АСПСП

Цитата момента



Чтобы узнать, что будет, надо к тому, что было, прибавить то, что есть…
И разделить на окружающих

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Женщины, которые не торопятся улыбаться, воспринимаются в корпоративной жизни как более надежные партнеры. Широкая теплая улыбка, несомненно, ценное качество. Но только в том случае, когда она появлялась на лице не сразу же при встрече, а немного позже. И хотя эта задержка длится менее секунды, улыбка выглядит более искренней и кажется адресованной собеседнику лично.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Семь упражнений, направленных на обуздание Дракона самоуничижения.

Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком.

Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи.

Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств.

Упражнение четвертое: развивайте отношения со своим отражением в зеркале.

Упражнение пятое: принимайте преподносимые вам комплименты с искренней благодарностью.

Упражнение шестое: рискуйте ежедневно.

Упражнение седьмое: проявляйте активность и берите на себя принятие решений.

Упражнение первое: откройте диалог со своим внутренним критиком.

Научитесь возражать внутреннему голосу, отпускающему в ваш адрес критические замечания. Откройте с ним диалог, а не просто выслушивайте все, что он говорит. Позвольте себе почувствовать раздражение от этого принижающего вас голоса, вместо того чтобы испытывать перед ним опасение. Подойдите к его словам с философской точки зрения. Спросите себя: «Кем я являюсь, когда этот голос молчит?»

Отличным способом добиться в этом вопросе успеха является дневник с записями о проделанной вами работе или просто блокнот. Не поленитесь записать все, что этот критикующий вас голос хочет сказать. Не утаивайте от себя ничего. Пусть он не говорит ничего дельного и только поливает вас грязью — пишите все подряд. Не нужно его останавливать, но поставьте ему условие говорить только от второго лица. И в блокнот записывайте точно так же: вместо «я урод» пишите «ты урод». После этого ответьте ему так, как бы вы разговаривали с задиристым, но побаивающимся вас хулиганом, уличный ответ на этот голос хулигана: «Ну и что?»)

Упражнение второе: ежедневно отмечайте свои успехи.

Прежде чем отправляться вечером спать, сделайте список, по крайней мере, трех, а еще лучше — семи вещей, которые вам особенно удались сегодня, независимо от того, насколько день оказался плохим.

У вас автоматически появится тенденция отмечать события, имевшие в тот день отрицательный результат. Это ваша старая привычка, навязанная драконом. Проявите волю, отведите внимание от этой привычки и упражняетесь в концентрации его на вещах, из которых вы вышли победителем. В первое время это потребует от вас серьезных усилий и даже может показаться невыполнимым. Не отступайте. После некоторого периода самодисциплины все пойдет гораздо легче. Проявите настойчивость. В конце концов вы в этом преуспеете.

Упражнение третье: записывайте и слушайте признания ваших достоинств.

Этот процесс требует большой смелости. Первым делом составьте список из нескольких друзей или родственников, которые, как вы знаете, действительно вас любят и искренне желают вам помочь. Затем дайте им чистую магнитофонную кассету и попросите записать на ней их соображения насчет того, почему они проявляют к вам заботу и симпатию. Соберите на этой кассете соображения всех вошедших в ваш список. После того как кассета будет записана полностью, прослушайте ее целиком — если у вас на то хватит смелости. Когда вы найдете в себе силы выслушать кассету от начала до конца без слез, не сжимаясь от страха и стыда, вы сделаете большой шаг вперед по избавлению от дракона. Чудовище, конечно, попытается заставить вас потерять кассету, сломает магнитофон или примет участие в иных проявлениях саботажа. Не дайте ему себя остановить. Вместо магнитофона можете использовать записную книжку — это даст те же результаты в вашем начинании, но зато избавит вас от пытки выслушивать живые голоса людей, которые вас любят.

Я предложил Мелиссе, своей клиентке, попробовать опыт с магнитофоном. После недели внутренней борьбы ей удалось составить список, и она была готова обратиться к первому по списку человеку — жене своего брата. Еще неделю она собиралась с мужеством, но смогла найти в себе силы обратиться к девушке лишь после того, как я порекомендовал ей обосновать жене брата свою просьбу выполнением домашнего задания, порученного ей лечащим ее терапевтом. Когда кассета была заполнена признаниями нескольких идущих по списку человек, мы с Мелиссой прослушали ее на магнитофоне. Девушка рыдала все то время, пока на магнитофоне звучали соображения первого из опрошенных. После этого я попросил Мелиссу повторить услышанное. Она оказалась в состоянии передать лишь общий смысл сообщения, и нам пришлось прослушать его еще раз, что сопровождалось новым потоком слез. Наконец она способна была прослушать всю кассету, не переживая острой душевной травмы. Это означало большой прорыв вперед в терапии Мелиссы. Она начала ощущать боль от сознания своей неполноценности, почувствовала нежелание отождествлять себя с несостоятельностью и стремление от нее избавиться. Страх перед собственной неполноценностью стал ее верным союзником.

Упражнение четвертое: развивайте отношения со своим отражением в зеркале.

