УПП

Цитата момента



Вы не можете считать, что правы, пока не посмотрите на ситуацию глазами другой стороны.
Поверните голову!

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Чтобы женщина вызвала у мужчины настоящую любовь, она должна, во-первых, быть достаточно некрасивой, во-вторых, обладать необходимым количеством комплексов.

Марина Комисарова

Читайте далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

Седьмая ступень: ребенок учится не останавливаться ни перед чем, чтобы быть лучше остальных.

Дракон нашептывает ребенку: «В глубине души я сомневаюсь в собственной ценности, так как на мою долю приходится столько нелестных отзывов от тех, в чьей любви я нуждаюсь. Они постоянно дают мне понять, что я должен быть совершенно другим. Я столько работал над тем, чтобы стать другим, и добился больших результатов. Я стал очень хорошим самокритикам. Я настолько в этом преуспел, что могу теперь подвергать критике и всех остальных, и чувствую, что они хотят этого.

Я действительно добился больших результатов. Я сделал лучшее для себя, что мог. В действительности я просто безупречен, а все окружающие не настолько хороши, как я сам. Я лучше их. Они просто этого еще не знают, но скоро они в этом убедятся. Придет день, и я стану очень сажаемым, всеми почитаемым человеком, а все они останутся ничем. Они еще пожалеют о том, что подвергали меня порицанию. Они будут чувствовать себя настоящими дураками. Они будут гордиться тем, что знавали меня, будут хвалиться перед своими друзьями тем, что знакомы со столь известным человеком, как я, но я буду проходить мимо, словно их и не существует. Это их научит тому, как им следовало со мной обходиться».

В душе ребенка более старшего возраста дракон производит еще большее искажение фактов. Он говорят: «Я теперь лучше, чем ты, осмеливающийся выносить мне суждение. Я лучше любого, кто может взяться меня судить. Это я могу выносить им приговор!»

Вывод и принятое решение: «Я должен подвергать критике окружающих прежде, чем они возьмутся критиковать меня. Я имею на это право, потому что я лучше их».

Большая ложь дракона высокомерия.

Проблема людей, подвергающихся воздействию дракона высокомерия, состоит в том, что в глубине души они на самом деле не верят чудовищу, убеждающему их, будто они лучше, чем все остальные. Они бы отчаянно хотели поверить его словам, но в моменты просветления понимают, что дракон лжет. В глубине души они все еще ощущают неуверенность в себе. Временами они даже чувствуют, как теряют собственное лицо. Они знают, что участвуют в обмане окружающих, в прямом их надувательстве, и они всегда обеспокоены тем, чтобы их поступки оказывались на должном уровне и ложь не раскрылась. Они опасаются, как бы посторонние не проникли за фасад их притворства и не обнаружили, что на самом деле они всего лишь жалкие умишки, слизняки, ничтожные черви, не имеющие никакой ценности. По сравнению с ними даже червь имеет большее значение. Больше всего эти люди опасаются полного игнорирования со стороны окружающих. Но чем больший страх они испытывают перед возможностью разоблачения их обмана, чем больше усилий прилагают они, чтобы этого не произошло, тем более одинокими они становятся. Дракон высокомерия одерживает над ними победу.

Дракон высокомерия меняет свое обличие: от великого к ничтожному.

Чем настойчивее дракон высокомерия укрепляет фасад притворства этих людей, тем больше они опасаются, как бы их истинная сущность не раскрылась. Этот страх заставляет людей с большей очевидностью убеждаться в том, что в действительности они являются прямой противоположностью демонстрируемому ими великолепию и величию. Эта игра продолжается до тех пор, пока какое-нибудь событие не сорвет с них маску притворства. Обычно таким толчком может послужить отказ человека, любви которого они добиваются, отданное коллеге предпочтение в продвижении по службе, отказ в предоставлении работы после собеседования с работодателем или обделенность в распределении почестей или вознаграждений.

Дракон высокомерия немедленно реагирует на подобное событие тем, что буквально на глазах превращается в свою противоположность — дракона самоуничижения, а на терзаемого им человека накатывает волна отвращения к самому себе и чувства собственной никчемности.

Люди высокомерные зачастую так и бросаются в объятие то одного, то другого из этих драконов. «Я совершеннейшее ничтожество. Нет, я великий гений. Ничтожный. Нет, великий», — твердят они до тех пор, пока, истощив себя окончательно, не вынуждены будут сказать себе правду: «Так кто же я, черт побори? Я не знаю, что собой представляю». В этом признании и кроется начало их исцеления, потенциальная возможность уничтожения терзающего их дракона.

Дракон, желающий быть особенным.

Поскольку люди, воспитывающие в себе дракона высокомерия, провели свои детские и юношеские годы в тени своих более любимых родителями старших братьев и сестер или же подвергались бесчисленным сравнениям с неким недосягаемым эталоном идеального ребенка, они испытывают страстное желание быть людьми, пользующимися особой любовью окружающих. Они хотят быть фаворитами и всеобщими любимцами. Извечный диалог, сопровождающий развитие дракона высокомерия в этом направлении, протекает примерно следующим образом:

«Я боюсь, что я вовсе не особенный. Но я буду изо всех сил стараться, чтобы приобрести облик человека, которым меня хотят видеть родители. Я этого добьюсь. Я перекрою себя по их желанию. Я стану особенным».

«Я многого добился, став настолько хорошим, что они любят меня больше всех остальных. Пусть даже они этого и не показывают, я все равно знаю, что они любят меня как никого другого, потому что теперь я самый лучший».

