УПП

Цитата момента



Без детей хорошо, а все равно как-то плохо.
Лучше и не скажешь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как только вам дарят любовь, вы так же, как в ваших фальшивых дружбах, обращаете свободного и любящего в слугу и раба, присвоив себе право обижаться.

Антуан де Сент-Экзюпери. «Цитадель»

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера
Костюм №4 «Ябеда»

Антон домашние задания не делал, не любил… На уроке у него было много важных дел: ткнуть Данила ручкой, проверить, что шумит за окном, нарисовать карикатуру и немедленно (такие дела промедлений не терпят!) продемонстрировать ее всему классу… Учитель объясняет в это время не больше не меньше, как своеобразие поэзии Тютчева. Объясняет с большой любовью, очень эмоционально, рассказывает историю взаимоотношений поэта с Денисьевой, повествует о ее трагической гибели, о романе в стихах, который Тютчев посвятил памяти любимой женщины. Начинает читать:

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.

А в этот момент Антон как раз закончил очередной шарж и под звуки глубокой душевной исповеди сообщает соседу сзади, что «Эта картинка просто клево получилась». Стихи дочитывать до конца было уже нельзя… Урок скомкан… Чувства учителя? Это сложнее, чем обида и или унижение…

После уроков они случайно встретились, выходя из школы.

- Знаешь, Антош, хочу тебе пожаловаться… Ничего, если я тебе поябедничаю немножко, а то так на душе холодно.
- Конечно,- удивленно говорит Антон.
- Сегодня к уроку готовилась, стихи любимые выбирала, думала, как же судьба с людьми обходится, как неожиданно, бывает, жизнь повернется… До чего же страшно было Тютчеву потерять любимого человека… И ведь ничего мы о ней не знаем, кроме того, что он написал, и как написал! Думала, прочитаю ребятам самое любимое… Знаешь, как из самого сердца, а тут прямо посередине стиха на весь класс: «Клево…» Как пощечина, так обидно стало, ты себе представить не можешь. Я, как дура, о самом сокровенном, а кому это надо?.. Вот, поябедничала, легче стало.

Все эти способы (а вы, наверное, знаете какие-то другие) нужны, чтобы выразить свои чувства в безопасной для окружающих форме, но не как способ манипуляции. Их задача не педагогическая, а терапевтическая, и направлены они не на ребенка, а на педагога. Учителю нужна помощь, а дети имеют право его чувствам помочь или никак не отреагировать.

  • Повторяю: имеют право не отреагировать!!!

 Чувства учителей требуют особенного уважения и внимания. Я бы в педагогических институтах ввела такую дисциплину: «Владение эмоциями» Почему именно учителей? Потому что их работа – оказывать воспитательное воздействие на детей. Воспитательное, т.е. питающее новым, опытом, ведущее к формированию новых ячеек в личностных сотах ученика. Если же учитель находится во власти своих чувств, а не властвует ими, то занят он своими чувствами, а не учеником. Воздействие при этом, конечно, оказывается, но к педагогике, как правило, отношения оно не имеет. Банальная ситуация:

10 минут от урока учитель посвящает тому, что опоздания недопустимы, в конце монолога делает резюме: «Петров отнял у меня 10 минут урока!» Вопрос: чем и кем занимался учитель 10 минут? Вроде бы Петровым и классом. Результат его педагогической деятельности – класс с Петровым скучали 10 минут, опаздывать все равно будут, а учитель пар спустил, раздражение снял. Кем и чем он был занят? Причем тут дети?

Неумение владеть своими чувствами подчас преподносится как большое достоинство – «Он все принимает близко к сердцу»

  • Помните Дикого из «Грозы» А.Н.Островского? Он свою любовь к брани объясняет очень понятно, по-житейски: «…у меня сердце такое!»

А уровень чувствительности (или эмоциональной неуравновешенности) преподавателя может служить критерием определения тяжести какого-то проступка ученика: «Представляете, какое безобразие! – восклицает учитель, обнаружив на рояле неприличное слово. - У меня даже руки трясутся от возмущения!» Только, если вы заняты своими переживаниями, то разглядеть из-за них ребенка очень трудно.

