УПП

Цитата момента



Часто смеяться и много любить; иметь успех среди интеллектуалов; завоевать внимание к себе со стороны честных критиков; ценить прекрасное; отдавать всего себя чему-то; оставить мир после себя чуть-чуть лучше, хотя бы на одного здорового ребенка; знать, что хотя бы одному человеку на Земле стало легче дышать от того, что ты жил, — всё это значит преуспеть.
Ральф Уолдо Эмерсон

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Смысл жизни в детях?! Ну что вы! Смысл вашей жизни только в вас, в вашей жизни, в ваших глазах, плечах, речах и делах. Во всем. Что вам уже дано. Смысл вашей жизни – в улыбке вашего мужчины, вашего ребенка, вашей матери, ваших друзей… Смысл жизни не в ребенке – в улыбке ребенка. У вас есть мужество - выращивать улыбку? Вы не боитесь?

Страничка Леонида Жарова и Светланы Ермаковой. «Главные главы из наших книг»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Общение с собеседником также подразумевает ритм и очередность обмена мыслями, однако нетерпеливость и тут ухитряется перевернуть все вверх дном, так что вы не только не находите своего партнера увлекательным рассказчиком или внимательным слушателем, но едва способны дождаться удобного момента, чтобы поскорее с ним распрощаться. Эффективная работоспособность, учеба, игра — все требует сбалансированного ритма в проявлении усилий и расслаблении. Нетерпеливость зачастую сокращает время на расслабление и полноценный отдых, что ведет к расстройству планов и нарушению здоровья. Ритм всегда являлся основой жизни и самой природы, нетерпеливость же неизменно его нарушает. Таким образом, дракон нетерпеливости и ритм жизни — вещи, взаимоисключающие друг друга.

Вот почему болезнь человека иногда оказывается столь важным моментом для излечения его от нетерпеливости. Вы вынуждены лежать спокойно и наблюдать за неторопливым ритмом смены дня и ночи — пение птиц по утрам, дневной шум машин на улицах и спускающиеся вечерние сумерки. Не сама болезнь является причиной вашего избавления от недуга нетерпеливости, а ее побочные эффекты — неподвижность, спокойствие и замедление ритма жизни.

Главное, что воспитывает в человеке ощущение ритма, — это релаксация. Она задает всему организму здоровый ритм сердечной деятельности. Страх его разрушает. Все, что способствует стабилизации ритма, находится в прямом противоречии с устремлениями дракона нетерпеливости. Таким образом оружие ритма направлено на уничтожение дракона страха.

Оружие шестое: будьте внимательны.

Если вы нетерпеливы, вы не только приносите вред самому себе, но и зачастую являетесь причиной аварий или дорожно-транспортных происшествий, поскольку мчитесь вперед, не замечая ничего вокруг. Вы далеки от настоящего момента и брошенного вами где-то позади собственного тела. Это ваше состояние можно было бы обозначить как «отсутствие в месте нахождения». Это состояние означает, что вы не имеете возможности воздействовать на ситуацию текущего момента и неспособны принять по отношению к ней какое-либо решение.

В качестве оружия в данном случае вам следует избрать внимательность и осознание происходящего. Умение замечать, что происходит вокруг, имеет к внимательности прямое отношение. Увидеть, где находится ваше тело, что делают ваши руки и чем занято ваше сознание — все это основные проявления внимательности. Это не имеет ничего общего с погруженностью в самого себя, сопровождающейся мысленным спором со своим внутренним голосом, выносящим вам очередное осуждение. Внимательность предполагает восприятие того, что происходит, пока вы принимаете в этом участие. Когда вы внимательны, вам трудно, запоров дверь, забыть ключ в замке или врезаться головой в угол книжного шкафа.

Оружие седьмое: познайте истинную природу времени.

Время нельзя потрогать, увидеть, попробовать на вкус, понюхать или услышать. Если в нем так мало материальных проявлений, как же оно может взять под контроль вашу жизнь? По-видимому, осознание течения времени принесло человечеству больше проблем, нежели пользы, поскольку оно заставляет нас воспринимать себя как какую-то вещь, врезанную в каждый окружающий нас предмет. Тем не менее Эйнштейн и другие ученые сумели доказать, что время — понятие относительное. Шаманы издревле знали, что время соотносится с человеческим сознанием. Вместо того чтобы являться чем-то строго постоянным, во что заставили поверить людей западной культуры, время растяжимо, обладает способностью к накоплению, к принятию формы и имеет собственный срок существования. Время — это не яблочный пирог, который можно разрезать на несколько строго определенных кусков, в чем нас пытаются убедить часы. Хронометры на борту космического корабля, направляющегося к Луне, идут гораздо медленнее своих оставшихся на Земле собратьев. Но возвращенные на Землю, хронометры снова принимают обычную скорость хода.

Чем больше скорость движущегося объекта приближается к скорости света, тем медленнее течет для него время, пока — говоря теоретическим языком — оно не начнет течь вспять. Вот почему в контексте нашего разговора о нетерпеливости — чем быстрее вы действуете, тем медленнее течет для вас время.

