УПП

Цитата момента



Ученье — свет. А неученье — чуть свет и на работу.
Завтра я встаю, как всегда — рано.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Проблема лишь в том, что девушки мечтают не о любви как таковой (разумею здесь внутреннюю сторону отношений), но о принце (то есть в первую очередь о красивом антураже). Почувствуйте разницу!

Кот Бегемот. «99 признаков женщин, знакомиться с которыми не стоит»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Оружие третье: признайтесь в своих потребностях и попросите о помощи. Станьте игроком команды окружающих.

Если вас терзает дракон мученичества, одной из наиболее болезненных для вас процедур послужит признание в том, что вы человек с большими потребностями. Именно это вам необходимо сделать, чтобы добиться хотя бы какого-то успеха в поединке с чудовищем. Излечение начнется, когда вы сможете сказать: «Да, это правда. Я отчаянно нуждаюсь в проявлении ко мне любви и потратил многие годы жизни, чтобы этого добиться. Я никогда больше не стану завоевывать к себе любовь, стараясь быть „хорошим". Никогда. Я рискую вызвать к себе не одобрение, но я буду говорить правду. Мне нужна любовь и нужна помощь в решении той нелегкой проблемы, которую я сам себе создал. Помогите мне. Один я не справлюсь». Дракон мученичества делает просьбу о помощи чрезвычайно трудной. Прежде всего, если вы попросите о помощи и получите ее, ваша стратегия мученичества рухнет. Если вы мученик, ваша политика направлена не на просьбу о помощи, а на представление дела таким образом, чтобы кто-нибудь сам догадался о том, что вам нужно. Однако вы до предела затрудняете задачу окружающих. Вы настаиваете на том, что все сделаете самостоятельно. Если помощь вам оказана, вы демонстрируете свое раздражение, а если помощь вам не предоставляется, вы становитесь еще более раздражительным. Окружающим действительно есть от чего сойти с ума.

Дракон мученичества не хочет, чтобы вы были одним из игроков команды. Он держит вас в изоляции, пока окружающие продолжают свою игру. Именно от этого вам следует избавиться самым решительным образом.

Оружие четвертое: откажитесь от удовольствия приминать от окружающих выражение сочувствия. Перестаньте жаловаться.

Вы должны отказаться от привязанности к яду проявляемого к вам сочувствия. Это является решающим моментом в победе над драконом мученичества. Трудным его делает то, что вы рассматриваете проявление сочувствия как замену любви. Поиск проявления сочувствия и принятие его сродни получению горсти леденцов вместо настоящего полноценного обеда. Поначалу они могут оказаться приятными на вкус, но в конечном итоге такое питание сведет вас в могилу. Жесткая диета сочувствия губительна для человека, и те преступники, которые склонны к его проявлению, не менее подвержены губительному воздействию дракона мученичества.

Сочувствие служит проявлением жалости к неудачникам. Нередко мученики обращаются к терапевту, рассчитывая своими жалобами добиться от него выражения сочувствия и не имея серьезных намерений скорректировать собственные проблемы. Если терапевт отвечает им проявлением симпатии и на этом дело заканчивается, это на многие годы лишь ухудшает положение мучеников. Терапевт кладет в карман заработанные деньги, а его клиенты остаются со своими проблемами. С другой стороны, когда клиенты, вместо выражения сочувствия, выслушивают конкретные рекомендации, часть посетителей отказывается их принять и лишь усиливают поток жалоб и горестных излияний. Они могут обвинять терапевта в «неспособности им помочь» и окончить посещение, разразившись обильными слезами.

Как-то мне пришлось пережить подобную ситуацию с клиенткой, швырнувшей мне пачку однодолларовых билетов в конце посещения, не принесшего ей выражения сочувствия, и с высокомерной язвительностью произнесшей: «Вот ваши деньги. Надеюсь, уж вы-то не останетесь в обиде. Спасибо за всю вашу помощь». В этот момент она, очевидно, считала меня источником ее несчастья, потому что я не гладил ее по головке и, поцокивая языком, не приносил ей свои соболезнования. Она, конечно, хотела, чтобы я почувствовал вину перед ней. Деньги валялись по всей комнате, но я так и не удовлетворил ее садистское желание посмотреть, как я буду их подбирать. Уверен, что она запланировала этот драматический жест заранее, но полученное от него удовлетворение лишь пошло на пользу ее дракону мученичества. Позднее я доставил себе удовольствие вышвырнуть полученные деньги из окна. Не хотел их зарабатывать с чувством вины.

Если вы мученик, вам нужно проявление не сочувствия, не симпатии, а эмпатии — сопереживания, умения поставить себя на место другого. Вам необходимо почувствовать понимание со стороны окружающих, и ничего более. Остальное — в ваших руках. Следующим вашим шагом должны быть действия. Причем действия конкретные и решительные. Именно их так не любит дракон мученичества. Поэтому без всякого сожаления распрощайтесь с привычкой искать проявления к себе сочувствия, осознайте то ядовитое воздействие, которое оно оказывает на вашу личность, и переходите к освоению пятого оружия.

Оружие пятое: берите на себя ответственность за принятие решений. Научитесь находить выход из сложившей» ситуации.

