ПОТРЕБНОСТИ И ЖАЖДЫ
У каждого человека» как и у каждого животного, есть определённый набор естественных потребностей, удовлетворение которых создаёт ощущение благополучия. Это потребности в пище, воде, сексуальных контактах, безопасности, физической активности, общении с себе подобными и т. д.
В случае если все естественные потребности естественным образом удовлетворяются, особь животного или человека чувствует себя спокойно, уверенно и комфортно. Если же некоторые потребности не имеют регулярного удовлетворения, возникает психическое напряжение и, чтобы компенсировать их ущемление, человек начинает излишне удовлетворять другие потребности или отыскивает какие-либо иные способы избавления от напряжения, типа подавления или отторжения от своей личности неудовлетворяющейся потребности. Так возникают «перекосы» в его личности, соответствующие перерастанию потребностей в жажды.
Ли, Учитель Александра Медведева, сформулировал определение жажд следующим образом:
«Жажды - очень важное понятие в учении о питании человека. Жажды возникают, когда организм или психика человека начинает неправильно питаться, получая патологическое удовольствие от тех или иных переживаний. Естественные потребности человека при своём правильном удовлетворении не дают о себе знать до тех пор, пока не наступит время вновь их удовлетворить и забыть о них. Они похожи на нормальное чувство голода, напоминающее человеку, что для поддержания сил ему необходима пища. Насытившись, человек забывает о пище до следующего момента, когда его желудок напомнит о себе.
Есть люди, у которых из-за семейных традиций или по каким-то другим причинам процесс нормального удовлетворения естественно возникающего голода нарушен. Их одолевает желание поглощать пищу по причинам, никак не связанным с нормальным чувством голода и потребностью обеспечить организм нужным количеством питательных веществ. Они едят по расписанию в предназначенное для еды время, едят от скуки или просто потому, что вдруг захотелось чего-нибудь вкусненького. Естественная потребность в пище переросла в жажду, приносящую ущерб гармоничному развитию личности и физическому здоровью.
Каждая человеческая потребность может перерасти в жажду, но если Спокойные рассматривали жажды как болезненные отклонения психики и следуя теории правильного питания, искореняли их, приводя в норму удовлетворение потребностей, то в обычных сообществах людей некоторые жажды, даже во многих крайних формах своего проявления, рассматривались как добродетель и всячески культивировались.
Люди, пораженные жаждой и умеющие внушать эту жажду другим, становились лидерами. Так, революции возглавляли вожди, обуреваемые жаждой власти, жаждой мести, жаждой славы, жаждой справедливости, жаждой господина или взрывной смесью этих или других подобных жажд.
Вожди заражали толпу жаждой справедливости, равенства и братства, и ставшая гипертрофированной потребность в справедливости не давала людям возможности остановиться и задуматься о том, что же такое справедливость.
Каждого человека определяет набор его жажд. Умея распознавать жажды, можно управлять человеком. Жажда твоего врага - это слабый пункт твоего врага. Удовлетворяя его жажду или мешая её удовлетворению, ты можешь управлять его чувствами и поведением в нужном тебе направлении.
Если ты хочешь завоевать женщину, тебе достаточно лишь распознать её жажды и удовлетворить их, и тогда ты тоже можешь стать её жаждой. Человек, лишённый жажд, гораздо менее уязвим для манипуляций окружающих. Жажда заставляет человека терять контроль над своей потребностью. Только человек, не теряющий контроля за своими потребностями, способен к принятию осознанных решений».
Я приведу примеры некоторых наиболее часто встречающихся человеческих жажд.
ЖАЖДА ЖИЗНИ, ИЛИ ЖАЖДА БЕЗОПАСНОСТИ
Жажда жизни развивается из одного из самых сильных инстинктов - инстинкта самосохранения. Нормально развитая потребность в самосохранении заставляет индивидуума беспокоиться о собственной безопасности и поддерживать нормальное функционирование организма.
Гипертрофированный инстинкт самосохранения делает человека пугливыми мнительным, превращая его в ипохондрика, зацикленного на процессах, происходящих в его теле, чувствующего себя смертельно больным при малейшем недомогании, боящегося напрячься или совершить какое-нибудь значительное усилие, чтобы окончательно не погубить своё драгоценное здоровье.
