Томас начал заставлять себя отказываться от привычного противодействия окружающим. Теперь, когда физиотерапевт работал над его скованными напряжением мускулами, он стал ощущать, что мышцы постепенно расслабляются. Ответив на требования своего измученного тела, Томас как-то даже почувствовал, что на глаза ему наворачиваются слезы. Рыдая, он вспоминал о своем бунтарском, непокорном отношении к отцу и страх перед возможностью неожиданных перемен, который все это время держал его тело в таком напряжении. Впервые Томас заставил дракона пойти на попятную.

Этот период послужил поворотным моментом в жизни Томаса. Он подтолкнул его к решению избавиться от тирании упрямства. Позволив напряжению оставить свое тело, Томас открыл для себя свою истинную сущность. Он уже не был точной копией своего отца. Он начал всячески разрабатывать закостеневшие мышцы тела и такую же гибкость, но уже эмоциональную, проявлял в отношениях с окружающими. Он открыл для себя искусство идти на компромисс. Долгие месяцы выздоровления и беседы с физиотерапевтом оказали на него глубокое воздействие. Теперь он считал происшедший с ним инцидент не несчастным случаем, не сценой из ночного кошмара, а спасительным моментом в своей жизни.

Вместе с этим пониманием пришли и перемены в его взаимоотношениях с женой и детьми. Когда Томас смог сбросить с себя сковывающее его напряжение и расслабиться, его жена, Венди, получила наконец возможность обрести в себе уверенность, а его дети пришли в искреннее восхищение своим новым отцом — теплым, добрым, уступчивым человеком, каким он и оставался все это время под броней надетого на себя панциря.

Томас нанес дракону упрямства сокрушительный удар, однако временами он все еще продолжал ощущать на себе его воздействие, проявлявшееся в стрессогенные моменты, связанные с резкими переменами и наделенными командными полномочиями людьми. Если полицейский делал ему замечание или выписывал штраф, он чувствовал, как мышцы его спины напрягаются, деревенеют, и ему приходилось прилагать немалые усилия, чтобы заставить их расслабиться. Но самое страшное уже осталось позади. Перед Томасом открылась широкая дорога полноценной жизни.

Семь ступеней развития дракона упрямства.

Первая ступень: ребенок сталкивается с внезапными переменами без соответствующей подготовки к ним или предупреждения.

Вторая ступень: ребенку не позволяют делать самостоятельный выбор.

Третья ступень: ребенок исключается из процесса принятия его семьей решения.

Четвертая ступень: у ребенка растут негодование и страх перед потерей своей целостности.

Пятая ступень: ребенок учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля.

Шестая ступень: ребенок утрачивает способность проводить различие между принуждением и предложением.

Седьмая ступень: в старшем возрасте ребенок замыкается на внутренней борьбе и учится оказывать сопротивление самому себе.

Первая ступень: ребенок сталкивается с внезапными переменами без соответствующей подготовки к ним или предупреждения.

Родители или воспитатели зачастую оставляют без внимания ту важность, которую имеют для ребенка предстоящие перемены и его потребность соответствующим образом к ним подготовиться. Иногда родители берут себе за правило не ставить ребенка в известность насчет своих планов на будущее, чтобы заранее не выбивать его из привычной колеи. К примеру, родители знают, что, сообщив ребенку о планируемой на выходные поездке за город, они тем самым вызовут его ненужное волнение, суету и приставание с бесчисленными вопросами. Чтобы всего этого избежать, родители выжидают до последней минуты и подхватывают ребенка под мышки уже перед самым выходом из дому. Возможно, такая тактика и помогает избежать лишних неприятных сцен, но в действительности оказывает ребенку плохую услугу. Никто не говорит, что воспитание детей — дело простое, но эти уловки, позволяющие избежать сиюминутного раздражения, подготавливают рождение гораздо больших проблем в будущем.

Нет необходимости ставить ребенка в известность за несколько недель до намеченного события: на такой долгий срок ребенок не способен заглянуть в будущее. Но сообщить ему о ваших планах на ближайший день-другой — и возможно, и желательно.

Иногда ребенок оказывается застигнутым врасплох каким-либо критическим для его семьи событием, и о нем забывают в связи с самой природой момента. Если с кем-то из родителей или старших братьев и сестер произошел несчастный случай и их торопятся отвезти в больницу, родственники могут не уделить ребенку достаточного внимания, не полностью поставить его в известность о происшедшем или, стремясь пощадить его психику, постараются сказать ему неправду. Это неудачная политика, и в течение длительного времени она просто не срабатывает. Ребенок не глуп, он подсознательно чувствует, когда что-то идет не так как надо. Ему непременно следует сказать о том, что происходит. За отсутствием фактов фантазия ребенка предлагает ему самые различные и, как правило, мрачные варианты случившегося, пока он пытается из обрывочных данных составить общую картину происходящего. При этом зачастую ребенок приходит к совершенно ошибочному заключению, будто он сам или его плохое поведение послужило причиной несчастного случая. Объяснения с ребенком могут снять с него чувство вины. Когда ребенок знает, чего ему ожидать, он учится доверять предстоящим переменам и начинает понимать, что жизнь сплошь и рядом состоит из неожиданных перемен, к которым он без труда может приспособиться.