Принятие на себя ответственности за собственный выбор наносит сокрушительный удар по опутывающим вас сетям мученичества. Ваше ощущение загнанности в западню совершенно реально. Однако никакой западни на самом деле не существует. Вы просто Убедили себя, что находитесь в тюрьме, выстроенной руками окружающих, и потому не видите для себя возможности из нее выбраться. При этом чем больше альтернатив предлагают вашему вниманию, тем упорнее вы настаиваете на том, что выхода для вас не существует. В результате — раздражение со стороны предлагавших вам помощь и злость и отчаяние в душе у вас самого. Секрет ситуации в том, что решение должно исходить только от вас, а не от окружающих. Помощь вам нужна лишь для осознания всегда существующего выхода из ситуации, в которой вы оказались. Найти же сам выход предстоит только вам, и зачастую эта дорога оказывается далеко не гладкой.

Ваша основная задача состоит в принятии ответственности на себя. Сумейте понять, что в этом вам никто помочь не сможет. Вы непременно должны будете предпринять какие-то конкретные меры, даже если кому-то это придется не по душе.

После разговора с матерью Фрэнк каждый раз чувствовал себя совершенно подавленным. Что бы он ни делал или ни говорил, он, казалось, никогда не мог доставить ей удовольствие. По ее мнению, он всегда слишком редко ее навещал и когда приходил, то на очень короткое время. Он никогда не мог ей признаться, что уезжал в отпуск или проводил время с кем-то из приятелей, потому что это неизменно влекло за собой поток обвинений в невнимания к матери, которая остается совсем одна, пока «он там развлекается». На самом деле он зачастую отказывался от поездок с приятелями, стараясь избежать ее неодобрения. Он много работал, чтобы прокормить семью, и нередко ощущал на себе давление жены, настаивавшей на том, чтобы он поменьше времени уделял матери и больше семье. Хотя он стыдился признаться, но он нередко использовал перенятую у своей матери стратегию «возбуждения чувства вины» на своей жене и детях. Дракон мученичества прочно взял за шиворот и Фрэнка, и его мать. Фрэнк часто жаловался своим приятелям на то, что оказался в безвыходном положении. Единственное, что у него еще оставалось, это пытаться как-то ублажать всевозрастающие требования матери и постараться сгладить неудовольствие и разочарование семьи в том, что на каникулы им придется съездить без него. Приятели советовали ему рискнуть расположением матери, вполне способной обойтись без проявления его внимания в течение какой-нибудь пары недель. В конце концов, раз за свои 35 лет ему так и не удалось заслужить ее одобрения, то он немного и теряет.

Франк долго мучился, прежде чем решился поговорить с матерью. Оказавшись перед проблемой потерять семью, он сделал свой выбор и принял решение сказать матери всю правду. Он сообщил, что собирается проводить больше времени с семьей и что ей придется довольствоваться его визитами, когда он сумеет выкроить для этого удобное время. К удивлению Франка, небеса не обрушились ему на голову, а мать выказала не так много раздражения. Да, ей не понравилось его решение, ну что ж, это только лишний раз доказывает то, о чем она всегда подозревала: что он плохой сын и не заслуживает ее любви. Франк поймал себя на мысли, что он довольно спокойно воспринял поведение матери, поскольку, в сущности, ничего для него не изменилось. Нужно ли говорить, насколько улучшилась после этого его семейная жизнь?

Оружие шестое: проявите желание развлечь себя. Дайте окружающим возможность насладиться радостью на вашем лице.

Усилия дракона мученичества направлены на уничтожение в вас чувства удовольствия в той же мере, в какой вы используете отсутствие этого удовольствия для наказания окружающих. Чтобы противодействовать этой концепции, вам следует научиться радоваться жизни и пожелать себе испытать это чувство. Но это, конечно, легче сказать, чем сделать. Если вы мученик, вы знаете, как избегать развлечений, причем делаете это любой ценой. Это и не удивительно, поскольку вас приучили к тому, что вы не заслуживаете удовольствия и никогда не сделаете достаточно для того, чтобы быть его достойным. Если вас терзает мученичество, чувство удовольствия всегда кажется вам несущим за собой чей-то гнев, пусть даже это будет дух одного из ваших давно умерших родителей. Поэтому удовольствие для вас — дело чрезвычайно рискованное. Развлечься — это значит хотя бы на один день дать полет своей фантазии и представить, что вас любят. В связи с этим вся ваша стратегия как мученика заключается в том, чтобы избежать развлечений и держаться от любви подальше. Вы Ложе не отдаете себе отчет, насколько просто манипулирует вами дракон мученичества. Ваша стратегия постоянных жалоб и отказа себе в развлечениях получила развитие еще в раннем детстве как способ избежать наносимых вам в то время мучительных ран. Вы только не замечаете, что то время осталось далеко позади и условия, в которых вы живете, в корне изменились. Теперь вам ничего не мешает испытывать удовольствие, не ожидая при этом, что вас поразит гром небесный.

Если за спиной у вас маячит дракон мученичества, вас так пугают возможные последствия ваших развлечений что вы подсознательно делаете все возможное для их саботирования. Чаще всего ваша политика направлена на избежание всех ситуаций, где на первом плане стоят развлечения. Если же вы позволяете себе хоть малейшее развлечение, вы впоследствии непременно находите способ наказать себя за это, хотя никому другому это и в голову не приходит. Поэтому нет ничего неожиданного, если вы вдруг после отпуска заболеете или потерпите финансовый крах после продвижения по службе, или — не дай Бог! — крупного выигрыша в лотерею. Боль и страдания — чувства для вас хорошо знакомые, вы умеете с ними управляться, а вот удовольствие для вас область неизведанная и потому таящая в себе угрозу самому вашему существованию.

