УПП

Цитата момента



Трехлетний ребенок спрашивает взрослого: «А ты все умеешь?»
Взрослый: «Нет!»
Ребенок: «А почему не научишься?»
Наверное, я — ребенок…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Где ты родился? Где твой дом? Куда ты идешь? Что ты делаешь? Думай об этом время от времени и следи за ответами - они изменяются.

Ричард Бах. «Карманный справочник Мессии»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Глава 8. ОСТОРОЖНО: СЛОВО!

Кого не бьет слово, того не будет бить и палка.

Сократ

Родители, воспитатели, педагоги, напишите на своем словохранилище, как на коробке с динамитом: «ОСТОРОЖНО: СЛОВО!»

В. И. Иоффе

И. Павлов пишет, что если наши ощущения и представления, относящиеся к окружающему миру, есть для нас первые сигналы действий, то раздражения, идущие в кору от речевых органов, есть вторые сигналы – СИГНАЛЫ СИГНАЛОВ.

Явление идеомоторики (психомоторики) было открыто в середине ХIХ века в Англии, немного позже, независимо друг от друга, в лаборатории И. Сеченова.

"Когда мы думаем об определенном движении, мы его невольно, не замечая этого, производим. Каждая мысль сопровождается мышечным движением".

И. Павлов.

Читая Б. Трейси.

Во врачебной практике применение открытия подсознания принадлежит доктору Эмилии Коул (1895 г., Женева).

В ее клинике больные выздоравливали в 5 раз быстрее, чем в любых других клиниках всей Европы. Ее метод был настолько прост, что многие долгое время не принимали его всерьез.

Каждый пациент должен был ежедневно говорить: «Каждый день я чувствую себя все лучше и лучше во всех отношениях». Доктора, медсестры, здороваясь с каждым пациентом, говорили: «Каждый день вы выглядите все лучше и лучше во всех отношениях». Успех доктора Коул был ошеломляющим. Исследуя ее записки, Шульц создал метод аутотренинга, которым пользуются в настоящее время в неврологических клиниках.

Источник возникновения микродвижений – СЛОВО.

После атомной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки оставшиеся живыми дети не могли учиться. Их лечили рисованием. Вначале рисунки были выполнены одним лишь черным цветом. Проходило время – рисунки светлели. Появление зелени, солнца давало знак о начале выздоровления. В то же время началась разработка тестов для выявления психических травм у детей. Механизм идеомоторики позволяет найти причину заболевания и поставить диагноз.

Сейчас психологам, психиатрам приходится иметь дело с детьми в очень раннем возрасте. Не этично расспрашивать их об условиях жизни, да и что они могут рассказать?..

Мыслям сопутствуют определенные (незаметные глазу) мышечные движения и сопровождающие их  бессознательные импульсы фиксируются на бумаге рукой.

Примеры тестов, которые помогают выявить причину заболевания:  тест "Моя семья". Врач по рисунку расшифровывает взаимоотношения членов семьи.

щелкните, и изображение увеличится

Вопросы  (по рисунку): – Кто это?

Ребенок:

– Папа.

– А это?

– Мама.

– А это?

– Я.

Ясно, что величина папы и мамы на рисунке указывает на их роль в семье, так же как и свидетельствует об отдаленности, одиночестве маленького автора. Учитываются очень многие детали. Например, отсутствие рта у папы, ушей у мамы, ее большой рот и т.д.

щелкните, и изображение увеличится

Второй рисунок вы уже можете прокомментировать сами.

Расшифровке подлежит выписанность или небрежность проведенных линий, скудность или обилие деталей, прорисовка зубов (агрессия).

Искажение реального состава семьи – эмоциональный конфликт с кем-то из членов семьи: ребенок «забывает» его нарисовать. Если задают вопрос: «Почему нет на рисунке папы (или старшего брата, например)?» – ребенок отвечает: «Мало места…» или: «Пошел гулять…» и т. д. Вместо близких рисует птиц, зверушек, стремится уменьшить влияние семьи, рисует только себя или совсем не рисует себя. Исключает себя из состава семьи: нет с ними контакта, отверженный…

Молчание тоже обладает силой слова, потому что мы думаем словами, но произносим их в свернутом виде. Смысл молчания собеседника мы «прочитываем» по его взгляду, движениям…

Мы идем по дощечке через канаву… "Ой, упаду!" – и теряем равновесие. Играем пьесу на концерте, стоит подумать: "Сейчас собьюсь" – и тут же споткнулись. Учимся кататься на велосипеде, нас то и дело тянет в канаву, на столб, на камень, на прохожих, потому что?.. Потому что мысль "не услышу, не сыграю, не смогу" переходит в действие.

Никогда не произносите негативных фраз, превращайте их в позитивные: «Я могу…», «Я сыграю вдохновенно…»

СЛОВО – всегда ВНУШЕНИЕ и САМОВНУШЕНИЕ.