Вывод и принятое решение: «Перемены несут с собой опасность и угрозу моей жизни. Я должен оказывать им сопротивление».

Вторая ступень: ребенку не позволяется делать самостоятельный выбор.

Ребенку в одностороннем порядке преподносится, что именно он должен делать. Однако с первых же дней в ребенке развивается осознание права личного выбора.

Этот выбор начинается с самых мелких вещей, таких, как брать или не брать ему ту или иную игрушку. Постепенно границы лежащего перед ним выбора существенно расширяются: выходить ли на улицу или не выходить, оказывать ли противодействие какому-то члену семьи и кому именно.

В ребенке развивается чувство целостности собственного тела. Он хочет сам выбирать, какую пищу вложить в свое тело и где его потрогать. «Это мое тело, — говорит ребенок, — и я должен иметь возможность делать с ним все, что захочу». Если родители говорят: «Ты должен съесть все, что у тебя на тарелке» или «Я не хочу больше видеть, что ты себя здесь трогаешь», — чувство личной целостности у ребенка подавляется. Когда ребенку предоставляется выбор, к примеру: «Ты можешь съесть немного пюре или горохового супа», — он, по крайней мере, знает, что у него есть власть принять какое-то решение. Конечно, ребенка следует научить, что почесывание гениталий за обеденным столом не соответствует нормам общественного приличия. Однако это оставляет за ребенком право выбора притрагиваться к себе в частном порядке. В конце концов, это их собственное тело.

Вывод и принятое решение: «Эти, которым предоставлено право командовать, воруют мою власть над собственным телом. Мне не позволяют даже владеть самим собой. Командование, авторитеты и начальство — это плохо».

Третья ступень: ребенок исключается из процесса принятия его семьей решений.

Развивающему в себе упрямство ребенку не предоставляется права слова в принятии решений, касающихся всей его семьи. Ожидается, что он будет послушно следовать принятому семьей решению. Чувства ребенка при этом в расчет не принимаются. Таким образом, ребенок подвергается эксплуатации, поскольку его собственное решение не является частью сделанного семьей выбора.

Достигая подросткового возраста, ребенок начинает ощущать естественное желание расширить свое влияние на все, что его окружает, пропорционально его увеличивающему свои размеры телу. Он хочет иметь возможность решать: ехать ли ему вместе с семьей на пикник или пойти в зоопарк. Если ребенок лишается права голоса в принятии подобных решений, у него пропадает и чувство обладания властью привнесения в окружающий мир каких-либо изменений. Каким образом предполагается, что ребенок вырастет человеком деятельным и инициативным, если эти качества с детства в нем подавляются? Если ребенок принужден постоянно делать то, что ему говорят, он неизменно приходит к выводу, что власть, авторитет — вещь отвратительная. В нем развивается чувство негодования, возмущения по отношению к любым проявлениям власти, а не доверие к ним. Это в еще большей мере становится справедливым, когда ребенок принужден контролирующими его родителями или учителями принимать участие в каких-либо конкурсах или соревнованиях, куда его включили без учета его собственного решения или желания. Ребенок, принуждаемый отцом отдать все силы для победы его команды в соревнованиях по бейсболу, чувствует утрату своей личной власти и потерю интереса к игре, которую прежде он так любил.

Вывод и принятое решение: «Я лишен всякой власти. Я не могу оказывать влияние на то, что меня окружает. Меня всегда заставляют и контролируют».

Четвертая ступень: у ребенка растет негодование и страх перед потерей своей Целостности.

Открытое неповиновение в ребенке берет свое начало как в отсутствии достаточной подготовленности к внезапным переменам, что является реакцией, основанной на чувстве страха, так и в лишении права голоса в принятии решений, касающихся его жизни, что является реакцией, в большей степени основанной на чувстве гнева. Результат обеих реакций один и тот же: открытое неповиновение и оказание сопротивления. Это является именно тем моментом, когда дракон упрямства начинает безоговорочно руководить действиями человека. Ребенок становится похож на упрямого осла: неуправляем, несговорчив и тяжел в общении.

Едва ли родители понимают, что они собственными руками вырастили это маленькое чудовище. Они не отдают себе отчет, что, оберегая чувство собственной целостности, ребенок тем самым борется за свою жизнь. Ребенок боится превратиться в бесхребетного, всеми помыкаемого червя, не способного постоять за себя в жизни. Сопротивляясь этому, он упрочивает свою оболочку, наращивает в себе каркас, несгибаемый, не поддающийся давлению со стороны. Чем большую сопротивляемость демонстрирует ребенок, тем более жестким воздействием отвечают его родители. Обе стороны оказываются втянутыми в бескомпромиссную борьбу.

Подобная ситуация порождает самые абсурдные наказания. Кто-то из родителей, например, приходит к решению, что раз его ребенок любит сыр, значит, именно сыр и является причиной оказываемого ребенком неповиновения. С этого момента ребенка лишают сыра. Следуя подобному сценарию, тут уж и родитель становится ребенком, используя для достижения победы нерациональный, детский подход к делу. А поскольку ребенок видит нерациональность поступков своего родителя, он утрачивает к нему всякое доверие.

