УПП

Цитата момента



Если мальчик хулиганит
Или девочка шалит,
Ловят их и бьют по попе,
Чтобы знали наперед.
Вот

Синтон - тренинг центрАссоциация профессионалов развития личности
Университет практической психологии

Книга момента



Прежде чем заговорить, проанализируйте голос и настроение вашего собеседника, чтобы выяснить его или ее настроение. Оцените его или ее состояние, чтобы понять, как себя чувствует ваш собеседник: оживлен, скучает или спешит. Если вы хотите, чтобы окружающие прислушались к вашему мнению, вы должны подстроиться под их настроение и перенять тон и ритм их голоса, хотя бы на некоторое время.

Лейл Лаундес. «Как говорить с кем угодно и о чем угодно. Навыки успешного общения и технологии эффективных коммуникаций»


Фото момента



http://old.nkozlov.ru/library/fotogalereya/s374/d3354/
Мещера

5. Сфера права

Незнание — не довод.

Спиноза

Цель работы над этой сферой жизни заключается в том, чтобы помочь участникам осознать серьезность правовых отношений, особенно если это касается уголовного права. Никто из нас не хочет связываться с милицией, прокуратурой, судом. Наверное, это правильно. Пусть жизнь каждого будет мирной и спокойной, но увы… Часто происходит обратное. Или тебя, а что еще хуже ты оказываешься втянутым в неприятные процедуры. Помните "От тюрьмы и от сумы". Поэтому каждому из нас нужно морально быть готовым к участию в этих правовых отношениях, как бы нам этого не хотелось.

В этом разделе в самом начале участникам предлагается тест, в котором рассматриваются признаки преступника.

"Криминальное поведение"

1. Он не уважает мнение других людей.

2. Для него главное собственное мнение.

3. Он часто мучает животных.

4. Ему ничего не стоит ударить младшего или слабого.

5. Он давно не читал книг.

6. Он часто жесток по отношению к близким.

7. У него очень ограничены интересы.

8. Он уже курит и довольно часто выпивает.

9. В его речи часто встречаются грубые слова.

10. Делает что-то для другого только из-за выгоды.

Ключ к тесту.

За каждый ответ "да" поставьте себе по одному баллу и найдите общую сумму.

Определение результата и его интерпретация.

1 — 2 балла. Несмотря на наличие нескольких признаков вас трудно назвать потенциальным преступником. Но все же вам стоит задуматься над своим обычным поведением. Видимо первые признаки появились не зря.

3 — 6 баллов. Ваше отношение к жизни требует серьезных изменений. Иначе будет поздно.

 7 — 10 баллов. Удивительно, если вы до сих пор не совершили серьезного правонарушения. Скорее всего вам мешали различные обстоятельства, но если они изменятся вам будет трудно удержаться в рамках закона. Сделайте выводы, пока не поздно.

Конечно, вы вправе не согласиться с данной интерпретацией результатов. И кто-то из вас будет прав. "С чего автор берет на себя смелость утверждать, что я почти преступник", — подумаете вы. Я рад ошибиться ! Но тем менее есть смысл задуматься над своим образом жизни. Тем более, что впереди у вас целая серия тренинговых этюдов, которые помогут вам измениться в лучшую сторону, если в этом есть необходимость.

5.1. "Фоторобот"

Ты можешь стать умнее тремя путями:
- путем опыта — это самый горький путь;
- путем подражания — это самый легкий путь;
- путем размышления — это самый благородный путь.

Древняя китайская пословица.

"Для поиска преступника часто используется так называемый "фоторобот" — процедура, в ходе которой человек или группа людей, хотя бы мельком видевшая преступника, составляют в специальной лаборатории по отдельным частям описание — фотографию преступника. Из отдельных мелких деталей складывается довольно четкое изображение, по которому работники уголовного розыска ищут человека. Такой фоторобот, действительно, часто помогает его найти.

