АСПСП

Цитата момента



Жизнь дается тебе один раз, и надо прожить ее так, чтобы каждый встречный ребенок мог сказать тебе: "Здравствуй, папа!"
Здоровья вам!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



«От опоздавшего на десять минут требую объяснения – у него должна быть причина. Наказать накажу, но объяснения должен выслушать. Опоздавшего на минуту наказываю сразу – это распущенность».

Сергей Львов. «Быть или казаться?»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d4097/
Белое море

Иногда люди, остановившиеся на стадии развития юноши или подростка, склонны считать, что люди взрослые ведут себя так, будто не любят друг друга, поскольку не выказывают особой привязанности в своих отношениях. Переживая последствия разрыва романтических отношений, юноша приходит в негодование в ответ на мудрое замечание родителей: «Ничего, переживешь. Ты еще молод». У взрослых философский взгляд на отношения между людьми. Они остро ощущают непостоянство жизни и готовы ко внезапным переменам, особенно связанным со смертью или переменой места жительства. Взрослые люди горько переживают утрату, но лишь еще с большим упорством погружаются в повседневные обязанности.

В общении они поддерживают твердый длительный зрительный контакт с собеседником.

Примеры: некоторые из пользующихся нетрадиционными методами целители; чудаки и эксцентрики; философы; духовные наставники; огромное количество самых обыкновенных людей, стремящихся к духовному росту; любители природы; заботливые врачеватели животных; люди, обладающие способностью общения с природой; очень немногие из мировых лидеров, способных видеть дальше границ своей местной политики; некоторые из сторонников движения за экологию, имеющих конструктивные планы и способность видения общемировых проблем; музыканты, художники и писатели, создающие не подвластные времени шедевры: Марк Твен, Джон Майор, Уолт Уитмен.

Примеры стран со значительным процентом взрослых людей среди общего числа населения: Исландия, Швейцария, Финляндия, Голландия, Швеция, Дания, отдельные регионы России и Соединенных Штатов Америки. Ориентирующиеся на уровень развития взрослого человека страны чаще стремятся поддерживать нейтралитет в международных конфликтах. Люди взрослые присутствуют в населении каждой страны. Составляют они примерно одну десятую часть общего населения планеты. Где бы они ни жили, они повсюду стремятся объединиться в многочисленные сообщества единомышленников.

Шестая стадия: почтенный старец.

Возраст: не имеет определенных границ. Некоторые люди никогда не достигают уровня развития старца, а иные, наоборот, поднимаются до него в очень раннем возрасте. Эти люди не имеют драконов, с которыми им приходилось бы вступать в противоборство. Они слишком заняты внесением вклада в развитие человечества.

Мировоззрение: «мы», «когда вижу тебя, я вижу себя самого». Для них не существует стоящих на повестке дня личных проблем. «Мне безразлично, что со мной будет, но не потому, что я себя не люблю, а потому, что у меня нет никакого страха. Когда я служу своему брату, я служу себе».

Способности: старцы обладают опытом, мастерством и талантом. Выполнение работы дается им без усилий. Они производят впечатление людей, обладающих спокойной силой, уверенностью в себе и могут найти подход к каждому. Они производят на окружающих успокаивающее действие, и их присутствие вносит в напряженную ситуацию разрядку Они обладают естественным авторитетом, и люди с уважением прислушиваются к их словам, Они способны сдвинуть горы, если это необходимо для достижения ими своих целей. Но цели их всегда альтруистичны. Драконы не оказывают на них никакого влияния,

Мысли и эмоции; старцам доступны все уровни ментального функционирования. Они поддерживают строгий баланс между своими чувствами, разумом и действиями. Они обладают загадочным шестым чувством, позволяющим им познавать вещи, не поддающиеся объяснению. Они предощущают будущее и проявляют развитую интуицию. Они все знают о людях, даже о тех, с которыми им не доводилось встречаться. Они обладают истинной мудростью и заинтересованы только в правде.

Акцентирование внимания: устремления старцев направлены на привнесение добра в сообщество людей. Они отлично знают свои возможности, но их внимание сосредоточено не на самих себе. Мотиватором для них служит прекращение человеческого страдания и повышение уровня духовного развития. Они добры, но тверды в своих намерениях, спокойны и уверены в себе.

Деятельность: обычно — филантропия и наставничество, однако они способны выполнять любую работу.

Ценности: свобода и счастье грядущих поколений. Они трудятся на благо мира на Земле и высоко ценят упорную работу и истинную красоту. Их не прельщают деньги, слава и власть. Эти вещи не способны вдохновить их на что бы то ни было. Основным мотиватором для них служат духовные знания, однако это не имеет ничего общего с религией. Подобных людей окружающие воспринимают как мистиков и целителей.

Отношения: внимание почтенных старцев в меньшей степени сфокусировано на личных отношениях и направлено на развитие взаимоотношений между окружающими. Умирающий на улице мужчина или женщина — их находящийся при смерти брат или сестра. Ребенок в сиротском приюте — их сын или дочь. Они в меньшей степени отдают свое внимание какому-то конкретное человеку и посвящают себя служению человечеству. Животные также являются их братьями и сестрами, и старцы умеют разговаривать с ними и понимают, чего те хотят. Дерево — их двоюродный брат, а облако — племянник. Природа их дом. Они везде чувствуют себя в безопасности. Они редко отдают предпочтение тому или другому. Взгляд у них спокойный, прямой и доброжелательный.