КПД эмоциональности

 Я вошла в кабинет на перемене. Учитель возмущался тем, что во время урока Дима обозвал одноклассника карликом (тот ниже всех в классе). На лице у Димки была нарисована уверенность в своей правоте, полное нежелание слышать взрослого.

  • Впрочем, в лице учителя он видел свое отражение.

– Ну, поймите! Послушайте меня! – с полными слез глазами пытался вставить какое-то очень для него важное слово в гневный монолог преподавателя мальчик.

И слушать тебя не хочу! Нет тебе оправдания! – коллега попытался привлечь меня в союзники своему справедливому гневу. – Только представьте себе, как обидел ребенка! Да как язык повернулся!

  • Учитель, как видите, занят выражением своего возмущения.

Я, как всегда при виде плачущего ребенка (в нарушение педагогической солидарности), кладу ему руку на плечо и говорю:

– Слушаю тебя.

– У меня не было другого выхода! – с отчаянием произносит Димка. – Он меня перед этим жирдяем обозвал. – Димка самый толстый в классе. – Не мог же я пропустить это мимо ушей и сидеть спокойно.

– Ты не знал, что еще можно сделать, когда тебя обзывают?

– А что можно сделать?

– Вариант первый: сказать Руслану, что тебе очень неприятно, когда тебя так обзывают и попросить его больше этого не делать.

– Он не перестанет.

– Возможно, но попробовать стоит. Давай порепетируем, вот Руслан обозвал тебя жирдяем, что ты ему скажешь?

С некоторым недоверием Димка все-таки произносит мои слова от первого лица.

  • Спорить смысла нет, я ведь с ним во всем согласна. О великая магия «Тотального «Да»! Это еще одно упражнение дистанции: научись согласиться со всем, что ты слышишь и принять любую точку зрения.

– Отлично. Путь второй: если он продолжает после этого обзываться, то, по-моему, с ним просто нет смысла связываться и вообще обращать на его слова внимание.

Его же собственная мысль, но в другой оболочке теперь кажется Димке вполне жизнеспособной.

  • Это тоже прием из синтез-технологии, и нас этому просто учили: менять оболочку высказывания, встраиваясь в систему собеседника. Вам тоже это нравится?

На всякий случай он все же немножко бодается, хлюпая носом:

– Ну, не знаю.

– Знаешь, что? – с азартом делюсь ну совершенно внезапно посетившей меня идеей, - а давай проверим, какой способ работает лучше! Я так подозреваю, что некоторые хорошие люди

  • Вы, конечно, знаете, что ничто так не сближает, как дружба против третьего. Это к синтез-технологии не относится, но работает и с детьми, и со взрослыми.

захотят сегодня тебя обозвать как-нибудь, а ты примени по очереди оба варианта. Вечером расскажешь о результатах.

  • Со стороны преподавателя, который с недоумением слушает нашу беседу, все это кажется, наверное, полным сумасшедшим домом.

В конце дня Дима сообщит, что открытое называние своих чувств работает не со всеми, а игнорирование грубости через некоторое время действует очень хорошо. Все это он скажет с интересом и достоинством, за этот день он стал гораздо сильнее, увереннее. Он избавился от необходимости защищаться унижающими его самого способами. Конечно, не навсегда, и завтра он сорвется и не даст спуску какому-нибудь задире, а то и сам начнет перебранку. Но у него уже есть новый опыт. Он знает другой выход.

А эмоции тут ни при чем.

А судьи кто?

«Мало ли, как тебя обозвали! А ты не должен грубить, отвечай за себя!» — возмущаются учителя. Каждый ребенок может составить длинный список того, чего он не должен, а вот что ему делать можно и нужно, чтобы достойно выглядеть в глазах задиристых сверстников, подсказывают редко. Почему? Не знаю, но подозреваю, что частенько потому, что взрослые сами не знают, как по-другому. Как-то на занятиях по психологии ребята устроили большой шум по поводу Димки, который, шутя, больно ударил Тимошку по ушам

  • Это у них игра такая. Подбегаешь сзади, поочередно ударяешь по плечам, в конце – по ушам со словами: «Плюс, минус – три пятнадцать!»

