УПП

Цитата момента



Нравитесь вы кому-то или нет - неважно. Главное - чтобы люди нравились вам.
Вы мне нравитесь!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



…Никогда не надо поощрять жалоб детей и безоговорочно принимать их сторону. Дети сами разберутся, кто из них прав, кто виноват. Детские ссоры вспыхивают так часто и порой из-за таких пустяков, что не стоит брать на себя роль арбитра в них.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

МОЖНО ЛИ НАУЧИТЬСЯ БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ?

Состояние счастья определяется двумя составляющими: объективной и субъективной. Объективная, бытийная составляющая связана с условиями и обстоятельствами жизни человека. Субъективная же составляющая связана с внутренним миром человека. Она и определяет его восприятие жизни, его отношение к ней и к определяющим эту жизнь обстоятельствам.

В учении Шоу-Дао вопрос о счастье был одним из важнейших, и умение быть счастливым, понимание того, что такое счастье, воспитывалось в членах клана с раннего детства. Это относилось как к субъективной, так и к объективной составляющим счастья. Последователь Шоу-Дао не только учился организовывать и настраивать свой внутренний мир таким образом, чтобы непрерывно испытывать состояние счастья, гармонии и спокойствия, но и овладевал искусством до определённой степени управлять обстоятельствами и своей собственной судьбой, согласно шоу-даосской притче «хватая судьбу за волосы». Так что на вопрос «Можно ли научиться быть счастливым?» положительный ответ был дан ещё в глубокой древности, сейчас нас должен интересовать другой вопрос: «Насколько легко научиться быть счастливым?».

Ответ на этот вопрос индивидуален для каждого человека и зависит от множества факторов, но одно можно сказать с полной определённостью - простое прочтение этой книги не станет чудодейственным средством, которое в мгновение ока излечит вашу жизнь к лучшему, точно также, как, пролистав учебник иностранного языка, вы не начнёте свободно говорить на этом языке.

Каждый человек имеет с детства сложившиеся стереотипы поведения и реакций, определяющие его восприятие мира и происходящих событий, и нередко случается, что в арсенале его восприятия действительности главная роль отводится отрицательным эмоциям. Если счастье у человека не «играет в крови», то для того, чтобы перестроить его личность, психику и стереотипы поведения, необходима упорная и регулярная работа, во многом напоминающая обучение иностранному языку.

На начальном уровне постижения языка человек изучает слова и фразы, и вначале они попадают в «пассивный словарный запас» - то есть эти слова уже находятся в памяти, но для того, чтобы их вызвать оттуда, нужно применить усилие. По мере практики выученные и многократно повторенные слова переходят из «пассивного» в «активный» словарный запас, то есть по мере необходимости они сами, уже автоматически, приходят на ум.

Как и в изучении иностранного языка, в постижении искусства быть счастливым существуют свои «слова» - специфические способы эмоционального отклика и реагирования на ситуацию, и своя грамматика - теория того, как оперировать этими «словами», чтобы добиться желаемого результата и сделать свой «язык» чувств и эмоций красивым, изысканным и гармоничным. Содержание книг серии «Технология счастья» - это, фактически, «грамматика» и «слова» нового «языка», которые вам предстоит освоить для того, что бы ваша жизнь изменилась к лучшему.

ПОЧЕМУ ЧЕЛОВЕК ЧУВСТВУЕТ СЕБЯ НЕСЧАСТНЫМ?

Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние, характеризующееся наличием отрицательных эмоций, возникающих на основе разочарований, фрустраций или эмоционального напряжения, которые человек испытывает, когда жизнь или ситуация складываются не так, как ему хотелось бы.

Очевидно, что в первую очередь состояние несчастья характеризуется отрицательными эмоциями. Почему же люди так часто испытывают их? Причина этого заложена в самой природе человека.