Имейте мужество смотреть на себя в зеркало, будучи одетыми. Постепенно научитесь смотреть на себя в зеркало без одежды. Смотрите в глаза самому себе. Поначалу это будет казаться вам настоящим мучением. Наберитесь сил и терпения. Спросите себя: «Какое право я имею судить этого человека, его тело?» Человек в зеркале — как нежное растение. Ему нужна вода, солнечный свет, забота, а вовсе не жесткая диета из отбросов. Попросите прощения у этого человека в зеркале за все долгие годы оскорблений и жестокости. Поплачьте вместе с ним. Возможно, некоторые черты человека в зеркале, особенно ненавистные вам, на самом деле являются характеристиками, которые напоминают вам ваших родителей или старших сестер и братьев. Вы, возможно, почувствуете злость на них за то, что они требовали от вас столь многого, а взамен отдавали так ничтожно мало. Позвольте себе это раздражение, но не направляйте его на самого себя. Вслед за злостью придет грусть, а за ней — чувство облегчения и прощения. Но пусть они придут своим чередом, не спеша, не пытайтесь их поторапливать.

Я использовал эту методику в работе со многими клиентами, и она приносила хорошие результаты. Иногда людям требовалось много времени на то, чтобы бросить на себя в зеркало первый внимательный взгляд и не испытать желания отвернуться или убежать. Я советовал этим людям набраться мужества и постараться расслабиться. Я старался оказать им поддержку и приободрить их на всем протяжении зрительного контакта с отражением в зеркале. Нередко они признавались, насколько пугающим было для них ощущение, вызванное обращенными на них пристальными взглядами двух находящихся в комнате — их самих и меня, их терапевта. Мы вместе обсуждали мысли и критические замечания, высказываемые отражением в зеркале, и постепенно учились вести с ним диалог. Иногда я сам задавал отражению в зеркале вопросы, расспрашивая его о том, что он испытывает, слыша наши обращенные к нему слова. Возможности, открываемые творческой работой с зеркалом, безграничны. Испробуйте этот опыт на себе, начиная с коротких диалогов со своим отражением и постепенно увеличивая их продолжительность.

Упражнение пятое: принимайте произносимые вам комплименты с искренней благодарностью.

Отвергая сказанные в ваш адрес слова любезности, не слыша, оставляя без внимания выраженное окружающими признание ваших достоинств, вы тем самым поддаетесь оказываемому на вас воздействию дракона самоуничижения. Чудовище стремится сохранить установившийся порядок вещей путем вашего отстранения от всего, что вас окружает. Обращение вами внимания и принятие относящихся к вам комплиментов смертельно опасно для дракона.

Научиться принимать комплименты от самого себя зачастую оказывается сложнее, чем слышать их от других. Вы привыкли отрицать все, что слышите от себя самого, следовательно, ваши комплименты, адресованные к себе, не имеют в ваших глазах никакой ценности. Обратить этот процесс вспять столь же сложно, как взобраться на Эверест, но это может и должно быть сделано.

Я часто рекомендовал своим клиентам составить перечень приведенных выше утверждений, записать их на магнитофон и регулярно прослушивать, особенно перед тем, как лечь в постель. Если они признавались, что их собственный голос не вызывает у них большого доверия, я наговаривал им кассету сам.

Упражнение шестое: рискуйте ежедневно.

Поскольку дракон самоуничижения чрезвычайно хитер и направляет все свои усилия на то, чтобы стереть ваш профиль с картины жизни, вам необходимо оказывать ему всяческое противодействие и стремиться сделать свое изображение наиболее четким. Это означает, что вам следует браться за все в жизни, до сих пор остававшееся неизведанным: учиться танцевать, взяться за поиски новой, интересной работы, попробовать свои силы в катании на лыжах, на коньках — во всем, что вам придет в голову. Особенно важны начинания, приучающие вас к глубокому дыханию, поскольку — как вы, наверное, помните — дракон самоуничижения стремится сделать ваше дыхание мелким и неполноценным. Здесь неоценимое значение имеют публичные выступления, принуждающие вас наполнять легкие воздухом в гораздо большей степени, чем обычно. Приобретая опыт в вещах, остававшихся для вас до сих пор неизвестными, вы тем самым расширяете свой арсенал, предназначенный для победы над драконом. Избегайте состязаний и видов деятельности, принуждающих вас сравнивать себя с окружающими. Подобный опыт связан со значительным риском в том отношении, что дракон без труда может одержать над вами победу и превратить достигнутые результаты в полный провал. Один из моих клиентов подверг себя риску, обратившись с просьбой о свидании к очень привлекательной женщине. Он получил отказ и был готов воспринять его как лишнее доказательство своей неполноценности. После нашего внимательного изучения инцидента он осознал, что та манера, с которой он добивался согласия женщины на встречу, уже сама по себе подготовила ему отрицательный ответ. Признать это было трудно, но необходимо.

Упражнение седьмое: проявляйте активность и берите на себя принятие решений.

Поскольку дракон самоуничижения стремится сделать вас пассивным, ваша способность к принятию решений и любого рода деятельности будет ослабевать. Следовательно, вам необходимо использовать любую благоприятную возможность для взятия на себя ответственности и принятия решения. Если вы хотите быть принятыми на работу на основе конкурсного отбора, немедленно позвоните или обратитесь в дирекцию фирмы, возьмите у них бланки заявлений и внесите свои анкетные данные. Не откладывайте дела в долгий ящик. Просто удивительно, сколько людей, заполнив для участия в конкурсном отборе все необходимые документы, дотягивают до последнего или вообще оказываются неспособными их отправить. У них не хватает сил сделать решающий шаг.

