УПП

Цитата момента



Когда лошадь сдохла — слезай с нее!
Кстати о привязанностях

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Как перестать злиться - совет девочкам: представь, что на тебя смотрит мальчик, который тебе нравится. Посмотрись в зеркало, когда злишься. Хочешь, чтобы он увидел тебя, злораду такую, с вредным голосом и вредными движениями?

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как жить, когда тебе двенадцать? Взрослые разговоры с подростками»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

ДОПОЛНЕНИЕ МОДЕЛИ МИРА ПОЛЯРНЫМИ ЖИЗНЕННЫМИ ЦЕННОСТЯМИ

Ранее мы говорили о том, что система ценностей - это специфическая для каждого человека группа программ, определяющих на подсознательном уровне схему и стиль его мышления, что жёсткая и неизменная система ценностей лишает модель мира гибкости и гармоничности и во многих случаях не позволяет человеку безболезненно приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни.

Мы уже выяснили, что модель мира можно расширять, вводя в'неё недостающие программы. Давайте попробуем выяснить, какие же жизненные ценности превалируют в вашей модели мира. Для начала перечислим несколько пар полярных жизненных ценностей.

- Ориентация на достижение цели и ориентация на погружение в процесс бытия.

- Эгоизм и альтруизм.

- Следование эмоциям и следование логике.

- Стремление к риску и стремление к безопасности.

- Соблюдение традиций и склонность к переменам.

- Эмоциональная экспрессивность и эмоциональная сдержанность.

- Материалистический взгляд на мир и идеалистический взгляд на мир.

- Стремление к соревнованию и стремление к сотрудничеству.

- Стремление к одиночеству и стремление к контактам с окружающими.

- Действия с позиции силы и действия с позиции убеждения.

- Стремление к узкой специализации и стремление к расширению кругозора.

- Стремление взять что-то от других и стремление дать что-то другим людям.

- Пассивность и активность.

- Подчинение и доминирование.

- Аккуратность и небрежность.

- Проявление инициативы и чёткое следование полученным указаниям.

- Стремление к интеллектуальному развитию и стремление к физическому развитию, и т. д.

При желании вы сможете дополнить этот список ещё множеством других полярных пар отражающих жизненные ценности или убеждения.

Жизненные ценности редко проявляются в своей крайней форме. Между двумя противоположными полюсами каждой пары расположен широкий диапазон возможных вариантов, и «срединный путь» пролегает где-то по «центральным точкам» всех возможных диапазонов.

Однако если вы поймёте образ срединного пути слишком буквально и решите, что для формирования гармоничной модели мира вам нужно будет ввести в неё жизненные ценности, находящиеся исключительно в центральных пунктах между двумя крайними полюсами, вы совершите большую ошибку, поскольку модель мира, основанная на любых четко фиксированных жизненных ценностях, пусть они даже не являются крайними и экстремистскими, всё равно будет жёсткой, застывшей и мало жизнеспособной.

Шоу-даосский подход к формированию правильной системы ценностей оказывается таким же самым, что и в вопросе об отношении к эмоциям. В первую очередь Спокойные учатся создавать стабильный положительный эмоциональный фон (точку равновесия). Формирование эмоциональной точки равновесия соответствует точке равновесия двух полярных жизненных ценностей, то есть некой обобщённой и усреднённой жизненной ценности, являющейся гармоничным синтезом двух полюсов.

Сформировав эмоциональную точку равновесия, последователи Шоу-Дао начинали тренировать устойчивость своей нервной системы за счёт упражнений по произвольному созданию эмоций постепенно увеличивающейся интенсивности с последующим возвращением к точке равновесия - стабильному положительному эмоциональному фону.

В книге «Формулы счастья» приведены лишь техники работы с положительными эмоциями, но работа с отрицательными эмоциями также проводится, только на более высоком этапе подготовки, когда нервная система укреплена настолько, что обращение к насыщенным и интенсивным отрицательным эмоциям не наносит вреда физическому здоровью и душевному равновесию занимающегося.