Развитие цивилизации идёт гораздо более стремительными темпами, чем развитие организма и психики человека, и несмотря на то, что люди научились покорять космос и изобрели оружие разрушения невиданной силы, их естественные инстинктивные реакции на то, что происходит в окружающем мире, остались теми же самыми, что у первобытного человека, и почти такими же, как у наших далёких предков, прыгавших по деревьям и лакомившихся бананами. В те времена, когда наши предки резвились в диких и полных опасностей джунглях, для выживания рода был необходим совершенный и эффективный механизм выживания - мгновенная реакция настроя на борьбу или бегство в момент опасности. Автоматическая эмоциональная реакция спасала жизнь. Активизировавшиеся в момент опасности железы внутренней секреции впрыскивали в кровь необходимые гормоны, в том числе адреналин, и организм тоже мгновенно активизировался. Мышцы обретали упругость и силу. В момент спасения от опасности весь окружающий мир переставал существовать, и всё существо наших предков подчинялось единственной задаче, настраивалось на единственную цель - выжить, любой ценой.

По мере развития цивилизации выживание перестало зависеть от мгновенной реакции на раздражитель, но организм человека так и не успел перестроиться, и во время ссоры с соседом по коммунальной квартире «венец творения» испытывает столь же сильный выброс адреналина в кровь, как кроманьонец с каменным топором, готовящийся к схватке с медведем гризли. Но всё отличие в том, что кроманьонец после завершившейся победой схватки или удачного бегства избавлялся от последствий гормональной атаки, выплеснув своё напряжение в активных действиях и вернув свой организм к состоянию равновесия.

Склоки в коммунальных квартирах или иные виды конфликтов обычно не дают их участникам подобных преимуществ, если, конечно, их участники достаточно цивилизованны, чтобы ограничить свои разборки уровнем дискуссий, а не требующим значительных физических усилий поединком на скалках и сковородках. Нежелательный избыток гормонов длительное время остаётся в крови, вызывая затяжные отрицательные эмоции, ощущение напряжённости и фрустрации, которое может сопровождаться состояниями агрессии и ощущениями унижения, ненависти или печали.

Повторяющиеся стрессы подобного рода закрепляют спектр отрицательных эмоций, и отрицательные эмоции начинают автоматически возникать уже сами по себе при воспоминании о неприятной ситуации, при опасении её повторения или при ассоциативной связи с каким-то событием, напомнившим об испытанном стрессе.

Программы джунглей продолжают работать, в условиях современности гораздо чаще приводя к деструктивным, чем к конструктивным последствиям, но, не понимая этого, человек винит в своих несчастьях не несовершенство конструкции собственной психики, а злую судьбу, роковые обстоятельства или, опять-таки, паскудных соседей.

Человек отличается от животного тем, что в его поведении отсутствует доминирование инстинктов. С одной стороны, наличие сознания вознесло человека на высшую ступень эволюции, но, с другой стороны, оно и породило мучительные оковы страданий и несчастий, которыми наполнена его жизнь. С глубокой древности величайшие умы человечества бьются над вопросом, как избежать страдания, то есть как быть счастливым.

Один из вариантов решения проблемы предложил Будда Гаутама, провозгласив, что страдания - это порождения желаний и для того, чтобы избавиться от страданий, достаточно лишь избавиться от желаний. Пример миллионов буддистов подтверждает, что вопрос избавления от страданий был для человечества достаточно острым, но не думаю, что за всю историю буддизма действительно удалось избавиться от желаний и страданий значительному количеству последователей достигшего просветления индийского принца.

Человек от рождения не снабжен полным набором фиксированных реакций, в нём отсутствуют запрограммированные инстинкты животных, обеспечивающие выживание, и в первые годы своей жизни ребёнок обучается сложным жизненным программам, которые и обеспечат в будущем стиль его поведения и существования. К сожалению, большинство программ, которые закладываются в его биокомпьютер, не слишком совершенны, ограничивая его умение оценивать происходящие события узкими рамками случайно подобранных правил и установок, далеко не всегда подходящих для правильного решения возникающих проблем.

Важную роль в формировании эмоциональных состояний играет лимбическая система - одна из глубинных мозговых структур. Одна из её основных функций - это сравнение сенсорных стимулов, приходящих из внешнего мира и от рецепторов тела, с программами и установками, заложенными в человеческое сознание и подсознание.

Лимбическая система взаимодействует с корой головного мозга, сортируя и обрабатывая поступающие импульсы. Гиппокамп, являющийся частью лимбической системы, играет значительную роль при сравнении новой поступающей информации с прошлым опытом.