Слова могут сделать человека инвалидом, свести в могилу, но и спасти от смерти, сделать жизнь счастливой.

В начале ХХ столетия в нашей стране появился интерес к системам йоги. Кроме того, мысль ученых обратилась к загадочным явлениям прошлого, была направлена на создание аппаратов и методик, подтверждающих возможности идеомоторики в различных областях деятельности.

Детектор лжи. Возможно, когда импульсы, идущие от коры головного мозга уже научились записывать, кто-то обратил внимание на "Каноны врачебной практики" великого врачевателя XI века нашей эры Авиценны (Абу-ибн-Сины).

«Любовь – заболевание вроде наваждения, похожа на меланхолию. Определение предмета любви есть одно из средств лечения. Это делается так: называется много имен, повторяемых неоднократно, а руку держат на пульсе. Если пульс становится прерывистым, то, повторив это имя несколько раз, ты узнаешь имя любимой. Так же, называя улицы, дома, города в сочетании с именем, ты установишь личность и местонахождение любимой».

Авиценна сделал эту запись вот по какому поводу: шах пригласил его лечить молодого принца. Он таял на глазах, стал безразличен к окружающему.

По телевизору недавно шла передача «Ничего кроме» – с применением детектора лжи. Всплески импульсов не обязательно ложь, это может быть волнение. Ложь выясняется при определенной последовательности вопросов, которые повторяются и завуалированы различными текстами, но имеют одну направленность.

Явление идеомоторики было известно задолго до его «официального» открытия. В представлении людей древности СЛОВО имело магический смысл. Некоторыми словами пользовалось только жрецы, шаманы, целители, священнослужители, для остальных они были «табу» (полинезийское – «запрет»).

На глиняных табличках государства Шумер, основанного 4 тысячи лет до нашей эры, можно прочесть: «Не расширяй уста, если раздражен, придется немедленно раскаяться за необдуманную речь».

Даже люди, приносившие кровавые жертвы богам, относились внимательно к сказанному слову. Вот пример этики того времени: «Если ты увидишь или узнаешь что-нибудь, сделай вид, что тебе это неизвестно. Особенно, если это плохое, имеющее отношение к кому-то». (Говоря нынешним языком: НЕ СПЛЕТНИЧАЙ!)

Тысячи авторов так или иначе касались самовнушения (не зная об идеомоторике) в своих философских трактатах. Воздействие мысли, слова на обмен веществ, работу желез внутренней секреции, иллюстрируется многими примерами, которые человечество накопило в течение длительного времени.

Г. Флобер, когда писал сцену отравления мадам Бовари, заболел, и в больнице у него нашли все признаки (в легкой форме), которые бывают при отравлении мышьяком. 

Болгарин Иван Ива выдержал первую в мире операцию без наркоза. Он внушил себе мысль, что операцию делают не ему, а лежащему рядом на операционном столе.

С. Шершевский мог держать температуру одной руки 38°, а другой 35°. Он представлял одну руку лежащей на горячей плите, а другую – лежащей на льду.

Француженка Луиза Лато была фанатично верующей женщиной. В середине прошлого века ее показывали, как чудо: у нее на ладонях выступала кровь в тех местах, где вбивали гвозди Иисусу Христу.

Максим Горький как-то, работая, упал со стула в своем кабинете. Прибежавшая жена увидела красную полосу в том месте, где была ножевая рана у героя того рассказа, над которым работал писатель, он только что описывал кровавую сцену…

Врачи Копенгагена попросили для опыта матерого убийцу, приговоренного к казни. Они завязали ему глаза, провели перышком по горлу и начали лить тонкой струей теплую воду на это место. Преступник, думая, что из него вытекает кровь, умер.

Судовой врач Аллан Бомбер заинтересовался статистикой кораблекрушений и последствиями от них. Ежегодно терпят бедствие на воде до 300 тысяч человек. Лишь 50 тысяч погибают сразу. Однако среди тех, кто высадился на спасательные средства, имея воду и еду, большее количество людей умирало именно в первые три дня. А. Бомбер отправился в путешествие на лодке один, имея половинный запас продовольствия и воды от необходимого ему на 30 дней.

Исхудавшего, заросшего, его встретили через месяц жители Марселя. Он с причала обратился к ним со словами: «Люди умирают не от холода или жажды, не от отсутствия еды, а от страха, что их не спасут».

Мы с вами знаем, что от мыслей можно покраснеть, побледнеть, могут появиться на глазах слезы, мурашки по всему телу. От мыслей подгибаются ноги, появляется окрыленность или мрачное настроение.

Есть слова, словно раны, слова, словно суд.
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно предать и продать и купить,
Слово можно в разящий свинец перелить.

В. Шефнер.

