УПП

Цитата момента



Трехлетний ребенок спрашивает взрослого: «А ты все умеешь?»
Взрослый: «Нет!»
Ребенок: «А почему не научишься?»
Наверное, я — ребенок…

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Помните старый трюк? Клоун выходит на сцену, и первое, что он произносит, это слова: «Ну, и как я вам нравлюсь?» Зрители дружно хвалят его и смеются. Почему? Потому что каждый из нас обращается с этим немым вопросом к окружающим.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/d542/
Сахалин и Камчатка

Литература

Джон Гриндер, Джудит Делозье «Черепахи до самого низа»

Robert Dilts, Judith DeLozier «Encyclopedia of Systemic NLP and NLP New Coding»

Джудит Делозье «Мастерство, новый код и системное НЛП»

Сергей Горин «А Вы пробовали гипноз?» (в том числе в книге «НЛП: Техники россыпью»)

В. Леви «Искусство быть собой»

Майкл Гелб, Тони Бьюзен «Научитесь учиться или жонглировать»

Вадим Гурангов, Владимир Долохов «Курс начинающего волшебника»

Вадим Гурангов, Владимир Долохов «Учебник везения»

Вадим Гурангов, Владимир Долохов «Сам себе волшебник»

Вернон Вульф, Кёрк Ректор «Холодинамика вашей жизни»

Пауло Коэльо «Алхимик»

Роберт Хайнлайн «Чужак в чужой стране»

Виктор Суворов «Выбор»

Генри Лайон Олди «Богадельня»

Новокодовские гарики

Весьма наш мир материален,
Но, вожжи духа отпустив,
Легко уловишь, как реален
Сокрытой мистики мотив



Спать не зря охоч я очень,
Сонный бред люблю я с юности,
Разум наш под сенью ночи
Отдыхает от разумности



Вокруг хотя полно материальности,
Но знают нынче все, кто не дурак,
Действительность загадочней реальности,
А что на самом деле - полный мрак



Реальность - это то, где я живу;
Реальность - это личная окрестность;
Реальность - это всё, что наяву;
Но есть ещё совсем иная местность



Всего на свете мне таинственней,
Что наши вывихи ума
Порой бывают ближе к истине,
Чем эта истина сама



Я всю жизнь сомневаюсь во всём,
Даже в собственном тёмном сомнении,
Размышляя о том и о сём,
Сам с собой расхожусь я во мнении



Затаись и не дыши,
Если в нервах зуд:
Это мысли из души
К разуму ползут



Толпа естествоиспытателей
На тайны жизни пялит взоры,
А жизнь их шлёт к ебене матери
Сквозь их могучие приборы



Дорога к истине заказана
Не понимающим того,
Что суть не просто глубже разума,
Но вне возможностей его



Высшая у жизни драгоценность -
Дух незатухающих сомнений,
Низменному ближе неизменность,
Богу - постоянство изменений



Всё лучшее, что делается нами,
Весенней созидательной порой,
Творится не тяжёлыми трудами,
А лёгкою искрящейся игрой

Игорь Губерман

Энциклопедия «Красной Бурды»

Избранное

На всякий случай уточним: «Красная Бурда» - это юмористический журнал, выходящий в Екатеринбурге, лауреат всяческих наград, но не в этом суть. Кое-что из фундаментального труда редакции «КБ» было раздёргано на эпиграфы:

Ай да сукин сын – почётное звание, присваиваемое писателям. В XIX веке его удостоился один только А.С. Пушкин. В наши дни звания А. мог бы быть удостоен каждый второй член Союза писателей.

Акведук – канал, вследствие твёрдости грунта, прорытый в воздухе

Арифметика – наука о том, как у Васи было три яблока, а потом ему подарили ещё два.

Вегетарианство – система взглядов на мясо, при которой есть мясо нельзя, а быть из мяса можно.

Волхв – человек, в честь которого названа первая советская электростанция.

Гены – органические соединения, в которых закодирована информация о крокодилах.

Гиря – прибор для измерения количества раз одной или двумя руками.

Глупости – универсальная вещь. Их можно говорить, а можно показывать («Говорит и показывает Москва»).

Грязелечебница – место, где вылечат вашу грязь.

Дарвин – Чарльз, британский учёный. Известность получил благодаря своему происхождению.

Длинношеее – один из характерных примеров слов с двумя буквами «н» и одной буквой «и».

Доризо – очень известный русский поэт (или композитор). Николай.

ДОСААФ – библейский патриарх, отец Армии, Авиации и Флота.

Дрейф – процесс отклонения от первоначального курса от испуга.

