УПП

Цитата момента



Полдень, лето, ветерок,
От руки отплыл малек.
Сверху небо голубое,
А душа моя — с тобою!
Каждый день.

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Ничто так не дезорганизует ребёнка, как непоследовательность родителей. Если сегодня запрещается то, что было разрешено вчера, ребёнок сбивается с толку, не знает, что можно и чего нельзя. А так как дети обычно склонны идти на поводу своих желаний, то, если нет твёрдой руки, которая регулировала бы эти желания, дело может кончиться плохо. Ребёнок становится груб, требователен, своеволен, он не хочет знать никаких запретов.

Нефедова Нина Васильевна. «Дневник матери»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/israil/
Израиль

Рамки и рамочки

Рамка – набор контекстов или способов восприятия чего-либо, как, например, рамка результата, рамка раппорта и т.п.

Словарь НЛП

Рамка – это та призма, сквозь которую мы смотрим на окружающий мир. Она преломляет все в том свете, в котором вы закажете. Захотите помучаться, и рамка страдания уже тут как тут. «Ну разве это не ужасно?!» Хватаем эту рамочку и начинаем ее примеривать на все, что происходит вокруг.

Отец пьет водку. Маленький сын подходит, нюхает и морщится:

– Ну и гадость!

– А ты что думал – батька мед пьет?

Я сижу в кресле. Ну разве это не ужасно?! Вместо того, чтобы лежать и плевать в потолок, приходится сидеть в кресле и писать книжку! Вместо того, чтобы пойти подышать свежим воздухом, подвигаться, позаниматься спортом, нужно находиться в замкнутом помещении. Ну разве это не ужасно?!

Лягушка сидит на морде бегемота и жалуется проплывающему крокодилу:

– И до чего же день противный! С утра дождь идет, да еще к заднице что-то тяжелое прилипло…

Неподалеку лежит газета. Это же просто ужас какой-то! Мало того, что она отвлекает от основного занятия, так она еще и засоряет помещение. Это же беспорядок! Вот так и будем всю жизнь, как свиньи, в бардаке жить. А что в стране творится?! Вы только почитайте эту газету – это же полный крах экономики! Развал! Ну как так можно жить!?

Жить можно и так. Остановитесь. Снимите эту рамку и просто оглянитесь вокруг. «Мир прекрасен!» – эта новая рамка куда более приятна. Отправляйтесь в путешествие по миру, созданному ею.

Книга. Прекраснейшее изобретение человечества! Великолепная кладезь знаний и человеческого опыта! И до чего же гениальные люди придумали алфавит! Всего тридцать три буквы, а сколько оттенков опыта можно передать посредством их! Какую бурю эмоций может поднять одна только печатная фраза! И это только малая часть нашего прекрасного мира. Мир прекрасен!

И в этом прекрасном мире можно найти массу полезных вещей. «Как я могу это использовать?» – задаем мы себе вопрос и тем самым примеряем на себя новую рамку. Начальник раскритиковал мою работу. Пардон! Начальник обратил внимание на мою работу и указал в ней слабые места. Как я могу это использовать? Например, могу сделать ее намного лучше, уже зная ее недостатки. Между прочим, мне не пришлось искать ошибки самому – это сделал начальник. Могу в будущем сразу учитывать его предпочтения и наладить с ним хорошие отношения. Теперь я могу чаще к нему обращаться, ведь у меня появился для этого замечательный повод! И, кстати, могу порадоваться, что он нашел ошибки сейчас. а не за день до сдачи. Правда полезно иметь начальника?

– В желчном пузыре у вас камни, в моче песок, в легких известь…

– Доктор, скажите, где у меня глина, и я начну строиться!

