УПП

Цитата момента



Средний возраст — это когда из двух искушений выбираешь то, которое позволяет тебе вернуться домой до девяти вечера.
Рональд Рейган

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



В первобытных сельскохозяйственных общинах женщины и дети были даровой рабочей силой. Жены работали, не разгибая спины, а дети, начиная с пятилетнего возраста, пасли скот или трудились в поле. Жены и дети рассматривались как своего рода – и очень ценная – собственность и придавали лишний вес и без того высокому положению вождя или богатого человека. Следовательно, чем богаче и влиятельнее был мужчина, тем больше у него было жен и детей. Таким образом получалось, что жена являлась не чем иным, как экономически выгодным домашним животным…

Бертран Рассел. «Брак и мораль»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Франция. Страсбург

Потребность в самостоятельности широко реализуется в природе…

 Читая М. Метерлинка «Разум цветов».

«Нет ни одного семени, растения, которое не изобрело бы способы избежать «материнской тени». Коробочка мака нагибается и при малейшем ветерке «выстреливает» семена подальше. Интересно, что природа использует механизм клапанов, давления жидкости и воздуха, закон Архимеда. Инженер, который первым привязал к потонувшему судну подъемный кран, не подозревал, что аналогичный прием практикуется растениями.

Многие растения «придумали» приделывать к семенам парашютики. Человек придумал парашют недавно, а у одуванчика подсмотрел точный математический расчет. Вес семени, длина ножки, площадь зонтика находятся в строгом математическом отношении. Можно подумать, что природа использовала счетную линейку для создания точных пропорций.

У мать-и-мачехи тоже парашют, но ворсистый. От семечка ворсинки расходятся, как воланчик бадминтона».

И летит этот «воланчик» вперед всегда той стороной, где находится семя.

Если семя тяжелое, как у козлобородика, природа сделала пересчет, увеличив математически вычисленные пропорции парашюта одуванчика».

Вспомним!

У птиц, животных родительский инстинкт работает с точностью часового механизма! Вскормленный в неволе зверек, выпущенный на свободу, погибает. Неволя заглушает активные потребности данного вида. Как приручают слона? Маленькому слоненку надевают на ногу железную цепь. Всеми способами он старается освободиться от нее. Подросшему слоненку меняют цепь и, когда он вырастает, цепь заменяют простой веревкой. Он уже никуда не стремится…

«Познай самого себя» завет, начертанный на фронтоне дельфийского храма.

В природе развитие идет изнутри, «от собственного корня». Если с раннего возраста ребенок живет в среде постоянных запретов, как узнать себя: что он может, чего не может, что ему по силам, а что непосильно, что нравится, а что – нет, чем он доволен, а чем не доволен? Как ему почувствовать радости, огорчения, неудачи, как определить свои, именно СВОИ склонности, познакомиться со своим внутренним миром, понаблюдать, как меняются свои взгляды, пристрастия?.. Перед ним не открыта возможность узнать, почувствовать и утверждать собственную значимость через множество «Я».

«Начни действовать, и ты сразу поймешь, что в тебе есть».

Гете.

От неудовольствия, идущего изнутри, хочется избавиться. Критика извне, если она постоянна и ей не предшествует признание положительного, не воспринимается совсем. Слух отключается рефлекторно, и попавшие уже в уши слова вызывают возмущение, осуждение самого критикующего и отрицаются без анализа.

Недовольство собой вызывает желание, потребность что-то предпринять, исправить, сделать над собой усилие, изменить в себе то, чем ты недоволен. Критика СЕБЯ действенна (стремление к педали «рая» через собственное усилие), если она не превращается в болезненное состояние.

Вначале развитие тормозится при помощи ПОВОДКА, позже – извне начинается диктат мнений, убеждений (и мнения, и убеждения в одной и той же семье могут быть ПРОТИВОПОЛОЖНЫМИ).

Школа по многим предметам учит набивать голову чужими мыслями, вместо того, чтобы разрешать пользоваться своими ушами, глазами, руками, мозгом… Взрослые часто обращаются с ребенком как с поденщиком. Когда он хочет почитать, его посылают что-то сделать, когда он хочет играть, его заставляют мыть посуду… Но главное не в этом, а в том, что часто ему не объясняют, почему другие дела важнее. Требования взрослых представляются ребенку несправедливостью и убивают в нем внутреннюю энергию.