Подобный внутренний диалог служит, конечно, причиной явного самообмана, но желание — сильная вещь. По мере взросления ребенка его стремление пользоваться особой любовью окружающих неуклонно и стремительно набирает силу. Мать, отец, воспитатели детского сада постепенно заменяются школьными преподавателями, супругами, начальством — или психотерапевтом. Большая часть кампании, направленной на занятие особого места в жизни окружающих, у людей такого рода происходит на уровне воображения.

Застенчивый школьник, опасающийся непризнания учителями, нередко представляет себе, будто он является самым способным учеником в классе. Он может подолгу предаваться мечтаниям о том, как он поступит в престижный университет и будет там именным стипендиатом. Основываясь на своих фантазиях, он начинает верить в то, что преподаватель также считает его особенным, поскольку в один прекрасный день он непременно достигнет величайших высот. Подобная стратегия может проявляться и в его отношениях со спортивным тренером или любой авторитетной для него фигурой. Когда же, вследствие ограниченного по длительности контакта, тренер или преподаватель, например, забывает имя такого ученика, его фантазии внезапно обращаются в дым, и подросток временами может погружаться в отчаяние. Действительность же в данном случае такова, что подобные ученики зачастую весьма посредственны и не выделяются на общем фоне класса.

Стратегия второго типа более активна. Поскольку люди высокомерные обладают повышенной застенчивостью, они чувствуют, что не в силах тягаться со своими более напористыми, экстравертного типа сверстниками. Тогда они приходят к выводу, что сумеют подчеркнуть свое отличие посредством результатов своего упорного труда. Их стратегия заключается в следующем: «Я буду работать в десять раз больше любого из них, и тогда они заметят и полюбят меня». Такие дети больше идентифицируют себя со своими достижениями и поступками, нежели с тем, что они представляют собой на самом деле. Многие из исполнительных и обязательна чиновников придерживаются той же политики, чтобы обратить на себя внимание своего начальства, однако подобное рвение нередко приводит к совершенно неожиданным для них, болезненным результатам. Зачастую для продвижения по служебной лестнице выбираются люди менее работоспособные, но обладающие большей привлекательностью. Люди застенчивые понимают, что они не могут заменить упорной работой свою личность, и ожидают, что это заслуживает проявления к ним любви. Но мир в этом отношении — суровый учитель.

Иногда подобная стратегия вместо упорной работы направлена на демонстрацию имущества, находящегося во владении прибегающих к ней людей. Дракон высокомерия толкает человека на приобретение привлекательных вещей, якобы способных сделать общение с ним для окружающих более желанным. Дракон неустанно твердит: «Если бы у меня был вот такой же новенький, только что с конвейера автомобиль, тогда бы меня туг же заметили и окружили любовью. Если бы я жил в престижном районе и обедал в фешенебельных ресторанах, я был бы своим для всех этих людей. Тогда бы они обратили на меня внимание и оценили по достоинству». Результатов подобной стратегии может быть несколько. Может так оказаться, что все эти люди, в поте лица трудившиеся для приобретения дорогостоящих вещей и имущества, необходимого, по их мнению, чтобы стать для окружающих желанными, обнаружат, что сидят в полном одиночестве в своем роскошном доме, даче, машине. Подобная политика — меч обоюдоострый. С одной торены, они чувствуют себя оторванными, и это вызывает у них досаду, а с другой, оставаясь в одиночестве, они чувствуют себя в безопасности. С экрана телевизора уж конечно они не услышат по отношению к себе критических замечаний, зато вполне может развиться параноидальный синдром.

Зачастую человек, терзаемый драконом высокомерия, встречает на своем пути товарищей по несчастью, занятых стремлением избежать близкого знакомства и в то же время ищущих хоть кого-то, кто выказал бы им высочайшее уважение. В своих отношениях такие люди ориентируются исключительно на внешние проявления. Хотя они могут находиться в компании друг друга, каждый из них будет ощущать себя не оцененным в полной мере и оделенным вниманием собеседника. Следствием подобных отношений служит отсутствие близости в отношениях и обоюдное одиночество. Каждый будет ощущать себя эмоционально обделенным и захочет отыскать кого-то другого кто мог бы дать им возможность почувствовать себя особенным. Такие отношения не способны продолжаться длительное время. Но тень обоюдоострого меча витает и здесь: удерживая рядом с собой того, кто не является ему близким, человек высокомерный, хотя и оставаясь все так же одиноким, чувствует себя защищенным от возможного причинения ему боли или страданий.

Дракон высокомерия, желающий считаться чем-то особенным, может использовать еще один вид стратегии, направленной на сокрытие его жульнических трюков. Под влиянием тщательно замаскировавшегося чудовища человек вполне может сказать себе: «Если бы эти люди получше меня узнали, они не могли бы меня не полюбить». Это и в самом деле могло бы быть правдой. Но дальше в его рассуждения закрадывается преподносимая драконом ложь: «Если бы только они узнали, что я действительно великий человек, они отдали бы мне всю свою любовь». Таким способом человек высокомерный учится держать под контролем свою самооценку, что поддерживает буйный полет его фантазии и дает ему ложное чувство безопасности. «Если бы они получше меня узнали, они бы убедились, что я самый лучший, самый великий. Но я никогда не позволю им узнать себя. Я позабочусь, чтобы этого не произошло».

