА САМОРАЗВИТИЕ доступными ему средствами (пока их не подавят, как подавляют на войне огневые точки противника)
Не доказательство ли это того, что тяга к ОПТИМИЗМУ является потребностью детской психики?.. Без этой тяги развитие перейдет в указующие методы без опоры на природные механизмы!
Например, ребенок научился правильно выкладывать ритм слов на нотном стане:
Или задания по освоению понятий метр, сильная, слабая доля такта.
Например:
придумать слова на 2/4;
затем: 3/4 .
Говорить или пропевать их с хлопками в ладоши, акцентируя сильную долю.
Не исключено, что здесь мы столкнемся с «юмористами»: через два-три урока у некоторых отличников появляются цвЕток вместо цветОк, щЕнок вместо щенОк, зАйчонок вместо зайчОнок. Если вы начнете ДОПРОС: почему это ученик затеял такой самодеятельный «криминал», он не ответит, потому что и сам НЕ ЗНАЕТ. Это должны знать мы, взрослые
Эти самодеятельные «шуточки» – сигнал того, что ученику надо дать БОЛЕЕ СЛОЖНОЕ ЗАДАНИЕ: например – придумать слова на заданный ритмический рисунок или фразу к двутакту, транспонировать, придумать слова на свой ритм, выложить «ноты» в виде мелодии и т.д.
Дальше Снова усложнение освоенного: ребенок ходит с закрытыми глазами, обегает кусты, деревья, людей, которые идут рядом; ходит, подламывая колени, забавно крутит головой Кого он изображает?.. Какие образы возникают в его голове? Мы просим, умоляем, требуем: «Иди спокойно! Я же иду! Беда с тобой! Ты мое несчастье!»
Или подросший мальчик вдруг начинает прятаться от нас за кусты, за деревья, столбы. Стоим взволнованные: где он? Куда исчез? Что случилось? Надо спешить на дачу, а он куда-то запропастился Когда это происходит в третий, пятый раз, охватывает ярость: «Что бы я когда-нибудь еще взяла тебя с собой!.. Совсем не слушается!..»
ЧЬИ ДЕЙСТВИЯ возникают в его голове? Действия ОХОТНИКА, который подкарауливает добычу, льва, например, изготовившегося к прыжку А может быть, ему НУЖНО ИСПЫТАТЬ хотя бы даже ИСКУССВЕННО ВЫЗВАННЫЙ У СЕБЯ СТРАХ: «Вдруг мама уедет, пока я прячусь Вдруг не дождется она меня?.. Вдруг я потеряюсь?..» Может быть, в это время вырабатываются какие-то гормоны, необходимые ему Дети ведь любят всякие страшилки, сами иногда нагоняют на себя страх: вот за ним ГОНЯТСЯ Вот сейчас откроется дверь – и черная-черная рука потянется из нее » СТРАШНО, но хочется открыть глаза, идти навстречу, чтобы узнать, что там, за дверью?.. Кто там тянет черную руку?..» Когда непереносимо страшно, ребенок САМ отключает свои представления и еще долго дрожит от страха, у него замирает дыхание.*
А ведь совсем недавно, когда ему читали «Бармалея» или «Тараканище», он просил ПРО СТРАШНОЕ НЕ ЧИТАТЬ, и сам переворачивал страницу. Но сейчас он словно специально ТРЕНИРУЕТ СЕБЯ. И он ВСЕГДА ВЫЙДЕТ ПОБЕДИТЕЛЕМ: убежит, его не догонят, придумает, как спастись в сражении
Дома многие дети тоже любят прятаться. ПОЧЕМУ? Иногда даже третьеклассник прячется в шкаф, под стол, за диван, где его сотни раз находили, а сейчас предательски торчат ноги и высовывается голова. Но сколько удовольствия доставляет ему игра взрослого, как с маленьким: «ГДЕ НАШ ПЕТЯ?.. И куда же он мог запропаститься?..» – притворно сердится взрослый. И как огорчает ребенка отказ поиграть в его игру. Что это? Все то же стремление найти в примелькавшемся НОВОЕ видение знакомых предметов: через щелку, с высоты шкафа, из-за двери. А что стоит замирание сердца, когда шаги приближаются