Исследования в измененных состояниях человеческого организма показали, что время имеет прямую связь с человеческим сознанием. Оно поддается оказываемому на него воздействию, способно к растяжению и сжатию человеческим воображением. Проникнув внутренним взглядом в истинную природу времени, вы заметите, что оно обладает пластичностью и сумеете заставить его принять по вашему желанию любую форму. Вы забудете, что значит опаздывать, хотя бы вам даже пришлось преодолевать множество препятствий на своем пути. Вы приобретете некоторый опыт в магических превращениях времени и добьетесь невозможного: к примеру, сможете пересечь город за какие-нибудь десять минут без спешки и торопливости, когда в обычное время вам понадобился для этого целый час. Как человек просветленный, вы сможете стать хозяином инструмента, имя которому — время, а не его рабом.

Семь упражнений, направленных на обуздание дракона нетерпеливости.

Упражнение первое: выделите для себя не распланированное время.

Упражнение второе: храните в себе тишину.

Упражнение третье: научитесь препятствовать воздействию внешнего мира.

Упражнение четвертое: разводе в себе грациозность и изящество.

Упражнение пятое: развейте в себе чувство ритма.

Упражнение шестое: развейте в себе внимательность.

Упражнение седьмое: поиграйте со временем.

Упражнение первое: выделите для себя не распланированное время.

Выработайте у себя привычку включать некоторую часть не распланированного времени в каждый день вашей жизни и в каждую неделю. Не распланированное время предполагает, что вы не будете знать заранее, чем займетесь в течение этого периода. Временные границы при этом могут колебаться от нескольких минут до нескольких часов. Если представится возможность, выделите для этого несколько дней.

Вначале у вас появится ощущение страха перед не распланированным временем, но очень скоро вы сумеете осознать, что страх обычно несет с собой именно планирование каких-либо событий. Отведите это время для коллекционирования того, что могло бы доставить вам удовольствие — книг, пластинок и так далее. Цель проведения не распланированного времени заключается в том, чтобы ощутить свое «бытие», а не «деятельность».

Существует много способов выделить для себя небольшой отрезок не распланированного времени. Если вы находитесь на рабочем месте, вам лучше на короткое время оставить кабинет или цех и поискать нечто такое, что могло бы отвлечь ваше внимание. Ощутить собственное «бытие» — значит вырваться из обычной, окружающей вас рутины. Если у вас нет никакой другой возможности, попробуйте что-нибудь нарисовать в блокноте. Не умеете рисовать — сделайте что-то такое, что вам удается. Вам нет необходимости заканчивать начатое, просто побудьте наедине с самим собой, делая то, что связывает вас с текущим моментом. Не ожидайте, что этот опыт автоматически станет для вас приятным. Он может доставить вам удовольствие, а может и нет. Поначалу его целесообразность может вызвать у вас большие сомнения. Позднее он будет щедро вознагражден. Вы можете:

  • отправиться на прогулку
  • посидеть на траве или на скамейке в парке;
  • помедитировать;
  • понаблюдать за окружающими;
  • порисовать;
  • спеть что-нибудь.

Обратите внимание, что когда вы начинаете составлять планы на будущее, вы невольно ощущаете какую-то смутную тревогу, волнение. Сначала не распланированное время будет восприниматься вами как потраченное напрасно. Двигайтесь вперед, расходуйте его без сожаления. Только так вы сможете почувствовать себя полным хозяином над ним. Чем успешнее вы будете его расходовать, тем лучше.

Разновидностью этого упражнения может служить ваша мысленная прогулка в горы или в лес. Выберите себе тихое уединенное место и оставайтесь там сутки двое, взяв с собой только спальный мешок и, может быть, записную книжку. Поставьте перед собой единственную цель — просто быть, ощутить собственное бытие и прислушаться к тому, что вам скажет природа. Я совершенно искренне считаю эту практику наилучшим способом избавить свою жизнь от нетерпеливости.

Упражнение второе; храните в себе тишину.

Настоящим испытанием для вас как человека нетерпеливого послужит попытка утихомирить бег своих мыслей. Как предупреждают большинство духовных наставников, это может оказаться самой сложной задачей. Есть, однако, помощники, которые способны облегчить вам ее выполнение. Вы можете начать это упражнение с прослушивания тихой, спокойной музыки. Очень эффективно помогает тихое журчание ручья или мерный. Такое упражнение учит дисциплине и изяществу — двум видам оружия, столь опасных для дракона нетерпеливости. Апсель Адаме отлично знает, что терпение — лучший друг красоты и искусства.

Упражнение третье: научитесь препятствовать воздействию внешнего мира.

Упражнение четвертое: разводе в себе грациозность и изящество.

Упражнение пятое: развейте в себе чувство ритма.

Ритм пронизывает все сферы жизни, от смены дня и ночи и периодичности времен года до ритмики нашего тела и падающих капель дождя. Хотя эти ритмы существуют автоматически, вне нашего сознания, вам, как человеку нетерпеливому, очень полезно обратить на них внимание. Научитесь замечать естественный ритм во всем, что вас окружает, прочувствуйте его на себе. Выделите время, чтобы понаблюдать, как раскрывается цветок навстречу первым лучам солнца и как сворачиваются его лепестки с приходом ночи. Это в значительной мере поможет ограничить вашу нетерпеливость.

