УПП

Цитата момента



Не привязывай, если человек душевно не взрослый и отвязываться не умеет.
Пусть пока погуляет на свободе!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«От опоздавшего на десять минут требую объяснения – у него должна быть причина. Наказать накажу, но объяснения должен выслушать. Опоздавшего на минуту наказываю сразу – это распущенность».

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера-2010

Поскольку изменения отвечают самой природе вещей физического мира, упрямство представляет собой неестественное сопротивление этому порядку. В основе упрямства лежит страх, и этот же страх — отнюдь не духовного плана — проповедуется многими религиозными учениями. Упрямство служит лишь препятствием для духовного просвещения, поскольку оно требует сознания открытого и пытливого, а не замкнутого, объятого страхом.

Иногда автоматическим ответом вашего организма может служить обеспечение самозащиты путем нападения и нанесения вреда другим окружающим вас людям. Ваше духовное самосознание представляет собой высший авторитет для вас, для вашей личности. Этот высший авторитет способен отвергать примитивный ответ вашего организма и вместо этого стремиться к коммуникации. Однако в силу своего упрямства вы оказываете сопротивление любому проявлению власти над собой, в том числе и высшему авторитету — собственному внутреннему голосу. Вы можете отвечать этому внутреннему голосу «Ты не смеешь указывать мне, что я должен делать». В вас будет развиваться тенденция игнорировать свой внутренний голос и доносимую им величайшую мудрость. Упрямство будет удерживать вас на примитивном уровне ваших реакций. Такой подход к делу предупреждает всякую возможность развития вашего духовного самосознания.

Как одолеть дракона упрямства.

Упрямство может казаться чудовищем, не поддающимся трансформации, но, как и остальных драконов, его можно одолеть. Однако лучше не набрасываться на него в стремительной атаке, поскольку он лишь глубже уходит в оборону. С упрямством нужно действовать иначе, не нанося ему сокрушительных ударов и не пытаясь уничтожить его в рыцарском поединке. Вы должны ослабить его воздействие тем, что научитесь видеть истинный смысл сложившейся ситуации. Таким образом, страх ваш будет преодолен, и вы сможете осознать, что все, вас окружающее, не несет для вас никакой опасности. Вы обуздаете упрямство добротой и состраданием.

Ценность приводимых ниже разновидностей оружия может показаться весьма сомнительной, поскольку ни одно из них не имеет острого клинка или прочного наконечника, но оно и не предназначено для нанесения смертельного удара. Ваша тактика в обуздании дракона будет заключаться в приобретении умения расслабиться, прислушаться, принять окружающий вас мир, а не пытаться оказывать ему противодействие. Если вы упрямы, перечень приведенных видов оружия может парадоксальным образом напоминать вам список мучительных пыток. В некотором смысле они действительно похожи на пытки. Так и должно быть, поскольку предоставление дракону возможности контролировать ваши действия выглядит очень удобным и заманчивым. В этом случае от вас требуется только выдавать механические ответы и проявлять эгоистическую заботу о самом себе. Нет и никакой ответственности за собственные действия. С другой стороны, дозволяя дракону упрямства использовать вас в личных целях, вы тем самым добровольно отказываетесь от возможности своего дальнейшего роста и значительно сужаете границы своего счастья.

Утверждения, направленные на поражение дракона упрямства.

Я отличный слушатель.

Я всегда пользуюсь удобной возможностью для внесения изменений в свою жизнь, даже если они выглядят довольно болезненными.

Я всегда признаю свою неправоту, что бывает довольно часто.

Я с радостью принимаю советы и предложения окружающих.

Я знаю, что мне делать, и понимание этого дает мне ощущение полной безопасности. Я многому учусь на собственных ошибках. Когда я не прав, у меня хватает смелости в этом признаться.

Я учусь искусству идти на компромисс. Иногда прислушиваться к мнению других людей доставляет мне настоящее удовольствие. Мне нравится делать и узнавать что-то новое. Соглашаясь с людьми, я узнаю для себя много нового и интересного.

Семь видов оружия для уничтожения дракона упрямства.

Оружие первое: учитесь гибкости.

Оружие второе: учитесь говорить «да».

Оружие третье: выражайте свои мысли открыто.

Оружие четвертое: слушайте собеседника с открытым сознанием.

Оружие пятое: примиритесь с существованием авторитетов.

Оружие шестое: приветствуйте происходящие перемены.

Оружие седьмое: умейте признать собственные ошибки и неудачи.

Орудие первое: учитесь гибкости.

Если вы упрямы, вашему мыслительному процессу свойственна та же негибкость, которая отличает и ваши поступки. Подобная несгибаемость служит характерной особенностью и вашего физического тела. Следовательно, вам необходимо научиться гибкости во всех этих трех областях: в мыслительном процессе, в вашем поведении и в состоянии вашего тела.