Открытое неповиновение зачастую выражается в занятии отличающейся абсурдом противоположной позиции. Одному из инструкторов, ведущих в государственной тюрьме занятия по психологии, как-то пришлось иметь дело с невероятно упрямым заключенным. Чтобы подчеркнуть абсурдность ситуации, инструктор попросил весь класс встать. Упрямый заключенный, конечно, продолжал сидеть. Тогда инструктор попросил заключенного сесть. Тот, естественно, встал вместе с остальными. Так заключенный и весь класс выполнили просьбу инструктора. Держать под контролем и манипулировать упрямыми людьми очень легко, нужно только просить их о прямо противоположном тому, чего вы от них хотите.

Вывод и принятое решение: «Любой ценой сопротивляйся проявлению власти над собой, чтобы сохранить целостность собственной личности».

Пятая ступень: ребенок учится оказывать сопротивление любым формам внешнего контроля.

Чтобы выжить, такой ребенок должен любой ценой ограничивать проявление над собой внешнего контроля выражением «только через мой труп». Для оказания сопротивления столь значительным для него личностям, как родители и воспитатели, ребенок обрастает панцирем стальных мышц на подбородке, ногах и нижней части спины. Его мускулы словно говорят: «Тебе меня не сломить. Не заставить. Я никогда не сдамся. Прежде тебе придется меня убить». Ребенок становится совершенно непоколебимым, не способным идти на компромисс.

Таким образом, упрямый ребенок или взрослый человек замыкает себя в рамках определенного сделанного им выбора, способного привести к чудовищным последствиям. Если кому-то из окружающих удастся убедить упрямца в необходимости совершить нечто опасное и добиться его согласия, никакие доводы разума не заставят упрямца свернуть с выбранного пути, даже если он грозит привести его к гибели. Хотя подобное поведение является саморазрушительным, корни его лежат в упрямстве.

Глупое упрямство служит источником многочисленных сильнейших привязанностей к определенным образцам поведения и намеченным планам. Если ведомый драконом упрямства человек вбил себе в голову, что он непременно должен сделать что-либо конкретное, ничто не способно его остановить.

Мэри запланировала на ближайшее воскресенье купить себе новое платье к торжественному событию, до которого оставалось еще довольно много времени. К воскресенью ударили морозы, и дороги покрылись ладом, что сделало передвижение по городу крайне опасным. Муж Мэри попытался было отговорить ее ехать в магазин именно сегодня, ссылаясь на опасные для вождения машины условия и на то, что у нее предостаточно времени сделать покупку в любой другой день. Однако Мэри оставалась непреклонной. Она была убеждена, что муж просто пытается контролировать ее поступки и хочет оставить ее дома совершенно так же, как прежде поступала ее мать. Она решила ехать и по дороге в магазин врезалась в машину, лишь благодаря какому-то чуду не получив при этом тяжелых увечий.

Вывод и принятое решение: «Чтобы ни случилось — я не отступлюсь от принятого решения. Я не сдамся, иначе я просто умру».

Шестая ступень; ребенок утрачивает способность проводить различие между принуждением и предложением.

По мере взросления пораженный драконом упрямства ребенок все больше утрачивает способность проводить различие между небольшим выбором и большим несчастьем. После накопленного опыта, связанного с внезапными переменами и проявлением над ним чьей-либо власти, ребенок становится чрезвычайно чувствителен ко всему, что имеет для него признак возможной утраты способности выбора. Он учится принимать в штыки любое предложение. Таким образом, он преследует две цели. Во-первых, защищает себя от «плохих», облеченных властью структур, а во-вторых, защищает себя от предлагаемых перемен, которые могут не соответствовать его интересам. Однако, находясь под контролем дракона упрямства, ребенок теряет возможность проведения границы между дружеским предложением и прямым приказанием облеченного властью авторитета. Он уже не способен провести различие между безобидным советом перекрасить кухню и ведущим к несчастью предложением уйти из дому. Он становится негибким, не способным уследить за теми постоянными небольшими изменениями, которые и делают жизнь динамичной и интересной.

Выгод и принятое решение: «Все, хотя бы отдаленно напоминающее указание о том, как мне следует поступить, — плохо. Я должен оказывать ему постоянное сопротивление или говорить «нет».

Седьмая ступень: в старшем возрасте ребенок замыкается на внутренней борьбе и учится оказывать сопротивление самому себе.

Этот шаг оказывается решающим ударом, наносимым драконом упрямства, поскольку то, что начиналось как механизм защиты, превращается в причину мучительных страданий. Человек испытывает страдания от собственного упрямства, даже когда никто не заставляет его что-либо делать.

Генри решает устроиться на работу, оплачиваемую очень низко и несущую ему серьезные проблемы. Его непосредственный начальник любит приложиться к бутылке и на протяжении всего рабочего времени подвергает Генри словесным оскорблениям. Генри говорит себе: «Ну что ж: я сделал свой выбор. Теперь я должен жить именно так, не иначе». Друзья и родственники убеждают его, что для него вполне найдется более подходящее место, и даже сам Генри получил предложение работы с более высокой оплатой. Однако он упрямо отказывается сменить место работы. Он чувствует, что должен продержаться дольше своего непосредственного начальника и отстоять свое решение или умереть в этой неравной борьбе. Его не оставляет ощущение, что, уйдя с этого места, он признает свое поражение и в конечном итоге превратится в бесхребетного слабака. Следовательно, он должен остаться. Таким образом, единственный, кто причиняет ему страдания, это он сам.