Мне вспоминается одна моя знакомая художница, которая была настолько утончённой и чувствительной натурой, что на её здоровье сказывались даже запуски космических кораблей. Она регулярно жаловалась на ухудшения самочувствия, вызванные тем фактом, что запускаемые ракеты пробивают атмосферу и эти ужасные удары рикошетом отзываются в её страдающем организме.
Друзья мне рассказывали об одном экстрасенсе, вычитавшем где-то о благотворном воздействии на здоровье и продолжительность жизни зелёного цвета. Он в своей квартире выкрасил в зелёный цвет всю мебель, стены, пол и потолок, носил одежду исключительно зелёного цвета, а на улицу выходил в зелёных очках. Это - достаточно яркие примеры жажды жизни, но уверена, что вы неоднократно сталкивались с более мягкими формами этой жажды.
ЖАЖДЫ СЛУГИ И ГОСПОДИНА
Жажды слуги и господина, с одной стороны, могут быть заложены в человеке генетически, а с другой стороны, они могут являться результатом воспитания и воздействия окружающих. Генетически обусловленные потребности в доминировании и подчинении, на основе которых развиваются эти жажды, наблюдаются у животных в процессе спаривания, борьбы за самку, территорию и место в иерархии стаи.
Самец, овладевающий самкой и побеждающий противников, закладывает в память поколений, что доминировать над другими - это хорошо. В то же время более слабые, подчинённые в стае особи, получающие определённые привилегии с помощью принижающего себя поведения, также передают своим потомкам информацию о том, что подобные действия приносят пользу.
Но если в отношениях среди животных потребности в доминировании и подчинении проявляются лишь по конкретным поводам - борьбе за территорию и т. д., у человека жажда господина, развившаяся из гипертрофированной потребности в доминировании, может проявляться во всём - в попытках навязывать свою волю по поводу и без повода, быть первым в любых видах деятельности - в спорте, в драке, в интеллектуальной дискуссии или в соперничестве из-за женщины.
Человек с жаждой слуги, наоборот, даже в ситуации, не требующей от него повиновения, будет всячески подстраиваться под собеседника или под человека, входящего с ним в контакт, демонстрируя и даже навязывая своё подчинение или желание отдаться в его власть.
В качестве примера жажд господина и слуги можно сослаться на героев повести Гоголя «Мёртвые души». Ноздрёв - типичный представитель жажды господина, а Манилов - жажды слуги.
ЖАЖДА УСЛОЖНЕНИЯ ЖИЗНИ
Жажда усложнения жизни возникает, когда человек на подсознательном уровне стремится усложнять себе (а часто и другим) жизнь. Людям такого типа нравится фраза «не ищите лёгкой жизни». Им доставляет удовольствие если не сам мучительный процесс преодоления трудностей, то активное сосредоточение на процессе преодоления сопротивления, ударов судьбы и всевозможных препятствий, которые человек ищет сам, если они, по какой-то причине, не возникают на его пути.
Не путайте трудолюбие, настойчивость и целеустремлённость с жаждой усложнения жизни. Трудолюбие, настойчивость и целеустремлённость в их естественном проявлении - это нормальные способы достижения намеченной цели. Целеустремлённый человек шаг за шагом движется к поставленной цели, но он не будет подсознательно усложнять жизнь себе и окружающим.
Люди, обуреваемые жаждой усложнения жизни, обычно отравляют существование собственным детям, ссылаясь на то, что в молодости они добились всего своим собственным потом и кровью и поэтому нечего молодому поколению рассчитывать на лёгкую жизнь, пусть пробивают себе дорогу тем же потом и кровью.
ЖАЖДА ОЩУЩЕНИЙ
Все жажды являются следствием нарушения циркуляции сексуальной энергии. В некоторых жаждах их сексуальная природа более выражена, например, в жажде ощущений, которая включает в себя жажду чувственности, жажду опасности, жажду возбуждения и другие жажды.