С годами подобная стратегия человека способна набирать силу и стимулировать дальнейший полет его фантазии. К примеру, люди высокомерные очень часто избегают рода деятельности, который требует от них каких-либо конкретных действий. «Ну если бы я решил поступать в колледж, я бы, конечно, сдал экзамены лучше остальных. Просто это мне ни к чему», — пожимают они плечами или говорят: «Если бы я очень захотел, я бы добился благосклонности этой хорошенькой женщины, но, к сожалению, я слишком занят. Пусть ею занимаются другое парни». Такая позиция вынуждает их упускать множество благоприятных возможностей, которые дарует им жизнь, и они обрекают себя на все большую изоляцию. Это идеальная политика для того, кто добивается полного провала в жизни.

Степень зрелости и Дракон высокомерия.

На каждом этапе созревания человека дракон высокомерия ведет себя совершенно по-разному.

Уровень грудного младенца: самое большое страшилище.

Уровень малыша, делающего свои первые шаги: маленький бюрократ.

Уровень подростка: высокий статус.

Уровень юноши: застенчивость.

Уровень взрослого человека: философское высокомерие.

Поскольку ни почтенные старцы, ни учителя драконов не имеют, о них здесь не упоминается.

Высокомерие на уровне зрелости грудного младенца.

На этом уровне у дракона высокомерия нет объекта, обладающего хоть малейшей изысканностью или утонченностью.

На этом уровне не существует продуманных стратегий поведения или взлетов фантазии. Высокомерие существует на этом этапе лишь в самых зачаточных формах. Это уровень примитивной гориллы. Младенческое высокомерие говорит: «Ты заслуживаешь смерти, потому что я сильнее». Люди взрослые, застывшие на уровне развития грудного младенца, демонстрируют примитивную, основанную на стереотипе, доступную восприятию невооруженным взглядом модель поведения. Такие люди тужатся и пыжатся, являя собою типичный образ «своего парня — хулигана» из третьеразрядного вестерна, который к концу фильма раздражает зрителей настолько, что у них бы начали чесаться кулаки, чтобы набить ему физиономию, если бы этим поминутно не занимались по ходу сценария его не менее напыщенные приятели. С той же степенью милосердия расправляется высокомерие с каждым, подверженным ее заразе человеком, уродуя его без всякого сожаления.

Высокомерие на уровне зрелости делающего свои первые шаги малыша.

На этом этапе у ребенка только начинают проявляться зачатки утонченности. Дракону высокомерия снова приходится иметь дело с крайне примитивными проявлениями его личности. Люди взрослые, остановившиеся в своем развитии на этом уровне, фокусируют свое внимание на правилах и инструкциях, регламентирующих их жизнь. Именно к этой категории следует отнести всех тех бюрократов, заполняющих кресла в местном городском управлении, которые заставляют вас часами дожидаться своей очереди перед наглухо закрытыми дверьми их кабинетов, прежде чем они удостоят вас чести, одарив своим мимолетным вниманием. Они обычно и разговаривают с вами, устремив взгляд у вас над головой, словно вы ничего собой не представляете. В этой же категории людей вы встретите и работников таможни, с пренебрежением заглядывающих в ваш паспорт и требующих от вас посторониться только для того, чтобы продемонстрировать свою собственную значимость.

Остановившиеся на том этапе развития взрослые люди чувствуют себя дискомфортно, имея дело с людьми иного типа или склада характера. Это жалкие людишки, относящиеся к вам с презрением только потому, что вы иностранец или принадлежите к другой этнической группе. Это они говорят с надменной усмешкой: «Как вы их различаете? Для меня все эти китайцы — на одно лицо». Это они составляют подавляющее число среди членов местных банд, избивающих приезжих и иностранцев, чтобы выказать солидарность с шовинистической политикой, проводимой их мэром. Это и местный полицейский — любитель нагнать страху на беззащитного бедняка и получить взятку от закадычного приятеля, занимающегося незаконной деятельностью.

Все это — проявления высокомерия в мире тех, жалких и ничтожных, громогласных и напыщенных, ограниченных и убогих, кто остановился в своем развитии на уровне едва вставшего на ноги малыша.

Высокомерие на уровне зрелости подростка.

На этом уровне дракон высокомерия начинает принимать несколько иное обличие. Фактически именно обличие, внешность, воспринимается ребенком в зачаточной стадии развития. Вот почему люди взрослые, оставшиеся подростками, так любят украшать себя бриллиантами, жемчугами и громоздкими дорогими часами. Они с напыщенным видом разъезжают на «роллс-ройсах» и любят продемонстрировать окружающим, что они лучше всех остальных. Они настойчиво стремятся к тому, чтобы их увидели в компании сливок общества именно ради того, чтобы произвести впечатление.

Однако на этом этапе развития уже обнаруживается новый уровень фальсификации. Люди взрослые, оставшиеся в своем развитии подростками и пораженные драконом, демонстрируют спокойное высокомерие людей, принадлежащих к высшим слоям общества, которые не снисходят до того, чтобы повсюду сверкать своими драгоценностями. С безмерным высокомерием не нуждающегося в оправе бриллианта они женят или выдают замуж своих детей, подбирая им блестящие партии для супружества, не выпуская сокровища за пределы своих семейств и закрывая к ним доступ тем, кто имел несчастье родиться с иной классовой принадлежностью или иным цветом кожи. Это изощренное высокомерие с надменно приподнятой бровью и едва прикрытым презрением. Это высокомерие человека, внешне выражающего участие к окружающим, но в действительности делающего все возможное, чтобы еще больше увеличить дистанцию между собой и ими. Это уровень маскарада. Такой человек говорит людям только то, что они хотят услышать, входит к ним в доверие и затем использует их в своих собственных целях.