Зловещая тень мученичества словно притягивает к вам всевозможные несчастья, появляющиеся как из-под земли и еще больше убеждающие вас в том, что вам никуда не деться от преследующих вас страданий. Кто-то из родителей может умереть за два дня до вашей свадьбы; торнадо может разрушить ваш дом, едва лишь вы успели, упав с лестницы, сломать себе ногу; машина ваша может быть вдребезги разбита на автостоянке как раз на следующий день после того, как выяснится, что ваше страховое свидетельство на нее потерялось при пересылке по почте. Вы можете указать на каждое из этих обстоятельств и сказать: «Но это не моя вина. Я здесь совершенно ни при чем». Но ведь такие цепи катастроф не случаются с той же регулярностью с другими людьми. Почему, как вы думаете?

Ответ на этот вопрос будет метафизическим. Ваша вера в то, что вы являетесь жертвой, стремится нанизать такие события на нить вашей жизни, которые бы подтвердили вашу уверенность. Другими словами — подобное тянется к подобному. Говоря бытовым языком, было бы неправильно утверждать, что все эти события являются результатом ваших ошибок. Это было бы напрасным обвинением. Вашей непосредственной вины здесь нет. Однако вы ответственны за систему ваших взглядов, вашей веры, выстраивающей перед вами реальные события.

Лучший способ изменить эту порочную практику заключается в том, чтобы искренне пожелать научиться хорошо проводить время, не обращая внимания на свой страх перед последствиями, и подарить окружающим возможность порадоваться за вас. При таком развитии событий дракон мученичества будет вытеснен из вашей жизни. Он ненавидит, когда вы развлекаетесь. Этот дракон — настоящий садист.

Оружие седьмое: перестаньте выносить свои обвинения окружающим и откажитесь от желания во всем быть правым.

Обвинение — вещь опасная, благодарности за нее ждать не приходится. Чем скорее вы отделаетесь от привычки выносить обвинения, тем раньше поймете, насколько правильно вы поступили. Никто не хочет услышать их в свой адрес. И тем не менее обратите внимание, насколько прочно вынесение обвинений стало привычным для нашего образа жизни. Заметьте, сколь важное место обвинение занимает в спорах политиков или в семьях, где дети или родители проявляют склонность к выяснению отношений. Все выглядит так, словно вынесение обвинений способно хоть как-то улучшить ситуацию в целом. Ваша политика как мученика направлена на то, чтобы окружающие по отношению к вам выглядели плохими, а вы сами — хорошим. Вы вносите большой вклад в развитие собственного мученичества, стремясь видеть себя хорошим. Признать злобность своего характера, мстительность и мелочность очень тяжело, но именно это признание является необходимым для вашего излечения.

Настоящая причина возводимых вами обвинений основывается на вашем фантастическом стремлении во всем быть правым и во всем быть безупречным. Это стремление проистекает из ваших предположений, будто вы должны зарабатывать себе любовь окружающих своей безупречностью и совершенством. Вы полагаете, что вам необходимо заслужить себе любовь или вы будете отвергнуты. Однако поскольку ничье поведение невозможно назвать безупречным, процесс вынесения обвинений становится для вас делом безнадежным. Обвинения не прибавляют вам совершенства. Вы все еще не ощущаете себя безупречным и вам приходится прилагать еще больше сил, чтобы быть хорошим. Если это не получается, вы хотите 'хотя бы казаться хорошим, для чего прибегаете к самым негативным методам, позволяя себе, к примеру, лгать с совершенно невинным выражением на лице. Дракон любит такое проявление лицемерия больше всего.

Попытки быть хорошим могут привести к очень серьезным страданиям. Саши была единственным ребенком, появилась на свет у родителей, которые вообще не планировали иметь детей. Их представление о доме очень напоминало то, которое они вынесли из реклам коммерческого телевидения. Когда появилась Саши, родители оказались совершенно неготовыми для нормального кормления ребенка. Очевидно, полагалось, что она должна есть, не засовывая в рот пальцы и не заляпывая соком банана свои платьица, лицо и волосы. Ее естественная манера принятия пищи и вытирание носа рукавом было встречено с явным неодобрением. Нос ребенка должен был быть сухим, губы вытертыми, а носочки и туфельки — всегда чистенькими и опрятными. Если что-то было не так, ее считали «плохой девочкой». Ребенок вынужден был зарабатывать себе любовь чистотой и аккуратностью.

Столкнувшись с ужасом отсутствия любви, Саши стала проявлять уступчивость и даже угодливость. Она приняла решение не только полностью соответствовать родительским стандартам, но и превзойти их. К десяти годам она уже была чрезвычайно строгой девочкой, неукоснительно соблюдающей все правила и являвшей собой образец послушания. Однако под маской послушания в девочке кипело недовольство, которое она не могла позволить себе выразить открыто. Оно проявлялось в ее стремлении во всем чувствовать себя правой. Чем бы она ни занималась, она непременно старалась все сделать по правилам и строго следила за тем, чтобы эти правила никем не нарушались. Особое удовольствие ей доставляло поймать на нарушении правил родителей. Тут она брала над ними реванш.

Однако, как и следовало ожидать, школьные товарищи избегали Саши, и даже родители считали ее неприятным ребенком. В конце концов ее направили к консультанту-психологу. Это еще больше убедило девочку в том, что она" не заслуживает к себе любви. Саши чувствовала себя загнанной в угол. Она старалась заработать себе любовь окружающих, но что бы она ни делала, этого всегда оказывалось недостаточно.

