УПП

Цитата момента



Если мальчик хулиганит
Или девочка шалит,
Ловят их и бьют по попе,
Чтобы знали наперед.
Вот

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



С ребенком своим – не поругаешься, не разведешься, не сменишь на другого, умненького. Поэтому самый судьбинный поступок – рождение ребенка. Можно переехать в другие края, сменить профессию, можно развестись не раз и не раз жениться, можно поругаться с родителями и жить годами врозь, поодаль… А ребенок – он надолго, он – навсегда.

Леонид Жаров, Светлана Ермакова. «Как не орать. Опыт спокойного воспитания»

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/france/
Париж

Как сделать так, чтобы к вам прислушивались

«К работе относится добросовестно, требовательна к себе и товарищам по работе, за что уважением в коллективе не пользуется…»

Из характеристики

Здорово, когда ваше мнение ставится в расчет! Приятно влиять на происходящее вокруг одним только словом. Радует глаз, когда благодаря вашим словам мир меняется в лучшую сторону. Все это – льстит и повышает самооценку. Конечно, не ахти какая важная задачка, но все равно – приятно. Тем более что такое в большинстве случаев происходит не часто. А хотелось бы – всегда.

Вам режут глаз некоторые действия ваших знакомых и вы пока еще не знаете, как об этом сказать тактично? Точнее, вы уже пытались высказать им свое мнение, но натыкались на встречную агрессию. Или холодную стену неприятия и непонимания. Конечно же они делают и очень приятные для вас вещи! Но слишком редко? Они просто не догадываются, что вам это нужно, а сами попросить… Не догадываетесь. Или не знаете как.

Потому что пока еще не все умеют давать людям обратную связь. Действительно качественную обратную связь, на которую можно ориентироваться. Навык давать обратную связь высокого качества действительно очень сильно пригождается в жизни. Помимо всего, он здорово помогает в учебе – как в изучении, так и в обучении. Когда мы учимся сами, мы собираем обратную связь из внешнего мира. Когда мы учим, нам нужно обеспечить контакт с учениками и облегчить им знакомство с новым материалом.

К сожалению, в жизни такое встречается гораздо реже, чем того хотелось бы.

Учитель просит учеников:

– Встаньте, кто считает себя тупицей.

После долгой паузы встал Вовочка.

– Ты в самом деле считаешь себя тупицей?

– Ну не совсем. Просто как-то неудобно, что вы стоите один.

Можете представить себе, каково теперь будет отношение класса к такому учителю! Предлагаемый ниже стиль общения позволит вам наладить более конструктивные отношения со своими воспитанниками.

На самом деле, вы уже умеете давать качественную обратную связь. По крайней мере, на это было потрачено достаточно много слов. В этом навыке сливаются воедино множество уже знакомых нам элементов НЛПерского общения.

Стюардесса на борту новейшего суперлайнера:

– Дамы и господа! Приветствуем вас, наших первых пассажиров. К вашим услугам на первом этаже лайнера бассейн и теннисные корты, на втором – библиотека, на третьем – кинозал, на четвертом – дискотека. А теперь пристегните ремни и мы попытаемся со всей этой фигней взлететь.

В каком-то смысле, это повторение и закрепление пройденного. Буквально списком: раппорт, рефрейминги, хорошо сформулированный результат, позиции восприятия, ассоциация-диссоциация, базовые пресуппозиции… Там есть практически все, о чем написано в этой книге, и множество того, о чем пишут другие.

Все они взаимно поддерживают, дополняют и усиливают друг друга. Это уже единый сплав, из которого можно отлить фундамент эффективного общения.

Критерии качества обратной связи

Как общий фон «вынесем за скобки» ваше собственное ресурсное состояние и то, что вы уже установили раппорт с вашим собеседником. В самом деле, о каком качестве работы может идти речь, если вы раздражены или наоборот – смущены? Кто захочет иметь с вами дело, если вы не позаботились о доверии и источаете враждебность?

Пьянствуют волк, заяц и черепаха. Как гласит народная мудрость: «Сколько водки не бери, все равно три раза гонцов посылать!» Послали черепаху. Прошло два часа – ни черепахи, ни водки. Волк сердится:

– Я бы уже давно принес!

Заяц:

– Я тоже!

Открывается дверь, в проеме появляется голова черепахи:

– Будете ругаться, вообще никуда не пойду!