Другая часть лимбической системы - миндалевидное тело - усиливает эмоциональную реакцию в случае, если поступающая информация не соответствует ожидаемым стереотипам. Иначе говоря, если происходит что-то новое и неожиданное илине соответствующее записанным в программах ожидаемым действиям, миндалевидное тело может запустить эмоциональную реакцию ненависти, злобы, тревожности, страха  или других негативных чувств.

Посылаемые миндалевидным телом импульсы проходят  через область таламуса и запускают в действие пусковой механизм, который в свою очередь приводит к выбросу гормонов, провоцирующих состояние эмоционального расстройства. Тут же повышается содержание адреналина, усиливается сердцебиение, увеличивается содержание сахара в крови. Следуя реакциям джунглей, организм готовится бороться за выживание, настраиваясь на борьбу или бегство.

Мне не раз приходилось сталкиваться у себя самой с подобными совершенно неадекватными раздражителю реакциями лимбической системы на поведение людей, не соответствующее ожидаемым стереотипам, и эта неадекватность реакций до того, как я узнала её природу, часто приводила меня в недоумение.

Ещё более странное впечатление на меня производили неадекватные обстоятельствам реакции других людей. В студенческие годы у меня была одна исключительно красивая подруга Лена, умная и прекрасно образованная, из очень культурной семьи. Её предки по линии матери относились к дворянскому роду и, кажется, были даже в дальнем родстве с царской фамилией.

Лена вышла замуж в девятнадцать лет, по любви, за человека на семь лет её старше. Андрей, её муж, был кандидатом наук и талантливым физиком. С самых первых дней семейной жизни у Лены начали возникать проблемы, причиняющие ей жестокие эмоциональные терзания и ставшие причиной тяжёлых разочарований. Когда Лена рассказывала мне об этих проблемах, я не могла взять в толк, почему она реагирует столь бурно и непредсказуемо на вещи, казавшиеся мне совершенно нормальными и естественными. Помню, как однажды она чуть ли не со слезами на глазах и с чувством глубочайшей обиды рассказывала мне о том, что в очередной раз муж её «оскорбил». В данном случае повод, заставивший её оскорбиться, был настолько нелепым, что эта история запомнилась мне на всю жизнь.

Оказалось, что, когда Лена вошла в комнату, Андрей сидел за письменным столом, погруженный в работу, и при её появлении он не встал, чтобы поприветствовать её. Это стало причиной ссоры и терзало Лену в течение многих дней.

Я знала Лену достаточно хорошо. Это была прекрасно воспитанная, уравновешенная девушка. У неё отсутствовала природная стервозность, так характерная для многих женщин, и ей вовсе не доставляло удовольствия устраивать ссоры или пилить мужа. Всё дело было в том, что поведение Андрея, никоим образом не желающего её обидеть, причиняло ей безумные муки, тем более что она очень серьёзно и ответственно подходила к браку и страстно желала быть счастливой.

Всё дело было в программах, с детства заложенных в сознание Лены. Её мать, властная и высокомерная, гордая своей принадлежностью к дворянскому роду, «выдрессировала» своею мужа таким образом, что он относился к ней с почтением, достойным императрицы. Когда мать Лены входила в комнату, её муж вставал, чтобы поприветствовать её. Эта схема поведения записалась в сознание Лены как стереотип поведения и стандарт вежливости в отношениях мужа и жены. Выйдя замуж, она, неосознанно подражая линии поведения матери, естественно, хотя и совершенно необоснованно, ожидала, что Андрей будет так же вежлив и обходителен, как и её отец.

Несоответствие поведения Андрея заложенным в программы Лены стереотипам активизировало лимбическую систему, заставляя миндалевидное тело откликаться преувеличенно негативной эмоциональной реакцией, причинявшей Лене невыразимые страдания вплоть до психосоматических расстройств.

Семейная жизнь Лены так и не удалась, и через несколько лет они развелись. Лена больше не вышла замуж, и её жизнь, к сожалению, складывается не очень счастливо. В этом нет её вины, как нет и вины Андрея или её матери. Всё дело в том, что, получая в школе необходимые знания по множеству технических и гуманитарных предметов, наши дети, к сожалению, не овладевают, по сути, самыми главными для человека знаниями - знаниями о самом себе, о том, как устроена и как функционирует психика, и о том, что нужно делать, чтобы уметь получать удовольствие от своей собственной жизни и не портить жизнь другим.

