УПП

Цитата момента



Писать стихи о любви конечно нужно, но только без упоминания мужчин и женщин, без разговоров о страстях и желательно, чтобы это делали объективные люди, например, кастраты, которые не заангажированы в этом вопросе…
Аминь.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Главное различие между моралью и нравственностью в том, что мораль всегда предполагает внешний оценивающий объект: социальная мораль — общество, толпу, соседей; религиозная мораль — Бога. А нравственность — это внутренний самоконтроль. Нравственный человек более глубок и сложен, чем моральный. Ходить голым по улицам — аморально. Брызгая слюной, орать голому, что он негодяй — безнравственно. Почувствуйте разницу.

Александр Никонов. «Апгрейд обезьяны»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Мировоззренческие и педагогические аспекты гармоничного функционирования личности

С моей точки зрения многие религиозные и общественные идеалы имеют очень жесткий, максималистский характер. Они выдвигают крайние требования к личности в отношении преобладания в ней культурных ориентаций, в связи с тем, что внутривидовая борьба между людьми, их “греховные” помыслы и поступки, возможное применение ядерного оружия могут привести к тотальному самоуничтожению большей части человечества.. Эти идеалы, однако, не соответствуют закону мировой гармонии - они чересчур резко ограничивают поведенческое выражение акультурных импульсов и являются на самом деле предписаниями, в конечном итоге дисгармонизирующими жизненный процесс. Ведь не случаен фундаментальный природный факт, что большинство людей не следуют им на сто процентов, так как они просто нереальны и недостижимы.

Большой проблемой является отыскание оптимального баланса, меры соотношения культурных и акультурных склонностей. Известно, что золотое сечение - гармоническая пропорция частей целого в архитектуре, искусстве, росте листьев, строении морских раковин и т.п. выражается пропорцией 1,62 : 1. Если рассматривать как необходимые части целостного культурологического облика человека его культурные и акультурные тенденции, то при таком их соотношении доля акультурных склонностей, хоть и меньшая, оказывается с точки зрения общественных идеалов слишком большой и взрывоопасной. Видимо, в сообществе людей гармоническая пропорция сдвигается в сторону большего преобладания культурных тенденций и поведения. По моим данным, оптимальным соотношением культурного и акультурного начал в личности является пропорция 3 : 1. Религиозные же идеалы требуют абсолютного преобладания положительных моментов, например, в христианстве выполнения всех десяти заповедей - 10 : 0. Эти контрастные по сравнению с природными требования нереальны как с биологической, так и с психологической точек зрения. Наблюдения показывают, что некоторая доля не очень грозных акультурных тенденций (“грехов”) необходима для создания дополнительной мотивации к культурному развитию ребенка и взрослого, динамизирует и поддерживает это развитие.

Кроме того, следование всем культурным заповедям требует от личности постоянного самоконтроля, осознания каждого своего шага, так как нравственные и иные культурные императивы мало автоматизируются, с трудом превращаются в привычку. Тенденция, возможно, может в своем развитии превратиться в устойчивую доминирующую черту по типу черт характера, но это потребует от человека длительных закрепляющих усилий. Сверхсамоконтроль убивает элемент таинственности, интересности жизни, ее игровой характер, чувство непринужденности и легкости, спонтанности, которые являются неотъемлемыми признаками гармоничной жизни. Он превращает жизнь в тяжелую ношу. В стрессовых ситуациях такая личность с очень сильным Сверх-Я, “цензурой” может впадать в депрессию или становиться еще нетерпимей и фанатичней , что нередко встречается у религиозных лиц и у педагогов традиционной школы. Перенапряжение контролирующих механизмов в конце концов срывает адаптацию, человек болеет. Это, естественно, не соответствует природной стратегии установления оптимальных соотношений между плюсами и минусами в личности, которые бы обеспечивали ее устойчивое, длительное, продуктивное и гармоничное развитие.

Воспитание и самовоспитание должны представлять собой в идеале процесс гармонизации всех компонентов личности, и, в немалой степени, культурологических ее тенденций. Это по своей сути бесконечный процесс развития общей культуры жизни человека, процесс приближения к гармоническому состоянию и функционированию. С возрастом все большее значение приобретает саморазвивающая активность.

 Достижение гармонии по плечу каждому человеку. Однако состояние гармонии динамично и требует для своего поддержания и развития ежедневных, умеренных и осознанных усилий.