В 1897 г. в Петербургской филармонии под управлением А. Глазунова исполнялась Первая симфония С. Рахманинова. Провал композитора был полным. Слушатели были невнимательны, многие расходились, не дожидаясь окончания. На следующий день появилась статья Цезаря Кюи, в которой говорилось: «Если бы в аду была консерватория, если бы одному из даровитых музыкантов было задано написать программную симфонию на тему «Семи египетских казней» и если бы он написал симфонию вроде симфонии господина Рахманинова, то он блестяще бы выполнил свою задачу и привел бы в восторг обитателей ада».

Результат – психическая травма у Рахманинова. Его депрессия длилась несколько лет, – ни одной ноты: ни писал, ни играл. Психиатр Н. В. Даль, который хорошо играл на виолончели, попросил Рахманинова аккомпанировать ему «Песни без слов» Ф. Мендельсона. Они играли каждый день в течение полутора месяцев! И только по истечении этого времени Даль увидел слезы, которые медленно текли по впалым щекам Рахманинова. Кризис был преодолен. Второй фортепианный концерт С. Рахманинов посвятил Н. В. Далю.

«Берегитесь усиливать свои беды и ухудшать свое положение жалобами».

Сенека.

Госпитализация увеличивает время выздоровления, потому что разговоры о своих болезнях, неудачах в больничных палатах постоянны. Здесь для лечения нужны не капли, а литры микстур и килограммы таблеток. Нам мало говорить о себе, встретив знакомого на работе, приступаем к «оптимизации» настроения: «У моей тети на левом берегу во дворе живет молодой человек, так его сегодня ночью…» Идут сведения одно страшнее другого, о соседе незнакомого молодого человека, живущего рядом с незнакомой тетей, живущей на…

В разговорах о болезнях и неприятностях мы убиваем себя нравственно и физически, точно так же, как убиваем в себе человека, совершая дурные поступки и оправдывая их.

Почему? Потому что если человек думает о плохом, он везде его находит, а думая о хорошем, он находит его всюду.

Совет Б. Шоу (вольный перевод): о своих неприятностях надо рассказывать врагам, это доставит им удовольствие и они выслушают все до конца, не перебивая.

ОПЫТ

В поликлинике записали к врачу-терапевту 9 человек, указав точное время приема (по 20 минут на каждого). Доктор ничего не записывал, а выслушивал, расспрашивал о болезнях детского возраста, о проблемах на работе, дома. Каждому перед уходом были сказаны такие слова: "Как удачно, что именно вчера мы получили лекарство, которое вам необходимо. Оно есть только в нашей аптеке". Следовало приглашение придти через три дня. По договоренности с аптекой, за подписью этого врача по разным рецептам выдали всем дистиллированную воду. Через три дня все почувствовали себя лучше, некоторые выздоровели… И только двое по-прежнему жаловались на недомогание. Одному из них прописали воду повторно (с другим цветом и вкусом), второму необходимо было хирургическое вмешательство. Вывод: большинство наших болезней – от мыслей, которые мы не контролируем. То есть у них – нервно-психическая основа, они – результат не физиологического, а психического неблагополучия.

В институте оккультных наук (США) издавна занимаются изучением воздействия на человека слов, которые мы говорим, слушаем, читаем, используя результаты для составления реклам, выборов сенаторов, президента. Очень известный в 60-х годах журналист Дино Будзати писал о том, что "их дьявольская наука" может заставить человека делать все, что они захотят. Он рассказал об опыте, проделанном в самом этом институте. Был задан каждой группе один из вопросов:

1. Хотите ли вы, чтобы полномочия президента длились 6 лет вместо 4-х?

2. Хотите ли вы изменить закон, чтобы полномочия президента длились 6 лет вместо 4-х?

Первая группа ответила 96% "за".

Во второй группе 82% – "против".

Что повлияло на результат в том и ином случае?..

Повлияло слово "изменить". Оно сразу вызывает протест, негативное отношение. Согласие возможно после некоторого размышления, взвешивания "за" и "против".

Пройдемся по коридорам музыкального колледжа во время очередной сессии. Перед экзаменом студенты похожи на тяжело больных. Около класса ходит молодой человек, судорожно потирает руки, трясет ими, трет лицо, вдруг бежит, открывает пьесу, чтобы посмотреть, с какой ноты начинается произведение, которое он играет УЖЕ ПОЛГОДА. Как пройдет экзамен?..

Сколько талантливых людей не могут заставить себя выйти из этого болезненного состояния. Сколько бросили любимое занятие, потому что не знают искусства управлять собой, своей психикой.

Талантливый спортсмен достигает результатов, которые изменили бы во много раз мировые рекорды. Однако на состязаниях ничего не может показать. Опыты самовнушения в нашей стране начались в спорте. Перед стартом датчики показывают повышенную сердечную деятельность, при которой забег разрешать нельзя. Спортсмену дают несколько раз прочитать текст: "Мне не важен результат. Если я сейчас проиграю, добьюсь победы в следующий раз". Уже во время чтения датчики показывают стабилизацию сердечной деятельности. И спортсмену разрешают участие в соревнованиях.