Длительное вдалбливание готовых истин, воспитание слепого доверия к ним вместо многомерности знаний вынуждают пассивно приспосабливаться. Снижается уровень интеллектуальных потребностей.

Человеческая система – самонастраивающаяся.

Развитое сознание не боится самокритики, строгого контроля «второго Я», потому что находит путь к положительным эмоциям через преодоление своих ошибок, через усмирение своих желаний. Неудачи, разочарования – это путь накопления опыта, путь совершенствования.

Неразвитое сознание тоже находит путь к положительным эмоциям. Оно самовыражает себя через ОСУЖДЕНИЕ других. Это путь деградации в любой негативной жизненной ситуации.

Кроме того, действуя по указке извне, уже не дети, а юноши и девушки постоянно ищут одобрение своих поступков, сверяют их не с собой (потому что не в состоянии разобраться в своем поведении), а с мнением окружающих. Поэтому любой отрицательный поступок они не расценивают как свою ошибку (они же делали все время то, что им скажут делать), а как вину окружающих, которые дали им неверные советы, наставления. Не наступает социальная зрелость. Отсюда понятие САМОЦЕННОСТЬ либо отсутствует, либо ложно воспринимается – как неумение приспосабливаться.

Вспомните: «Счастье – это когда тебя понимают», то есть – когда не надо играть чувствами и словами…

При отрыве второй сигнальной системы (сознания) от первой сигнальной системы (которая развивается на основе самостоятельных действий), в абсолют легко возводится чужая точка зрения. Это приводит к потере индивидуальности и даже к сознательному отказу от нее как источника отрицательных эмоций.

ИНФАНТИЛИЗМ (от лат. «дитя») – поведение, характерное для детского возраста. Аномальное поведение, связанное с нереализацией генетических потребностей в детском возрасте. Это значит, что синтез и анализ взрослого человека определяется биохимическими реакциями подсознания, слабо развит синтез и анализ на уровне сознания. Человек делает выводы о сложных взаимоотношениях, социальных явлениях, профессиональной деятельности с точки зрения своего эмоционального «Я» (положительного или отрицательного).

Почему невозможен консенсус (от лат. «согласие») с эгоцентриком?.. Напомним, что в природе, например, в букете с ландышами вянут все цветы (токсикоз)… Не вникает в суть проблемы, малейшее несогласие вызывает ярость. При отсутствии воспитания испытывает потребность расправиться с тем, кто «другой» – при помощи брани, клеветы, «ножа и пистолета». Иногда договориться с ним можно, но до первого разногласия…

Задание читателю: подумайте, какие проблемы общения возникают, если имеешь дело с человеком инфантильного поведения?.. Можно ли ЭГОЦЕНТРИКОВ, КОНФОРМИСТОВ И ИНФАНТИЛЬНЫХ приравнять к догматикам*?..

Их явно характеризует сходство поведения: они не учитывают конкретные условия; у них нет обратной связи с окружающим – СО-причастность, СО-чувствие, СО-участие, СО-страдание…

Постоянное недовольство всем и всеми (каждый из них подсознательно недоволен сам собой). Для признания своей вины или ошибки необходимо осознание. А это не по силам «взрослому ребенку». Трагедия живого человека, не имеющего возможность создать контакты, приносящие простые человеческие радости.

«Неудовлетворение потребностей ожесточает».

З. Фрейд.

Будущие родители, воспитатели, педагоги каждый день на практике встречаются с теми, кого можно упрекнуть в ЭГОИЗМЕ, КОНФОРМИЗМЕ, ИНФАНТИЛИЗМЕ, – даже своих собственных детей, забыв, что такое поведение – результат длительного накопления различных НЕДО… Это итог прошлого, измеряемого не днями, но годами не только своей жизни, но и жизни поколений.

Читая К. Гельвеция…

В борьбе с природой побеждает в конце концов природа. Хотя в какое-то время, мимолетно, нам кажется, что победили мы. Просто она затаилась и копит силы для сопротивления, для мести.