Еще одна интересная рамка: «Что я могу для этого сделать?» Хочу получить повышение в зарплате. Что я могу для этого сделать? Могу, конечно, походить-помечтать, повозмущаться недогадливым руководством… Но полезнее будет начать работать усерднее, пойти обсудить денежный вопрос с начальником, пройти курсы повышения квалификации, найти себе более высокооплачиваемую работу… Хочу быть счастливым человеком! А что я могу для этого сделать? Какие действия я должен совершить? Какие шаги для этого предпринять?

Вот такие рамки и рамочки.

Два вида рефрейминга

Рефрейминг контекста – изменение контекста утверждения с целью придать ему другой смысл: «В каких условиях это было бы подходящей реакцией?»
Рефрейминг содержания – придание утверждению другого смысла путем перевода внимания на другую часть содержания: «Что еще это могло бы значить?»

Словарь НЛП

В одной стране правил хромой, одноглазый и горбатый тиран. Он захотел увековечить свой образ в портрете. Позвали лучших художников государства.

Первый из них представил тирана таким, какой он есть, и был казнен за оскорбление правителя.

Второй нарисовал стройного молодого красавца и сел в темницу за искажение истины.

Третий же изобразил властелина верхом на вздыбленном коне, в профиль (зрячим глазом к публике) и в бурке, за которой спрятался горб. Конечно же он был щедро вознагражден и стал придворным художником.

Отношение к проблеме можно сменить по крайней мере двумя способами. Первый – это буквально переобозначить ее. Назвать по-другому. Для чего достаточно просто сместить внимание на другие ее стороны. Ведь то, что мы имеем в реальности – это только некоторую ситуацию. А как эту ситуацию назвать – это наше дело.

Например, заменяем слово «проблема» на слово «задача». А уж к задаче отношение совсем иное. Немного полегче. Задачу можно решить сейчас или попозже. Можно ее совсем не решать. Просто останется нерешенная задача. Да мало ли чего мы еще не решили! К проблеме отношение куда более серьезное. Она нависает и давит. И грозит раздавить. Постоянно напоминает о себе…

Снимаем со сложившейся ситуации табличку «Проблема» и прибиваем новую: «Задачка». Глядь, а ей без грозной таблички уже и не уютно – вся сдулась, уменьшилась. А то и решилась – с перепугу. А если навесить табличку «Цель», то ситуация вообще преображается. Цель уже начинает многообещающе сверкать и манить к себе многочисленными преимуществами. А все – из-за разных названий.

Второй способ – перетащить ее в другой контекст. Туда, где она из проблемы превратится в преимущество. Мы-то с вами знаем, что ситуация, лишенная контекста, повисает в воздухе – к ней просто неясно как отнестись. Толи она хорошая, толи – плохая. Поместил в одни обстоятельства – фу! Какая гадость! В другие – прелесть!

Начинающая певица – профессору:

– Как вы считаете, годится на что-нибудь мой голос?

– Конечно, что за странный вопрос! При пожаре или кораблекрушении ему цены нет!

Навоз на огороде – удобрение. А в доме его и представить страшно! Радостный детский смех – чудо! А в три часа ночи – мука. Халявный зачет в напряженную сессию – спасение. А когда в следующем семестре нужно сдавать экзамен по всему курсу – лучше бы я тогда все выучил! Куча денег в кармане – богатство. А если навстречу идет грабитель…

– Представляешь? Я ездил в туристическую поездку в Японию, оказался без денег и попробовал продать свои часы. Сколько ты думаешь они мне отвалили? Две тысячи долларов!

– Не может быть! Они же у тебя фиговые!

– Да я и сам так считал, но япошки смотрели и ахали: «XVII век!.. XVII век!..»

Соответственно, рефрейминг делится на рефрейминг смысла и рефрейминг контекста. Если рефрейминг смысла позволяет сменить картину, не меняя рамки, то рефрейминг контекста – меняет рамку, не меняя картину.

Если внутрь кладут творог,

Получается – пирог.

Если сверху его кладут,

То – ватрушкою зовут.

Так и эдак хорошо,

Так и эдак вкусно!

