Игра «УЧЕНИК – УЧИТЕЛЬ».
Эта игра становится своеобразным контролем в осознании пройденного. Но ученик этого контроля не замечает.
Несмотря на точные указания педагога: «Настрой группу, покажи по нотному стану, как спеть настройку Играй интервалы, аккорды, вся группа будет определять их на слух Для «учителя» всегда есть возможность не только показать свои знания, сделать самостоятельный выбор из нескольких самостоятельных вариантов, но и придумать новый. Игра «ученик – учитель» формирует чувство уверенности в своих силах, потому что ребенок спокоен. Предложив ему роль «учителя», педагог не имеет права ставить ему отметку, потому что в это время он сам становится «учеником» и выполняет задания наравне со всеми. Это дает возможность педагогу выявить степень знаний каждого и помочь освоить непонятное, запущенное.
ИГРА «УЧЕНИК – ХОРМЕЙСТЕР».
Только что дети узнали ручные знаки двух ступеней. Ученик, выбранный или выразивший желание быть «хормейстером», будет сочинять мелодию, поворачивая ладошку, позже – показывая мелодию по нотному стану или по ступеням лесенки, а группа петь ее или песню с придуманными словами.
Например, кто-то предложил слова: «дерево большое». Первый импульс – отвергнуть их. НО ЗАЧЕМ? С удивлением слушает маленький хормейстер сочиненную им песню в исполнении товарищей и педагога. А слова|, — зачем критиковать? Пройдет несколько уроков и каждый САМ начинает понимать: есть слова, которые больше подходят, чтобы стать песней, другие слова меньше подходят или не подходят совсем.
Полученное замечание помешало бы пережить мгновение творческого подъема, а скорее всего сразу отучило бы «поэта» раскрывать для подобного творчества рот.
РОЛЬ «ДИРИЖЕРА».
Роль дирижера дается ученикам не для выучивания сетки размера, а для вовлечения их в переживание музыкой. Это воспитание чувств посредством руководства звучащей музыкой, обучение активному слушанию. Дирижер постепенно начинает чувствовать изменение характера ее в зависимости от динамики, регистра, метра, мелодии, лада, фактуры
Чем разнообразнее музыка, тем шире и глубже диапазон чувствований, и если ученику нравится быть дирижером, он будет «помогать» руководить оркестром, хором, которые играют, поют по радио, телевизору.
РОЛЬ «КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА».
Она начинается с первой же песни, которую группа разучивает в классе (игра на одном звуке в ритме мелодии, органного пункта, позже на тонической квинте в гармоническом или мелодическом виде, включение главного трезвучия лада и т.д.) В аккомпанементе к песням ученику предоставляется возможность реализовать потребность «Я САМ!», потому что от него зависит выбор регистра и динамики; изменения их, если в тексте два контрастных персонажа; играть в ритме мелодии ostinato или акцентировать метрические доли; играть опорные звуки аккомпанемента в придуманном ритме в определенном регистре или по всей клавиатуре. Ролевые игры еще и метод индивидуального обучения в группе. Ему сопутствует наблюдение за действиями товарищей, что помогает, слушая, представлять возможность включения СВОИХ вариантов.
Все роли имеют воспитательную функцию, потому что каждый может стать ПОМОЩНИКОМ педагогу, группе, товарищу.
Роли помогают педагогу систематически проверять усвоенное. Выявив отставание ученика, педагог может чаще поручать работу, которая даст ему возможность догнать остальных.
Роли обеспечивают «щадящий» режим для тех, кого мы определяем как недостаточно способных, кто в будущем не намерен иметь профессию музыканта.
Ролевые игры приводят к тому, что: одни уже захвачены процессом усвоения знаний, а другие ВЫНУЖДЕНЫ совершать волевое усилие, чтобы выступить в различных ролях, потому что оценка в игре с товарищами более значима, чем оценка взрослого. Таким образом менее способные обязательно приобретут знания, переступят черту от «неинтересно» к интересно.
Чем больше мы даем возможность ученику выступать в какой-нибудь роли, тем прочнее запоминание, ярче выявление индивидуальности и разнообразнее потребность в творческом изменении, усложнении, комбинациях известного, создания нового.
И ЕЩЕ! Пользуясь особенностью возраста с его яркостью воображения, педагог может направлять ученика, руководить им, не будучи в непосредственном контакте. Ученик, представляя себя в роли, «играет» ее, придумывая свои действия, мелодии, аккомпанемент, варьируя собственные открытия с тем, что слышал, играл в классе по специальности
«Не воображение определяет игровое действие, условие игрового действия порождает воображение».