Научиться танцевать или ходить на лыжах, особенно в составе группы единомышленников, — отличное упражнение для борьбы с нетерпеливостью, поскольку это искусство не терпит торопливости, даже проходя в довольно высоком темпе. Пение, и прежде всего пение хоровое, публичное выступление также учат ритму и синхронности.

Многие виды спорта, такие, как теннис, гольф, бег на длинные и короткие дистанции, плавание, прыжки в воду, стрельба из лука и пневматического оружия и даже боулинг, также оказывают благотворное воздействие на воспитание чувства ритма. Каждый любитель этих видов спорта скажет вам, что, возможно, наиболее важным фактором, позволяющим добиться в них высокого уровня мастерства, является развитое чувство ритма и времени. Нетерпеливый спортсмен заранее обречен на неудачу и редко добивается хороших результатов.

Дыхание — это, наверное, главный источник ритма, над которым вам следует поработать. Дыхание человека нетерпеливого отличается крайней неустойчивостью, беспорядочностью и неритмичностью. Наблюдение за своим дыханием и постепенное его регулирование лежат в основе многих древних методик и не только сокращает нетерпеливость человека, но и служит ключом к медитации и концентрации.

Истина состоит в том, что ритмом наполнено все каше существование, и поэтому наша жизнь способна стать единым упражнением по ограничению воздействия на нас дракона нетерпеливости. Обращайте внимание на ритмы природы, на трели сверчка, жужжание пчелы, журчание ручья, бег тени, прячущейся от солнца, и движение ночных светил.

Упражнение шестое: развейте в себе внимательность.

Известный суфист, психиатр Клаудио Наранхо обучает своих учеников блестящему, но требующему большого терпения методу воспитания в себе внимательности. Суть упражнения такова: медленно вытаскивайте одну за другой спички из большого спичечного коробка и считайте их; когда все они будут лежать на столе, так же медленно кладите их обратно в коробку, снова ведя отсчет. На первый взгляд упражнение может показаться совершенно напрасной тратой времени и сил. На самом деле оно представляет собой прекрасную методику, направленную на развитие внимательности.

Откровенно говоря, для меня это упражнение оказалось довольно трудным испытанием. Я не мог продвинуться достаточно далеко в его выполнении, не сбившись со счета, поскольку мои мысли стремились переключиться на что-нибудь другое. Упражнение произвело на меня сильное впечатление, которое я никогда не забуду. Я понял, как мало фактически я уделяю внимания тому, что я делаю.

Хорошо известное коммуникативное упражнение на внимательность состоит в следующем: участник упражнения А говорит участнику В что-нибудь о себе самом, желательно обладающее эмоциональным наполнением.

Участник В слушает его, не перебивая и не переспрашивая. Минут через 5 или меньше участник В повторяет все, что он услышал от участника А. Если участник А считает, что ответ неудовлетворительный или неполный, он снова доносит информацию до участника В. Упражнение повторяется до тех пор, пока участник В совершенно точно не повторит все, что услышал.

Это упражнение великолепно подходит для семейной терапии и просто незаменимо для молодых супругов. Оно обучает искусству слушать собеседника и развивает внимательность. Отношения между супругами крепнут, а семья становится счастливее, когда ее члены способны проявить друг к другу повышенную внимательность.

Существуют сотни упражнений на внимательность, развитых дзен — буддистами, практиками випассаны и другими методиками медитации. Техника медитации випассаны состоит в наблюдении за тем, как текут ваши мысли, без стремления вникнуть в их суть. Мистик Георгий Гурджиев предложил классифицировать свои мысли по мере их протекания, давая каждой из них свое наименование, например: «Тревожная мысль», «Мысль, обращенная в прошлое» или «Мысль, направленная на решение проблемы». Упражнение не преследует цель сделать наблюдение за мыслями навязчивым стремлением; оно предлагает на несколько минут обратить внимание на целый парад того, что вас отвлекает. Осознанием этих отвлекающих моментов вы в значительной степени уменьшите рассеянность вашего внимания.

Упражнение Седьмое: поиграйте со временен.

Проведите целый день без часов на руке. Если это может показаться неудобным в рабочий день, отведите этому упражнению выходной. Если вы слишком привязаны к часам или испытываете от них зависимость, упражнение покажется вам обременительным. Однако уже через короткий период вы, как и многие до вас, обнаружите, что время словно само себя регулирует. Многие достигшие больших высот люди и руководители из высших эшелонов власти научились и предпочитают обходиться без часов. День становится в этом случае более органичным, основывается на большей степени интуиции. Полагаться на часы — это все равно что полагаться на очки: чем чаще вы к ним прибегаете, тем больше ослабевает ваше зрение и чувство времени.

Обратите внимание на наполняющие вашу жизнь маленькие совпадения, связанные с феноменом времени: случалось ли вам подходить к телефону, чтобы позвонить одному из знакомых, и, подняв трубку, обнаружить, что человек уже на связи? Или вы замечали, что можете на автомобиле добраться из одного района города в другой в считанные моменты, хотя в иное время у вас потребовалось бы на это не меньше часа? Напряженное движение транспорта не всегда является при этом определяющим фактором. Состояние вашего сознания — вот что играет решающую роль.