Много позже, когда Саши поступила в колледж, родителям пришлось признать, что они допустили какие-то ошибки в ее воспитании, и они предложили ей платить за ее обучение. Саши отказалась и на всем протяжении учебы вела полунищенское существование, испытывая, однако, истинное наслаждение, что могла таким образом наказать родителей. Главное — что она права, и им никогда не удастся заплатить в полной мере за то, что они с ней сделали. Пусть мучаются от ощущения собственной вины. Дракон цепко держал Саши в своих объятиях.

Поворотным пунктом для Саши явился момент, когда она, указывая свои автобиографические данные на заявлении о допуске к выпускным экзаменам, внезапно осознала провал в своей стратегии, направленной на то, чтобы во всем считать себя правой и обвинять родителей. Вслед за этим открытием она поступила в терапевтическую группу и начала упорно работать над развитием в себе чувства ответственности за свою жизнь. Постепенно она смогла простить родителей и позволила им частично помогать ей деньгами на время своего дальнейшего обучения. Такое решение нанесло сокрушительный удар по терзавшему ее до сих пор дракону мученичества.

Семь упражнений, направленных на обуздание дракона мученичества.

Упражнение первое: всегда говорите «да» в ответ на предлагаемую вам помощь.

Упражнение второе: освойте практику признания собственных ошибок и возьмите на себя ответственность за принимаемые вами решения.

Упражнение третье: научитесь отвечать отказом и умейте настоять на своем.

Упражнение четвертое: составьте список имеющихся в вашем распоряжении альтернатив, даже если они не кажутся вам особенно привлекательными. Сделайте выбор.

Упражнение пятое: доставляйте себе ежедневно, по крайней мере, одно удовольствие.

Упражнение шестое: составьте список того, что вам мешает, и сожгите его.

Упражнение седьмое: придайте себе уверенность и напористость.

Упражнение первое: всегда говорите «да» в ответ на предлагаемую вам помощь.

Дракон мученичества черпает силы в вашем отказе признать свои потребности. Да-да, вы во многом очень нуждаетесь. Признайте это и попросите окружающих о помощи. Попробуйте сделать это без жалоб и без завуалированного обвинения в вашем голосе. Попробуйте попрактиковаться в этом перед зеркалом. Когда вы сможете смотреть себе в глаза и ощущать при этом удовольствие, вы сделаете серьезный шаг к успеху.

Избавьтесь от всех оборотов речи, начинающихся словами: «Ты всегда…!», «Ты никогда…!» или «Ну почему ты не можешь…!» Очень хорошо заменить утверждения, начинающиеся с «ты», на те, что начинаются со слов: «Мне бы хотелось…», «Я хочу..», «Пожалуйста, помогите…», «Мне нужно…» или «Боюсь, что…».

Воспитайте в себе привычку никогда не отказываться от предлагаемой помощи. Обязательно поблагодарите человека, помогшего вам.

Подобные упражнения могут вызвать у вас определенные сомнения, но, освоив их, вы почувствуете свою возросшую ценность в глазах окружающих. Эта практика сводит на нет попытки дракона заставить вас почувствовать себя никчемным.

Упражнение второе: освойте практику признания собственных ошибок возьмите на себя ответственность за принимаемые вами решения.

Один из отличнейших способов развития в себе чувства ответственности заключается в следующем: возьмите ручку, блокнот и сделайте список по примеру приводимых ниже утверждений. Начните каждую фразу словами: «Я несу ответственность за…» Продолжите фразу любыми словами, которые только придут вам в голову, какими бы абсурдными они вам ни казались. Ваш список может включать в себя и такие утверждения:

Я несу ответственность за свой нос… уши… зубы… руки… желудок… и так далее.

Я несу ответственность за свое настроение… грусть… раздражение… отчаяние… счастье… и так далее.

Я несу ответственность за свою работу… семью… отдых… отношения с окружающими… и так далее.

Я несу ответственность за мой дом… машину… лодку… и так далее.

Я несу ответственность за солнце… луну… звезды на небе… Землю… всю нашу Вселенную.

Я несу ответственность за деревья… траву… животных… горы… моря… и так далее.

Продолжите список. Это хорошее упражнение, и оно окажет на вас необходимое воздействие. Вам вовсе не нужно заставлять себя безоговорочно поверить каждому утверждению, однако степень сопротивления, которое вы будете испытывать, осваивая это упражнение, покажет, насколько крепко дракон мученичества держит вас в своих объятиях.

Принятие на себя ответственности никоим образом не означает, что вы должны осуждать кого-то или немедленно броситься решать чьи-то проблемы. Чувство ответственности предполагает наличие в вас способности ответить за ваши собственные поступки.

Второй момент этого упражнения направлен на искоренение в вас привычки во всем быть хорошим или правым. Это несет с собой определенные сложности, поскольку для вас не исключена возможность ощутить собственную никчемность в случае признания вами допущенной ошибки. Вот почему до сих пор вы так стремились этого избегать. Пусть это вас не тревожит. Попробуйте подойти с юмором к выполнению этого упражнения.

В течение дня признайтесь другу, супруге или хотя бы листу бумаги в своих неблаговидных мыслях или действиях, какими бы недостойными они вам ни казались. Почему вы выглядите в них нехорошим? В чем у вас наблюдается разлад с собственным сознанием или с точкой зрения знакомых вам людей? Не бойтесь показаться окружающим хуже чем вы есть на самом деле. Отрицательные моменты свойственны поведению каждого человека. Освоив упражнение, вы постепенно научитесь испытывать радость от собственной открытости для окружающих.

Упражнение третье: научитесь отвечать отказом и умейте настоять на своем.