Относительно негибкого мышления очень хорошо подходит одна известная фраза: «Сознание — как парашют: действует только, когда оно открыто». Под открытостью сознания понимается принятие вами возможности того, что предлагаемая вам концепция может быть справедливой и иметь право на существование. Это, конечно, вовсе не означает, что, обладая открытостью сознания, вы должны безоговорочно принимать все, что вам говорят. Нет, вам следует лишь тщательно взвесить идею, заранее ее не отвергая.

Как-то я проходил занятия у одного дзен — буддийского духовного наставника, очень плохо объяснявшегося на английском языке. Он обычно говорил — в обычной для дзен-буддизма манере: «Держите сознание в состоянии "я не знаю"». Это означает, что не следует делать скоропалительных выводов и думать, будто вы автоматически что-то знаете. Может быть, в предложенной вам идее есть нечто новое и свежее, о чем прежде вы просто не думали. Будьте ближе к тому, что вас окружает, и тогда вы обретете более тонкую связь с истинной природой вещей. Когда вы считаете, будто уже знаете, о чем вам говорят, или закрываете свое сознание для восприятия новых возможностей, вы костенеете в своем развитии и останавливаете свой внутренний рост.

Гибкость вашего тела оказывает постепенное воздействие на гибкость вашего сознания. Столь же справедлива и обратная взаимосвязь. Упрямство делает ваше тело напряженным, одевает его в защитную оболочку. Ваша подвижность существенно ограничивается. Развивая подвижность своего тела, вы расширяете свои возможности адекватного ответа на все изменения, которые неизбежно предлагает вам жизнь. В этом состоит одна из основных идей военного искусства. Если вы оказываете сопротивление наносимому удару, вы рискуете получить травму. Если вы обладаете достаточной подвижностью, чтобы уклониться от него, вы приобретаете преимущество. Энергия атакующего может быть использована против него самого.

Оружие второе; учитесь говорить «да».

Чем большей гибкостью вы обладаете во всем, что вы делаете, тем чаще вы говорите «да» окружающим вас людям. Вы испытываете на себе новые вещи, пробуете новую пищу и знакомитесь с новыми местами. Вы ведете полноценную жизнь. Упрямство резко ограничивает окружающий вас мир и разрушает многие благоприятные возможности его познания. Когда вы держите ваше сознание в состоянии «я не знаю», вы открываете для себя возможность исследований, приключений и дальнейшего развития. Распрощавшись с упрямством, вы сумеете добиться в жизни гораздо большего, нежели в компании чудовища.

Говоря «да» в ответ на предложения окружающих, вы подходите к неисчерпаемому источнику возможностей преуспевания в жизни. Если вы стоите у власти над окружающими, среди ваших подчиненных всегда найдутся люди, обладающие большими знаниями, поскольку они способны воспринять проблемы, лежащие вне вашего восприятия. Прислушиваясь к их советам, говоря «да» в ответ на предлагаемые ими перемены, вы можете изменить невыгодную для вас, зашедшую в тупик ситуацию и сделать ее благоприятной, выигрышной для общего дела.

Оружие третье: выражайте свои мысли открыто.

Нередко искусственное замедление хода события служит маскировкой упрямства. Вы можете обещать что-то сделать и впоследствии избегать выполнения обещанного. К примеру, вы можете никогда не убирать за собой разбросанные вещи. Вы соглашаетесь с просьбами домашних сложить все на место, но от этого в вашей комнате ничего не меняется. Будьте осторожны: есть вероятность, что на вас оказывает воздействие дракон упрямства. Ваши поступки открывают его тайное присутствие. «Я сам знаю, что мне делать», — вот какая мысль лежит в основе вашего поведения. Вам необходимо научиться с самого начала говорить правду. Скажите своим домашним: «Я не хочу убирать свои вещи». Это будет начальный этап для последующего разговора, но самое главное — правду вы сказали, дальше открываются возможности для достижения какого-то компромисса.

Если вы упрямы, вам необходима практика в общении с людьми. Вам нужно научиться ясно выражать свои чувства, особенно переполняющие вас страхи. Вас никто не оттолкнет, но необходимо научиться делать это осторожно и очень неторопливо.

Оружие четвертое: слушайте собеседника с открытым сознанием.

Молчание упрямства — это самый страшный его атрибут. Молчаливая оппозиция способна привести к конфликту, который может продолжаться в течение долгого времени без намека на его разрешение. Молчаливое обращение с человеком — отказ его выслушать — иногда является проявлением чистейшего упрямства. (Это может также исходить и из склонности к мученичеству и использоваться в качестве средства наказания.) Если вы упрямы, нет ничего удивительного в том, что у вас может развиваться тенденция к утрате способности слушать окружающих. Неспособность вникать в то, что вам говорится, является результатом многолетней практики невосприятия обращенных к вам слов. Напряженно стиснутые зубы нарушают чувствительную внутреннюю структуру вашего среднего уха. Если вы хотите быть хорошим слушателем в зрелом возрасте, учитесь слушать, когда вы еще молоды.

