Упражнение 4
Я уже объяснил вам пять способов наведения:
1. Словесная подстройка и ведение.
2. Несловесная подстройка и ведение.
3. Перекрывание систем представлений.
4. Достижение предыдущего состояния транса.
5. Описание обычно встречающихся (универсальных) ситуаций транса.
Разбейтесь на группы по три человека, и пусть каждый выберет способ наведения, который его интересует и который он не выполнял систематически в прошлом. Пусть А выберет способ наведения и применит его по отношению к Б. Б будет просто получать от этого удовольствие.
Третий член группы, В, должен обратить все свое сознательное внимание на изменения, происходящие с Б при переходе в транс. Надо обращать внимание на то, какие высказывания и какое поведение вызывают наиболее отчетливые реакции, и существуют ли такие высказывания и такое поведение, которые выводят Б из состояния транса. В будет "метасубъектом", контролирующим все происходящее. Если вы в качестве В заметите, что гипнотизер, говорит слишком быстро, сделайте ему знак рукой, чтобы он сбавил темп. Если гипнотизер говорит слишком высоким тоном и это, по-видимому мешает Б, раздражает Б, сделайте ему знак, чтобы он сбавил, понизил тон.
Если вы выполняете роль А, то после наведения транса дайте Б некоторые общие указания, связанные с процессом обучения, а затем возвратите его из транса. Если вы уже получили хорошие реакции транса, того же рода, которые наблюдались здесь у Барб, то продолжайте сидеть на месте, сделайте пару глубоких вздохов, улыбнитесь и мысленно похлопайте себя по плечу. Посмотрите на вашего наблюдателя и дайте ему какой-нибудь едва заметный знак, что вы добились транса. Потом подстройте ваше дыхание к дыханию партнера, и говорите, соразмеряя темп вашего голоса с его циклом дыхания. "И вы с радостью испытываете эти особенные переживания… которые ваше подсознание вам сейчас открывает… ощущение изумления… и приключения… когда вы входите в новые состояния сознания… обретая в этом переживании чувство… уверенности… в ваших способностях… и человеческой гибкости… И выполнив это полностью… и глубоко… ваше подсознание медленно… и осторожно… приводит вас обратно в нормальное состояние… с чувством свежести и обновления… Я буду внимателен… если в какой-то момент… понадобится моя помощь… для возвращения… дайте мне знак… движением руки".
Затем сидите и наблюдайте… У вас будет прекрасная возможность для тренировки ваших восприятий: замечайте изменения, происходящие при переходе партнера в измененное состояние и обратно. Если он подаст вам знак рукой, вы подстроитесь к его дыханию и скажете: "Я начинаю теперь… считать в обратном порядке… с десяти до одного… медленно… Когда я скажу "один"… ваши глаза откроются… и вы испытаете чувство свежести… и снова будете с нами". После этого считайте в обратном порядке, сопровождая дыхание партнера, пока не скажете "один".
Окончив это, оставьте себе несколько минут для обратной связи. Б может сказать А о чем-нибудь, что он заметил в процессе наведения, что хорошо на него подействовало, или о чем-нибудь, что отвлекло Б или препятствовало развитию измененного состояния. В может добавить что-нибудь замеченное извне, особенно о разнице между указаниями А и реакциями Б. Это будет полезной обратной связью для А. После этого поменяйтесь ролями и дайте попробовать Б и В свои силы в наведении.
Таким образом, А сначала наводит транс, затем дает общие учебные указания, и затем дает указания о возвращении из транса. Начинайте.
* * *
Обсуждение
Мужчина: У меня вопрос. Когда я наводил транс у Линн, ее левая рука начала сильно дергаться. Потом она сказала, что это связано с нервным центром на левой щеке, где у нее когда-то оперировали кисту, и что от этого, вероятно, еще осталось повреждение нервов. Во время наведения я не представлял себе, что с этим делать, и можно ли что-нибудь сделать.
Если при наведении измененного состояния сознания происходит что-нибудь без вашего указания, то ваша минимальная реакция на это - немедленно инкорпорировать это событие, сказав: "Да, и у вас продолжаются эти особые переживания и связанные с ними ощущения в вашем теле". Это утверждает реакцию и убеждает партнера в том, что вы бдительно воспринимаете его реакции, даже если вы и не знаете, что означают эти сигналы.
Есть другое, весьма сильное средство, позволяющее справиться со значительными явлениями - "органический язык". "Значительными" я называю такие явления, когда происходит нечто необычное, но я не знаю, что именно.
