Глава 11. ЧУВСТВА
Без воспитания чувств образование может нанести непоправимый вред нравственности, духовности человека.
Все виды искусства рассказывают о человеке. Различие их: материал и «язык», то есть способы выражения.
«Я не могу выразить свои чувства и мысли в стихах или красках, так как я не поэт и не художник, но я могу это сделать с помощью звуков, потому что я музыкант».
Ученые говорят: необходимо усвоить язык, на котором «общаются» нейроны друг с другом и с окружающими их частицами, язык световых волн, кибернетики. В искусстве это язык сцены, архитектуры, танца, живописи, музыки и, конечно, язык чувств.
Изучить язык явлений – это значит понять законы его развития, существующий в нем порядок: азбуку, грамматику, синтаксис
Для чего? Мы говорим: классика вечно современна. ПОЧЕМУ? Разучивая музыкальное произведение, исполняя его или слушая, глядя на прекрасные строения, картины, читая книги, мы тем самым соединяем эпохи, связываем прошлое с настоящим, мы как бы прочитываем «дневники» их создателей, то, что рождено волнением их сердец, борьбой и победами, поражением и отчаянием Но мы «прочитываем» все это в зависимости от времени, в котором живем, со своей индивидуальной расшифровкой, дополняя их радости, скорби, размышления СВОИМИ. Мы учимся у них, потому что, прикасаясь к чужой жизни, мы становимся человечнее.
«Научить внешним образом нахождение бесконечно малых моментов нет никакой возможности: они находятся только тогда, когда человек отдается чувству. Никакое обучение не может сделать того, чтобы пляшущий попадал в самый такт музыки, поющий или скрипач брал самую малую середину ноты и чтобы рисовальщик проводил единственную из всех возможных нужную линию и поэт находил единственно нужное размещение единственно нужных слов. ВСЕ это находит только ЧУВСТВО».
Поправляя этюд ученика, К. Брюллов в нескольких местах чуть тронул его – и плохой, мертвый рисунок вдруг ожил. «Вот, чуть-чуть тронули – и все изменилось», – сказал один из учеников. – «Искусство начинается там, где начинается чуть-чуть», – сказал Брюллов, выразив этими словами характерную черту искусства.
Слово эмоции (в его нынешнем понимании) было впервые употреблено в середине XVI века (в переводе с латинского эмоции – волнение, потрясение).
Л. Н. Толстой назвал эмоции-чувства «заражением». Если вздрогнула душа от того, что увидел, услышал, прочитал, сделал, ты стал чуточку другим. Мы этого не замечаем сразу, потому что в основе очеловечивания (развития нравственности, духовности) – накопление микроволнений, микровозбуждений – чувственных восприятий.
ВСПОМНИМ!
Градация психических переживаний: одни приносят пользу, другие – вред. Записанные в картотеку головного мозга, они становятся опытом жизни. Кроме того, накопленные в подсистеме, они определяют потребности: стремление их повторять или избегание, вызывают чувство симпатии или антипатии.
Оноре де Бальзак называет эти явления сродством или отталкиванием, которые существуют не только между людьми, но и между предметами, явлениями природы. «У Бейля (Стендаля) начинались конвульсии, когда он слышал, что вода бьет ключом. Скалигер бледнел при виде кресса (растение, листья которого употребляются в пищу). У Эразма Роттердамского от запаха рыбы поднималась температура. Герцог д'Эперон падал в обморок при виде зайчонка, Тихо Браге – при виде лисицы, Генрих III – кошки, маршал д'Эльбер – поросенка. Кавалер де Гиз, Мария Медичи чувствовали себя плохо при виде розы, даже нарисованной. Канцлеру Бэкону становилось дурно во время затмения луны, независимо от того, знал он или не знал о том, что оно происходило. И все время, пока оно продолжалось, его жизнь была в опасности, но он выздоравливал сразу, как только оно кончалось. Этих достоверных явлений отталкивания, выбранных из числа тех, которые случайно отмечены историей, достаточно, чтобы понять явления неведомых симпатий и антипатий к вещам, явлениям природы, другим людям».
Попробуйте в наше время сказать кому-нибудь, что при виде лисицы у вас поднимается температура, или вам становится дурно, когда начинается лунное затмение И посмотрите на реакцию слушателя!
ОПЫТ.