Ещё одна часть лимбической системы - это область перегородки, которая играет определённую роль в снижении наших эмоциональных реакций. Активизируя эту систему, человек может освободиться от излишнего эмоционального напряжения. Многие из психотехник Шоу-Дао направлены именно на то, чтобы научиться автоматически подавлять ненужные и вредные для организма эмоциональные реакции, по уровню своей интенсивности не соответствующие раздражителю. В результате снимается чувство напряжённости, снижается частота сердечных сокращений и выброс в кровь адреналина. функция лимбической системы заключалась в том, чтобы помочь нашим предкам выжить в условиях джунглей. С помощью удовольствия или боли и страдания она автоматически заставляет человека следовать программам, когда-то заложенным в его биокомпьютер. То есть, фактически, в большинстве случаев реакции человека становятся чисто механическими, и порождаемые лимбической системой эмоции и чувства силой заставляют человека делать то, что записано в его программах и что для него, согласно этим программам (хотя на самом деле это может привести к противоположному результату), связано с достижением желаемых целей и удовлетворением основных потребностей в счастье, безопасности и эмоциональном благополучии.

Как мы можем видеть в случае с Леной и её мужем, автоматическое следование заложенным в её биокомпьютере программам вместо того, чтобы давать Лене желаемые и ожидаемые состояния счастья, безопасности и благополучия, приводило к совершенно противоположным результатам - фрустрации, разочарованиям и психосоматическим заболеваниям. К сожалению, подобное явление характерно для подавляющего большинства современных людей, и именно из-за нерациональных программ население Европы и Америки, несмотря на неуклонный рост материального благосостояния, согласно статистике, чувствует себя всё менее счастливым.

Большая часть программ, определяющих эмоциональную деятельность человека, была записана в биокомпьютер во младенчестве или раннем детстве. В то время ребёнок не обладал достаточным уровнем сознания, чтобы оценить верность или неверность закладываемых в него установок. Результатом неадекватных реальности детских, а иногда и взрослых программ является то, что в большинстве социальных ситуаций люди совершают действия, прямо противоположные их психическим и физическим интересам, их подлинной безопасности них подлинному счастью.

СВЯЗЬ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ЗАПАДНЫХ ПСИХОЛОГОВ

Тема счастья находит своё отражение в исследованиях и работах западных психологов, к сожалению по большей части ограничиваясь накоплением статистических данных в поисках ответа на вопрос: «Кого можно считать счастливым?». Эти данные сами по себе довольно любопытны, поэтому, прежде чем перейти к вопросу о том, что конкретно нужно сделать, чтобы стать счастливым, я процитирую некоторые отрывки из книги М. Аргайла «Психология счастья», в которых он приводит данные исследований американских и европейских психологов.

«Вполне справедливо задать вопрос: «Насколько ощущение счастья или удовлетворённости является свойством самой личности?» Например, люди, страдающие депрессией, пребывают в подавленном, угнетённом состоянии большую часть времени либо вообще не выходят из такого состояния. У здоровых людей состояние или настроение обычно меняется в зависимости от конкретной ситуации. И снова возникает вопрос: является ли счастье достоянием «счастливой натуры» или же производным от достаточного количества приятных ситуаций и ощущений.

На этот счёт существует две теории. Приверженцы одной («нисходящая теория») полагают, что всё зависит от самого человека, то есть счастливые люди истолковывают и оценивают жизненные ситуации более позитивно, и простое суммирование приятных событий не является надёжным предопределителем счастья. Специалисты, придерживающиеся другой теории («восходящей»), считают, что счастье находится в прямой зависимости от числа приятных жизненных ситуаций (Дайнер, 1984).

Дайнер и Ларсен (1984) в результате своих исследований установили, что колебания в положительных и отрицательных эмоциональных состояниях в различных производственных и бытовых ситуациях в большей степени зависели от самих испытуемых (52%), чем от различий в ситуациях (23 %). Одновременно было замечено, что наибольшая устойчивость характерна для проявления отрицательных эмоций. Большинство респондентов были устойчиво удовлетворены своей жизнью, однако лишь немногие испытывали положительные эмоции. Исследование также показало значительную устойчивость в настроениях испытуемых в разных ситуациях.