Подобно тому как Спокойные в своих упражнениях с эмоциями перемещаются от эмоциональной точки равновесия к крайним полюсам интенсивных положительных и отрицательных эмоций, они точно так же учатся перемещаться от точки равновесия пары жизненных ценностей к программам, обеспечивающим выражение крайних степеней этих полярных жизненных ценностей. Таким образом воины жизни обеспечивают свою способность к выполнению необходимых действий в случае, когда обстоятельства требуют приложения программы, соответствующей любой из точек диапазона между двумя полярными жизненными ценностями.

Рассмотрим для примера пару жизненных ценностей, занимающих первую строчку в нашем списке. Это - ориентация на достижение цели и ориентация на погружение в процесс бытия. О необходимости поиска равновесия между этими ценностями мы уже говорили в разделе «Равновесие между стремлением к достижению цели и не ориентированным на будущее погружением в процесс деятельности или существования».

Теперь мы уточним понятие подобного «равновесия», как некоего нейтрального спокойного состояния, из которого можно легко перейти к любой из программ - стремлению к достижению цели или к наслаждению бытиём - в любой степени их интенсивности.

Жизнь ставит перед нами самые разные задачи, и иногда для нас оказывается крайне важным сконцентрировать все свои усилия на стремлении к цели, в другой же момент наслаждение бытиём оказывается предпочтительнее целевой ориентации. Конечно, тут встаёт ещё один очень важный вопрос - как определить правильную стратегию действий в каждой ситуации, то есть как различить, когда нужно быть активным, а когда - пассивным, когда нужно стремиться к цели, а когда расслабиться и отдыхать, в каком случае проявлять доброту и терпимость, а когда действовать с позиций силы.

Последователи Шоу-Дао нашли ответ на этот вопрос, но он достаточно сложен и выходит за рамки этой книги. Но очевидно одно - если у вас нет ресурсов, которые необходимы для использования в каких-то конкретных обстоятельствах, вам (будет гораздо труднее справиться с этими обстоятельствами. Если же вы сумеете ввести в свою модель мира программы, соответствующие тем жизненным ценностям, которые раньше у вас отсутствовали или были слабо выражены, вы получите огромный запас новых ресурсов, помогающих находить выход из ситуаций, которые раньше казались вам мучительными, травмирующими и почти безвыходными.

На начальном этапе вводить в свою модель мира новые жизненные ценности и соответствующие им программы действий вы можете двумя путями - с помощью медитации осознания, аналогично тому, как это рекомендовалось делать с общими принципами тренировок, и «списывая» нужные программы у людей, в моделях мира которых эти программы ярко выражены, с помощью техники, описанной в разделе «расширение модели мира».

Составьте список своих основных жизненных ценностей, постаравшись вспомнить, откуда именно вы почерпнули соответствующие им программы. Так, привычка к порядку вам могла достаться от матери, склонность к рискованным затеям - от отца, потребность в красивой жизни - от одноклассника, являющегося когда-то для вас непререкаемым авторитетом, стремление к справедливости - от литературного или киногероя, произведшего на вас сильное впечатление.

Затем подумайте над тем, в каких случаях автоматическое следование программам каждой из жизненных ценностей было оправданным, а когда оно приводило к нежелательным последствиям. Постарайтесь понять, какие жизненные ценности надо было бы использовать в случаях, когда автоматическое следование программам не давало желаемого результата. Постарайтесь отыскать несколько вариантов ответов на этот вопрос.

Размышления подобного рода - первый шаг к тому, чтобы перейти от полярного мышления к многозначному мышлению, характерному тем, что вместо категоричных «да» или «нет» вы находите несколько разных решений, каждое из которых может быть вполне приемлемым, и чем больше возможных вариантов вы отыскиваете, тем обширнее ваши возможности выбора. Согласно исследованиям психологов, человек, имеющий больше возможностей для выбора, чувствует себя более уверенным в себе и, в итоге, более счастливым. Автоматическое следование жёстким жизненным ценностям и неспособность к быстрому поиску нескольких решений, отвечающих иным жизненным ценностям, часто подводит даже людей с высоким уровнем интеллекта. Так, в знаменитом фильме «Привидение» главный герой погибает из-за того, что вступает в схватку с вооружённым пистолетом грабителем, требующим его бумажник. В жизни привыкший бороться и не сдаваться до конца, он автоматически следует этой программе и в случае, когда на одной чаше весов оказывается незначительная сумма денег, а на другой - его собственная жизнь и счастье его невесты.