Посему, общересурсное ваше личное состояние и предварительная настройка на собеседника – это как личная гигиена. Они поддерживаются всегда, когда только есть возможность. Надеюсь, что эти слова лишние, и вы уже привыкли начинать общение с раппорта и научились управлять своим настроением.

К вопросу об общем настрое: стоит исходить из того, что вы будете давать информацию, а не указания. Ее принимают к сведению и рассматривают. Никто не обязан следовать вашим советам и вообще принимать их. Вы не в праве что-либо требовать. Другое дело, что как правило информация получается действительно ценной и принимается с благодарностью.

Особо отмечу, что приводящиеся ниже в произвольном порядке критерии обратной связи высокого качества должны присутствовать в вашей речи одновременно. По крайней мере, кроме тех случаев, когда о последовательности указано напрямую. Поначалу это может показаться непривычным и даже сложным, но уже со второго раза у всех получается значительно лучше. Надеюсь, хотя бы некоторыми навыками, составляющими эти критерии, вы уже владеете так же естественно, как и чтением.

Начните с того, что уже сейчас получается хорошо. Скажите, что было бы здорово оставить, и говоря о достоинствах, вы еще более подкрепляете их.

Только после этого можно начинать говорить, что стоит добавить, чтобы получилось еще лучше. Заметьте: в каждый момент беседы мы акцентируем внимание только на хорошем!

– Дорогой, тебе понравился обед?

– Соль была превосходна! Жаль только, что ты не налила побольше супу.

Говорите максимально конкретно и только о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать. То есть о том, что можете сами показать, рассказать и сделать.

Рассказывайте о действиях и избегайте любых оценок. По тому, что человек делает вряд ли удастся судить о его способностях, намерениях, ценностях… Все это лежит в сфере ваших догадок и не является полезной для него информацией.

Используйте в своей речи прошедшее время, говорите о том, что было. Оставьте будущее и настоящее на его усмотрение – вы говорите о прошлом и все глаголы у вас в прошедшем времени.

Выйдите в третью позицию восприятия. Говорите и о себе, и о нем в третьем лице. Это поможет снять эмоциональность и оставить сухие факты.

Акцентируйте внимание на том, что ваше мнение субъективно и вы тоже можете ошибаться, так что решать все равно ему.

Последний штрих. Если это уместно (например, когда вы в роли учителя), пусть ваш собеседник в начале сам скажет все, что он по этому поводу думает. У него может быть множество прекрасных идей, которые уже совпадают с вашими. Отлично – вам же работы меньше!

Ничего списочек? Да, НЛП дало действительно много инструментов усовершенствования обратной связи. Их только нужно немного осмыслить и можно начинать пользоваться. Не беда, если пока удаются не все пункты! Даже несколько из них значительно украсят упаковку вашей обратной связи.

А пока – реальный пример интеграции всех приведенных критериев в собственной речи.

Кое-что об искусстве публичных выступлений

Как-то мне удалось попасть на занятие молодежного клуба «Дебаты». Суть их работы – научиться публичным выступлениям, а также – уметь аргументировано отстаивать любую из предложенных точек зрения.

Пришел, как новичок. Посидел, посмотрел игру: «Правительство выдвигает и защищает некоторую программу, оппозиция – доказывает, почему ее принимать нельзя. Парламент внимает, а затем – голосует». Чудесная игрушка! В ней так много из психологии!

После игры пошла обратная связь от парламента. Говорили и об удачных моментах, и о недостатках. Приводили самые шикарные из прозвучавших аргументы, говорили, что можно было бы сказать еще. Делались поправки и по стилю речи – народ учился. Причем – грамотно.

Вышел и я. Произношу примерно следующее: «Ребята, мои слова будут словами зрителя, который впервые посмотрел вашу игру.

(Подготавливаю нишу для перехода в третью позицию.)

Этому зрителю очень понравились выступления участников игры. Особенно впечатлило то, что участники грамотно использовали все предоставленное им время для выступлений – буквально секунда в секунду. Очень понравилась уверенность в выступлении Премьер-минис­тра и количество выдвигаемых им аргументов. Особенно впечатлили его грамотные уходы от ответов на предложенные вопросы. Видимо, сказывается солидный опыт игр».