Дырокол – приспособление для раскалывания особо твёрдых дыр.

Едва-едва [шахм.] – Самурайская защита (e2-e2). Императорская пешка бъёт самоё себя (ножом в живот).

Едва Ли [кит. Yedva Lee] – может быть, племянник Брюса Ли. Хотя едва ли.

Ёлка – дерево, у трупа которого дети веселятся в Новый Год.

Желток – яйцевина сердца. Ой! Нет! Сердцевина яйца, кажется так.

Женни – женщина, с которой жил, работал и боролся Карл Маркс.

Запрещённые – такие слова, как «…», «…» или, например, «…, …!»

Иванов – Порфирий Корнеевич, знаменитый исследователь возможностей человеческого организма. Установил, что любой человек может практически всё (обливаться ледяной водой, ходить босиком, часто здороваться и т.п.) до тех пор, пока не умрёт.

Иглоукалывание – средневековая китайская пытка с незначительным побочным лечебным эффектом.

Идеализм – хорошее, почти идеальное философское учение, противоположное плохому, грубому материализму. Приверженцы И. считают, что в основе мироздания лежит Дух, Идея, а все остальные философские учения суть фуфло.

Изюминка – особенность в виде маленькой сушёной виноградинки.

Интеллигент – человек в пенсне и шляпе. Например: Л.П. Берия

Косоглазие – один из способов самосозерцания без медитации. Люди, владеющие К., могут, кроме того, смотреть в глаза сразу нескольким собеседникам.

Крибле-Крабле-Бумс! – программа российского правительства по выводу страны из экономического кризиса.

Литр – мера объёма. В России меры, как правило, не знают и используют чаще всего 0.5Л.

Лоботомия – томление мозгов, горе от ума. Мыслям в башке тесно, вот человек и мучается.

Логика – мужская наука о законах мышления. По мнению женщин, это лженаука, потому что: 1) забыла почему; 2) ну и что тут такого?; 3) ты меня совсем не любишь; 4) э-э-э (плачут).

Люк – природный регулятор численности людей на тротуарах и машин на дорогах.

Мотив – лёгкая, приятная мелодия, лежащая в основе многих уголовных преступлений.

Не – отрицательно заряженная элементарная частица русской речи. Несмотря на элементарность, Н. не всегда воспринимается людьми, особенно мужчины не понимают её, когда эта частица испускается женщинами.

Обессмертить – лишить кого-либо смерти, в принудительном порядке заставить его быть вечно живым.

Однообраз – скучное, унылое животное. Никогда не линяет, не улетает в тёплые края, в брачных играх всегда проигрывает. Своих естественных врагов изматывает нудными, долгими «разговорами».

Оратор – часть электродвигателя. Главное назначение О. – орать на ротор и статор, чтобы те работали, как следует.

Осваивать – бить кого-либо сваей.

Реализм – течение в изобразительном искусстве. Художники-реалисты изображают все предметы в натуральную величину. (см. полотно А. Индустриевича «Строительство Саяно-Шушенской ГЭС»)

Резон – элементарная частица, мельчайшая и неделимая частица Смысла (см.). Античастица Р. называется «не резон» и смысла не имеет.

Рефлексия – вероятнее всего, это размышления, полные внутренней борьбы… Или попытка разобраться в своих сомнениях, противоречиях… Хотя нет! Скорее – это анализ собственного психического состояния… А может, мы заблуждаемся, и Р. – это что-то другое? Что-то недоступное нашему разуму… Имеем ли мы какое-нибудь моральное право столь категорично судить о таких понятиях?.. Наверное, нет. Извините нас…

Спонтанно – внезапно, где попало, как попало, с кем попало.

Тайна – очень полезная и удобная штука. Её легко можно долго хранить, её легко открыть, обменять на банку варенья и корзину печенья и, наконец, Т. – это практически единственное, что человек может унести с собой в могилу.

Умудриться – дожить до старости, сохранив ясность и остроту ума.

Учиться – одна из трёх задач, поставленных перед неграмотной молодёжью В.И. Лениным. («У., У., и ещё раз У.!» В.И. Ленин)

Фантасмагория – Гортанг Гамарджобович, грузинский писатель-фантаст (1978 г.р.). Автор фант. романов «Мамой клянусь!», «Планета Лобио», «Вазисубастики», «Горец» и «Горец, да?».

Фейхец – псевдоним знаменитого конспиратора Наума Хейфеца.

Филя и Фоба – персонажи детской телепередачи «Для вас, малыши с нездоровой психикой!»