Если бы в его системе ценностей в равной степени присутствовала разумная осторожность и если бы он вместо автоматического реагирования оказался способен выбрать из нескольких возможных стратегий поведения в данной ситуации оптимальную стратегию, трагедии бы не произошло.

Ещё одним примером нерационального следования жизненным ценностям может служить история, описанная в древней китайской летописи «Янъ-цзы чунь-цю» («Весна и осень господина Яня»),

Янь-цзы, советник правителя царства Ци, решил однажды отомстить трём военачальникам, которые не оказали ему при встрече должных почестей.

Он уговорил правителя послать к этим трём воинам гонца с двумя персиками, и гонец объявил всем троим:

- Пусть персики достанутся самому доблестному из вас. Тогда эти три военачальника стали меряться своими подвигами. Один из них, по имени Гуньсунь Цзе, сказал:

- Однажды я голыми руками одолел дикого кабана, а в другой раз - молодого тигра. Мне, несомненно, полагается персик.

И он взял себе один из двух персиков, лежавших в корзине гонца.

Потом встал второй воин - его звали Тянь Кайцзян - и сказал:

- Я дважды сумел обратить в бегство целое войско врагов, имея в руках лишь меч. Я тоже заслужил персик!

И Тянь Кайцзян взял себе второй персик.

Когда третий военачальник - его звали Гу Ецжи - увидел, что ему не досталось персика, он гневно сказал:

- Когда я однажды переправлялся через Хуанхэ, сопровождая нашего повелителя, огромная водяная черепаха утащила под воду моего коня. Я нырнул под воду, пробежал по дну сотню шагов против течения, догнал черепаху, убил её и спас свою лошадь. Когда я вынырнул из воды, держа в левой руке лошадиный хвост, а в правой - голову черепахи, люди на берегу приняли меня за бога реки. За такой подвиг я тем более заслуживаю персика. Так что же, вы так и не отдадите мне персик?

С этими словами Гу Ецзы выхватил меч и взмахнул им над головой. Его товарищи, устыдившись своего поступка, воскликнули:

- Конечно, наша храбрость не идёт ни в какое сравнение с твоей. Присвоив себе персики, мы покрыли себя позором, и теперь только смерть сможет искупить его.

Сказав это, они оба положили персики обратно в корзинку, обнажили мечи и перерезали себе горло.

Увидев, что оба его друга погибли, Гу Ецзы почувствовал себя виноватым и сказал:

- Если оба моих друга погибли, а я живу, то я поступаю противно человечности. Если я тоже не умру сейчас, то покрою себя несмываемым позором. А, кроме того, если бы мои товарищи поделили между собой один персик, они получили бы достойную для себя долю, и я смог бы взять себе оставшийся персик.

С этими словами он тоже перерезал себе горло.

Для нас подобное поведение трёх военачальников, несомненно обладавших развитыми умственными способностями, может показаться нелепым и абсурдным, но в свете системы ценностей, определяющей их модель мира, в свете свойственного им полярного мышления их действия абсолютно оправданны.

Действуя изнутри своей модели мира мы часто, подобно этим военачальникам, оцениваем свои поступки как правильные и единственно возможные, но для взгляда стороннего наблюдателя они могут быть столь же абсурдны, как тройное самоубийство из-за двух персиков.

Итак:

ВВОДЯ В СВОЮ МОДЕЛЬ МИРА ПРОГРАММЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НЕДОСТАЮЩИМ ИЛИ СЛАБО ВЫРАЖЕННЫМ В ВАШЕЙ МОДЕЛИ МИРА ЖИЗНЕННЫМ ЦЕННОСТЯМ, ВЫ ПОЛУЧАЕТЕ ОГРОМНЫЙ ЗАПАС НОВЫХ РЕСУРСОВ, ПОМОГАЮЩИХ НАХОДИТЬ ВЫХОДЫ ИЗ СИТУАЦИЙ, КОТОРЫЕ РАНЬШЕ КАЗАЛИСЬ ВАМ МУЧИТЕЛЬНЫМИ, ТРАВМИРУЮЩИМИ ИЛИ БЕЗВЫХОДНЫМИ.