ВЫВОД. Собственная значимость является генетической программой. Наша задача защищать и утверждать врожденное через знания, которыми ребенок пользуется.
II. Оборонительный рефлекс. (Безопасность).
«Мудрость не в словах, а в поступках».
ОПЫТ.
В мозг мышки вживлены два электрода – «рай» и «ад», так условно названы центры в коре головного мозга «неудовольствия» и «удовольствия». В клетке, где находится мышь, две педали. «Рай» пока отключен. Мышка, бегая, в какой-то момент случайно нажмет на педаль и получит удар током. Больше она эту педаль не нажимает. К ней подсаживают несколько мышек, становится тесно. Но, даже играя, передвигаясь в этой тесноте, она делает все возможное, чтобы не дотронуться до педали «ада». Ее выключают.
Включается педаль «рая». Как только она так же случайно заденет эту педаль и получит приятное ощущение, на этом «нормальная жизнь» ее кончается. Она не отходит от педали, все время нажимает на нее. Наконец падает от усталости, но, очнувшись, бросается не к еде или воде, а к педали. (При продолжении опыта мышка умирает от голода).
Усложнение опыта: между мышкой и клеткой с педалью «рай» большое, наполненное шумом пространство, освещенное яркими лампами (мыши этого боятся). Однако, отпущенная, она мчится к единственной цели, чтобы получить положительные эмоции.
Вот на пути у нее бассейн с водой. Задыхаясь, едва не утонув, она выбралась и ползет к педали.
На пути – огонь. С обгоревшей шкуркой израненными лапками она добирается до педали и судорожно нажимает на нее боком, головой, любыми частями тела, оставшимися не поврежденными.
Понаблюдаем за жуком.
По полотну, на которое нанесены черные и белые пятна, ползет темный жук. Он уверенно ползет по черному полю и останавливается, когда перед ним возникает демаскирующее его белое пятно. Он движется по черному полю, но уже не прямо, как прежде, а в сторону, приближаясь к ранее намеченной цели. Но снова натыкается на белую полосу. Он боится белого. Остановка. Близко черного пятна нет, тогда жук очень быстро перебегает белое поле и снова в путь по черному пятну к только ему известной цели. И так он движется до тех пор, пока не переползет все полотно.
Значит, каждое мгновение своей жизни живое существо помнит о своей БЕЗОПАСНОСТИ и в соответствии с этим строит свое поведение, создает благоприятные условия для выживания.
Однако
Если температура окружающей среды все время одинаковая, то растение выделяет все меньше углекислоты. Нет напряжения – нет и движения, жизнь затухает.
Если растению нанесена травма, в нем начинается усиленная работа (целесообразные реакции для восстановления). Ученые заинтересовались составом клюквы в разных частях света. Оказалось: самое высокое количество полезных веществ в клюкве, растущей в Сибири. В условиях низких температур повышается количество биологически активных веществ.
Развитие шло благодаря необходимости «делать усилия», чтобы избегать вредных влияний, чтобы выбраться из ситуаций, грозящих организму.
Если бы у самого низшего существа были вокруг одни комфортные условия для его жизнедеятельности, развития не было бы вообще. Если в такую среду попадает высокоразвитый организм, он теряет способности, даже переданные ему по генетическому коду. (Напомним: в Новой Зеландии не летают птицы. Крылья превратились в рудименты: нет хищников, которые тренировали бы полет. Крылья утратили свою функцию).
Осознав силу природного механизма, переданного нам по наследству (у животных эта сила проявляется еще ярче), сделаем ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЫВОД: естественная тяга всего живого к положительным эмоциям, естественное желание ребенка быть хорошим – вот сильное средство воздействия для создания интеллектуальных потребностей. И это средство – В НАШИХ РУКАХ!
Однако
С первых мгновений жизни, выкарабкиваясь из состояний, связанных с отрицательными эмоциями, ребенок совершает действия в полном согласии с программой их преодоления.
С чего начинается жизнь?
С крика! С болью легкие заполняются воздухом. А дальше?.. Неудобно лежать, холодно, мокро, голоден Ребенок начинает делать движения, прилагает усилия, чтобы избавиться от неприятных ощущений, плачет, кричит, призывает помочь. Сигналы, призывающие родителей на помощь, есть у всех живых существ. Многие из них мы не слышим, потому что они высокочастотные или низкочастотные, то есть выше или ниже порога слышимости человека.
«Если мать постоянно не пребывает с ребенком, если она не понимает его потребностей и потому не удовлетворяет их, в ребенке развивается зародыш того волнения, которое вместо направленности на внутреннее развитие, вынуждает организм заниматься уравновешиванием внутренней диспропорции».