Первая часть этого упражнения заключается в осваивании умения сказать «нет», когда это необходимо. Лучше всего научиться этому в работе с друзьями или родителями. Друзья должны играть роль человека, просящего вас о большом одолжении, сделать которое вы не хотите. Допустим, они просят вас одолжить им на несколько дней вашу машину или занять им отложенную вами крупную сумму денег. Пусть они попытаются возбудить в вас чувство вины, указывая вам на ваш эгоизм или проявляемую по отношению к ним не любезность. Ваша задача состоит в том, чтобы сказать им «нет», каким бы трудным вам это ни казалось. Если вам это не удастся, начинайте упражнение снова. Практикуйте его до тех пор, пока не почувствуете себя в состоянии выразить свой отказ, не испытывая при этом угрызений совести и не портя отношений с человеком настаивающим.

Вторая часть упражнения заключается в воспитании в вас способности добиваться того, чего вы хотите, и не отступать, пока вы этого не получите. Пусть ваш товарищ сыграет роль недобросовестного механика, пытающегося увильнуть от выполнения работы, за которую получил от вас деньги. Вы должны изобразить человека, возвращающего автомобиль на доработку. Ваша задача состоит в том, чтобы заставить механика выполнить весь необходимый объем работ и не забирать свой автомобиль, пока он не будет в полном порядке. Вам необходимо добиться этого, не прибегая к жалобам и обвинениям и пытаясь завоевать к себе симпатию. Ваш партнер должен стремиться выдержать ваш натиск и поставить вас в известность, когда это ему не удается. Упражнение считается выполненным, когда вам удастся поставить партнера в безвыходное положение и он окажется не в состоянии продолжать спор.

Упражнение четвертое: составьте список имеющихся в вашем распоряжении альтернатив, даже если они не кажутся вам особенно привлекательными. Сделайте выбор.

Это упражнение призвано дать бой вашему чувству загнанности в угол. Если вы испытываете терзания мученичества, вам необходимо освоить практику составления перечня альтернатив, имеющихся в вашем распоряжении в данной ситуации. Поначалу вам это может показаться невыполнимым, поэтому было бы неплохо попросить кого-то из знакомых помочь вам и указать все имеющиеся в данном случае возможности, какими бы неестественными они ни выглядели. Ваша задача состоит в том, чтобы рассмотреть каждую возможность, не прибегая к фразе, начинающейся со слов «да, но…». Подобное задание способно вызвать у вас раздражение. Вы можете почувствовать ненависть к своему партнеру, поэтому лучше, чтобы на его месте оказался опытный терапевт, приученный справляться с проявлением подобных эмоций. Вы можете пуститься в обвинение своего партнера в бесчувственности или даже жестокости за его неспособность увидеть неприемлемость предлагаемой им альтернативы. Вот возможный сценарий вашего разговора.

Ваша ситуация/желание: «Я хочу поступить в колледж, но мне мешает следующее…» Составьте перечень стоящих на вашем пути препятствий.

Альтернативы, выдвигаемые вашим партнером: «Ты можешь учиться в вечернее время. Да, ты не будешь тогда примерной матерью или супругой. Ну и что?»

«Это ничего, что у вас не хватает денег. Ты могла бы взять их в кассе студенческой взаимопомощи. Да, вам пришлось бы влезть в долги и это не доставило бы особой радости твоему мужу. Ну и что?»

«Ты могла бы ненадолго оставить своих родителей на попечение братьев и сестер. Да, ты при этом не выглядела бы примерной дочерью или сестрой. Это могло бы им не понравиться. Ну и что?»

Упражнение пятое: доставляйте себе ежедневно по крайней мере одно удовольствие.

Составьте перечень удовольствий, которые вам хотелось бы получить. Список может включать в себя какие то материальные вещи — одежду или что-нибудь из новинок техники, еду, прогулки по парку или приятное проведение каникул, общение с людьми, которые вам нравятся, еде или любовные игры, карты и так далее. Назначьте себе по одному такому удовольствию в день. Не позволяйте чему-нибудь нарушить ваши планы. Дракон непременно постарается помешать их исполнению или заставит вас поверить в то, что испытать их для вас по какой-либо причине невозможно. Вам представится отличный случай убедиться в злонамеренности и понаблюдать за махинациями своего дракона. Это будет для вас весьма поучительным. Чтобы проследить степень вмешательства дракона в ваши планы, сделайте диаграмму, на которой в конце дня отмечайте, в какой мере вам удалось почувствовать удовольствие. Будьте честны перед собой. Если вы позволите какому-нибудь телефонному звонку или иной непредвиденной случайности нарушить ваши планы, сегодняшний день в зачет не входит. Причем вам не позволяется выносить обвинение обстоятельствам. Когда вы сумеете испытывать удовольствие хотя бы пять дней в неделю, знайте, что вы быстро идете на поправку.

Упражнение шестое: составьте список того, что вам мешает, и сожгите его.

Прежде всего постарайтесь свести воедино все причины, вызывающие ваше неудовольствие. Возьмите блокнот и напишите в нем что-нибудь, чего бы вам хотелось. После этого здесь же перечислите все причины, по которым, как вам кажется, вы не можете этого сделать. Позвольте дракону говорить в полный голос. Лучше держать его в одном месте, чем позволить ему беспрепятственно метаться везде, где ему заблагорассудится. Посмотрите, что он может сказать в свое оправдание. Предоставьте ему полную свободу слова. Пусть говорит все, что захочет. После этого повторите утверждение собственного желания. Например:

Утверждение: «Я хочу поступить в колледж. Я поступлю в колледж».

Причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «У меня нет времени. Работа занимает у меня весь день. А как быть с обоими детьми? Кто будет заботиться о них? Я слишком стар, чтобы учиться. Это слишком дорого».

Повторное утверждение: «Я хочу поступить в колледж. Я поступлю в колледж».

Дополнительные причины и соображения, по которым я не могу этого сделать: «Жене это не понравится. Родители уже в возрасте — мне нужно заботиться о них. Здоровье уже не то. Я даже по лестнице поднимаюсь с трудом. И автомобиль уже совсем старый, нужно покупать другой. Денег после этого совсем не останется».

Продолжайте перечень, пока у дракона не иссякнут аргументы. Затем снова повторите утверждение того, что вы хотите. Когда почувствуете, что дракону больше нечего сказать, предайте листок с перечнем аргументов торжественному сожжению. По каждой интересующей вас теме вы можете проводить подобную процедуру по несколько раз, чтобы усилить ее целебное воздействие. Можете не сомневаться: упражнение не пройдет для вас даром.

Упражнение седьмое: придайте себе уверенность и напористость.

Если вы мученик, для вас может оказаться чрезвычайно сложным отстаивать свою точку зрения и оставаться до конца верным своим принципам, видя, какое возражение они вызывают у окружающих. Эта тенденция уступать и идти на попятную может проявляться и в самой вашей осанке. Поэтому расправленные плечи и грудь, выставленная навстречу вашему противнику в словесном поединке, уже само по себе способно придать вам чувство уверенности в своих силах. Попрактикуйте эту манеру держаться, испробуйте ее в шутливом поединке с терапевтом или одним из ваших друзей Перенесите вес тела с пяток на носки. Колени держите слегка согнутыми. Приподнимите подбородок — пусть и он участвует в процессе вашего самоутверждения. Продолжайте отстаивать свою точку зрения, не 'прибегал к жалобам, обвинениям и слезам. Хорошим помощником в выполнении этого упражнения может послужить и зеркало.

Тембр голоса, глубина его звучания также может многое сказать о том, ощущаете ли вы себя беззащитной жертвой или способны постоять за себя. Вы можете записать свой разговор на магнитофон и послушать, какое впечатление производит его тембр, тон, звучание. Не пробиваются ли в нем плаксивые, жалобные нотки? Может быть, недовольство или неодобрение? Не проскальзывает беспомощность, неуверенность? Поработайте над своим голосом для придания ему большей авторитетности, уверенности, властности. Вы можете поддерживать ритмичность речи путем дыхания с помощью диафрагмы. Добейтесь четкости звучания вашего голоса, отсутствия манеры говорить в нос, столь свойственной каждому мученику.

Заключение.

Дракон мученичества может быть побежден. Вам придется избавиться от многих старых привычек, но это действительно необходимо. Вам придется оставить образ жизни, основанный на обмане, на ложной манере преподнесения себя окружающим и ложном представлении о собственной личности с ее стремлением во всем казаться правым и склонностью к вынесению обвинений, страданиям и поиску проявлений сочувствия. То, что вы приобретете, несоизмеримо ценнее. Вы обретете чувство собственного достоинства и любовь окружающих, впервые подаренную вам такому, какой вы есть на самом деле. Ваши ожидания любви, купленной ценой непрекращающихся жалоб и морального вымогательства, исчезнут вместе с сопутствующим им отчаянием. На смену отчаянию придет умение ориентироваться в ситуации, видеть альтернативные пути ее решения и способность сделать правильный выбор, свидетельствующий о том, что вы стали хозяином собственной жизни. Вы найдете удовольствие в каждом прожитом вами дне и откроете в себе доброту и твердость, о которых прежде и не подозревали. Но самое главное, люди будут стремиться к вам, а не от вас, как это было прежде, когда они видели в вас измученного страданием самоуверенного осла, с которым они 'вынуждены были иметь дело. Теперь будьте уверены: в пожилом возрасте вас будут ожидать счастье и удовлетворение.

Глава седьмая. Дракон жадности

Положительный полюс — вкус к радостям жизни. Отрицательный полюс — ненасытность.

Внешние проявления.

Эгоистичный, скупой; алчный; окружающий себя всевозможными запасами; отнимающий все, что можно отнять; занятый исключительно собственническими интересами; крикливый; назойливый; ненасытный; склонный к обжорству? корыстолюбивый; склонный к торгашеству; завистливый к чужому богатству; материалистичный до мозга костей; неряшливый: свиноподобный; неразборчивый; ни в чем не знающий меры.

Внутренние проявления.

Испытывающий чувство обделенности во всем; вечно голодный; ненасытный; жаждущий удовлетворения и не находящий его; боящийся пронести что-либо мимо своего рта, грубый, завистливый.

Примеры условий и ситуаций, способных дать пищу дракону жадности.

Вариант, способствующий накопительству: западный капитализм; лобби; реклама и торговля; чинопочитание; богатство; лотереи; азартные игры; соперничество; изобилие; крупные универмаги; жизнь за чертой бедности: банды грабителей и налетчиков; склонность к употреблению наркотиков; политика предоставления ссуд и займов; неуверенность в завтрашнем дне; публичные торги и аукционы; судебные процессы: порнография; винно-водочная индустрия; телевидение; игорные шоу-программы; выбрасывание денег на ветер: воровство; обман и мошенничество; насилие; склонность к обжорству; сексуальные извращения.