Фрейдизм-Зигмундизм – система взглядов, учение о ведущей и направляющей роли сами знаете чего. Не маленькие.

Хоттабыч – единственная надежда российских футболистов.

Цвай – вторая, после Айн (см.) цифра немецкой классической арифметики. Ц. отличается от первой на величину Айн (см.). (Например: «Айн+Ц.=Полицай»)

Че Бурашка – выдающийся революционер, команданте. Нелегально проник в Россию в коробке из-под апельсинов. О жизни и подвигах Ч. люди слагают книги, мультфильмы и анекдоты.

Черепаха – папаха, надеваемая кавказцами на заблаговременно обритую голову.

Юнг – Карл. Немецкий философ. Разработал ряд вопросов в теории мировоззрения молодых матросов.

Я – последняя буква в распространённом местоимении.

Ядро – мельчайшая неделимая составная часть мельчайшей неделимой части вещества, т. наз. Атома (см.). Я., в свою очередь, состоит из небольших, но тоже неделимых частиц – нейтронов и протонов, которые тоже в свою очередь.

Дао

Одной далёкой стране очень повезло с правителем. Нет, правда, повезло. Все дела в ней были устроены самым лучшим образом, простые люди процветали, чиновники мудро регулировали их жизнь, собирая ровно столько налогов, сколько было нужно государству и умело распределяя их на разные нужды. Крепкая армия надёжно охраняла рубежи страны, и ещё оставались средства на содержание художников, поэтов и музыкантов, которые писали картины, сочиняли стихи и слагали песни.

И всё это было организовано в соответствии с замыслами правителя. И если вдруг что-то шло не так хорошо, как хотелось бы, он быстро разбирался в чём дело, и снова всё налаживалось самым лучшим образом и далее уже текло размеренно и спокойно. Народ любил своего правителя, а что может быть лучше?

И только сам правитель не мог найти покоя - он хотел править ещё более мудро, ещё более умело. И поскольку уже не было других правителей, у которых он мог бы научиться мастерству управления, он решил собрать у себя в дворце мастеров в любом деле - гончаров, пекарей, музыкантов, военных… Наверняка, - думал он - есть что-то общее у всех них, что делает их мастерами в своём деле. Мастерство само по себе. Если бы мне удалось найти его, я смог бы и править ещё лучше.

Сказано - сделано. Со всей страны потекли во дворец люди, чтобы поделиться со своим правителем секретами своего дела. Целый год правитель беседовал с ними - то по одному, то с целыми группами. Он изучал их таланты и действительно убеждался, что эти люди велики - каждый в своём.

Но что бы ни делали эти мастера, правитель каждый раз понимал, что то, что они делают в своём деле, он и так давно применяет в искусстве управления страной. Всё это он уже знает - он и правда был великий правитель.

И вот, по прошествии года, поняв, что он научился очень многому, и одновременно ничему новому не научившись, правитель рассеянно бродил по своему дворцу, думая, что, наверное, уже и не осталось такого мастерства, которым бы он не овладел.

Случайно он зашёл на кухню и вдруг остановился, поражённый. Какой-то человек разделывал мясо, и это было настоящее чудо! Нож мелькал в воздухе, и казалось, он едва касается туши, как куски мяса сами отделяются от неё и сами укладываются на стол в идеальном порядке. Правитель смотрел на это как заворожённый, а потом подошёл к этому человеку и почтительно сказал:

- Великий Мастер! Уже целый год я ищу подлинное Мастерство, и кажется наконец-то нашёл. Научи меня своему искусству!

- Почему ты называешь меня Мастером? - ответил человек - Я не Мастер, мой путь - дао.

- Но как тогда у тебя так легко получается?

- Я не знаю. Это мой нож просто находит пустоты в туше, входит в них. Он служит мне уже двадцать лет, и я ещё ни разу его не точил.

И правитель понял, что ему есть, чему учиться.

Яблочный сок

Один буддийский монах занимался приготовлением яблочного сока. Время от времени к нему прибегали дети и он, чтобы порадовать их, угощал их соком.

И вот однажды, когда дети прибежали к нему, и он, как обычно, стал наливать им в стаканы яблочный сок, случилось так, что как раз закончилась бутыль, поэтому в последний стакан вместе с соком попал осадок. Девочка, которой достался этот стакан, посмотрела на него и сказала:

- Я не хочу пить этот мутный сок!

И с этими словами она убежала. Однако, чуть позже ей захотелось пить и она вернулась к буддийскому монаху. Подойдя к нему, она сказала:

- Дай мне попить. Хотя бы простой воды.