Мы с вами не будем составлять фоторобот преступника, займемся другой работой, помогающей найти в себе те привычки, черты характера, личностные особенности, которые может быть пока только вы сами и знаете, но которые могут толкнуть вас на сначала на безобидный розыгрыш, шалость, потом на аморальный поступок, правонарушение, а затем могут привести и к преступлению. Ведь ни один человек сразу не становится преступником, он идет к этому долгим путем мелких проступков.

Давайте сейчас составлять собственный "фоторобот", но не внешний портрет, то есть вы не будете рисовать свое лицо, а составите внутренний, психологический портрет. Каждый из вас составит список привычек и черт характера, которые могут быть первым шагом к серьезному проступку и правонарушению.

Постарайтесь быть откровенными и честными наедине с собой, эта работа поможет вам стать более осторожными и осмотрительными, убережет вас в будущем от опрометчивого поступка или более серьезного нарушения закона. Все ваши привычки, черты характера записывайте на бумаге.

Потом мы это обсудим все вместе, после того, как вы составите свой перечень, но говорить вы будете только о том, что сами найдете нужным и возможным сказать, т.е. полную тайна ваших размышлений гарантируется. Время на самоанализ 3 минуты".

Рекомендации ведущему. Начать этот этюд можно с прямого объяснения основной задачи тренинга — продолжение и дальнейшее углубление самоанализа повседневного поведения, обычных поступков и привычек.

После того, как участники поработают над предложенным перечнем, вы можете предложить им вслух высказаться о том, что они написали. Когда выступит один человек, нужно решить, действительно ли указанная привычка или черта характера может толкнуть этого человека на правонарушение. Не рекомендуется во время этого этюда заниматься критикой. Нужно снять этот критический настрой, дав группе установку не на критику выступавшего, а на обсуждение самой привычки — действительно ли она может подтолкнуть к правонарушению или стать причиной преступления, на помощь выступившему, чтобы он сам смог разобраться в себе и своих привычках.

На следующем этапе целесообразно обобщить выступления участников, составив сводный перечень того, что может послужить причиной правонарушений.

Работу в этом упражнении участники оценивают самостоятельно в пределах 10 баллов. Основными критериями могут быть искренность и глубина понимания самого себя.

Возможным продолжением этого упражнения может быть выработка конкретных превентивных мер, способов работы с указанными личностными проявлениями. Для этого вы предлагаете участникам оформить очередной аналитический бланк под названием "Что я могу"

Содержание

Превентивные меры

Сроки исполнения

1.

Вспыльчивость

Тренировать выдержку

В течение года

2.

и т.д.

Психологический комментарий.После вашей инструкции у ряда участников могут возникнуть серьезные затруднения типа "А если я ничего не могу вспомнить?" Поймите это состояние участников, для них очень трудно сразу понять самого себя с этой стороны, это и непривычно, и страшно. Поэтому, спокойно объясните еще раз, что это работа для самого себя, что приложив определенные усилия человек получит возможность в дальнейшем избежать серьезных неприятностей, по крайней мере по своей вине.

Часто затруднения связаны с опасностью, что об этом могут узнать все остальные участники. Еще раз напомните группе. что одно из основных правил тренинга — конфиденциальность, т.е. вся информация остается внутри группы, и тем более это относится к индивидуальному самоанализа, когда любой участник вправе не оглашать результаты своей работы.

Примеры из практики. Приводим несколько примеров записей: "Когда я сильно нервничаю, я начинаю кидать в близких разные вещи", "Я несдержанный, очень не люблю ждать", "Когда я обижен, я все делаю резко, вспыльчиво", "Я почти каждый раз отвечаю на обиды", "В порыве я могу обидеть и ударить человека", "Я очень люблю огнестрельное оружие", "Люблю драться за себя, т.е. не переношу оскорблений", "Очень люблю экспериментировать с опасными вещами".

Встречаются варианты ответов более лаконичные: "Горячность, раздражительность, мстительность", "Невнимательность, безразличие к людям", "Обидчивость, лень", "Неуважительное отношение к окружающим", "Халатность, неосторожность", "Лживость, нахальство".

