УПП

Цитата момента



Чтобы заработать на жизнь, надо работать. Но чтобы разбогатеть, надо придумать что-то другое.
Альфонс Карр

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Если жизни доверяешь,
Не пугайся перемен.
Если что-то потеряешь,
Будет НОВОЕ взамен.

Игорь Тютюкин. Целебные стихи

Читать далее >>


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/
Мещера

Подобраны ресурсы для достижения цели

Здесь мы просто задумываемся над тем, какие средства нам понадобятся на пути к цели, и что поможет нам начать движение. Проводим ревизию собственных возможностей, прикидываем, чего нам стоит еще поднабрать. Выясняем, как можно использовать все, что только может нам помочь.

Как и всегда, ориентация на возможности и способности, на то, что нас поддерживает и то, что мы можем использовать. При таком взгляде на мир оказывается, что он изобилует ресурсами и готов с нами поделиться прямо сейчас или когда попросим.

– Как правильно пользоваться банковским автоматом?

– Очень просто:

Зайти в банк.

Достать автомат.

Получить деньги.

Следующий пункт также предназначен для поиска ресурсов.

Вы исследовали возможные препятствия на пути к цели

Что вам помешало до сих пор начать движение? Что с этим можно поделать? Какие возможны неприятности в будущем и как на них реагировать? К чему стоит готовиться, чтобы встретить его во всеоружии? Что нам понадобится, чтобы все-таки достигнуть своей цели несмотря ни на какие препятствия?

Мальчик с папой едет в цирк в трамвае и задумчиво смотрит в окно. Папа спрашивает:

– Сынок, ты что такой задумчивый?

– Папа! Если во время циркового представления лев выскочит из клетки и съест тебя, каким трамваем мне возвращаться?

Предусмотрительный сынок! Ничего не скажешь.

Препятствия – это особенно приятный объект исследования. Ведь каждое из них – это отличный повод подыскать еще больше различных ресурсов, сделать свою работу еще более изящной и продуманной. Гораздо лучше подумать о способах их обхода или преодоления прямо сейчас в комфорте и уюте, чем тогда, когда они возникают прямо перед носом.

Совещание у командира части. Обсуждается проблема организованной поездки на рыбалку. Командир:

– По сколько будем брать?

– По две!

– По две уже брали и удочки там забыли

– По три!!

– И по три брали – забыли замполита…

– Тогда по три и чекушку!!!

– По три с чекушкой брали в прошлый раз и забыли автобус!

Командир:

– Все, я решил: берем по четыре, удочки и замполита не брать, из автобуса не выходить!

Кстати, совет на случай, если препятствий оказалось так много, что вы перепугались, не зная как дотащить до цели такую кучу необходимых ресурсов. Вернитесь к шестому пункту и слегка умерьте свои аппетиты. Сделайте цель такой, чтобы она оказалась вам «по зубам».

Намечены первые шаги

Когда вы сделаете свой первый шаг по направлению к цели? Назовите день и час. Если легче ориентироваться по событиям, то – после чего? Что это будет за шаг? Что вы сделаете в первую очередь? Как вы поймете, что уже начали двигаться?

Вовочка после просмотра рекламной паузы бросается с ревом к матери:

– Мама! Мамочка! Я тоже хочу играть в теннис, ездить на лошади и купаться в бассейне. Купи мне, пожалуйста «Тампакс»!

Первые шаги – это гораздо более важная процедура, нежели просто посидеть на вещах перед дальней дорогой. Она скорее сродни покупке билетов на поезд или самолет. Теперь уже не отвертеться. Теперь уже нужно отправляться в путь. Иначе столько трудов пропадут…

Древние китайцы говорили: «Дорога в тысячу ли начинается с первого шага». И ведь были правы! Любое дело с чего-то начинается. Пусть раньше вы только планировали и мечтали, как это будет. Кончилось время слов – пришло время действий.

Вперед!

Цель заявлена утвердительно

Общее направление – ориентация на позитив. Вы должны говорить о том, чего вы хотите. В формулировке не должно быть даже намеков на отрицание, отказ или избегание. Исключите любое напоминание о нежелательных моментах. Говорите о достижениях и ресурсах. Пусть вас буквально тянет к цели.

– Я не хочу постоянно ссориться с родителями!

– Я тоже. А чего вы хотите?

– Хочу мира и взаимопонимания.

– Мне надоели эти депрессивные мысли.

– А какие мысли вы предпочитаете?

– По крайней мере, конструктивные.

– Хочу бросить курить.

– Бросить? А зачем?

– Пора уже развивать силу воли.

Достижение цели зависит от вас

Убедитесь, что цель находится под вашим контролем. Проясните, от каких ваших действий зависит ее приближение. Что вы можете сделать для этого? Сможете ли вы взять на себя ответственность за нее? Переформулируйте результат относительно себя.