ОБЛАДАНИЕ БОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ РЕСУРСОВ ОБЛЕГЧАЕТ ВАМ ПЕРЕХОД ОТ АВТОМАТИЧЕСКОГО ПОЛЯРНОГО МЫШЛЕНИЯ К МНОГОЗНАЧНОСТИ РЕШЕНИЙ - РАССМОТРЕНИЮ НЕСКОЛЬКИХ РАЗНЫХ ВАРИАНТОВ РАЗРЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ, ИЗ КОТОРЫХ ВЫ СМОЖЕТЕ ВЫБРАТЬ ОПТИМАЛЬНЫЙ.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ШОУ-ДАО,
 ИЛИ КАК ОТБИРАТЬ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ВВЕДЕНИЯ В ВАШУ МОДЕЛЬ МИРА

Идея о том, чтобы вводить в свою модель мира программы, соответствующие не свойственным вам или слабо выраженным у вас жизненным ценностям, может показаться достаточно заманчивой, но тут встаёт совершенно естественный вопрос о том, какими критериями нужно руководствоваться при отборе тех качеств, которые вы хотели бы сделать частью своей личности.

Дать в этом вопросе конкретную универсальную рекомендацию, пригодную для всех людей, естественно, просто невозможно. Последователи Шоу-Дао привыкли, решая подобную проблему, опираться на интуитивное осознание как срединного пути, таки универсального принципа Шоу-Дао.

Осознание срединного пути в частности проявляется в предположении, что любое качество, соответствующее новой жизненной ценности, может стать полезным в случае, если оно находится в слабой степени интенсивности, достаточно далеко от предельных значений.

Так разумная бережливость - близкое к золотой середине проявление жизненной ценности, которое в своём предельном значении обращается в патологическую жадность, а разумная щедрость - это нормальное проявление качества, крайним полюсом которого является безрассудное мотовство. В истории с тремя военачальниками мы видим, что программы сохранения своей чести проявляются в такой степени интенсивности, что двое друзей, устыдившись своей ошибки, предпочитают перерезать себе горло вместо того, чтобы просто извиниться и отдать самому достойному причитающийся ему персик (это было бы действием срединного пути).

Универсальный принцип Шоу-Дао - это тема для медитации осознания, и его глубинное понимание вырабатывает интуицию, необходимую для постоянного ощущения срединного пути в своих действиях и решениях.

Я приведу отрывок из своей книги «Обучение у воды», в котором Учитель Александра Медведева объясняет ему суть этого принципа.

«- Наверное, ты хотел бы услышать универсальный рецепт понимания Шоу-Дао, - усмехнулся Учитель.

- Что-то в этом роде, - я продолжал настаивать на своём. - Ведь существуют какие-то универсальные принципы, вроде закона инь и ян, понимание которых позволяет приблизиться к восприятию мировоззрения Востока. Есть ли в Шоу-Дао такой же универсальный принцип обучения, который является как бы истоком остальных принципов и методов? Спрашивая о нём, я следую твоему же принципу - «беря малое, не упускать большое» - и пытаюсь увидеть общую картину, складывающуюся из деталей, о которых ты только что мне рассказал.

- Значит, я не зря потратил время, - одобрительно улыбнулся Ли. - Универсальный принцип обучения действительно существует, но он настолько универсален, что, опираясь только на него, его невозможно применить на практике, однако он может служить опорой в тех случаях, когда возникает замешательство, помогая с помощью интуитивного осознания выбрать правильную тактику. Тот, кто сможет до конца прочувствовать этот принцип и сделать его частью себя, станет воином жизни. Осознание этого принципа наряду со способностью накопления сексуальной энергии и управления ею, является одной из основных составляющих процесса развития внутренней силы.