5.2. "Адвокат"

И после плохого урожая нужно сеять.

Сенека

"Во всех цивилизованных странах существует специально созданный институт адвокатуры. Адвокаты призваны обеспечить более объективное рассмотрение дела, показывая судебным органам, что человек, который обвиняется в совершении того или иного преступления, все же имеет целых ряд положительных сторон.

На первом этапе вы кратко в течение 1 минуты напишите об одном из своих проступков. Затем вы по очереди рассказываете друг другу о том, что они написали. В ходе этого рассказа со стороны партнера возможны уточняющие вопросы, но только по самому проступку: где, когда, при каких обстоятельствах это произошло и т.д. Время на это "чистосердечное признание" — 2 минут.

На следующем этапе каждый участник составляет свою речь адвоката, защищающего человека, совершившего проступок, то есть своего партнера, который только что рассказал вам о каком-то из своих проступков. В эту речь должен войти список достоинств вашего партнера, а также нужно иметь ввиду, что задача адвоката — найти смягчающие вину обстоятельства. Это нужно для того, чтобы суд не совершил серьезной ошибки и учел все обстоятельства, в том числе и характеристику подсудимого. Адвокат должен найти и подчеркнуть достоинства самого человека и обстоятельства, которые объясняют его проступок. Помните об этом !

При составлении своей речи вы не должны общаться друг с другом, то есть нельзя задавать вопросы, спрашивать о чем-то, просить подтверждения своих мыслей и т.п. Эта работа должна проводиться в тишине. Основные аргументы целесообразно записать, чтобы потом не забыть. Время на эту работу — 2 минуты.

Затем вы зачитываете свои записи друг другу, комментируя их, дополняя словами то, что вам удалось написать. В это время партнер имеет право задавать вам вопросы, уточнять и любым другим способом высказывать свое отношение к услышанному. На это отводится примерно 3 минуты.

Рекомендации ведущему. Предложение написать о своем проступке вызывает у участников различные вопросы: "Что писать?" "А если нет ни одного проступка?" Постарайтесь спокойно и обстоятельно ответить на все эти вопросы, еще раз объясняя, что это нужно для того, чтобы попробовать увидеть основные достоинства своего партнера, даже несмотря на то, что он вам расскажет о каком-то из своих проступков.

Если участники ссылаются на то, что задание не совсем ясное, то в этом случае при формулировке следующего задания вам следует более подробно остановиться на его понимании, спросив одного-двух, как именно они поняли то, что предстоит сделать. Всей группе нужно сказать, что если что-то стало не ясно во время выполнения задания, то любой участник может поднять руку и пригласить вас помочь разобраться, что же все таки нужно делать. Вы тихо объясняете именно этому ученику то, о чем он вас попросил, при этом все остальные участники могут спокойно работать.

Во время этого "озвучивания" своих речей участники часто задают вопрос: "А можно добавить к тому что написано?" Конечно, можно и даже нужно, если есть что сказать об этом человеке. Только еще раз подчеркните, что говорить нужно именно о нем, своем партнере, не придумывая ничего и не приукрашая его. Задача трудная, но вполне выполнимая — найти в человеке, который сейчас сидит рядом с тобой, несколько положительный сторон его личности, а при обсуждении его проступка найти обстоятельства, которые пусть немного но смягчили бы его вину.

В заключении каждый участник может дополнить аргументы "адвоката" своими аргументами, то есть дописать то, что не сказал адвокат. Это можно объяснить тем, что у каждого есть право на "последнее слово". Итак, обратитесь к ребятам со словами: "Что вы хотите сказать в свое оправдание, кроме того, что сказал ваш адвокат". Очень часто участники пишут в качестве дополнительных аргументов чисто по-детски: "Я больше так не буду". Обратите внимание именно на это обстоятельство. Многим из них кажется, что если они скажут эти слова (как заклинание), то они спасут их в любом случае. Расскажите им, что, действительно, какое-то время, до 14 лет (пока не наступило время уголовной ответственности) слова "я больше так не буду" помогают, но потом они не смогут помочь, придется отвечать по закону. Хорошо, что больше не будешь, но за то что сделал все равно нужно отвечать.