Эти оставшиеся на уровне развития подростка, обреченные на напыщенное высокомерие люди обладают обычно высокой репутацией, которой они очень дорожат и гордятся. Это ученые, врачи, юристы и академики, которые так стремятся достичь вершин общественной лестницы и которые во всеуслышание клеймят научные теории и достижения своих оппонентов лишь с той целью, чтобы занять их место.

Высокомерие на уровне зрелости юноши.

На этом уровне дракон высокомерия предпринимает совершенно новые уловки, поскольку имеет возможность использовать для своих махинаций более высокую степень изощренности и фальсификации. Высокомерие зачастую пробирается тайными тропами и нередко принимает форму кажущейся застенчивости и дискомфорта в общении с окружающими. Взрослым людям, остановившимся на уровне развития юноши, знакомо чувство стыда, о котором люди более молодого возраста имеют лишь смутное представление. Взрослые юноши ощущают стыд с особой остротой и, контролируемые драконом высокомерия, они сделают все, лишь бы его скрыть. Эти люди избегают ситуаций, связанных с общением. Они испытывают настоящую трусость перед возможным или предстоящим свиданием, назначенной встречей. По ночам они плачут от одиночества и разочарования, но не желают, чтобы кто-нибудь увидел их в эти моменты. Дракон пускается на всевозможные уловки и ухищрения, чтобы оградить их от вызывающих у них в душе неловкость ситуаций, обрекая их тем самым на еще большее одиночество.

Высокомерие на уровне зрелости взрослого человека.

На этом уровне деятельность дракона может протекать в тщательно законспирированном подполье. Окружающие зачастую не способны заметить ни малейшего проявления тщеславия и напыщенности у людей, которых он донимает. Посторонним и в голову не может прийти, что эти люди способны на проявление высокомерия, поскольку они не выглядят ни отчужденными, ни неуязвимыми. Дракон высокомерия способен столь мастерски скрываться в потаенных глубинах души человека, что он нередко и сам не подозревает о существовании чудовища. В отличие от юноши, остро ощущающего стыдливость и застенчивость, взрослый человек может не испытывать подобных чувств. Такие люди способны изменить обычную для них манеру поведения с тем, чтобы показать, насколько они открыты перед окружающими. «Смотрите, мне нечего скрывать, — говорят они. — Я такой же, как и все». Однако приглядитесь внимательнее, и за кажущейся простотой этой шарады вы непременно заметите лукавую, злобную усмешку дракона. Люди, за спиной которых он притаился, прекрасно знают способы притворяться ранимыми и открытыми перед всеми до такой степени, что кажутся легкодоступными для близкого знакомства и контакта с окружающими, но те, кто узнает их получше, непременно удостоверятся в том, что они держатся отстраненно и отгорожены от посторонних глухой стеной.

В этом и состоят секрет критической природы людей, о которых мы говорим. Они с легкостью выносят свои критические суждения об окружающих, не раскрывая при этом своих, безусловно, не заслуживающих поощрения мыслей. Но в еще большей степени их склонность к критике направлена на них самих. Они словно разделяются на двух совершенно разных людей, каждый из которых со свойственным ему высокомерием и напыщенностью подвергает критическому осмыслению своего двойника. Но чтобы еще больше осложнить ситуацию, каждый из двойников любит напыщенно поразглагольствовать, обвиняя своего противника в проявлении высокомерия. Их внутренний разговор может протекать следующим образом: «Почему ты не поприветствовал тех людей за соседним столиком? Вы ведь раньше встречались. Ты что, считаешь себя лучше их? Что это с тобой такое? Почему ты все время стараешься избежать общения с окружающими? Я за тобой постоянно наблюдаю. Я знаю, ты боишься, что это тебя к чему-то обяжет. Ты трус! Я не хочу, чтобы ты снова повел себя подобным образом». Этот внутренний разговор никогда не доходит до ушей окружающих, они даже не подозревают о возможности его протекания. И тем не менее в действительности подобные внутренние диалоги являются твердо укоренившейся привычкой, неотъемлемым качеством взрослых высокомерных людей.

Каким образом дракон высокомерия в конечном итоге полностью подчинит вас: публичное унижение.

У дракона высокомерия имеется для вас особый сюрприз. Чудовищу чрезвычайно нравятся ситуации, в которых вы подвергаетесь публичному унижению. Оно знает, что вы всеми силами стараетесь избежать проявления неловкости или унижения, поэтому для него нет ничего более забавного, как поставить вас на глазах у окружающих в неловкое положение.

Вы поскользнетесь и упадете, выйдя на сцену для получения важной для вас награды. В решающий момент вы перепутаете имя привлекательного мужчины или женщины. Когда вы решите, что ваш начальник уже собирается повысить вам оклад, признавая ваши недюжинные способности, вы вдруг позвоните ему в офис и скажете, что ваша работа на самом деле ниже всякой критики. Когда вы с высокой трибуны вещаете о необходимости соблюдения каждым правил хорошего тона, ваш тщательно скрываемый роман с секретаршей внезапно раскрывается и подробности его расписываются всеми цветами радуги на первых полосах какой-нибудь бульварной газетенки. Дети обнаруживают у вас в столе коллекцию порнографических фотографий через полчаса после того, как вы прочли им лекцию о правилах приличия и благопристойности. Вы встречаете на улице женщину и замечаете, что платье, в котором вы считали себя неотразимой и собирались покорить весь мир, сидит на ней гораздо лучше, чем на вас.