Недавно мы с женой и с семьей наших общих знакомых совершали поездку на двух машинах к Чако-Каньону в Нью-Мексика. На это время мы решили отказаться от часов. Хотя наши машины часто отрывались друг от друга, поскольку мы нередко сворачивали в сторону, чтобы полюбоваться красивым пейзажем, мы всегда встречались ко времени принятия пищи, хотя никто из нас не знал, который сейчас час, и наши машины находились в нескольких милях одна от другой.

Когда вы расслаблены, подобные вещи вовсе не редки. Обращайте на них внимание, сумейте их правильно оценить.

Поиграйте со временем вместо того, чтобы с ним бороться. Когда вы с чем-то играете, вы овладеваете объектом игры, становитесь его хозяином. Вот почему дети так много времени отдают игре. Существует множество игр, в которые вы можете поиграть со временем; приведенные выше — только малая часть из них.

Заключение.

Избавиться от дракона нетерпеливости можно, но не раньше, чем вы осознаете его как препятствие на своем пути. Как бы там ни было, перед вами тупик, вы не можете двигаться дальше, потому что — сознаете вы это или нет — дракон прочно продолжает сидеть у вас на пути.

Западная культура способствует процветанию этого чудовища, и объявление ему войны может потребовать от вас пойти против установившихся традиций. Может быть, вам даже придется изменить свой образ жизни, и в ходе этих перемен для вас могут оказаться неприемлемыми определенные условия работы. И тем не менее вы, несомненно, проживете более долгую жизнь, чем могли бы, и проведенные вами перемены откроют перед вами более широкие перспективы в зрелом возрасте и обеспечат счастливую старость.

Глава шестая. Дракон мученичества

Положительный полюс — самоотверженность. Отрицательный полюс — стремление к мучительству.

Внешние проявления.

Плаксивый; вечно жалующийся; обидчивый; всем своим видом дающий понять, «какой я несчастный»; обвиняющий всех и вся и, прежде всего, себя самого; скорбно вздыхающий; всеми эксплуатируемый, мучимый и гонимый; несущий на своих плечах страдания всего человечества.

Внутренние проявления.

Сильнейшие страдания; ощущение принесения себя в жертву; измученность; мазохизм; ощущение загнанности в угол чувство постоянного преследования, самоистязание.

Примеры ситуаций, условий и людей, оказывающих поддержку дракону мученичества.

Лагеря для перемещенных и беженцев; лишенные гражданских прав национальные меньшинства; монашество; последователи религиозных учений, рассматривающих страдания как путь к освобождению; подвергаемые гонениям иноверцы, какими в историческом плане являлись евреи и христиане; люди, постоянно проживающие в Нью-Йорке и других живущих собственной замкнутой жизнью городах; обиженные на весь белый свет матери; невротические дети таких матерей; люди, населяющие затопляемые равнины и живущие на берегах рек, регулярно подвергающихся наводнению; люди, проживающие в местностях, подверженных сезонным бурям и ураганам; бездомные; сексуальные мазохисты; люди, ведущие нищенский образ жизни; голод; война; всевозможные притеснения.

Внешние характеристики и манера преподнесения.

Люди, подверженные воздействию дракона мученичества, выглядят так, словно они несут на своих плечах всю скорбь мира. Они нередко производят впечатление человека горбатого. Бедра и ягодицы у них зачастую излишне массивны. Лица носят отпечаток мучительной боли и забитости. Взгляд обычно печальный, душевный, но способный подчас загораться злобным, недоброжелательным огнем. Столкнувшись с опасностью, они имеют обыкновение тут же отступать, и плачут вместо того, чтобы вспыхнуть от ярости. Мученики испытывают настоящие страдания, когда они вынуждены отвечать отказом, но в конечном итоге они способны пережить каждого благодаря поистине чудовищному упорству и стойкости характера.

Чтобы на себе почувствовать воздействие дракона мученичества, изобразите на лице страдальческое выражение, а взгляду придайте недоброжелательность, так, словно вы расплачиваетесь за чужие ошибки. Плечи поднимите вверх, но вперед их не выносите. Представьте, что вы несете на плечах груз, сковывающий ваши движения. Почувствуйте себя подвергаемым гонениям, загнанным в угол, как будто кто-то заставляет вас быть несчастным. Теперь вы хоть немного приблизились к тому, чтобы ощутить на себе воздействие дракона мученичества. И какие отношения вы можете установить с окружающим миром, находясь в таком положении? Нравится это вам?

Развитие дракона мученичества.

«Хорошее» поведение: хороший ребенок.

Дракон мученичества приобретает свои внешние характеристики в течение первых трех лет жизни. Развитие его может проходить различными путями, но обычно наиболее благоприятен тот, который берет свое начало в семьях, где родители или воспитатели придерживаются точки зрения, будто ребенок должен завоевать их любовь «хорошим» поведением. Это хорошее поведение не всегда подразумевает какие-то успехи или высокие отметки в школе, хотя и это, конечно, не исключается. Специфика требуемого «хорошего поведения» обычно столь сложна, что она часто так и остается для ребенка тайной за семью печатями.