В первом случае, признается сам факт наличия события: «Да, я действительно вешу 110 кг». Но не принимается его оценка: «Я толстый!» Вместо этого произносится: «Солидный, значительный, мощный, всеобъемлющий – здоровяк!» Слова-то какие! Такой подход позволяет человеку принять себя таким, какой он есть. И даже гордиться собой!

Рефрейминг контекста работает несколько иначе. Здесь вы принимаете всю ситуацию в целом и дальше смещаете ее совсем в другую область. Прикладываете туда, где она может сработать наилучшим образом: «Да, толстый. Зато меня трудно сдвинуть с места и вытолкать за дверь! Зато мягкий! Зато за мной, как за каменной стеной!» Ситуация та же, но она уже приобрела совсем другое звучание.

Растут рядом мухомор и боровик. Заметив вдалеке грибника, мухомор говорит:

– Видишь грибника? Сейчас он тебя срежет!

– Это мы еще посмотрим, срежут меня или нет, а вот ты-то точно по шляпе получишь!

С точки зрения подстройки и ведения рефрейминг контекста относится к прямой подстройке, а рефрейминг смысла – к перекрестной. В обоих случаях принимается и признается главная часть сообщения – наличие некоторого события. В обоих случаях устанавливается раппорт и происходит одновременное ведение. Только в одном случае подстройка прямая, а в другом – перекрестная. Где-то мы соглашаемся со всей фразой, а где-то – только с наличием признака, запустившего эту оценку.

Рефрейминги могут применяться для самых различных ситуаций и проблем. И все же, у каждого из видов рефрейминга есть своя сфера применения. Та, где он работает лучше всего. Так, рефрейминг смысла хорошо срабатывает для фраз, связанных с обозначениями некоторых событий. Когда достаточно нейтральное событие привязывается к чему-то достаточно значимому:

«Ты не смотришь мне в глаза, значит хочешь соврать».

«Я сделала пять ошибок. Это просто ужасно!»

«Она не пришла на свидание. Она меня не любит».

Здесь можно задаться вопросом: «Что еще это может означать? Как иначе это можно назвать?» Ответ может превзойти все ожидания:

«Я не смотрю в них, потому что боюсь утонуть в их глубине и слишком быстро влюбиться!»

«Ага! Пять ошибок на двадцать листов текста. По-моему, это просто блестящий результат!»

«Она не пришла на свидание. Неужели я так потряс ее воображение, что она настолько смутилась!?»

Между прочим, в самом основании НЛП лежит грандиозный рефрейминг смысла, который и позволил его основателям достигнуть столь замечательного успеха: «Не бывает поражений, бывает только обратная связь». Из одного только этого переформирования было получено множество богатейших возможностей.

Один предприимчивый человек сколотил огромное состояние благодаря урокам пения, которые берет его дочь – он скупил за бесценок все соседние дома.

Для рефрейминга контекста есть свой список «любимых проблемок». Это уже знакомые нам обобщения, точнее – сверхобобщения. Ситуация, когда маленькая частная задачка, вырастает до слишком больших масштабов:

«Я слишком осторожный».

«Я слишком грубая».

«Я недостаточно красива».

Мои им сочувствия. Хотя нет – сочувствие можно оставить при себе. Ведь скоро можно будет им завидовать: «При каких обстоятельствах это может оказаться полезно?» Поместим в другой контекст и:

«Зато ты никогда не попадешь под машину!»

«Зато тебе не приходится держать все эти гадости в себе!»

«Зато тебе не нужно позировать часами перед камерой!»

Как видите, есть ситуации, когда былые недостатки обращаются в преимущества.

Главная задача рефрейминга – дать человеку новый взгляд на ситуацию. Иногда – буквально выбить его из наезженной колеи, по которой он ходит изо дня в день за своими болячками. Рефрейминг вовсе не обязан быть правдой. Рефрейминг не обязан быть приятным. Он может быть просто шокирующим. И этот шок, порою срабатывает как терапия.