Вы скомпрометированы, посрамлены и унижены больше, чем кто-либо другой. Почему? Потому что дракон очень любит позабавиться за ваш счет. Если вы не избавитесь от его когтей, вас непременно ожидает публичное унижение. Есть только один способ разрешить эту проблему — избавиться от вашего дракона, обуздать, трансформировать его. И тогда с вами начнут происходить любопытнейшие вещи: вы обнаружите, что перестали попадать в унижающие ваше достоинство ситуации.

Как дракон высокомерия оказывает влияние на вашу жизнь.

Воздействие дракона высокомерия на ваше здоровье.

Чудовище воздействует на ваше самочувствие множеством способов. Прежде всего, оно раздувает вашу оценку собственной силы, стойкости и упорства. Вы выбегаете под холодный осенний дождь без плаща, чтобы продемонстрировать вашим друзьям и знакомым свою удаль и закалку. Вы подхватываете насморк, у вас повышается температура. Но вы упорно продолжаете работать, доказывая, что какие-то болячки не способны оторвать вас от дела. Вы, конечно, сильны, им не свалить вас в постель. Но болезнь усиливается, возможно, начинается воспаление легких. Представляете, как потешается над вами в эти минуты дракон?

Вы постоянно склонны переоценивать свои возможности и отказываетесь принять во внимание ограниченные ресурсы вашего организма. Организм устает, он нуждается в отдыхе, но вы не хотите признать перед окружающими свою усталость и продолжаете двигаться вперед. Знайте, что вас ожидает несчастный случай или болезнь, и все это потому, что вы пытались произвести впечатление на окружающих, вместо того чтобы прислушаться к собственному организму. Та же причина может усадить вас и за руль автомобиля, когда, пропустив стаканчик-другой, вы отказываетесь признать, что слишком пьяны, чтобы им управлять.

Изоляция, отчуждение, одиночество, робость, отгораживание себя неприступной стеной от окружающего мира — все это является сильнейшим стрессогенным фактором для человеческого организма. Стресс, вызываемый отсутствием ощущения счастья, снижает сопротивляемость вашего организма и ведет к ослаблению вашей иммунной системы. Вы становитесь чрезвычайно уязвимым для множества психических заболеваний.

Воздействие дракона высокомерия на ваши творческие способности.

Дракон высокомерия забирает у вас столько сил и энергии на вынесение суждения об окружающих и поддержание собственной внешности, что в значительной степени сокращает вашу возможность творческого самовыражения. Творчество требует спонтанности и свободы, чему и препятствует дракон высокомерия. Чтобы стать настоящим творцом, вы должны быть человеком, способным пойти на риск. Творчество толкает на поиск новых, прежде неизведанных областей. Осваивая их, вы можете допустить ошибку или, двигаясь наугад, выбрать неверное направление. Это может вызывать у вас беспокойство и приводить в замешательство.

Высокомерие твердит вам на ухо: «Лучше вообще не лезь в неведомые дебри. Делай лучше то, что ты уже освоил и в чем ты уверен, и тогда сумеешь сохранить вид благопристойности. Оставайся в том, что тебе привычно. Не ходи в незнакомый ресторан или отель, где ты можешь попасть в ситуацию, когда не будешь знать, что тебе делать и как себя вести. Не ходи туда, где могут быть незнакомые люди, потому что ты будешь казаться там застенчивым, это будет для тебя унизительным. Не пытайся разговаривать на иностранном языке: ты можешь произнести слово неправильно и кто-нибудь непременно начнет тебя высмеивать».

Постепенно границы вашего мира сужаются все больше, ограничивая ваши возможности ощущением беспокойства и стеснения. Дракон препятствует проявлению ваших творческих способностей. В конце концов вы окажетесь в созданном вами крохотном замкнутом мирке, оторванном ото всех и безнадежно скучном, но защищенном от беспокойства и смущения.

Воздействие дракона высокомерия на вашу связь с текущим моментом.

Дракон высокомерия постоянно толкает вас на выживание в потенциально приводящих вас в замешательство ситуациях. При этом большая часть вашего внимания направлена на ближайшее будущее и попытку избежать нежелательного развития событий. Вы не хотите появиться в недостойном одеянии на какой-либо официальной встрече и стараетесь не перепутать имя малознакомого человека на званом обеде или вечеринке. Вы озабочены, чтобы не допустить дурного запаха изо рта или от тела и еще столь же чрезвычайно важных для вас мелочей.

Вы обеспокоены тем, что на предстоящей встрече вам не удастся избежать множества проблем. Вы и сейчас еще хорошо помните ту унизительную ситуацию на предыдущей встрече, когда вы, стараясь держаться с достоинством и непогрешимым совершенством, случайно перепутали дверь и вместо банкетного зала оказались в туалете. Все это потребовало от вас столько внимания, что у вас уже буквально не осталось сил на то, чтобы как следует познакомиться с гостями. А когда люди с вами незнакомы, они быстро утрачивают к вам интерес. Вы обречены на то, чтобы остаться незамеченным, когда все ваше внимание сосредоточено на старании не допустить какой-нибудь оплошности. Это стремление порождает и ваши наихудшие опасения — остаться незамеченным окружающими или подвергнуть себя их критической оценке.