Потребность в общении ребенок тоже выражает криком, плачем. Вечный вопрос молодых родителей: «Что ему надо? Накормили, напоили, сухой, а он »
Именно плач становится естественным выражением страдания, физического и душевного.
Положительная роль отрицательных эмоций:
- Стимуляция деятельности.
- Формирование приспособительных функций организма.
- Преодоление нелегких ситуаций формирует волю.
Первоначальной двигательной силой является страдание, и вся последующая жизнь – это непрерывный ряд действий, цель которых – избавление от страданий.
Но только мы избавимся от одного неудовольствия, появляется другое. Отсутствие этого механизма означает, что нет движения, нет развития.
Итак,
1. ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ( – – – ) гибель особи.
2. ВСЕ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ( + + + ) = нет развития – нарушение закона о гармонии противоположного.[*]
Многие люди в доказательство того, что Бога не может быть, приводят такой аргумент: если бы он был, то не создал бы человека таким несовершенным. Но природа не допускает абсолютного совершенства. ЖИВОЕ должно обладать способностью к РАЗВИТИЮ.
Как абсолютно слабые, так и абсолютно сильные обречены на гибель: нет стимула для борьбы за существование. Так вымерли саблезубые тигры, пещерные медведи: у них не было соперников
Теория о наиболее талантливых: умирают в 28 – 39 лет. Почему?.. Наступает состояние, при котором человек не испытывает больше счастья творчества, ищет смерти (Дж. Лондон, Э. Хемингуэй, А. С. Пушкин )
В древнем Китае абсолютно прекрасные произведения искусства (вазы, ковры, картины ) немного портили, делали НЕСОВЕРШЕННЫМИ, чтобы продлить их «жизнь».
Две противоположности: МИНУС – ПЛЮС (неустой – устой, диссонанс – консонанс) создают силу для развития. Отрицательные эмоции – зло, но они же добро, потому что В УСИЛИЯХ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДЯТСЯ ВСЕ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА.
«Юноша:
– Освободи меня от мук, помоги забыть!
Гуру:
– Нет! Как медленно, неисчислимые поколения получудовищ ступенька за ступенькою поднимались, чтобы обогатиться духом. Только благодаря душевной боли мы медленно и упорно восходили по бесконечным ступеням совершенствования. Только сама душа отвечает за себя на этом пути, от которого не свободен никто на свете».
«Страдания – повивальная бабка гения».
Путь преодоления трудный, но плодотворный. В каждом человеке, от костров пещерных жителей до наших дней живет вера в чудо, в волшебное место, где можно укрыться, дождаться того будущего, которое обязательно придет и освободит от отчаяния, разочарования.
С одной стороны, вера в чудо помогает жить, а с другой, пока человек только ждет и надеется, он слаб, безволен, а значит бездействует.
Чем острее боль, тем скорее появится необходимость сделать волевое усилие, искать выход из создавшегося положения.
«ЧЕМ ХУЖЕ, ТЕМ ЛУЧШЕ!»
Пока ни шатко, ни валко, человек терпит. И что только он не терпит Значит, «очень плохо» не так уж и плохо, если оно переполняет чашу терпения (наконец-то!) и дает силу изменить что-то в своей жизни. Заставляя себя совершать действия для преодоления того, что «плохо», мы тренируем волю.
Когда-то раба после короткого отдыха поднимали плеткой на работу. Каждое утро он делал волевое усилие и шел таскать камни, призывая всех богов себе на помощь и просил их наказать своих мучителей. Усилиями воли он старался побороть слабость тела и отчаяние души подавить рвущимися проклятиями. Не тогда ли, может быть, самому слабому пришла в голову мысль помочь самому себе – и он придумал носилки.
Может быть, на другом краю света такое же безумное желание освободиться от изнурительного труда, от чувства беспросветности привело к изобретению колеса.
Препятствия на пути, неприятности, но именно в них – благой результат восхождения, освобождения, совершенствования человечества.
Выход один!
«Из крапивы извлекай нитку, из полыни – лекарство».
Вырастая, человек начинает понимать многое из того, чему он противился в детстве. Но только тогда, когда он на собственном опыте убедится (набив «шишки»), что взрослые в чем-то, если не полностью, были правы.
Письмо Марку Твену: «Уважаемый мистер Самюэль! Скажите, пожалуйста, как Вам жилось в 17 лет? С моими родителями жизнь невозможна. Они ничего не понимают. Никакие убеждения »
Ответ Марка Твена: «Уважаемый мистер Просто невероятно, как похожа Ваша настоящая жизнь на ту, которую мне пришлось вести в свои 17 лет. Но вы не унывайте! Когда мне исполнилось 20 лет, я был удивлен, как за эти 3 года поумнели мои родители».