В один из дней Генри простудился, но упрямо отказался признать, что заболел. Он продолжал работать до тех пор, пока не получил воспаление легких и не был отправлен в больницу. Упрямство одержало победу над личностью. Генри не прислушался к внутреннему голосу, убеждавшему его: «Иди домой и ляг в постель». Этот голос показался ему слишком похожим на голос матери, неизменно указывавшей ему, что делать. Единственной жертвой собственного упрямства опять-таки оказался сам Генри.

Выгод и принятое решение: «Теперь, когда я принял это решение, неважно — правильное оно или нет, я должен стоять до конца».

Большая ложь дракона упрямства.

Дракон упрямства хочет, чтобы человек поверил, будто, оказывая сопротивление людям, облеченным командными полномочиями, или отказываясь принять необходимость перемен, он обретает большую власть. Соблазн упрямства заключается в ложном представлении, будто человек обладает большим могуществом по отношению к окружающим, поскольку занимает непоколебимую позицию и останавливает ход события. Упрямый человек испытывает тайную радость от своей привычки на все отвечать отказом. Он верит нашептываниям дракона, будто именно в упрямстве — которое сам он рассматривает как непоколебимую решительность — лежит его спасение и окончательная победа. Победа, однако, в большинстве случаев оказывается мыльным пузырем. В конечном итоге, хотя и доказав всем и каждому, что с места его не сдвинуть, упрямый человек утрачивает расположение к себе и друзей, и сотрудников по работе. Все начинают обходить его стороной, не желая иметь дело с человеком непробиваемым и тяжелым в общении.

Упрямый человек празднует свою победу в полном одиночестве. Дракон солгал ему. Это вовсе не победа. Это тщательно разработанная чудовищем программа, заканчивающаяся абсолютной изоляцией от людей и отчаянием. Дома для престарелых переполнены упрямыми людьми, сданными сюда на ранение своими родственниками, уставшими от их бескомпромиссности и глупого упорствования. Эти люди всю жизнь шли на поводу у дракона и в результате получили то, что заслужили: в преклонном возрасте остались без домашнего тепла и любви своих близких. Все, что они выиграли, — это душевную пустоту и осуществление их самых больших опасений: потерю свободы выбора.

Дракон меняет свое обличие.

Дракон упрямства отличается от остальных драконов, поскольку стоит в полном одиночестве, не имея пары с другим чудовищем, Однако, хотя этот дракон непоколебим по своей природе, находящиеся под его воздействием люди легко способны переходить из его когтей в лапы любого из остальных шести чудовищ. К примеру, человек может быть упрямо-жадный, упрямо — саморазрушительный, упрямо-высокомерный, упрямо — самоуничижительный, упрямо-нетерпеливый, склонный к упрямому мученичеству и, конечно, упрямо-упрямый. Далее приведены примеры того, как упрямство может переходить в других драконов:

Если человек проявляет упрямство в отношении занятой им позиции или принятого решения и отказывается воспринять доводы оппонентов, он легко может скатиться к демонстрации высокомерия: «Я прав. Все эти глупцы заблуждаются».

Он может скатиться и до упрямого самоуничижения, отказываясь отступиться от своих позиций: «Я — полное ничтожество, и никто не сумеет убедить меня в обратном».

Он может проявить нетерпеливость, когда кто-либо попытается его переубедить: «Убирайся с моего пути. Никто меня не остановит». Упрямо придерживаясь занятой им позиции, он легко может дойти до мученичества: «Я принял решение. Теперь я должен его придерживаться. У меня нет иного выбора».

Та же ситуация способна довести его до полного саморазрушения: «Пожар или не пожар, вы не заставите меня покинуть мой дом».

Упрямство способно демонстрировать и элементы жадности: «Я все это приберу к своим рукам, и никто меня не остановит».

Как видно из примеров, дракон упрямства обладает своей собственной манерой поведения, способной усиливать воздействие каждого из драконов. Когда два чудовища работают в паре, человеку в их когтях приходится особенно тяжело. Однако осознанием их воздействия и усилием воли человек способен от них избавиться.

Самое удивительное в драконе упрямства.

Зачастую люди склонны считать упрямство привлекательной чертой характера или отзываются о нем, как о чем-то милом и забавном. «Ах, — говорят они, — этот маленький Джони такой упрямец». Словно упрямство — это признак того, что Джони вырастет сильной личностью. Ничто не может быть дальше от истины. Упрямство никого не способно сделать сильным, наоборот, оно исподволь разрушает характер человека, делает его слабым. Любое поведение, основывающееся на чувстве страха — как, например, проявление упрямства, — только усиливает этот страх.

Иногда люди обманывают себя, говоря: «Да, если бы я не был таким упрямым, я никогда не добился бы того, что имею». Это еще одна форма самообмана. Дело в том, что упрямство не способно чему-либо помочь; оно лишь служит помехой. Человеку вовсе не обязательно обладать упрямством, чтобы проявить настойчивость в достижении поставленной цели или добиться выполнения возложенных на него обязательств. Эти черты характера не имеют ничего общего с упрямством, поскольку в основе их не лежит чувство страха. Этот самообман внушается вам драконом упрямства, чтобы создать в вашем сознании иллюзию прочности вашего положения. Чудовище любым способом стремится выжить, и лучше всего ему это удается благодаря полному контролю над поведением человека.