Оружие пятое: примиритесь с существованием авторитетов.

Чему вы сопротивляетесь, тем вы и становитесь. Если у вас развивается привычка оказывать сопротивление давящему на вас авторитету, со временем вы сами превращаетесь в такого же притеснителя. Вы становитесь авторитетом, оказывающим давление на окружающих. Возможно, именно это увидеть вам будет труднее всего. Для вас, человека упрямого, авторитет или проявление власти является врагом номер один. Что же происходит, когда вы становитесь представителем авторитетного начала? Вы развиваете в себе тенденцию видеть в каждом несогласном с вами своего врага.

Если вы находитесь под воздействием дракона упрямства, в вас отсутствует ощущение собственного авторитета, и это только усиливает ваш страх.

Чтобы избавиться от упрямства, вы должны принять существующие авторитеты. Сначала развейте в себе способность прислушиваться к своему внутреннему голосу — вашему личному авторитету. Это создаст вам ощущение прочности и стабильности, являющихся основой вашей внутренней сущности. Когда вы почувствуете себя в безопасности, вы сможете соответствующим образом воспринять и проявление внешних авторитетов, поскольку они уже не представляют для вас опасности. У вас есть внутренняя уверенность в собственных силах. И когда регулировщик уличного движения указывает вам, как лучше проехать опасный участок дороги, вы поступаете согласно его указаниям, не испытывая внутреннего сопротивления. Вы уже не опасаетесь утратить ощущение собственной цельности по такому пустяку, поскольку привыкли прислушиваться к голосу внутреннего собственного авторитета.

Оружие шестое: приветствуйте происходящие перемены.

Известная пословица утверждает, что «только одна вещь постоянна в этом мире — его переменчивость». Изменения в окружающем мире встречаются на каждом шагу, друзья и родственники уходят, соседи переезжают на новое место, машины изнашиваются, на работе происходят перемещения сотрудников и бывшие одноклассники становятся взрослыми людьми. Стремясь как-то избежать беспокойства, которое способны причинять вам происходящие перемены, вы можете попытаться спрятаться за ставшие вам привычными старые вещи и укоренившиеся традиции. Вы испытываете привязанность к старым прическам, одежде, музыке, развлечениям, манере поведения и системе верований. Пытаясь предотвратить происходящие вокруг вас перемены, вы накрепко цементируете свой внутренний мир, стремясь оградить его от всепроникающих изменений. Результаты подобных усилий очень болезненны. Вы с ужасом наблюдаете за появляющейся в волосах сединой. Вы испытываете боль сами и поселяете ее в сердцах людей, любящих вас больше всего на свете.

На каком-то длительном этапе времени сопротивляться происходящим переменам оказывается бесполезным. Перемены следует не только принимать, но и желать их прихода, как вы желаете видеть растущими своих детей или посаженных вашей рукой деревьев. Если вы человек действия, вы должны приветствовать изменения в своей жизни и понимать, что, какими бы болезненными они ни были, они всегда несут с собой и нечто хорошее.

Джек думал, мир перевернется, когда узнал о смерти своего родного брата, покончившего жизнь самоубийством. Это событие внесло в жизнь Джека необратимые перемены. Что бы он ни делал, он не мог вернуть брата. Потрясение оказалось для него настолько сильным, что в течение нескольких месяцев он не в силах был зайти в комнату брата или притронуться к его вещам. Ему вообще не нравились перемены в жизни, а эту он категорически отказывался принимать.

Отчаяние его было столь велико, что он был вынужден обратиться за помощью к специалистам. Под руководством консультанта он начал примиряться со смертью брата. Он прошел через всю гамму классических в данном случае чувств: отрицание происшедшего, ощущение собственной вины за случившееся, гнев и наконец принятие свершившегося факта. Постепенно он нашел в себе силы разобраться в вещах брата и избавиться от тех, что доставляли ему особенно болезненные воспоминания. Позднее он оказался готовым и к более серьезным переменам. Он продал дом и переехал в соседний, более привлекающий его район. С изменением жизненных перспектив он начал отдавать себе отчет и в том, что работа уже не приносит ему удовлетворения. Он решил дать колесу перемен вращаться полным ходом и, поступив на новое место работы, познакомился там с Маргарет — с женщиной, с которой они впоследствии поженились. По мере привыкания к происходящим вокруг него переменам Джек приобрел и способность увидеть то, как бессистемный, спонтанный образ жизни его матери явился результатом его склонности к лишенному каких-либо перемен существованию. Так, косвенным образом, самоубийство: брата помогло Джеку открыть для себя новую жизнь.

Оружие седьмое: умейте признать собственные ошибки и неудачи.