«Надо его поколотить! Я его портфель из окна выброшу!» А что еще делать? Я поспешила: «Эту ситуацию очень легко разрешить без конфликта. Сейчас мы с Д.Э. покажем, как это сделать». Подмигиваю психологу, говорю, что я изображу Диму, она – Тимофея. Я в полной уверенности, что она покажет вариант с «Я - высказыванием»:

– Дим, мне больно, я не люблю эту игру. -

или с «Открытой просьбой»:

– У меня к тебе убедительная просьба, не делай так больше, пожалуйста, мне больно.

Не тут-то было. Подбегаю к ней, изображаю удар: «Плюс, минус – три пятнадцать!» — и в ту же секунду получаю ловкий ответ двумя руками по ушам. Я дар речи потеряла на некоторое время.

Почему дети так себя ведут? Потому что они научились этому у взрослых.

В американской армии военные регулярно сдают нормативы по физической подготовке независимо от пола и возраста. Не можешь – до свидания!.. Вот бы в школе ввести такие тесты на проверку уровня воспитанности, например. Вопросы могли бы выглядеть так:

1. Всегда ли ваше лицо выражает доброжелательность, радость? Что чувствуете вы, когда дети нахмурены, озадачены, сердиты?

2. Как часто вы улыбаетесь? Часто ли вам улыбаются дети, коллеги? Что значат для вас их улыбки?

  • Как-то я дежурила с ребятами на входе в школу. Мы решили посчитать, сколько человек входит в здание с улыбкой. Вошло 74 человека, улыбались среди них 7. Из них только один учитель.

3. Что вы отвечаете толстой женщине в автобусе, которая наступила вам на ногу, а сумкой проехалась по колготкам? Как предлагаете себя вести Ване, который отталкивает споткнувшегося об него Петю со словами: «Смотреть надо, куда идешь!»?

4. Вы делитесь с коллегой своими размышлениями о методах руководства директора, манере общения завуча, степени новизны и грамотности выступления психолога на совещании? Что говорите детям или родителям, когда слышите, что они обсуждают степень профессионализма и правильность поступков учителей?

5. Сколько времени на педсовете вы были заняты внимательным слушанием коллег, собственным выступлением, а сколько времени «отвлекались», т.е. составляли список продуктов к новогоднему столу, писали письмо подруге, обсуждали с соседкой новое платье директора и повышение цен на бензин? Как вы относитесь к тому, что дети во время урока пишут друг другу записки и рисуют в тетрадях?

  • Я разрешаю и то, и другое. Это избавляет класс от лишнего шума

6. Сегодня курсы повышения квалификации. Дочка попросила погладить платье к вечернему выступлению в музыкальной школе. Муж получил повышение, принес бутылочку вина… Автобус по дороге сломался. Вы с опозданием на 15 минут тихонько пробираетесь на свое место. И вдруг гневный голос преподавателя: «Почему вы опоздали?» Вы должны объясняться, испытывать чувство вины? А ребенок, опоздавший на урок, должен?

7. Вы попали на экскурсию в музей. Экскурсовод – параллелепипедная дама в черном, в квадратных очках на стеклянноглазом лице, которое туго привязано к жиденькому пучку на затылке, иногда она бывает в тапочках – заводит монотонную песнь о датах, длинах и исходных материалах. Вы должны внимательно это слушать или вы имеете право отправиться в вольное путешествие среди экспонатов в свое удовольствие? А дети должны, право имеют?

  • Мои архаровцы в «Музее Востока» просто развернулись спинами к экскурсоводу и отправились по собственному маршруту, задавая вопросы дежурным бабушкам. Я пыталась говорить им что-то о приличиях, в ответ услышала: «А зачем?» Мне нечего было им ответить.