- А почему ты не хочешь пить свой сок? - спросил её монах, подавая ей стакан.

За то время, пока девочки не было, осадок осел, сок отстоялся и тоже стал чистым и прозрачным. Поэтому девочка не узнала его:

- Это не мой сок.

- Это именно твой сок.

- Но мой был мутный, а этот прозрачный.

- Это тот же самый сок, только прошло время, и он отстоялся.

- Что же, значит, сок тоже может медитировать?

- Нет, сок не может медитировать. Но ты можешь у него этому научиться

Чёрный ящик

Я думаю, что порождающее изменение (generative change) - это 'изменение способа изменения'. Вокруг этого понятия группируются: направления, а не цели; повторяющиеся и рекурсивные решения, а не рефлексивные; порождающее, а не исправляющее; формирование механизмов, а не изменение поведений. Если NLP - это наука о петлях, то DHE - наука о спиралях. «Когда Вы описываете мир хорошо достаточно, Ваше слово становится законом».

Я был некоторое время назад (среди многих прочих тренингов) на курсе DHEtm. Майкл Брин сказал: найдите область, в пределах которой вам хотелось бы её побольше использовать и немного расширить. Я нашел партнера и начал говорить, и он меня изящно направил к сферам в моей жизни, которые я использовал, но при этом хотел бы использовать больше. Попутно в голову пришло несколько полезных вещей, которые мы взяли на заметку. Я начал говорить о некоторых из техник NLP, которые я использовал на протяжении всего дня, и я упомянул о ' черном ящике ' - компьютерном термине для обозначения функции, которая что-то делает, но при этом нам не важно, как она это делает.

Было бы полезно только иметь результаты без того, чтобы применять сами фактические методы. Я имею в виду, прежде всего, что, фактически, именно ваше бессознательное выбирает, какая методика является лучшей и когда. Иногда Вы можете 'изобрести' методику на лету, но именно ваше бессознательное собирает это всё вместе и даёт это Вам. И именно ваше бессознательное, фактически, делает методику. Так почему бы не позволять вашему бессознательному делать все те прочие изменения? Теперь, только постройте машину, которая берёт представление вашего результата - я, обычно, вижу фотографию - и создаёт любую методику - NLP , DHE или любую другую, приводящую к результату. Вы могли бы обдумать пять, 10 или 20 методик, чтобы ваше бессознательное поняло эту идею. Фактически, оно, вероятно, уже пришло к ней, по меньшей мере, дважды. Теперь, я представляю себе 'черный ящик', наверху которого есть зелёный свет, который включается, когда происходит изменение. Обычно, изменение заметно на несколько секунд раньше.

Проверьте это: вообразите, что вы являетесь черным ящиком. Представьте картинку самого чёрного ящика, и ждите, пока не включится зелёный свет на вашем реальном чёрном ящике. Теперь действительно начинается забава!

Я использовал мой чёрный ящик для создания класса полезного гипнотических 'методик', так что он определенно продуктивен (было бы разумно проверить это с рекурсивными процедурами, чтобы убедиться, что они 'достигают нижнего предела' где-нибудь). Я также нашел, что я могу открыть ящик и выяснить точно, как он работал. В результате, я создал ещё больше новых методик. Возможно, даже эту методику.

Пока мы обсуждали эту идею, моя партнёрша нашла, что она также создала чёрный ящик, достаточно было ей услышать моё предложение описать его.

Поделитесь вашими мыслями по поводу перевода. Просто напишите нам письмо.

Робин Аллесон

(C) Перевод, Константин Нурутдинов, 28.01.2002

(C) Georgy Bregman, 1999

(C) Психология - Вся Россия, 1999

По мотивам М.Р. Гинзбурга

Нижеследующие сказки записаны по мотивам метафор, которые рассказывал Михаил Романович Гинзбург на своём тренинге по метафорам (ступени тренинга по Эриксоновскому гипнозу). С Благодарностью!

Пик Скво

В одном краю было две страны, разделённых высокой-высокой горой под названием пик Скво. Жители одной из этих стран никогда не видели восхода Солнца, потому что страна была расположена на западе от пика Скво и утренние лучи Солнца закрывала его вершина. А жители другой страны никогда не видели захода солнца, потому что их страна была расположена к востоку от пика Скво и вечерние лучи Солнца закрывала его вершина.

И вот однажды юноша из восточной страны и девушка из западной решили подняться на пик Скво, чтобы наконец-то увидеть: она - восход, а он - заход Солнца.