Универсальный принцип обучения Спокойных называется «Всадник на спине ветра наблюдает за серединой», и его формулировка очень проста.

Если не вдаваться в символику китайских образов, на привычном для европейца языке он звучал бы следующим образом: правильный способ действий определяется интуитивным осознанием того, что в данной ситуации хочет сделать человек, знанием о том, как наиболее простым и безопасным способом осуществить то, что он хочет сделать, и автоматическим запретом на действия, которые могут повлечь за собой опасность для его жизни и благополучия, в случае если запрет на такие действия не представляет большую опасность, чем сами действия.

- Но ведь это и так очевидно, - сказал я, почувствовав лёгкое разочарование.

- Правильные вещи всегда очевидны, - пожал плечами Ли, - но беда человечества в том, что люди, устремляясь к заоблачным высям технического прогресса и творческой мысли, перестали видеть очевидное. Большинство людей согласились бы с этим утверждением, но многих ты мог бы назвать, кто на практике всегда бы ему следовал?

Во-первых, мало кто из обычных людей, обуреваемых жаждами и терзаемых неудовлетворёнными, часто противоречивыми потребностями, способен отдавать себе отчёт о том, что он действительно хочет сделать в данной ситуации, поскольку жажды мешают ему правильно ориентироваться в своих реальных нуждах.

Во-вторых, современный человек, напичканный бесполезными с практической точки зрения знаниями из гуманитарных и технических наук, не имеет представления о том, как правильно действовать в самых обычных житейских ситуациях, не говоря уже о ситуациях, опасных для его жизни и благополучия.

В-третьих, подсознательные запреты на некоторые действия и способы реагирования столь сильны, что человек иногда предпочитает потерять жизнь, но не нарушить их. Воин жизни отличается от обычного человека тем, что всегда следует универсальному принципу, и правильность его действий определяется их целесообразностью, а не фантазиями об их целесообразности. Название этого принципа - «Всадник на спине ветра наблюдает за серединой» расшифровывается следующим образом:

«Наблюдение за серединой» - это контроль над устойчивостью неустойчивой ситуации, осуществляемый таким образом, чтобы эта ситуация не могла нанести вред воину жизни.

«Езда на спине ветра» - это спонтанный интуитивный ответ на любое изменение ситуации.

Как любое название принципа в Шоу-Дао, это название сформулировано так, что оно может служить основой медитации осознания для внутренней переработки и принятия этого принципа на подсознательном уровне. Образное представление восприятия всадника, мгновенно реагирующего спонтанным действием на резкие и непредсказуемые переходы из одной неустойчивой ситуации в другую, создаёт основу для приведения в действие внутренней силы, которая и является механизмом, позволяющим всаднику, оседлавшему ветер, сохранять равновесие в неустойчивой бесконечности полёта. Ты уже вполне осознал этот принцип в технике рукопашного боя, но ещё далеко не всегда можешь применять его в повседневной жизни!

Животные следуют универсальному принципу, интуитивно выбирая правильный способ действия, но преимущество человека - знания, расширяющие его возможности выполнить желаемое. К сожалению, по мере совершенствования знаний, человек сделал своё поведение настолько сложным, что потерял способность интуитивного принятия правильных решений. Его действия утратили естественную целесообразность и начали работать против человека, вместо саморазвития способствуя его самоуничтожению.

Действия животных гораздо более примитивны и менее разнообразны, чем действия человека, потому что они основываются как на врождённых инстинктах, так и на подражании действиям родителей и наиболее приспособленным к выживанию особям своего вида.

Для нормального существования человека недостаточно действий, основанных на инстинктах и простом подражании. Он должен уметь принимать сознательные решения. К сожалению, действия, приносящие желаемый результат, далеко не всегда оказываются целесообразными с биологической точки зрения, и наоборот. Поэтому для человека одним из самых важных этапов обучения становится способность принимать «правильные» решения, а для этого необходимо определить, что такое «правильное» и «неправильное».