Если вас ведет за руку дракон упрямства, вы терпеть не можете признания ошибочности собственного выбора. Вы стараетесь всем и каждому доказать свою правоту. Вот почему вы так часто выбрасываете большие деньги на дурно прошедшее мероприятие, организатором которого вы являлись. Вы не желаете вовремя изменить принятое решение, и ваше предприятие оказывается на грани банкротства. Вы не отдаете приказ об отступлении войскам и тем самым обрекаете их на верную гибель. После ссоры вы отказываетесь от восстановления отношений с человеком, даже если продолжаете его любить. Вы не можете отказаться от принятого вами решения, потому что при этом вы потеряете собственное лицо. Подобная политика не только чрезвычайно болезненно отражается на окружающих, но приносит ненужные мучительные страдания и вам самому. Спасти собственное лицо в данном случае означает лишь спасти ложное чувство личной целостности. Это спасенное лицо является только фасадом вашей истинной сущности и, что еще хуже, дает о вас ложное представление. Признание собственной ошибки служит для вас решающим моментом в избавлении от упрямства. Это означает необходимость взглянуть в глаза собственному страху. Если и есть нечто действительно трудно выполнимое, то это признание вами факта, что ваша упрямая манера поведения основана на страхе, а не на внутренней силе. Этот поступок достоин по-настоящему храброго человека. Признание допущенной ошибки дает возможность ее уладить, возобновить прерванные отношения, сэкономить деньги и даже спасти человеческие жизни.

Признание неудачи ведет к внутреннему росту, поскольку именно из ошибок мы извлекаем лучшие уроки. Если бы дело обстояло иначе и чудовище упрямства руководило, к примеру, действиями ребенка, он так никогда и не научился бы ходить, потому что неизбежные неудачи и падения при учебе означали бы для него провал всего начинания. Чтобы спасти свое лицо, ребенку пришлось бы только сидеть до конца своей жизни. Это, конечно, граничит с абсурдом, но упрямство нередко толкает человека на действия столь же безрассудные.

Семь упражнений, направленных на обуздание дракона упрямства.

Упражнение первое: идентифицируйте свои страхи.

Упражнение второе: идентифицируйте скованность своего тела.

Упражнение третье: учитесь слушать.

Упражнение четвертое: следуйте указаниям лидера.

Упражнение пятое: признайте свои ошибки.

Упражнение шестое: научитесь плавности и податливости.

Упражнение седьмое: откажитесь от ставших привычными моделей поведения.

Упражнение первое: идентифицируйте свои стражи.

Это письменное задание. Цель его состоит в том, чтобы нащупать нити скрывающегося в вас страха.

Определите для себя ситуацию, связанную с какими-либо переменами, предотвратить которые вы не в состоянии. Составьте перечень всех наихудших вариантов либо последствий, которые только приходят вам в голову, проистекающих из складывающейся ситуации. Когда полный перечень будет у вас перед глазами, вы увидите образец, отражающий ваш страх, порождаемый данной ситуацией.

Например, определяемая вами ситуация связана с переездом компании, в которой вы работаете, в новое помещение. Запишите, что именно вызывает у вас в данном случае наибольшие опасения. Затем проследите, чем обоснованы ваши опасения, какие негативные моменты составляют суть ваших страхов. Не сосредоточивайте на них свое внимание, просто отразите их на листе бумаги.

Упражнение второе: идентифицируйте скованность своего тела.

Сядьте в удобное кресло, расслабьтесь и, после нескольких глубоких вдохов, начните определять области своего тела, где вы ощущаете напряжение. Обычно такими зонами наибольшего напряжения являются мышцы челюстного аппарата, шеи, спины, ягодиц и ног. Выберите одну из зон и сфокусируйте на ней свое внимание. Мысленно опишите границы этой зоны, ее форму, температуру, цвет и строение, внимательно переходя от одной детали к другой. Когда вы научитесь успешно описывать данную область своего тела, сделайте подход к делу более творческим. Позвольте словам произвольно рождаться в вашем сознании вместе с мысленными образами и картинами, связанными с этим участком вашего тела. Если это удается вам достаточно легко, переведите мысленный взор на другой участок и снова понаблюдайте за спонтанно возникающими в вашем сознании образами. Эти сменяющие друг друга видения всегда имеют непосредственную связь между ощущаемым вами беспокойством или страхом и конкретной областью вашего тела, на которой сфокусировано ваше внимание. Видения могут быть связаны с конкретными воспоминаниями или могут представлять собой более абстрактные, символические образы. Возможно, во время выполнения этого упражнения у вас в сознании всплывут какие-то лица или имена, имевшие отношение к ранним годам вашей жизни. Все эти видения могут рассказать вам историю того, как дракон упрямства все крепче принимал вас в свои объятия.

Упражнение третье; учитесь слушать.