Если ответы на первую и вторую части вопросов совпадают, поздравляю: вы честны по отношению к детям, а это уже много. По-моему, лучше непривлекательная честность, чем лицемерие в блестящей обложке. Перед глазами стоит следующая сцена. Группа учителей в кабинете директора. Неформальные посиделки. Некоторые курят. Одна из курящих учительниц выходит по делам. Через некоторое время она возвращается, ведя за руку раскрасневшегося восьмиклассника. В руке у нее пачка сигарет. При их появлении директор спешно тушит свою сигарету и прячет пепельницу под стол. «Представляете, - сообщает учительница., - до чего мы дожили! На крыльце, у всех на глазах курим!»

«Да как же тебе не стыдно! – укоризненно кивает директор. - Что же ты делаешь. Сначала сигареты, потом пивко, а том и на наркотики перейдешь? Ты знаешь, что это всегда так заканчивается?» Парнишка наблюдает уносящийся в вентиляционное отверстие дым и тяжело вздыхает. В объяснительной записке он написал: «Обещаю на крыльце больше не курить». Какой смысл внушать детям то, во что мы сами не верим, не знаю. Но думаю, что честно предложить им разные варианты не с оценками «хорошо», «плохо», а с объяснение последствий гораздо полезнее. Дайте детям право выбора.

 Хотя по вопросам курения, спиртного, нецензурной лексики и неприветливых лиц я выбора бы не оставляла. Так заведено. Ты хочешь учиться в этой школе? Пожалуйста, без сигарет, без алкоголя, вежливо и доброжелательно. Но! Для административного решения этих вопросов учителя должны дать детям альтернативу – образец образа жизни без этих вредных составляющих. Пусть дети видят авторитетных, интересных, «крутых» и «классных» учителей без сигарет, веселые, раскованные дискотеки и вечера без спиртного. Деловитость без хмурости, внутреннюю силу без грубости. Научите их жить так в вашей школе, и не придется искать по туалетам бутылки…

  • Такая атмосфера мастерски создана в Синтоне, куда никому в голову не придет принести запах пива (это дурной тон). На синтоновских слетах и в лагерях собираются люди от 18 до 60 лет из разных городов, разных социальных слоев. Собираются на несколько дней у костров с палатками. И ни у кого нет потребности «расслабиться» с помощью алкоголя. Во-первых, некогда, во-вторых, некуда. В атмосфере абсолютного доверия, взаимопонимания и уважения каждый чувствует себя и так свободно и радостно. А кто хочет курить – ваше право, можете уединиться, как и для удовлетворения других своих потребностей, там, где вас никто не видит, а вы точно никому не мешаете.

А если здоровый образ жизни – это только декларация, не врите детям, не поможет. Уважаемые взрослые, почему-то дети выбирают не правильный образ жизни, а такой, как у нас. Причем, чем он у нас менее правильный, тем больше у нас подражателей.

  • У меня была замечательная учительница литературы. Но она не любила роман Горького «Мать». Не лежала у нее душа к этому произведению. Она так нам об этом и сказала, а чтобы не портить наше впечатление от книги своим отношением, она пригласила провести уроки по этой теме своего друга и коллегу. Он этот роман изучал отдельно и прекрасно знал и любил текст. У меня и об этих уроках, и о романе остались самые теплые воспоминания. На переменах мы продолжали полемику, делились на сторонников одного и другого учителя. Самое главное, учились формировать свою точку зрения. Не правильную или неправильную, а свою. А еще учились с уважением относиться к чужому мнению.

Существует огромное количество систем воспитания. Еще больше споров и разговоров о том, какая из них правильнее. А может ли быть такая? Можно ли придумать алгоритм формирования личности? Да имеет ли кто-то право, будь то родители или тем более учителя формировать личность? Разве реально спрогнозировать, что будет хорошо, а что плохо для конкретного человека, ребенка? Сознательно создать личный опыт другого? Ведь по большей части ребенок впитывает все подсознательно, ориентируясь на пример, подражая или противореча. Исходя из этого, возможно единственный истинный метод воспитания – собственный пример. Так же, видимо, нельзя научить любить предмет, воспитать интерес к нему, но можно поделиться своей любовью и интересом. Здесь одно средство – искренность.