Примеры: Ганди, мать Тереза, Святой Франциск Ассизский, Руми, Гурджиев, Сенека, многие мистики и мудрые люди.

В настоящее время нет стран со значительным количеством почтенных старцев среди общего населения. Тем не менее есть сообщества, где их можно отыскать. Они, вероятно, составляют менее одной тысячной части процента от общего населения планеты.

Седьмая стадия: учитель.

Возраст: абсолютно неограничен. Эти люди кажутся имеющими более чем преклонный возраст. Драконы у них отсутствуют.

Мировоззрение: «я». Учитель не воспринимает двойственности. Для него не существует понятий «я» и «ты». Все является единым и наилучшим в своем проявлении. Учитель стремится к тому, чтобы каждый вспомнил о своей истинной сути — о том, что он воплощает в себе все человечество. Учитель не имеет личных дел.

Способности: учителя обладают сверхъестественными способностями. Они способны явить чудеса. Усилием воли они могут приостанавливать действие на них законов физического мира.

Мысли и эмоции: мастера обладают абсолютной телепатией. Они знают будущее. Они способны читать мысли и излучают всеобщую любовь.

Акцентирование внимания: просвещение.

Деятельностью обучение, целительство, явление собой модели поведения, образа жизни. Они дают ответы на вопросы, преподнося их притчей, иносказательно. С раннего возраста они способны выполнить любую работу.

Ценности: мир, гармония, любовь, уравновешенность, экстаз, единение, доброта, сострадание, сила. Никакой физический объект не является для них мотиватором.

Отношения: «все мы связаны друг с другом». Учитель все воспринимает как себя самого. Он не имеет каких бы то ни было отношений, поскольку не воспринимает отделенности. Есть только «я». Примеры: Иисус Христос, Будда, Кришна, Лао Цзы. Не существует стран с населением, обладающим такими чертами. Присутствие учителей представлено единичными примерами, отмеченными в истории различных частей нашего мира.

Семь драконов и уровень зрелости.

Перечисленные выше описания каждой стадии созревания представлены в очень обобщенной форме. В примере со взрослым человеком его характеристики отражают идеальный вариант. Даже если вы по степени зрелости достигнете уровня взрослого человека, не исключено, что — по какой-то случайности — вы снова соскользнете на более низкий, уже пройденный вами уровень. Если вас отвергнет любимый человек, вы на время можете опуститься до чувств, достойных юноши, и счесть себя человеком совершенно не понятым, с которым обошлись неподобающим образом. Тем не менее, как человек взрослый, вы, конечно, довольно скоро вернете себе утраченные позиции. Или же, если вас сбил на пешеходном переходе какой-то нерадивый шофер, вы в своей беседе с ним вполне можете на время скатиться до уровня подростка. Может, вам даже захочется его отдубасить как следует. Это потому, что вам уже пришлось пройти уровень развития ребенка и вы знаете, как они решают подобные проблемы. И все же вы, вероятно, не задержитесь на этом уровне дольше, чем на несколько минут.

Если ваше развитие остановилось на уровне юноши, вы также можете очень просто соскользнуть на более низкие, уже пройденные вами ступени. А вот подняться на уровень взрослого человека вам будет несравненно сложнее, поскольку вы еще не достигли его в своем развитии.

Подобным же образом, остановившись на уровне развития подростка, в некоторых ситуациях вы можете повести себя как ребенок или даже как грудной младенец, но очень маловероятно, что в большинстве случаев вы будете действовать как подобает юноше или, тем более, взрослому человеку.

Остановка на уровне развития делающего первые шаги малыша предоставляет вам возможность соскользнуть только на ступень грудного младенца.

Как же ослабить свою привязанность к начальной ступени развития и подняться на более высокий уровень зрелости? Это очень сложный вопрос и ответить на него не так-то просто. Обуздание своих драконов имеет много общего с созреванием вашей личности. Однако далеко не каждый заинтересован или обладает стимулом к созреванию. Очень многие люди весьма довольны сложившимся положением вещей и предпочитают продолжать оставаться и действовать на уровне развития, к которому они привязаны. Это во многом объясняется их уровнем культуры, склонностью пускать все на самотек, элементарным страхом перед неизвестным — в данном случае, перед новым уровнем развития, вера в нерушимость установившегося образа жизни и неверие в возможность собственной эволюции. Индусы, буддисты, тибетские монахи, даоисты, ранние христиане и многие последователи новых философских взглядов утверждают, что степень зрелости человека отражает возраст его души в реинкарнационном смысле ее существования. Таких же взглядов придерживаюсь и я.

В самой привязанности к определенному уровню развития кроется некий парадокс. Чем выше уровень вашей зрелости, тем больший стимул вы испытываете для борьбы со своими драконами и дальнейшего продвижения на пути взросления. Но чем ниже ваш уровень, тем больше драконов вас одолевают и тем меньше вы заинтересованы в том, чтобы от них избавиться. Причина этому очевидна. Чтобы быть способным взглянуть на себя объективно и заметить маячащего у вас за спиной дракона, необходимо иметь определенный уровень зрелости. Обычно способность дать себе объективную оценку начинает проявляться в человеке не раньше завершения его подросткового этапа развития и его вступления в период юности. Этот тип энергетической динамики хорошо проиллюстрирован в старой пословице: «Чтобы делать деньги, нужны деньги». Это кажется несправедливым, однако все происходит именно так. На справедливость полагаться не приходится.