(Последняя фраза не относится к обратной связи, так как не несет никакой информационной нагрузки. Это просто набор приятных слов, подкрепляющих раппорт с аудиторией. Речь сопровождается жестами в сторону уже пустующих мест игроков и упоминаемого зрителя – меня то есть. Такой прием позволяет всем участникам диссоциироваться от своих игровых ролей и просто учиться на их примере.)

Теплые слова по поводу особенностей их выступлений нашлись для каждого из участников игры. Каждый смог примерить на себя свою долю превосходства над новичком. Которого все с удовольствием продолжали слушать:

«Хотелось бы сказать пару слов, как человеку, знакомому с психологией. Надеюсь, что это поможет вам взять из стиля выступления друг друга самое лучшее.

(Подтекст такой, что у вас все необходимое уже есть, а психолог только поможет обратить на это внимание. Опять же, переход в третью позицию.)

Специалист по грамотному общению сказал бы, что большая часть отношения слушателей формируется скорее тем, как выступающий говорит, нежели его аргументацией. Поэтому сейчас он бы обратил внимание на форму тех выступлений, что слышал Зритель (жест в сторону пустующего места).

Ему показалось, что если бы Член Правительства (жест) говорил чуть медленнее (демонстрация медленной речи), то у парламента было бы больше возможностей осмыслить и принять его аргументы. Подходящая скорость подачи материала была, например, у Лидера Оппозиции – его стиль общения оставлял больше времени для осмысления материала.

Большое влияние на отношение Зрителя как Члена Парламента оказало то, что Лидер Оппозиции обращался непосредственно к аудитории. Сохранялся глазной контакт. Зрителю показалось, что коли уж игроки борются за его голос, то обращаться им стоило именно к нему. Если бы этому уделили внимание все выступающие, то исход игры мог бы оказаться другим. (Ясное дело, на протяжении всего выступления демонстрируется этот самый глазной контакт.)

Еще Зрителю очень понравилось, как расставлял акценты Член Оппозиции. Он выделял самые важные ключевые слова громкостью речи (демонстрация) и делал акценты на тех точках зрения, что укрепляли его позицию. То же самое Премьер-министр делал с помощью активной жестикуляции…»

Во время демонстраций выступающий буквально становился на те же места, где находились во время своего выступления те, с кого рекомендовалось брать пример. Простой прием, но он прекрасно помогает связать мои слова с воспоминаниями каждого из участников. А тому, с кого берут пример – увидеть свое удачное поведение со стороны.

Не удивительно, что меня потом еще неоднократно просили рассказать еще что-нибудь из психологии. А особенно приятно, что в последующих играх мне удалось воочию убедиться, что моя обратная связь оказалась им полезной. И даже заметить, как кусочки моего собственного поведения вклеиваются в действительно удачные выступления последующих игр.

Хорошее и лучшее

В разные времена и у разных народов выработались два основных способа информировать другого о своем видении его действий, т.е. давать ему обратную связь. Первый из них – критика, когда подробнейшим образом разбирались малейшие просчеты с словами «больше так никогда не делай». Второй – похвала, когда заметив что-либо действительно выдающееся, мы говорим что-нибудь вроде «молодец!».

Оба этих способа хороши как проявление внимания, но к обратной связи высокого качества отношения не имеют. А если и имеют, то – слабое. Для того, чтобы просто похвалить ближнего за удачно проделанную работу нет необходимости затевать грандиозное шоу с восемью пунктами специальных требований. Достаточно просто восхититься и похвалить от всей души.

Критика – это вообще отдельная песня. Если трезво посмотреть на то, что творится на подобных проработках, то оказывается, что это – работа по формированию и закреплению ошибок. Недочетов и недостатков. А что вы хотите, если весь фокус внимания сосредоточен именно на них?

Сидит чукча на дереве и пилит сучок, на котором сидит. Проходит мимо геолог и говорит:

– Что ты делаешь? Ты же сейчас упадешь!

– Пошел отсюдова! – отвечает чукча.

Допилил сучок и упал: «Шаман, однако!»

Да… Геолог знаниями психологии не блещет. Похвалил бы лучше за старание да сказал бы, что делать надо. А так – поругал, не пояснив за что и получил за это «по обратной связи». Предпочел продемонстрировать превосходство своего интеллекта на фоне ошибки другого.