Отличие воспитательной работы от развлекательной.

- Ты зачем, Машенька, плачешь?
- Не зачем, а потому что. Потому что меня Витька ударил!
- Витька тебя ударил, а плачешь ты зачем?

Подчас план воспитательной работы школы напоминает календарь знаменательных дат. Приближается праздник, который встречает вся страна, и мы должны его отметить. А зачем? Зачем мы не учимся в День конституции и в начале ноября, но учимся 23 февраля? И вообще, почему воспитательная работа так часто связывается с праздниками? Получается она не воспитательная, а развлекательная. Хотя праздники могут служить прекрасным поводом для проведения полезных мероприятий, если они остаются поводом, а не целью. Очень важно различать мероприятия воспитательные и развлекательные. Критерий отличия – результат.

  • Пользуясь терминологией Синтона, «сухой остаток».

Результат развлекательных мероприятий – хорошее настроение, весело или приятно проведенное время. К таким мероприятиям, на мой взгляд, относятся капустники, дискотеки, посещение кино и театра, огоньки, содержанием которых является чаепитие и изображение детьми современных музыкальных групп под фонограмму, выпуск стенгазет с перепечатками из Интернета или журналов, предложенных учителем, конкурсы Эрудитов. Результат воспитательных мероприятий – новообразования в знаниях, душах, навыках детей. Что узнали, чему научились? Мероприятия первой группы, наверное, нужны, но только как украшение обложки в книге. Не стоит подменять ими содержание.

Хотя… Воспитательным мероприятием может стать и дискотека…

Если она решает определенные воспитательные задачи, например:

Цели

Деятельность

Дети, для которых это актуально

обучение детей организационным навыкам

подготовка и проведение дискотеки:

создание творческих групп и распределение обязанностей,

техническое оснащение,

контроль за подготовкой и проведением мероприятия

Обучение заботе о других

подбор репертуара, интересного учащимся разных классов и интересов

взаимодействию с официальными лицами

проведение переговоров с администрацией школы,

практическое закрепление полученных на уроках навыков составления сценария,

текстов в официально-деловом стиле,

работы с электроприборами,

звуковыми редакторами компьютера,

шитья одежды.

составление сценария вечера,

заявления имя директора с просьбой разрешить проведение дискотеки,

создание светомузыки и спецэффектов,

запись музыкального содержания дискотеки,

создание костюмов для ди-джея и его помощников.

закрепление навыков и реализация творческих способностей

украшение зала, подготовка пригласительных билетов, создание афиши.

обучение навыкам финансового планирования.

составление списка необходимого для покупки оборудования, подготовки буфета, составление финансовых отчетов.

По окончании такого мероприятия обязательно проводится анализ соответствия ожидаемого и полученного результатов (можно делать это вместе с детьми).

Моя коллега, будучи классным руководителем 9 класса, решала задачу повышения рейтинга среди сверстников и самооценки одного мальчика. Таких детей называют аутсайдерами. Объект бесконечных насмешек, неловкий, мешковатый Саша редко принимал участие в делах класса, близко ни с кем не дружил, частенько заводил драки, а то и оказывался «козлом отпущения» в детских проделках. Не веря в себя, он не мог реализовать в полной мере незаурядные интеллектуальные способности. Как помочь ему обрести веру в себя? Занять достойное место в классе? Самым эффективным способом из выбранных учителем стала постановка спектакля, приуроченного к Дню Победы.

  • Целью было не «патриотическое» воспитание, о необходимости которого я бы поспорила, а помощь конкретному ребенку! День Победы – повод для проведения важного мероприятия.