«Я слишком невнимательная…» – «Зато тебя можно изнасиловать, и ты ничего не заметишь!»

«Я слишком необщительная!» – «Зато тебе не грозит заразиться СПИДом».

«Ко мне на свидание постоянно опаздывают все девушки!» – «Зато ты всегда можешь начать встречаться с молодыми людьми».

Разумеется, подобные рефрейминги уместны только тогда, когда человек реально может что-то изменить. Иначе – это будет изощренным издевательством. Хорошо работает еще более сильное обобщение, чем то, к которому человек уже привык. Это заставляет еще раз задуматься над собственными словами. Наконец-то услышать самого себя:

«Я слишком вспыльчива!» – «Зато рядом с тобой не нужна зажигалка – можно прикуривать непосредственно от тебя!»

«Я слишком веселый». – «Зато ты сможешь весело мыть туалеты».

И все же… Кому-то нужна встряска, а кому-то помогут поглаживания:

«Я слишком толстый!» – «Зато тебя трудно вытолкать за дверь!»

«Я недостаточно внимательна». – «Зато не заметишь бестактность собеседника».

Как видите, рефрейминг контекста весьма органично переплетается с рефреймингом смысла. Они прекрасно дополняют и поддерживают друг друга в деле доставления нам хорошего настроения и веселого взгляда на былую проблему.

И напоследок. Есть ситуации, для которых не достаточно просто изменить свое отношение к ним. Иногда действительно уместнее будет что-то изменить во внешнем мире, а не только в своем внутреннем. Конечно, можно стоять и делать рефрейминги, когда на тебя едет машина, но лучше отпрыгнуть в сторону.

Зайчиха разводится с зайцем.

– В чем причина развода? – спрашивает судья.

– Мой муж косой! – возмущенно отвечает зайчиха.

– А что же вы раньше не заметили?

– Я думала, он мне глазки строит.

Доигралась с рефреймингами…

Из коллекции самых-самых

Работают самые разные рефрейминги. И самые веселые, и самые серьезные. Самые обнадеживающие, и самые пугающие. Самые разнообразные. Приведенные ниже рефрейминги объединяет одно – они доказали свою эффективность. Они собирались на тренингах, где на каждую жалобу находилось не меньше десятка ответов. От самых разных людей. С самых непохожих точек зрения. Исходя из очень-очень различного жизненного опыта.

По многочисленным наблюдениям, эффективнее всего работают те рефрейминги, что, с одной стороны, достаточно новы и свежи, а с другой – затрагивают важные ценности человека. Попадают в его карту. Тогда они срабатывают действительно эффектно! Однажды, я буквально по полу катался от смеха от удачно сделанного мне рефрейминга. Благо, условия позволяли.

Итак…

Я слишком…

Зато…

…вспыльчива

…ты чувствительная и непредсказуемая девушка

…твой огонек издалека видно

…твое пламя растопит любую холодность

…какая живость движения!

…часто не завершаю начатые дела

…ты не добьешь упавшего и будешь казаться очень гуманным

…можешь начать их заново

…начинаешь ты их вполне успешно

…тебе постоянно есть чем заняться

Я очень медленно читаю

…долго получаешь кайф от чтения

…быстро говоришь

…дольше помнишь прочитанное

…тебя нельзя упрекнуть в том, что книгу ты «в глаза не видел»

…мало работаю

…клево и часто отдыхаешь!

…вообще работаешь!

…у тебя есть время об этом подумать

…другие об этом только мечтают

Кто много работает – работает на тех, кто зарабатывает

Просто ты слишком уважаешь свой труд

…свободолюбива!

…ты всегда сможешь найти повод для революции

…тебя будет трудно приручить, если только добром и лаской

…тебя трудно посадить в тюрьму

…ты можешь быть счастлива, даже когда ты одна

…часто совершаю глупые поступки

…их так много!