Представление о «правильном» и «неправильном» с точки зрения каждого человека является субъективной истиной. При таком огромном количестве субъективных истин вопрос об объективной истине становится весьма сомнительным, поскольку каждый носитель субъективной истины уверен, что именно его истина если и не является объективной, то по крайней мере находится к ней ближе, чем другие. Воины жизни сделали своим критерием объективности действий их соответствие естественным потребностям выживания как каждого отдельного члена клана так и всего клана в целом.

В человеческом обществе «правильный» способ действия определяется сложной системой построений, основанных на фантазиях наиболее активных и авторитетных членов общества, которые меняются, дополняются и совершенствуются, передаваясь из поколения в поколение. К наборам «правильных» действий относится этика - кодекс хороших манер и правильного поведения в социальных контактах, мировоззрение, как способ ориентации в жизненных ситуациях, и прочие традиционные взгляды и установки.

Авторитарные системы навязывают членам своего общества одну-единственную считающуюся правильной систему взглядов, носители другого мировоззрения считаются врагами и подлежат уничтожению или заключению в тюрьму, Демократические системы допускают большую широту взглядов, но неформально доминирующие установки социального поведения и положения в обществе так или иначе оказывают давление на людей, не придерживающихся общепринятой формы поведения. Естественно, что слова «авторитарный» и «демократический» я применяю в более широком смысле, чем привычные определения политических систем.

Система взглядов Спокойных с моей точки зрения является наиболее демократичной. Возможно, мне могли бы возразить, что, например, анархисты или хиппи вообще объявляют полную свободу от каких-либо ограничений, но на самом деле неформальный кодекс поведения анархистов или хиппи гораздо более жёсткий, чем у последователей Шоу-Дао. При выполнении главного принципа выживания «всадник на спине ветра наблюдает за серединой» всё остальное - религиозные взгляды, социальная принадлежность, уровень знаний, внешний вид и стереотипы поведения - перестает играть важную роль. Я мог бы пояснить тебе это на множестве примеров, но для начала возьмём самую близкую для тебя тему - рукопашный бой. Первые несколько лет подготовки бойца посвящаются его физическому и психическому развитию, совершенствованию естественных двигательных навыков и отработке интуитивно-инстинктивных реакций на агрессивные или атакующие действия.

За этот период ученик освобождается от внутренних запретов на любые виды действий, осознаёт природу своих естественных и инстинктивных реакций и, накладывая на естественную природу движений и реакций знания о специфических техниках управления телом, создает базу правильных подсознательных ответов на возникающие в бою ситуации.

Только потом воины Шоу-Дао переходят непосредственно к технике поединка и начинают изучать комплексы приемов и технических действий, тактику и стратегию ведения боя. Но даже при конкретном изучении приемов принцип «Всадник на спине ветра наблюдает за серединой» определяет специфический подход Спокойных к этой задаче, в корне отличный от системы подготовки в других школах рукопашного боя.

Арсенал воинов жизни насчитывает бесконечное количество приёмов, и основанная на этом непредсказуемость его действий обеспечивает неоспоримое преимущество перед бойцами школ, стиль действий и приёмов которых заранее известен и предсказуем».

Не вдаваясь в тонкости применения универсального принципа в технике рукопашного боя, скажу лишь, что, подобно тому как последователи Шоу-Дао расширяют свою модель мира, вводя в неё новые жизненные ценности и программы, они расширяют свои возможности во время поединков, точно так же, как они делают это в жизни - за счёт многозначности решений.

В случае, где человек с жёсткой и ограниченной моделью мира, с жёстким и четко определённым стилем рукопашного боя автоматически найдёт лишь один ответ, воин жизни сможет выделить целый спектр возможных решений, из которых его интуиция подберет наилучший выход из данного положения или, в случае схватки, неожиданный и непредсказуемый для противника приём.

Приведённый выше отрывок предназначен в первую очередь в качестве информации для размышления. Постарайтесь при его чтении не придерживаться полярных оценок типа «это невозможно применить в реальной жизни» или «это - глубокая идея». Попытайтесь оценить его с практической точки зрения так, как если бы вы были самыми разными людьми, найдя множество возможностей его применимости или неприменимости.