Родители придерживаются точки зрения, что наличие ребенка в семье подразумевает колоссальный объем работы. Они считают, что должны быть как-то вознаграждены за то, что в течение девяти месяцев носили его под сердцем, за денежные расходы на него и тому подобное. Такие родители — вовсе не обязательно обладающие склонностью к брани и оскорблениям — могут регулярно отказывать своему ребенку в проявлении любви и ласки, потому что он так или иначе не до конца выполнил свой долг перед «мамочкой и папочкой», проявляя недостаточное старание «быть хорошим». При этом понятие не «быть хорошим» может варьироваться от простуды ребенка и его кашля, что заставляет родителей подходить ночью к его кроватке, до его нежелания принимать пищу или идти на горшок в строго определенное время. Ребенок с раннего возраста начинает ощущать, что такой, какой он есть, он не заслуживает любви своих родителей. Он недопонимает, что именно он должен сделать, чтобы завоевать их любовь. А поскольку, в силу своего возраста, он не способен понять, что ему следует в данной ситуации предпринять, он чувствует себя в безвыходном положении и совершенно никчемным.

К примеру, он может простудиться и кашлять по ночам. Его родители весь день упорно работали и чувствуют, что заслужили себе ночью хороший отдых. Они испытывают раздражение, слыша кашель ребенка, и склонны полагать, будто ребенок за что-то наказывает их своими капризами и кашляет нарочно. Раздражение у родителей растет, и они дают ребенку понять, что не любят его, потому что он себя «плохо» ведет. Ребенок, действительно больной, не в силах прекратить кашель. Он чувствует, что его будут считать «нехорошим» до тех пор, пока он не остановится. Но поскольку остановиться он не может, он чувствует себя жертвой, оказавшейся в безвыходном положении. Тут-то на сцене и появляется дракон.

Чудовище принимается нашептывать ребенку на ухо: «Это несправедливо. Ты так стараешься, а у тебя ничего не получается. Ты действительно попался. У тебя нет никакого выхода. Но ты можешь заставить заплатить их за это. Заставь их почувствовать вину за твои мучения. Это будет тебе наградой. Пусть они узнают, как плохо с тобой обращались. Пусть тоже помучаются. Пусть делают что угодно, чтобы искупить перед тобой свою вину не давай им прощения. Они всегда будут чувствовать себя виноватыми — и ты победишь».

Ломка внутреннего стержня.

Следующая тропа, по которой подкрадывается дракон, берет свое начало в семье родителей, стремящихся к подавлению ребенка. Мученичество и является ответом ребенка на их притеснения. В силу своего возраста он не в состоянии достойным образом ответить на всплески родительского раздражения. Он пасует перед их натиском. Когда двухлетний малыш естественным образом пытается самоутвердиться, делая это единственным доступным ему способом отказа от сотрудничества, родители жестоко подавляют его попытки, применяя политику кнута и пряника. Многие, склонные к несдержанности родители дают волю своему раздражению, требуя от ребенка безусловного повиновения. Перед лицом опасности, грозящей — как он считает — его выживанию, ребенок идет на попятную и в конце концов отказывается от дальнейших попыток проявления своей воли. Он подчиняется, но таит в себе обиду как побитая собака. Впоследствии он постарается взять реванш, двигаясь обходным путем.

Если ребенку запрещается проявление гнева, а родители это право за собой оставляют, такая ситуация готовит почву для укоренения дракона мученичества. Двухлетнему ребенку необходимо исследовать, потрогать и прочувствовать окружающий его мир. Если он в ходе своих исследований разбивает вазу, проливает молоко или лезет в шкаф — пусть лезет, пусть проливает. Это очень свойственно детскому возрасту. Однако если они снова и снова наталкиваются на вспышки родительского гнева и на оскорбление своих чувств, не смея при этом выразить свое оправдание, его уверенность в себе, его внутренний стержень ломается. Исследование мира запрещено, и у него нет даже возможности выразить свое отчаяние по этому поводу. Ребенок ощущает себя загнанным в угол и чувствует, что ему оттуда уже не выбраться. В мире становится одним мучеником больше.

Моделирование поведения по образу и подобию.

Иногда мученичество развивается путем моделирования и идентификации. Если ребенок видит, как его мать терпеливо переносит побои, отца и затем за его спиной горько жалуется ребенку обо всем, что ей приходится выносить, ребенок учится мученичеству у этого весьма преуспевающего в своем начинании наставника. Ребенок видит, что когда мать пытается заявить о своих правах, ее подвергают унижениям. Он и на собственном опыте убеждается в том, что, пытаясь возражать отцу, он проходит через такое же унижение. Ему остается только вести себя, как мать: таить обиду, жаловаться и подчиняться воле диктатора. Результат — появление нового мученика.

Не каждый ребенок отвечает на данную ситуацию одним и тем же образом. Если ребенок имеет с отцом союзнические отношения, он отвергает поведение матери и также выступает против нее, становясь больше похожим на отца. Однако большинство детей учатся вести себя, как их матери, поскольку с детской проницательностью довольно быстро способны определить, насколько мощна используемая матерью стратегия. Мать истязает отца медленно, не торопясь, и постепенно, без лишнего шума, берет над ним верх.

Рассказ о Камиле: история развития мученичества.