В случаях отторжения ребенка , игнорирования его потребностей в семье или школе, а также при сильной наследственной отягощенности (например, лишняя y-хромосома и т.п.), при гиперопеке в нем могут активизироваться и закрепляться акультурные тенденции - агрессивность, выраженный эгоизм, грубость, эстетическая глухота, мстительность, зацикливание в привычном, узком круге желаний и действий и др. Это в перспективе может привести к хроническим дисгармониям в отношениях с людьми и с природой, к нездоровью и ранней смерти. Если нет устойчивой культурноразвивающей среды, то ребенок развивается по преимуществу стихийно с малопредсказуемыми последствиями. Хотя наличие в его генотипе активных “культурных” генов в любом случае будет способствовать его интуитивной тяге к более культурной жизнедеятельности. Конечный результат будет зависеть как от характеристик генотипа, так и от особенностей среды.

Усилия педагогов подчас сталкиваются с неприятием детьми культурных норм отношения и поведения из-за необходимости здесь, сейчас защитить свою личность от жесткого давления со стороны других детей или взрослых. Ситуативная необходимость самозащиты вызывает акультурные действия, что противоречит стратегической тенденции природы к развитию культурного функционирования человека. Одной из главных проблем педагогики является задача инициирования в растущем человеке понимания необходимости выработки устойчивых культурных ориентаций и форм поведения для его конструктивной, т.е. успешной и одновременно гармоничной, жизнедеятельности. Только при таком понимании и реальном ощущении преимуществ культурных способов жизни может произойти их внутреннее принятие и активизация стремлений к их освоению.

Образ жизни личности - система стихийно или целенаправленно сложившихся интересов личности и видов деятельности, линий жизни, выражающих функциональные тенденции организма к определенному стилю функционирования (стилю жизнедеятельности).

Линия жизни – отдельная функциональная тенденция, выражающаяся в достаточно устойчивом активном интересе к определенному общему виду жизнедеятельности и в соответствующих ему регулярно совершаемых занятиях.

Под гармоничным образом жизни понимается осознанно строящаяся самим человеком или совместно с наставником система адаптивно необходимых здоровых интересов и видов деятельности, позволяющих поддерживать и развивать физическое, психическое, социальное и духовное здоровье и успешнее осуществлять свое жизненное предназначение. Это оптимально организованный самим человеком процесс жизнедеятельности, способствующий сохранению здоровья, личностному росту и творческому функционированию. Гармония - это динамичное состояние личности. Оно требует от него ежедневных усилий для своего достижения и эффективного поддержания.

Уровень гармоничности образа жизни - совокупный показатель, учитывающий характер соотношения уровней гармоничности адаптивно необходимых занятий и интересов. Преимущество при его определении отдается показателю уровня гармоничности занятий, указывающему на степень реального совершения необходимых видов жизнедеятельности в образе жизни отвечающего.

Исследования, проведенные с помощью методики «Образ жизни», показывают, что наиболее частыми минусами в образе жизни различных групп испытуемых являются следующие: недостаток физических нагрузок, общения с природой, размышлений над “вечными” вопросами, творческой деятельности.

Псевдовысокий уровень гармоничности личности. Исходя из наших теоретических представлений об оптимальности выраженности любых личностных характеристик, которую можно частично пояснить поговоркой "лучшее - враг хорошего", а также из эмпирических данных о завышенной самооценке и высоких, но в действительности недостаточно реализуемых, амбициях у лиц с максимальными показателями по нашим методикам "Образ жизни", "Личностная биография", "Жизненное предназначение" и других, такие очень высокие данные (в районе 4,51 - 5,00 баллов по 5-балльной шкале возможных ответов) были отнесены к псевдовысокому уровню гармоничности. Этот уровень по своей реальной жизненной оптимальности, по эмоциональным и поведенческим проявлениям был поставлен ниже высокого уровня, так как лица с подобными данными оказываются менее устойчивыми к ударам судьбы. Кроме того, их очень высокие притязания трудно реализуемы, что создает потенциальную почву для внутреннего конфликта между уровнем желаний и уровнем их осуществления в поведении.