И в один день, не сговариваясь, они начали восхождение на пик Скво. Он - с восточной стороны, а она с западной. И примерно на середине пути они встретились. И они обнаружили, что они не могут поговорить, поскольку каждый говорит на своём языке, и они не понимают языка друг друга.

И они продолжили восхождение и поднялись на вершину горы.

И девушка, которая никогда в жизни не видела восхода Солнца, наконец-то увидела, как оно поднимается и озаряет всё вокруг. И когда настал полдень, девушка легла и заснула.

И юноша, который никогда в жизни не видел захода Солнца, наконец-то увидел, как оно опускается всё ниже и прячется за горизонтом. И когда солнце зашло, он лёг и уснул.

И когда утром юноша и девушка проснулись, они вдруг обнаружили, что легко понимают друг друга, потому что они говорят на одном языке.

Военачальник и тигр

У одного китайского императора был очень умелый и опытный военачальник. И вот однажды после одной из его великих побед в императорском дворце был устроен большой праздник, на котором было много съедено и выпито:

И по окончании праздника, поздней ночью, военачальник возвращался домой. И вдруг он увидел, что возле поворота дороги в кустах затаился тигр. И тигр этот уже присел и был готов к прыжку: Несмотря на выпитое на празднике вино, военачальник среагировал мгновенно. В мгновение ока он выхватил лук, натянул его и выпустил стрелу, которая поразила тигра насмерть.

Когда утром военачальник проснулся, он вспомнил об этом происшествии и решил, что надо сделать из тигра чучело в напоминание об этом случае. Он пошел на то самое место и вдруг обнаружил, что в темноте он принял за тигра огромный валун. И этот валун был насквозь пробит стрелой, которую военачальник выпустил вчера ночью.

И это так заинтересовало его, что он выпустил ещё много стрел в этот камень, но все они отлетали, даже не поцарапав поверхности. И тогда военачальник понял: если намерение безупречно, стрела пробивает камень.

Чёрное и белое

Один слуга почистил белые туфли своего хозяина чёрным кремом. Хозяин принялся ругать слугу:

- Что же ты, не знаешь, что белые туфли чистят белым кремом, а чёрные - чёрным?!

- Один человек не может знать всего, - ответил слуга

Новый код НЛП

То, что идет дальше, разумеется, далеко не весь Новый Код НЛП, начавшийся с книги Джона Гриндера и Джудит Делозье «Черепахи до самого низа». Это просто россыпь разных техник, организованных по одному принципу и отличающихся только конкретным заданием для отвлечения (перегрузки) сознания.

Ассоциация клиента с актyальным состоянием. Пpи этом создается пpостpанственный якоpь. Для опеpатоpа сдесь главное откалибpовать состояние и побыстpее вывести из него (и из этого пpостpанственного якоpя) клиента. (минимизиpовать неpесypс, если он есть).

Собственно игpа или yпpажнение. Подбиpается, пpидyмывается в соответствии со следyющими пpавилами: Движения должны задействовать обе половины тела pавномеpно. Сложность движений выбиpается исходя из возможностей клиента, так чтобы их можно было выполнять минyт 15-20 т.е. достаточно легкие физически, но тpебyющие высокой степени концентpации. Пpи этом опеpатоp акцентиpyет внимание клиента на том, что «…самое главное пpавильно выполнять движения!». Паpаллельно на фоне движений задействyется «сознательное». Можно использовать yстный счет, повтоp слов (фpаз) задом напеpед и т.д. Собственно это может являться тестом, что клиент «готов». В тот момент, когда он бyдет настолько поглощен выполнением движений, что абсолютно пеpестанет замечать собственные ошибки в счете и ответ бyдет выдавать автоматически, его надо хватать…

…и тащить в пpостpанственный якоpь из п.1. Дать емy вpемя, ощyтить, что же пpоизошло с актyальным состоянием, что изменилось, стало лyчше. Пpичем может пpойти минyт десять-пятнадцать, пpежде чем клиент сможет выpазить это веpбально. :)

Итак, технически важно наличие начального и конечного шагов (пространственный якорь), а варианты техник просто отличаются разным заданием. Оно должно (как сказано выше Сергеем Веревкиным) задействовать обе стороны тела и разные репрезантативные системы, в особенности дигитальную (лучше, разумеется, все). Важно, чтобы задание было сделать сложно, но можно, просто потому, что успех «переносится» на проблемную ситуацию». Итак, варианты заданий:

Алфавит

Игра в цифры (групповая техника)

Вправо-Влево-Вверх-Вниз

Гулаг Архипелаг

Четные хлопки



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 190