После кораблекрушения к необитаемому острову из последних сил подплывает чудом спасшийся мужчина. На острове его встречает тем же чудом спасшаяся жена:

– Где ты шатался целые сутки!?! Ведь пароход утонул еще вчера!

Вроде бы и волновалась. Вроде бы и рада… Но единственный способ, которым она сумела продемонстрировать свою привязанность, оказался упреком.

При таком подходе легко складывается впечатление, что кроме ошибок ничего более не существует. Причем, как у обвиняемого, так и у обвинителей. Именно обвинители. А как еще можно назвать людей, которые на основе найденных недочетов способны сделать вывод об умственных способностях человека? Да еще и прямо навешивают на человека собственноручно созданные ярлычки.

– Как жизнь?

– На работе – как в лесу: что ни начальник, то дуб, что ни заместитель, то пень, что ни бумага, то липа, что ни отдел, то болото, а вот секретарша – ягодка. Дома – как в сказке: жена – ведьма, теща – Баба Яга, тесть – Кощей Бессмертный, а вот соседка – Василиса Прекрасная, и муж у нее Иванушка-дурачок.

Кстати, если вы обратили внимание, я сейчас тоже позволил себе наклеить ярлык «обвинители» на ни в чем не повинных людей. Они просто работали, выполняли свои обязанности. По их мнению – помогали человеку исправиться. В общем – давали обратную связь. Качество пока еще низковато, но это всегда можно исправить.

На столе стоит стакан. В нем – сто грамм. Сами придумайте чего. Вопрос: Стакан наполовину полный или наполовину пустой? Наполовину выпит или наполовину недопит?

Ваш ответ скажет, на чем вы в данный момент сфокусировали свое внимание – на жидкости или на ее отсутствии.

Если при критике основное внимание отдается пустой части стакана – недостатку жидкости, то в обратной связи нас будет интересовать то, что там уже есть. Мы подробно остановимся на всех достоинствах обсуждаемого предмета, отметим все удачные и хорошо работающие элементы. Мы со вкусом насладимся всем лучшим, что оттуда можно взять. А потом – подскажем, чем еще можно дополнить стакан, чтобы получился еще более прекрасный букет. И не только подскажем, но и покажем, где это можно взять.

Начните с того, что уже получается хорошо, и вы заслужите самое внимательное отношение собеседника. «Хорошее слово и кошке приятно!» – этого факта еще никто не отменял. Вы даете человеку понять, что способны оценить по достоинству его старания. Он теперь знает, что вы уважаете его труд. И тем самым заслуживаете доверия как человек, разбирающийся в вопросе.

«Полезные советы»:

Если поздно вечером, войдя в подъезд своего дома вы увидели группу выпивающих мужчин:

поздоровайтесь с ними

пожелайте приятного аппетита и

спокойной ночи

И тихонько пройдите в свою квартиру – это значительно удлинит срок вашей жизни.

Говоря собеседнику о достоинствах и преимуществах его творения, мы делаем ему приятное. Наши слова – словно мед. Их действительно приятно вкушать. Нередко люди совершают настоящие подвиги ради одной только похвалы. Чтобы их заметили с их лучшей стороны. Критика или равнодушие для них – это настоящая отрава. Дайте им целительного бальзама позитивного отношения, найдите все лучшее, что только сможете, и вы ради вас они свернут горы.

Начните с похвалы, и даже критика будет восприниматься легче. Об этом всю жизнь твердили все знатоки человеческой души во все времена. Этими советами завалены книжные магазины и лотки. И некоторые начинают им следовать.

Японская делегация посетила нашу страну. Когда у них спросили, что им больше всего понравилось, они дружно ответили:

– У вас очень хорошие дети!

– А еще?

– У вас очень-очень хорошие дети!

– Ну а кроме детей?

– А все, что вы делаете руками – плохо.

После Дейла Карнеги часть любителей покритиковать перед тем как обрушиться с разгромной критикой, стали пытаться говорить что-нибудь приятное. По принципу: «Ложка меда в бочку дегтя». Она тоже – помогает. У некоторых даже сформировался соответствующий шаблон: «Чем больше в начале расхваливает, тем сильнее потом врежет».

Обратная связь высокого качества разрывает и этот стереотип. В ней вообще нет критики! Мы ни в какой момент времени не говорим о недостатках. Мы акцентируем все внимание на достоинствах. Сначала, на тех, что уже есть, потом – на тех, что можно будет приобрести. Мы говорим о том, что уже сейчас хорошо, и о том, что можно добавить, чтобы стало еще лучше.