"Так вот, когда человек… впервые входит в измененное состояние сознания… это часто немного встряхивает его… Но люди часто твердой рукой… ухватываются за эту часть задачи… которая может быть связана с таким особым синдромом… так, что они могут указать пальцем на изменения… которые для них ощутимы". Я инкорпорировал таким образом четыре-пять скрытых указаний на часть тела и на деятельность, выполняемую этой частью тела. Если в этот момент у партнера еще остались какие-то следы сознания, то оно, как правило, не поймет таких скрытых указаний. Подсознание, напротив, воспринимает их, и обычно понимает, как подтверждающее сообщение.
Два только что указанных маневра представляют собой инкорпорации и подтверждение видимой, но не вызванной мною реакции. Этим я говорю: "Все в порядке, я принимаю то, что вы делаете; и нисколько не возражаю если вы продолжите это делать". Как правило, такой прием достигает цели. Можно применить и другой, может быть, еще более сильный метод, сказав "… и с каждым таким движением вы все более погружаетесь в транс". Тогда обычно происходит одно из двух: либо партнер и в самом деле глубоко погружается в транс, либо он перестает дрожать.
Можно также использовать дрожь, как средство доступа к некоторой терапевтической процедуре "Эти особенные переживания… связанные с таким драматическим движением вашей руки… станут в этот момент доступны для вас… лишь когда вы достигнете глубокого состояния транса… чтобы вы могли расценить их… как переживания вашего прошлого… которые могли иметь тогда отрицательные последствия… или не имели таких последствий… но теперь вы можете спокойно рассматривать их… как нечто пережитое вами… и заново увидев и услышав… эти особенные переживания… вы можете извлечь из них способы защиты… сейчас и в будущем… научившись на собственном опыте… который предоставляет вам теперь такие возможности".
Все это "забалтывание" в том смысле, что в этом нет никакого содержания. Но это - разумная, имеющая значение коммуникация, в том смысле, что вы указываете партнеру, что делать со своим опытом и чему-то из него научиться.
Женщина: А что делать, если человек не возвращается из транса?
Если вы говорите партнеру, чтобы он вернулся, а он не возвращается, значит, вы потеряли раппорт. Следовательно, вы должны вернуться обратно и снова добиться раппорта. Вы можете некоторое время просто соразмерять свое дыхание с его дыханием. Затем попросите его собрать все приятные, положительные характерные черты пережитого опыта, чтобы он взял их с собой, когда будет возвращаться. Медленно считайте от десяти до одного, выговаривая по одному числу через один вдох партнера. Это поможет вам обеспечить раппорт. Дайте партнеру указание, что когда вы скажете "один", его глаза широко раскроются в знак возвращения сознания, и он почувствует удивление и восхищение своим переживанием.
Женщина: У меня были клиенты, переходившие, по-видимому, в физиологический сон. Я предполагала, что их сознание еще каким-то образом слышит, но я в этом не уверена. Не было никаких реакций.
Понимаю. Прежде всего, я не верю последнему утверждению, будто не было никаких реакций. Я предложил бы вам для вашего собственного обучения, применить несколько несловесных приемов, чтобы выяснить, продолжает ли партнер на вас реагировать. Простейший способ - подойти так близко, чтобы он мог слышать ваше дыхание, а затем несколько минут дышать вместе с ним. Предполагаю, что у вас хватит внутренней гибкости не уснуть вместе с ним. Дайте себе указание, что вы будете подражать его дыханию, а, хотя это дыхание обычно сопровождает физиологический сон, вы сохраните некоторый уровень бодрствования. Через минуту или две такого совместного дыхания начинайте очень медленно менять свой способ дыхания, и партнер должен будет последовать за вами.
Вы можете добиться раппорта без риска уснуть, если положите руку на его плечо и будете менять давление руки вместе с ритмом его дыхания. При его выдохе вы можете усиливать давление и ослаблять при вдохе. Мы называем это перекрестной подстройкой. Продолжайте делать это две или три минуты, а затем слегка измените свой способ давления и обратите внимание, следует ли за вами дыхание партнера.
Женщина: А если не следует?
Если не следует, то ваш клиент находится в состоянии физиологического сна, и вам понадобится больше времени для установления раппорта. Вы это можете сделать, но это потребует больше времени.