Вариант, основанный на лишенности чего-либо: нищета; проживание в гетто; городские трущобы; отсутствие собственного жилья; монашеский образ жизни; аскетизм; ложная скромность; воздержание.

Внешние характеристики и манера преподнесения.

Наиболее заметной чертой в людях, пораженных драконом жадности, является неизменно голодный взгляд. Этот горящий взгляд хищника невольно наводит на мысль, что они готовы проглотить каждого, кто встречается у них на пути. Губы у них полные, широкие, и когда они над вами смеются, это скорее напоминает гримасу. Вес человека и его комплекция вовсе не обязательно служат свидетельством его жадности, но зачастую случается и так. А вот плотная комплекция человека в сочетании с голодным взглядом говорит именно о жадности. Однако могут встречаться и люди жадные весьма худощавого телосложения, особенно если они страдают желудочными заболеваниями или отсутствием аппетита. Характерным свидетельством наличия дракона жадности служит способность к быстрой потере и набору веса. Однако точнее всего о склонности человека к жадности можно судить по манере его поведения.

Чтобы на себе испытать чувство жадности, представьте себя на палящем солнце посреди раскаленной безводной пустыни. Горло у вас пересохло от зноя. И вот когда вы, изможденный, падаете без сил лицом на песок, вы вдруг замечаете впереди прекрасный оазис с пальмами, растущими по берегам небольшого озера. Перед вами целое озеро долгожданной воды. Какое выражение появляется у вас на лице? Что вы при этом чувствуете? А тетерь представьте, что вас отделяет от воды толстое стекло. Что вы ощущаете теперь? Каким стало выражение вашего лада? Сможете вы теперь нормально общаться с людьми, находясь в таком состоянии?

Развитие дракона жадности.

Потворство своим желаниям и крайнее самоограничение.

У дракона жадности два лица. Первое лицо представлено людьми, ненасытными в своих желаниях, стремящихся заполучить себе все что можно. Они набирают себе больше, чем кто-либо способен потребить. Второе лицо представлено людьми скупыми и прижимистыми, которые вследствие этих черт ведут жизнь, лишенную каких-либо радостей и удовольствия. Оба эти направленные в противоположные стороны лица дракона, как это ни парадоксально, могут быть нередко присущи одному и тому же человеку. Такие основанные на противоположностях парадоксы характерны для манеры поведения чудовища.

Навязчивые идеи.

Дракон жадности отличается от остальных чудовищ тем, что имеет тенденцию фиксировать внимание людей на самых различных вещах. В одном человеке жадность может проявляться по отношению к еде и напиткам, у другого навязчивой идеей становится власть, у третьего жадность направлена на получение информации. Многие полные люди зафиксированы на романтических отношений или просто на проявлении к ним внимания. Вероятно, наиболее распространенной формой жадности является фиксация на деньгах и вещах материального мира, фиксация изменяет свое направление вместе с обстоятельствами, ее порождающими, поэтому человек, насытившись в отношении одного объекта, обращает свое внимание на следующий. Однако на что бы ни была направлена фиксация его внимания, проявление его жадности следует той же схеме развития и достигает прежней степени интенсивности. Каждая фиксация прежде всего основывается на эгоистичном желании и чувстве лишенности объекта вожделения, вне зависимости от того, сколько человеку удалось накопить и спрятать в свои тайные закрома.

Поскольку источником чувства жадности является лишенность желаемого объекта, человек испытывает страх перед тем, что количество таких объектов ограничено и они могут пройти мимо него, что он пропустит хорошие вещи или хорошие моменты в жизни. Это толкает его на подавление окружающих, если необходимые ему объекты действительно находятся в ограниченном количестве. Они добиваются своего столь решительно, что утрачивают близкие и дружеские отношения с окружающими, в чем они нуждаются по-настоящему. Дракон записывает на свой счет еще одну победу.

Основополагающими условиями порождения дракона жадности служит чувство покинутости и лишенности чего бы то ни было в раннем детстве. Как и в случае с драконом самоуничтожения, чувство покинутости может являться результатом весьма широкого спектра условий. Любящие родители могут умереть, находиться в больнице или тюрьме, надолго оставлять дом или всецело отдавать себя работе. Ребенок может не нравиться родителям или же они не хотели иметь детей и, как следствие, не уделяют ему достаточно внимания. Зачастую матери таких детей испытывают сильную материальную зависимость от мужа или переживают серию неизменно разрушающихся отношений с мужчинами, что может привести их к злоупотреблению спиртными напитками или наркотиками.

Заменители любви.

Отличительной чертой развития жадности, по сравнению с саморазрушением, является предложение ребенку заменителей любви. В развитии дракона саморазрушения основными элементами служат чувство покинутости и регулярно испытываемое жестокое отношение. В развитии же дракона жадности такими элементами являются чувство покинутости и «заменители любви».

Заместители близости приходят к ребенку в разной форме, но всех их обычно можно охарактеризовать как подкуп. Родители ощущают свою вину перед ребенком и стараются загладить ее предложением игрушек, сладостей денег, поездкой на каникулы, позволением с утра до вечера просиживать у телевизора и обещанием других многочисленных развлечений. Все родители время от времени прибегают к таким методам защиты от постоянно требующего внимания ребенка, но для детей, пораженных драконом жадности, это становится обычным, а не случайным явлением. Вместо ласки и предоставления им того, в чем нуждается каждый ребенок, им, чтобы как-то их занять, начиная с грудного возраста дают бутылочки с молочной смесью, даже когда они не испытывают чувство голода. Когда проявления физической ласки сведены до минимума, а эмоциональный контакт утрачен, эти дети принимают предлагаемый заменитель любви за то, в чем они действительно нуждаются. Это решительным образом заставляет их идти против своих естественных инстинктов. С первых лет жизни эти дети приучаются принимать пищу, даже когда они не голодны.