Степень зрелости и дракон упрямства.

Уровень грудного младенца: аутизм и кататония.

Уровень младенца, делающего свои первые шаги: «бритоголовые», реакционеры, крайне «правые».

Уровень подростка: «свои парни»; мафия.

Уровень юноши: «левые» радикалы и мятежники.

Уровень взрослого человека: жесткая внутренняя борьба с самим собой.

Упрямство на уровне зрелости грудного младенца.

На уровне зрелости грудного младенца упрямство проявляется в полном отказе от коммуникации или сотрудничества с любым человеком. Эта жесткая манера поведения может выражаться в отказе принятия пищи или поддержания разговора и способна довести человека до состояния полного ступора, когда для поддержания жизнедеятельности его организма становится необходимым обратиться к клиническим условиям лечения. Подобное состояние человека носит название аутизм и кататония.

Упрямство на уровне зрелости малыша, делающего свои первые шаги.

На этом уровне зрелости упрямство выражается в форме внезапных вспышек раздражения или демонстративного неподчинения: полное неповиновение любым проявлениям власти, выказываемое наиболее грубым и дерзким образом. Взрослые малыши зачастую становятся членами банд, стремящихся проверить, как далеко они смогут зайти в нарушении закона, прежде чем окажутся на скамье подсудимых. Это люди, бросающие вызов любым формам власти и превращающиеся в закоренелых сюрвивалистов, неонацистов, членов промышляющих разбоем банд «бритоголовых» или куклуксклановцев. Они придерживаются той политики, что никто не имеет права указывать им на законы или советовать как жить. Они дерутся насмерть, прежде чем позволят кому-то себя поймать.

Эти люди могут казаться саморазрушителями, но на самом деле они страдают упрямством: они не способны принять чью-то точку зрения или позицию. Они оказывают сопротивление любым переменам в жизни и хотят повернуть часы назад, к «старому доброму» времени. Они не любят ничего нового, незнакомого и не желают к нему привыкать. В действительности они панически боятся каких-либо перемен и чувствуют себя больными, когда вынуждены к ним приспосабливаться. Вот почему они всему оказывают такое сопротивление.

Упрямство на уровне зрелости подростка.

На уровне зрелости подростка упрямство отличается большей утонченностью. Упрямые взрослые подростки — это люди высокообеспеченные, своим финансовым положением и общественным влиянием способные оказывать сопротивление существующим правилам и нормам поведения. Им доставляет удовольствие разрушать прописные истины. Они, как правило, достигают богатства в обход законов о налогообложении и подкупая должностных лиц и мелких политических деятелей. Они гордятся тем, что никогда не играют по правилам и, несмотря на это, выигрывают. Тем не менее они отличаются крайней консервативностью и не любят перемен.

Ярким примером взрослых подростков служат члены мафиозных структур, разрушающие общественные законы, но строго соблюдающие традиции семьи. Они склонны рассматривать женщину как существо подчиненное, а мужчину — агрессивное. Они не любят перемен и в действительности испытывают страх перед ними, хотя и ведут жизнь, основанную на выказывании властям открытого неповиновения.

Упрямые взрослые подростки — это коррумпированные полицейские и политические деятели, нарушающие действующие законы, которые по долгу службы должны были бы защищать. Они проявляют чрезвычайную консервативность в своих взглядах на жизнь и сопротивляются любым переменам в установившемся порядке вещей. Такие политики, к примеру, могут брать взятки и стараться всячески угодить большому бизнесу, закрывая глаза на

нарушение ими действующего законодательства. Или же они могут оказывать активное противодействие занятию представителями национальных и иных меньшинств прочного политического положения. В подходе к делу они оперируют понятием «свой парень». Они тщательно оберегают собственное положение и переступают через общественные законы, делая все, что им заблагорассудится, лишь бы добиться процветания в жизни.

Упрямство на уровне зрелости юноши.

Юношеским уровнем зрелости упрямства обладают общественные реформаторы и представители радикально настроенных меньшинств политических движений. Это люди, кипящие от ярости и стремящиеся перевернуть общественную систему. Они хотят сбросить коррумпированное, разъевшееся старое правительство и заменить его новым, соответствующим их либеральным взглядам.

Упрямые взрослые юноши — это обычно громогласные ораторы на трибунах и всяческих общественных дискуссиях, не боящиеся оказаться в числе немногих демонстрантов, выражающих оппозиционные взгляды по отношению к правящей политической верхушке, или, оставшись в абсолютном меньшинстве, разразиться с трибуны горячей обличительной речью в адрес находящихся у власти политических деятелей. Они считают себя выразителями общественного мнения, представителями тех широких слоев населения, которые слишком запуганы, чтобы выражать свое недовольство. Они, несомненно, выполняют свое предназначение в этой жизни. Однако, даже добившись успеха в проведении реформ, за которые еще недавно они так ратовали, эти люди вскоре снова взбираются на трибуну, чтобы выразить свое оппозиционное отношение к новой тирании.

Такие люди испытывают глубокую привязанность к своему положению оппозиционера. Таким образом, они тоже опасаются перемен. Они боятся изменить свою позицию или привычную манеру поведения, боятся возможности собственного роста и перехода к каким-то новым вещам в жизни. Стремясь изменить общественную систему, они всячески избегают изменений в самих себе. Они боятся этого так же, как каждый отличающийся упрямством человек. Жизнь их — сплошная пытка, мучения для которой они придумывают сами.