Если вы сражаетесь с драконом самоуничижения, телефон может представлять для вас главное препятствие. Автоматический ответчик на другом конце провода приводит вас в трепет, но голос живого человека в трубке оказывается еще более пугающим. Вы начинаете разговор с длительных многословных извинений и затем бормочете в трубку что-то невнятное, ускользающее от понимания вашего теряющего терпение собеседника. Все это вполне соответствует напоминающему кошмарный сон сценарию, написанному для вас драконом самоуничижения.

У вас развивается тенденция избегать разговора по телефону — решение, ставящее под сомнение успех любого начинания при современных темпах жизни. Противоядием воздействию дракона может служить лишь встреча с ним лицом к лицу путем возможно более частого обращения к телефону. Вам придется сделать не так уж много звонков, чтобы преодолеть свой страх перед этим аппаратом. К тому же вы можете заранее подготовить себя к наиболее неблагоприятное варианту протекания разговора. Как правило, ваше воображение рисует гораздо более страшные картины, нежели то, что ожидает вас в действительности. Избавившись от своих кошмарных фантазий, вы увидите, что жизнь прекрасна и удивительна.

Заключение.

Дракон самоуничижения пользуется среди людей столь широкой популярностью, что его можно встретить буквально повсюду — от грязных трущоб Калькутты до кабинетов Белого Дома в Вашингтоне. Но, как и каждого из драконов, вы можете обуздать это чудовище, превратив его в источник дополнительных сил и веры в свои возможности. Однако если вы полагаете, будто ваше самоуничижение — это лишь проявление врожденной скромности, и ставите ее себе в заслугу, значит, яд чудовища глубоко проник в вашу душу и начал свое разъедающее воздействие на вашу личность. Уверяю вас, в этом нет ничего хорошего. Истинная скромность не терзает, а возвышает человеческую сущность. По-настоящему скромный человек не испытывает сомнения в собственных силах. Он способен добиться всего, что считает для себя достойным.

Глава пятая. Дракон нетерпения

Пользуйтесь каждой удобной возможностью, чтобы очистить свою жизнь от этого дракона. Только так вы сможете вздохнуть свободно и принести свой вклад в развитие общества, особенно сейчас, когда оно так в этом нуждается.

Положительный полюс – отвага. Отрицательный полюс — несдержанность.

Внешние проявления.

Легкая возбудимость, грубость, резкость, поверхностность, раздражительность, вспыльчивость, несдержанность, поспешность, опрометчивость, беспечность, безрассудность.

Внутренние проявления.

Нервность, беспокойство, склонность к панике, возбудимость, раздражительность, капризность, небрежность, беззаботность.

Примеры условий и ситуаций, способных дать пищу дракону нетерпеливости.

Современная западная культура и менталитет таких стран, как Япония, Франция и США; Уолл-Стрит; боевые действия; всевозможные службы новостей — такие, как СNN и MTV; телевидение; торговля; жизнь в большом городе: работающие отцы и матери; ожидание в очереди; профессиональное занятие спортом: «пробки» и напряженное движение транспорта в «часы пик»; проверки, проводимые организацией Международного Красного Креста, и откладывание денег «на черный день»; приближение смерти или вообще восприятие смертности человека как таковой; амфетамины; кофе и кофеин; дорожные работы; Академия почетных награждений; любой вид соперничества и соревнований.

Внешние характеристики и манера преподнесения.

Люди с драконом нетерпеливости могут иметь совершенно разную внешность, поскольку это чудовище не обладает единой формой проявления физических характерных черт. В основном дракон нетерпеливости заставляет этих людей выглядеть так, словно они двигаются впереди своего тела. Голова их устремлена вперед, глаза горят, и вообще они кажутся уже находящимися там, куда только собираются идти. Их движения отличаются резкостью и отсутствием изящества. Они могут иметь привычку притоптывать ногой, барабанить пальцами, похлопывать себя ладонями по коленям, почесывать нос тыльной стороной ладони, кусать или грызть ногти или почесывать различные части тела. Они склонны разражаться целым потоком слов, зачастую сопровождая их энергичной жестикуляцией. Подобные характерные особенности в обычное время весьма незначительны и достигают максимальной интенсивности в напряженных, стрессогенных ситуациях. В наиболее серьезных случаях они могут приобретать хронический характер.

Далеко не каждый проявляющий беспокойство человек подвержен дракону нетерпеливости. Некоторые люди просто более активны по своему характеру и реагируют на окружающее с большей степенью кинэстетичности. Они также могут притоптывать ногами, ходить взад и вперед или чаще всего им трудно усидеть на месте. Однако они не имеют ничего общего с бедствием людей, страдающих нетерпеливостью.

Вы начинаете испытывать воздействие дракона, страстно ожидая какого-то события в будущем и не имея возможности поторопить его приближение. Представьте, что вы опаздываете на важную встречу, застряв в «пробке» на перегруженной движением автотрассе. Вы пытаетесь пробиться к голове колонны, чтобы посмотреть, что там произошло. Все ваши чувства там, впереди. Ощутите себя на месте этого изнывающего от нетерпения шофера. А теперь представьте, что сидящий рядом с вами пассажир рассказывает вам какую-то историю. Сможете ли вы ее адекватно воспринять?

Развитие Дракона нетерпеливости.

Когда все вокруг торопятся.

Развитие дракона нетерпеливости — процесс постепенный, прививаемый множеством событий, встречавшихся на вашем пути с раннего детства до поздней юности. Существует несколько дорог, по которым к вам подкрадывается чудовище, чтобы взять над вами власть.