Для этого упражнения вам понадобится партнер. Сядьте друг напротив друга, и пусть ваш партнер рассказывает о том, что именно затрудняет ему общение с вами. Обычно это как раз те вещи, слушать которые вы отказываетесь. Каждые две-три минуты повторяйте все, что услышали, включая и чувства, описываемые вашим партнером. Не пытайтесь оспаривать или обсуждать точку зрения вашего партнера: это также является частью упражнения. Просто повторяйте его слова, стараясь вникнуть в их суть и дополняя их фразой «Я понимаю». Например, повторенная вами фраза может иметь вил: «Я понимаю, так причиняю тебе огорчения, так как не люблю проводить время с твоими друзьями или не хочу пригласить их к нам на обед. Это заставляет тебя думать, что я тебя недооцениваю». Если это упражнение покажется вам слишком трудным, начните его выполнение с предмета, не касающегося проблем ваших взаимоотношений. Вы можете работать по программе, составленной для себя лично.

Упражнение четвертое; следуйте указаниям лидера.

В течение дня или хотя бы половины дня, не оказывая сопротивления, следуйте указаниям партнера, которому вы доверяете. Партнер должен делать вам предложения, разбивающие обычную манеру ваших взаимоотношений. Предложения могут включать в себя те виды деятельности, на которые вы обычно отвечаете «нет». Смысл упражнения состоит в том, чтобы внимательно понаблюдать за вашими чувствами и внутренней реакцией организма, когда вы говорите «да» в ответ на сделанные вам предложения. Если работающий с вами человек является вашим сексуальным партнером и его предложения включают в себя секс, делайте то, о чем он/она вас просит, чтобы понаблюдать свою реакцию на предлагаемые перемены. Попытайтесь расширить свои границы. Очень важно установить, где именно они проходят.

Разновидностью этого упражнения может служить день, посвященный совершенно новым для вас видам деятельности — вещам, которыми вы обычно не занимаетесь. Это не требует наличия партнера.

Упражнение пятое: признайте своя ошибки.

Это еще одно письменное упражнение. Составьте перечень всех крупных, совершенных вами ошибок, которые только сможете вспомнить. Или же вы можете ограничиться перечнем ошибок, совершенных вами в течение последнего года. Обратите внимание на то, что, совершая их, вы не послушались данного вам совета. Какими оказались последствия? Вспомните моменты, когда у окружающих рождались более подходящие представления, которыми они пытались поделиться с вами. Вспомните случаи, когда вы отказывались послушаться своего внутреннего советчика. К чему это приводило?

Упражнение шестое: научитесь плавности и податливости.

Найдите тихое место, где в течение некоторого времени вас никто не будет беспокоить. Сядьте в кресло, держа спину прямой, а руки и нога свободно опущенными. Закройте глаза и представьте перед своим мысленным взором бегущий ручей. Сконцентрируйте на нем свое внимание. Представьте себя плывущим по течению листом и прочувствуйте, как вас несет поток воды. После этого представьте себя птицей, летящей в середине стаи. Двигайтесь вместе со стаей, не пытаясь контролировать направление ее полета. Представьте себя рыбой в составе большого рыбьего косяка или волком, бегущим в стае по занесенной снегом равнине. Используйте любой привлекающий вас образ и научитесь следовать постоянно изменяющимся, незапланированным курсом. Проделайте это упражнение несколько раз.

Упражнение седьмое; откажитесь от ставших привычными моделей поведения.

Целью этого упражнения является ослабление привязанностей, прочно удерживающих страдающих упрямством людей. Отметьте для себя устойчивые модели поведения или жизненных ситуаций, с которыми вам особенно не хотелось бы расставаться, чтобы попробовать что-нибудь новое. Обратите внимание на чувство, возникающее в вас при необходимости изменить свои привычки. Что это: раздражение, страх, облегчение? Попробуйте в середине дня изменить намеченные планы — просто так, чтобы посмотреть, каков будет результат. Особого эффекта вы добьетесь, если внимательно прислушаетесь к предложениям своего внутреннего голоса. Рассматривайте этот голос как собственную интуицию.

Заключение.

Дракон упрямства берет свое рождение из страха перед внезапными переменами, безжалостной эксплуатации и вреда, причиненного в детстве чрезмерным контролем. Как и остальные чудовища, дракон упрямства может быть уничтожен, только если вы осознаете его как своего врага. Только на вас лежит ответственность за ослабление его воздействия на вашу личность. Это замечание особенно справедливо по отношению именно к этому дракону, поскольку никто из окружающих не может посоветовать упрямому человеку избавиться от упрямства. Если вы отшвырнете от себя чудовище, вы нисколько не станете от этого слабее. Наоборот, вы приобретете силу и могущество, каких еще не знали в жизни. Их подарит вам уже: сама природа поединка с драконом и победа над ним.

Глава десятая. Динамика развития взаимоотношений контролируемых драконом и свободных от его воздействия

Установление истинных контактов.

В предыдущих главах рассказывалось, как действует каждый из драконов: его развитие, возобладание над человеком и воздействие, оказываемое им во всех областях жизни. Здесь же указывались уязвимые места чудовищ и шаги, направленные на превращение негативного влияния драконов в положительные моменты и силу, которую он способен дать человеку.