Известно, что существует категория людей, для которых характерно депрессивное состояние, однако есть и такие (их несколько меньше), кто практически постоянно пребывает в хорошем расположении духа. Кто же эти счастливые люди? Очевидно, те, которые во всём склонны видеть положительные стороны, то есть смотреть на вещи оптимистически или даже сверхоптимистически. Это явление получило название «эффекта Полианны».

Было установлено, что есть индивиды, которых не покидает ощущение счастья, мир для них предстаёт в «розовом свете». Различные события и ситуации они истолковывают как приятные, к окружающим их людям доброжелательны. Эти люди общительны, легко идут на откровенность, у них чаще возникают приятные ассоциации (Матлин и Гаврон, 1979). То есть они склонны положительно реагировать на любую ситуацию (Боуэр, 1981).

Самоуважение (самооценка) также устойчиво коррелирует с субъективным благополучием, причём некоторые психологи указывают, что самая сильная связь характеризует соотношение этих двух переменных (Кэмпбел, 1981). Люди в подавленном, депрессивном состоянии склонны оценивать результаты своих действий более негативно, они также склонны недооценивать качество своих действий, хотя, согласно некоторым исследованиям, есть основания полагать, что их самооценки иногда бывают более точными и реалистичными, чем у нормальных людей (Левинсон, 1980). Однако в периоды жизни, наполненные несчастливыми событиями, наблюдается резкое снижение самооценки; таким образом, можно предположить, что ощущение счастья влияет на самооценку и наоборот.

Ощущение несчастья также является компонентом более обширного синдрома. Невротизм - одна из важнейших характеристик личности и, согласно исследованиям, устойчиво коррелирует с отрицательными эмоциональными состояниями (Коста и Маккрае, 1980, Уорр, Бартер и Броунбридж, 1983). Эта связь настолько сильна, что есть основания утверждать, что невротизм является признаком или составляющей неблагополучия, отрицательного эмоционального состояния. Само собой разумеется» что депрессия особенно тесно связана с несчастьем.

Одиночество устойчиво ассоциируется с ощущением неблагополучия. Это обстоятельство можно было бы интерпретировать как тесную связь между удовлетворённостью, получаемой в сфере социальных связей, и общим благополучием {ощущением эмоционального комфорта). Однако одиночество является источником отрицательного эмоционального состояния, а оно, как мы уже видели, не однозначно отсутствию позитивной удовлетворённости. Одинокие люди впадают в депрессию чаще других (Горовиц, Френч и Андерсон, 1982).

Многие исследования показывают устойчивую связь между экстраверсией и счастьем. Экстраверсия, как мы знаем, коррелирует с положительным эмоциональным состоянием и удовлетворённостью, а не с отрицательным эмоциональным состоянием (Эммонс и Дайнер, 1985). Если экстраверсию условно поделить на компоненты - общительность и импульсивность, - то можно прийти к выводу, что компонентом, предсказывающим счастье, является общительность. Согласно мнению исследователей, индивиды, занятые «поиском ощущения» (что хорошо коррелирует с экстраверсией), наиболее часто испытывают ощущение радости (Толор, 1978).

Хедей и Беринг провели в Австралии серию повторных групповых обследований, охвативших 600 человек. Учёные пришли к выводу, что люди (особенно, молодые), предрасположенные к экстраверсии, в течение жизни чаще вовлекаются в благоприятные ситуации и события, особенно в сфере отношений со знакомыми, друзьями и сослуживцами. В свою очередь это ведет к большему ощущению благополучия и повышению экстраверсии.

Детально проведённые исследования типа «кэйз стади» среди «счастливых» и «несчастливых» студентов показали, что «счастливые» были намного удачливее во взаимоотношениях с другими людьми, в то время как для «несчастливых» социальные взаимоотношения часто являлись «источником беспокойства, раздражения, способствовали появлению чувства вины, замкнутости» (Вессман и Рикс, 1966).

Многие психологи утверждают, что существует категория людей, для которых характерно чувство «внутреннего контроля», то есть тех, которые считают, что именно они контролируют и определяют ход событий и ситуации (а не другие люди и не стечение внешних обстоятельств). Людям с высоким показателем по параметру «внутренний контроль» в большей степени присуще ощущение субъективного благополучия, также как и тем, кто уверен, что обладает широким выбором действий. Есть доказательства в пользу того, что лица, обладающие более широкими жизненными возможностями (что, очевидно, влияет на контроль и выбор), также более счастливы. Однако вполне возможно, что люди, испытавшие массу отрицательных жизненных обстоятельств, становятся несчастными и перестают верить в свою способность контролировать события (Дайнер, 1984).