Психологическая разрядка.
В английском парламенте обсуждался вопрос о молодежи. Выступления утомили высокое собрание, и депутаты с трудом согласились выслушать последнего оратора после его обещания задержать их на пять минут.
Он прочитал высказывания разных людей, не сказав, чьи они. Каждая фраза сопровождалась бурным одобрением присутствующих.
1. «Наша молодежь любит роскошь. Она дурно воспитана, насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Попросту говоря, они очень плохие».
2. «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь возьмет в руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невоздержанна, просто ужасна».
3. «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушают своих родителей. Видимо, конец мира не очень далек».
4. «Молодые люди никогда не будут походить на молодежь былых времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».
После этого оратор прочитал, в какое время были сделаны эти высказывания и кем.
1. Сократ, V век до нашей эры.
2. Гесиод, VII век до нашей эры.
3. Египетский жрец, 2000 лет до нашей эры.
4. Надпись на глиняной табличке, найденной в развалинах Вавилона, 3000 лет до нашей эры.
Вопрос: Какими чувствами вызваны слова, которые говорили о молодежи семь веков, три тысячелетия тому назад и говорят в настоящее время? Главный, позитивный ответ можно выразить одним словом ?
Вспомним «Сопромат» (гл.5) — изучение причинно-следственных связей, которые выражены в сопротивлении материала и способы их преодоления: инструкции, указы ГосСТАНДАРТЫ.
Аналогично в сфере человеческих отношений, но.., способы преодоления в понимании триединого закона о ВЗАИМОзависимости, связи, помощи.
Рассмотрим ПРИЧИНУ осуждения: ЛЮБОВЬ. Она выражена: волнением о будущем.., желанием оберечь от заблуждений, стремлением сделать их счастливыми
Но в этой любви есть чувство РАЗОЧАРОВАНИЯ: «Им не нужен НАШ опыт, осмеяны НАШИ идеалы, обесценен НАШ труд» и чувство СОЖАЛЕНИЯ: «ОНИ не сумеют сохранить НАШУ культуру», «никогда не будут походить на молодежь БЫЛЫХ времен».
Следствие отражено в сопротивлении навязыванию прошлых ценностей: поведения, убеждений.
Возникает конфликт* с подростками, у которых становление личности связано с отказом от стереотипов — «лишь бы не так »
Сила сопротивления будет жесткой, непримиримой, если взрослые в общении с НИМИ реализуют только первую часть закона ЗАВИСИМОСТЬ «МЫ – ОНИ». Естественно, отношения примут взаимоТРУДНЫЙ, взаимоОПАСНЫЙ характер.
Восстановление второй части закона–СВЯЗИ в понимании взрослыми кризиса* неокрепшего организма в этом возрасте.
Мозговая деятельность, наряду с решением многочисленных проблем физиологического, гармонального характера усиливается осознанной потребностью защиты и развития своей неповторимости и безсознательной ОХРАНЫ ЦЕЛЬНОСТИ НАТУРЫ.
Пример кризиса в природе: когда панцирь улитки становится тесным, она взламывает его и начинает выращивать новый. Змея протаскивает себя через развилку ветвей дерева и снимает кожу. После этого улитка и змея забираются в укромное место, пока панцирь и кожа не нарастут.
Наверное, «укромное место» подросток может обрести при понимании взрослыми «всем сердцем, всей душой» особенности возраста. В этом случае может быть восстановлена третья часть Великого Закона о ПОМОЩИ.
Взрослеющие дети не могут объяснить причину своей ранимости, нежелания общаться, агрессии. Об этом нужно знать, понимать и помнить старшим.
Читая И.Павлова: « теперь я глубоко и безоговорочно убежден, что окончательное торжество человеческого ума в познании механизмов человеческой натуры. Оттуда только можно произвести полное и прочное счастье человека».
Читая «Пророк» К.Гибран: «Ваши дети, это не Ваши дети. Они сыновья и дочери жизни, продолжающейся самой для себя.
Они приходят через Вас, но не от Вас, и таким образом они с Вами, но не принадлежат Вам.
Вы можете давать им свою любовь, но не свои мысли. Вы можете поселить их тела, но не души, поскольку их души обитают в доме завтрашнего дня, который Вы не можете посетить даже в своих снах.
Вы можете стараться быть подобным им, но не стремитесь сделать их подобными Вам. Ибо жизнь не идет вспять и не ждет вчерашнего дня. Вы луки, из которых Ваши дети, как живые стрелы посылаются вперед».