В космонавтике размеры первых аппаратов не позволяли заниматься физкультурой. Невозможность движений резко снижала мозговую деятельность, ухудшала состояние здоровья. Здесь идеомоторика сыграла большую роль. Еще на предполетных тренировках будущий космонавт должен был находиться продолжительное время в сурдокамере. Проверялась возможность работать в полном одиночестве. Движений почти нет. Как быть?.. Выходом было прочное закрепление УСЛОВНО РЕФЛЕКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ.

Готовясь к эксперименту, в течение длительного времени каждый день в определенные часы человек выходил в спортивный зал или на стадион и делал полный комплекс физических упражнений. За время тренировки человек теряет до 600 граммов веса.

Теперь в сурдокамере, в состоянии малоподвижности, он может мысленно "проигрывать" физические упражнения, к которым он привык. Итак, сурдокамера. Космонавт окутан проводами, датчики выведены наружу. Там идут измерения. Как обычно, в определенный момент ему дается команда: выходить на зарядку! Он выполняет МЫСЛЕННО все упражнения, представляя себя в зале или на стадионе. Даже такое начало изменяет показания его состояния: сильнее начинает биться сердце, усиливается прилив крови к ногам.

За время мысленных действий, которые точно повторяют отработанные в действительности, космонавт теряет до 120 – 160 граммов веса.

ВЫВОДЫ, КОТОРЫЕ НУЖНЫ НАМ.

1. Мысленному, абстрактному, то есть отвлеченному от конкретного должен предшествовать период реальных действий.

2. Чем длительней и разнообразней представлялась возможность самостоятельно действовать, тем ярче представления о деятельности в умственном плане, потому что они связаны с ощущениями, которые ПЕРЕЖИВАЛИСЬ.

3. Если человек не прошел период самостоятельных действий, то он или не может представить их мысленно (к сожалению, может об этом говорить) или представления эти вторичны, с чьих-то слов, книг, картин. Они не могут быть яркими, вызывать достаточно эмоциональное возбуждение, которое бы оставило длительного воздействия следы в коре головного мозга.

Для чего нам надо это знать?..

Каждый из вас вследствие длительной тренировки может проигрывать свое произведение "про себя", мысленно.

Обратимся вначале к внутренней речи: она несравненна по богатству интонаций с речью вербальной (устной). Слово в мыслях не объясняется, потому что они не обращены к слушателю, который должен их понимать. Они проговариваются в свернутом виде, поэтому на первом плане не смысл, а чувство. В него объединилось прошлое, настоящее, сознательное и бессознательное, разрозненные мимолетные неуловимые ощущения.

Мысленное пропевание – это внутренняя музыка, она не рассчитана на публику или на педагога, в ней нет элемента заучивания, она глубока и проникновенна. В ней не отражены советы, замечания педагога, это выражение своего "Я". Она может звучать в любом месте вашего пребывания, для этого не нужен инструмент. Значит, можно тренироваться в игре на "инструменте", где угодно, а затем искать мысленное звучание в реальном.

Многие музыканты во время переездов между гастролями не только сохраняли, но и тренировали технику, разучивали новые произведения, говоря научным языком, нейроны головного мозга сохраняли свою пластичность.

Но! Проигрывать можем. Заниматься без инструмента сможем, ЕСЛИ… Дело в умении СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ.

В приемах самовнушения лучше один раз сделать, думая о том, что делаешь, чем делать сто раз, думая о другом.

Если человек хочет, например, укрепить мышцы ног, он начинает многократно приседать. Мышцы обязательно укрепятся, им деться некуда. Но обычно во время приседания человек думает о чем угодно, только не о том, что он делает в данный момент.

Развитие мышц будет во много раз эффективнее, если думать именно о том, что делаем в данную минуту.

Ученые говорят: если бы мы умели сосредоточить внимание на том, что читаем, за 5 лет можно было бы закончить не один, а два института. Во сколько же раз можно быстрее выучить произведение, если… учиться проигрывать его мысленно, а разучивая, думать о том, что делаешь.

Написанное пером не вырубишь топором. Точно так же действие, проработанное мыслью, обретает гармонию и надежность. В единое целое объединяются действие и эмоциональный отклик, если он, конечно, есть.

 Один из первых указов Петра I:

«Говорить не по написанному, чтобы дурь каждого видна была».

Пламенные слова рождаются от больших, глубоких чувств. Чувства рождают слова, которые неразрывны с интонацией. Нельзя пламенно говорить чужие слова.

Так же можно хорошо играть, выполняя все указания автора, если найти в тексте место и для своих высказываний.

Идеомоторика-психомоторика: бессознательными мозговыми импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц. В мозговом аппарате они обратимы. То есть человек может сознательно говорить слова, которые восстанавливают его жизненный тонус, активность мозга.

«Современной физиологии предстоит немалая задача исследовать, какими путями, какими средствами мысли удается произвести такие же разрушения, как и ядам. Каким образом мысль подтачивает все жизненные функции самого сильного организма».