Так и поруганный человек, отринутый от самого себя, в результате постоянного навязывания чужого, чуждого его природе, с детских лет копит силы для мщения насильникам.

В борьбе он уничтожает самого себя, так же как окружающая среда уничтожала в нем человека.

Все неудачи, несчастья, преступления связаны с тем, что его природа столкнулась со злой силой, которая подавила, исковеркала его природные стремления.

Подчеркнем: если условия жизни не дают человеку возможности следовать законам природы, он уничтожает эти условия. Часто в этой борьбе он гибнет сам.

Человек родился, генетическая программа задана. Однако только среда определит, какие потребности будут доминантой его жизни – биологические или социально-нравственные. Зачеркнув генетику, мы объявили войну природе. Педалью «рая» становятся ценности, не связанные с нравственностью и моралью.

«Самые потрясающие желания гаснут, если условия не помогут им развиться. При продолжительном ограничении в реализации основных рефлексов падает даже инстинкт жизни».

И. Павлов.

Не этим ли объясняется уничтожение себя при помощи алкоголя, наркотиков.., детей школьного возраста?!

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Исследователи ЮНЕСКО сделали попытку определить жизненный уровень в разных странах и удовлетворение им.

Оказалось, что народы с более низким уровнем обеспечения больше довольны своей жизнью, чем народы с высоким достатком.

Почему?

Читайте далее: Глава 7. НАЧАЛО КОНФЛИКТОВ И ИХ РАЗВИТИЕ

 



* Спонтанное (лат. spontanous) – самопроизвольное, вызванное не внешними, а внутренними причинами.

** Сколько веков! Без научных исследований, на практике складывалась МУДРОСТЬ поколений.

* З. Фрейд (1856–1938) в основе методологических работ абсолютизация сферы бессознательного в деятельности человека и общества.

* В физиологии доминанта – господствующий в данный момент очаг возбуждения в центральной нервной системе.

 

* Спонтанное (лат. spontanens) — самопроизвольное. Деятельность, действия, вызванные не внешними, а внутренними причинами.

* Функция (лат.) – величина, изменяющаяся по мере изменения другой. Почему главные ступени лада – тоника, субдоминанта и доминанта названы ФУНКЦИЯМИ?..

** В основе философии Пифагора:  «количественные отношения являются сущностью вещей».

* В «кинострашилках» дети не могут отключиться из-за интереса: «А что дальше?» В этом одна из причин ранней невротизации.

[*] Диалектика (греч.) –  два, дважды     1) первоначально – искусство спора; 2) наука о развитии в единстве и борьбе противоположностей; 3) диалектический метод рассматривает действительность в ее движении, развитии и противоположности  ПСИХО (эмоц.) — ЛОГИЯ (рацион.)

* Конфликт (лат. conflictus) — столкновение. Серьезные разногласия, острый спор, столкновение противоположных интересов.

* Кризис (гр. krisus) — поворотный пункт, резкий крутой перелом, тяжелое переходное состояние.

* Как Колумб в свое время прокричал: «Земля!.. Земля!..» – и открыл Америку, так и Коменский первым провозгласил: «Педагогика!..» Американский материк существовал и до Колумба. А педагогика, конечно, существовала до Коменского, но он первым открыл этот гигантский материк и оформил педагогику как самостоятельную дисциплину.

* Эйфория (гр. eu-phoria – хорошо переношу) — неоправданное реальной действительностью благодушие, радостное настроение.

* Ее направленность сходна с выращиванием ростка, по отношению к которому мы проявляем заботу, стараемся узнать: какая почва нужна данному виду, влага, освещенность и т. д.

* Эрозия (лат. erosio, разъединение) – процесс разрушения.

* Эгоцентризм (эгоизм) – предпочтение своих личных интересов интересам общества и других людей. Эгоцентризм: «Я» – центр мироздания. Крайняя точка индивидуализма.

** Конформизм (лат. – подобный, сходный) – приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей, господствующих мнений.

*** Инфантилизм (лат. «дитя») — поведение, характерное для детского возраста.

* Догма (греч.) – положение, принимаемое за абсолютную истину.

 



Страница сформирована за 0.64 сек
SQL запросов: 171