Упрямство на уровне зрелости взрослого человека.

На этом уровне зрелости упрямство замыкается на самом себе. Оно уже не проявляется со всей очевидностью, поскольку борьба идет внутри самого человека. Упрямые взрослые люди ведут нескончаемый поединок, заключающийся в их жестком внутреннем диалоге. В холодную погоду они ходят без пальто, потому что их внутренний голос, так напоминающий голос их матери, неустанно твердит им: «На улице холодно. Надень пиджак». Если они подвернули ногу, они непременно заставляют себя идти на мучительную для них прогулку, поскольку не хотят уступать тирании растянутых связок голеностопного сустава. Ухудшение, конечно, не заставляет себя долго ждать.

Хотя их упрямство может казаться окружающим замечательной чертой характера, на самом деле оно несет человеку полное саморазрушение. Их жесткое противодействие внутренней тирании ведет их к катастрофе. Мне пришлось работать с человеком, наотрез отказывавшимся носить галстук, независимо от того, насколько требовало этого предстоящее событие. Я и сам не очень люблю галстуки, поэтому не склонен был рассматривать это как большое упущение с его стороны. В данном случае в отказе носить галстуки выражалось его противодействие оказываемому на него давлению. В результате он потерял хорошую работу, вызвал крайнее неудовольствие близкого друга, попросившего его быть свидетелем на своей свадьбе, и оказался неспособным присутствовать на многих общественных мероприятиях, на которых наличие галстука является требованием обязательным. Спрашивается: что он выиграл? В чем заключается его победа? В ощущении целостности своей личности? Но ценой каких потерь? Существует множество других, более эффективных способов сохранить личную целостность или внести вклад в окружающий мир. Свойственная упрямству непоколебимость изначально обрекает человека на проигрыш во всем, за что бы он ни брался.

Как дракон упрямства подводит вас к трагическому финалу.

Проявление упрямства предназначено предохранять вас от внезапных, неожиданных изменений, способных нести угрозу вашей целостности или самой жизни. Упрямство предоставляет вам время на адаптацию. Когда вы говорите: «Нет, я этого делать не буду», вы замедляете ход события, с тем чтобы дать возможность своему сознанию привыкнуть к новым обстоятельствам. Позднее, когда ваше сознание пройдет адаптацию и способно будет воспринять изменившиеся условия, вы можете решиться на положительный ответ, преподнеся его каким-либо косвенным образом. В этом заключается стратегия проявления упрямства, основывающаяся на страхе перемен. Однако слишком часто близкие люди не имеют возможности вас дожидаться и, в соответствии со своими планами, продолжают идти вперед. Это означает, что вы не только не уходите от внезапных перемен, но и остаетесь в полном одиночестве.

Некая женщина жила в доме, находившемся как раз на месте строящейся автомагистрали. Государство скупало земли, подлежащие застройке, выплачивая владельцам рыночную стоимость каждого участка. Людям, конечно, тяжело было покидать обжитые места, но строительство магистрали шло полным ходом и оспорить утвержденный проект не представлялось возможным. Женщина, направляемая драконом упрямства, отказалась продавать свой участок. Она ненавидела какие-либо перемены и еще больше — людей, пытавшихся ей указывать, что делать. Государство предложило ей цену, втрое превышающую фактическую стоимость ее участка, но она продолжала отказываться. В конце концов государство вынуждено было уступить, и магистраль проложили в объезд ее маленького участка земли.

Многие люди восхищались настойчивостью женщины и приветствовали одержанную ею победу. Она стала своеобразным героем местного масштаба. Однако выиграла ли эта женщина что-нибудь на самом деле? Стоимость ее участка катастрофически упала в связи с близостью его нахождения к автостраде. Ее спокойствие и отдых постоянно нарушались грохотом оживленного движения. Вид из окон застилали клубы выхлопных газов из проезжающих мимо машин, и все, за что она так любила это место, фактически исчезло.

Однако, даже возненавидев теперь свой дом, она тешила себя мыслью, что одержала крупную победу. В этом и заключается основная хитрость дракона упрямства. Он заставляет людей думать, будто они одержали победу, хотя на самом деле они потерпели поражение. Женщина пыталась предотвратить надвигающиеся перемены, но остановить их оказалось невозможно. Она противилась давлению на нее со стороны властей, и осталась в полной нищете. Позднее она выразила желание продать свою землю, но было уже слишком поздно.

Один мужчина отказался оставить свой дом, получив предупреждение о приближающемся извержении вулкана Святой Елены в штате Вашингтон. Он упрямо не желал покинуть жилище, каждому отвечая, что никому не удастся его к этому принудить. Упрямство заставило его ответить отказом местным властям, и на следующий день произошло извержение вулкана. Позднее так и не смогли отыскать ни его самого, ни остатков его дома. Все было погребено пол многотонным слоем лавы и пепла.