Студентам предлагалось сделать оценку нескольких своих личных качеств. В момент сдачи анкет приемщиками были: в одном помещении «чистик» – человек в высшей степени респектабельный, самоуверенный, но интеллигентный, солидный; в другом помещении «грязник» – опустившаяся личность, небритый, наглый
Под каким-то предлогом (после сдачи анкет) испытуемых просили еще раз написать анкету и дать себе оценку. Выяснилось, и повторялось всегда, что все испытуемые, сдавшие анкету «чистику», снижали самооценку, а сдавшие «грязнику» повышали ее. Так, неведомо для себя, человек соизмеряет уровень своего «Я», своих достижений, притязаний – сообразно окружению, в котором он находится.
Возможно, причина дружб, пристрастий, казалось бы несовместимых, невероятных, – необходимость в данное время, день, месяц почувствовать себя выше, лучше толкает к дружбе с «грязником». С «чистиком» трудно. К нему надо подтягиваться. Устает человек быть в форме все время.
В обыденной речи «чувства» и «эмоции» – понятия однозначные. Однако они связаны с различными стадиями развития. Эмоции являются отражением простейших переживаний: вражды, страха, печали, радости. Они присущи и животным.
Чувства говорят о том, КАК человек относится к испытанным ощущениям, КАКОЕ состояние они вызывают. Для проявления этих отношений необходимо накопить большое количество разнообразных эмоций. Эмоциональный отклик на каждое ощущение единственен и неповторим. Никто, кроме данного человеческого существа не может его почувствовать. Индивидуальность – это личность, обладающая неповторимой совокупностью эмоциональных откликов.
Эмоциональные центры соединены попарно (+ –). В чувство объединяются: эмоциональное состояние данного момента, эмоциональные состояния, испытанные ранее и воображаемые. Поэтому чувства могут быть противоположны: я люблю Икса, но терпеть не могу, когда он рассуждает о политике Я ненавижу Игрека, но во мне он вызывает глубокое уважение, когда он читает по памяти Блока Сладкая грусть, горькая радость, смех сквозь слезы, мучительные воспоминания о былом счастии Светлы церковные песнопения Чайковского, Гречанинова в глубокой печали. Сложнейшие человеческие переживания выражены звуками трезвучия (Л.Бетховен. Апассионата).
Одна и та же картина, книга, музыка, поведение человека воспринимаются индивидуально, через неповторимость чувствований, хотя внешние отклики на них, акты сознательные и бессознательные могут быть сходны.
В речи или в письменном сообщении выражение эмоциональных состояний – однозначно: «Мне грустно», – одинаково скажут или напишут тысячи людей. Но «грустно» всем им будет по-разному Одни и те же слова – грусть, душевная боль, удивление, радость – вызывают разные по своей наполненности ассоциации, эмоциональные отклики
Восприятие зависит от множества деталей: удачная находка в сочетании слов, перестановка их в привычных оборотах, знаки препинания в паузе, состояние человека в данный момент Стоит изменить хотя бы одну из деталей на величину «чуть-чуть» – и изменится целое. Это – как набор хромосом: изменишь количество на одну больше-меньше – и изменится ВСЕ. Чуть раньше вступил скрипач, чуть позже начала танцевать балерина, чуть сфальшивил певец – и нет заражения.
Если собрать все романы, повести, пьесы и проанализировать их, то окажется, что все они – об одном и том же. Но одно и то же описанное чувство находит различный отклик у слушателя, читателя. Повторяющиеся сюжеты, погруженные в разнообразие чувств, создают НЕПОВТОРИМОЕ СОЧЕТАНИЕ ЖИЗНЕЙ.
Мы с вами знакомимся с основами психологии. Раньше она была неотделима от философии (от любомудрия). Философия изучала законы морали, нравственности через поведение, поступки по отношению к обществу и другим людям.
Зададим себе вопрос: могут ли люди, не получившие образования, не обладающие знанием психологии, быть высоконравственными, человечными?.. Можно ведь выучить все статьи Уголовного кодекса и все равно нарушать их. А можно не знать – и ни одной из них не нарушить.
Если человек выучил, что такое темперамент, сдал зачет по теме «Потребности и желания», значит ли это, что он обязательно будет следовать тому, о чем блестяще рассказал словами?..
Человек, обладающий внутренней культурой*, любовью – что это такое?.. По-моему, ответ на этот вопрос дает закон высокого эгоизма, который существует в природе и является программой развития, заложенной в семени, генах: ПОЛЬЗА и БЛАГО.
ВСПОМНИМ!
Уточним! У человека закон двойного воздействия (обратной связи) сохраняется, но с возрастом генетика все больше теряет свою главенствующую роль, хотя до конца связь не прерывается. Она постепенно корректируется впечатлениями, полученными от внешней и внутренней среды (условиями формирования интеллекта) – воспитания: приспособление начинается с момента зарождения, усиливается с момента появления на свет, возрастает, когда ребенок начинает изучать окружающий его мир САМОСТОЯТЕЛЬНО и с помощью взрослых.