Как только вы избавитесь от терзающего вас дракона, все вокруг вас изменится коренным образом. Вы станете более общительным с людьми, и они будут получать удовольствие в вашей компании. Вы почувствуете в себе уверенность и способность идти на риск. Многие из останавливавших вас опасностей превратятся в мыльный пузырь, и ваша жизнь станет интересной, многогранной и насыщенной.

Воздействие дракона высокомерия на ваши отношения с окружающими.

Здесь воздействие чудовища проявляется прежде всего в усилении вашей изоляции и отчуждения. Дракон удерживает вас на расстоянии от людей, препятствует вашему сближению с ними, настраивая вас на отчужденность и критическое отношение к окружающим — двух врагов всякого близкого, доверительного общения с людьми. Порождает в вас дух соперничества и враждебной настроенности к окружающим, которые так же, как и вы, стремятся избежать болезненного и неприятного для них общения.

Высокомерие проникает и в область сексуальных отношений, придавая особое значение производимому вами впечатлению в ущерб вашей половой связи. Вы можете даже отвергнуть половые отношения из-за страха лечь в постель обнаженной или из опасения за свое тело, способное оказаться недостаточно совершенным. Вы можете проявлять все признаки половой активности, используя провоцирующую на ухаживания одежду и кокетливую манеру поведения, но с наступлением решительного момента вы ретируетесь или отгораживаете себя неприступной стеной. Но даже если ваши половые начинания дают иные, менее плачевные результаты, то и в этом случае ваш партнер может ощущать себя удерживаемым на расстоянии, вне пределов вашей искренности, и в конце концов утратит к вам интерес.

Если вы мужчина, процесс полового акта может нанести вам смертельный удар, когда, сконцентрировав все свое внимание на производимом вами впечатлении, вы вдруг обнаружите у себя недостаточную эрекцию, Игнорируя все ваши ухищрения и волевые усилия, ваш грустно поникший пенис так и не сумеет воспрянуть духом. Ощущая опасность, он отказывается участвовать в игре. Глядя на эту безрадостную картину, дракон высокомерия наполняется ликованием, поскольку чем сильнее испытываемое вами унижение, тем значительнее одерживаемая им победа. Именно в способности отрешиться от внимания к самому себе и лежит секрет полноценной эрекции, но этому и препятствует дракон высокомерия.

Воздействие дракона высокомерия на ваше духовное развитие.

Многие религии мира и духовные учения указывают на порок гордости и высокомерия как на препятствие на пути к очищению, просвещенности и полному освобождению. Действительно, если все ваши мысли направлены на вас самих, вам трудно сконцентрировать внимание на целях и задачах, требующих умения взглянуть на них в более широком масштабе. Вы растрачиваете свою энергию на маневры, предназначенные для защиты вашей нежной, хрупкой персоны, и у вас уже не остается ни сил, ни времени, ни желаний на поиски смысла жизни и духовный рост.

В арсенале у дракона высокомерия имеется много способов использования ваших духовных запросов, которыми он манипулирует в своих собственных целях. Поскольку большинство духовных учений соотносится с Богом или высшей властью, высокомерие не может обойти эту власть своими критическими суждениями. Высшая власть становится тем критическим объектом, которого следует остерегаться, либо демонстрировать свою приверженность или, наоборот, доказывать его неправоту. Вы должны выглядеть безупречным и совершенным в глазах Господа Бога или его представителей на земле в виде местной церкви или собора.

Лучше, однако, если вам самому удастся стать одним из числа таких представителей, что даст вам возможность спрятаться за их спинами и обезопаситься от всего мира. Дракону высокомерия ничего не стоит толкнуть вас в ряды духовенства или на тропу духовного учения — но не для просветительства, а для приобретения еще большего тщеславия. Это именно то, что называется духовным материализмом. Овладев знанием наиболее сложных обрядов и практикой аскетизма, вы сможете доказать, что вы — самый лучший из приверженцев данного духовного учения.

Еще лучшей стратегией служит объявление себя гуру или каким-нибудь культовым предводителем. Здесь вы одним махом можете отвести внимание от себя самого и направить его на грехи и пороки ваших последователей. Вы сразу станете недосягаемым для окружающих, одним из редких избранников толпы. Чем не великолепный способ отгородиться от всего мира? Но дракон высокомерия любит устраивать публичное унижение. Рано или поздно эта стратегия обязательно приведет к неожиданным неприятным последствиям, и вам не избежать шумного публичного скандала. Дракон не оставит вас без внимания.

Иногда дракон высокомерия использует и совершенно иную стратегию, направленную на развитие в человеке чванства и возвеличивание в нем чувства неповторимости и недосягаемости для окружающих. Полагаясь на собственное интеллектуальное развитие, вы отстраняетесь от всех этих духовных «измышлений» и эмоциональной слабости, которую демонстрируют люди, проявляющие интерес к духовной жизни. Вы занимаете позицию высокомерного скептика, подвергающего язвительным нападкам духовное развитие, или с категоричным презрением отвергаете эту область человеческой жизни. Вы мните себя выше ее и опровергаете любую необходимость духовного развития. Это приносит вам временное ощущение защищенности перед неизвестным и загадочным. Но, прибегая к подобной стратегии, вы незаметно для себя неизбежно создаете себе некоего божка из науки, которой вы себя посвящаете, и с церемониальной торжественностью погружаетесь в ее царственные глубины. Дракон высокомерия захлебывается от хохота, наблюдая такое проявление лицемерия и глупости.