Следует принять во внимание и то, что в разные периоды жизни вы способны проявлять разные уровни зрелости. К примеру, вы можете вести себя с мужчинами как вполне взрослый человек, но когда дело доходит до отношений с женщинами, особенно женщинами, которые пользуются у вас авторитетом и уважением, по своему поведению вы будете скорее напоминать юношу. Либо вести себя как подросток в том, что касается деловых операций, и становиться делающим первые шаги малышом, когда дело доходит до ваших отношений с женой или детьми.

В общей массе населения подобные вариации сочетаний поистине беспредельны, и тем не менее существует возможность составления для себя карты уровня собственной зрелости, не прибегая при этом к излишне сложным методам. Просто возьмите лист бумаги и разлинуйте его на колонки, которые будут включать в себя результаты ваших размышлений о своих деловых качествах, отношениях к мужчинам, женщинам, родителям, людям незнакомым и всему, что придет вам в голову. Хорошенько подумайте и отметьте в каждой колонке тот уровень зрелости, к которому вы склонны себя причислить. После распознавания своих драконов можете также составить перечень чудовищ, воздействующих на вас в каждой сфере вашей жизни. После этого для вас станет ясным, какие шаги вам следует предпринять и какое направление для изменения выбрать.

Узнав, к каким уровням зрелости вы привязаны, вы сможете понять, как действуют драконы на каждой стадии развития. Вы заметите, что дракон жадности проявляет особую активность на стадии развития подростка, а дракон самоуничижения особенно сильно свирепствует над теми, кто застыл на уровне развития юноши.

Тем не менее практически всю компанию драконов можно заметить в начале каждой следующей стадии созревания, включая и уровень взрослого человека.

В отношении драконов и созревания существует одно важное правило: чем ниже уровень развития человека, тем сильнее одолевают его драконы и тем больше козней строят они на его пути. С повышением уровня вашей зрелости и драконы становятся более хитрыми и коварными. Они уже не мечутся вокруг вас как ужаленные, а действуют тонко, нанося удар исподтишка. На уровне развития взрослого человека или человека взрослого, оставшегося в своих поступках юношей, драконам свойственно прятаться и чинить свои козни, воздействуя на психику человека. Чудовища уже не действуют открыто, не бросаются на окружающих и мучают лишь человека, дающего им пристанище.

К примеру, человек жадный, остановившийся на уровне развития подростка, может сколотить себе состояние воровством и вымоганием денег у своих ни в чем не повинных жертв. Такой человек может не предпринимать попыток оставить свое занятие и даже способен гордиться собой. Не в силах заглянуть в себя, он не подозревает, что подобное существование с каждым новым днем все больше отдаляет его от того, что действительно способно принести настоящее удовлетворение, — от любви. Однако тот же самый человек, но остановившийся на уровне развития юноши, непременно будет бороться против сжигающей его страсти и стремиться направить свою жизнь по иному пути. В результате жертв его станет меньше, но внутренние страдания его не прекратятся: такой человек будет осознавать, что единственный объект его вожделений — ускользающая от него любовь — навсегда останется недостижимым.

Глава третья. Дракон высокомерия

Положительный полюс — гордость. Отрицательный полюс — тщеславие.

Внешние проявления.

Демонстрация самомнения, самолюбования, эгоизма, хвастовства, самодовольства, напыщенности и надменности.

Внутренние проявления.

Робость, застенчивость, нерешительность, скованность, неверие в собственные силы.

Примеры условий и ситуаций, способных дать пищу дракону высокомерия.

Романские культуры со свойственным для них представлением о превосходстве мужского начала над женским; культуры с представлениями о превосходстве одной расы над другой, японская культура с представлением о собственном превосходстве на мировой арене, любая культура с заблуждениями насчет собственного превосходства; культ Голливуда; большие деньги и принадлежность к привилегированным классовым сословиям; элитарные клубы; авиационные билеты высшего и первого класса; прислуга и дворецкий у вашего дома; престижный автомобиль; чистокровные собаки и породистые лошади; сделанное на заказ колье; изделие высокой моды; титулы; родовое древо, свидетельствующее о поддержании чистоты кровей.

Люди, имеющие отношение к перечисленным группам или ситуациям, не всегда демонстрируют своего дракона высокомерия. Это лишь примеры ситуаций, способствующих повышению активности чудовища и дающих этому паразиту основу, с которой ему легче воздействовать на нашу личность.

Внешние характеристики и манера преподнесения.

Люди, испытывающие воздействие дракона высокомерия, могут казаться холодными, отстраненными и совершенными. Их нос и подбородок могут быть слегка приподняты. Они производят впечатление людей обеспеченных, представительных и одаренных. Вы можете обратить внимание на то, что дыхание у них неглубокое и частое. В этом проявляется общая для них тенденция, напрягая диафрагму, втягивать живот, что придает им большую стройность и импозантность. Взгляд их устремлен на кончик носа, а голос и весь вид выражает легкое презрение и усталость от всего, что их окружает. С другой стороны, они могут выглядеть довольно робкими, застенчивыми и словно ищущими возможность незаметно от всех исчезнуть, раствориться в воздухе.