Появлению на свет Камилы, старшей из детей, предшествовали два важных события. Во время беременности матери отца Камилы постигла серьезная финансовая неудача. Все его сбережения, вложенные в крупную государственную сделку, уплыли в результате мошеннических операций одного из чиновников, которому удалось благополучно скрыться. Отца, представителя рабочего класса, потрясла потеря денег. К тому же в период беременности у матери Камилы возникли серьезные медицинские проблемы, повлекшие за собой болезненные роды и крупные долги, которые вынуждена была взять на себя семья. В этих условиях и появилась на свет Камила: пребывающий в состоянии тяжелой депрессии, вечно раздраженный отец и испытывающая мучительные боли мать. Несомненно, рождение в этот тяжелый момент ребенка не было для семьи особенно радостным событием. Первые несколько лет жизни Камилы оказались тяжелыми. Мать ее вынуждена была продолжать лечение, поскольку боли ее не уменьшались и по ночам зачастую доводили ее до слез. Пребывающий в угнетенном состоянии отец все больше терял терпение. Когда Камила научилась ходить и начала лезть в ящики стола и шкафы, отец дал волю своему раздражению. Мать была еще слишком слаба, чтобы защитить ребенка, и вместо оказания девочке поддержки все больше отдалялась от проблем семьи. Отец не скупился на словесные порицания и проявления откровенной грубости. Обстановка в семье оставалась крайне неблагополучной, и Камила начала понимать, что если она будет «хорошей» — уступчивой и не пытающейся освоиться в этом мире, — ей удастся избежать отцовского раздражения. Камила погрустнела и уже не пыталась в какой-либо форме проявить самовыражение. Дракон мученичества нашел себе новую жертву и уютно устроился в душе ребенка.

Мать Камилы послужила для девочки великолепным образцом для подражания. Камила очень скоро восприняла от нее сознание того, что жизнь представляет собой сплошную полосу боли и страданий, и ей, как будущей женщине, никогда не видеть счастья и исполнения своих желаний. Даже когда через несколько лет их финансовое положение в значительной степени улучшилось и отец вышел наконец из подавленного состояния, мать продолжала горько сетовать на свою тяжелую судьбу. Отец Камилы, вернувшийся в прежнее, хорошее расположение духа, впервые за долгие годы попытался устроить семье достойный отпуск и постарался зачеркнуть в сознании тяжелое прошлое. Камиле и ее матери это не удалось.

Камила. научилась всевозможными способами давать своему отцу почувствовать его вину перед собой. Когда он покупал ей новую игрушку, она никогда не брала ее в руки, а вместо этого демонстративно шла стирать его рубашки. Она сознательно никогда не смеялась в его присутствии и не выказывала своего веселья. Когда он входил в комнату, она немедленно прекращала игру и принималась наводить порядок. Она научилась отказывать ему в любом проявлении дружелюбия и отвергала нормальные отношения, складывающиеся в обычной обстановке между отцом и дочерью. Она заставляла его дорого расплачиваться за прежние годы. Она не хотела забыть их и простить.

Когда Камиле исполнилось двадцать, у ее матери произошел нервный срыв, и она на несколько месяцев оказалась в больнице. Камиле пришлось не только остаться одной в атмосфере ее нелегких отношений с отцом, но она также каким-то образом ощущала на себе ответственность за то положение, в котором оказалась ее мать. Подсознательно Камила чувствовала на себе вину за мучительную боль, которую испытывала ее мать во время родов и долгий послеродовой период. Она испытывала чувство вины и за те финансовые издержки, причиной которых послужило ее появление на свет. Дракон мученичества не терял времени напрасно и все больше усиливал на девушку свое влияние.

Результат оказался двояким. С одной стороны, Камила чувствовала себя ответственной за доставляемые ею всей семье неудобства и, как следствие, ощущала свою никчемность в глазах родителей. Как человек, не представляющий для окружающих никакой ценности, она чувствовала, что недостойна получать от жизни радость и удовольствия и заслуживает только наказания. С другой стороны, как это ни парадоксально, Камила обвиняла в этих своих настроениях отца и делала все, чтобы неизменно наказывать его своим отсутствием интереса к жизни. Дракон прочно укоренился в ее душе, готовясь к длительной осаде девушки. Годы шли. Камила оставила дом, поступила и окончила колледж и нашла себе работу в качестве санитарки в психиатрической клинике. Она отлично подходила к этой работе, поскольку способна была близко воспринять проблемы пациентов и выказать им свое участие и сострадание. Она вышла замуж и дала жизнь трем детям, отдавая им все свое время, поскольку работа мужа была связана с частыми поездками.

Дракон мученичества увидел в замужестве женщины отличное поле деятельности, на котором ему было где разгуляться. Под грузом ответственности, давившим ее все прежние годы, Камила не ощущала радости в жизни. Поскольку муж ее часто отлучался из дому, она воспитала в себе глубокую на него обиду, но никогда не выказывала открыто переполнявшие ее чувства. Она страдала молча, но умудрялась продемонстрировать мужу свое раздражение, отказываясь насладиться их совместным отпуском и делая все, чего он хотел, в самой безрадостной манере, включая их интимную близость. Муж чувствовал себя наказанным, не понимая при этом, в чем его вина. Он оставил свои поездки и постарался сделать жизнь супруги более радостной и счастливой. Он прошел курс психотерапии, развил в себе повышенную восприимчивость и чувствительность и постарался больше времени уделять заботе о детях, в чем бы она ни заключалась. Он не мог понять, чего еще хотела от него жена и что может сделать ее счастливой. Он чувствовал себя как под пыткой.