Когда вы как следует изучите гипноз, вы увидите, что вам никогда больше не придется выполнять "официальное" наведение транса, которое ваши клиенты признали бы как таковое. Вы сумеете наводить измененные состояния естественным путем, и вы сумеете их использовать для достижения изменений таким образом, что в сознании человека даже не возникнет представления о каком-то "гипнозе".
ПРИМЕНЕНИЕ ЯКОРЕЙ ДЛЯ НАВЕДЕНИЯ ТРАНСА
Для тех из вас, кто не знаком с понятием "якоря", мы дадим здесь некоторое представление об этом предмете. Применение якорей подробно описано в нашей книге "Из лягушек в принцы". (Глава II), содержание которой мы не будем повторять. Но мы обсудим отношение якорей к гипнозу.
Каждое переживание состоит из ряда компонентов, элементов: зрительных, слуховых, кинестетических, обонятельных, вкусовых. Якорное зацепление означает тенденцию одного из элементов переживания вызвать все переживание в целом. Все вы испытывали переживание, когда, проходя по улице, вы ощущали какой-то запах, переносивший вас в другое время и место. Запах служит "напоминанием" о каком-то другом переживании. Это якорь. У влюбленных пар часто бывает песня, которую они называют "нашей песней". Это тоже якорь. Каждый раз, когда они слышат эту песню, они вновь испытывают те чувства друг к другу, какие у них были однажды, когда они назвали эту песню своей.
Многие наведения, которые вы здесь выполняли, включали применение якорей. Когда вы помогали партнеру достигнуть предыдущего состояния транса, вы использовали якоря, уже зацепившие его в этом переживании. Когда вы просили вашего партнера принять то же положение тела, что и при переживании транса, слушать голос гипнотизера или делать еще что-нибудь, связанное с трансом, вы использовали естественно возникшие якоря.
Если человек может вам описать свое переживание транса в сенсорных терминах, то вы можете использовать якоря, чтобы построить у него это состояние. Для этого надо лишь разбить его переживание транса на зрительные, слуховые и кинестетические компоненты.
Если вы начинаете со зрительного компонента, вы можете сказать: "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: каким вас видят другие люди? Покажите мне это своим телом. Я отражу вас, вы получите обратную связь в том, что вы делаете, и тогда вы сможете приспособить ваше тело, если то, что вы представите себе, будет достаточно верно". Когда партнер скажет вам, что он все делает верно, забросьте якорь прикосновением или звуком.
Затем выясните, видит ли партнер (зрительные) внутренние образы, и если видит, то какие. Если его глаза остаются открытыми в глубоком трансе, спросите его, что он видит снаружи. Когда он извлечет ответ, зацепите якорем его состояние.
Затем перейдите к ощущениям. "Представьте себе, что вы находитесь в глубоком трансе: что вы ощущаете? Как вы дышите? Покажите мне в точности, как вы расслабляетесь". Когда партнер продемонстрирует свои ощущения, зацепите якорем эти состояния.
Слуховая компонента "глубокого транса" остается пока незацепленной. Вы можете спросить партнера, воспринимает ли он голос гипнотизера, и как этот голос звучит. Затем выясните, был ли у вашего партнера в глубоком трансе какой-нибудь диалог, слышались ли какие-то звуки.
Систематически проходя зрительные, слуховые и кинестетические переживания его транса, внутренние и внешние, зацепите все компоненты, либо одним и тем же якорем, либо различными якорями. Если вы пользуетесь различными якорями для разных компонент, то вы можете затем привести в действие все якоря одновременно, чтобы "напомнить" партнеру, что представляет собой транс. Это еще один способ применения якорей для наведения транса, Используя якоря таким образом, вы можете даже построить переживание, которого у вашего партнера никогда не было. Для этого просто надо сцепить одним якорем различные компоненты переживания.
Если вы уже навели состояние транса, вы можете установить якоря таким образом, чтобы вы при желании могли быстро восстановить этот транс. Когда я выполняю гипнотическое наведение, я всегда меняю тон моего голоса, стиль движений, позиции и выражение лица, чтобы один набор моих способов поведения связывался с состоянием транса, а другой набор - с нормальным состоянием сознания. Если я уже однажды навел измененное состояние, это даст мне возможность быстро навести его снова, попросту начав мое "трансовое" поведение. Эти способы служат подсознательными сигналами для перехода в транс. "Сигналы повторного наведения", применяемые гипнотизерами, представляют собой частный случай только что описанного использования якорей.