Как одолеть дракона высокомерия.

В этом и состоит главный вопрос: как уничтожить дракона высокомерия и сделать свою жизнь свободной и счастливой. Не удивляйтесь, если в этом месте вас начнет клонить в сон от скуки, захочется отложить книгу и поискать себе что-нибудь более интересное. Почему? Потому что дракон высокомерия очень заинтересован в том, чтобы остаться в живых. Он вовсе не собирается тут же поднять лапы и сдаться без борьбы. В его арсенале найдется много уловок, чтобы отвлечь ваше внимание и увести от правильного пути. Один из его излюбленных приемов и состоит в том, чтобы навести на вас уныние, скуку и переключить ваше внимание на нечто более увлекательное, но менее для вас важное. Он навевает на вас сонливость, порождает интерес к другим вещам, вызывает в вас опасение, что вы только напрасно потеряете время, уверит в том, что вы прекрасно проживете и без всего этого, породит в вас уверенность, будто и в высокомерии есть множество положительных моментов, чрезвычайно важных для современной жизни, и что вовсе не стоит от них отказываться. Арсенал дракона богат, и победа над чудовищем потребует большего, чем просто элементарное следование правилам и самодисциплина. Однако имейте в виду, что сколь жалким бы вы ни чувствовали себя под натиском дракона, у вас всегда есть средство для одержания над ним победы. Как и во всех сказках, в жизни есть секретное оружие, которое позволит вам уничтожить дракона, хотя он и пытается казаться сильнее и могущественнее вас.

В этом месте ваш путь к дальнейшему развитию заблокирован стоящим у вас на дороге драконом. Перед вами лишь узенькая тропа, пролегающая между отвесно вздымающихся скал. Здесь нет лестницы или ступеней, по которым вы могли бы взобраться на утес. Нет тропинки, которая вела бы в обход чудовища. Нет возможности повернуть назад. Нет ни подземных тоннелей, ни мостков, по которым вы каким-либо образом могли обойти чудовище и избежать столкновения с ним. Есть только один способ справиться с драконом — обуздать его. В этом и состоит самый главный секрет.

Утверждения, направленные на поражение Дракона высокомерия.

Я рад тому, как я воспринимаю себя сам и как воспринимают меня окружающие.

Я такой же — не лучше и не хуже, — как все окружающие.

Я поверил в свою способность дать окружающим увидеть то, что я собой в действительности представляю — со всеми своими бородавками на лице и недостатками.

Я легко нахожу себе друзей.

Окружающие воспринимают меня как человека радушного и открытого.

Я горжусь тем, чего мне удалось достичь. Мне нет необходимости объявлять о своих успехах. Они и так без труда заметны окружающим.

Я счастлив увидеть, с какой терпимостью я стал воспринимать критические замечания. Это полезно. Я извлекаю из них уроки.

Семь видов оружия для уничтожения Дракона высокомерия.

Оружие первое: осознайте, что вы и дракон — не одно и то же.

Оружие второе: признайте, что вы оторваны от людей.

Оружие третье: покажите свою ранимость и восприимчивость.

Оружие четвертое: платите окружающим своим вниманием.

Оружие пятое: будьте самим собой.

Оружие шестое: откажитесь от осуждения себя самого и людей, которые вас окружают.

Оружие седьмое: будьте равным среди равных.

Оружие первое: осознайте, что вы и дракон — не одно и то же.

Дракон — это не вы; он никогда не был и теперь уже никогда не будет вами. Это паразит, который уживался рядом с вами. Если вы примете такой взгляд на вещи, это поможет вам создать некоторую дистанцию между вами и драконом — дистанцию, необходимую для того, чтобы посмотреть на него объективно. Ответ, который вам предстоит найти, состоит в том, что вы прекрасно можете обходиться без этого дракона.

Так кто же вы без этой бесконечной, никому не нужной критики, излишней робости и застенчивости, оторванности от окружающих и надутой напыщенности? Было время, когда эти слова были к вам просто неприменимы. Ведь вы свободный, открытый человек. Вокруг вас всегда много близких друзей, которым вы полностью доверяете. Именно в этом и состоит ваша истинная сущность. Вся эта боль и страдания вам вовсе ни к чему. В действительности вы — личность свободная от критики и порицаний.

Оружие второе: признайте, что вы оторваны от людей.

Уже по самому своему характеру дракон высокомерия не желает, чтобы вы признали свое жалкое одиночество. Слишком унизительно позволить кому-нибудь узнать об этом. Вы должны делать вид, будто у вас все в порядке и вы не нуждаетесь ни в чьей компании. Однако такая политика только упрочивает вашу изоляцию. Единственный способ вырваться из этого порочного круга — сказать себе правду — очень труден. Но создание некоторой дистанции между вами и драконом вам в этом поможет. Правда в этом случае может звучать следующим образом: «Дракон высокомерия делал меня одиноким, оторванным от людей и несчастливым. Я устал от этой отчужденности. Я хочу снова быть самим собой, быть связанным с окружающими и чувствовать себя при этом легко и свободно. Все вещи, которые я использовал для того, чтобы привлечь к себе внимание — одежда, машины, новомодные стрижки, фамильные украшения и непомерное хвастовство, — все это оказалось неспособным дать мне то, чего я действительно хотел больше всего на свете».