Можно ли сказать, кто в этой ситуации оказался прав? Может быть, человек знал, что пришло его время умереть. А возможно, он прожил бы дольше, если бы не его упрямство. Однако неповиновение властям просто ради демонстрации неповиновения — уже само по себе является заведомо проигрышной позицией. Стратегия человека состояла в защите собственной целостности против оказываемого на него давления. Но ведь никто и не пытался на него давить. Власти лишь старались сохранить ему жизнь. Проявление неповиновения властям нередко приводит человека к гибели, свидетельством чему служат многочисленные расстрелы во время войны. Те, кто не проявлял бессмысленного упрямства, остались жить и могут рассказать вам о собственном опыте.

Многие преступники могут подтвердить, что сопротивление властям только усиливает оказываемое на них давление. То, чему вы сопротивляетесь, возвращается к вам с большей силой. Чего вы опасаетесь, то вас и настигает. Дракон упрямства подводит вас к тому, чего вы больше всего боитесь: к внезапным переменам в жизни и усиливающемуся давлению со стороны властей.

Как дракон упрямства оказывает влияние на вашу жизнь.

Воздействие дракона упрямства на ваше здоровье.

Как уже указывалось, дракон упрямства способен привести вас к преждевременной гибели. Представьте себе результаты проявления упрямства, если в ходе войны вы захвачены в плен безжалостным противником. Если вы хотите жить, вы должны в точности делать все, что вам приказывают, иначе вас просто сотрут в порошок. Говорят вам «иди» — вы идете. Говорят «сиди» — вы сидите. Если вам пришлось испытать на себе всю рутину армейской службы, вы отлично осознаете необходимость повиновения облеченному властью командиру. Неповиновение вышестоящему по званию офицеру способно привести к самым серьезным последствиям, а понесенное за это наказание — причинить непоправимый вред здоровью: к примеру, вас могут обязать «добровольно» вызваться выполнять какое-либо опасное задание.

Влияние упрямства на ваше здоровье имеет и более «мирные» последствия. Упрямство воздействует на мышцы нижней части спины, челюстные, ножные и мышцы тазобедренных суставов и почечной лоханки. Хроническое напряжение этих групп мышц нарушает работу вашего организма. К примеру, хроническое напряжение жевательных мускулов способно вызывать так называемый синдром временного сцепления челюстных колодок — эффект, составляющий проблему для многих страдающих упрямством людей. Синдром бруксизма — скрипение зубами во время сна — способен привести к потере зубов и крайне отрицательно воздействует на состояние десен. Постоянное напряжение мускулов спины ведет к искривлению позвоночного столба и заставляет позвонковые диски тереться друг о друга с повышенной нагрузкой, что приводит к их преждевременному изнашиванию и разрушению. В иные моменты — например, при резком поднятии тяжестей — напряжение в мышцах спины способно, наоборот, ослаблять сцепление позвонковых дисков, что может привести к ущемлению позвоночных нервов и, как следствие, потере подвижности позвоночного столба. Напряжение мышц в области таза препятствует поступлению крови в почки и также способствует ущемлению нервных окончаний почечной лоханки, что ведет к их омертвлению. Напряжение мышц голеностопного сустава нарушает кровообращение в области ног, ведет к потере подвижности и требует применения специальной обуви. Упрямство ни в коей мере не способствует улучшению здоровья. И тем не менее чудовище обманывает вас, заставляя думать, будто его присутствие помогает вам выжить.

Воздействие дракона упрямства на ваши творческие способности.

Если вы заняты творческим трудом, вы не можете не знать, что наилучшее протекание творческого процесса обеспечивается полной расслабленностью вашего тела и его готовностью ответить на малейшие изменения в окружающем мире. Вот почему наибольшие творческие прорывы в сознании происходят в момент, когда человек занимается наведением туалета или принимает горячую ванну. Когда же ваш организм замирает от страха или накапливаемого напряжения, каким образом это может обеспечивать протекание творческого процесса? Вряд ли возможно ожидать от вас творческих озарений, когда вы стоите, упрямо сжав зубы и сцепив руки на груди, всем своим видом отвергая приход чего-либо нового в вашу жизнь. Все это прямо противоречит творческому процессу. Творчество требует вашего роста. Упрямство ему противодействует.

Воздействие дракона упрямства на вашу связь с текущим моментом.

Упрямство является отражением страха перед внезапными переменами. Следовательно, если вы упрямы, вас тревожит то, что может произойти в будущем. Это отвлекает ваше внимание от текущего момента и обрывает вашу связь с настоящим. Подобным образом, оказывая сопротивление представителям властных структур, вы втягиваетесь в конфликт с тем, что является для вас авторитетным началом. Это понуждает вас действовать автоматически, поскольку вы выдаете представителю власти заранее готовый ответ. Стимул в виде давления вами получен, и вы отвечаете на него заведомо предсказуемой реакцией. Вы действуете, как автомат по продаже газированной воды: представитель власти нажимает на вашу кнопку с надписью «авторитет» и в качестве ответа

получает ваше демонстративное неповиновение. Для подобных механических действий связь с текущим моментом не нужна, и вы ее утрачиваете, как утрачиваете и гибкость, свойственную каждому нормальному человеческому существу. Только люди, свободные от воздействия дракона, способны на тесную связь с текущим моментом, какой обладали Махатма Ганди, Мать Тереза или Будда. Эта связь приходит на место дракона, когда вам удастся от него избавиться. Обладая такой связью, вы безгранично раздвигаете свои возможности в достижении всего, чего хотели бы достичь.