Эффективные специалисты по коммуникации, работающие в разных областях, уже используют якоря таким образом, хотя сами и не подозревают об этом. В воскресенье утром я включил телевизор и увидел одного из проповедников. Проповедник этот некоторое время говорил очень громко, а затем вдруг сказал: "Теперь, пожалуйста, остановитесь и (мягким голосом) закройте глаза". Тон и громкость его голоса совершенно изменились, и члены его конгрегации закрыли глаза, демонстрируя то же поведение, какое я вижу у людей при медитации, у людей в глубоком трансе, у людей сидящих в поездах, автобусах и самолетах, у пассажиров в машинах, у присяжных в суде, у пациентов психотерапевтических групп, а также у психиатров, делающих записи при опросе клиентов. Проповедник связал один тон своего голоса со своей обычной речью, а другой тон голоса с изменением состояния, которое он назвал "молитвой". Он умел использовать свой тон голоса, чтобы быстро наводить измененное состояние на всю свою конгрегацию.
Если вы медленно изменяете тон вашего голоса, замечая, что человек переходит в измененное состояние, то изменение вашего тона связывается с переходом в измененное состояние. Если вы сохраняете этот измененный тон голоса, когда партнер достиг желательного для вас состояния, то он обычно остается в этом состоянии.
Если клиент входит в ваш кабинет, и если, усадив его, вы сразу же наводите на него транс, сохраняя нормальный тон вашего голоса, то у вас будут трудности в следующий раз, когда вы захотите обратиться к его сознанию. Переживание, связанное с вами и с вашим кабинетом, станет для него "напоминанием" для перехода в транс. И когда он в следующий раз войдет к вам в кабинет, когда вы его усадите и начнете с ним говорить, он начнет автоматически погружаться в транс.
В начале моей карьеры гипнотизера у меня было много трудностей с клиентами, погружавшимися в транс, когда я хотел просто поговорить с ними. Тогда я еще не делал систематических различий между способами поведения. Если вы не делаете таких различий, то ваше нормальное поведение станет сигналом для наведения повторного транса, хотите вы этого или нет.
Если вы делаете различия между способами своего поведения, когда вы обращаетесь к клиенту на сознательном уровне и когда вы с ним общаетесь на подсознательном уровне, то это дает вам систематический выбор: хотите вы или нет удержать в рабочем виде его сознательные ресурсы. Если у вас частная практика, вы можете использовать два стула: один для состояния транса, другой для сознательного общения. Как вы убедитесь, одно только указание, на какой стул надо сесть, скоро будет действовать па клиента, как полное наведение.
АНАЛОГОВЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ
Для вызова гипнотических реакций особенно полезны якоря специального вида - так называемые аналоговые обозначения Прием состоит в том, что, говоря с человеком, несловесным способом отмечают некоторые слова. Их можно выделить и отметить, как особые сообщения, тоном голоса, жестом, некоторым выражением или, может быть, прикосновением.
Например, я говорю клиенту о людях, действительно умеющих расслабляться, людях, умеющих уютно чувствовать себя в своем положении. Или я рассказываю ему о моем друге, который легко научился переходить в глубокий транс. Произнося эту последнюю фразу, я особо отметил выражение "легко научился" и "переходить в глубокий транс", слегка отличающимся тоном голоса и движением правой руки. Эти выражения составляют отдельное сообщение внутри очевидного внешнего сообщения, которые подсознание клиента узнает, и на которые оно надлежащим образом отреагирует, отреагирует.
У многих из вас я связал уже некоторый тон голоса и некоторые жесты со словами "расслабление" и "транс". Теперь мне остается лишь использовать этот тон все чаще и чаще, и ваше подсознание будет знать, что делать. Этот тон голоса передает мое сообщение гораздо эффективнее, чем если я просто скажу вам перейти в транс, потому что оно обходит таким образом ваше сознание.
Все это - якоря. Слово "расслабиться" уже само по себе якорь, оно образует обозначение в вашем переживании, связанное с некоторыми вещами. Чтобы понять то, что я имею в виду, произнося слово "расслабиться", вам придется уйти внутрь и добраться до вашего внутреннего опыта, связанного с этим словом. Для понимания самого слова у вас есть некоторый фрагмент переживания. Точно так же, как вы чувствуете себя уютно, я связываю это переживание с определенным тоном голоса. И тон моего голоса, опять-таки становится якорем для моей реакции.