– Хочу, чтобы родители понимали мои заботы.

– А что лично вы можете сделать для этого?

– Наверное, стоит поговорить с ними об этом.

– Вот если бы постоянно была весна, я бы была счастлива!

– Так чего вы хотите – быть счастливой или чтобы была весна?

– Конечно, быть счастливой!

– Главное, чтобы окружающие создали подходящую атмосферу.

– И как вы собираетесь это сделать?

– Кажется, проще научиться действовать в любой…

Цель подтверждаема с помощью органов чувств

Главный мотив – не пропустите своего счастья! Пусть оно будет реально ощутимо и измеримо. Чем конкретнее цель, тем легче ее заметить.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– А что вам скажет, что уже умеете это делать?

– Когда смогу в течение месяца ладить с близкими.

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Как вы поймете, что уже получили это?

– Если в ответ на ругань я смогу ответить тепло.

– Стать видной личностью – это по мне.

– Сможете ли вы сами это заметить?

– Я это увижу по тому, что другие будут брать с меня пример.

Цель находится в нужном контексте

Где, когда и с кем вы этого хотите? Оценка событий во многом зависит от того, в каких обстоятельствах они произошли. В каких контекстах ваша цель желательна, а в каких – нет. Убедитесь, что вы получите ее именно там, где вам это нужно.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– С кем и при каких обстоятельствах?

– С родителями, особенно, когда они ворчат.

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Всегда ли оно уместно?

– Когда будет нужно сострадание, я его сумею обеспечить.

– Стать видной личностью – это по мне.

– «Светить всегда, светить везде»?

– Ну, иногда лучше уйти в тень, но в работе и личной жизни я этого хочу.

Цель сохраняет все преимущества настоящего положения

Соблюдайте экологию! Мир – достаточно сложная штука, чтобы этот факт начать уважать. В нем все взаимосвязано. Поэтому внимательно отнеситесь к своему заказу. Ничего ли вы не потеряете, если вдруг ваше желание исполнится? Не пропадет ли чего на пути к заветной цели? Сохраните ли вы все выгоды текущего положения? Все ли мнения учтены?

Учтите все заранее – потом расплачиваться придется совсем по другим счетам. Зато хорошо продуманная цель получает всеобщую поддержку и благоприятную атмосферу.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– А что дает нынешний стиль общения?

– Сейчас на меня боятся особо «наезжать».

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Ничего не боитесь потерять?

– Да. Иногда приятно потосковать, пожалеть себя, но пора учиться быть взрослой.

– Стать видной личностью – это по мне.

– Хорошо обдумали все последствия?

– Я готов к большей ответственности и новым нагрузкам.

Цель имеет подходящие размеры

Слишком маленькая цель не стоит столь тщательного планирования. Пусть у нее за спиной встанет действительно значительное начинание. За слишком большую цель неясно с какой стороны взяться. Убедитесь, что ее можно добиться в обозримом будущем. Выделите первый, начальный этап и работайте с ней. На оставшуюся часть задачи у вас еще будет время.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– Чему бы вы хотели научиться в первую очередь?

– Для начала, я бы хотел научиться просто выслушивать собеседника.

– Что вам это даст?

– Тогда и к моему мнению станут больше прислушиваться.

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Какая будет ваша первая задача?

– Научиться принимать в себя только хорошее.

– А зачем?

– Я рассчитываю прожить на этом свете подольше.

– Стать видной личностью – это по мне.

– С чего вы собираетесь начать?

– Полагаю, мне нужно овладеть ораторским искусством.

– А какая вам от этого польза?

– Тогда меня будут больше уважать.

Подобраны ресурсы для достижения цели

Что вам поможет в этом начинании? Какие у вас есть средства и возможности для реализации собственных замыслов? Что даст вам силы дойти до конца? Какие у вас есть варианты приближения к цели? Сфокусируйтесь на собственных возможностях, и вы удивитесь, насколько они огромны.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– У вас уже есть примеры таких разговоров?

– Да. Однажды мне удалось помирить двух своих друзей…

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– У вас есть для этого задатки?

– Конечно! Я обладаю очень сильной настойчивостью в достижении своих целей.

– Стать видной личностью – это по мне.

– Что вам может помочь?

– Я уже присмотрел себе подходящий психологический тренинг.

Возможные препятствия на пути к цели

Что мне может помешать? Какие могут возникнуть трудности? Что мне мешает прямо сейчас начать движение? Как мне обойти возможные преграды? Как сделать путь более легким? Подумайте об этом, когда прорабатываете желаемый результат, и он станет еще более доступным.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– А что вам мешает делать это сейчас?

– Понимаете, меня бесит, когда люди начинают обманывать. И я ничего не могу с этим поделать.

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Трудностей не будет?