Ваше появление на свет в семье, где родители или кто-то из близких уже находится под контролем дракона нетерпеливости, — это главная, самая широкая магистраль, по которой к вам подбирается чудовище. Если ребенок целыми днями бегает по комнатам, а его родителей обуревает страх перед нехваткой времени, то ребенку очень быстро передадутся страхи его родителей. Атмосфера в семье неизбежно приведет ребенка к мысли, что время — это такой же предмет потребления, как, скажем, яблочный пирог. Поскольку время очень ограничено, с использованием его не следует затягивать, так же как и с поглощением пирога. Прозеваешь — кусок пройдет мимо рта. А когда все куски пирога розданы и тарелка остается пустой, члены семьи воспринимают это как катастрофу. Семья действует так, словно не имеет права терять ни минуты, поэтому все спешат.

Ребенок в раннем возрасте не сориентирован на будущее и живет только настоящим моментом. Спешка в трехлетнем ребенке не вызывает каких бы то ни было эмоций. Он не обладает развитым абстрактным мышлением, как взрослые или дети более старшего возраста, и представление о времени лежит за пределами его понимания. Способность к абстрактному мышлению придет к нему только годам к семи, не раньше. Тем не менее маленький ребенок эмоционально воспринимает все, что делают его родители. Он улавливает страх перед чем-то складывающимся не так, как надо, и отмечает торопливость окружающих, словно спешащих убежать от неведомого ему пока чудовища. Так он делает первый шаг на пути развития нетерпеливости.

Когда ребенок достигает семилетнего возраста, он начинает постигать концепцию времени так, как ему преподносят члены его семьи и культурные традиции общества. Теперь он понимает, почему все вокруг него так обеспокоены. Он видит, что в мире существует такая вещь, как время, и что оно крайне ограничено. Он знает, что никогда не должен позволять ему убежать понапрасну, иначе случится что-то очень нехорошее.

Этот сценарий представляет собой лишь одну версию развития в человеке нетерпеливости, основанную на понятии времени. Существуют еще и другие точки зрения. Некоторые формы развития нетерпеливости берут свое начало при совершенно иных обстоятельствах.

Ориентация на будущее.

К семи годам ребенок, пораженный драконом нетерпеливости, уже обладает развитым чувством целевой ориентации. Он понимает, что есть ситуации в будущем, в основе которых лежат результаты работ, выполняемых в настоящем времени. Если он идет в школу и приносит хорошую отметку, значит, когда-нибудь в будущем он сможет поступить в колледж. Если он учится играть на пианино, значит, когда-нибудь он сумеет сыграть всю пьесу целиком. Это представляет собой часть нормального человеческого развития. Ненормальным здесь является ощущение, будто время настолько ограничено, что необходимо все делать очень быстро роли одной-единственной цели: вовремя успеть туда — где бы это «туда» ни находилось. В результате вся прелесть настоящего момента утрачивается в угоду ожидания какого-то события в будущем. Когда же это столь долго ожидаемое событие уже наступает, внимание человека все так же остается прикованным к будущему — к другому, но не менее страстно ожидаемому моменту. Так может продолжаться до бесконечности. Достигнутая цель удовлетворения не приносит, и, следовательно, жизнь также не доставляет наслаждения. Удовольствие от переживаемого момента вытесняется дискомфортом ожидания события в будущем.

Это еще один момент, создающий благоприятную почву для развития дракона нетерпеливости. Процесс зарождения этого чувства зачастую совпадает с тенденцией родительской семьи к торопливости, но оно может развиваться и самостоятельно. Результат будет один и тот же: страх перед потерянным временем. Согласно этому сценарию, ребенок по той или иной причине оказывается неспособным принимать участие в активной жизни своей семьи. Он может быть покалечен или болеть и в течение долгого времени находиться в больнице, пока остальные члены его семьи заняты более приятным времяпрепровождением. Кроме того, родители вообще могут ограничивать деятельность ребенка и никогда не позволять ему участвовать в каких-то семейных торжествах, постоянно повторяя ребенку, что он еще слишком мал или что он будет доставлять присутствующим излишнее беспокойство.

В случае с детьми более старшего возраста их родители или общественная культура могут быть столь консервативны, что деятельность детей способна претерпевать самые жесткие ограничения. К примеру, родители их могут являться приверженцами суровых ортодоксальных религий, запрещающих очень многие виды деятельности, танцы, свидания и любого рода развлечения. Ребенок видит, что остальные дети принимают участие в деятельности, являющейся для них самих запретной. Подобным образом обстоят дела с детьми в странах с ограниченными культурными и социальными возможностями, которые наблюдают за своими сверстниками, родившимися в странах с более высоким уровнем свободы и благосостояния. Это порождает в них ощущение потерянного напрасно времени, отстранение с самых ранних лет от значительного пласта жизненного опыта. Страх их выражается в следующей формуле: «А что если я умру раньше, чем успею все это испытать и попробовать?» Этот страх перед смертью в людях нетерпеливых ощущается с особой силой.

Люди могут позволить дракону нетерпеливости возобладать над их жизнью, даже если их родители не были особенно нетерпеливы. В действительности иногда дело может обстоять прямо противоположным образом. Остальные члены их семейства способны двигаться абсолютно спокойно или довольствоваться тихим, размеренным образом жизни. Сама эта их медлительность служит причиной, заставляющей нетерпеливых молодых людей буквально лезть на стены от неутомимой жажды деятельности.

Рассказ о Мухаммеде: история развития нетерпеливости.