Воздействие дракона упрямства на ваши отношения с окружающими.

Упрямство играет особенно разрушительную роль во всем, что касается ваших взаимоотношений как с окружающими, так и с самим собой. Поскольку дракон упрямства заставляет вас противиться любому проявлению власти над собой или демонстрации авторитета, находясь пол воздействием чудовища, вы склонны рассматривать все, что вас окружает, как потенциальную угрозу вашей свободе и независимости. Вы способны отказаться принимать участие в каком-либо мероприятии или оказывать прямое противодействие его проведению только потому, что кто-то мог сказать, что вам следует делать.

Если вы упрямы, вы можете с трудом идти на компромисс и проявлять непоколебимость в отношениях с окружающими. Отсутствие способности к сотрудничеству самым отрицательным образом сказывается на вашем стиле работы в коллективе. Занимая должность управляющего или руководителя, вы способны вызывать к себе чувство ненависти у своих подчиненных. Ваши несчастные подчиненные выпускают не отличающуюся качеством продукцию, часто болеют и работают медленнее, чем могли бы. В действительности упрямство начальника делает упрямыми его подчиненных. Каждая сторона настаивает на своем, отказываясь идти на уступки. Результатом подобной политики, как правило, является забастовка.

Джо был владельцем небольшого предприятия с персоналом из пятнадцати человек, занимающегося производством строительных материалов. Он был упрямым человеком и отказывался прислушаться к предложениям об усовершенствовании производственных операций. Зарплата на его предприятии достигала среднего уровня, однако никаких социальных льгот работающим не предлагалось. Служащие не раз обращались к Джо с просьбой рассмотреть предложения о пенсионном и медицинском обеспечении. Общая ситуация на производстве сложилась довольно удачно, и Джо имел возможность принять предложения работающих, но он терпеть не мог, когда кто-нибудь указывал ему, как вести дело. Он отвечал категорическим отказом, и сотрудники не могли не понимать, что его отказ совершенно необоснован. Потеряв надежду добиться его согласия, они объявили забастовку. Загнанный в угол своим упрямством, Джо продолжал категорически отказываться от переговоров. Забастовка затягивалась, Джо терпел серьезные убытки, потребителям недоставало продукции. Воспользовавшись возникшей ситуацией, один из конкурентов быстро расширил свое производство однотипных материалов, взял на себя выполнение просроченных Джо контрактов и предложил работу его сотрудникам. Получив на новом месте все, чего они добивались, рабочие, естественно, прекратили осаждать бывшего начальника своими требованиями. На длительный период времени предприятие Джо оказалось выбитым из производственного ритма, а прежние связи утрачены. Джо выиграл битву, но войну проиграл.

Когда сходятся двое упрямых людей, результат поединка может быть и трагическим, и комичным. Как-то мне довелось работать с супружеской парой, мужем и женой, которые в течение пяти лет не спали в одной кровати. После происшедшего между ними крупного спора Карл, муж, отправился спать на кушетку, где и остался на несколько лет. Ни одна из сторон не хотела уступать, хотя ни тот, ни другая уже давно не могли вспомнить, из-за чего они поссорились.

Дракон упрямства способен вносить хаос и в ваши сексуальные отношения. Если вы упрямы, вы можете категорически отказываться попробовать какое-то новое сексуальное поведение либо совершенно не воспринимать присутствие рядом другого человека. Родители, возможно, боятся даже взглянуть в вашу сторону, стараясь избежать всего, что может вызвать ваше неудовольствие. Им, вероятно, приходится двигаться как тень, лишь бы не потревожить ваше ощущение собственной целостности.

Проявление упрямства в семейных отношениях способно привести к самым трагическим последствиям. Десятилетняя девочка привела в ярость своего отца, отказавшись есть на обед вареную картошку. Отец сказал, что не будет с ней разговаривать, пока она не съест все, что у нее на тарелке. К тому времени, когда мне пришлось с ними работать, девочке исполнилось 16 лет. Хотя они с отцом жили в одном доме, они не разговаривали друг с другом со времени той своей последней ссоры. Подобное поведение, конечно, отличается крайностью и детским подходом к делу, однако наблюдается ежедневно и приводит к тем же грустным результатам. По счастью, терапия способна помочь людям восстановить прерванные отношения. Подобный пример показывает, как упрямство родителей способствует развитию упрямства в детях. Тем же образом действуют все драконы. Они учат ребенка копировать манеру поведения родителей и воспитателей.

Воздействие дракона упрямства на ваше духовное развитие.

Духовные наставники дают жизнь передовым философским учениям, стройная система которых регрессирует в связи с действиями их прародителей. Очень скоро эти философские учения превращаются в догматы благодаря усилиям их верных последователей, создающих на их основе ортодоксальные религии, контролирующие поведение многих миллионов верующих людей. Религии обрастают системой иерархии, бюрократическим аппаратом, накапливают колоссальные богатства и развивают механизм самозащиты. Эти структуры очень быстро превращаются в окаменелый костяк данной системы взглядов и оказывают сопротивление любым изменениям, способным представлять собой угрозу их существованию. Это сопротивление переменам является одной из характерных черт упрямства. Таким образом, большинство религий обучают своих последователей упрямству путем моделирования упрямого поведения.

Отправить на печатьОтправить на печать