– Если только какое несчастье. Тогда придется туго.

– Стать видной личностью – это по мне.

– Что-нибудь вам может помешать?

– Я уже пробовал неоднократно, но мне всегда мешало отсутствие способности сосредоточиться на одной цели.

Намечены первые шаги

Где, когда и при каких обстоятельствах я начну работать в этом направлении? Что это будут за действия? С чего я начну в первую очередь? Как я пойму, что машина реализации уже заработала? Первый шаг – самый трудный. На него надо решиться. Потом будет легче.

– Мне надо научиться дипломатично разговаривать.

– С чего начнете учебу?

– Выслушаю и приму к сведению первый же совет родителей.

– Я буду учиться поддерживать у себя хорошее настроение.

– Первый шаг?

– Я его уже сделала – я улыбаюсь!

– Стать видной личностью – это по мне.

– Когда начнете?

– Пойду на тренинг, как только сдам квартальный отчет.

Привет от искусственного интеллекта

Модели на вычислительных машинах отличаются точностью. При реализации теории на вычислительных машинах вскрываются те ошибки и недочеты, которые обычно ускользают от внимания даже самых скрупулезных исследователей.

Патрик Уинстон

Где-то в середине двадцатого столетия, когда появились первые электронно-вычислительные машины, люди задались вопросом: «Как научиться их использовать с наибольшей эффективностью?» Их очень интересовал вопрос, как заставить эту груду железа, напичканную лампами и проводами, приносить человеку наибольшую пользу.

Первые попытки особой оригинальностью не отличались. Ученые просто отдали машине право проводить быстрые вычисления. Отсюда и название – электронно-вычислительная машина. В результате ученые осуществляли всю интеллектуальную часть работы, а ЭВМ – вычислительную. Черновую, стало быть.

Правда, общение с компьютерами оказалось достаточно затруднено. Не говоря уже о том, что они совершенно не умели решать более или менее отвлеченные задачи.

Решили испытать новейший военный суперкомпьютер. Заложили в него всевозможные данные по военному делу. Приходит генерал и спрашивает:

– Нам наступать или отступать?

Компьютер думает несколько часов и выдает:

– Yes!

Полковник:

– Что 'Yes'?

Компьютер думает еще несколько часов и рапортует:

– Yes, sir!

Для общения с ЭВМ потребовались особые специалисты – программисты. А уж об их умении думать, как их собственные подопечные стали ходить настоящие легенды:

Программист ставит себе на тумбочку перед сном два стакана. Один с водой – на случай, если захочет ночью пить. А второй пустой – на случай, если не захочет.

Гораздо более интересный подход наметился с приходом кибернетики. Здесь уже человек задумался над тем, как научить машину думать. Ну, хотя бы в минимальных пределах. Понятное дело, чтобы «не изобретать велосипед» решили скопировать собственный стиль мышления. Так появилось понятие искусственного интеллекта.

А ученые в очередной раз задались вопросом: «Как же человек думает?» И главный сюрприз был именно в том, что теперь уже этим вопросом занялись представители точных наук. Их в первую очередь интересовали те вещи, которые действительно работали. Они отбросили все домыслы и фантазии и взяли из человеческого интеллекта именно то, что можно реально переложить на точный машинный язык. Ведь эти ученые собирались научить компьютеры думать, причем думать эффективно. И по-человечески…

Как вы понимаете, НЛПеры в своем поиске реально работающих инструментов просто не могли пройти мимо столь полезных находок. А это действительно оказалось самым настоящим сокровищем. Удобным, простым, универсальным – полезным. Причем, они взяли уже обработанный трудами многих кибернетиков алмаз и просто применили к моделированию человеческого совершенства.

Компьютеры просто отдали свой долг людям. С помощью тех же методов, какими они учились мыслить по-человечески, люди сами стали учиться тому же…

Та самая модель…

Простая, удобная, универсальная и потому – базисная, она появилась одной из первых. Ее иногда называют моделью эффективного достижения целей, основанной на обратной связи. Общую идею этой модели можно выразить словами «постепенное приближение к выбранной цели методом последовательных циклических приближений».

Вспомните грибников. Если подумать, там они выполняют большое количество повторяющихся действий, и в результате получают полную корзину.

Идут, смотрят по сторонам, заметили гриб, подошли, наклонились, срезали, положили в корзину, идут дальше, смотрят по сторонам, заметили гриб, подошли, наклонились, срезали, положили в корзину …

Цикл, стало быть. И так гриб за грибом они постепенно приближаются желаемому результату. Кому-то нужна корзина, кто-то стремится к ужину…

Формулировка действительно сложновата, но ее можно понять с помощью трех главных слов: цель, чувствительность, гибкость. Действительно, те кто легко достигает поставленных перед собой целей, руководствуются именно этими тремя принципами. Они четко знают, чего хотят. Они чувствительны к внешней обстановке. Они могут проявлять гибкость в средствах достижения своей цели.