Обратите внимание на чувство, с каким вы входите в престижный частный клуб. Кем бы вы ни были, обычно вы ощущаете на себе внимательные оценивающие взгляды присутствующих и чувствуете, что вам не мешало бы выглядеть получше. В этом проявляется начало влияния на вас дракона высокомерия. Как только вы дадите волю этому дракону, вы немедленно почувствуете, как живот Ваш сам собой начнет втягиваться, нос и подбородок взметнутся вверх, взгляд станет холодным и отстраненным, в нем появится деланное безразличие, а в душе — неуверенность и беззащитность. Теперь и дыхание становится частым и неглубоким. Чувствуете? И как вы думаете, легко вам будет теперь установить близкие, непринужденные отношения с окружающими? Следует иметь в виду, что это преувеличение, и все названные характерные черты у большинства людей проявляются менее отчетливо. Они становятся в большей степени различимыми скорее в стрессовых ситуациях, нежели когда человек находится в полном покое.

Развитие Дракона высокомерия.

Ребенок учится скрывать свои чувства.

Ребенок появляется на свет без врожденного стремления казаться иным, чем он есть на самом деле. Грудной младенец ведет себя очень естественно и не обладает тягой к фальсифицированному преподнесению своей личности или становиться в противоречие к тому, что он воспринимает от взрослых. Если из носа у него течет или ползунки перепачканы грязью, он так и будет демонстрировать все это как некие отличительные знаки, говорящие всему миру о том, кем он является на самом деле. Он еще не обладает умственной изощренностью и представлением о фальсификации, которые толкали бы его на сокрытие собственных чувств. Фальсифицированное преподнесение себя, как правило, начинает проявляться у ребенка только годам к семи. Вместе с развитием абстрактного мышления ребенок приобретает и способность казаться иным, нежели того требуют переживаемые им чувства. Это уже более изощренный, основанный на абстрактном мышлении процесс.

В той или иной степени каждый человек развивает в себе такую способность. Это позволяет ему играть в покер или другие игры, в которых ему приходится обманывать противников своим поведением за столом, чтобы выиграть. Эта же способность позволяет ему в течение короткого времени со значительной степенью достоверности исполнять различные актерские роли. Умение скрывать свои истинные чувства может оказаться для человека необходимым и в определенных ситуациях, скажем, в ходе военных действий, когда проявление их способно неблагоприятным образом отразиться на их собственной жизни или на безопасности окружающих их людей. Эта способность скрывать свои чувства является необходимым искусством, которое человек учится для обеспечения собственного выживания или выживания близких ему людей. Это мастерство, предназначенное для использования при соответствующих специфических обстоятельствах. Тем не менее это же искусство может быть без труда превращено в защитный механизм, для защиты ребенка более старшего возраста от неприятного чувства стыда и вины.

Ребенок сталкивается с критикой в свой адрес.

Начало процесса развития высокомерия может приходиться на очень ранний период жизни ребенка, задолго до того, как он обретет способность к эмоциональной самозащите. Одним из первейших источников, питающих этого дракона, может оказаться чувство ребенка, что он каким-то образом приносит неудовлетворение своим родителям, то ли служа им помехой, то ли родившись не того пола, которого бы они хотели, то ли появившись на свет несвоевременно или с какими бы то ни было отклонениями. Негативное родительское отношение может особенно резко бросаться в глаза ребенку, если у него есть родной брат или сестра, по отношению к которому родительская любовь проявлялась бы в большей степени.

Если ребенок является девочкой, она может ощущать, что брату ее достается любви больше, чем ей самой, и что если бы она появилась на свет мальчиком, родители бы тоже уделяли ей большее внимание. У нее может появиться чувство, что она разочаровала своих родителей, появившись на свет девочкой. Или она может почувствовать, что ее рождение было для родителей нежелательным, что они не стремились иметь второго или третьего ребенка. Если к тому же родители каким-то образом своими замечаниями или критикой углубляют зародившиеся в девочке ощущения, это подготавливает хорошую почву для пищи дракона высокомерия.

По мере того, как дракон высокомерия набирает силу, ребенок ощущает, что хотя он и подвергается критическим замечаниям, полностью родители его не отвергают. Он чувствует на себе проявление родительской любви, пусть даже и с определенными условностями. Когда ребенок ощущает себя полностью отвергнутым родителями, здесь уже появляется на свет дракон саморазрушения, и сценарий развивается в совершенно ином направлении.

Почти во всех случаях зарождения высокомерия причиной послужила критика родителей, воспитателей или старших братьев и сестер. Чаще всего родители невольно сравнивали ребенка со старшими братом, сестрой или другими детьми. Без сомнения, ребенку нередко приходилось слышать что-нибудь наподобие: «Ну почему ты не можешь быть похожим на своего старшего брата или сестру? Почему ты не такой, как соседские дети?» Часто дети сравниваются с образом идеального ребенка, существующего исключительно в воображении родителей. Ребенок всегда проигрывает в сравнении с этим идеализированным образом и становится особенно ранимым на радость расправляющего крылья дракона. Это в еще большей степени является справедливым, когда родители рассматривают ребенка как отражение самих себя.

Иногда критиками выступают старшие братья и сестры, никогда не упускающие случая заметить ребенку, насколько он несовершенен и какую глупость сделал, осмелившись появиться на свет. Подобное соперничество между более старшими и младшими детьми — явление обычное, но оно превращается в настоящую проблему, если поведение родителей подкрепляет зародившееся в ребенке сомнение в собственной полноценности. Когда же родители не вмешиваются в отношения между старшими и младшими детьми или почти все время заняты, ребенок способен за себя постоять, и давление старших братьев и сестер не окажет на него пагубного воздействия.