У. Джейкобсон.

Насколько же сильнее слова, произнесенные вслух.

Ларрей, хирург Наполеона, заметил, что солдаты, даже тяжело раненые в победном бою, выздоравливают скорее, чем раненые в бою, который был проигран.

Французский врач Матье в конце ХIХ века собрал в палате раковых больных, жизнь которых была определена неделями (в то время рак был редким заболеванием).

Он прочитал им о сенсации: в Англии открыто лекарство, излечивающее от рака. В течение полугода он являлся к больным, рассказывая: он послал просьбу приготовить определенное количество лекарства… Он получил письмо, что его предложение принято, ученые приступили к изготовлению препарата… Лекарство упаковано, и группа ученых едет, чтобы самим удостовериться, за какой срок произойдет выздоровление. Опыты их убедили, что выздоравливают все, их интересует время… Пароход прибыл в Марсель, ученые пересели на поезд и едут в Париж. Естественно, никакого лекарства на самом деле не было, однако, только единицы умерли, не дождавшись поезда. Все другие держали себя, не давали себе умереть, силой мысли, что избавление придет.

Симферополь. В больницу на скорой помощи была доставлена девушка в состоянии алкогольного опьянения. Друзья, пировавшие с ней по случаю окончания учебы, сказали, что со стаканом вина она проглотила лягушку, которую ей подложили. У нее началась рвота. Она не прекращалась. Испуганные ее состоянием, они вызвали скорую помощь. Дежурил опытный врач. Он усыпил ее, сделал легкий надрез, зашил его, попросил принести из лаборатории заспиртованную лягушку и поставить ее рядом с постелью. Все шло нормально. Но на "операции" присутствовали несколько студентов старших курсов мединститута. Они удивлялись, разговаривая между собой, как можно было поверить в такую чепуху. Через два дня один из них не выдержал и все ей рассказал. У нее началась безудержная рвота и она умерла в его присутствии, на всю жизнь изменив его отношение к слову и его значению в медицине и в жизни.

Да, мы все знаем, что от слов можно сойти с ума, поседеть, получить язву, инфаркт, умереть. Знаем, что от слов можно обрести крылья, преодолеть себя, решиться на большое дело. МЫ ВСЕ ЗНАЕМ! Но почему же, почему так часто мы говорим слова, которые ранят, задевают, травмируют… Знаем, но делаем, потому что только знаем, но не понимаем. А понять можно только сердцем, душой…

В психоневрологических диспансерах лежат дети. Диагноз "дидактогенное состояние". Дидактогенное – значит, порожденное дидактикой, поучением, наставлением, заболевание от неосторожных слов, которые мы, взрослые, говорим детям. Травмы психогенного происхождения.

Какие же слова "наставлений" и "поучений" надо говорить, чтобы после этого у детей появлялись САХАРНЫЙ ДИАБЕТ, ЯЗВЫ ЖЕЛУДКА ИЛИ ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙ КИШКИ, ЗАИКАНИЕ, СПАЗМЫ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, ПИЩЕВОДА. Их кормят через фистулу. Месяцы и годы, потому что они возвращаются в ту же атмосферу непонимания. Болезнь возвращается, дети становятся хрониками.

И. П. Павлов назвал слово самым сильным раздражителем. Оно действует не только в данный момент, оно остается в наших воспоминаниях, играя созидательную или разрушительную роль.

Когда гость разливает на скатерть соус, мы делаем вид, что не замечаем (мы же культурные!). Когда это же делает наш ребенок, то про свою культуру мы уже не вспоминаем. Почему?.. Ведь ребенок, как и наш незадачливый гость, сделал это не нарочно!..

Вспомним нашу действительность. Что-то услышали – побежали – рассказали… "А она о тебе говорит… А он о тебе…" Но передать услышанное можно только по просьбе того, кто говорит. Остальное называется сплетня. Почему? Потому что передающий никогда не повторит точно сказанные слова, а главное – интонацию. Говоривший вкладывает в слова СВОИ ЧУВСТВА, которые никто не может повторить.

Педагог говорит:

– Я очень волнуюсь, как сегодня сыграет Лена!

А Лене передают:

– Слушай, у твоей Мариванны пар выходит от волнения, как ты сыграешь!..

– Почему?

Не верит, наверное…

Мы передаем не слова говорившего, а то, что сами подразумеваем.

Собственные домыслы внесли смятение и… Вряд ли Лена сыграет сегодня хорошо.

– Зачем вы ребенку сказали, что он тупица?..

– Ну и что же. Я же ПРАВДУ сказала

Как мы любим ПРАВДУ! Только кому мы ее говорим?

"Мудрость состоит в пристальном наблюдении за тем, как РАСТУТ ЛЮДИ".

Конфуций.

Будем иметь в виду, что…

Сурикова не приняли в Академию художеств. Инспектор сказал: "За такие рисунки вам мимо Академии надо запретить ходить".