Дети приучаются к ожиданию, что они могут получить заменитель всего, в чем они действительно испытывают необходимость. Позднее в жизни они начинают подозревать, что все полученные ими вещи являются заменителями, даже если в действительности это не так. Предложение хорошей работы отклоняется ими, поскольку они рассчитывают получить нечто лучшее. Проявляющие к ним любовь друзья среднего уровня обеспеченности отвергаются ради надежды на знакомство с представителями высших слоев общества. Терзаемый драконом жадности человек не замечает или отказывается от предлагаемых вещей или людей и стремится отыскать в них всевозможные недостатки. Он не любит и не ценит того, что находится в его распоряжении. Находящаяся рядом с ним женщина не проявляет к нему достаточно любви. Предлагаемая хорошая работа не приносит столько денег, сколько ему бы хотелось. Подаренная машина вызывает недовольную гримасу, потому что она не новая и уже успела поездить. Каким-то образом получается, что все, имеющееся в руках жадного человека, теряет для него свою привлекательность. В результате все предлагаемое отвергается в надежде на удовлетворение своей фантазии вещами, обладающими большей ценностью. Когда этого не происходит, такой человек остается ни с чем. Дракон жадности находит это в своей игре наиболее забавным моментом. Жадность порождает в человеке чувство лишенности, обделенности. Их пророчество в отношении того, чего они так боялись, сбывается.

Вместо самоуважения, основанного на естественном проявлении внимания со стороны родителей, люди, испытывающие воздействие дракона жадности, склонны воспринимать внешние заместители как показатель собственного достоинства их личности. В результате у них начинают рождаться следующие мысли: «Что касается меня, я просто обязан иметь эту вещь (объект желания, еду, игрушки). Мне она крайне необходима. Где-то она обязательно должна находиться. Если у меня ее не будет, я, боюсь, этого просто не переживу».

Исследования показывают, что детеныши млекопитающих, лишенные в первые недели жизни родительской ласки, быстро чахнут и погибают, даже если им предоставляют кров и пищу. Дети также инстинктивно понимают, что им необходим этот основополагающий элемент жизни, иначе они погибнут. Когда они подрастают, необходимость в физической ласке продолжает у них сохраняться, но уже не в той определяющей мере, как в первые дни жизни. В грудном возрасте дети хоть в какой-то мере физическую ласку получают, но очень скоро изменяющиеся жизненные обстоятельства прерывают физический контакт полностью. Родители чувствуют себя уставшими или это им просто начинает надоедать, и они по тем или иным причинам отдаляются от ребенка все сильнее.

Большинство детей, однако, обладают настолько мощным инстинктом самосохранения, что вместо постепенного угасания они начинают адаптироваться к новым условиям и воспринимают заменители любви как проявление контакта с родителями. Таким образом, обстоятельства складываются на руку дракону жадности.

Фиксация внимания на недостающих вещах.

Поскольку пораженный драконом жадности ребенок большую часть времени испытывает физический голод или ему не хватает эмоционального тепла со стороны родителей, в нем развивается тенденция фиксировать внимание на том, чего ему недостает, а не на имеющемся в его распоряжении. Когда же он наконец получает предмет своих желаний, он уже слишком истощен или подавлен, чтобы испытывать радость обладания. Таким образом, у него развивается привычка концентрировать внимание на самом чувстве голода и на стремлении заполучить вожделенный предмет или его заменитель, а не на радости обладания им. Кроме того, они развивают в себе привычку идеализировать то, чего им недостает или что было замещено заменителем. Это становится для них образом жизни.

Чувство лишенности и испытываемые естественные желания ведут к развитию в ребенке зависти — желание заполучить то, что имеют другие. Оставаясь неудовлетворенным, испытываемое желание достигает высокой степени интенсивности: ребенку кажется, что предметом его желания обладают все, кроме него самого. Дети более старшего возраста прибегают к различным махинациям, чтобы заполучить то, чем обладают другие, даже если им приходится роли этого идти на применение силы или воровство.

Позднее в людях такого типа развивается тенденция смотреть на мир в полглаза. Дракон фиксирует их внимание только на том, чего им недостает. Когда удача сама идет к ним в руки, они ее не замечают. Они видят лишь то, чего им не хватает. Людям, пораженным драконом жадности, всегда кажется, что где-то в мире трава зеленее, чем та, что растет у них под ногами.

Три рассказа о Драконе жадности.

История Джошуа.

Джошуа, старший из трех братьев и двух сестер, вырос в старом развалившемся доме. Отец Джошуа, разъезжающий торговец, большую часть времени проводил вне дома и по возвращении, заглушая чувство вины, задаривал детей игрушками и сладостями. Его мать, постоянно измученная, истощенная усилиями в одиночку поставить на ноги пятерых детей, позволяла Джошуа вместе с его братьями и сестрами по целым дням просиживать у телевизора. Нередко дети ложились спать голодными. Когда Джошуа исполнилось десять лет, его отец ушел к другой женщине, оставив семью без средств к существованию. Время от времени он появлялся, проводил с Джошуа выходные, задаривал детей игрушками и снова надолго исчезал.



Страница сформирована за 0.72 сек
SQL запросов: 190