Мухаммед родился на Среднем Востоке, в одном из небольших селений. Отец его был местным врачом, а мать — домохозяйкой, заботящейся о своей большой семье из восьмерых детей. Поскольку отец Мухаммеда был человеком интеллигентным, мальчик вырос большим любителем книг, особенно тех, где рассказывалось о жизни людей в разных странах. Дом их был завален всевозможными географическими и популярными журналами из Европы и Америки. Хотя воображение Мухаммеда было распалено картинами, изображенными на страницах журналов, ограниченность семьи в средствах не давала ему возможности посмотреть удивительные страны своими глазами. К тому же жесткие религиозные каноны его собственной страны не поддерживали интереса своих граждан к образу жизни людей за границей. Усложняет наш сценарий и то обстоятельство, что мать Мухаммеда была женщиной нетерпеливой, нередко позволявшей себе быть невыдержанной по отношению к своим детям. Она испытывала негодование и обиду на мужа, имевшего неосторожность оставить дом ради интересной работы за рубежом.

Когда Мухаммед стал старше, он, как и мать, начал ощущать, что не живет настоящей, полноценной жизнью. Он испытывал непреодолимую тоску по жизни, которая где-нибудь в другом месте могла бы сложиться у него совершенно иначе. Он стал раздраженным, несдержанным и нередко отвечал вспышками ярости на все, в чем ему слышался скрытый упрек. Уже в ранней юности он отличался от остальных детей своей резкостью, стремительностью движений и способностью попадать во всякие несчастные случаи: двигаясь излишне быстро, он то и дело натыкался на стены, переворачивая стулья и причиняя себе боль.

Побуждаемый чтением книг и журналов, рисующих его воображению непередаваемые картины жизни в развитых странах, Мухаммед ощущал в себе всепоглощающее стремление оставить Средний Восток и поселиться в Соединенных Штатах. Обладая хорошими способностями, он отлично закончил школу и благодаря некоторым связям получил право на стипендию для обучения в Калифорнийском университете, в Беркли. Его мечты начали осуществляться.

По прибытии в Соединенные Штаты Мухаммед едва мог себя сдерживать от возбуждения. В этот период жизни дракон нетерпеливости полностью подчинил его своему влиянию. Расставшись со своей прежней жизнью, полной запретов и ограничений, Мухаммед теперь в погоне за женщинами не знал ни сна, ни отдыха. Несмотря на то, что он быстро приобрел опыт общения с ними, он был совершенно собой не доволен. И хотя он имел довольно приятную внешность, он за весьма короткий промежуток приобрел себе настолько дурную репутацию, что женщины старались держаться от него подальше и, завидев его, даже переходили на другую сторону улицы, чтобы избежать с ним встречи.

Мухаммед приобрел определенные навыки в бизнесе, но был слишком нетерпелив, чтобы начать свое собственное дело и добиться процветания. Еще в школе он продавал подержанные пластинки, магнитофонные записи и компакт-диски и в значительной степени преуспел в этом деле. Жизнь его текла так, словно была записана на видеопленку и пущена с увеличенной скоростью. Он ни в чем не знал покоя и, переживая удачное завершение очередного предприятия, буквально не способен был усидеть на месте. Однако, несмотря на довольно благоприятно складывающиеся для него обстоятельства в жизни, он чувствовал себя гонимым людьми, оторванным от них и глубоко несчастным. Все его попытки отделаться от этого преследующего его ощущения несчастья лишь все ближе подталкивали его к разинутой пасти дракона нетерпеливости, поскольку он полагал, будто, действуя как можно быстрее, он сумеет оторваться, убежать от своих страданий.

Вскоре после завершения учебы Мухаммед встретил Салли, американку из богатой семьи, привлекшую его внимание своим легким отношением к жизни и способностью довольствоваться простыми радостями в отношениях. Ее привлекательность для Мухаммеда основывалась, конечно, по большей части на его стремлении развить в себе подобные качества. Подсознательно же он надеялся, что финансовые тылы его избранницы помогут ему компенсировать упущенное время в юности.

Сопли привлекал в Мухаммеде его блеск и отношение к жизни, которое можно было бы определить как «пусть все идет как идет», — черты, в некоторой степени присущей ее отцу, к которому она испытывала чувство обиды, но от которого полностью зависела. Однако Салли не до конца представляла себе степень нетерпеливости Мухаммеда. Все реакции молодого человека коренным образом затормозились на период ухаживания и медового месяца; он казался сонным и испытывал блаженные моменты расслабленности и покоя. Дракон нетерпеливости остался в стороне, вытесненный ощущением неги и удовлетворения. Оба молодых человека очень много времени проводили вместе и общались на уровне, прежде Мухаммеду незнакомом. Сопли считала его столь же амбициозным, как и своего отца, но ей не нравилось то, что Мухаммед производил впечатление человека излишне мягкого, расслабленного и оторванного от дел. После короткого периода ухаживания они поженились. Однако в их брачных отношениях вскоре появились свои проблемы. После периода «медового месяца» дракон нетерпеливости вцепился в Мухаммеда с особой мстительностью.