В настоящей главе рассматривается взаимодействие драконов двух человек в динамике развития их отношений. Это взаимодействие и игрища, устраиваемые драконами во взаимоотношениях людей, имеют самые печальные последствия в развитии человеческого общества. Без драматических развязок, привносимых драконами в отношения людей, в мире не было бы войн, политических переворотов, убийств, экзекуций, лжи, насилия, преступлений, грабежей, подавления человека человеком и всех тех несчастий, от которых так страдает наше общество на всем протяжении своего относительно недолгого существования.

Изменение взаимоотношений.

По мере созревания человеческого общества границы сферы влияния драконов постепенно сужаются, а степень их воздействия существенно уменьшается. Даже сейчас, когда на планете продолжают бушевать войны локального значения, такой способ разрешения возникающих проблем уже не считается столь же действенным и приемлемым, как это было прежде. Имея в виду исторический аспект развития человеческого общества, в настоящее время права человека имеют первостепенное значение в жизни всей планеты. Было время, когда само понятие права человека не могло присутствовать в сознании людей. Это постепенное просветление человеческого сознания оставляет все меньше возможностей для козней и маневров драконов. Сфера их прежнего влияния значительным образом сокращена благодаря созреванию новой системы человеческих ценностей — пусть даже это созревание происходит чрезвычайно медленно.

Тем не менее драконы вовсе не желают оставлять своих позиций. Они окапываются все прочнее, становятся более изощренными в своих действиях и все лучше маскируются, приноравливаясь к уровню зрелости человеческого общества. К примеру, дракон жадности уже может не демонстрировать такую алчность к захвату новых территорий, накоплению денег или власти, зато его ненасытность все больше переносится на отношения между людьми. Дракон высокомерия уже не столь явно демонстрирует свое присутствие в выставлении на всеобщее обозрение роскошных машин и украшений, а старается спрятаться под маской притворного равнодушия и ложной скромности.

В каждой из глав определенное место было отведено описанию манеры поредения дракона на высших уровнях зрелости человека. В настоящее время основным показателем в истории нашего развития и являются именно эти — юношеский и взрослый — уровни человеческой зрелости.

Настоящая глава имеет большое значение, поскольку главной сферой деятельности драконов в будущем окажутся отношения между людьми. По мере возрастания стремления людей к установлению и развитию связей друг с другом драконы все активнее будут пытаться противодействовать их усилиям. Полем боя становится область человеческих взаимоотношений. Следовательно, чем больше вы узнаете о способах ведения войны драконами, тем лучше подготовлены будете и для вступления с ними в борьбу, и для оказания помощи тем, кто пытается отыскать свою дорогу к истине.

В этой главе приводятся описания типичных действий драконов в отношениях между людьми. Вы можете встретить здесь знакомые сценарии, главными действующими лицами которых будете выступать вы сами, ваши друзья, члены ваших семей или знакомые. Отнеситесь к прочтению описаний с юмором, без чувства расстроенности или подавленности. Драконы очень не любят, когда вы смеетесь над собой. Ваше отделение от них и непредубежденность нарушает все их планы. Они с большим удовольствием наблюдают за вашим отчаянием, раздражением, страхом, печалью, наслаждаются испытываемым вами чувством вины и стыда. Поэтому чем чаще вы насмехаетесь над собственными человеческими слабостями, тем дальше вы уходите от страданий и борьбы, навязываемых вам драконами.

Здесь приводятся двадцать восемь возможных сочетаний драконов, и в каждой комбинации имеются лежащие в ее основе заблуждения и ошибки. Ни в одной из комбинаций нет ничего хорошего, поэтому приводимые ситуации выглядят так малопривлекательно. Они знакомят вас с деятельностью драконов, которой вам следует всячески избегать в жизни. Описываемые сценарии дают вам ясное представление о манере поведения драконов. Отголоски сценариев могут присутствовать и в вашей жизни, а если вы приглядитесь, вы непременно обнаружите рядом с собой людей, активно работающих над привнесением в свою жизнь всех этих разрушительных тенденций в самой тяжелой форме их проявлений. Используйте полученную информацию для выявления приводимых моделей в развитии ваших собственных отношений с окружающими и применяйте описанные в книге приемы для искоренения в своей жизни подобных моделей поведения. Имейте, однако, в виду, что вам не удастся освободить своего партнера от терзающего его дракона; вы можете избавиться только от своего собственного.

Освободиться можно от любой комбинации драконов, нужно лишь набраться терпения, большого желания и самодисциплины. Заключительная часть этой главы посвящена отношениям, свободным от воздействия драконов, установлению истинного контакта между людьми, на чем и будет строиться будущее человечества.

Четыре основные формулы взаимоотношений драконов.

Формула первая.

В установлении партнерских отношений обычно участвует один человек, испытывающий воздействие дракона с узким полем зрения, и второй — испытывающий воздействие чудовища с широким полем зрения, то есть люди, склонные к саморазрушению, самоуничижению и мученичеству, вероятнее всего образуют пару с людьми, терзаемыми драконом жадности, высокомерия или нетерпеливости. Кроме того, каждый из них с большой долей вероятности способен составить пару с драконом упрямства.