Жажда ощущений присуща наркоманам и людям, имеющим пристрастие к извращённым типам ласк. Их чувственность настолько гипертрофированна, что обычными способами её уже невозможно удовлетворить, и действия, необходимые для её удовлетворения, начинают наносить вред нормальной жизнедеятельности.
Жажда опасности присуща людям, получающим наслаждение от опасности, от близости смерти. К ним относятся некоторые альпинисты, гонщики, преступники и наёмные солдаты. Выбросы адреналина в кровь возбуждают их сильнее, чем секс, и со временем они привыкают к чувству опасности, как к наркотику, ведь со временем оно притупляется и для получения наслаждения требуются всё большие дозы риска.
ЖАЖДА ОБЩЕНИЯ
Потребность в общении естественна для человека, но жажда общения, жажда общества - это её патологическая форма, проявляющаяся в том, что человек начинает на улице разговаривать с незнакомыми людьми или подсознательно искать иные формы общения. Жажду общения можно часто наблюдать у одиноких старушек, заговаривающих с каждым встречным и поперечным, дающих советы и пространно повествующих о происшествиях с родственниками и знакомыми, а также о подробностях личной жизни.
Жажда общения часто свойственна актёрам, чувствующим себя не в своей тарелке без толпы поклонников и рукоплесканий публики. Особенно это характерно для актёров с истерическим складом личности.
ЖАЖДА СПРАВЕДЛИВОСТИ, ИЛИ ЖАЖДА ЗАСТУПНИКА
Естественная потребность в справедливости перерастает в жажду справедливости, или, как её ещё называют» жажду заступника. В этом случае человек пытается изменить мир и окружающих людей подсознательно стремясь к разрешению конфликта из-за несоответствия окружающего мира его личным представлениям о правильном устройстве этого мира.
Внутренний конфликт находит своё разрешение в эмоциональных взрывах и в действиях, которые с точки зрения человека, обуреваемого жаждой заступника, позволяют навести порядок и восстановить справедливость. Такие люди часто наносят большой вред обществу и окружающим, несмотря на то что их поступки могут быть вполне оправданы и иметь под собой почву.
Жажда заступника свойственна террористам, чьё желание исправить мир и восстановить справедливость настолько гипертрофированно, что заставляет их игнорировать любые гуманные побуждения и законы общества.
ЖАЖДА УПОРЯДОЧЕННОСТИ
Жажда упорядоченности - это жажда чиновника. Она пробуждает в человеке страсть упорядочивать и систематизировать всё, что встречается на его пути. Его день расписан по минутам, а на его кухне каждая кастрюлька, тарелка или нож всегда находятся на своём месте. Такой человек педантично раскладывает всё по полочкам, его раздражает даже неровно задёрнутая занавеска, едва заметный слой пыли на комоде или не очень аккуратно застеленная постель.
Не стоит путать людей, просто привыкших к порядку, с теми, кто одержим жаждой упорядоченности. Всё зависит от способа удовлетворения потребности к упорядочиванию мира вокруг себя. Нормальное удовлетворение этой потребности выражается в том, что человек без излишнего напряжения планирует свой распорядок и аккуратно обращается с личными вещами.
Если же его начинает раздражать отсутствие порядка в жизни или действиях других людей, если он испытывает страдание или отвращение при виде чужой неубранной комнаты, оттого, что вещи не лежат на своих местах, это уже признак проявления жажды.
ЖАЖДА САМОЛЮБОВАНИЯ
Жажда самолюбования достаточно широко распространена, и в одном из своих проявлений она получила название «нарциссизм», в этом случае человек, совершая какие-либо действия, как бы оценивает себя со стороны, наслаждаясь своей мудростью, своим бескорыстием, своим благородством или, наоборот, своей агрессией, жестокостью и беспощадностью. Жажда самолюбования часто свойственна людям, любящим давать подаяние нищим, заботиться о бездомных или создавать благотворительные фонды.
Отличить эту жажду от естественной потребности в самоутверждении очень легко - человек с такой формой жажды резко отрицательно и агрессивно воспринимает безразличие общества и отдельных личностей к своей персоне и к своим действиям, которые он считает достойными уважения, восхищения или благоговейного ужаса.