Вместе с тем уникальность «Я» приобретает способность сопротивления не только определенным воздействиям извне, но и своим желаниям. Чем более глубоко осуществлялась задача начального периода ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ (первого нейронного уровня), тем чувствительнее относится «Я» к нарушению внутренней гармонии целого. Растет строгий судья самого себя.
Выразим бессознательное словами: «Я не могу сделать то-то Поступить так-то Потому что разрушу внутреннее равновесие». Потребность в гармонии «Я» воспитывает любовь и уважение к себе. Они помогают не разрушать, они же помогают восстанавливать, если что-то нарушено: «Я» противно самому себе!» Не зря в народе говорят: надо учить ребенка любви, а ненавидеть он научится сам.
Обладая любовью, «Я» становится постоянным объектом познания и для разрешения внутреннего диссонанса выбирает путь действий часто инстинктивно, интуитивно. А ненависть обретает человеческую тональность – не разрушительную, а созидательную.
Инстинкт (лат.) – побуждение, наитие, внутреннее чутье, бессознательное влечение, труд корневой системы.
Интуиция (лат.) – пристально, внимательно смотреть, проницательность, основанная на предыдущем опыте.
Инстинкту природа поручила оберегать человека как живое существо и дала силы для развития интеллекта.
Интуиция подарила человеку бессознательное знание. Человек носит в себе закон о БЛАГЕ и ПОЛЬЗЕ интуитивно.
Умение найти пользу для своего восхождения в несчастьи, в поражении, – это тоже работа подсознания. Почему те, кто учился у Пифагора, должны были выполнить условие: пять лет полного молчания. Он верил: чтобы познать глубину науки, связь явлений, надо погасить в себе суетность и в молчании пробудить в себе интуицию. Именно силой интуиции его ученики открыли нам то, что спустя многие столетия было доказано наукой*.
Не заглушает ли наше начальное образование интуицию односторонним развитием интеллекта, лишив его опоры на воспитание «чувств, которое приобретает все большее значение» (З. Фрейд) в развитии человека? Труд «корневой системы» (опыт человечества) остается невостребованным.
Каждое дерево, прекрасное строение, звуки хора, рояля кажутся нам иными, чем при первом, втором, третьем видении, слушании. Но они-то остаются прежними. Это мы обретаем новое зрение и слух.
«Чувства не обманывают, потому что это голос моей природы».
Пример. Когда-то писали перьевыми ручками, которые надо было макать в чернильницу. Но вот появились ручки «самопишущие». Учителя, одаренные интуицией, начали замечать, как быстро дети устают от письменных работ и любовь подсказала действие: надо часто менять виды работы на уроке. Позже и врачи обратили внимание, что после поступления в школу у детей наблюдается нарушение сердечной деятельности. Прошло еще много лет, пока соединили следствие с причиной и сделали вывод: нарушен закон природы, по которому работают все системы организма – РАБОТА и ОТДЫХ. (Попробуйте смотреть не моргая).
Педагог может выучить: «Если информация перегружает сознание, то центральная нервная система автоматически переключает процесс раздражения на торможение и восприятие прекращается». Но применит ли педагог выученное на практике, не обладая ЛЮБОВЬЮ? Или будет доказывать всем и самому себе, что дети попались ему невнимательные, неорганизованные
Если человеку с отсутствием чувства любви сказать, что он не развивает у детей мышление, что его информация не вызывает эмоционального отклика, а потому его деятельность разрушает природу ученика, он не поверит и будет упорствовать в своих заблуждениях, потому что не обладает способностью пристально смотреть и видеть, слушать и слышать.
«Играя себя, играй партнера».
А. Швейцер боролся против органов фабричного производства. Он говорил, что орган звучит по-другому, когда его делают мастера СВОИМИ руками: они при этом вкладывают в работу душу. Почему так ценятся скрипки?.. Виолончели?.. Почему были так популярны безголосые Л. Утесов, В. Высоцкий?..
Какой хор в церкви обладает большей силой воздействия: хор неверующих профессионалов или хор глубоко верующих прихожан?.. Почему?.. Потому что в каждое слово верующий человек вносит СВОЕ ЧУВСТВО. Четырехголосный хор из двадцати человек – это двадцать единых верований, но и двадцать разнообразных чувств по отношению к этой вере. Это не только хор голосов, но и хор чувствований, многоголосие чувств.
Можно по-разному относиться к революции, но и через сто лет, слушая «Марсельезу» или песню «Вихри враждебные», люди будут расправлять плечи. Песни, наполнены ВЕРОЙ, рождены ВЕРОЙ и всегда будут находить отклик в сердцах многих поколений, независимо от их убеждений по отношению к революции.