Формула вторая.

По общему принципу родители чаще всего взращивают в ребенке дракона, свойственного и им самим, что определяется фактором ролевого моделирования. У упрямых родителей растет упрямый ребенок, у жадных — жадный и так далее. В результате позднее в жизни человек тяготеет к выбору партнера для отношений, контролируемому тем же драконом, что терзает и его самого. Испытывающий воздействие дракона жадности человек зачастую выбирает для своих отношений партнера, также контролируемого драконом жадности.

Под воздействием одного и того же дракона люди склонны переносить свойственный им подход к делу на своего партнера. Поскольку они — пусть даже подсознательно — отлично знают модель поведения собственного дракона, они склонны видеть ту же модель в поведении своего партнера и обвинять его в том, что присуще им самим. Это, как правило, ведет за собой взаимные обвинения. К примеру, двое упрямых людей никогда не устают обвинять друг друга в упрямстве, хотя никаких улучшений в их отношения это не приносит.

Формула третья.

Как уже говорилось, все драконы разбиты на три пары: высокомерие и самоуничижение, нетерпеливость и мученичество, жадность и саморазрушение. Партнеры, имеющие противоположных по паре драконов, также испытывают тенденцию переносить собственный подход к делу на своего партнера. К примеру, когда один из людей пребывает под воздействием дракона самоуничижения, а другого контролирует дракон высокомерия, оба они страдают от заниженного самоуважения. Каждый из них ясно видит это заниженное самоуважение в своем партнере и использует это чувство для постоянных обвинений или нападок.

Формула четвертая.

Люди зачастую испытывают тяготение к партнерам по браку, друзьям или знакомым, находящимся под воздействием того же дракона, что и один из их родителей. Такой подход справедлив по двум причинам:

Во-первых, модель поведения является для них уже знакомой. Следовательно, человек подсознательно знает, чего ему ожидать от своего партнера. Поскольку же любовь и внимание ассоциируется в его сознании именно с этой моделью поведения, он рассчитывает снова встретить их проявление у человека с той же ролевой моделью. К примеру, человек, склонный к мученичеству, зачастую испытывает привязанность к людям упрямым. Почему? Потому что люди мученического типа нередко воспитывались несговорчивыми, непоколебимыми родителями, подавлявшими в них чувство независимости. Однако временами родители все же проявляли любовь к своему ребенку. В своих упрямых партнерах мученик видит образец поведения людей, иногда даривших ему любовь.

Во-вторых, люди всегда пытаются довести до конца начатое их родителями или воспитателями. Они подсознательно выбирают себе в Друзья или в супруги тех, кто снова выдвигает перед ними дилеммы, прежде выдвигаемые их родителями, чтобы они могли либо избавиться от них, либо окончательно на них зафиксироваться. К сожалению, этот принцип срабатывает не всегда.

К примеру, люди, терзаемые драконом самоуничижения, зачастую привязываются к людям с драконом высокомерия, поскольку самоуничижители обычно вырастают у высокомерных родителей. Поскольку люди высокомерные проявляют склонность к жесткой критике окружающих, их дети нередко вырастают самоуничижительными.

Выбирая себе в качестве партнера человека высокомерного, самоуничижитель подсознательно рассчитывает, что на этот раз он будет способен преодолеть направленный на него критицизм и почувствует себя наконец полноценной личностью.

Обычные комбинации драконов в отношениях родитель — ребенок.

Ниже приводится перечень комбинаций родитель — ребенок, наиболее типичных для вышеперечисленных формул. Эти же комбинации родитель — ребенок зачастую повторяются и в формировании отношений во взрослом возрасте. Тем не менее возможно и существование любых сочетаний двух драконов.

Родители с драконом высокомерия.

Ребенок с драконом самоуничижения: категоричные родители могут быть чрезвычайно критически настроены по отношению к своему ребенку. Если ребенок чувствует, что никогда не сможет соответствовать предъявляемым к нему требованиям, он приобретает склонность к самоуничижению.

Ребенок с драконом мученичества: требовательность высокомерных родителей в сочетании с их критической настроенностью может перешагивать всякие границы. Их любовь определенно будет условной. Такие родители не хотят, чтобы ребенок беспокоил их своим поведением, особенно на каких-либо общественных мероприятиях. Ребенок учится понимать, что от него постоянно требуется «хорошее» поведение, независимо от того, что он в данный момент чувствует. Такая модель взаимоотношений создает великолепные условия для развития в ребенке склонности к мученичеству.

Ребенок с драконом высокомерия: когда родители настроены к нему критически, ребенок чувствует, что должен стараться отвечать их требованиям. Он может перенять критическую манеру поведения родителей и проявить стремление к тому, чтобы стать безупречным во всех отношениях, всячески скрывая свои слабости, чтобы избежать обнаружения их родителями. Так ребенок сам становится высокомерным.