Д. Кабалевского отчислили из детского хора – за полным отсутствием музыкальных способностей.

Г. Уланова при поступлении в училище получила самые низкие отметки по балетной выразительности и мимике.

А. Горького приняли в церковный хор, а Ф. Шаляпину сказали, что непригоден.

Из восьми допущенных к кинопробе провалился один И. Смоктуновский.

А. Чехов числился в гимназии среди двоечников и безобедников.

У. Черчилль – хронически предпоследний в школе.

А. Швейцер – безнадежный в учении.

Дж. Уатт, Свифт были пасынками школы, считались бездарными.

Гельмгольца учителя прозвали слабоумным.

Физики Франклин, Пьер Кюри, изобретатель Морзе, философ Спенсер, писатели Герцен, Байрон, Э. По, Бёрнс, Гоголь и даже Лобачевский считались в школе неспособными.

Эдисон исключен из школы из-за полной бездарности, Эйнштейн отчислен со второго курса университета как абсолютно неспособный к математике. Профессор сказал: "У вас достаточно доброй воли, но недостаточно способностей". В школе он был плохим учеником и часто задавал вопросы, когда, казалось бы, все ясно, как дважды два. Это стремление заглянуть вглубь вещей казалось учителям признаком глупости и тугоумия. Сын Эйнштейна как-то спросил его: "Почему, собственно, ты знаменит?.." – "Видишь ли, когда жук ползет по поверхности шара, он не замечает, что путь его изогнут. Я же, напротив, имел счастье это заметить".

Лермонтов и Белинский были изгнаны из университета.

Плохие отметки В. И. Вернадского огорчали его родителей. Он не выносил вдалбливания скучных, готовых истин.

Г. Песталоцци, на памятнике которого надпись, сделанная соотечественниками много лет спустя: "Все для других. Ничего для себя!" В школе его ругали за лень, считали тупицей. За все годы он так и не научился писать грамотно. Это не помешало ему стать великим. "Я сам жил, как нищий, для того, чтобы научить нищих жить по-человечески!"

Сейчас известно, что "неграмотность", то есть ошибки, иногда связаны с тем, что мысли, которые надо записать, опережают написание их и поэтому в конец одного слова попадают буквы из следующего.

Ньютону не давалась школьная физика и математика.

Про В. Скотта профессор университета сказал: "Он глуп и останется глупым навсегда".

Юстус Либих бросил школу в 14 лет. Приговор: неспособен к учению. Через семь лет он открыл явление изометрии, в 21 год получил звание профессора в Гессене.

Ю. Никулину при приеме сказали: "Вас никогда не будут снимать!"

В русской истории известны случаи, когда отдельные слова запрещались к употреблению в законодательном порядке.

В 1798 году император Павел издал указ, в котором повелевалось: взамен отечество говорить и писать государство; взамен приверженностьусердие и привязанность. Слово общество запрещалось совсем. Взамен слова гражданин следовало говорить и писать обыватель, житель.

Сейчас говорят не капиталисты, а свободные предприниматели, не прибыль, а сбережения, не безработица, а резерв рабочей силы…

У нас появились "новые должности": не завхоз, а заместитель директора по хозяйственной части, не доярка, а оператор машинного доения…

В микро- и макрокосмосе движение происходит по закону причин и следствий. Следствия становятся причинами других следствий и т.д.

Жизнь человека протекает в атмосфере постоянных отрицательных факторов, которые деформируют психику. А если это ДЕТИ? Следы психических травм, несмотря на механизм "вытеснения" (Фрейд), остаются на всю жизнь в подкорковых отделах головного мозга. Они накапливаются, уродуя душу, изменяя поведение, отношение к окружающему.

Во многом наши отношения друг к другу определяются теми биохимическими изменениями, которые происходят в нашем организме. («Нарушение биохимической энергии» Н.Гумилев).

В обществе наши глаза обязательно выделяют одного человека. Нас привлекает необычное, интересное, неординарное… Никто не может объяснить причину симпатий и антипатий, иногда мгновенных. О человеке, который нам неприятен, наши друзья могут иметь другое мнение: умный, порядочный… Мы можем признавать его достоинства, ум, а все равно сердце против. И наоборот: нам говорят о человеке сплошь отрицательное: характер, поведение, но сердце "за" – и мы в одно ухо впускаем, в другое выпускаем…

Итак, выбор сделан. Начинается близкое знакомство. Рождается дружба или любовь… Но как, с чего начинается охлаждение? Не зря ведь говорят, что наши недостатки – это продолжение наших достоинств. Очень часто та самая неординарность, необычность поведения и суждений уже раздражают. Появляются мягкие советы: "Надо делать… Так все делают". Имеется в виду: "Я" так делаю, подкрепленное словом ВСЕ. Честнее было бы сказать: "А вот я бы так не делал…" Не так ходит, не так размахивает руками – и все "во имя любви!" "Я же хочу, как лучше!" Слово любовь, как козырный туз, постоянно кроет все попытки защитить свои позиции… Вот они, начала всех начал!  Слова… Слова… Слова…

Нельзя любить колючую проволоку!