Условная любовь.

Основной пищей для развития дракона высокомерия служит так называемая условная любовь: «Как бы я тебя любила, будь ты хоть немного лучше, аккуратнее, спокойнее, послушнее». Или: «Я тебя, конечно, люблю, но твоего брата или сестру все-таки люблю чуточку больше». «Я тебя люблю, но когда ты начинаешь себя вести, как сейчас, я тебя совсем не люблю». «Я тебя люблю, когда ты делаешь так, как я говорю». В первые годы своей жизни ребенок не может защитить себя от подобного рода сравнений или критики. Очень часто ему стыдно, когда он слышит указания «не реветь, как малое дитя» или «не распускать нюни, как девчонка». Дети доверчивы и плачут, когда им больно или обидно. Иногда незнающие взрослые люди считают, что подобная критика делает ребенка сильнее и готовит его к будущей жизни.

Когда родители и воспитатели в период грудного развития ребенка и в раннем подростковом возрасте проявляют к детям достаточно любви и их критические замечания начинаются позднее, ребенок подвергается воздействию дракона высокомерия в меньшей степени. Если же у ребенка с первых лет жизни возникает ощущение по каким-либо причинам собственной нежелательности для родителей, по мере его взросления когти дракона высокомерия будут впиваться ему в сердце все сильнее.

Когда такие дети подрастут и в них разовьется способность к изощренности и фальсификации, их дракон, также преуспевший в своем развитии, впервые покажет себя в полном омерзительно-безобразном обличий.

Рассказ о Мигеле: история развития высокомерия.

Детские годы Мигеля прошли в западной части Лос-Анджелеса, в районах кварталов, населенных жителями со средним достатком. Отец его — человек грубоватый и не отличающийся особым развитием — ценил упорный, настойчивый труд и, хотя и был хорошим кормильцем, большой любви к собственному семейству не испытывал, Мать Мигеля работала в химчистке. Заботы по дому часто совершенно ее изматывали, и она нередко давала волю переполнявшим ее чувствам. Оба старших брата Мигеля были сильными и ловкими, на них приятно было поглядеть. В спорте и в ухаживаниях за девочками они пользовались среди сверстников большим авторитетом. Подобная репутация льстила обоим родителям, и мать, придерживающаяся взглядов о превосходстве мужского начала над женским, испытывала гордость за своих сыновей.

В отличие от них, Мигель рос хрупким, спокойным, совершенно не спортивным ребенком. Он обладал повышенной обостренностью восприятия, любил музыку, чтение и особенно рисование. В некоторых из его рисунков даже чувствовался настоящий талант. Это, однако, нисколько не мешало его братьям подтрунивать над тем, что они считали девчоночьим занятием, да и отец видел в его рисовании пустую трату времени. Мать, хотя и восхищалась своими старшими сыновьями, обычно защищала Мигеля от их нападок, когда у нее находились на это силы и время. Но это лишь укрепляло мнение братьев о нем как о «маменькином сыночке, который только и умеет прятаться за ее юбкой». Мальчик чувствовал себя пристыженным и все больше уходил в себя. Мать была обеспокоена его застенчивостью и нерешительностью. В конце концов она начала воздействовать на него сразу в двух направлениях. Во-первых, она потеряла всякую сдержанность, расписывая замечательные качества старших братьев Мигеля, а во-вторых, она дала ему понять, что у нее с ним особые отношения, поскольку он очень во многом на нее похож. Это привело его в замешательство — не имел ли он никакой ценности, не будучи похожим на своих братьев, или, наоборот, являлся чем-то особым, потому что был тайным любимцем матери?

Результаты не заставили себя долго ждать. Дракон высокомерия стал все чаще увиваться вокруг Мигеля, найдя в нем объект, достойный своего внимания. Он начал нашептывать ему на ухо соблазнительные вещи и стал его тайным союзником.

«Да-да, — шептал ему дракон, — ты особенный, ты совершенно не похож на остальных. Ты лучше своих братьев, лучше тех, кто тебя окружает. Все они когда-нибудь тоже это поймут, и им станет стыдно за то, что они тебя дразнили. Мама тайно любит тебя больше, чем любого другого».

В то же время дракон вдохновлял Мигеля на отдаление от окружающих, на создание дистанции между собой и всеми остальными.

К подростковому возрасту Мигель уже держался с определенной холодностью и надменностью. Он ходил с приподнятым подбородком и глядел по сторонам с таким видом, будто весь мир сосредоточен на кончике его носа. Кое-кто из девушек заинтересовался им, поскольку он казался таким холодным и недосягаемым. Они решили, что он представляет собой нечто особенное. Однако, попытавшись узнать его поближе, они сошлись на том, что он просто полон пустого высокомерия, и отвернулись от него. Это нанесло ему глубокую рану, но он никогда даже виду не подал, что это имеет для него хоть какое-то значение. Он отошел от людей еще дальше.

Ему все больше недоставало внимания окружающих и их признания. Он работал не покладая рук, чтобы купить машину, а затем и заменить ее на более новую, которая была предметом зависти всех его сверстников. Он то и дело раскатывал на ней на виду у приятелей своих братьев, но ни разу не остановился, чтобы с ними заговорить. Он одевался в модные костюмы и приобрел изысканнейшие манеры. Он научился курить с отстраненным видом человека, знающего себе цену, чем привлек к себе внимание горстки назойливых мальчишек, за глаза называвших его «Одиноким Слоном». Но никто не спешил спасти его от одиночества, поскольку он никому не позволял узнать, как он раним и чувствителен.