А теперь вернёмся к вопросу, поставленному нами в начале этого раздела, - какими критериями нужно руководствоваться при отборе программ, определяющих новые качества нашей личности, которые мы собираемся ввести в нашу модель мира.

В соответствии с универсальным принципом «Всадник на спине ветра наблюдает за серединой», это программы, отвечающие самым глубинным естественным потребностям человека, направленные на его выживание, на непрестанное развитие его способности к адаптации, программы, позволяющие, с одной стороны, наиболее оптимальным способом удовлетворять свои потребности и, с другой стороны, позволяющие при удовлетворении этих потребностей, по возможности, не вступать в конфликты с внешним миром, социумом и самим собой.

Ещё раз напомню формулировку универсального принципа:

Правильный способ действий определяется интуитивным осознанием того, что в данной ситуации хочет сделать человек, знанием о том, как наиболее простым и безопасным способом осуществить то, что он хочет сделать, и автоматическим запретом на действия, которые могут повлечь за собой опасность для его жизни и благополучия, в случае если запрет на такие действия не представляет большую опасность, чем сами действия.

Ключевым моментом в этом определении являются слова: «интуитивное осознание того, что в данной ситуации хочет сделать человек».

Попробуйте задуматься над следующим вопросом:/Знаете ли вы, чего именно вы хотите?»

Человек, склонный к автоматическим реакциям полярного мышления, немедленно с полной убеждённостью ответит: «Естественно, я знаю, чего хочу». К сожалению, подобная уверенность далеко не всегда оправдана.

Жизнь в современном обществе, наполненная штампами и условностями, в совершенстве научила человека подавлять свои естественные потребности, более того, многие из этих потребностей считаются греховными или порочными. Внедрив в свою модель мира программы подавления, человек потерял связь со своим внутренним миром, потерял интуицию правильных действий, заменив её стереотипными реакциями, записанными в его модель мира.

Древняя притча Спокойных о сокровенных желаниях как раз иллюстрирует неспособность человека полностью отдавать себе отчёт в том, чего он на самом деле хочет.

Решил однажды чёрт из голубой пещеры стать святым и прославиться добрыми делами. Надел на себя самые красивые одежды и разослал во все концы Поднебесной своих родственников и знакомых с вестью о том, что он берётся исполнять самые сокровенные людские желания.

Скоро к пещере, где жил чёрт, потянулись вереницы людей, жаждущих получить обещанное. Первым предстал перед чёртом бедный крестьянин. Только хотел обратиться к нечистому со своей просьбой, как чёрт и говорит:

- Ступай домой. Твоё желание исполнено.

Вернулся крестьянин домой, стал искать мешки с золотом и серебром, как вдруг видит - идёт к его дому сосед, а на плечах у него вместо своей собственной - кабанья голова, глазами вращает да клыками щелкает. Ужаснулся крестьянин:

- Неужели у меня такие желания?

После крестьянина подошла к чёрту старая женщина, неся на спине мужчину с высохшими ногами. Положила его у ног чёрта и говорит:

- Исполни заветное желание моего сына. До конца жизни буду благодарна тебе.

Посмотрел чёрт на мужчину, а у того и руки отсохли. Заплакала, заголосила старая женщина:

- Что ты наделал, проклятый! А чёрт и говорит:

- Что же мне делать, если он с детства хотел, чтобы у него руки отсохли, ведь тогда ты не сможешь заставлять его короба плести и кормить его будешь из своих рук.

Делать нечего. Взвалила мать сына на плечи и пустилась бегом из пещеры, пока сын ещё чего-нибудь не пожелал.

Так и не стал чёрт святым. Недобрая слава о нём пошла, но в этом он сам виноват. Уж кто-кто, а чёрт должен бы знать, что самые сокровенные желания не всегда желанны бывают.

В данном случае мы видим, что самое сокровенное желание мужчины, у которого отсохли руки, представляет опасность для его жизни и благополучия и, согласно универсальному принципу, оно не должно было бы удовлетворяться. Данное желание является гипертрофированной, болезненной формой деформации естественной потребности в отсутствии излишнего напряжения. Тут мы сталкиваемся с очень важной темой - деформированных и гипертрофированных потребностей, которые искажают модель мира человека, лишая её гармонии. О них мы поговорим в следующем разделе.