…ТЫ СОВЕРШАЕШЬ эти поступки

Глупые ошибки – ключ к нестандартным решениям

И привлекаешь внимание!

…люблю быть в центре внимания

…тебя всегда видно

…из тебя может получиться хороший ведущий

…ты можешь ничего не бояться

Уж нарисовался – не сотрешь!

…мнительна

…редко ошибаешься

…твой парень не сможет разорвать отношения первым

…ты думаешь больше всех

…люди, ставшие твоими друзьями, действительно подходят тебе

…ценю справедливость

…знаешь, где ее найти

…можешь быть арбитром

…ты можешь работать прокурором и не напрягаться по поводу крупных заработков – у тебя их не будет

…можешь с выгодой торговать ею!

…раздражителен и агрессивен

…ты сможешь наругаться на вредную продавщицу

…к тебе лишний раз не пристанут

…ты всегда сможешь подработать вышибалой

…отходчив

…высокая

…тебе легко ориентироваться в любой толпе

…тебе удобно целоваться с высокими парнями

…никогда не утонешь

…тебе не приходится тянуться за предметами или бегать за табуреткой

…сильно реагирую на своих друзей

…они у тебя есть

…они никогда не останутся без твоего внимания

…не наоборот!

Это означает, что они тебе небезразличны

А еще работают рефрейминги…

Быстрые! Не успела возникнуть подходящая ситуация, как вы уже выдали первый попавшийся рефрейминг. Он может попасть в десятку, а может – вообще промазать. Главное – что он вообще появился! Пусть некая часть сознания пока займется его осмыслением. А пока она «пережевывает» этот первый рефрейминг, взвешивая все «за» и «против», вы придумываете новый. Более точный и эффективный. Или менее – главное, что мозги уже завертелись в нужную сторону.

Возвращаюсь как-то после сдачи экзамена домой. Летняя сессия – начало июня. Погода еще не «устаканилась», и с утра еще довольно прохладно, а днем – жара. Соответственно, по дороге туда куртка на плечах, а обратно – на плече.

Проверяю наличие куртки – нет. Оставил в университете. Надо возвращаться. А в руках сумка – тяжелая. А прошел на самом пекле – уже полчаса. Внутренний диалог:

– Ну и что! Без куртки идти легче!

– А в ней – паспорт.

– Не пропадет.

– И проездной.

– Ладно, разворачиваемся.

Иду обратно, фантазирую: «Чего б такого хорошего в данном случае найти? Какую б пользу выцарапать?» А мозги скрипят, тормозятся – работать не хотят. Подплавились, видать на солнышке. Их бы чем-нибудь охладить… Идея! «Куплю себе мороженное!»

Дальше – легче: «Больше отдохну перед очередными занятиями. Узнаю, как успехи у сокурсников. Посижу в Интернете пару часиков! Поеду домой в компании с другом! Договорюсь о совместной подготовке к следующему экзамену. Пережду жару в прохладном помещении! Попрактикуюсь в рефрейминге…»

Иду, выдумываю. Оцениваю найденные варианты. Радуюсь удачным попаданиям: и тому, куда попал, и тому, что сумел попасть. Удивляюсь, что раньше не подумал о столь благоприятных возможностях. Работа кипит. Куда там до расстройства! На него и времени-то нет. Поди погрусти, когда надо сравнить лучшее с хорошим и полезное с интересным!

Осталось только привить себе соответствующую привычку. Привычку искать в любой жизненной ситуации самое позитивное. Чтобы первой же мыслью была, например, такая: «Что в этом хорошего? Какую пользу я могу из этого извлечь? Где это можно использовать?» Те, кто привыкли думать «по-научному», могут подумать: «Ну и какой теперь прикажете рефрейминг делать?»

«Вздохнула Царевна-Несмеяна и давай себе рефрейминги делать…»



Страница сформирована за 0.7 сек
SQL запросов: 191