По телевизору транслируют футбольный матч.

– Похоже, что этому новому форварду не хватает только двух вещей, чтобы играть просто отлично.

– Каких же?

– Ног и головы.

Мы даем человеку сладостей, а потом показываем, где их можно еще достать. Подобный «разрыв шаблона» позволяет завоевать симпатии тех, кто уже привык к «штучкам по Карнеги», и окончательно укрепить общее мнение о вашей компетенции.

Полагаю, вы уже прекрасно знаете о волшебных свойствах отрицаний и требовании позитивности формулировок. Нам просто необходимо концентрироваться на достоинствах. Говоря о том, что уже есть хорошего, мы отлавливаем и фиксируем даже случайно проявившиеся удачные моменты. Он мог даже не догадываться, что эта незначительная в его понимании деталь оказывается определяющим штрихом в его поведении. Выделив ее, мы можем помочь ей стать более частой гостьей в выполняемой работе.

Если вы коллеги и выполняете схожую работу, то обратная связь высокого качества – это прекрасный шанс выделить и перенять у вашего соседа самые лучшие штришки и тонкости его работы. Это верно даже в тех случаях, когда ваша квалификация значительно превосходит его. Для меня это было самым крупным открытием в таком стиле общения! Люди разные и делают свое дело по разному. И каждого есть чему поучиться.

Особенно подобные вещи полезны при скоплении некоторого количества специалистов в одной области. Тогда их совокупное мастерство может значительно возрасти именно благодаря такому обмену опытом. У одного хорошо получается одно, у другого – другое. Поделились – оба стали богаче. Как говорится: «У тебя есть яблоко, а у меня – груша. Поделились – теперь у каждого по половинке яблока и груши. У меня информация, у тебя – другая. Поделились – теперь у каждого в двое больше информации».

И еще раз. Акцент на хорошем способствует созданию благожелательной атмосферы к общему удовольствию. Он позволяет повысить веру в себя и собственные силы. Когда мы фокусируемся на положительном опыте, мы можем найти множество удачных деталей поведения, которые полезно выделить и закрепить. Комментарии о том, что можно было бы добавить позволяют расширить инструментарий за счет прибавления новых выборов. И чем конкретнее они будут, тем лучше.

К вопросу о конкретике

Нет, ну понятно,
Но что конкретно…

«Несчастный случай»

Если вы хотите, чтобы у большого количества людей сложилось впечатление, что они прекрасно вас понимают, то можете говорить самые общие фразы. При этом употребляйте максимально общие слова, по возможности размывая смысл сказанного. Нарисуйте им подходящие картинки, на которых каждый смог бы увидеть что-то свое, введите их в чарующий мир мягких формулировок…

Если директор хочет абстрактного улучшения в работе и общего подъема непонятно на что, то он так и говорит: «Через некоторое время я хотел бы заметить существенные сдвиги в работе». А вот если вам надо, чтобы конкретный подчиненный в точности выполнил порученное ему задание в узнанный срок, то пришло время переходить на четкий и ясный язык. Лучше всего это понимают программисты: компьютер абстракциями не питается. Ему бы чего-нибудь посущественнее.

Конечно, дело здесь не в отношениях начальник–подчиненный. Дело в том, что по своему замыслу общие фразы не несут никакой конкретной информации. Они просто создают соответствующую иллюзию. А вот фактов там как не было, так и нет. На чем и держится большинство политиков и прочих «шоуменов».

И не только. Похвала и комплименты – вот настоящая кладезь общепонятных и потому общеупотребительных выражений: «Молодец! У тебя хорошо получается». Зачастую нашим милым дамам приходится «питаться» шаблонами вроде: «Вы сегодня просто очаровательны!», «Вы выглядите очень мило!», «Сражен вашей красотой!» Они конечно вкусные, но совершенно непитательные. Непонятно, что именно ему так понравилось?

Обратная связь – это информация, которую мы возвращаем человеку о нем же самом. Это фактический материал, и чем он определеннее, тем полезнее. «Какое прекрасное платье! Вам очень идет зеленый цвет!», «У вас просто чарующие глаза!», «Какая нежная и бархатистая кожа!», «Мне нравится ваш мелодичный голос!» – понятненко, учтем на будущее.