Он предлагал забрать с собой детей, чтобы она могла спокойно пройти курс предписанного ей массажа, но Камила всегда отказывалась. Тогда он приобрел ей оплаченный абонемент и отдал ей квитанцию, но она сделала вид, что забыла, и посвятила весь день уборке комнаты. Он повел ее отдохнуть в хороший ресторан, но Камиле, конечно, блюда не понравились и она немедленно почувствовала боль в желудке, отчего впечатление от романтического вечера было испорчено. Он решил устроить им проведение отпуска на Гавайях, но Камила испытывала дрожь в коленях перед столь дальним путешествием, поэтому им в последний момент пришлось сообщить о своем отказе, и деньги, заплаченные за предполагаемое проживание в гостинице, пропали зря. В другой раз он запланировал для них поездку в Мексику, но Камила взяла на себя работу в сверхурочное время, и мужу пришлось ехать с детьми одному. Когда они вернулись, она выплеснула на них целый поток жалоб о том, как много ей пришлось работать, пока они развлекались.

Что касается самой Камилы, она чувствовала, что муж никогда не делал достаточно для того, чтобы загладить свою вину. Он каким-то образом никогда не любил ее так, как она хотела быть любимой. Она действительно считала, что если бы он любил ее по-настоящему, он бы выяснил, как следует выказывать ей свою любовь, но поскольку она, конечно, не могла сказать мужу, чего она хочет, она ничего ожидаемого от него и не получала. Основная ее манера поведения заключалась в том, что «если бы ты меня любил, я была бы счастлива, но ты меня не любишь, и поэтому я несчастна».

В конце концов муж Камилы подал на развод, и она оказалась без его материальной поддержки. Только теперь она смогла заглянуть в себя и начала постепенно осознавать, что все это время находилась в когтях терзающего ее дракона. Дети выросли, и у нее появилось больше времени, которое она могла посвятить развитию определенного личного опыта. Она начала посещать занятия в группе нуждающихся в терапевтической поддержке и оказалась достаточно развитой, чтобы убедиться в существовании своего дракона и вступить с ним в противоборство за обладание собственной личностью. Поначалу она старалась вызвать к себе сочувствие посещающих занятия своими жалобами и слезами и попыталась вызвать у всей группы чувство вины за ее мучения, но ей это не удалось. Она так отчаянно нуждалась в поддержке, что не решилась восстанавливать против себя всю группу и смирилась со сложившейся ситуацией. Постепенно ее усилия, направленные на освобождение от влияния чудовища, начали давать положительные результаты. После того как она смогла взять на себя ответственность за свое поведение и ту роль, которую она играла в укоренении и развитии собственных страданий, она начала возвращаться к нормальной жизни. Битва за освобождение ее личности от чудовища успешно продолжалась, и она впервые за долгие годы осознала возможность существования другой жизни, полной радости и удовольствия.

Семь ступеней развития дракона мученичества.

В развитии чудовища эти семь ступеней вовсе не обязательно должны располагаться в хронологическом порядке.

Первая ступень: ребенок чувствует проявление своего самоутверждения нежелательным.

Вторая ступень: ребенок чувствует себя связанным по рукам и ногам.

Третья ступень: ребенок учится сдерживать свой гнев.

Четвертая ступень: ребенок учится искать виновного. Пятая ступень: ребенок заставляет окружающих почувствовать себя виноватыми.

Шестая ступень: ребенок страданием одерживает победу.

Седьмая ступень: ребенок делится обидами не с тем, с кем нужно.

Первая ступень: ребенок чувствует проявление своего самоутверждения нежелательным.

Ребенок узнает, что его родителей почему-то не радует его естественное стремление к росту и развитию. У него рождается мысль: «Со мной что-то не в порядке. Я, кажется, являюсь причиной страдания окружающих и, боюсь, не заслуживаю их любви. Я, наверное, действительно не представляю собой никакой ценности». Толчком для начала развития дракона мученичества служит страх ребенка перед отсутствием проявления к нему любви. Этот страх основывается на ломающей личность ребенка реакции родителей, которая начинает восприниматься им уже после первого года жизни. До этого времени конфликт не разрастался, но с развитием двигательных способностей ребенка и началом проявления им самоутверждения рождаются и первые проблемы. Со дня появления на свет и до настоящего момента ребенок проделывает колоссальный путь в своем развитии. Он переходит от состояния полной зависимости к проявлению независимости. Он больше не идентифицирует себя с матерью и начинает заявлять о своей самостоятельности как отдельная полноценная личность. Этот переход к самостоятельности является проблематичным для родителей, поскольку несет с собой не только больше хлопот с подрастающим малышом, но и служит вызовом их авторитету и власти над ребенком. Если «мамочка и папочка» не уверены в своем авторитете, они будут всячески противодействовать попыткам ребенка к самоутверждению и будут стремиться удержать над ним контроль.