Пьеса была подобрана с тем, чтобы одна из главных ролей досталась Саше. Участвовал весь класс. Признанная всей школой звезда, победительница всех конкурсов чтецов на этот раз пробовала себя в эпизодической роли. Чтобы примириться с этим, оценить и научиться играть не первую, но тоже важную скрипку, Иришке пришлось проделать хорошую душевную работу. Горделивый Дима учился в роли врача заботе и состраданию. Группа декораторов, костюмеров и режиссеров получила прекрасный навык работы в команде и умения договариваться. Все участники спектакля при этом, может быть, неосознанно учились по-новому относиться к Саше. Помогали ему преодолевать смущение, подсказывали, как лучше выйти на сцену, поддерживали так же, как поддерживали друг друга. Дело-то общее, успех одного – часть успеха всех. Саша же постепенно, в ходе напряженной работы с преподавателем развернул плечи, заговорил красивым звучным баритоном, выказал миру богатство эмоций, телом запомнил и понес со сцены в жизнь ощущение сильного, уверенного в себе и уважаемого человека. Спустя несколько дней после выхода в свет спектакля, класс выбрал Сашу своим представителем на школьный совет. Он стал постоянным участником различных мероприятий, а через год превратился в первого красавца и всеобщего любимца.

С глубоким сожалением и самоиронией вспоминаю я, как шумела на мальчишек во время репетиции моего первого школьного спектакля. К Новому году ставили «Снегурочку» Островского. «Когда вы прекратите лишние разговоры на сцене, играть надо, а не паясничать! Пятый раз прогоняем эту сцену, и опять ошибки. Я, между прочим, на вас трачу свое личное время!» - «А нам это и не нужно, может, разойдемся?» - услышала я в ответ. Но тогда я еще верила, что лучше детей знаю, что им нужно, и старалась их осчастливить вопреки их сопротивлению. Мне понадобилось пройти определенный путь собственного развития, прежде чем я поняла сейчас, кажется, очевидную истину: не мероприятие проводится к празднику, а праздник используется как повод для воспитательной работы. А форма мероприятия должна быть оптимальна для помощи в развитии конкретных детей.

  • Если им это нужно!

Критерий успешности или «сухой остаток» любого воспитательного мероприятия простой – что ребенок взял в жизнь.

Хочу поделиться радостным для меня и совершенно неожиданным результатом одной работы.

С коллегой мы проводили КВН. За основу взяли сценарий, предложенный Н.И.Козловым в книге «Формула личности». Адаптировали его к школьному возрасту и конкретным детям. Поставили актуальные задачи:

 Цель

Этапы КВНа

Развитие пластичности тела, фантазии и остроумия, способности взаимопонимания

«Крокодил»

Воспитание готовности к дружескому взаимодействию с любыми людьми

Формирование команд

Развитие навыков дружной работы в команде

Представление команд, игры на командную согласованность.

Развитие спонтанности и контроля своих эмоциональных реакций

«Налет орды на отрешенных»

Формирование навыков эффективной коммуникации

«До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Не буду приводить весь план нашего вечера и остановлюсь на последнем конкурсе. По условиям игры один член каждой команды вынужден был покинуть ее. Ему предстояло уехать навсегда в дальние края. Никогда больше верные друзья не увидятся. Как они попрощаются, что скажут друг другу? Задача: покажите сцену прощанья, в которой вы максимально позаботились друг о друге.

Что показали команды? Вот фразы, из которых в целом состояли их выступления:

Что же я без вас буду делать!

Как нам хорошо было вместе!

Никогда я не буду дольше счастлива!

Нам тебя будет очень не хватать!

Помни о нас!

Мы тебя никогда не забудем!

С вами прошли лучшие годы моей жизни!

Будь счастлив!

Не хочу от вас уезжать!

Не уезжай, оставайся с нами!

Пусть там, вдалеке, встретятся тебе хорошие люди…

Обязательным атрибутом заботливого прощания ребята сделали обильные слезы и сменяющиеся попеременно выражения отчаяния и утешения. В целом отъезд близкого человека представлялся как большое горе. По окончании мини-спектаклей мы не стали объявлять победителей, а сели в круг обсудить увиденное и услышанное. Во-первых, воспроизвели звучавшие слова и проанализировали, в каких из них реально была забота о другом человеке. Например, что приятного для любящих тебя людей несли фразы:

«Никогда я не буду больше счастлива!» или «Что же я без вас буду делать!» То, что один человек без другого жить не может, это показатель его любви? А, может быть, привязанности, зависимости, слабости?