Когда говорятся просто теплые и добрые слова, мы наслаждаемся и купаемся в их лучах. Когда эти же слова несут еще и конкретную информацию, мы «мотаем на ус» и совершенствуемся. Ведь мы теперь знаем, что именно является нашими главными преимуществами, что стоит подчеркнуть и еще больше выделить. О присутствии чего стоит позаботиться.

И это верно практически в любом деле. Чем больше полезной информации можно выделить из похвалы, тем весомей «сухой остаток» – обратная связь. Именно на основе этих сведений и могут произойти требуемые изменения, остальное – фон.

К тому же, оценочные слова могут оказаться мягко говоря сомнительными. А то и вообще – ошибочными.

В очереди:

– Что это за моду завели? Брюки, короткая стрижка. Ну вот, кто там стоит, мужчина или женщина?

– Это девушка. Она моя дочь.

– Ох, извините. Такая взрослая дочь и такой молодой папа!

– Почему папа? Я ее мама.

Вот видите! Человек попытался применить очевидные для него критерии для собственной оценки и просчитался. «Брюки» и «короткая стрижка» оказались более точными высказываниями, чем оценка пола.

Оставьте в покое оценки – говорите о том, что можно увидеть, услышать или почувствовать. Пусть ваша речь имеет реальные подтверждения во внешнем мире. Так, чтобы с вами мог бы согласиться любой. Каждое ваше высказывание, которое слушатель смог проверить и удостовериться, несет вам все больше и больше очков.

Если вы хотите напомнить о том, что было, или научить чему-то новому, сделайте это сами. Покажите, как это было. Продемонстрируйте, как это может быть. Вам понравились какие-то слова – скажите их. Удачные интонации – озвучьте. Красивый жест – повторите его. Может быть, вас поразила деталь одежды – укажите на нее.

Максимально используйте возможности личного примера и красивой демонстрации. Одна демонстрация может заменить тысячу пространных слов. При этом, если ученик делал что-то удачное раньше, но не сделал этого на этот раз – напомните о тех ситуациях. Собственный опыт бывает намного проще повторить, чем опыт соседа. И все же, если рядом есть кто-то, у кого получается удачно, то покажите на него.

Таким способом научить гораздо легче и проще, чем долгими часами критических разборов. Если они вообще кого-то чему-либо учат. Но даже если вы не удержались и все-таки сорвались на критику, то пусть она будет максимально конкретной.

«Ты ничего не понимаешь!» – грязно, а главное – мимо. «Ты в третий раз делаешь одну и ту же ошибку в разных задачах,» – уже лучше. Совсем хорошо будет, если скажете: «Если бы ты сделал то-то и то-то, тогда у тебя было бы на три правильно решенных задачи больше». На том и мир держится.

В речи ребенка послышались «плохие» слова. «Никогда больше не говори этих грязных слов!» – доносится голос сурового родителя. А каких, собственно? Он много чего произносил. «Особыми» некоторые слова являются только для родителей. На которых точно так же орали в детстве. Кстати, не от них ли он подцепил эти самые слова?

Запрет прозвучал достаточно общий. А конкретных указаний, какие именно слова нельзя произносить, не прозвучало. Еще бы! Эти «страшные» слова воспитатели могут позволить себе только перед взрослыми. А ребенку – непонятно. Поэтому, особо послушные дети (или при особо громком крике, подкрепленном поркой) перестают произносить все те слова, которые были в той злосчастной фразе. Поздравляю с появлением очередного молчуна или заики.

«Ты отлично сегодня работал!» – А что является критерием? Много? Качественно? Быстро? «Ты очень добрая!» – А как ты догадался? «Ваши слова звучали действительно убедительно!» – Какие конкретно? «Ты классно к нему подстроился!» – А что я сделал? По каким параметрам? «Я тронут вашим вниманием!» – А это как? «Ты очень остроумная!» – Какая из острот тебе больше понравилась?

Надеюсь, эти мета-модельные вопросы останутся в вашем внутреннем диалоге, а на поверхности окажутся готовые ответы. Привыкайте давать четкую и понятную обратную связь, не забывая, впрочем, об очаровании просто благозвучных комплиментов. Ведь они так украшают нашу жизнь!



Страница сформирована за 0.68 сек
SQL запросов: 191