Но сначала мы подведём итоги:

ПОСТАРАЙТЕСЬ ПРОАНАЛИЗИРОВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ В СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЯХ, КОГДА ОТ ВАС ТРЕБОВАЛОСЬ ПРИНЯТИЕ ДОСТАТОЧНО ВАЖНЫХ РЕШЕНИЙ, С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРИНЦИПА «ВСАДНИК НА СПИНЕ ВЕТРА НАБЛЮДАЕТ ЗА СЕРЕДИНОЙ»:

ПРАВИЛЬНЫЙ СПОСОБ ДЕЙСТВИЙ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ИНТУИТИВНЫМ ОСОЗНАНИЕМ ТОГО, ЧТО В ДАННОЙ СИТУАЦИИ ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ ЧЕЛОВЕК, ЗНАНИЕМ О ТОМ, КАК НАИБОЛЕЕ ПРОСТЫМ И БЕЗОПАСНЫМ СПОСОБОМ ОСУЩЕСТВИТЬ ТО, ЧТО ОН ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ, И АВТОМАТИЧЕСКИМ ЗАПРЕТОМ НА ДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОВЛЕЧЬ ЗА СОБОЙ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЕГО ЖИЗНИ И БЛАГОПОЛУЧИЯ, В СЛУЧАЕ ЕСЛИ ЗАПРЕТ НА ТАКИЕ ДЕЙСТВИЯ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ БОЛЬШУЮ ОПАСНОСТЬ, ЧЕМ САМИ ДЕЙСТВИЯ.

ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ ВЫ ОШИБАЛИСЬ В ОЦЕНКЕ СВОИХ СОБСТВЕННЫХ ЖЕЛАНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ, ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ ВАМ НЕДОСТАВАЛО ЗНАНИЙ ДЛЯ НАИБОЛЕЕ ПРОСТОГО И БЕЗОПАСНОГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СВОИХ ЖЕЛАНИЙ И СЛУЧАЛОСЬ ЛИ ТАК, ЧТО ИСПОЛНЕНИЕ ЖЕЛАНИЯ ПРИВОДИЛО К НЕПРИЯТНЫМ ДЛЯ ВАС ПОСЛЕДСТВИЯМ.

ИСПОЛЬЗУЙТЕ МЕДИТАЦИЮ ОСОЗНАНИЯ ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ В СВОЮ МОДЕЛЬ МИРА УНИВЕРСАЛЬНОГО ПРИНЦИПА И МЫСЛЕННО «ПЕРЕИГРАЙТЕ» СИТУАЦИИ, В КОТОРЫХ ВЫ НЕ СМОГЛИ ДЕЙСТВОВАТЬ В СООТВЕТСТВИИ С ЭТИМ ПРИНЦИПОМ, ПРЕДСТАВЛЯЯ, КАКИМИ БЫЛИ БЫ ПРАВИЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ЭТО МОГЛО БЫ ПРИВЕСТИ. НЕ ЗАБЫВАЙТЕ О ТОМ, ЧТО ВЫ МОЖЕТЕ ОТЫСКАТЬ НЕСКОЛЬКО САМЫХ РАЗНЫХ «ПРАВИЛЬНЫХ. РЕШЕНИЙ.

ЗАНИМАЯСЬ ПОДОБНЫМИ УПРАЖНЕНИЯМИ, ВЫ НЕ ТОЛЬКО НАЧНЁТЕ «УЧИТЬСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ», НО И СМОЖЕТЕ ОЧЕРТИТЬ КРУГ КАЧЕСТВ, НЕДОСТАЮЩИХ ВАШЕЙ ЛИЧНОСТИ, И НАЧАТЬ РАСШИРЯТЬ СВОЮ МОДЕЛЬ МИРА ЗА СЧЁТ ПРОГРАММ, СООТВЕТСТВУЮЩИМ ЭТИМ КАЧЕСТВАМ.



Страница сформирована за 0.74 сек
SQL запросов: 190