В конце концов он был вынужден предпринять отчаянные меры, чтобы произвести впечатление на свою мать и доказать, что он ничуть не хуже старших братьев. Дракон надоумил его приобрести пистолет и тем самым перейти на совершенно новый уровень произведения впечатления.

Следующим шагом в эскалации влияния дракона явилась попытка Мигеля обокрасть магазин спиртных напитков. Зная, что кое-кто из мальчишек издалека наблюдает за ним, Мигель наставил на продавца оружие и потребовал у него отдать ему дневную выручку. Однако магазин находился под охраной полиции, поскольку нередко оказывался предметом посягательства грабителей. Мигеля задержали на месте преступления.

Такое развитие событий свидетельствовало о полной победе дракона высокомерия. Мигель был унижен в глазах своих приятелей, и не столько за то, что попался, сколько за слезы и испуг во время задержания. Когда он оказался дома, в детской, от его внешней напыщенности не осталось и следа. Он уже не способен был казаться по-прежнему холодным и отстраненным. Он превратился в обычного испуганного, одинокого мальчишку, испытывающего глубокий стыд и раскаяние. Все его представления о собственной особенности и превосходстве над окружающими в одно мгновение рассыпались в прах. Дракон очень долго и громко потешался, видя подобное падение своей жертвы. Для чудовища это действительно было увлекательным зрелищем.

К счастью, однако, история о Мотеле на этом не кончается. Пока дракон наслаждался результатами своей мастерски проведенной операции. Метель снова с особой силой ощутил свою ранимость и незащищенность. Для него приоткрылось оконце, через которое он мог бы теперь выгнать из своей души поселившееся там чудовище, а то и окончательно от него избавиться. Трансформация стала для него вполне возможной.

Билл, опытный офицер, ведущий дело Мотеля и отпустивший несовершеннолетнего преступника на поруки, проявил по отношению к своему подопечному особую заинтересованность. За внешним фасадом подростка он сумел разглядеть, что тот еще не вошел в криминальную среду и не является потерянным для общества. Рассматривая рисунки Мигеля, Билл увидел, что мальчик обладает определенным художественным талантом, пусть даже к настоящему времени не развитым. Указав на это Мигелю, он натолкнулся на пренебрежительно-надменную реакцию подростка. Билл решил не отступать и, проявляя интерес к судьбе мальчика, сумел заставить себя не обращать внимания на его защитную высокомерную манеру поведения. Постепенно Метель начал чувствовать себя более открытым с Биллом и позволил себе дать выход переполнявшим его чувствам. Он признался в своем одиночестве и в неудавшейся попытке завоевать уважение старших братьев и приблизить к себе отца.

Билл подбодрил Мотеля и поощрил его на дальнейшее развитие своего художественного таланта, предложив мальчику обратить внимание на карикатуры, которые тому особенно удавались. Мигель настолько истосковался по одобрительному отношению со стороны мужчин, что воспринял советы Билла без какого бы то ни было внутреннего сопротивления. Он все еще хотел быть особенным, не таким, как все, и опытный офицер, уловив в нем это желание, решил направить его на дальнейшее совершенствование таланта мальчика. Тут удача впервые изменила наседавшему на подростка дракону высокомерия, Зализывая полученные раны и набираясь новых сил, чудовище вынуждено было отступить. Мигель еще оказался не готовым разобраться в своем двойственном отношении к матери, и здесь-то дракон и нашел ее лазейку. Он затаился и стал выжидать.

Несколькими годами позднее, учась в художественной школе, Мигель встретил Кассандру и влюбился в нее. Кассандра обожала Мигеля и готова была ради него на все. После бурного короткого периода знакомства и ухаживания они поженились и начали нелегкое совместное саванне по неспокойным водам жизни, кое-как перебиваясь на скромный заработок Кассандры, работающей на полставки медицинской сестрой, и еще более скромные доходы Мигеля, пробивающего себе дорогу в качестве свободного художника. Прошло немного времени, и Кассандра, испуганная и обеспокоенная их весьма скудным семейным бюджетом, начала сравнивать Мигеля с более удачливыми в финансовом отношении мужьями, сделавшими себе карьеру в бизнесе. Мигель отвечал ей критикой по поводу ее кулинарных способностей и манеры вести себя и одеваться. Их отношения зашли в тупик и превратились в нескончаемые болезненные для обоих ссоры и препирания. Потеряв уверенность в себе, Мигель стал сомневаться и в своих художественных способностях. Он все больше отдалялся от Кассандры и держал себя с ней холодно и надменно. Чувства его к ней остывали, а после ее демонстративного флирта с каким-то заносчивым коммерсантом их семейные отношения обострились до предела. Мигель окончательно оставил Кассандру и впал в депрессию. Теперь он и думать не мог о работе.

Мигель утратил свою привязанность к Кассандре под влиянием ее критических замечаний и нелицеприятных сравнений с людьми, жизнь которых сложилась более удачным образом. Вместо попыток взяться за работу он ушел в себя, выпустив наружу своего дракона высокомерия. Тот только дожидался возможности снова взять молодого человека под свою опеку. Затаившись в неподдающемся критическому осмыслению двойственном отношении Мигеля к матери, дракон воспользовался удобным случаем, чтобы показать свои когти в семейной жизни молодого человека.