Будьте готовы к тому, что на этом этапе участники могут к вам обратиться с вопросом: "А если я не хочу себя оправдывать", "Мой адвокат уже все сказал". Спокойно объясните этим участникам, что это их право отказаться от последнего слова, но напомните им, что у них есть уникальная возможность помочь себе. "Пусть это пока игра, но если потребуется защищать себя в реальной жизни, к этому нужно быть готовым. Если не хочется, не работайте, но вы упускаете действительно уникальный шанс помочь себе". После этих слов обычно группа начинает задумываться и работа продолжается.

Психологический комментарий. Основная задача этого этюда — помочь участникам увидеть и подчеркнуть основные достоинства партнера, т. е. видеть не только отрицательные стороны человека, который совершил правонарушение или преступление, но и его положительные качества.

Участники часто спрашивают: "А почему нельзя прямо спросить у соседа про его основные достоинства? Ведь так не бывает, настоящий адвокат очень подробно расспрашивает своего подзащитного". Это специально используемый прием и им нужно объяснить, что задача тренинга в другом — не спросить (это было бы слишком просто), а самому попытаться разобраться в человеке, сидящем рядом или напротив, понять его, мотивы его поступка, увидеть и подчеркнуть его основные достоинства, именно те, которые за время совместной работы они успели друг у друга подметить.

Во время выполнения этого этюда вам совсем необязательно вмешиваться в ход обсуждения. Пусть работают самостоятельно, не смущаясь присутствия взрослого. Если возникнет необходимость, например, когда некоторые пары участников начинают слишком громко задавать друг другу вопросы или смеяться, просто напомните им, что они не одни. Может случиться и так, что одна-две пары не работают, тогда нужно подойти и попытаться узнать, в чем дело. Может быть не совсем правильно поняли правила, или у партнера нет ни одного проступка? В этом случае вам следует взять инициативу на себя, например, помочь найти хотя бы незначительный проступок, а потом достоинства сначала одного участника пары (помогая его партнеру), а затем достоинства второго (помогая первому). В дальнейшем они должны работать самостоятельно.

Одна из типичных ошибок — адвокат начинает "работать" в роли прокурора. Это нужно во время остановить.

Примеры из практики. Приведем несколько примеров "чистосердечных признаний" участников: "Забыла вычистить ковер, хотя меня об этом просила мама, и пошла гулять", "По просьбе родителей пошла в магазин за молоком, но прогуляла с подругами, а маме сказала, что хлеба в магазине нет", "Мой брат приставал ко мне, хотел со мной поиграть, а у меня было плохое настроение и я треснул его по голове, он заплакал", "Я случайно разбил окно в школе и не сказал об этом никому", "Курю до сих пор несмотря на запрет отца", "Не погуляла вчера с собакой, хотя родители очень просили", "Часто ругаюсь с бабулей", "Начала курить", "Угнал велосипед и накатался на нем, а потом вернул".

В качестве примеров приведем несколько фраз из готовых речей адвокатов — участников тренинга: "Мой подзащитный очень добрый и душевный человек, он в любую минуту придет на помощь. Он никогда не обижается, он хорошо учится. А сделал это от скуки, так как дома никого не было"; "Ты куришь, потому что живешь в таком окружении, сами родители курят, все вокруг тебя курят"; "Я его защищаю, так как его поступок был спровоцирован друзьями. Вообще он тихий и спокойный, и больше так не будет делать".

5.3. "Око за око, зуб за зуб"

Прежде чем начать месть, вы должны выкопать две могилы.

