Антон Семенович Макаренко
МАКАРЕНКО Антон Семенович (1/13.03.1888-1.04.1939), педагог, писатель.
О нем пишут по разному
В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литературной работой.
В труднейших условиях хозяйственной разрухи разработал и воплотил систему воспитания педагогически запущенных, социально и нравственно искалеченных детей, жертв войн и социальных бедствий. В основе педагогики Макаренко — теория воспитательного коллектива, формирующего нормы и стиль жизни в детской среде.
Макаренко выступал против использования для детей элементов тюремного режима в пользу усиления производственного уклона и общевоспитательных методов. В отношениях с воспитанниками придерживался принципа: “Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему”.
Деятельность колонии им. Горького отражена в прозе Макаренко: “Педагогическая поэма”, “Флаги на башнях”. Воспитанию в семье посвящена его “Книга для родителей”.
Иногда так
Макаренко Антон Семенович (01.03.1888, Белополье Сумского уезда Харьковской губернии - 01.04.1939, Москва), педагог. Теоретик и практик массового перевоспитания малолетних преступников. Образование получил на кременчугских учительских курсах (1905) и в Полтавском педагогическом институте (1917). Работал учителем. Стал широко известен в начале 1920-х гг., когда предложил решение проблемы беспризорников (количество которых в результате Гражданской войны и сопровождавшего ее террора достигло критической массы). До этого проблему беспризорников было поручено решить ВЧК, которая шла по проверенному пути создания детских колоний.
В 1926-1928 гг. возглавлял трудовую колонию имени М. Горького (под Полтавой, с 1926 г. в Куряже близ Харькова), в 1927-1935 гг. - детскую коммуну имени Ф.Э. Дзержинского (пригород Харькова). Теоретик и методолог совмещения коммунистического воспитания с "воспитанием трудом". Подчеркивал необходимость человеческого уважительного обращения с членами колонии, создания атмосферы взаимного уважения. Успех Макаренко, тем более под контролем НКВД, был неимоверно раздут советской пропагандой, назвавшей его действия новым словом в педагогике, подтверждением коммунистического мифа о "создании нового человека". Утверждалось, что Макаренко изменил всю мировую систему воспитания. Как позже выяснилось, подобный успех был связан прежде всего с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного уже добиться никому не удалось. Автор "Марша 30 года" (1932), "Педагогической поэмы" (1935), "Флагов на башнях" (1938) и т.д., которые неизменно входили в школьную программу, - в целом были не очень высокие по художественному уровню произведения.
Использованы материалы из кн.: Залесский К.А. Империя Сталина. Биографический энциклопедический словарь. Москва, Вече, 2000
Или так
Система воспитания (а не только так называемого перевоспитания малолетних преступников), созданная А.С. Макаренко на самом деле выходит за рамки советской коммунистичекой педагогики, а также за пределы собственно педагогического опыта. По сути дела в своих коммунах Макаренко начал создавать альтернативную общественную структуру, которую он прикрывал словесной мишурой коммунистического воспитания. На деле это была не социалистическая в тогдашнем уровнительном смысле общественная система, а, наоборот, комерциализированная. Коммунары производили электрооборудование и фототехнику по австрийской и немецкой технологиям, получая своим трудом немалый доход, которым делились с государством. Выплаты государству с детского труда Макаренко, видимо, рассматривал как своеобразные "откупные", необходимые для того, чтобы ему не мешали выстраивать собственную систему. Ничего коммунистического по сути в предпринимальской деятельности его предприятия не было. Скорее, это была модель акционерного общества с участием (хотя и не оформленном юридически) на паевых началах всех работающих. Подобная модель организации производства в западных странах стала широко практиковаться только после второй мировой войны и дала положительный эффект в плане личной мотивации сотрудников, которые были не только работающими по найму за зарплату, но и совладельцами.
В условиях жесткой цензуры тридцатых годов А.С. Макаренко смог изложить все основные положения своего педагогического и социального учения, маскируя его биллетристической формой изложения. Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию А.М. Горького, который, без сомнения, понял, с кем и с чем он имеет дело, а потому всерьез говорил о художественной ценности книг А.С. Макаренко. Можно предполагать, что великий писатель не мог не видеть литературной беспомощности автора педагогических книг. Однако же он протежировал их издание.
Советский государственный аппарат (но не весь и не сразу, например, НКВД поддерживало инициативу как полезную для выполнения прикладной задачи борьбы с беспризорностью), также раскусил суть учения Макаренко и принялся целенаправленно выдавливать педагога из системы образования, что в конце концов ему удалось.
В условиях тоталитарного идеологического контроля остатки воспитательной системы Макаренко также были уничтожены. Его ученики продолжали нести в себе его учение и даже применяли отдельные элементы на практике, но в сложившейся системе образования не осталось места для главного элемента системы Макаренко - для первичного коллектива, сплоченного не призывами истеричных классных дамочек, а РЕАЛЬНЫМ ДЕЛОМ, таким, как настоящее выскотехнологичное производство (а не собирание бумажек возле здания школы).
В настоящий момент, после преобразования экономики России на рыночных принципах, появилась возможность возродить модель воспитания Макаренко как воспитательную систему. Однако эта система по-прежнему остается несовместимой с действующей в стране системой образования.
А лучше всего о нем писать так: «Макаренко, какого мы никогда не знали»
Кумарин: «Главная заслуга Макаренко состоит в том, что в колонии имени Горького и, особенно, в коммуне имени Ф.Э.Дзержинского он осуществил грандиозный СОЦИАЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ, создал НА ВСЕ ВРЕМЕНА ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ модель совершенного общественного устройства».
Читать статью>>
- Макаренко А.С. Книга для родителей "Я исповедую бесконечную, бесшабашную и безоглядную уверенность в неограниченном могуществе воспитательной работы. Я не знаю ни одного случая, когда бы полноценный характер возник без здоровой воспитательной обстановки, или, наоборот, когда характер исковерканный получился бы, несмотря на правильную воспитательную работу". Антон Семенович Макаренко, противник теории "свободного воспитания"