Действительно любящим тебя людям приятно видеть, что ты уезжаешь несчастным и знать, что былая радость к тебе не вернется?

Каково решившему уехать слышать, что без него его близким будет плохо?

Мы выбираем слова, в которых на самом деле есть забота о других людях. Ими оказываются следующие:

Как нам хорошо было вместе!

Мы тебя никогда не забудем!

Будь счастлив!

Пусть там, вдалеке, встретятся тебе хорошие люди…

А теперь впору поразмыслить: стоит ли устраивать из последней встречи трагедию или будут уместны другие интонации… Завершается работа тем, что ребята еще раз разыгрывают сцены прощания. Нет больше слез и упреков, зато звучит благодарность, теплые пожелания, со светлой грустью вспоминаются совместные радости. Но такая тональность кажется слишком непривычной, странной, и вдруг кто-то с сарказмом восклицает: «Езжай-езжай, нам тут без тебя очень хорошо будет!» Стоп! А если попробовать так:

«Нам было хорошо вместе, и мы будем рады встретиться вновь! Мы всегда будем с благодарностью помнить твою доброту, заботу и остроумие. Здорово повезет тем людям, которые подружатся с тобой, пусть и тебе повезет с ними».

КВН завершился не подсчетом очков, а душевной беседой за чаем о том, что есть действительная забота о человеке.

Результат этой работы был для меня волшебным подарком, наполнившим мое сердце радостью, с которой знаком каждый учитель, пожинающий плоды своего труда. Я приняла очень непростое для меня решение уйти из школы, в которой проработала много лет. При этом я оставляла десятый класс, в котором была классной мамой и учителем словесности уже шестой год. Обстоятельства заставляли сделать это достаточно быстро. Для всех это было неожиданностью. Многие коллеги восприняли мой шаг как предательство. Боль расставания с любимыми детьми, коллегами, ставшими друзьями, школой, в которую было вложено много сил и сердца, была увеличена вдвойне обиженными взглядами, упреками, скепсисом к моим дальнейшим планам, «заботливыми» предчувствиями грозящих мне несчастий. С трепетом вошла я к моим десятиклассникам:

- Ребята, у меня к вам серьезный разговор.

Мы давно уже с полуслова научились понимать друг друга. Мгновенно оценив мою интонацию, дети сели вокруг. Умные, внимательные лица, в глазах вопросы, тревога, догадки. Сможете ли вы меня понять, простить?

- Обстоятельства моей жизни складываются так, что единственное решение, которое я сегодня считаю правильным принять – это уход из школы. Я очень люблю вас и уверена, что, не будучи учителем, смогу остаться вашим другом. Я каждого из вас очень ценю и хочу сохранить, пусть вне школы, теплые отношения. Вот мои контактные телефоны…

Ответ детей сохранился в открытке, содержание которой я привожу здесь:

Дорогая Екатерина Анатольевна!

Как бы нам ни было горько оттого, что Вы нас, хотя и формально (наша дружба, надеемся, не закончится), но покидаете, мы за Вас очень рады. Вы начнете заниматься очень интересным для Вас делом, познакомитесь с новыми людьми, а главное – начнете новую, добрую, светлую, интересную и полную приключений жизнь! Мы желаем Вам успеха в любых Ваших начинаниях. И пусть сбудутся все Ваши заветные мечты! Успехов! До встречи!

Спасибо вам. Ваша поддержка придала мне сил и уверенности. Друзьями мы действительно остались. Совсем недавно вернулись из совместной поездки в Петербург. Каждый год мы с пятого класса ездили в этот сказочный город и не стали нарушать традицию. Мы продолжаем обмениваться книгами, только теперь все чаще предложение почитать кое-что интересное исходит не от меня, а от них. Кстати, никто из ребят ни разу не спросил, почему я ушла из школы. По-моему, это показатель истинного доверия и уважения.



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 169