Итак, рецепт. Если вы хотите поссориться с человеком, или если вы хотите, чтобы вас разлюбили, начинайте общение со слов: "Не так! Надо вот так! Ты должен!.. Ты обязан!.. Так делают все умные люди!" Но в запасе еще и «ласковые» козыри: "Только большое уважение заставляет меня говорить тебе… Ради твоего счастья… Мне виднее…"

Время, когда вы добьетесь своего, сугубо индивидуально, но порядок будет сохранен: вначале протест, потом избегание и разрыв.

Биохимики изучают симпатии и антипатии растений для того, чтобы знать, какие растения можно сажать рядом, а какие нельзя. Если посадить рядом растения, которые не выносят друг друга, то они начинают выделять отравляющие вещества. Это приводит к токсикозу почвы. Как это похоже на токсикоз человеческого организма. Только яды другие, а механизм отравления один.

«Область морали имеет свои законы. Они неумолимы, и кара настигает неизбежно тех, кто не хочет с ними считаться. Особенно один закон, которому беспрекословно, и притом всегда, подчиняются даже животные. Этот закон препятствует нам общаться с теми, кто хотя бы раз причинил нам вред – нечаянно или преднамеренно, вольно или невольно. Нужно этому суровому закону подчиниться, так как в основе его лежит социальное начало – инстинкт самосохранения».

Оноре де Бальзак.

В окрестности одной из деревень Индии появился слон, убивающий людей. Это было так невероятно, что вначале немногие этому поверили. Однако случаи убийства людей продолжались, появились очевидцы, которые подтверждали: преступник – слон. Была организована охота на него. Когда его убили, то поняли причину его поведения: в спине у него торчал кинжал.

Читая А. А. Микулина.

Эмоции, как правило, отражаются на лице. При хорошем и плохом настроении мозговыми импульсами сокращаются и расслабляются различные группы мышц. В мозговом аппарате эти функции обратимы. Стоит человеку, у которого неприятности, сделать благодушное лицо, улыбнуться – и группа биотоков рефлекторно вызовет в нейронах мозга изменение настроения.

«Страх, печаль, тоска разрушают тело, угнетают мышечную активность».

Гиппократ

Для чего нам надо это знать?

Для нормального общения с классом, учеником, хором, оркестром… Чтобы быть в форме!.. Использовать слова, помогающие преодолеть негативное настроение, мешающее работе. Где их найти? В природе нашего организма! Ученые установили: требуется работа СТА ДВЕНАДЦАТИ МУСКУЛОВ, чтобы нахмуриться, и только ТРИНАДЦАТИ – чтобы улыбнуться.

ОПЫТ.

Аппарат Кермана определяет положительную или отрицательную энергию биополя.

Электрическая активность мозга человека с унылым настроением:

явно выражена асимметрия микроволн. Пациенту предлагается думать и представлять то, о чем говорит доктор: лес, солнце, синее море, покой, радость, счастье…

Результат:

хорошее настроение…

«Жаловаться на неприятности – увеличивать зло, смеяться над ними – уничтожать их».

Конфуций.

«Не надо бояться смерти! Пока мы живем, ее нет. Когда она пришла – нас нет!»

Эпикур.

Знаменитая фраза «Ты меня уважаешь?», отданная застолью, имеет глубокий социальный смысл. Даже выпить не хочется с тем, кто тебя не уважает.

Вспомним еще раз совет С. Соловейчика: не надо бороться со злом в ребенке, а надо замечать его добрые дела и поступки. Почему? Потому что борьба со злом сеет зло! Какие слова мы говорим при этой "борьбе"? Каким голосом, с каким лицом? Мы облучаем ребенка биоэнергетикой, которая приводит к патологии отношений. Когда пытаются улучшить сорт растения, то не поливают его серной кислотой, даже разведенной.

Академик Зурабошвили на съезде невропатологов и психиатров, среди докладов, трудно понимаемых даже специалистами (из-за наукообразного языка), поразил высокое собрание простотой и ясностью своей речи. Он подчеркивал, что в современном человековедении силы улыбки мощнее сил гнева, а несдержанность, раздражительность, особенно – зависть, создают кристаллы самоотравления. Для содержательной и радостной жизни нужны три условия:

1. Трудиться, всегда трудиться, потому что труд направляет мысль к свету, а человека к восхождению.

2. Никому не завидовать[1].

3. Делать добро. Добрые дела и поступки имеют двухвекторный положительный эффект. Для тех, кому делаешь и для того, кто делает. Выигрывают обе стороны, особенно тот, кто делает.

Аналогично – двухвекторный эффект и у злых дел, слов, поступков. Особенно проигрывает тот, кто совершает зло.