В отношениях с людьми такой человек не способен на нормальное общение, а лишь старается произвести впечатление своей внешностью, богатством или эрудицией и, как паразит, питается эмоциями окружающих, немедленно оставляя тех, кто своими словами или действиями препятствует процессу наслаждения собственной неповторимостью и уникальностью. Типичный пример жажды самолюбования был описан в книге Д. Еникеевой «Как и почему пьют политики, бизнесмены и "новые русские"».
Отдыхая в Испании, она ежедневно наблюдала следующую картину. Типичный «новый русский», расхаживая в холле гостиницы, громко разговаривал по сотовому телефону якобы со своим деловым партнёром. Он что-то приказывал, ругался, критиковал, поручал ему перевести астрономические суммы на счета каких-то фирм, поглядывая при этом на присутствующих, определяя, слышат ли они его «переговоры».
Подобную сцену он разыгрывал каждое утро и, заметив, что на него обращают внимание, всё больше входил в раж, энергично жестикулируя свободной рукой, называя всё большие суммы и демонстрируя, что он командует и диктует кому-то свою волю.
Персонал гостиницы недоумевал, почему он каждое утро орет в холле по своему телефону, тем более что звонить из номера было бы гораздо дешевле.
Жажда самолюбования тесно связана с демонстративными или истерическими чертами личности, то есть с навязчивой потребностью демонстрировать окружающим какие-то свои «необычайные» качества, «достоинства», способности и благодаря этому выделяться среди остальных «обычных» людей.
ЖАЖДА ЖАЛОСТИ К СЕБЕ
Жажда жалости к себе - ещё одна форма жажды, выражающаяся в получении обострённого удовольствия от щемящих переживаний, возникающих в результате перемещения патологических форм сексуальной энергии. Эта жажда выражается в том, что человек, более-менее обеспеченный всем, что необходимо для выживания, имеющий крышу над головой, обутый и одетый, живущий в относительно стабильном обществе, а не в зоне военных действий, тратит всё своё время и силы на переживание собственных воображаемых несчастий.
Он страдает оттого, что живёт в двухкомнатной, а не в трёхкомнатной квартире, оттого, что у него зарплата меньше, чем у соседа, оттого, что окружающие не понимают и не ценят его, оттого, что автобусы приходят с опозданием, что хлеб, купленный в магазине, оказался чёрствым, а хорошее мясо он и вовсе не смог купить, и все эти несчастья сваливаются одно за другим на его хрупкие плечи, и некому пожалеть его и разделить с ним эту невыносимую боль…
Худшее оскорбление, которое можно нанести такому человеку, - это сказать, что он сегодня прекрасно выглядит или что ему в чём-то повезло. Он тут же возразит, что просто не может прекрасно выглядеть, поскольку его сердце терзают невыносимые страдания, а то, что со стороны может показаться везением, на самом деле подлинное проклятие, что вся его жизнь была ужасной цепью несправедливостей и горя и т. д.
Примером проявления жажды жалости к себе может служить народная сказка, в которой невеста накануне свадьбы начинает безудержно рыдать и на вопрос «что случилось?», она отвечает примерно следующим образом:
- Я представила, как мы поженимся и будем очень счастливы, и у нас родится сын, прелестный и здоровый мальчик, он вырастет очень умным, сильным и здоровым, все его будут любить, и вот он пойдёт за водой к колодцу, поскользнётся, упадёт в колодец и утонет, мой дорогой сыночек, и я не смогу пережить такого горя…
В Испании я была знакома с очень обеспеченным даже по западным меркам человеком, который, вместо того чтобы наслаждаться свободой и возможностями, предоставляемыми ему деньгами, непрестанно страдал, считая себя чуть ли не нищим. Он регулярно представлял себе, что случится, если он неизлечимо заболеет, или попадёт под машину и останется инвалидом, или случится что-то с его родителями и ему придется потратить всё своё состояние на лечение и т. д. Подобные печальные размышления, с одной стороны, регулярно погружали его б депрессию, но с другой стороны, они давали ему необходимое количество «пищи» переживаний и впечатлений, которое он недобирал в своём общении с внешним миром.