Если педагог, воспитатель верит, он внушает веру своим ученикам, детям и для этого не обязательно говорить соответствующие слова. Просто он не подгоняет, не требует сверх возможностей. Любовь, веру излучают глаза и, конечно, интонации слов, выражение лица.
Научные опыты доказали нам: «Для того, чтобы свободно писать, например, букву «а», одному надо написать ее 230 раз, а другому 450 раз». Наука подтвердила, что у каждого СВОЕ время усвоения и что эти повторы должны быть растянуты во времени, но в это подтверждение не вошел вывод, что один – умный, а другой – тупица (это делаем мы «от себя»!).
Человек, обладающий Любовью, носит в себе закон о благе и пользе ИНТУИТИВНО. Он не ждет быстрых результатов, не бранит ребенка за то, что он не справляется с тем или иным заданием, не унижает сравнением с тем, кто это сделал быстрее и лучше. И это в любом виде деятельности. Он ЖДЕТ.
Обладая Любовью, человек учит тому же ученика. Не словами, а своим отношением, ДЕЛОМ. То есть он учит ребенка ощущать свою САМОЦЕННОСТЬ – не через копирование, а через разнообразие, неповторимость.
Когда педагог увидел (пристально и внимательно наблюдая), что заучивание догм без практики не просто бесполезно, а вредно, он меняет СВОИ методы, потому что при содружестве Любви и Интуиции сердце становится умным, а ум душевным.
Что убеждает его в неправильности своего метода? СОПРОТИВЛЕНИЕ, которое оказывает природа ребенка: ученикам приходится заучивать заданное для отметки, повторять многократно то, что было выучено неделю, месяц, год тому назад; то, что ученик из-за этого теряет уважение к себе. Ему начинает казаться, что он «тупица».
Когда педагог ВИДИТ, что ученику с каждым годом все трудней становится задача записать мелодию, определить интервал, аккорд, он находит задания, которые бы заменили ученику то, что ему не по силам, но помогли бы: развить слуховые данные, не разлюбить музыку, историю, математику
В чем мы, взрослые, часто ошибаемся, когда говорим:
– Ты меня не любишь, не уважаешь!
Любовь мы понимаем как подчинение своим требованиям:
– Делает ВСЕ, как Я ХОЧУ, значит ЛЮБИТ.
Ребенок, ученик любит или хочет любить нас, предмет, который мы преподаем. Но мы сами насилием над его природой разрушаем эту потребность.
Если на ДЕЛЕ мы считаем главной задачей создавать в ученике интеллектуальные потребности, мы в первую очередь должны воспитывать в ребенке уважение к самому себе.
Что еще дает Любовь? То, что для детей очень ценно: РАВЕНСТВО во всех отношениях – педагог одинаково относится к способным и неспособным, к тем у кого родители – начальство или дворники, одеваются хорошо или бедно
Инстинкт, интуиция – проявление подсознания (бессознательного знания). Использование «разбуженных» кладовых подсознания выявляет скрытые возможности ученика. Этой способности даны различные названия: «бесконечный интеллект», «универсальная кладовая» источника воображения и творчества (Н. Хилл), «высшая душа» (Е. П. Блаватская), «универсальное» сознание, «надсознание», «оно хранит в себе мудрость рода человеческого в прошлом, настоящем и предвидит будущее» (Р.Эмерсон).
«Великие произведения прошлого (скульптура, поэзия, живопись, музыка) принадлежат вечности» (К. Юнг). Ж. Верн предсказал: полет на Луну, открытие полюса, создание подводной лодки, описал многочисленные опасные путешествия, но самое удивительное, что при этом он никогда не выезжал даже в соседний город.
Из воспоминаний Наполеона перед туристами (редкий случай, когда он согласился на встречу): «В школе я писал сочинение по географии. Надо было описать острова. Работа подходила к концу. Я помню даже сейчас страницу и цвет бумаги, и слова: «Остров св. Елены очень мал» – и все Что остановило мою руку?..» Он сказал это таким голосом, от которого вздрогнули слушатели.
А. Толстой в романе «Гиперболоид инженера Гарина» предсказал появление лазера, в «Аэлите» точно описан старт будущей ракеты. Шекспир в одном из своих произведений предсказал закон сохранения вещества. Словом, какие-то таинственные нити связывают больших художников с будущим.
О. де Бальзак в одном из романов высказал научную гипотезу о существовании в организме человека неизвестных соков, действие которых могло бы объяснить многие внешние состояния и аффекты людей. Позже эти вещества были найдены в железах внутренней секреции. Их назвали гормонами.