Эта история имеет два возможных варианта дальнейшего развития событий. По первому сценарию, Мигель мог бы окончательно утратить всякие отношения с Кассандрой и предпринять серию новью столь же безнадежных знакомств, заранее обреченных на не менее печальный финал. Он превратился бы в человека, вынуждающего каждую новую женщину демонстрировать самые худшие черты ее характера. Сначала он производил бы на нее определенное впечатление, а затем неизменно терпел бы поражение в попытке поддержать его на должном уровне. Женщина, несомненно, теряла бы к нему уважение, а он отвечал бы ей холодностью, отчуждением, и в результате женщина оставляла бы его, найдя себе новый объект привязанности. Каждый такой разрыв отношений вызывал бы у Мигеля все более возрастающее ощущение униженности и депрессию. Согласно этому сценарию, дракон высокомерия одерживает полную победу, все больше набирая силу после каждого окончившегося неудачей знакомства.

События, однако, могли бы развиваться и в совершенно ином направлении, приводя к другим, менее плачевным результатам. Сумев правильно оценить перспективы своих подвергшихся испытанию на прочность отношений, Мигель и Кассандра могли бы вынести для себя урок из истории с коммерсантом и сделать необходимые выводы. Мигель попытался бы разобраться в своем отношении к баловавшей его матери и начал бы понимать, что ему не следует ожидать чего-либо подобного от Кассандры. Он по-прежнему хотел бы оставаться в ее глазах чем-то особенным, не бояться разочаровать ее и оказаться неоцененным по достоинству. Теперь он способен был бы увидеть, как ему следует реагировать на ее критические замечания. Он бы обратил внимание на то, что удаляется от людей и позволяет одолевающему его дракону завершить игру, направленную на деградацию его, Мигеля, личности и на разрушение его отношений с Кассандрой. Постепенно Мигель научился бы не следовать на поводу у своего стремления казаться лучше остальных. Вместо ответных обсуждений недостатков своей жены он научился бы прислушиваться к ее словам и понял бы, что вызывает у нее беспокойство. Вместе они сумели бы найти разумное решение тому, как увеличить их семейный бюджет. Вместо ухода от людей и отчуждения он не опустил бы руки, не потерял бы веру в себя как художника и, безусловно, нашел бы способ правильного применения своих способностей. В этом случае дракон высокомерия навсегда был бы вышвырнут из своего гнездилища и был бы вынужден искать себе другое пристанище.

Семь ступеней развития дракона высокомерия.

Развитие этого чудовища делится на семь строго определенных этапов. То, как человек поведет себя в будущем, всегда основывается на той или иной из ниже перечисленных семи ступеней.

Первая ступень: ребенок учится восставать против собственной природы.

Вторая ступень: ребенок пытается быть лучше, чем он есть на самом деле.

Третья ступень: ребенок учится скрывать свои недостатки и притворяться неуязвимым.

Четвертая ступень: ребенок учится исследовать окружающих в поисках ответа на вопрос: что именно в человеке им нравится?

Пятая ступень: ребенок учится критически исследовать и обтесывать самого себя.

Шестая ступень: ребенок учится идентифицировать себя со своими агрессорами и учится быть арбитром своих поступков.

Седьмая ступень: ребенок учится не останавливаться ни перед чем, чтобы быть лучше остальных.

Первая ступень: ребенок учится восставать против собственной природы.

Ребенок улавливает в своем доме атмосферу направленного на него критического отношения и чувствует, что его сравнивают с неким высоким стандартом или старшими братьями и сестрами.

Ощущая условную природу проявляемой к нему любви, он начинает восставать против собственной натуры. Зарождающийся в нем дракон шепчет ему на ухо в мыслях, доступных его восприятию: «Я не хочу быть этим маленьким существом, которое всем не нравится. Я хочу быть тем, кого они желали бы видеть. Тогда они меня полюбят. Такой, какой я есть, я не хорош. Я должен буду скрывать, какой я есть на самом деле». Вывод и принятое решение: «Я не хорош».

Вторая ступень: ребенок пытается быть лучше, чем он есть на самом деле.

Ребенок учится вести себя так, как ведут окружающие. Мысли его могут быть следующими: «Я постараюсь быть другим, не таким, какой я есть. Постараюсь быть лучшим, чтобы они не могли меня больше ни за что критиковать. Я буду самым лучшим, уличным. Превосходным. Когда их критика будет больно задевать меня, я притворюсь, будто мне это безразлично. Сделаю вид, что я выше их. Я не какая-нибудь пустышка. На самом деле я совершенно особенный, просто им это незаметно. Несмотря на свои критические замечания, они любят меня больше всех, потому что я самый лучший».

Вывод и принятое решение: «Я самый лучший и, следовательно, я — особенный».

Третья ступень: ребенок учится скрывать свои недостатки и притворяться неуязвимым.

Каждое усилие ребенка ведет его к неуязвимости. Его отчужденность и замкнутость растут. Ребенок считает, что если он не подпустит к себе людей, они никогда не увидят его страхов или недостатков. Он думает: «Как мне надоели их насмешки. Никогда больше не буду выказывать своих недостатков или слабостей, какими бы они ни были. Они никогда больше их не увидят».