Это закон морального воздействия.

Мы часто говорим: "Дурной, бесчестный человек, а как живет!" Это неверное суждение, потому что он давно уже не человек (в истинном значении этого слова), исключительная забота о своем благополучии достойна свиньи. Хотя общество часто не наказывает зло, совершающий его наказывает сам себя. В этом его расплата.

Зло несет разрушение, добро – созидание, и, кроме того, устанавливает в самом человеке целебное биополе.

Почему насилие вылезло на экран, пролезло даже в детские фильмы, не говоря  о журнальных публикациях, газетах, речах. Насилие оглушает нас с экранов кино и телевидения! Потому что создатели таких фильмов или передач – уже измененные человеческие особи. Почему? Потому что дети растут в атмосфере злословия по отношению к окружающему их миру: взрослые сами взращивают зло, обращенное к ним самим.

Энергетические искажения возникают еще до рождения ребенка, если родители сами жили в условиях постоянного насилия, которое вызвало у них деформацию биополей.

Покорять – значит уничтожать не только того, кого покоряешь, но и самого себя. Даже просто злословие разрушает собственную биоэнергетику.

Уважаемые взрослые! Положите руку на свое сердце и признайтесь самим себе: не бывает ли так, что вы целый день, а иногда и несколько дней, отлыниваете от дела, которое надо сделать. А оно очень важное. Не убирая руку от сердца, вспомните, какие доводы вы приводите сами себе: "Сделаю через час… А можно в конце концов сделать и завтра…" А "сейчас" мы делаем то дело, которое хочется, оставляя на потом то, что не хочется… Вот так же и дети. Как поступать с ними в таких случаях?..

Педагог, если он понимает свое назначение как воспитателя, врачевателя душ, говорит: "Ты сегодня не выучил урок, ставлю тебе точку карандашом, спрошу завтра это же материал". А завтра, если ученик не выучил, говорит: "Ставлю тебе "двойку" мысленно, мы ведь все знаем, какой ты хороший" (следует вспомнить что-то хорошее, сделанное им). Или же выведенный из себя учитель говорит: "Ставлю тебе "два", потому что ты умный и понимаешь, что эту отметку заслужил. Скажи, когда захочешь ее исправить!.. Или: "Ставлю тебе хорошую отметку…» Но, многозначительно глядя ему в глаза, даю понять: если так будет продолжаться, ты сам себя перестанешь уважать, а потом…

Когда ученик, студент молчит, не зная, что ответить, задайте ему вопрос типа: "Какого цвета желтая сера?" Это разрядит обстановку, снимет оцепенение и окажется, что незнание было психологическим зажимом.

Вот – рука взрослого, которая помогает тренировать волю в преодолении себя, а не зачеркивать при помощи отметки человека.

Высокий чиновник в США был осужден на 5 лет лишения свободы. Там, по собственному почину, он учил заключенных по их желанию: законодательству и праву, маркетингу, иностранному языку. По окончании срока он получил премию 5 миллионов долларов, потому что поведение его учеников резко изменилось в лучшую сторону. Одним сократили срок, других выпустили раньше времени. При выходе из тюрьмы его ожидала толпа журналистов, чтобы узнать, как ему это удалось. Ответ его был очень коротким: «Я относился к ним, как к королям!..»

Надо предоставлять возможности ученику быть хорошим!.. А вместо плохой отметки можно поставить просто "минус" (а рядом – маленький плюс, как надежда)… Это ведь знаки от учителя: "ВЕРЮ в тебя, ты можешь!" Ученик имеет возможность повысить свой статус при желании (ЕГО ЖЕЛАНИИ!).

Но часто на уроках все обстоит по-другому. Учительские аргументы такие:

– Какие там чувства, слова! Какие там подходы, механизмы, методы! У меня тема, программа! Научить бы кварту от квинты отличать!

И главным становится все, кроме… человеческого взаимоотношения.

Конечно, с трибун легко говорить абстрактно о значении индивидуальности. Трудно, когда индивидуальность рядом, и все делает не так, как я считаю должным. Тут нужны знания и понимание, чтобы не начать борьбу с маленьким, близким, иногда единственным, любимым.

Слова, слова… Одни становятся основой обучения, другие – "облучения".

Мы превратились в судей, прокуроров, обличителей, разоблачителей. Мы создали армии не сомневающихся в своей правоте и праве карать, потому что возвели себя в некий эталон, которому маленький человек должен соответствовать.

Имеем ли мы право быть эталоном? Или приобрели право казаться эталоном?

Победа в борьбе за справедливость, за здоровье дает истинную радость. Но зачем побеждать любимых, детей, друзей? Чтобы превращать их в ненавидящих? Чтобы в этой борьбе только терять,  в том числе и самое лучшее в себе…

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Почему в народных сказках всего мира «дурак» добивается большего, чем его «умные» братья?..

  • 1
  • 2


Страница сформирована за 0.84 сек
SQL запросов: 175