Мухаммед постепенно вернулся к своему обычному ритму жизни и постоянному вынашиванию планов на будущее. Мыслями он был уже далеко от семейных отношений и от становившихся все короче минут общения с Салли. Он начал поторапливать свою казавшуюся ему излишне медлительной супругу и обнаруживать в ней маленькие, прежде остававшиеся незамеченными недостатки. К нему вернулась вся его нетерпеливость. Салли находила в нем все больше черт, которые так не нравились ей в ее отце, и все меньше тех, которые напоминали ей человека, за которого она выходила замуж. Оба они — и Салли, и Мухаммед — испытывали неудовлетворенность от своего брака. Последовал неизбежный разрыв отношений и глубокое разочарование. В отчаянии от неудачного завершения своих семейных начинаний, отброшенный назад в делах, Мухаммед начал искать ответ на мучившие его вопросы в областях нетрадиционных.

Ему, выходцу со Среднего Востока, неловко было обращаться к психотерапевту, представителю западной культуры. От одного из своих приятелей Мухаммед услышал о ком-то духовном наставнике, обучающем медитации, йоге и другим восточным методикам, полезным для разрешения проблем, схожих с теми, которые испытывал Мухаммед. Молодой человек начал посещать лекции, воспользовался возможностью уединения, предоставленного ему учителем, и стал испытывать то положительное воздействие, которое занятия оказывали на его жизнь. Он научился замедлять бег мыслей посредством медитации и давать отдых телу, предоставляемый упражнениями йоги. Он начал понимать, что источник мучений, через которые ему пришлось пройти, кроется в нем самом.

Он осознал, что страх перед возможностью упустить время, опоздать, подстегивал его, понуждая мчаться сломя голову, все дальше удаляясь от остающейся в стороне жизни. С замедлением темпа жизни он стал счастливее и, как это ни парадоксально, начал успевать все сделать вовремя, что никогда прежде ему не удавалось.

Хотя спасать отношения с Салли было уже поздно, Мухаммед сумел вынести из них необходимый опыт и научился строить свои отношения с другими женщинами на совершенно иной основе и с гораздо более благоприятными результатами. Освоенные духовные практики научили его умению слушать, быть внимательным и не отрываться от жизни. Дракон нетерпеливости потерпел сокрушительный разгром.

Семь ступеней развития Дракона нетерпеливости.

В развитии ребенка имеются семь ступеней, ведущих его к полному порабощению драконом нетерпеливости. Поскольку развитие нетерпеливости может проходить в различных направлениях, эти ступени здесь только очерчены. Каждая из них может входить — или не входить — в состав той лестницы, по которой поднимается в своем развитии дракон нетерпеливости.

Первая ступень: ребенок торопится.

Вторая ступень: ребенок ассоциирует ощущение страха со спешкой.

Третья ступень: ребенок начинает осознавать, что время ограничено.

Четвертая ступень: ребенок ассоциирует стоящую перед ним задачу с ограниченным временем на ее выполнение.

Пятая ступень: ребенок учится понимать, что время может быть потеряно,

Шестая ступень: ребенок чувствует себя пойманным в сети времени.

Седьмая ступень: ребенок начинает осознавать, что настоящее не имеет для него значения.

Первая ступень: ребенок торопится.

Ребенок, подверженный воздействию дракона нетерпеливости, не имеет против него никакой защиты. Он повсюду сопровождает своих спешащих родителей и постоянно улавливает окружающую их атмосферу неизменной обеспокоенности.

Мать Жанет, Элей, была сущим дьяволом на дороге. Когда ока садилась за руль автомобиля, Жанет съеживалась от страха. Куда бы они ни ехали, от Элей шарахались в стороны все встречные машины. Для нее не существовало дорожных указателей, и когда она смерчем проносилась мимо, более осторожные шоферы посылали ей вслед свои проклятия и рев клаксонов и туг же оставались далеко позади, провожаемые ее грубыми комментариями. Волосы вставали дыбом, когда Элей, не выпуская сигареты изо рта, выписывая достойные каскадера маневры, загоняла машину на стоянку для автомобилей. Жанет лучше чем кто-либо другой знала, как опасно разговаривать с матерью во время этих сумасшедших гонок. Она лишь вжималась в кресло и трепетала от страха. Позднее, став взрослой и сев за руль собственного автомобиля, Жанет с ужасом для себя открыла, что ей передалась привычка ее матери водить машину и что она непонятным образом постоянно куда-то торопится даже при медленном, спокойном движении остальных автомобилей.

Западный мир до предела насыщен всеобщей торопливостью, спешкой и толкотней. С ранних лет ребенок привыкает слышать по радио и телевидению взвинчивающие его психику сообщениям «Не пропустите дешевую распродажу!», «Спешите видеть демонстрацию новых товаров!» Резкая, отрывистая музыка и быстрый темп преподнесения новостей и сообщений вселяют в ребенка ощущение смутной тревоги и опасения перед возможностью опоздать. Родители подгоняют собирающихся в школу детей и на ходу глотают кофе, убегая на работу. Мимо проносятся машины, звучат их резкие гудки, и спешащие прохожие со всех сторон обгоняют ребенка. Что еще может вынести для себя ребенок, помимо осознания того, что взрослый мир — это место, где все куда-то спешат? Вот почему так сложно отыскать в современном мире человека, в котором с рождения не был запрограммирован элемент нетерпеливости. На рубеже XXI века дракон нетерпеливости мощно расправил свои крылья над миром электроники, основным принципом которого стал лозунг «Я ненавижу ждать!»

Вывод и принятое решение: «Спешка — способ существования в жизни».

Вторая ступень: ребенок ассоциирует ощущение страха со спешкой.