Вывод и принятое решение: «Я могу отлично скрывать свои чувства от окружающих».

Четвертая ступень: ребенок учится исследовать окружающих в поисках ответа на вопрос: что именно в человеке им нравится?

Ребенок учится искать ответ на вопрос: каким ему быть? Он становится излишне настороженным и с неослабевающим вниманием исследует всех, кто его окружает, пытаясь узнать, что производит на них впечатление и какое именно. Он говорит себе: «Я подвергну их тщательному анализу и попытаюсь выяснить, что именно в человеке им нравится. После этого я постараюсь вести себя точно так же». С этими мыслями дракон делает свои первые шаги, оказывающие влияние на поведение ребенка. Вывод и принятое решение: «Я должен выяснить, чего именно окружающие от меня хотят. Я должен наблюдать за всеми, чтобы найти ответ на этот вопрос».

Пятая ступень: ребенок учится критически исследовать и обтесывать самого себя.

Дракон в ребенке не дремлет. «Они все время за мной. Они всегда за мной следят. Чтобы добиться их одобрения, мне придется присмотреться к себе очень внимательно. Я должен быть на шаг впереди них и заметить свою ошибку первым. Я тщательно буду следить за своими словами, действиями — за всем, что может принести очко в мою пользу. Я буду постоянно держать себя под контролем ».

Ребенок неизменно ощущает на себе внимание взрослых, и это подстегивает его самосознание. К пристальному наблюдению за ним окружающих добавляется и его тщательное изучение себя самого. Он ощущает наблюдение за собой буквально со всех сторон — снаружи и изнутри. (В экстремальных стрессовых ситуациях этот процесс порождает явление, известное под названием паранойи.) Это ощущение постоянного нахождения под неусыпным надзором становится для ребенка невыносимым, и он стремится укрыться от всех наблюдателей. Он становится чрезвычайно стеснительным. В нем зарождается ненависть к нахождению под надзором или наблюдением. Он ощущает неловкость и смущение. Он приходит в замешательство по малейшему поводу и без повода.

Позднее такие люди могут испытывать смущение и замешательство по любому пустяку, способному привлечь к ним внимание. Они машинально думают, что каждый из окружающих обязательно наблюдает за тем, что они делают или куда идут. Это порождает у них ложное чувство собственной значимости. Они становятся чрезвычайно застенчивыми, хотя окружающим кажутся людьми надменными, отчужденными и сложными для понимания.

Если они остаются незамеченными окружающими, они чувствуют себя потерянными и опустошенными, поскольку их представление о собственной значительности порождается ощущением пристального внимания посторонних. Вот почему они ведут себя таким образом, чтобы привлечь к себе внимание и затем притвориться, будто этого не замечают. Они могут увешивать себя драгоценностями, одеваться в лучшие платья, выписывать виражи на шикарных машинах и при этом усиленно делать вид, будто они и не ведают о том, что кто-то обратил на них внимание. Они могут повсюду стрелять глазами и раздаривать многообещающие взгляды, но лишь затем, чтобы нацепить на себя маску высокомерия, едва лишь человек к ним приблизится. Это приносит им репутацию бессердечных снежных королев или сердцеедов. Но так они спасаются от того, от чего им действительно больше всего хочется укрыться — от осуждения и критических замечаний.

Парадокс характера подобных людей заключается в том, что в тайне они очень хотят, чтобы их заметили и полюбили. Они испытывают страх перед возможностью вынесения на их счет негативной оценки, но в еще большей степени опасаются быть отвергнутыми и ненужными. Они живут в постоянном напряжении, связанном со стремлением остаться незамеченными и в то же время страстно желая, чтобы на них обратили внимание. И в том, и в другом случае они испытывают мучительные страдания и тысячи раз в течение жизни едва не умирают от страха, раздираемые этими противоречивыми желаниями.

Этот процесс очень примечателен в ранние годы развития подростка, ни при каких обстоятельствах не желающего находиться под наблюдением родителей. Он испытывает мучительное беспокойство, поскольку уверен, что каждый из окружающих внимательно за ним наблюдает. Вам, вероятно, известно, что период обострения подобных ощущений на определенном этапе переживает каждый подросток, но большинство из них, вырастая, благополучно оставляют его позади — но лишь те, кому удалось избавиться от объятий дракона высокомерия.

Вывод и принятое решение: «Я должен постоянно следить за каждым своим шагом».

Шестая ступень: ребенок учится идентифицировать себя со своими агрессорами и учится быть арбитром своих поступков.

Следующим шагом на пути развития дракона высокомерия является обострение самокритичности. Дракон неустанно повторяет: «Если я замечу за собой нечто такое, что может вызвать критику со стороны окружающих, я тут же без всякой жалости откритикую себя сам: это приучит меня держаться в определенных рамках и посторонним не за что будет меня ругать. Я пристыжу себя сам и, поступая таким образом, сумею избежать более страшного — позора перед лицом окружающих. Я буду казаться им безупречным. Лучше я сам отругаю себя самым жестким образом».

Такие дети берут на себя задачу постоянно подвергать себя жестокой критике. Подобное поведение известно как уподобление себя своему агрессору. В безвыходных ситуациях подобная функция служит хорошей тактикой самозащиты.

Вывод и принятое решение: «Я буду сам подвергать себя жесткой критике. Я буду смотреть на себя критическим взглядом окружающих».



Страница сформирована за 0.17 сек
SQL запросов: 191