Для этой цели можно использовать любой отчетливо наблюдаемый аспект поведения. Когда Милтон Эриксон хотел выделить что-нибудь, заслуживающее особого внимания, он иногда покачивал головой вправо и влево. Один и тот же голос звучит не совсем одинаково, доходя до слушателя из разных точек пространства. Такое различие может быть незаметно для сознания, но достаточно, чтобы вызвать подсознательную реакцию, даже если глаза пациента закрыты.
Кстати, аналоговые обозначения - не новая вещь. Это делают уже ваши клиенты: если вы прислушиваетесь к тому, что они отмечают для вас, то узнаете много интересного.
Когда я занимался частной практикой, через некоторое время мне стало скучно, и я разослал письма всем знакомым психиатрам, с просьбой присылать мне своих самых неприятных и трудных клиентов. Они присылали мне весьма интересных людей.
Один психиатр прислал ко мне женщину, просыпавшуюся среди ночи с обильным потом и дрожью: никто не понимал, что с ней происходит. Она была испугана, поскольку это случалось часто, и лечилась в течение нескольких лет без всяких признаков уменьшения таких симптомов. Пытаясь справиться с симптомами, психиатр давал ей таблетки. Сверх того он исследовал ее энцефалограммы, иногда часами оставляя ее привязанной к машине: он рассчитывал обнаружить какое-нибудь измеримое отклонение. Конечно, никаких отклонений не было. Он отвязывал ее от машины, повторял это в следующий раз еще дольше, и опять без всякого результата.
Эта женщина была весьма консервативна по своим взглядам и происходила из зажиточного городского района. Она пришла ко мне в испуге, потому что ее психиатр изобразил ей меня как чудака, делающего странные вещи. Но она хотела во что бы то ни стало избавиться от своего бедствия, и все-таки пришла.
Когда я вошел в кабинет, она сидела с очень робким видом. Я сел, прямо посмотрел на нее и сказал: "Вы слишком долго лечились. Поэтому ваше сознание, как видно, отчаялось справиться с этой проблемой, и сознание ваших врачей тоже отчаялось справиться с этой проблемой. Я хочу, чтобы только ваше подсознание сказало мне, что в точности мне надо знать для того, чтобы изменить вас не больше, не меньше". "И я не хочу, чтобы ваше сознание бесполезно вмешивалось в этот процесс. А теперь говорите!"
Не правда ли, это было странное внушение? Я не имел ни малейшего понятия о том, сумеет ли она применить мое внушение на каком бы то ни было уровне, но она ответила на него очень интересно. Она оглянулась назад и сказала: "Ну, я не знаю. Я сижу у себя по ночам, и включаю электрический свет… или я лежу в кровати, и знаете, это в самом деле очень шокирует, потому что ведь я прохожу лечение уже несколько лет, и по-прежнему просыпаюсь в испуге, покрытая потом".
Прислушиваясь к этому сообщению, вы найдете его совершенно ясным. Отмеченные слова означали: "Электрошоковое лечение". Я получил нужную информацию. Ее нынешний психиатр не знал, что в прошлом другой психиатр подверг ее электрошоковому лечению.
Некоторое время назад ее муж разбогател и переехал из скромного района, где она жила среди приятных и любимых людей, в весьма изысканный дом на холме, где не было больше никого. Когда муж уходил на работу, он оставлял ее одну. Страдая от скуки и одиночества, она начала развлекаться фантазиями. Она посещала психиатра, а ее психиатр "знал", что фантазии - это "бегство от действительности" и что избегать действительность "плохо". Чтобы лечить ее от фантазий, он подверг ее электрошоковому лечению. Каждый раз, когда у нее начинались фантазии, муж сажал ее в машину и вез ее в больницу, где врачи привязывали ее к электрошоковой машине и пропускали через нее ток. Они проделали это 25 раз, и после 25 раз фантазии прекратились.
Но по ночам ей все еще снились сны. Она старалась не видеть снов, но как только начинался сон, она испытывала ощущение электрического шока. Это стало у нее якорной реакцией. Когда я был школьником, это называлась "классическим кондиционированием" (понятие бихевиористкой психологии: в терминологии Павлова - "условные рефлексы" прим. перев.) Но ее психиатр не верил в классическое кондиционирование, и это не приходило ему в голову.
Вот пример благонамеренной психотерапии, создающей трудности. Люди, лечившие ее шоком, считали, что оказывают ей услугу. Они полагали, что фантазии - это бегство от действительности и, следовательно, плохо. И вместо того, чтобы дать ее фантазиям полезное направление, они подвергли ее электрошоковому лечению.