Частью осознания собственного одиночества является признание наличия в вас самих существующего изолированно маленького ребенка. Он наглухо отгородился от обрушивающейся на него волнами невыносимой боли и продолжает вести жизнь добровольно замуровавшего себя в темнице узника. У этого потерявшегося ребенка ключом бьет жизненная энергия, совершенно неподходящая для повседневных отношений. Количество энергии, сохранившейся в этом потерявшемся ребенке, может варьироваться в зависимости от человека, в душе которого он продолжает жить, но последствия его длительной изоляции всегда одни и те же: снижение жизненных сил, ощущение потерянности, депрессия, отчаяние и чувство, ставшее частью вас самих, — чувство оторванности от людей. Эта потерянная часть вас самих желает быть восстановленной в своих правах, хочет вернуться обратно, в жизнь, что может быть достигнуто применением различных весьма эффективных методик. Услуги опытного психотерапевта или консультанта будут иметь при этом неоценимое значение. Гипноз, терапия и ежедневная работа над собой сумеют вернуть эту часть вас самих к полноценной жизни.

Оружие третье: покажите свою ранимость и восприимчивость.

Продемонстрируйте свое несовершенство. Найдите в себе силы сказать: «Да, мир, молния у меня на брюках расстегнута, но со мной все в порядке, потому что я и молния у меня на брюках — вовсе не одно и то же».

Однако это признание своего несовершенства должно быть сделано постепенно, не торопясь — со скоростью, которой вы могли бы управлять. Помните, что одним из излюбленных трюков дракона является тайная смена направления, в котором протекают ваши усилия.

Мартин заставил себя обратиться в службу анонимного лечения от алкоголизма — к группе медицинских работников, занимающихся излечением от алкогольной зависимости путем открытой социальной реабилитации. Во время пребывания там ему пришлось заниматься очищением желудка в присутствии многих незнакомых ему людей. В ходе процедуры он испытывал острый стыд и унижение и решил никогда больше сюда не возвращаться.

Каждый раз, когда он вспоминал о том, что ему пришлось пережить, он приходил в замешательство и наотрез отказывался от продолжения экспериментов подобного рода. На этот раз дракон высокомерия одержал победу, заставив Мартина проигнорировать естественную скорость развития событий и толкнув его, совершенно неподготовленного, на публичную демонстрацию его слабостей.

Открытие собственного несовершенства — это процесс, требующий постепенности и большой последовательности. Не было ничего неправильного в том, что Мартин обратился в службу анонимного лечения. Проблема состояла в излишней торопливости, с которой он решился открыть перед окружающими свое несовершенство. Ему вначале следовало в качестве простого зрителя посетить два-три собрания для пациентов, прошедших курс лечения, поговорить с ними, и только после этого, почувствовав в себе силы и решимость довести дело до конца, он смог бы постепенно открывать в себе все больше и больше.

Поражение дракона высокомерия начните с обращения к товарищу, которому вы доверяете, родственнику или терапевту, и постепенно приоткройте себя перед тем, кого вы выбрали. Рискните, и вы почувствуете облегчение. Если ощутите прилив стыда, значит, вы действуете слишком поспешно. Скорость подобного опыта определяется только ощущением вами комфортного состояния. Это чувство облегчения является показателем обуздания вами дракона. Чудовище попытается настроить вас скептически по отношению к этим добрым чувствам. Правда состоит в том, что светлое чувство облегчения исходит только от вашей истинной сущности и ниоткуда больше.

Если вы откроете для себя, что способны без проблем пережить эти маленькие откровения с близкими вам людьми, расширьте крут тех, кому вы можете довериться. Эти откровения могут вызывать у вас ощущение смертельного страха, но окружающие будут воспринимать их как нечто совершенно нормальное.

Кэти очень привлекал один молодой человек, но она была слишком напугана, чтобы даже просто думать о нем. Она опасалась, что это признание в испытываемой к нему симпатии может вызвать отказ со стороны понравившегося ей человека или его критику. Поэтому она вела себя так, словно он ее совершенно не интересовал. Это была настоящая шарада. Однако она решила уничтожить терзающего ее дракона и предприняла действия, казавшиеся ей чрезвычайно рискованными. Она сказала молодому человеку, что находит его красивым. Он воспринял слова девушки с большой теплотой, так, словно ее признание не было самым большим открытием года, а служило обычным милым комплиментом. Позднее он признался, что давно обратил внимание на испытываемую к нему девушкой симпатию, но что тем не менее у него так и не хватило смелости признаться ей в собственных чувствах. Таким образом, и Кэти узнала, что ее попытки скрыть свои чувства оказались весьма неэффективными.

В этом нет ничего странного. Дело в том, что чувство симпатии к человеку, притяжения к нему скрыть почти невозможно. Тело каждого человека испускает лучи и улавливает ответные излучения, которые зачастую говорят лучше всяких слов. Как от них скроешься?

С приобретением опыта открытия себя перед людьми вы с немалой долей огорчения обнаружите, что были не столь уж хороши, скрывая свою ранимость и восприимчивость. Очень часто под надетой на вас маской отчуждения люди правильно оценивали вашу истинную природу и были по-настоящему добры к вам. Постепенно вы убедитесь, что мир вовсе не настроен так критично, как вы сами. Вы удостоверитесь, что прекрасно можете обходиться без тех непробиваемых доспехов, которые вы так долго на себе носили.



Страница сформирована за 0.69 сек
SQL запросов: 190