Родители с драконом самоуничижения.

Ребенок с драконом нетерпеливости: здесь сценарий развития схож со взаимоотношениями нетерпеливого ребенка и склонных к мученичеству родителей. Хроническое проявление родителями самоуничижения способно довести ребенка до отчаяния и нетерпимости к коварству со стороны родителей. Самоуничижение ведет родителей к сужению границ их собственного мира. Ребенок чувствует, что его окружает множество вещей, которыми он мог бы заняться, мест, где он мог бы побывать, и людей, с которыми он мог бы познакомиться. Он чувствует себя пойманным в ловушку и лишенным приобретения жизненного опыта своими всего боящимися родителями. Он торопится сделать как можно больше; в нем нарастает нетерпеливость.

Ребенок с драконом самоуничижения: не обладающие чувством самоуважения родители не способны привить это чувство и своему ребенку. Они ощущают свою неполноценность в качестве воспитателей. Неполноценным привыкает чувствовать себя и ребенок.

Родители с драконом нетерпеливости.

Ребенок с драконом упрямства: нетерпеливые родители постоянно подгоняют ребенка. Это вызывает у ребенка боязнь перемен — отличительную черту упрямства.

Ребенок с драконом мученичества: нетерпеливость родителей порождает в ребенке ощущение загнанности в угол. Это ощущение легко приводит ребенка к мученичеству, особенно если его родители отличаются несдержанностью и требуют от него «хорошего» поведения.

Ребенок с драконом нетерпеливости: ребенку не составляет труда воспитать в себе нетерпеливость, если она лежит в основе поведения его родителей или насаждается самим стилем окружающей его жизни.

Родители с драконом мученичества.

Ребенок с драконом нетерпеливости: у родителей-мучеников зачастую вырастают крайне нетерпеливые дети. Во-первых, ребенок чувствует себя пойманным в западню манерой поведения своих родителей. А во-вторых, в нем обычно разжигаются нетерпеливость жалобы и неизменная демонстрация страданий его родителей-мучеников. Особенно быстро ему это надоедает, если родители постоянно заставляют его испытывать чувство вины. Наградой за старания родителей служит выращенный ими нетерпеливый ребенок.

Ребенок с драконом мученичества: подобная комбинация получается в случае, если ребенок отождествляет себя с жертвенным настроением своих родителей.

Родители с драконом жадности.

Ребенок с драконом самоуничижения: жадные родители склонны обвинять каждого в собственной ненасытности и несчастий. Если их обвинения распространяются и на ребенка, тот не может им не верить и чувствует себя не в состоянии сделать своих родителей счастливыми. Прибавьте сюда и тот факт, что жадные родители скупы на похвалу, и вот вам уже готова почва для развития в ребенке склонности к самоуничижению.

Ребенок с драконом мученичества: жадные родители ничего не дают просто так. Испытывая эмоциональный голод, осаждаемые собственными нуждами и желаниями, они зачастую рассматривают своего ребенка как помеху или даже соперника в оказываемом им внимании. Они хотят видеть ребенка максимально нетребовательным, «хорошим» и полностью им послушным. Уступчивый ребенок стремится сделать все, чтобы добиться их одобрения, и превращается в беспрекословную жертву или мученика.

Ребенок с драконом саморазрушения: жадные родители нередко физически и эмоционально оставляют своих детей в погоне за собственными наслаждениями. Если свои редкие моменты нахождения с ребенком они сопровождают наказанием, в душе ребенка готова почва для укоренения дракона саморазрушения. Значительно чаще жадные родители оставляют ребенка на милость своих безжалостных заместителей, что приводит к тем же плачевным результатам.

Ребенок с драконом жадности: жадные родители не способны что-либо давать. Наоборот, они предоставляют ребенка самостоятельным поискам того, что он хочет. Жадность основывается на ощущении покинутости. Вот почему она переходит из поколения в поколение.

Родители с драконом саморазрушения.

Ребенок с драконом жадности: поскольку склонные к саморазрушению родители так часто покидают своих детей физически и эмоционально, они тем самым подготавливают отличные условия для того, чтобы их дети росли постоянно голодными, ненасытными — прямыми кандидатами в жертвы дракону жадности.

Ребенок с драконом саморазрушения: склонные к саморазрушению родители своими избиениями, наказаниями, оскорблениями или поспешным оставлением ребенка готовят великолепные условия для зарождения и в нем склонности к саморазрушению.

Родители с драконом упрямства.

Ребенок с драконом мученичества: упрямые родители своей неспособностью идти на компромисс и неуклонными требованиями того, чтобы все было сделано в соответствии с их желаниями, создают в ребенке ощущение загнанности в угол. Он либо еще не способен выразить свои чувства, оказывается втянутым в суровую борьбу с родителями, выйти победителем из которой он не может. Он становится податливым, поскачку только такая стратегия способна дать ему возможность выжить в столкновении с жесткой, несгибаемой патетикой родителей.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 191