Ребенок в раннем возрасте не обладает представлением о времени и живет лишь проблемой настоящего момента, но он совершенно ясно способен идентифицировать свои эмоции, и прежде всего страх, с окружающими его проявлениями нетерпеливости. Решение быть нетерпеливым подсознательно принимается им уже к семилетнему возрасту. На самом деле это, конечно, скорее ассоциативное, нежели волевое решение, но подсознание ребенка воспринимает его как принятое. Ассоциации способны возникать у ребенка еще в период утробного развития, когда эмбрион, или зародыш, воспринимает вырабатываемый организмом матери адреналин и идентифицирует возрастающую интенсивность его поступления с ощущением страха, возникающим в моменты лихорадочной активности.

Вывод и принятое решение: «Спешка способна помочь мне выжить».

Третья ступень: ребенок начинает осознавать, что время ограничено.

Ребенок учится определять время в соответствии со своим культурным уровнем и начинает осознавать, что оно может течь слишком быстро или слишком медленно. Он учится читать врем. Часы окружают его повсюду и особенно запоминаются вот эти, с большими черными стрелками, которые непременно находятся на стене его классной комнаты. Школьный звонок отмечает конец одного отрезка времени и начало другого. Когда звонок оповещает об окончании перерыва на обед, нужно спешить в класс, чтобы не опоздать к началу урока. Это готовит ребенка к соблюдению дисциплины и удерживает от многочисленных соблазнов, связанных с понятием потери времени. Опоздание на урок, конечно, влечет за собой укоризненный взгляд преподавателя, хмуро указывающего на часы с черными стрелками, и неодобрение, написанное на повернутых к опоздавшему лицах одноклассников, успевших прийти вовремя.

Черные стрелки то ползут слишком медленно, и ребенку хочется их подогнать, либо движутся неумолимо быстро — и это еще страшнее, поскольку связано с возможностью опоздать, не успеть сделать что-то в срок. Ребенку кажется, что связанное с движением черных стрелок время бежит слишком быстро. Он привыкает торопиться, чтобы догнать ускользающее время, а когда времени оказывается слишком много, ребенок начинает томиться ожиданием и ему кажется, что время тянется ужасно медленно. Вот почему ожидание доставляет нетерпеливому ребенку такое мучение.

Вывод и принятое решение: «Время — это что-то такое, чего или слишком мало, или слишком много».

Четвертая ступень: ребенок ассоциирует стоящую перед ним задачу с ограниченным временен на ее выполнение.

У ребенка развивается концепция, связанная с постановкой перед ним задачи и страхом перед нехваткой времени для выполнения этой задачи в срок. Он начинает понимать важность, которую имеет в его жизни постановка задачи, и необходимость ее выполнения. Однако сама задача естественным образом ассоциируется у ребенка с навязываемым ему обществом и родителями представлением об ограниченности времени для ее выполнения.

Это осознание вынуждает ребенка постоянно думать о будущем. Если запасы времени ограничены, значит, нужно спешить, чтобы за определенный промежуток времени успеть сделать как можно больше. Как следствие, ребенок, став взрослым, стремится запланировать или выполнить слишком большой объем работ в имеющуюся в его распоряжении единицу времени. В результате окружающие начинают воспринимать такого человека как всюду опаздывающего и непунктуального. Он оказывается неспособен правильно рассчитывать свое время, до предела насыщенное запланированными событиями.

Представление о краткости и ограниченности времени придает стоящим перед человеком задачам повышенную значимость, которой на самом деле они не обладают. Это напоминает игру двух нетерпеливых людей в шахматы на время, при которой значимость самого хода снижается, зато приобретает особую значимость скорость, с которой он сделан. С нивелированием качества сделанных ходов повышается значение их количества и, как следствие, цель игры — красивое развитие и завершение партии — подменяется совершенно иной задачей: скорость игры становится самоцелью.

Страх перед нехваткой времени искажает для человека правильное восприятие жизни, а выполнение поставленной им перед собой задачи приобретает исключительно важное значение.

Вывод и принятое решение: «Я должен спешить, чтобы выполнить стоящие передо мной задачи. Если я не потороплюсь, я никогда не достигну цели».

Пятая ступень: ребенок учится понимать, что время может быть потеряно.

Проблема торопливости несет с собой много других негативных побочных эффектов. Спешащий человек незаметно для себя становится неаккуратным и невнимательным в выполнении своей работы. Это влечет за собой допущение ошибок и даже способно привести к несчастному случаю. И то и другое поглощает много времени. С точки зрения людей нетерпеливых, время потеряно.

Так дракон создает наихудший из страхов нетерпеливого человека — страх перед потерей времени. Когда время кажется им потерянным, эти люди чувствуют себя проигравшими. В конце концов это состояние становится для них хроническим и приносит им постоянные страдания.

Гарольд не догадывался, что находится под полным контролем дракона нетерпеливости. Как скрипач он обладал несомненным талантом, но его преподавательница музыки, занимаясь с ним, буквально рвала на себе волосы. Она видела, что Гарольд обладает исключительными способностями и, вместе с тем, — ужасным нетерпением. Он, казалось, долгое время неспособен был держать в руках даже скрипку. Когда он начинал настраивать инструмент, терпение быстро его покидало, и он испытывал такое раздражение, что умудрялся расстроить все струны. После этого он долго и мучительно настраивал инструмент. Так обычно проходила добрая половина урока.