Психологическая культура - характеристика личности, выражающая в развитом виде достаточно высокое качество самоорганизации и саморегуляции любой жизнедеятельности человека, различных видов его базовых стремлений и тенденций, отношений личности (к себе, к близким и дальним людям, к живой и неживой природе, Миру в целом). Это оптимально организованный и протекающий процесс жизни. С помощью развитой психологической культуры человек гармонично учитывает как внутренние требования личности, психики, своего тела, так и внешние требования социальных и природных сред жизни. Психологическая культура является важным компонентом общей гармонии личности, такого ее широкого аспекта как общая культура жизнедеятельности, функционирования личности. Уровень психологической культуры и ее отдельных компонентов может быть определен с помощью методики «Психологическая культура личности».

Психологическая культура личности включает в себя комплекс:

  • развитых специальных стремлений, ориентаций, изначально присущих человеку в виде особых мотивационных тенденций;
  • природных способностей, обеспечивающих реализацию культурно-психологических стремлений;
  • соответствующих этим стремлениям и способностям прижизненно развитых умений и устойчиво и ежедневно проявляющихся видов поведения.

Культурно-психологические поведенческие проявления:

1 - регулярно совершаемое самопознание, самоанализ своих личностных и поведенческих особенностей, в результате которого начинают осознаваться свои жизненные предназначения, образуется и поддерживается конструктивное самоопределение, самооценка, реально помогающие жить, ставить осуществимые цели и задачи, направлять конкретные усилия в соответствующее своим склонностям и предпочтениям русло, помогающие быть самим собой; 

2 - конструктивное общение с ближними и дальними людьми, помогающее продуктивному разрешению личных, деловых и общественных вопросов;

3 - хорошая саморегуляция своих эмоций, действий и мыслей - развитые стремления и умения поддерживать преимущественно положительный эмоциональный тон, быстро возвращаться в спокойное состояние в стрессовых ситуациях, создавать и поддерживать позитивные личностные установки и отношения, сохранять здравый смысл и мудрость в конфликте с людьми, проявлять гибкость мышления при решении сложных задач, поддерживать гармоничный, разнообразный и адаптивно необходимый, образ жизни, и т.п.; 

4 - достаточно гармонично организованное творчество - наличие своего интересного творческого дела, выполняемого чаще всего в игровом и процессуальном стиле, с умеренным вложением усилий и времени (есть ведь и другие важные и адаптивно необходимые виды деятельности); 

5 - конструктивное ведение своих дел, для которого характерно реалистическое планирование, как правило, доведение начатого дела до конца, умение, если это соответствует изменившимся условиям, отказаться от нереальной цели и сформулировать новую, более осуществимую цель, умение работать достаточно систематично, а не импульсивно, с отдыхом и переключением на другие виды деятельности, и т.п.);

6 - конструктивное саморазвитие - наличие целей и деятельности по самовоспитанию личностных установок и поведения, гармонизирующих желания, эмоции, мысли и представления о себе, людях, окружающем мире, Природе, отношения к ним, улучшающих весь наш образ жизни.

Психологическая культура проявляется и в развитом чувстве ответственности перед Природой за оптимальное протекание своей и другой жизни, в отношении кжизни как к природному дару, интересному эксперименту и самоиспытанию. Законы мировой гармонии, всеобщего единства разнонаправленных и противоположных сил и тенденций, космической творческой игры, многообразия и другие, лежащие в основе устройства Природы, предрасполагают нас к тому, чтобы мы по возможности наиболее оптимально воспользовались даром жизни, научились жить и в конечном итоге прожили жизнь достаточно конструктивно - гармонично, гибко, творчески и полно.

Уровень психологической культуры можно осознанно повышать с помощью специально направленных процессов развития и саморазвития. Она требует для своего поддержания и повышения практически ежедневных, но умеренных усилий, развития позитивных, "саногенных" личностных установок, "позитивного мышления" и поведения.

ГАРМОНИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ - процесс саморазвития, ориентирующий человека на достижение большей психологической гармонии (см. гармония психологическая). У большинства людей обнаруживается недостаточный уровень гармоничности личности и жизни, что объясняется генетическими факторами, диспропорциями развития, наличием выраженных акцентуаций характера, неадекватным стилем воспитания и стилем общения окружающих, дисгармоничными личностными установками и образом жизни, неразвитостью общей и психологической культуры личности, вредными физическими условиями среды, традиционным укладом жизни в социуме и т.п.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 190