Люди ощущают себя счастливыми, если им удаётся разрешить свои внутренние конфликты и в той или иной степени достичь ощущения целостности своей личности. Исследованиями установлено: те, у кого меньше расхождений между собственным представлением о самом себе (образом Я) и идеалом собственной личности (идеалом Я), либо между своими притязаниями и достижениями, тоже счастливы (Уилсон, 1967).

Исследования показали, что студенты, считающие себя счастливыми людьми, по сравнению с несчастными, имели более широкий опыт приятных взаимоотношений с другими людьми и лучше справлялись со своими обязанностями. Они воспринимали свою деятельность как осмысленную, верили, что в работе смогут достичь поставленных целей, и находили в этом значительное удовлетворение. Таким образом, у них присутствовали два из трёх основных выделенных нами источников счастья.

Известно, что многим индивидам свойственно в большей степени, чем другим, быть вовлечёнными в целенаправленную деятельность и, согласно наблюдениям, их чувство удовлетворения возникает от самого факта вовлечения в такую деятельность.

Во время одного исследования перед испытуемыми была поставлена задача условно выделить десять личных целей, реализацией которых они занимались. Затем эти цели выстраивались в порядке значимости по нескольким шкалам. В результате исследования выяснилось, что наибольшая удовлетворённость жизнью была характерна для тех испытуемых, чьи цели касались текущих задач, приносили радость, не требовали больших усилий и выполнялись в сотрудничестве с другими (Палис и Литтл, 1983). Оценка положительных эмоций, испытываемых в различных ситуациях, показала, что эти эмоции были сильнее в ситуациях, где присутствовали заранее поставленные цели, причём такие, которые оценивались как достижимые (Эммонс, Дайнер и Ларсон, 1986).

Другим признаком интегрированности, целостности личности является способность организовывать, планировать и целенаправленно использовать время. Счастливые люди отличаются умением планировать и продуктивно использовать время, уверенно смотрят в будущее. У несчастливых же людей время не заполнено, не организовано и не сбалансировано. Эти люди склонны откладывать исполнение тех или иных замыслов и вглядываются в своё будущее с неуверенностью и беспокойством (Вессман и Рикс, 1966).

Умение справляться с трудностями и проблемами, противостоять им также относится к факторам счастья. Люди, которые во время переживания каких-либо своих невзгод не замыкаются в себе, рассказывают о своих проблемах другим или обращаются к молитве, обычно более счастливы, чем те, кто замыкается в себе (Веров, Доуван и Кулка, 1981).

Люди с установкой на внутренний контроль менее подвержены стрессовым жизненным ситуациям, так как они способны находить более эффективные способы противостояния проблемам и трудностям. Они стараются каким-то образом изменить ситуацию, а не уходить от неё или расслабляться, к чему часто прибегают люди с чувством внешнего контроля, считающие, что всё зависит от внешних сил и условий и что сами они неспособны влиять на ситуации. Чувство внутреннего контроля способствует большей гибкости и умению выбирать оптимальные методы противостояния той или иной проблеме (Наркес, 1984).

Таким образом, характеристики и свойства самой личности являются важным условием благополучия, что можно проследить на примере влияния таких качеств, как экстраверсия и ощущение способности влиять на события. Эта связь проявляется устойчивее, чем зависимость удовлетворённости от возраста, пола, принадлежности к той или иной группе». Итак, после длительных и дорогостоящих исследований, психологи приходят к и без того достаточно очевидному для здравомыслящего человека выводу, что важным условием благополучия и счастья являются характеристики и свойства самой личности. Теперь нам остаётся понять, как же формируется личность человека и что нужно сделать для того, чтобы ввести в неё свойства и качества, необходимые для повышения ощущения счастья и благополучия, для успешного преодоления временных затруднений и препятствий, возникающих на жизненном пути. Для этого мы введём новое понятие - понятие модели мира каждого конкретного человека.



Страница сформирована за 0.72 сек
SQL запросов: 190