Про важность грамотной постановки цели я говорить не буду – этому уже и так уделено достаточно много слов. Чувствительность проявляется в том, что после каждого небольшого шага мы собираем обратную связь из внешнего мира: «Приблизил ли меня этот шаг к желаемому результату?» Гибкость определяет нашу способность изменять свои действия вместе с переменой внешней обстановки.

Примерно этому самому и стали тогда учить машины. Ей ставилась максимально конкретная задача, давались средства для ее решения, назначалась «целевая функция» (она определяет эффективность каждого очередного шага) и давался четкий критерий выхода. Благодаря всему этому, компьютер учился решать самые различные задачи: от решения сложнейших систем дифференциальных уравнений до традиционных головоломок типа «пятнашек».

Формально полученная модель называется T.O.T.E. – Тест-Операция-Тест-Выход (Exit). При первом тесте мы определяем нашу цель, то чего мы хотим достичь. При втором – где мы сейчас находимся. Операции, которые мы выполняем, направлены на уменьшение разницы между первым и вторым тестом. Выход определяет условие перехода к следующей цели (при совпадении тестов, по прошествии определенного количества времени, при обнаружении более желаемой цели и т.д.).

Т1

Критерии выхода (при совпадении тестов, по времени и т.д.). При не выполнении условия выхода идем на операции

Е

О

Т2

Операции по приближению второго теста (текущего положения) к первому тесту (желаемому положению)

Кстати, на картинке заметна образовавшаяся петелька. Она называется петлей обратной связи. Так мы получаем информацию об изменении нашего местоположения относительно цели. Именно благодаря этой петле модель Т.О.Т.Е. стала столь эффективной. Она позволяет делать именно те шаги, которые непосредственно приближают к желаемому результату. Или, что тоже не редкость, вовремя отказаться от труднодостижимой цели в пользу более реальной.

Как ни странно, критерии выхода имеют действительно немалое значение. Если его не проработать, можно зациклиться очень надолго, что с удовольствием любят демонстрировать наши друзья-компьютеры. Да и некоторые люди… Как здесь – тесты совпали, а выхода нет:

Гражданин в нетрезвом состоянии бьет палкой по луже. Подходит милиционер и спрашивает:

– Ты что здесь делаешь?

– Акул гоняю.

– Так их же нет нигде!

– Значит, хорошо гоняю.

Распишем T.O.T.E. поподробнее. Можно предположить, что первым тестом (целью) этого гражданина было желание, «чтоб не было акул». Операции тоже вполне конкретны: удары палкой по луже. Милиционер указывает ему на то, что значение второго теста (текущего положения): «акул нигде нет», совпадает со значением первого теста. Но выход в нетрезвом состоянии «не сработал».

У меня есть предположение, почему он не сработал. Цель была неправильно сформулирована. Мы уже знаем, что здесь был нарушен первый пункт спецификации цели – позитивность формулировки. Впрочем, нарушен и второй пункт – зависимость.

Продолжая тему целей, стоит отметить, что у каждой цели есть множество подцелей, промежуточных задач. Аналогично, каждый результат является промежуточным для более глобального результата. Если вашей целью считается прочитанная и понятая глава, то подцелями здесь будут абзацы. Для абзацев – строки. Для строк – слова. Таким образом, любой T.O.T.E. можно разбить на множество более мелких промежуточных «тоутов», при этом он является частью некоего более глобального «тоута».

Помните про пример с грибами? Там первым тестом была полная корзина, к операциям относились все эти действия по поиску и сбору каждого гриба. Второй тест – степень заполненности корзины или же количество найденных грибов. Выход осуществлялся либо по времени, либо по совпадению тестов – заполнению корзины.

При этом более мелкие «тоуты» оказались заложены, как в операции, так и в промежуточные тесты. Т.О.Т.Е. осмотра окрестностей, Т.О.Т.Е. перемещения по лесу, Т.О.Т.Е. оценивания съедобности каждого гриба… И вместе с тем Т.О.Т.Е. подсчета количества грибов, Т.О.Т.Е. принятия решения… Более крупный Т.О.Т.Е. позволяет вернуться с набранными грибами домой. Он как бы управляет подчиненными «тоутами»: приехать в лес, собрать грибы, вернуться домой, приготовить грибы… Все эти «тоуты» являются его операциями.

Не правда ли, очень напоминает матрешку? Внутри каждой – еще одна. А для нее же можно найти внешнюю. Причем, это такая хитрая матрешка, что в каждый из «тоутов» вложено помногу разнотипных, но одинаковых по размеру составляющих «тоутов».

Вот такая интересная модель…



Страница сформирована за 1.44 сек
SQL запросов: 190