Учительница музыки начала бояться уроков, не меньший страх перед ними появился и у Гарольда. В конце концов он оставил музыку, мотивируя свое решение острым ощущением своей неспособности к игре на музыкальном инструменте и разочарованием, которое «его успехи» вызывали у окружающих. Дракон одержал над ним решительную победу.

Вывод и принятое решение: «Я могу потерять время, а если оно потеряно — то навсегда. Если время потеряно — я проиграл».

Шестая ступень: ребенок чувствует себя пойманным в сети времени.

Ребенок начинает ощущать себя пленником времени, осознает время как некое внешнее, не зависящее от его воли препятствие. Он воспринимает время как некий ящик или ловушку, в которой он оказался и не может выбраться. Ребенок начинает хныкать и жаловаться на то, что ему просто ни на что не хватает времени. «Если бы у меня было достаточно времени, я бы смог сделать эту работу. Но поскольку времени у меня нет, мне не остается никакого выбора», — говорит ребенок. Он учится во всем обвинять только время и отказывается брать на себя ответственность за то, как складывается ситуация. Все это очень похоже на проявление дракона мученичества, поскольку оба эти чудовища имеют между собой прямую связь. Ощущение пойманности в сети времени превращает время в нечто, диктующее человеку свои условия. Вместо того чтобы быть хозяином времени, нетерпеливый человек ощущает себя находящимся в его власти. Его восприятие действительности полностью искажается.

Вывод и принятое решение: «Я — жертва времени; точнее — жертва его отсутствия. Я его пленник».

Седьмая ступень: ребенок начинает осознавать, что настоящее не имеет для него значения.

Нетерпеливый ребенок не приучен наслаждаться переживаемым моментом жизни и в большей степени желает, чтобы это событие скорее осталось позади. Настоящее отвергается ребенком, оставляется им без внимания в постоянном стремлении поскорее достичь будущего. Любой род деятельности рассматривается им как досадная помеха и, следовательно, отвергается. Для взрослого, страдающего нетерпением человека большая часть времени поглощается бесплодным ожиданием, беспокойством, составлением проектов на будущее и опасением за их осуществление. Он способен проехать на автомобиле через весь город и быть настолько погруженным в свое планирование будущей жизни, что даже не заметит, как он оказался в месте назначения. Поездка совершенно не отложилась у него в памяти. Та же тенденция наблюдается и в приеме пищи, которая поглощается, но проходит мимо его внимания, поскольку мыслями в этот момент он был слишком далеко, чтобы наслаждаться завтраком. Пища проглатывается им непрожеванной, вино и десерт остаются не распробованными.

Все это является свидетельством полного порабощения человека драконом нетерпеливости. Если не случится ничего, что могло бы остановить чудовище, оно тащит за собой человека по жизни, коверкая его судьбу и доставляя сплошные мучения. Власть над человеком он будет крепко держать в своих когтях. Но существует выход и из этой ситуации, и состоит он, конечно, в том, чтобы избавиться от дракона.

Вывод и принятое решение: «Настоящее не имеет никакого значения. Пусть проходит мимо незамеченным».

Большая ложь Дракона нетерпеливости.

Дракон нетерпеливости настраивает человека на мысль, что если он будет действовать быстрее, он скорее достигнет поставленной цели и, следовательно, сумеет решить больше задач за один и тот же промежуток времени. Но как бы они ни торопились, они лишь замедляют свое движение вперед исправлением допущенных ошибок и последствий несчастных случаев. Истина состоит в том что продвижение вперед менее поспешное и торопливое несет с собой меньше ошибок и, следовательно, является более эффективным и продуктивным. Вот почему извечная история о черепахе и зайце до сих пор не потеряла свою актуальность. Поспешишь — людей насмешишь. Гонку выиграет неторопливый. В глубине души спешащий человек непременно подозревает, что он не успевает вовремя прибыть к месту назначения. Фактически он сам все время это утверждает. Когда нетерпеливый человек торопится в аэропорт, сквозь дыхание у него нередко можно разобрать срывающиеся слова: «Ну все. Не успеваю. Я опаздываю. Опаздываю», — бормочет он. Сердце у него колотится так, словно опоздание — факт свершившийся, и он переживает его последствие. Причем если бы он знал, что действительно уже опоздал, испытывал бы спокойствие. Таким образом, дракон, как обычно, лжет нам. Его ложью номер один является постоянно внушаемая мысль: «Тебе лучше поторопиться». Ложью номер два — «Время ограничено. Оно может ускользнуть». И ложью номер три — «Ты — жертва времени».

В действительности, все обстоит прямо противоположным образом. Лучше оставить себе чуть больше времени на выполнение всего, за что вы беретесь. Времени вокруг нас великое множество. Вся вселенная пронизана временем. На самом деле, время не может убежать. Согласно открытиям Эйнштейна, время — величина относительная и обладающая способностью к растяжению, сгущению и принятию формы. Как это еще предстоит открыть ученым, но уже хорошо известно философам и духовным наставникам, время также поддается воздействию человеческого сознания. Время — это механизм, предназначенный для использования его человеком и другими созидательными силами планеты. В действительности, человек — это путешественник во времени, постоянно несущийся в будущее на гребне волны настоящего. Так мастер серфинга, стоя на доске, мчится по несущей его к берег? волне. Как он управляется с несущей его волной, так человек обязан управляться со временем. Быть его хозяином, а не рабом. Причина тому проста: время — не живое существо, а строительный материал, не обладающий ни силой, ни властью над человеком. Все это — выдумки дракона.



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 191