Китайская мудрость

"Вы, конечно, знаете, что в древние времена судьи руководствовались правилом "Око за око, зуб за зуб". Это считалось естественным и справедливым. Если по твоей вине погибла, например, корова соседа, то у тебя забирали корову (или убивали ее). Если ты выбил в драке глаз человеку, то суд приговаривал тебя к тому, чтобы и у тебя выбили глаз. Поэтому и принцип звучит именно так "Око за око, зуб за зуб".

Наверное, для того времени это было довольно мудрое решение, чтобы другим неповадно было выбивать глаза и зубы. А как сегодня нам решать эти же проблемы. Ведь люди продолжают вести себя агрессивно, мальчики дерутся на переменах и после уроков, юноши и мужчины в любое другое время. Как обуздать эти порывы агрессии? Надо ли использовать принцип "Око за око"?

Давайте разделимся на две большие подгруппы и распределим роли. Одна половина группы будет выступать за использование этого принципа "Око за око", а вторая будет убеждать нас в том, что его использовать нельзя. Задача каждой стороны найти как можно больше аргументов в свою пользу. Это могут быть примеры из истории человечества, из сегодняшней практики и т.п. Главное — убедительность ваших аргументов, их вес. Постарайтесь подойти к обсуждению этого вопроса серьезно, так как ваши оппоненты (противники в ходе спора) будут до последнего отстаивать свою позицию. Время на выдвижение аргументов и составление небольшой речи вашего представителя 5 минут.

После этого мы заслушаем каждую сторону и решим, кто же из вас был более убедительным".

Рекомендации ведущему. Для того чтобы разделить группу на две подгруппы, можно использовать несколько различных способов. Первый способ — по желанию самих участников, которые должны разделиться на две части. Это не всегда получается быстро и организованно, так как к этому времени в группе установились теплые отношения и участникам не хочется разделяться. Второй способ — сначала объединить участников в пары (это они делали уже много раз), потом объединить в одну подгруппу первые номера в парах, а их партнеры составят вторую подгруппу. Возможен третий способ — по промежуточным итогам, когда первая половина ранга становится одной подгруппой, а вторая — другой. Вы может использовать и любые другие удобные для вас способы.

Во время работы подгрупп следует напомнить участникам, что они должны выдержать рамки, заданные ролью. Это не всегда получается, потому что многим из них не по душе тот принцип, который приходится отстаивать. Объясните участникам, что чем точнее они будут следовать заданию, тем интереснее будет дискуссия.

Вести дискуссию можно поручать по очереди представителям обеих подгрупп. Это оживляет процесс обсуждения, так как участники эмоционально включаются, защищая своих представителей. Вам нужно быть готовым к вмешательству в случае излишнего эмоционального накала, разгара страстей, которые могут мешать продуктивному обсуждению.

Итогом будет сумма баллов, полученных за каждый аргумент, который подгруппа смогла отстоять перед своими оппонентами. За каждый аргумент подгруппа получает по 5 баллов, а затем полученная сумма делится внутри каждой подгруппы самостоятельно.

Психологический комментарий. Использование принципа противостояния и аргументации своей точки зрения в условиях жесткой позиции помогает участникам осознать свою жизненную позицию. Активная дискуссия с четко заданной ролевой установкой как бы высвечивает плюсы и минусы каждой из сторон.

Во время общего обсуждения отрабатываются и навыки корректного общения с партнером, который придерживается противоположной позиции, участники получают возможность проявить себя, опробовать различные способы эффективного взаимодействия.

Примеры из практики. Высказывания сторонников принципа "око за око": "Это нужно, чтобы не было разгула преступности"; "Казнить обязательно, чтобы другим неповадно было"; "Надо делать именно так, так как очень трудно близким людям тех, кто пострадал от преступника"; "Меньше будет расходов на содержание преступников".

Высказывания сторонников современного цивилизованного подхода, противников принципа "око за око":"Так можно самим озвереть, стать на преступный путь"; "Это унижает самого человека"; "Насилием никогда не остановить насилие"; "Так мы никогда не станем цивилизованной страной".



Страница сформирована за 0.66 сек
SQL запросов: 190