И. Ефремов в рассказе «Алмазная труба» предсказал месторождение в Якутии. Оно именно «уложено» на территории этой республики в виде трубы.
М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» точно описал свою дуэль Из стихотворений: Андрея Белого — «Я умру от солнечных стрел» (умер от солнечного удара); Николая Рубцова — «Я умру в крещенские морозы» (погиб 19 января); Игоря Талькова — «Меня убьют, убийцу не найдут».
Читая В. Непомнящего
А. С. Пушкин (роман «Евгений Онегин»): в ночь накануне дуэли Ленский читает стихи о Дельвиге (одном из самых близких Пушкину друзей). Назавтра, 14 января, Ленский гибнет. Пять лет спустя 14 января умирает сам Дельвиг. Дуэль Пушкина – тоже 14 января (по старому стилю).
Единственная молитва, переложенная Пушкиным в стихах, это молитва святого Ефрема Сирина. Пушкин умирает 29 января – по старому стилю 10 февраля – в день памяти этого святого.
Стихотворение Пушкина «Осень» В те времена еще не знали о роли левого и правого полушарий головного мозга. Однако, очертив круг и разместив в нем строфы «Осени», мы обнаружим, что левая «сторона» (первая половина) стихотворения посвящена преимущественно ВНЕШНЕМУ МИРУ, быту Внизу, в крайней точке, в стихотворении возникнет вопрос: «Как это объяснить?..» Правая «сторона» стихотворения раскрывает ВНУТРЕННЮЮ жизнь человека, ощущается восхождение духа из нижней точки, из глубин внешней материи – и в высшей точке (в 12 строфе) – уже и слова исчезают: «Плывет Куда ж нам плыть?..» – и строфа почти из одних многоточий Открытие вселенских начал
Внимательный читатель вместе с В. Непомнящим обнаружит в «Осени» все часы дня, все времена года, все знаки Зодиака Своего рода поэтическая модель мироздания Думал ли Пушкин обо всем об этом заведомо?.. Знал ли он, что в «Осени» присутствуют и пропорции Золотого сечения, и элементы сонатной формы, присутствует крест, который образуется противоположениями строф?.. Поверял ли он поэзию алгеброй?.. Конечно, нет. Он просто чувствовал то, что есть, «чувствовал» на слух
«Глаз не мог бы различать цвета, если бы их не было в самом человеке».
Слова Аристотеля можно переиначить применительно к слуху. Великий Тартини услышал музыку во сне и записал ее. Так появилась пьеса «Дьявольские трели». Д. Менделеев во сне открыл «Периодическую систему элементов»
В творчестве великих людей, обладающих обостренной интуицией, обнаруживается преломление универсальных законов, существующих в природе.
Все достижения науки, техники, архитектуры, искусства вечны, если используют силы природы, законы ее развития. Они подчиняются общему закону мироздания.
«Природа – идеал».
В музыкальном развитии мы встречаем: мелодии ракоходные, зеркальные, в увеличении, в уменьшении; формы двух-, трехчастные, рондо, куплетные
У природы взяты: форма самолета, корабля, автомобиля В природе господствует вариантность, округлость линий. Массовое строительство домов по единому проекту – с прямыми линиями, с точной копией этажей изменяет психику. У человека подсознательно разрушается ощущение красоты, равновесия, разрушается связь с природой.
Архитектура. Театр. Цирк. Кто-то придумал их внутреннее устройство или оно подсказано природой?.. Представим себе, что мы приехали с концертом на полевой стан. Мы – хор, оркестр или солисты Где поместятся зрители?.. Впереди нас или позади?.. Но вот второму, третьему ряду стоящих полукругом плохо видно. Что они делают?.. Просят впереди стоящих присесть на землю. Образуется партер (это французское слово так и переводится: на земле). Стоящие в задних рядах тоже хотят не только слушать, но и видеть – что тогда?.. Они взбираются на деревья, на стоящие рядом машины, на забор Вот вам и театральные ярусы, балконы Значит, устройство зала подсказала природа восприятия человека. А цирк, зрелищное помещение наследует форму от каких игр?..
Башни из железа строило много инженеров, но только Эйфелева башня устояла и не развалилась. Почему? Что подсмотрел ее создатель в строении костей животных, человека?.. (Они полые, и именно такие, полые, – детали башни Эйфеля, и им не страшны перепады температуры).
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНОВ ЧУВСТВ:
I. Привыкание к длительно действующему раздражителю.
II. Привыкание к сильно действующему раздражителю.
Рассмотрим эти особенности.