Несомненно, многие события могут оказать влияние на родительское стремление к подавлению развития ребенка: стесненность в материальном плане, отсутствие постоянной работы, усталость, проблемы со здоровьем, наличие в семье больных детей, война или развод. Таким образом, родители не всегда заслуживают безусловного порицания за развитие в ребенке ощущения нежелательности проявляемого им самоутверждения. Они лишь вносят свой весьма существенный вклад в тот набирающий размах процесс, который называется жизнь.

Вывод и принятое решение: «Со мной не все в порядке. Меня не любят».

Вторая ступень: ребенок чувствует себя связанным по рукам и ногам.

Ребенок видит, что если он проявляет попытку самоутверждения, он вызывает всеобщее порицание, если не проявляет — не может развиваться дальше.

Отдельные, одноразовые инциденты, связанные с несправедливым наказанием или окриком со стороны родителей или старших братьев и сестер, не ведут к зарождению в ребенке дракона мученичества. Чудовище укореняется в его душе, когда эти инциденты принимают систематический характер, становятся отражением царящей в доме атмосферы.

Мученичество порождается ощущением загнанности в угол при отсутствии каких-либо альтернатив. Вот почему у мучеников столь распространена фраза: «Да, но…» в ответ на любое сделанное им предложение. Они настолько остро ощущают себя оказавшимися в западне, что просто не в состоянии найти выход из складывающейся ситуации. Это вынуждает их отвергать все возможные варианты, к великой досаде и раздражению людей, старающихся помочь им найти выход из тупика. Мученик способен в очень короткий срок свести на нет усилия любого терапевта. Когда же терапевт в отчаянии опускает руки, мученик в очередной раз чувствует себя невинной жертвой и испытывает обиду за недостаточную эффективность предложенной ему помощи. Они являются именно тем, что покойный Фриц Перле называл «охотниками на медведей». Действительно, мученики обладают такой мощью и натиском в проведении своей политики, что способны сокрушить даже медведя. Вывод и пришитое решение: «Жизнь — это западня. И я в нее попался».

Третья ступень: ребенок учится сдерживать свой гнев.

Ребенок оставляет попытки самоутвердиться, видя, что развитие его самостоятельности приводит к самым нежелательным последствиям. Со временем, становясь взрослыми, они приобретают большую стойкость, терпеливость и способны перенести практически любое разочарование в результате неблагоприятно сложившейся ситуации. Они постоянно ожидают, что за их спиной вот-вот захлопнется невидимая дверца западни, в которую завели их обстоятельства, и поскольку они неизменно пребывают в подобном состоянии, они и находят то что ищут. Испытываемый ими при этом гнев обращается в переполняющее их чувство обиды, которое они выражают не прямо и, возможно, далеко не сразу.

Этот гнев часто подрывает здоровье мучеников, доводя их до больничной койки или до серьезных недомоганий, испытывая которые они ощущают себя еще больше загнанными в угол Они склонны демонстрировать свои болезни, заставляя окружающих испытывать к ним сочувствие за их тяжкие мучения. Однако хорошо известно, что они отвергают предлагаемую им помощь и нередко продолжают работать, даже будучи действительно больными. Именно поэтому мученики являют собой блестящий пример принесения себя в жертву и покорности. Это единственное, что питает сейчас дракона мученичества, поскольку для человека на горизонте уже маячат другие награды, которые понуждают его продолжать путь в том же направлении. К примеру, родители могут пользоваться высоким уважением среди церковных прихожан или членов своего сообщества, но те, кто вынужден с ними жить, испытывают настоящие мучения.

Вывод и принятое решение: «Никогда больше не буду пытаться самоутвердиться или бороться за то, чего хочу».

Четвертая ступень: ребенок учится искать виновного.

Ребенок учится избегать чувства собственной никчемности, ища причину испытываемых страданий в окружающих его людях или складывающихся обстоятельствах. Как бы ни развивались события, у ребенка, которого всегда порицали и требовали быть «хорошим» за его опрометчивое появление на этом свете, всегда найдется повод для гнева и раздражения. Ему пришлось вынести столько душевных ран и самого унизительного обращения. Но в наибольшей степени начинает разрушаться его жизнь, когда он привыкает к стремлению перекроить сложившуюся ситуацию, обвиняя в своих неудачах окружающих и считая их такими же недостойными, как он сам.

Иными словами, под влиянием дракона мученичества человек учится поступать с окружающими таким же образом, как поступили с ним самим. Когда они обвиняют других, они тем самым уходят от ответственности и одновременно лишают себя возможности сделать какие-либо перемены в своем характере и вернуться к нормальной жизни. Следовательно, как и в отношении остальных драконов, мученичество больше создает человеку проблем, чем помогает их решать. Фактически оно порождает в человеке наиболее сильные страхи — ощущение своей никчемности и загнанности в безвыходную ситуацию.

Людей, осыпающих вас потоком жалоб и обвинений, никто не любит. Окружающие быстро теряют терпение и, чувствуя на себе за это вину, стремятся поскорее избавиться от такого человека. К примеру, дети стараются держаться как можно дальше от своих престарелых родителей — инвалидов, донимающих их своими жалобами и поисками сочувствия. Дети считают таких родителей никчемными.

Вывод и принятое решение: «Во всем виноваты окружающие. Дай им это понять».



Страница сформирована за 1.39 сек
SQL запросов: 190